Научная статья на тему 'Основные характеристики модели специалиста по имиджелогии в современной России'

Основные характеристики модели специалиста по имиджелогии в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / IMAGELOGY / IMAGE-MAKER / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / МЕТОДИКА / METHOD / ИМИДЖЕЛОГИЯ / ИМИДЖМЕЙКЕР / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Юлия Витальевна

Статья исследует исторические этапы становления основных характеристик специалиста по имиджелогии в России. В статье также приводятся основные характеристики специалиста по имиджелогии, раскрываются общие черты модели специалиста данной профессии в современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates historical stages of formation of specialist's main characteristics in imagelogy in Russia. Main characteristics of image logy specialist and common features of specialist's model in this professional area in contemporary Russia are also given in this article

Текст научной работы на тему «Основные характеристики модели специалиста по имиджелогии в современной России»

Примечания

1. Ангеловски К. Учителя и инновации / К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 1991. -159 с.

2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1989. - 238 с.

3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - Кн. 1. - 568 с.

4. Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. - 1987. - №2. - С. 3-8.

5. Белозерцев Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы / Е. П. Бело-зерцев // Педагогика. - 1992. - № 1-2. - С. 61-66.

6. Болотов В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов и др. // Педагогика. - 1997. - № - С. 66-72.

7. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В. В. Давыдов // Новое педагогическое мышление / под ред. А. А. Петровского. - М., 1989. - С. 64-90.

8. Долгова В. И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В. И. Белозерцев. - Челябинск, 1997. - 43 с.

9. Загвязинский В. И. Анализ, оценка и способы стимулирования педагогических нововведений / В. И. Загвязинский, К. В. Елисеев. - Тюмень, 1995.

10. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. - М., 1980.

11. Коменский Я. А. Избранные педагогические соч.: в 2 т. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982.

12. Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

Ю. В. Фролова

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ИМИДЖЕЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья исследует исторические этапы становления основных характеристик специалиста по имиджелогии в России. В статье также приводятся основные характеристики специалиста по имиджелогии, раскрываются общие черты модели специалиста данной профессии в современной России. Ключевые слова: образование в сфере культуры, имид-желогия, имиджмейкер, специалист, обучение, методология, методика.

The article investigates historical stages of formation of specialist's main characteristics in imagelogy in Russia. Main characteristics of image logy specialist and common features of specialist's model in this professional area in contemporary Russia are also given in this article. Keywords: liberal education, imagelogy, image-maker, specialist, education, methodology, method.

Имиджелогия сегодня прочно заняла свое место как научная проблема, как учебная дисциплина и как сфера практической деятельности. Ее определяют обычно как «теорию разработки и разностороннего формирования ... образа» или же как науку «... о путях и средствах формирования имиджа», относя ее к «научно-технологическим дисциплинам ... к прикладному направлению в человековедении». Как указывают исследователи проблем имиджелогии, в России понятие «имидж» стало распространяться с конца 80-х годов ХХ столетия. В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века появились и первые отечественные разработки по имиджированию, посвященные различным аспектам построения имиджа (Е. В. Гришунина, П. С. Гуревич, Ф. А. Кузин, Е. И. Манякина, В. Д. Попов, В. А. Ремизов, Р. Ф. Ромашкина, Б. Г. Уши-ков, В. М. Шепель, И. А. Федоров и др.). В настоящее время имиджелогия стала и

научно-исследовательским направлением, и вузовской дисциплиной. Так, уже более 15 лет в ИПК МИКПРО МО преподается 70-часовой курс «Технологии личного обаяния» (В. М. Шепель), более 10 лет в ИДПО МГУКИ осуществляется профессиональная переподготовка по программе «Имиджелогия», более семи лет функционирует Лига Профессиональных Имиджмейкеров России, учредителями которой стали В. М. Шепель и МГУКИ. Создано 3 кафедры имиджелогии в г. Москве, Центр имиджелогии в г. Астрахани, институт имиджелогии в г. Екатеринбурге, изучается имиджелогия в Институте индустрии моды г. Москвы. В 2003 году создана Академия имиджелогии. Наконец, в 2009 году вышло издание, в котором особое место занимают основные понятия по имиджелогии — «Энциклопедия паблик рилейшнз», подготовленная европейским издательским экспертным советом. В состав авторского коллектива вошли такие отечественные специалисты, как Т. Лебедева,

Е. Вартанова, Я. Засурский, А. Орлов, В. Садовская, М. Шишкина, В. Лащевский, А. Глазырин, Е. Зайцев, А. Ситников и др. В стране функционируют десятки имидж-центров, в которых работают более 100 сертифицированных специалистов, подготовлено несколько тысяч преподавателей и консультантов по имиджу.

Таким образом, созданы и солидная теоретико-методологическая база имидже-логии, и обширный отряд специалистов — ученых, преподавателей, методистов и группы практикующих имиджелогов. Подготовка специалистов-имиджелогов базируется на представлении об их идеальном портрете. При моделировании характеристик такого идеала исходят из основных профессиональных функций имиджмейкера: 1) диагност: его функции - имиджевая диагностика, формулировка проблемы клиента, формализация клиентского запроса; 2) креатор: его функции - творческое решение проблемы клиента, разработка индивидуальных имидж-проектов, генерирование новых идей; 3) коммуникатор: его функции — обмен информацией, изучение индивидуально-психологических особенностей клиента: его ожиданий, намерений, потребностей, интересов, предпочтений, оказание влияний с целью обучения, коррекции, мотивирования, стимулирования; 4) модератор: его функции — координация взаимодействия с клиентом, организация и осуществление имидж-процесса; 5) конфликтолог: его функции: управление конфликтами во взаимоотношениях с клиентами: предупреждение деструктивных конфликтов, стимулирование и разрешение конструктивных конфликтов; 6) фасилитатор: его функции — снижение различных затруднений, барьеров, возникающих в процессе имиджирования путем создания комфортных условий взаимодействия с клиентом, повышения доверительности в отношениях с ним, катализация процесса самораскрытия его творческих ресурсов; 7) аттрактор: его функция — создание привлекательного образа имиджмейкера — специалиста — профессионала, повышение доверия к личности специалиста, убедительности даваемых рекомендаций и процесса имиджирования.

При этом имиджмейкер в каждой из перечисленных ролевых функций маркируется специфическими характеристиками. Для диагноста главными выступают перцептивные качества: наблюдательность, проницательность, овладение методами визуальной психодиагности, фейс-контроля; накопление опыта имидж-диагностики профессиональной ситуации; для креатора — рефлективная компетентность, интуиция, навыки творческого решения проблем, разработки новационных имидж-проектов; для коммуникатора — коммуникативная компетентность, культура общения, навыки деловой коммуникации; для модератора — управленческая компетентность, навыки продуктивного взаимодействия, широкий организаторский опыт; для конфликтолога — развитые навыки предупреждения и разрешения конфликтов в процессе имиджирования, опыт посреднической и переговорной деятельности на основе методов компромисса и консенсуса; для фасилитатора — развитые

навыки и опыт осуществления фасилитации, способность к эмпатии, знания знаковой невербальной стороны общения; для аттрактора — развитый аттрактивный имидж, навыки применения делового обаяния в работе с клиентом на основе позитивной атрибуции.

Конструирование черт идеальной модели имиджелога явилось первым этапом в становлении основных характеристик специалиста по имиджелогии. Следующий этап охарактеризовался формированием обобщенного профессионального портрета имиджмейкера. Фактическим методологом данного подхода явился автор одних из первых работ в России по имиджелогии — В. М. Шепель. С его точки зрения, имиджмейкер - это, в первую очередь, философ-антроповед, главной задачей которого является высвечивание в человеке его лучших личностных качеств, раскрытие его духовной красоты. В этом случае специалисту необходимы: системные знания о человеке, владение такими профессиональными технологиями, как технология формирования имиджа, педагогическое взаимодействие, стилистика, актерское мастерство, эстетика движения и др. Обзор отечественных работ по имиджелогии и анализ практического применения знаний имиджмейкера позволяют выделить еще некоторые необходимые и важные составляющие профессионализма имиджмейкера.

Работа имиджмейкера - это искусство, а искусство - это проявление внутренней свободы, состояние творческого, необъяснимого полета. Для эффективного творчества имиджмейкер должен быть свободен психологически и материально. Психологическая свобода дает внутренний комфорт, сосредоточенность на выполнении своей работы, легкость в общении с клиентом. Ведь мы вряд ли пойдем к психологу и доверимся ему, если он находится в состоянии нерешенных личных проблем. Имиджмейкер учит быть успешным, поэтому сам должен быть успешным и презентовать это в своем облике и поведении. Клиенту необходимо видеть ориентир в лице имиджмейкера так называемый пример для подражания, ведь недаром одной из важнейших функций имиджелогии является жизненно увековечивающая функция, заключающаяся в запечатлевании в памяти неизгладимого образа притягательной личности учителя, родителей или друга.

Все, о чем проповедует имиджмейкер, в большей или в меньшей степени должно быть воплощено в нем самом, поскольку он вселяет уверенность в другого человека, не только обладая своим богатым внутренним миром и профессиональной компетентностью, но и своей внутренней и внешней гармоничностью и благополучием, иначе возникает рассогласование между целью, поставленной перед клиентом, и средствами достижения результата.

Важнейшим и необходимейшим условием успешной работы имиджмейкера является, как отмечает В. М. Шепель, его специфическая одаренность, которая заключается в обаянии, или харизматичности. Врожденный такт, способность прочесть человека, умение расположить к себе, найти подход, чувство ситуации. Все вышеперечисленное, в свою очередь, должно стоять на прочном фундаменте профессиональных знаний.

Следующий этап становления основных характеристик имиджелогов в России связан с их складыванием в рамках различных специализаций деятельности: имид-желог социальной среды; корпоративный имиджелог; имиджелог социокультурной среды; профессиональный имиджелог; индивидуальный имиджелог; вербальный имиджелог; кинетический имиджелог и т.д.

Так, для имиджелога социальной и социокультурной среды важно уметь не явно, а косвенно осуществлять пропаганду своих целей; уметь строить четкий семиотический смысл; уметь задействовать все имеющиеся знаковые фигуры; важно и то, что их не следует «раскручивать», а наоборот, они должны добавлять свой позитив

к сообщению; уметь: осуществлять пропаганду через понятный мифологический ряд, активно использовать наиболее эффективные межличностные контакты, демонстрировать в режиме «нон-стоп» разнообразные группы лидеров влияния и обеспечивать хорошее финансирование, умело позиционируя свои действия и обеспечивая их планомерную последовательность.

Для корпоративного имиджелога важно уметь обеспечить: заданное (нужное) впечатление от корпорации; достойное позиционирование корпорации на рынке; побуждать людей к действиям, благоприятствующим корпорации. В этих целях имид-желог должен уметь: положительно позиционировать основателей или руководителей организации; поддерживать достойный имидж персонала, социальный имидж организации, имидж товара, стиля и культуры организации, ее факторы надежности и устойчивости. Имиджелог должен обеспечивать эффективную внешнюю атрибутику (дизайн, фирменный стиль, визуальный имидж), фирменную символику, а также бизнес-имидж организации.

Для индивидуального имиджелога важно иметь следующие характеристики: уметь различать самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж, а также — профессиональный и собственно личностной имиджи; умело пользоваться имид-жформирующей информацией, учить самопрезентации.

При этом создавать имидж личности — означает строить синтетический образ, включающий внешние изменения, изменения поведенческих стереотипов, осуществлять коррекцию психоэмоциональных состояний.

Для профессионального имиджелога важно уметь: определять требования аудитории, сильные и слабые стороны субъекта; конструировать образ и подведение характеристик объекта сообразно требованиям аудитории; переводить желаемые характеристики объекта в вербальную, визуальную и событийную формы; соотносить образ идеальный, образ создаваемый и образ реальный.

Таким образом, в основе отечественной концепции имиджелогии лежит гуманистическая идея создания привлекательного имиджа человека путем высвечивания лучших качеств личности, презентации их через внешность и поведение. Следует при этом отметить, что российская школа имиджелогии, в отличие от зарубежной, делающей акцент на преобразовании внешности, считает имиджирование (и, следовательно, и основную функцию специалиста по имиджелогии) личностным дизайном, смысл которого заключается в конструировании образа, где осуществлена опора на лучшие личностные качества и привлекательные визуальные характеристики.

Примечания

1. Власть в жизни и наука о власти: [словарь-справочник]. - М., 2004. - 178 с.

2. Гольдиен С. Как создается имидж в американской политике / С. Гольдиен // США: экономика, политика, идеология. - 1990. - № 10.

3. Кисмерешкин В. Г. Позитивный деловой имидж страны / В. Г. Кисмерешкин // Реклама. - 2000. - №3.

4. Метаева В. А. О профессиональном портрете имиджмейкера / В. А. Метаева, О. В. Полякова // Тенденции развития и технологии преподавания имиджелогии в России: [сборник докладов I Всероссийского научного семинара (Москва, 19-20 апреля 2003 года)]. - М., 2003. - С. 26-27.

5. Метаева В. А. Роль имиджелогии в процессе культурной идентификации человека / В. А. Метаева // Тенденции развития и технологии преподавания имиджелогии в России: [сборник докладов I всероссийского научного семинара (Москва, 19-20 апреля 2003 г.)]. - М., 2003. - С. 24-25.

6. Панасюк А. Ю. Наука «Имиджелогия»: теоретическое обоснование права на существование / А. Ю. Панасюк // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. - М., 2003.

7. Пискунова Т. Н. О формировании имиджа образовательного учреждения / Т. Н. Пискунова // Источник. - 1997. - №5-6.

8. Ремизов В. А. Имидж личности / В. А. Ремизов. - М., 2006.

9. Тенденции развития и технологии преподавания имиджелогии в России: [сборник докладов I всероссийского научного семинара (Москва, 19-20 апреля 2003 г.)]. - М., 2003.

10. Цветкова С. Г. Имиджелогия и этикет / С. Г. Цветкова. - М., 2008.

11. Чармессон Г. Торговая марка. Как создавать имя, которое принесет миллионы / Г. Чармессон. - М., 1999.

12. Шепель В. М. Тенденции и перспективы развития имиджелогии в России / В. М. Шепель // Имиджелогия : современное состояние и перспективы развития. - М., 2003.

13. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. - М., 1994.

14. Энциклопедия паблик рилейшнз. - М.; Париж, 2009.

Ю. А. Шмакова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ХОРЕОГРАФА

В статье представлены различные подходы к определению направленности личности, ее структурные компоненты - мотивы, потребности, интересы, идеалы и др., раскрывается понятие «профессиональная направленность», в частности «профессиональная направленность будущих преподавателей-хореографов», исходя из специфики самой профессии. Дана классификация направленности, а также выявлены уровни сформиро-ванности направленности. Раскрыты стадии развития профессиональной направленности будущего преподавателя-хореографа на этапе вузовской подготовки. Ключевые слова: образование в сфере культуры, направленность, личность, профессиональная направленность, преподаватель-хореограф, потребности, интересы, идеалы, уровни сформирован-ности, стадии развития, профессиональная подготовка, университет.

In the article different approaches to the definition of "focus" personality, structural components-motivation, needs, interests, ideals and others. Expands the notion of "professional focus", in particular "professional focus future teachers-choreographers", based on the specifics of the profession. It gives orientation of classification and build up orientation levels. Disclosed to the stage of development of professional orientation of future teacher-choreographer at the stage of university training. Keywords: liberal education, orientation, identity, vocational orientation, teacher-choreographer, needs, interests, ideals, build up orientation levels, stage of development, professional training, university.

Одной из фундаментальных характеристик личности является ее направленность. Категория направленности определяет социальную и нравственную ценность личности и является важнейшей ее стороной, имеющей самостоятельную структуру. В наиболее полной справочной литературе, освещающей педагогические термосистемы, педагогических энциклопедиях 60-х и 90-х годов ХХ века, отсутствует термин «направленность», «профессиональная направленность». Не изобилуют анализом термина «направленность» учебники и учебные пособия по педагогике авторов П. И. Пидкасистого, Б. Т. Лихачева, Л. П. Крившенко, И. П. Подласого, О. С. Гребе-нюка, Т. Б. Гребенюк, А. А. Радугина и др. Этимологически «направленность» рассматривается как устремленность к достижению поставленной цели, самоотверженная научная деятельность, верность избранному виду искусства и в целом творческой деятельности. Профессиональная направленность - стремление к эффективному педагогическому труду, достижению высокой результативности в обучении и воспитании учащихся. В профессионально обусловленных требованиях к личности педагога отмечается: профессиональная направленность «является тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.