Научная статья на тему 'Принцип модульной технологии в формировании имиджа специалиста по связям с общественностью'

Принцип модульной технологии в формировании имиджа специалиста по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДУЛЬ / ИМИДЖ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / MODULAR PRODUCTION ENGINEERING / UNIT / IMAGE / IMAGELOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Лидия Михайловна

Определена научная проблема и рассмотрен принцип модульной технологии в формировании профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью на базе курса «Имиджелогия». Описан состав модулей учебной дисциплины «Имиджелогия» и информационно-технологический ресурс. Выделены преимущества модульной технологии над традиционной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principle of modular production engineering in creation of image of the specialist on public relations

The scientific problem is defined and the principle of modular production engineering in creation of professional image of the specialist on public relations on the basis of a heading «Imagelogy» is observed. The composition of units of a subject matter «Imagelogy» and an informational-technological resource is presented. Advantages of modular production engineering over the traditional are gated out.

Текст научной работы на тему «Принцип модульной технологии в формировании имиджа специалиста по связям с общественностью»

УДК 378:159.923

Л.М. Семенова, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

ПРИНЦИП МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В последнее время особую актуальность приобретает подготовка профессионалов в сфере связей с общественностью соответствующего уровня, квалификации и компетентности. Специальность «Связи с общественностью» является относительно новой и востребованной на рынке труда. Будущим специалистам по связям с общественностью необходимо сформировать собственный позитивный имидж, что играет ведущую роль в их профессиональной деятельности. Особенно актуален профессиональный имидж в конкурентной среде, когда он становится средством повышения значимости специалиста в коллективе и обществе.

В результате изучения опыта преподавания в вузе и имеющихся диссертационных исследований, анализа форм и методов обучения в России и за рубежом, государственного образовательного стандарта, обобщения итогов наблюдений за ходом производственной практики и данных опроса преподавателей вузов можно отметить ряд недостатков, которые отрицательно влияют на процесс формирования конкурентоспособного специалиста:

• демонстрация теоретических и практических знаний, не предусматривающих формирование имиджа будущего специалиста, но необходимых ему для успешной работы;

• опора на знаниецентристскую парадигму и недостаточное применение культуроцентристской педагогики;

• неразработанность диагностических методик определения уровня сформированности профессионального имиджа специалиста;

• отсутствие концепции формирования профессионального имиджа специалиста;

• отсутствие комплексной технологии имиджевой подготовки специалистов и как следствие рассогласованность целей образовательного процесса.

Эти недостатки подтверждают актуальность исследования возможности высшего профессионального образования по формированию профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью.

Личностные и профессиональные качества, профессиональный имидж выпускников высших учебных заведений не в полной мере соответствуют потребностям общества. Такое положение обусловлено, по мнению автора, деформацией ценностных ориен-

таций студентов, с одной стороны, и снижением качества образования в вузах — с другой. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации выступает слабое научное обеспечение деятельности по модернизации системы высшего образования, препятствующее реализации педагогических и социальных условий ее совершенствования.

Научная проблема заключается в обосновании концептуальных положений формирования профессионального имиджа, отражающих взаимосвязь его методологических, теоретических, технологических составляющих и в определении практической направленности формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью в образовательном процессе вуза с целью достижения прогнозируемого результата.

В реализации концептуальных положений формирования профессионального имиджа будущего специалиста автор применил принцип модульной технологии в преподавании курса «Имиджелогия».

Имиджелогия — инновационно-технологическая дисциплина человековедческого жанра. В настоящее время в России состоялось конституиро-вание этой новой отрасли теоретико-прикладного значения. Интегрируя в себе около десяти дисциплин гуманитарного, искусствоведческого и естественного характера, она помогает людям компактно использовать столь солидный информационный банк для выстраивания достойных отношений в различных социумах, высвечивать свои личностноделовые качества, умело затенять свои недостатки, обретать морально-психологическую уверенность в общении. Имиджелогия — это еще и комплексная практическая дисциплина, целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа. Полученные в этом курсе знания, умения и навыки помогут будущим специалистам в формировании имиджа любой организации и модели современного профессионала в области связей с общественностью. Технологию построения имиджа студенты смогут применить в учебной деятельности, на производственной практике, а в дальнейшем и при поиске работы, в профессиональной деятельности.

В теории педагогики рассматриваются два принципиально разных подхода к разработке учебных курсов.

Первый подход предполагает разработку учебного курса, используя его существующие аналоги. Преподаватель вносит в существующий прототип корректировку, отражающую специфику профессии, особенности ее квалификационной характеристики и опыт в области проектирования содержания подготовки специалиста с использованием инновационных технологий.

Второй подход к созданию учебного курса основан на технологии нетрадиционного педагогического проектирования. Его основой является поле деятельности выпускаемого специалиста, характеризуемого видами профессиональных функций, задачами, которые он должен решать, умениями, которыми он должен обладать.

В формировании имиджа специалиста по связям с общественностью автор использовал второй подход. Он учитывает необходимость обеспечения квалификационных требований к подготовке выпускника, выраженных в государственном образовательном стандарте в виде знаний, умений и навыков специалиста, а также необходимость сфор-мированности у них базовых профессиональных компетенций.

К нетрадиционным педагогическим технологиям можно отнести и модульную технологию. Модульное обучение предполагает распределение учебных задач дисциплины на определенные составляющие (каждую тему можно изучать на том или ином уровне: общего введения в проблему; углубленного изучения и принятия решений типовыми методами; на уровне специального подхода к решению в соответствии с собственным выбором и обоснованием действий).

Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи П.Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Ва-зиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Модульная технология основана на следующей идее: студент учится самостоятельно, а преподаватель осуществляет управление его учением: (мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует). Сущность этого принципа состоит в том, что студент самостоятельно при поддержке преподавателя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модулем принято считать целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Таким образом, модуль выступает средством модульной технологии, так как в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

140

Именно модуль выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебнопознавательной деятельности студента.

Курс «Имиджелогия» разбит на четыре учебных модуля: «Введение в имиджелогию», «Корпоративный имидж», «Персональный имидж», «Профессиональный имидж». Учебный модуль — это самостоятельная часть курса, которая осваивается студентами через различные виды занятий: лекции, практические занятия, тренинги, игровое моделирование, самостоятельную работу, тестовый контроль. Каждый отдельный модуль ориентирован на формирование имиджеологической компетентности.

Чем отличается модульная технология от других систем обучения?

Во-первых, содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

Во-вторых, меняется форма общения преподавателя и студента. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.

В-третьих, студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Несомненно, что преподаватель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью студента через модули и непосредственно, но это более мягкое и сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами. Нет необходимости в индивидуальном консультировании.

В процессе разработки содержания дисциплины (технологии) автор проделал следующие действия: были определены сферы профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью, требующие применения знаний об имидже. Знания по имиджированию нужны в сфере политики, государственных структурах, бизнесе, а также в таких направлениях, как crisis management, employee communications, corporate affairs, media relations и др.

Профессиональный компонент содержания дисциплины «Имиджелогия» должен включать в себя не только конкретные понятия, модели, технологии, но и историографию вопроса. Имиджелогия может быть интересна будущему специалисту, если она будет рассматривать принципиальные и важные для профессиональной деятельности проблемы. В этой

связи стиль изложения и выбор разделов разработаны не только как важные и полезные для дальнейшей деятельности специалистов по связям с общественностью, но и вызывающими интерес.

При отборе и структурировании содержания каждого модуля дисциплины автор выделил инвариантное ядро и вариативные компоненты. Инвариантным ядром являются научные знания имиджелогии, основные понятия, методы, принципы и основы, исторические аспекты. Вариативными компонентами являются технологии проектирования, моделирования, прогнозирования, управления.

Основными дидактическими единицами курса имиджелогии являются модули. Целью разработки модулей является разделение содержания курса на составные компоненты в соответствии с моделью деятельности специалистов по связям с общественностью, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм деятельности. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и практических учений, необходимых будущим специалистам. Внутри каждого модуля проводится анализ объектов познавательной деятельности — учебных элементов. В качестве учебных элементов рассматриваются различные явления, процессы, свойства, действия. В каждый отдельный модуль было введено определенное количество учебных элементов, не превышающее объем усвоения. Базисные понятия, методы, операции — основа каждого модуля, поэтому в курсе они должны быть четко выделены, на них сосредоточено внимание.

Автор разработал состав модулей учебной дисциплины «Имиджелогия» для будущих специалистов по связям с общественностью. На их основе строится последовательность разделов и тем, даются варианты структуры модуля. Разработано профессионально ориентированное содержание учебной дисциплины «Имиджелогия», структурированное в блочно-модульном формате. Необходимость и достаточность состава и содержания модулей установлены с использованием метода экспертных исследований, учитывающих внутридисциплинар-ную, междисциплинарную и практическую ценность каждого модуля.

В первом модуле «Введение в имиджелогию» рассматриваются основы предмета, терминологический аппарат, этапы зарождения и становления имид-желогии как науки. Студенты изучают основные понятия имиджелогии, социально-психологическую природу имиджа, этапы его построения, узнают о профессии имиджмейкера. Прослушав лекционный курс, студенты знакомятся с историей возникновения и развития имиджелогии за рубежом и в России, с инструментарием имиджелогии и имиджем в разных сферах деятельности. Работая на семинарах, студенты учатся основным методам, прие-

мам и принципам имиджелогии, самостоятельному определению и созданию инструментария.

Изучая модуль «Корпоративный имидж», студенты осваивают алгоритм построения и структурные модели имиджа организации, узнают о роли корпоративного имиджа и репутации в современном мире. Прослушав лекционный курс и работая на семинарах, будущие специалисты учатся управлять компонентами внешнего и внутреннего имиджа организации. На практических занятиях студенты учатся составлять имиджевую программу для организации. В данном разделе курса предусмотрены встречи со специалистами-практиками.

В третьем модуле «Персональный имидж» будущие специалисты знакомятся с алгоритмом и структурой имиджа персоны, особенностями построения индивидуального имиджа и стиля. Студенты учатся формировать компоненты имиджа в зависимости от ситуации и ожиданий общественности, а также овладевают методами самоимиджирования. В данном модуле содержится много диагностических и тренинговых упражнений, практических занятий. Студенты учатся разрабатывать имиджевую программу для себя.

Осваивая модуль «Профессиональный имидж», студенты узнают основы профессионального имиджа, принципы выбора модели социального поведения, знакомятся с особенностями имиджа при поиске работы, рассматривают основные методы, приемы и принципы самопрезентации, самомаркетинга и самоимиджирования. На лекционно-семинарских и тренинговых занятиях студенты осваивают технологию построения модели специалиста с учетом профессиональных, деловых и личностных качеств, его поведения, внешнего вида, речи, знакомятся с классификацией профессий, государственным стандартом в образовании по своей специальности, а также с путями достижения высоких стандартов в профессии, построением профессиональной карьеры.

Эффективность разработанной и внедренной модульной технологии формирования профессионального имиджа специалистов по связям с общественностью обеспечивается применением в учебном процессе созданного информационнотехнологического ресурса.

Информационно-технологический ресурс содержит пять компонентов: информационный, технологический, творческий, коммуникативный и контрольно-оценочный. В их состав входят:

• авторская программа курса «Имиджелогия»;

• учебно-методический комплекс «Имидже-логия»;

• мультимедийная презентация по курсу «Имид-желогия»;

лекционные занятия;

практические занятия, тренинги, коллоквиумы;

141

• самостоятельная работа студентов, предусматривающая самостоятельное изучение теоретических вопросов, подготовку к практическим занятиям, завершение работы, начатой в аудитории под руководством преподавателя, разработку имиджевых программ, ведение дневников, написание сочинений-размышлений и др.;

• пакет демонстрационного материала и наглядных пособий;

• консультации преподавателя по различным темам занятий;

• промежуточное и итоговое тестирование;

• зачеты и экзамены.

Реализуя принцип модульной технологии в формировании имиджа специалиста по связям с общественностью на протяжении девяти лет, автор пришел к следующим выводам.

При модульном обучении каждый студент включается в активную и эффективную учебнопознавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что студент имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации обучения. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у технологии и для развития таких качеств личности студента, как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется и положение преподавателя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача преподавателя обязательно мотивировать студентов, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать студентов. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью студентов. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки преподавателя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности студентов, определение программы их действий, пред-

видение возможных затруднений, четкое определение форм и методов обучения требует от преподавателя хорошего знания своих студентов.

Целью разработки модулей является разделение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса.

Модульное построение курса «Имиджелогия» дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов по связям с общественностью.

Опираясь на собственный опыт, автор может выделить преимущества модульной технологии в формировании имиджа специалиста по связям с общественностью, применяя системный подход к построению курса и определению его содержания.

1. Обеспечивается методически обоснованное согласование всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними.

2. Достигается гибкость структуры модульного построения курса.

3. Внедряется эффективный контроль над усвоением знаний студентами.

4. Происходит выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя.

5. При значительном сокращении времени, отпущенного на лекции, и поиске новых форм занятий преподаватель активизирует мыслительную деятельность на основе развития интереса у студентов к знаниям и овладения ими.

Критериями эффективности модульной технологии служат следующие:

1. Соответствие разработанной технологии современным требованиям организации и методической оснащенности педагогического процесса, обеспечивающего формирование профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью.

2. Соответствие уровня знаний, практических умений и навыков в сфере имиджеологической подготовки студентов требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

3. Умение применять полученные знания и навыки имиджирования в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.