Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью'

Концептуальные основы формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ИМИДЖЕЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL IMAGE / PUBLIC RELATIONS SPECIALISTS / COMPREHENSIVE CONCEPT / IMAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Лидия Михайловна

В статье рассматривается интегративно-компетентностная концепция формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью, конечная цель которой сформированная имиджелогическая компетентность. Автор дает понятие имиджелогической компетентности. В качестве методологической базы конструирования концепции формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью выступает интегративно-компетентностный подход. Описаны структура и ядро педагогической концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual principles of developing professional image in future public relations specialists

This article discusses a comprehensive concept of developing a professional image in future public relations specialists. The notion of image competence is defined. A methodology is proposed for professional image development. The scope and structure of relevant teaching methods are described.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью»

Л. М. Семенова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В настоящее время возникает необходимость целенаправленного формирования имиджа специалиста как основы для конструктивных отношений в профессиональной деятельности. Важно организовать педагогический процесс в вузе таким образом, чтобы будущие специалисты научились построению собственного имиджа. Особенно это важно для специалистов в сфере коммуникации, к каковым относится специалист по связям с общественностью.

Формирование профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью является составляющей его профессиональной подготовки и успешно реализуется, например, в практике Южно-Уральского государственного университета при условии внедрения интегративно-компетентностной концепции.

Интегративно-компетентностная концепция основывается на предположении о том, что имиджелогическая подготовка будущих специалистов становится важным звеном высшего профессионального образования в развивающейся России. Она опирается на современные требования рынка труда и социальный заказ. Мы не ставим задачу подготовки профессиональных имиджеологов и имиджмейкеров, хотя такие специалисты востребованы на рынке труда. Перед нами стоит задача на основе имиджелогических знаний сформировать имиджелогическую компетентность и ключевые компетенции у специалистов, которые смогут создавать имидж компании, ее руководителя и свой собственный. Нами ставится задача подготовить конкурентоспособного, социально активного специалиста, способного творчески трудиться. Необходимо заложить систему знаний имиджелогической компетентности.

Имиджелогическая компетентность будущего специалиста по связям с общественностью является аспектом его профессиональной квалификации и образованности и представляет собой комплекс свойств личности, включающий мотивационную направленность на имиджирование, владение теорией и практикой формирования имиджа и профессионально значимые качества. Имиджелогическую компетентность мы определяем как интегративное качество личности, необходимое для формирования эффективного имиджа.

Имиджелогическая компетентность будущего специалиста отражает уровень общения и уровень владения необходимыми знаниями и умениями в формировании профессионального имиджа. Это знания о техниках, правилах, методах, алгоритме, культуре построения собственного имиджа. Процесс формирования имиджа требует и знаний делового этикета. Для успешной коммуникации, эффективной самопрезентации специалисту необходимы свободное владение языком, способность выражать свои мысли и желания (вербальный и паравербальный имидж). Осуществление самоимиджирования и самопрезентации требует компетентности в области создания габитарного, вербального, кинетического, средового имиджа.

© Л. М. Семенова, 2010

Ведущей идеей нашей концепции является теоретическое обоснование использования преподавателями научно-педагогического знания с целью формирования имиджа, в том числе профессионального, специалиста по связям с общественностью, а также научно-методическое обеспечение подобного формирования с позиции интегративно-компетентностного подхода, которое должно быть целенаправленным, системным, комплексным, отвечающим реальным возможностям востребованного, профессионально мобильного, конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда.

Интегративно-компетентностный подход выступает в качестве методологической базы сконструированной концепции формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью и основывается на положениях философии, психологии, социологии и педагогики, что обеспечивает постановку задач исследования, их решение и методологические основы для прогнозирования результатов этого процесса.

При разработке концепции, реализующей интегративно-компетентностный подход к формированию профессионального имиджа, во главе угла оказывается такой признак, как целостность, выражающаяся через интегративность (существование концепции как единого целого организма, наличие у концепции свойства эмерджентности, высокого уровня формирования профессионального имиджа) и компетентностную направленность.

Интегративно-компетентностный подход в имиджелогической подготовке специалистов понимается нами как необходимость учета единства процессов интеграции и формирования компетентности в образовательном процессе вуза. Интегративным (эмер-джентным) свойством концепции выступает в данном случае новое (более высокое и соответствующее современному социальному заказу) качество формирования имиджелогической компетентности.

Содержательно-смысловым наполнением концепции формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью служит модель, которая имеет свою подструктуру, задается содержанием интегративно-компетентностного подхода и представлена целевым, содержательно-организационным, технологическим и критериально-результативным блоками. Специфика данной модели заключается в: коммуникационной, имиджелогической направленности; технологической и дидактической последовательности; интеграции названных блоков и взаимодействии их между собой и устремленности к достижению запланированных уровней.

Формирование профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью осуществляется с помощью интегративно-компетентностной технологии, включающей критериально-оценочный аппарат и научно-методическое обеспечение всех структурных компонентов. Содержание технологии предполагает учет требований к построению учебного процесса и обеспечивает возможность оптимального решения коммуникативных задач на соответствующем уровне компетентности. Эффективность реализации технологии обеспечивается выполнением комплекса педагогических условий: создание и насыщение ценностной образовательной среды, систематизированной по основным параметрам профессионального имиджа; реализация комплексной программы формирования имиджа в учебной и внеаудиторной деятельности; разработка мониторинга по определению уровня сформированности профессионального имиджа будущих специалистов по связям с общественностью.

Комплекс педагогических условий учитывает содержание имидж-коммуникативной деятельности будущих специалистов, социальный заказ общества на конкурентоспособ-

ного специалиста, обладающего имиджелогической компетентностью, а также возможности интегративно-компетентностного подхода. Эвристичность выдвинутого подхода заключается в том, что он позволяет рассматривать подготовку студента по специальности «Связи с общественностью» как процесс перехода от низшего уровня и качества к высшему уровню и высокому качеству имиджелогической компетентности в организации обучения.

Единство и целостность интегративно-компетентностной концепции имиджелогической подготовки, обладающей многофункциональностью и вариативностью структуры и включающей в себя взаимосвязанные компоненты: цели, содержания, средств, методов, форм и управления, позволяет задавать, отслеживать и корректировать индивидуальную траекторию имиджелогической подготовки каждого выпускника за весь период его обучения, прогнозируя конечный результат и все процедурные шаги, которые приведут к этому результату.

Инновационность концепции заключается в интеграции традиционного и нетрадиционного педагогического проектирования, учитывающего необходимость обеспечения квалификационных требований к подготовке выпускника, выраженных в Государственном образовательном стандарте в виде знаний, умений и навыков специалиста, а также необходимость сформированности у них базовых профессиональных компетенций. В результате выявлен и внедрен в практику комплекс современных методик и технологий: антропо-ориентированных, тренинговых, модульных, практико-ориентиро-ванных и игрового моделирования. Стратегическая линия разработки концепции — ориентация в подготовке специалиста на освоение имиджелогической компетентности.

Мы рассматриваем педагогическую сущность формирования профессионального имиджа как овладение имиджевыми компетенциями, воплощенными в конкретные качества при условии целенаправленного систематического взаимодействия субъекта и окружающей среды. Ведущая задача концепции состоит в поиске таких координирующих и интегрирующих положений и механизмов взаимодействия теоретических конструкций, которые при сохранении специфики каждой в отдельности позволили бы концентрировать взаимные усилия на формировании профессионального имиджа.

Согласно многочисленным исследованиям [1; 4; 5; 7], в структуру педагогической концепции как «развитой» теории должны входить фундаментальные понятия и величины, система законов, определяющих связь между ними, совокупность принципов, фундаментальные постоянные, идеализированные объекты, а также компоненты процессуального характера. Композиционно представление интегративно-компетентност-ной концепции как системы научных знаний и как формы предъявления результатов исследования включает следующие аспекты:

— цель (формирование профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью как показателя его компетентности, обеспечивающей конкурентную способность на современном рынке труда);

— задачи (разработка, апробация и внедрение эффективной концептуальной модели; разработка интегративно-компетентностной технологии; прогнозирование эффекта от внедрения предлагаемой технологии в массовую педагогическую практику);

— закономерности формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью (поэтапное формирование имиджелогической компетентности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки; интеграция теоретической и практической составляющих имиджелогической подготовки будуще-

го специалиста; комплексное использование различных технологий обучения и проектирование процесса имиджеологической подготовки на основе игровых, тренинговых, модульных, практико-ориентированных методов обучения);

— компоненты: 1) компетентностный — это компетенция в области имиджирования, осведомленность в техниках, способах самоимиджирования, структуре и алгоритме создания имиджа, информированность о методах построения имиджа и необходимости его для успешной адаптации в послевузовский период и профессионального роста, знание своих психологических свойств; 2) мотивационный — сознательное стремление пополнить и обновить свои знания в области имиджелогии, анализировать полученные знания и соотносить их со своими взглядами на себя, улучшить свои психофизиологические качества; 3) коммуникативный — потребность осуществлять самоимиджирова-ние, использовать усвоенный социальный опыт и свои качества в создании имиджа и самопрезентации; 4) деятельностный — свойства студента применять свои знания так, чтобы результат удовлетворял и самого будущего специалиста, и общество: умение работать с общественностью, оперативно обращаться к своей базе знаний, пользоваться имеющимися психофизиологическими свойствами;

— подходы (интегративно-компетентностный, объединяющий в себе личностно-ориентированный, модульный, системный, деятельностный, культурологический, аксиологический, компетентностный, интегративный, ориентированные на профессиональные интересы обучающихся и будущую профессиональную деятельность);

— ведущие принципы (общие: системности, научности и связи теории с практикой, доступности, положительной мотивации и специфичные: культуросообразности, поэтапности, межпредметной интеграции, технологичности и др.);

— функции (когнитивная, коммуникативная, ценностно-смысловая, рефлексивная, адаптационная, ориентационная);

— уровни сформированности имиджа (1-й уровень — высокий; 2-й уровень — средний, 3-й уровень —низкий);

— содержание (реализация концептуальной модели формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью);

— интегративно-компетентностная технология реализации концепции, включающая в себя комплекс технологий: антропо-ориентированную, модульную, тренинговую, практико-ориентированную и технологию игрового моделирования;

— информационно-технологический ресурс (информационный, технологический, научно-методический, креативный и критериально-оценочный компоненты);

— комплекс организационно-педагогических условий реализации концепции (создание и насыщение ценностной образовательной среды, систематизированной по основным параметрам профессионального имиджа, реализация комплексной программы формирования имиджа в учебной и внеаудиторной деятельности, разработка мониторинга по определению уровня сформированности профессионального имиджа будущих специалистов по связям с общественностью).

Прогнозируемый результат по итогам реализуемой концепции формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью — сформированный профессиональный имидж (имиджелогическая компетентность или высокая готовность к осуществлению имиджелогической деятельности).

Ядром педагогической концепции принято считать систему исходных положений, определяющих особенности построения научной теории и характеризующих ее специфику [9]. Исходя из этого, ядро нашей концепции включает закономерности и принципы формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью,

позволяющие объяснить сущность этого явления и обеспечить возможность теоретикологического вывода всех положений концепции.

Проведенный анализ дидактических законов, закономерностей, принципов позволяет заключить, что в данной области функционирования дидактики имеются следующие тенденции:

— существуют различные классификации законов, закономерностей, принципов по разным основаниям;

— упорядочивание законов, закономерностей, принципов по разным основаниям в группах (интеграция образования и обучения);

— ряд закономерностей и принципов отражает процессы интегративного характера в образовании и обучении.

Общие дидактические закономерности, описывающие функционирование дидактических систем, сформулированы и проанализированы в работах В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского и др. Однако профессиональное образование в силу специфических особенностей характеризуется наличием дополнительных устойчивых связей и условий, непосредственно влияющих на проявление общих дидактических закономерностей. В рамках исследования такие условия выявлены и учтены при реализации интегративно-компетентност-ного подхода.

Закономерности отражают объективно существующие связи и отношения, конкретизация которых в тех или иных аспектах приводит к выделению принципов.

В общенаучном плане закономерность — это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического развития [6].

Закономерности процесса обучения, выявленные в советский период, не потеряли значения и в современных условиях. М. А. Данилов определил следующие закономерности [2]:

— соответствие вузовского образования уровню достигнутого научного развития человечества в совокупности всех областей знания;

— взаимосвязь обучения и воспитания;

— активность студентов в обучении и воспитании;

— обусловленность общего развития студентов выбором способов обучения;

— наличие причинной зависимости уровня развития студентов от характера обучения и выполняемой ими учебной и профессиональной деятельности и др.

Многие из названных закономерностей остаются без изменения в современном образовательном процессе. Современная педагогика обосновала две важные тенденции, которые принято считать закономерностями процесса обучения. Эти тенденции носят устойчивый характер и отражают сущность процесса обучения.

Первая говорит о взаимосвязи и взаимообусловленности между целями и содержанием обучения и воспитания, вторая — между преподаванием и учением. Они отражают существенные связи между ведущими компонентами процесса обучения (целями, содержанием, преподаванием, учением) и возникающими в процессе обучения механизмами развития, воспитания. Мы в ходе теоретического исследования и проведения опытноэкспериментальной работы выделили следующие закономерности.

Первая закономерность — поэтапное формирование имиджелогической компетентности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки.

Вторая закономерность — интеграция теоретической и практической составляющих имиджелогической подготовки будущего специалиста.

Третья закономерность — комплексное использование различных технологий обучения и проектирование процесса имиджелогической подготовки на основе игровых, тренинговых, модульных, практико-ориентированных методов обучения.

Названные закономерности направлены на повышение эффективности и результативности формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью, что обеспечит ему конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Основу и новизну разработанной нами концепции формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью составляет система принципов, построенная как результат теоретико-методологического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории имиджмейкинга, а также профессиональной подготовки будущего специалиста по связям с общественностью.

Принципы выполняют регулятивную функцию в педагогической деятельности. На общетеоретическом уровне принципом называют первоначало, руководящую идею и основное правило поведения [8, с. 382].

В. И. Загвязинский дает следующее понятие принципа: «...это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики» [3, с. 35].

Исходя из современной концепции обучения, в системе принципов выделяют центральный, системообразующий принцип — принцип развивающего и воспитывающего обучения, тесно связанный в профессиональном образовании с принципом фундаментальности и профессиональной направленности. Все остальные принципы являются производными от этих ведущих, конкретизируют их.

Система принципов предполагает взаимную обусловленность и взаимопроникновение, взаимодополняемость. В дидактике различают общие и специфические принципы.

К общим принципам мы относим те, которые носят универсальный характер и связаны со всеми выявленными закономерностями. Мы выделяем их в отдельную группу, так как:

— все закономерности имеют общее методологическое основание, обусловливающее совокупность общих принципов;

— в педагогической теории как целостной системе необходима обобщенность выявленных закономерностей и недопустимость их разрозненности;

— принципы определяют правила практической деятельности;

— специфических принципов недостаточно для обеспечения полноты системы, необходимы еще и общие принципы.

К общим принципам мы относим: принцип системности, научности и связи теории с практикой, доступности, положительной мотивации. К специфическим принципам — принципы с информационным (культуросообразности, гуманизации, демократизации, поэтапности, комплексных межпредметных связей или межпредметной интеграции) и дидактическим наполнением (технологичности, компетентностной, антропо-ориентиро-ванной, практико-ориентированной направленности, модульного обучения).

Принцип системности представляет собой подход к проектированию, реализации и мониторингу формирования профессионального имиджа в процессе обучения как к системному процессу, а также комплексное использование следующих методологических подходов к обучению: системного, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического, аксиологического, модульного, интегративного, компетентност-

ного. Данный принцип требует освоения студентами знаний, умений, навыков, смыслов деятельности и компетентностей преимущественно в форме системной деятельности, организованной на основе принципов интегративно-компетентностной технологии. Обогащение этого принципа элементами модульной и имитирующей технологий сводится к интеграции содержания, методов и форм обучения с интересами и возможностями студентов. Принцип является выражением идеи личностно-ориентированного подхода к обучению. С действием принципа связывается открытость дидактической системы преподавателя и всей образовательной системы вуза. При этом открытость понимается нами как постоянное совершенствование дидактической системы путем привлечения новых разумных идей, направленных на повышение эффективности процесса подготовки специалистов по связям с общественностью.

Принцип доступности предполагает учет уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей студентов, соотнесенный с мерой трудности изучаемого материала.

Принцип научности и связи теории с практикой предписывает изучение знаний с позиции современной теории, современное научное знание подается студентам структурно целостным. Теория строится на основе накопленного опыта с использованием теоретических положений на практике.

Принцип положительной мотивации заключается в стимулировании внутренних мотивов обучения: интересов, потребностей, стремления к познанию, увлеченности процессом и результатом обучения.

Специфические принципы мы разделили на две подсистемы принципов, одна из которых отражает информационную сущность рассматриваемого процесса, а вторая — его дидактическое наполнение. При этом под принципом мы понимаем обобщенные положения, распространяемые на все явления педагогической действительности и в общем виде выражающие выработанные в социуме требования к воспроизводству определенного типа личности и определяющие стратегию, цели, содержание, методы и стиль взаимодействия его субъектов.

К принципам, отражающим информационную сторону процесса, мы отнесли следующие принципы.

Принцип культуросообразности, требующий включать в содержание образования не только научные знания, но и культурный социальный опыт, культурные достижения, определяет общие требования к тому, какими должны быть отношения процесса формирования имиджа с окружающей средой.

Процесс формирования профессионального имиджа, осуществляемый на основе принципа культуросообразности, обеспечивается следующими правилами:

— пониманием процесса формирования имиджа специалиста как составного элемента культуры общества, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт и закладывающей будущее студентов;

— максимальным использованием профессиональной, материальной и духовной культуры;

— формированием творческого отношения к самоимиджированию.

Принцип гуманизации и личностной направленности выступает в качестве принципа защиты личности студента, обеспечивая полное удовлетворение познавательных и социальных потребностей, что гуманизирует характер и содержание процесса имиджелогической подготовки, создавая приоритет человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими и административными: очеловечивание отношений студентов между собой и преподавателями способствует эффективно-

му развитию, саморазвитию, создавая предпосылки для дальнейшей самореализации.

Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление доброжелательных отношений.

Процесс формирования имиджа определяют следующие правила осуществления данного принципа:

— осуществление процесса формирования имиджа специалиста с учетом единства требовательности и толерантности;

— знание индивидуальных особенностей студентов и опора на них в ходе процесса формирования имиджа;

— укрепление доверительных отношений между студентами и преподавателями.

Принцип демократизации подразумевает предоставление студентам определенных

свобод для саморазвития, самовоспитания, саморегуляции, самореализации, самоими-джирования.

Процесс формирования имиджа определяют следующие правила осуществления данного принципа:

— обеспечение взаимного уважения, такта и терпения во взаимодействии будущих специалистов по связям с общественностью;

— создание условий для развития умений и навыков в процессе формирования имиджа;

— обеспечение гражданских прав студентов в процессе формирования имиджа.

Принцип поэтапности заключается в том, что процесс формирования профессионального имиджа реализуется поэтапно от диагностики, позиционирования к моделированию, созданию и коррекции имиджа через единство внешних и внутренних сторон этого процесса.

Принцип комплексных межпредметных связей, или межпредметной интеграции, предполагает усвоение содержания образования во взаимосвязи с блоком культурологических и гуманитарных дисциплин. Межпредметные связи осуществляются как в процессе введения дополнительного материала при изучении новых тем, закреплении и обобщении, так и как постоянный элемент в учебных курсах имиджелогии, риторики, конфликтологии, делового общения и др.

Связь этих учебных дисциплин способствует постепенному и непрерывному формированию и закреплению теоретических и практических знаний по имиджу в сознании будущих специалистов по связям с общественностью.

На данных дисциплинах реализуются адекватные профессионально значимым действиям студента формы работы, учитываются основные и сопутствующие задачи занятий с позиции межпредметности, закладываются основные профессиональные термины и понятия, способствующие акцентуализации имиджелогических знаний, навыков и умений будущего специалиста по связям с общественностью.

В качестве принципов, отражающих дидактическую сторону процесса, мы взяли следующие принципы.

Принцип технологичности предполагает разработку и внедрение интегративно-компетентностной технологии, аккумулирующей в себе особенности технологий обучения, являющихся приоритетными для формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью — антропо-ориентированные технологии, модульная, практико-ориентированная, тренинговая и технология игрового моделирования.

Принцип компетентностной направленности образования позволяет определить необходимость развития у студента имиджелогической компетентности: имиджелогиче-

ская компетентность является обобщением знаний, умений, навыков и формируется под влиянием успешной образовательной деятельности. Профессиональная деятельность в сфере связей с общественностью требует от будущего специалиста наличия важной компетентности — имиджелогической, т. е. готовности к самомаркетингу, самопрезентации и самоимиджированию, что повышает его конкурентоспособность.

Принцип антропо-ориентированной направленности образования постулирует переход образования на новый уровень — взаимовлияния Миров / сознаний обучающегося — обучаемого, что позволяет рассматривать имиджевую деятельность не только на уровне действий, но и на основе системы отношений:

— имиджевая деятельность понимается как система действий студента, включающая целеполагание субъекта учения как согласование предметной и личностной задачи и выстраивание значимых отношений с целью присвоения содержания образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— изменение процесса обучения ведет к изменению позиции студента, которая становится множественной: возникает позиция студента как субъекта 1) познания, 2) образовательной коммуникации, 3) образовательной деятельности, 4) активности. Полипозиционность студента является ядром процесса обучения, многомерной характеристикой отношений студента в имиджевой деятельности.

Принцип модульного обучения предполагает распределение учебных задач дисциплины на определенные составляющие — модули. Сущность этого принципа состоит в том, что студент самостоятельно при поддержке преподавателя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модулем принято считать целевой функциональный узел, в котором объединены в систему высокого уровня целостности учебное содержание и технология овладения им.

Принцип практико-ориентированной направленности предполагает, что в имиджелогической подготовке специалистов необходимо строить процесс обучения так, чтобы он позволял не только формировать у студентов конкретные имиджевые знания, но и развивал умения и навыки, которые способствовали бы самостоятельному освоению нового содержания имиджевой деятельности. Под практико-ориентированными знаниями, умениями и навыками мы понимаем объем теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых специалисту для осознанного и целенаправленного осуществления имиджевой деятельности в коммуникативной сфере.

Вышеназванные принципы позволили нам разработать концептуальную модель формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью и помогли регулировать педагогическую деятельность в ходе реализации этой модели.

Таким образом, представленные концептуальные основы формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью помогают построить целостную теорию, обеспечивают комплексность выводов, придают необходимые качества логичности, последовательности, наглядности, завершенности и четко определяют сферу эффективного применения интегративно-компетентностной концепции.

Разработанная нами концепция представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний о сущности профессионального имиджа будущего специалиста, базирующуюся на целях интегративно-компетентностного подхода.

1. Андреев И. Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979. 303 с.

2. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960. 260с.

3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 192 с.

4. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 448 с.

5. Попков В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

6. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1599 с.

7. Философия науки: Учеб. пособие для вузов / Под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 736 с.

8. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. 590 с.

9. Яковлев Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.