Л. М. Семенова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
В настоящее время возникает необходимость целенаправленного формирования имиджа специалиста как основы для конструктивных отношений в профессиональной деятельности. Важно организовать педагогический процесс в вузе таким образом, чтобы будущие специалисты научились построению собственного имиджа. Особенно это важно для специалистов в сфере коммуникации, к каковым относится специалист по связям с общественностью.
Формирование профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью является составляющей его профессиональной подготовки и успешно реализуется, например, в практике Южно-Уральского государственного университета при условии внедрения интегративно-компетентностной концепции.
Интегративно-компетентностная концепция основывается на предположении о том, что имиджелогическая подготовка будущих специалистов становится важным звеном высшего профессионального образования в развивающейся России. Она опирается на современные требования рынка труда и социальный заказ. Мы не ставим задачу подготовки профессиональных имиджеологов и имиджмейкеров, хотя такие специалисты востребованы на рынке труда. Перед нами стоит задача на основе имиджелогических знаний сформировать имиджелогическую компетентность и ключевые компетенции у специалистов, которые смогут создавать имидж компании, ее руководителя и свой собственный. Нами ставится задача подготовить конкурентоспособного, социально активного специалиста, способного творчески трудиться. Необходимо заложить систему знаний имиджелогической компетентности.
Имиджелогическая компетентность будущего специалиста по связям с общественностью является аспектом его профессиональной квалификации и образованности и представляет собой комплекс свойств личности, включающий мотивационную направленность на имиджирование, владение теорией и практикой формирования имиджа и профессионально значимые качества. Имиджелогическую компетентность мы определяем как интегративное качество личности, необходимое для формирования эффективного имиджа.
Имиджелогическая компетентность будущего специалиста отражает уровень общения и уровень владения необходимыми знаниями и умениями в формировании профессионального имиджа. Это знания о техниках, правилах, методах, алгоритме, культуре построения собственного имиджа. Процесс формирования имиджа требует и знаний делового этикета. Для успешной коммуникации, эффективной самопрезентации специалисту необходимы свободное владение языком, способность выражать свои мысли и желания (вербальный и паравербальный имидж). Осуществление самоимиджирования и самопрезентации требует компетентности в области создания габитарного, вербального, кинетического, средового имиджа.
© Л. М. Семенова, 2010
Ведущей идеей нашей концепции является теоретическое обоснование использования преподавателями научно-педагогического знания с целью формирования имиджа, в том числе профессионального, специалиста по связям с общественностью, а также научно-методическое обеспечение подобного формирования с позиции интегративно-компетентностного подхода, которое должно быть целенаправленным, системным, комплексным, отвечающим реальным возможностям востребованного, профессионально мобильного, конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда.
Интегративно-компетентностный подход выступает в качестве методологической базы сконструированной концепции формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью и основывается на положениях философии, психологии, социологии и педагогики, что обеспечивает постановку задач исследования, их решение и методологические основы для прогнозирования результатов этого процесса.
При разработке концепции, реализующей интегративно-компетентностный подход к формированию профессионального имиджа, во главе угла оказывается такой признак, как целостность, выражающаяся через интегративность (существование концепции как единого целого организма, наличие у концепции свойства эмерджентности, высокого уровня формирования профессионального имиджа) и компетентностную направленность.
Интегративно-компетентностный подход в имиджелогической подготовке специалистов понимается нами как необходимость учета единства процессов интеграции и формирования компетентности в образовательном процессе вуза. Интегративным (эмер-джентным) свойством концепции выступает в данном случае новое (более высокое и соответствующее современному социальному заказу) качество формирования имиджелогической компетентности.
Содержательно-смысловым наполнением концепции формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью служит модель, которая имеет свою подструктуру, задается содержанием интегративно-компетентностного подхода и представлена целевым, содержательно-организационным, технологическим и критериально-результативным блоками. Специфика данной модели заключается в: коммуникационной, имиджелогической направленности; технологической и дидактической последовательности; интеграции названных блоков и взаимодействии их между собой и устремленности к достижению запланированных уровней.
Формирование профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью осуществляется с помощью интегративно-компетентностной технологии, включающей критериально-оценочный аппарат и научно-методическое обеспечение всех структурных компонентов. Содержание технологии предполагает учет требований к построению учебного процесса и обеспечивает возможность оптимального решения коммуникативных задач на соответствующем уровне компетентности. Эффективность реализации технологии обеспечивается выполнением комплекса педагогических условий: создание и насыщение ценностной образовательной среды, систематизированной по основным параметрам профессионального имиджа; реализация комплексной программы формирования имиджа в учебной и внеаудиторной деятельности; разработка мониторинга по определению уровня сформированности профессионального имиджа будущих специалистов по связям с общественностью.
Комплекс педагогических условий учитывает содержание имидж-коммуникативной деятельности будущих специалистов, социальный заказ общества на конкурентоспособ-
ного специалиста, обладающего имиджелогической компетентностью, а также возможности интегративно-компетентностного подхода. Эвристичность выдвинутого подхода заключается в том, что он позволяет рассматривать подготовку студента по специальности «Связи с общественностью» как процесс перехода от низшего уровня и качества к высшему уровню и высокому качеству имиджелогической компетентности в организации обучения.
Единство и целостность интегративно-компетентностной концепции имиджелогической подготовки, обладающей многофункциональностью и вариативностью структуры и включающей в себя взаимосвязанные компоненты: цели, содержания, средств, методов, форм и управления, позволяет задавать, отслеживать и корректировать индивидуальную траекторию имиджелогической подготовки каждого выпускника за весь период его обучения, прогнозируя конечный результат и все процедурные шаги, которые приведут к этому результату.
Инновационность концепции заключается в интеграции традиционного и нетрадиционного педагогического проектирования, учитывающего необходимость обеспечения квалификационных требований к подготовке выпускника, выраженных в Государственном образовательном стандарте в виде знаний, умений и навыков специалиста, а также необходимость сформированности у них базовых профессиональных компетенций. В результате выявлен и внедрен в практику комплекс современных методик и технологий: антропо-ориентированных, тренинговых, модульных, практико-ориентиро-ванных и игрового моделирования. Стратегическая линия разработки концепции — ориентация в подготовке специалиста на освоение имиджелогической компетентности.
Мы рассматриваем педагогическую сущность формирования профессионального имиджа как овладение имиджевыми компетенциями, воплощенными в конкретные качества при условии целенаправленного систематического взаимодействия субъекта и окружающей среды. Ведущая задача концепции состоит в поиске таких координирующих и интегрирующих положений и механизмов взаимодействия теоретических конструкций, которые при сохранении специфики каждой в отдельности позволили бы концентрировать взаимные усилия на формировании профессионального имиджа.
Согласно многочисленным исследованиям [1; 4; 5; 7], в структуру педагогической концепции как «развитой» теории должны входить фундаментальные понятия и величины, система законов, определяющих связь между ними, совокупность принципов, фундаментальные постоянные, идеализированные объекты, а также компоненты процессуального характера. Композиционно представление интегративно-компетентност-ной концепции как системы научных знаний и как формы предъявления результатов исследования включает следующие аспекты:
— цель (формирование профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью как показателя его компетентности, обеспечивающей конкурентную способность на современном рынке труда);
— задачи (разработка, апробация и внедрение эффективной концептуальной модели; разработка интегративно-компетентностной технологии; прогнозирование эффекта от внедрения предлагаемой технологии в массовую педагогическую практику);
— закономерности формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью (поэтапное формирование имиджелогической компетентности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки; интеграция теоретической и практической составляющих имиджелогической подготовки будуще-
го специалиста; комплексное использование различных технологий обучения и проектирование процесса имиджеологической подготовки на основе игровых, тренинговых, модульных, практико-ориентированных методов обучения);
— компоненты: 1) компетентностный — это компетенция в области имиджирования, осведомленность в техниках, способах самоимиджирования, структуре и алгоритме создания имиджа, информированность о методах построения имиджа и необходимости его для успешной адаптации в послевузовский период и профессионального роста, знание своих психологических свойств; 2) мотивационный — сознательное стремление пополнить и обновить свои знания в области имиджелогии, анализировать полученные знания и соотносить их со своими взглядами на себя, улучшить свои психофизиологические качества; 3) коммуникативный — потребность осуществлять самоимиджирова-ние, использовать усвоенный социальный опыт и свои качества в создании имиджа и самопрезентации; 4) деятельностный — свойства студента применять свои знания так, чтобы результат удовлетворял и самого будущего специалиста, и общество: умение работать с общественностью, оперативно обращаться к своей базе знаний, пользоваться имеющимися психофизиологическими свойствами;
— подходы (интегративно-компетентностный, объединяющий в себе личностно-ориентированный, модульный, системный, деятельностный, культурологический, аксиологический, компетентностный, интегративный, ориентированные на профессиональные интересы обучающихся и будущую профессиональную деятельность);
— ведущие принципы (общие: системности, научности и связи теории с практикой, доступности, положительной мотивации и специфичные: культуросообразности, поэтапности, межпредметной интеграции, технологичности и др.);
— функции (когнитивная, коммуникативная, ценностно-смысловая, рефлексивная, адаптационная, ориентационная);
— уровни сформированности имиджа (1-й уровень — высокий; 2-й уровень — средний, 3-й уровень —низкий);
— содержание (реализация концептуальной модели формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью);
— интегративно-компетентностная технология реализации концепции, включающая в себя комплекс технологий: антропо-ориентированную, модульную, тренинговую, практико-ориентированную и технологию игрового моделирования;
— информационно-технологический ресурс (информационный, технологический, научно-методический, креативный и критериально-оценочный компоненты);
— комплекс организационно-педагогических условий реализации концепции (создание и насыщение ценностной образовательной среды, систематизированной по основным параметрам профессионального имиджа, реализация комплексной программы формирования имиджа в учебной и внеаудиторной деятельности, разработка мониторинга по определению уровня сформированности профессионального имиджа будущих специалистов по связям с общественностью).
Прогнозируемый результат по итогам реализуемой концепции формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью — сформированный профессиональный имидж (имиджелогическая компетентность или высокая готовность к осуществлению имиджелогической деятельности).
Ядром педагогической концепции принято считать систему исходных положений, определяющих особенности построения научной теории и характеризующих ее специфику [9]. Исходя из этого, ядро нашей концепции включает закономерности и принципы формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью,
позволяющие объяснить сущность этого явления и обеспечить возможность теоретикологического вывода всех положений концепции.
Проведенный анализ дидактических законов, закономерностей, принципов позволяет заключить, что в данной области функционирования дидактики имеются следующие тенденции:
— существуют различные классификации законов, закономерностей, принципов по разным основаниям;
— упорядочивание законов, закономерностей, принципов по разным основаниям в группах (интеграция образования и обучения);
— ряд закономерностей и принципов отражает процессы интегративного характера в образовании и обучении.
Общие дидактические закономерности, описывающие функционирование дидактических систем, сформулированы и проанализированы в работах В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского и др. Однако профессиональное образование в силу специфических особенностей характеризуется наличием дополнительных устойчивых связей и условий, непосредственно влияющих на проявление общих дидактических закономерностей. В рамках исследования такие условия выявлены и учтены при реализации интегративно-компетентност-ного подхода.
Закономерности отражают объективно существующие связи и отношения, конкретизация которых в тех или иных аспектах приводит к выделению принципов.
В общенаучном плане закономерность — это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического развития [6].
Закономерности процесса обучения, выявленные в советский период, не потеряли значения и в современных условиях. М. А. Данилов определил следующие закономерности [2]:
— соответствие вузовского образования уровню достигнутого научного развития человечества в совокупности всех областей знания;
— взаимосвязь обучения и воспитания;
— активность студентов в обучении и воспитании;
— обусловленность общего развития студентов выбором способов обучения;
— наличие причинной зависимости уровня развития студентов от характера обучения и выполняемой ими учебной и профессиональной деятельности и др.
Многие из названных закономерностей остаются без изменения в современном образовательном процессе. Современная педагогика обосновала две важные тенденции, которые принято считать закономерностями процесса обучения. Эти тенденции носят устойчивый характер и отражают сущность процесса обучения.
Первая говорит о взаимосвязи и взаимообусловленности между целями и содержанием обучения и воспитания, вторая — между преподаванием и учением. Они отражают существенные связи между ведущими компонентами процесса обучения (целями, содержанием, преподаванием, учением) и возникающими в процессе обучения механизмами развития, воспитания. Мы в ходе теоретического исследования и проведения опытноэкспериментальной работы выделили следующие закономерности.
Первая закономерность — поэтапное формирование имиджелогической компетентности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки.
Вторая закономерность — интеграция теоретической и практической составляющих имиджелогической подготовки будущего специалиста.
Третья закономерность — комплексное использование различных технологий обучения и проектирование процесса имиджелогической подготовки на основе игровых, тренинговых, модульных, практико-ориентированных методов обучения.
Названные закономерности направлены на повышение эффективности и результативности формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью, что обеспечит ему конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Основу и новизну разработанной нами концепции формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью составляет система принципов, построенная как результат теоретико-методологического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории имиджмейкинга, а также профессиональной подготовки будущего специалиста по связям с общественностью.
Принципы выполняют регулятивную функцию в педагогической деятельности. На общетеоретическом уровне принципом называют первоначало, руководящую идею и основное правило поведения [8, с. 382].
В. И. Загвязинский дает следующее понятие принципа: «...это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики» [3, с. 35].
Исходя из современной концепции обучения, в системе принципов выделяют центральный, системообразующий принцип — принцип развивающего и воспитывающего обучения, тесно связанный в профессиональном образовании с принципом фундаментальности и профессиональной направленности. Все остальные принципы являются производными от этих ведущих, конкретизируют их.
Система принципов предполагает взаимную обусловленность и взаимопроникновение, взаимодополняемость. В дидактике различают общие и специфические принципы.
К общим принципам мы относим те, которые носят универсальный характер и связаны со всеми выявленными закономерностями. Мы выделяем их в отдельную группу, так как:
— все закономерности имеют общее методологическое основание, обусловливающее совокупность общих принципов;
— в педагогической теории как целостной системе необходима обобщенность выявленных закономерностей и недопустимость их разрозненности;
— принципы определяют правила практической деятельности;
— специфических принципов недостаточно для обеспечения полноты системы, необходимы еще и общие принципы.
К общим принципам мы относим: принцип системности, научности и связи теории с практикой, доступности, положительной мотивации. К специфическим принципам — принципы с информационным (культуросообразности, гуманизации, демократизации, поэтапности, комплексных межпредметных связей или межпредметной интеграции) и дидактическим наполнением (технологичности, компетентностной, антропо-ориентиро-ванной, практико-ориентированной направленности, модульного обучения).
Принцип системности представляет собой подход к проектированию, реализации и мониторингу формирования профессионального имиджа в процессе обучения как к системному процессу, а также комплексное использование следующих методологических подходов к обучению: системного, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического, аксиологического, модульного, интегративного, компетентност-
ного. Данный принцип требует освоения студентами знаний, умений, навыков, смыслов деятельности и компетентностей преимущественно в форме системной деятельности, организованной на основе принципов интегративно-компетентностной технологии. Обогащение этого принципа элементами модульной и имитирующей технологий сводится к интеграции содержания, методов и форм обучения с интересами и возможностями студентов. Принцип является выражением идеи личностно-ориентированного подхода к обучению. С действием принципа связывается открытость дидактической системы преподавателя и всей образовательной системы вуза. При этом открытость понимается нами как постоянное совершенствование дидактической системы путем привлечения новых разумных идей, направленных на повышение эффективности процесса подготовки специалистов по связям с общественностью.
Принцип доступности предполагает учет уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей студентов, соотнесенный с мерой трудности изучаемого материала.
Принцип научности и связи теории с практикой предписывает изучение знаний с позиции современной теории, современное научное знание подается студентам структурно целостным. Теория строится на основе накопленного опыта с использованием теоретических положений на практике.
Принцип положительной мотивации заключается в стимулировании внутренних мотивов обучения: интересов, потребностей, стремления к познанию, увлеченности процессом и результатом обучения.
Специфические принципы мы разделили на две подсистемы принципов, одна из которых отражает информационную сущность рассматриваемого процесса, а вторая — его дидактическое наполнение. При этом под принципом мы понимаем обобщенные положения, распространяемые на все явления педагогической действительности и в общем виде выражающие выработанные в социуме требования к воспроизводству определенного типа личности и определяющие стратегию, цели, содержание, методы и стиль взаимодействия его субъектов.
К принципам, отражающим информационную сторону процесса, мы отнесли следующие принципы.
Принцип культуросообразности, требующий включать в содержание образования не только научные знания, но и культурный социальный опыт, культурные достижения, определяет общие требования к тому, какими должны быть отношения процесса формирования имиджа с окружающей средой.
Процесс формирования профессионального имиджа, осуществляемый на основе принципа культуросообразности, обеспечивается следующими правилами:
— пониманием процесса формирования имиджа специалиста как составного элемента культуры общества, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт и закладывающей будущее студентов;
— максимальным использованием профессиональной, материальной и духовной культуры;
— формированием творческого отношения к самоимиджированию.
Принцип гуманизации и личностной направленности выступает в качестве принципа защиты личности студента, обеспечивая полное удовлетворение познавательных и социальных потребностей, что гуманизирует характер и содержание процесса имиджелогической подготовки, создавая приоритет человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими и административными: очеловечивание отношений студентов между собой и преподавателями способствует эффективно-
му развитию, саморазвитию, создавая предпосылки для дальнейшей самореализации.
Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление доброжелательных отношений.
Процесс формирования имиджа определяют следующие правила осуществления данного принципа:
— осуществление процесса формирования имиджа специалиста с учетом единства требовательности и толерантности;
— знание индивидуальных особенностей студентов и опора на них в ходе процесса формирования имиджа;
— укрепление доверительных отношений между студентами и преподавателями.
Принцип демократизации подразумевает предоставление студентам определенных
свобод для саморазвития, самовоспитания, саморегуляции, самореализации, самоими-джирования.
Процесс формирования имиджа определяют следующие правила осуществления данного принципа:
— обеспечение взаимного уважения, такта и терпения во взаимодействии будущих специалистов по связям с общественностью;
— создание условий для развития умений и навыков в процессе формирования имиджа;
— обеспечение гражданских прав студентов в процессе формирования имиджа.
Принцип поэтапности заключается в том, что процесс формирования профессионального имиджа реализуется поэтапно от диагностики, позиционирования к моделированию, созданию и коррекции имиджа через единство внешних и внутренних сторон этого процесса.
Принцип комплексных межпредметных связей, или межпредметной интеграции, предполагает усвоение содержания образования во взаимосвязи с блоком культурологических и гуманитарных дисциплин. Межпредметные связи осуществляются как в процессе введения дополнительного материала при изучении новых тем, закреплении и обобщении, так и как постоянный элемент в учебных курсах имиджелогии, риторики, конфликтологии, делового общения и др.
Связь этих учебных дисциплин способствует постепенному и непрерывному формированию и закреплению теоретических и практических знаний по имиджу в сознании будущих специалистов по связям с общественностью.
На данных дисциплинах реализуются адекватные профессионально значимым действиям студента формы работы, учитываются основные и сопутствующие задачи занятий с позиции межпредметности, закладываются основные профессиональные термины и понятия, способствующие акцентуализации имиджелогических знаний, навыков и умений будущего специалиста по связям с общественностью.
В качестве принципов, отражающих дидактическую сторону процесса, мы взяли следующие принципы.
Принцип технологичности предполагает разработку и внедрение интегративно-компетентностной технологии, аккумулирующей в себе особенности технологий обучения, являющихся приоритетными для формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью — антропо-ориентированные технологии, модульная, практико-ориентированная, тренинговая и технология игрового моделирования.
Принцип компетентностной направленности образования позволяет определить необходимость развития у студента имиджелогической компетентности: имиджелогиче-
ская компетентность является обобщением знаний, умений, навыков и формируется под влиянием успешной образовательной деятельности. Профессиональная деятельность в сфере связей с общественностью требует от будущего специалиста наличия важной компетентности — имиджелогической, т. е. готовности к самомаркетингу, самопрезентации и самоимиджированию, что повышает его конкурентоспособность.
Принцип антропо-ориентированной направленности образования постулирует переход образования на новый уровень — взаимовлияния Миров / сознаний обучающегося — обучаемого, что позволяет рассматривать имиджевую деятельность не только на уровне действий, но и на основе системы отношений:
— имиджевая деятельность понимается как система действий студента, включающая целеполагание субъекта учения как согласование предметной и личностной задачи и выстраивание значимых отношений с целью присвоения содержания образования;
— изменение процесса обучения ведет к изменению позиции студента, которая становится множественной: возникает позиция студента как субъекта 1) познания, 2) образовательной коммуникации, 3) образовательной деятельности, 4) активности. Полипозиционность студента является ядром процесса обучения, многомерной характеристикой отношений студента в имиджевой деятельности.
Принцип модульного обучения предполагает распределение учебных задач дисциплины на определенные составляющие — модули. Сущность этого принципа состоит в том, что студент самостоятельно при поддержке преподавателя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модулем принято считать целевой функциональный узел, в котором объединены в систему высокого уровня целостности учебное содержание и технология овладения им.
Принцип практико-ориентированной направленности предполагает, что в имиджелогической подготовке специалистов необходимо строить процесс обучения так, чтобы он позволял не только формировать у студентов конкретные имиджевые знания, но и развивал умения и навыки, которые способствовали бы самостоятельному освоению нового содержания имиджевой деятельности. Под практико-ориентированными знаниями, умениями и навыками мы понимаем объем теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых специалисту для осознанного и целенаправленного осуществления имиджевой деятельности в коммуникативной сфере.
Вышеназванные принципы позволили нам разработать концептуальную модель формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью и помогли регулировать педагогическую деятельность в ходе реализации этой модели.
Таким образом, представленные концептуальные основы формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью помогают построить целостную теорию, обеспечивают комплексность выводов, придают необходимые качества логичности, последовательности, наглядности, завершенности и четко определяют сферу эффективного применения интегративно-компетентностной концепции.
Разработанная нами концепция представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний о сущности профессионального имиджа будущего специалиста, базирующуюся на целях интегративно-компетентностного подхода.
1. Андреев И. Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979. 303 с.
2. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960. 260с.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 192 с.
4. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 448 с.
5. Попков В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.
6. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1599 с.
7. Философия науки: Учеб. пособие для вузов / Под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 736 с.
8. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
9. Яковлев Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.
Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.