Научная статья на тему 'Информационно-технологический ресурс в имиджеологической подготовке специалиста по связям с общественностью'

Информационно-технологический ресурс в имиджеологической подготовке специалиста по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ИМИДЖ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / INFORMATION-TECHNOLOGICAL RESOURCE / IMAGE OF THE PUBLIC RELATIONS SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Л. М.

В статье дано понятие информационно-технологического ресурса и его роль в профессиональной подготовке специалиста по связям с общественностью. Представлен многолетний опыт автора и разработчика информационно-технологического ресурса в формировании имиджа будущего специалиста. Рассматривается структура и содержание ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-TECHNOLOGICAL RESOURCE IN TRAINING FOR A SPECIALIST OF PUBLIC RELATIONS

In article is given the concept of an information-technological resource and its role of professional training for a specialist of public relations. Long-term experience of the author and the developer of an information-technological resource or image constructing of the future specialist is presented. The structure and the resource substance is considered.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологический ресурс в имиджеологической подготовке специалиста по связям с общественностью»

УДК 659.44 + 378.046

Л. М. Семёнова

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ИМИДЖЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В статье дано понятие информационно-технологического ресурса и его роль в профессиональной подготовке специалиста по связям с общественностью. Представлен многолетний опыт автора и разработчика информационно-технологического ресурса в формировании имиджа будущего специалиста. Рассматривается структура и содержание ресурса.

Ключевые слова: информационно-технологический ресурс, имидж специалиста по связям с общественностью.

Процесс профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью (РЯ-специалистов) в вузе предусматривает и целенаправленное формирование их имиджа, что является одним из важных профессиональных качеств высококвалифицированного специалиста. Имидже-ологическая подготовка будущих специалистов в сфере связей с общественностью становится важным звеном высшего профессионального образования в развивающейся России. Она опирается на современные требования рынка труда и работодателей. Преподавателями ставится задача подготовить конкурентоспособного, социально активного специалиста, способного творчески трудиться.

Имиджеологическая подготовка студентов осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности студентов, в обучении имиджело-гии. Имиджелогия является дисциплиной регионального компонента и входит в цикл дисциплин специализации для подготовки специалистов в области связей с общественностью. Весь курс разделен на четыре модуля: «Введение в имиджелогию», «Персональный имидж», «Профессиональный имидж», «Корпоративный имидж». Если в учебном плане отсутствует дисциплина «Деловой этикет», то она включается в курс «Имиджелогия», так как знание правил поведения в обществе, манеры специалиста по связям с общественностью формируют его имидж. Цель данного курса - ознакомить студентов с методологией, технологией создания позитивного имиджа фирмы, персоны и любого профессионала, в том числе и с проектированием собственного имиджа, а также обеспечить эффективное профессиональноличностное становление, самореализацию личности в новых социально-экономических условиях. В результате выпускаемые специалисты должны обладать имиджеологической компетентностью.

Многолетний опыт работы автора по формированию профессионального имиджа специалистов в области коммуникации позволил разработать информационно-технологический ресурс.

Ресурсом принято считать средства, позволяющие с помощью определенных преобразований по-

лучить желаемый результат. Слово «ресурс» происходит от франц. ressource «вспомогательное средство», из resourdre «подниматься», далее из лат. resurgere «распрямляться, подниматься», из re- «обратно; опять, снова; против» + surgere (subrigere) «распрямляться, подниматься», далее из sub- «под, ниже» + regere «управлять, направлять; исправлять» (восходит к праиндоевр. reg- «выпрямлять»).

Информационно-технологический ресурс в нашем случае - это открытая система нормативных, учебно-методических, научных материалов, комплекса методов и приемов обучения, технических средств, инструментов мониторинга, реализующая цели по формированию профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью в вузе.

Разработка информационно-технологического ресурса необходима для эффективного образовательного процесса, повышения интереса студентов к обучению, работоспособности будущих специалистов и приобретению имиджеологической компетентности как одного из важных профессиональных качеств специалиста.

Одной из основных целей информационно-технологического ресурса является разработка научно-методического обеспечения процесса формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью и оснащение необходимым инструментарием.

Теоретико-методологические подходы к исследованию профессионального имиджа, концептуальные основы формирования профессионального имиджа будущего специалиста в вузе, определение содержания образования специалистов по связям с общественностью, разработка комплексной педагогической технологии позволили построить модель информационно-технологического ресурса.

Модель в педагогическом исследовании отражает систему элементов, воспроизводящих стороны, связи, функции, условия функционирования педагогического процесса. Модель - это идеализированное представление о соответствии реальному объекту исследования [1].

В науке уже доказано, что грамотно построенная модель обладает крайне притягательным свойством: ее изучение дает некоторые новые знания об объекте-оригинале. В этом аспекте модель информационно-технологического ресурса нужна для того, чтобы:

- понять, какова структура ресурса, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;

- научиться управлять процессом формирова-

ния имиджа в вузе и определять наилучшие способы управления при заданных условиях, целях и критериях;

- прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на имиджеологическую подготовку студентов.

Предлагаемая модель информационно-технологического ресурса содержит пять компонентов: информационный, технологический, научно-методический, креативный и контрольно-оценочный (рисунок).

Имиджелогия

(модули)

Введение в имиджелогию Корпоративный имидж Персональный имидж Профессиональный имидж Деловой этикет

Интегративно-

компетентностная

технология

имиджеологической

подготовки

Субъекты процесса обучения

Преподаватель

--------7у--------

________iz________

Студент

Информацион- ный Технологи- ческий Научно- методический Креативный Контрольно- оценочный

Метаданные Интегративно- Креативные Критерии

Фактографиче- компетентно- Учебные методы оценки знании

ские данные стная пособия обучения Система

Графические технология Учебно- Комплексная тестирования:

данные Раздаточный методические программа самоконтроль,

Текстовые материал комплексы Содержание и текущии и

данные Демонстра- Монографии структура итоговый

(нормативный, ционный Учебники имиджеологи- контроль

программный, материал ческой ком- Балльно-

текстовый Мульти- петентности; реитинговая

блоки) медийные Школя система

презентации РЯ-опыта Зачеты и

экзамены

Структурная модель информационно-технологического ресурса имиджеологической подготовки специалиста по связям с общественностью

Информационный компонент модели призван систематизировать разнообразную информацию по изучаемой проблеме и обеспечить этими данными преподавателя. Он содержит следующее:

- метаданные (классификации, программы, словари, справочники и др.);

- фактографические данные - аналитические материалы, базы данных наблюдений и обобщений, статистические данные и др.;

- графические данные (рисунки, схемы, таблицы, фотографии и др.);

- текстовые данные (нормативные документы, тексты лекций и др.).

Метаданные (данные о данных) - это такие данные, которые в семантическом плане можно трактовать как содержательные описания информаци-

онных ресурсов и их компонентов. К содержательному разделу относятся:

- неформальные описания массивов и баз данных, их состава и структуры;

- сведения о проектах, программах;

- общепринятые классификации, словари, справочники;

- список обязательной и дополнительной литературы по изучаемому курсу;

- сведения об алгоритмах, моделях, программных средствах и др.;

- база учебно-ознакомительной и производственной практик (договоры, письма, распоряжения);

- терминологический словарь по курсу «Ими-джелогия»;

- пакет раздаточного материала по каждому модулю;

- пакет демонстрационного материала и наглядных пособий.

Фактографические данные включают материалы наблюдений за студентами, отчеты, тесты, анкеты, ведомости, протоколы, а также результаты обработки этих данных. Также сюда входят всевозможные статистические данные, в том числе об успеваемости студентов, результаты балльно-рейтинговой системы, имиджмониторинг и аналитические записки к нему.

Графические данные - это рисунки, схемы, модели, фотографии и сопровождающий их текст. Для поиска таких данных создан каталог, содержащий фотоархив и базу рисунков, схем, моделей, графиков.

В процессе подготовки специалистов изучается тема «Имиджевая фотография», так как создание удачной, хорошо выполненной фотографии входит в функционал специалиста по связям с общественностью и позволяет формировать положительный имидж кого-либо, чего-либо (человека, товара, услуги, организации).

Фотоархив должен содержать фотоматериалы такого качества и уровня, чтобы их можно было использовать многофункционально: в материалах, готовящихся для лекций, мастер-классов, для печати в типографии, для демонстрации по ТВ, рассылки, передачи в органы печати, органы власти, зарубежным партнерам, в качестве памятных подарков. Желательно иметь фотоматериалы в виде цветных слайдов. Цифровая фотография вытеснила традиционную из деловой и бытовой сферы. Такая фототехнология обеспечивает высококачественную съемку, непосредственное введение снимков в компьютер, хранение их и передачу снимков по компьютерным сетям без ущерба для качества.

Каждый материал необходимо сопровождать описанием, в котором указать: тему съемки, кто или что изображено на снимке, дату, место и другое. Без сопроводительного материала фотография в архиве теряет ценность и смысл. Все фотографии должны иметь сопроводительные материалы, которые содержат: фамилию, адрес и номер телефона отправителя; текст комментария; сообщение о том, в каких случаях нельзя использовать фотографию; дату мероприятия или съемки. Если в кадре много людей, нужно внимательно записать их имена и фамилии в порядке расположения в кадре. Все снимаемые должны быть правильно названы. Текст, сопровождающий снимок нового товара, должен доходчиво объяснить его назначение и как им пользоваться.

Следует регулярно обновлять банк фотографий. Внешность людей меняется с возрастом и нежелательно брать из архива устаревший снимок

для демонстрации студентам или для прессы, так как может возникнуть неловкая ситуация. Время от времени следует обновлять фотографии, а также фото на web-сайте. Это служит интересам и преподавателя, и будущего специалиста по связям с общественностью.

Кроме фотоархива существует банк схем, моделей, рисунков и графиков, помогающий в решении проблемы:

- концептуальная модель формирования имиджа будущего специалиста;

- структурно-функциональная модель имиджа специалиста;

- теоретическая модель технологического сопровождения имиджеологической подготовки специалиста;

- компетентностная модель специалиста по связям с общественностью;

- модель имиджмониторинга;

- графики и диаграммы оценочной системы.

Текстовые данные, как правило, представляют

собой текстовые документы, программы, лекции и другие тексты. Все данные целесообразно разделить на блоки, разделы, например: нормативный, программный и текстовый.

Формируя имидж будущего специалиста и обучая самоимиджированию, необходимо знать и руководствоваться правовой базой не только в сфере педагогики, но и в сфере общественных, экономических наук. Данное исследование выполнено в проблемном поле трех дисциплин - педагогики, связей с общественностью и имиджелогии. Приходится соприкасаться с большим количеством документов, законодательно регламентирующих информационные отношения в обществе, правовые и этические нормы, деятельность специалиста по связям с общественностью. При разработке нормативного блока авторы создали и использовали классификацию документов, включающую в себя четыре уровня. К первому уровню отнесли нормативные документы общего и федерального значения:

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации о рекламе;

- Закон Российской Федерации о средствах массовой информации;

- Закон Российской Федерации об информации, информатизации и защите информации;

- Уголовный кодекс Российской Федерации.

Отдельно выделены (второй уровень) нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере образования:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями);

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17.11.2008 г.;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г.;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. от 25.10.2001 г.;

- Декларация «Зона европейского высшего образования» (Болонская декларация) от 19.06.1999 г.;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. от 23.12.2005 г.;

- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125 ФЗ с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2005 г.;

- Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 гг.

Третий уровень составили международные и национальные документы, регламентирующие этические нормы поведения специалиста в сфере связей с общественностью:

- Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по СО (IPRA), принят Генеральной ассамблеей в Венеции в мае 1961 г. (Венецианский);

- Афинский кодекс (кодекс IPRA и CERP), принят Генеральной ассамблеей IPRA в Афинах в мае 1965 г. и в том же году принят CERP. В апреле 1968 г. внесены изменения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Европейский кодекс профессионального поведения в области PR - кодекс CERP (Лиссабонский, принят в апреле 1978 г. и дополнен в мае 1989 г., включает критерии и нормы профессиональной квалификации, общие профессиональные обязанности специалиста и его поведение;

- Кодекс профессиональных и этических принципов Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО ), 2001 г.;

- Кодексы АКАР и РА.

В четвертый уровень документации включены документы, относящиеся к практической деятельности специалиста в сфере связей с общественностью:

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2000);

- профессиограмма специалиста по связям с общественностью;

- квалификационные требования к должностям;

- должностные инструкции.

Программный блок составили:

- авторские программы курсов «Введение в специальность «связи с общественностью», «Теория и практика связей с общественностью», «PR в государственной сфере», «Коммуникационный менеджмент», «Деловой этикет»;

- авторская интегративно-модульная программа курса «Имиджелогия»;

- комплексная программа формирования имиджеологической компетентности;

- авторские программы мастер-классов;

- программа самостоятельной работы студентов, предусматривающая самостоятельное изучение теоретических вопросов, подготовку к практическим занятиям, завершение работы, начатой в аудитории под руководством преподавателя, разработку имиджевых программ, ведение дневников, написание сочинений-размышлений, проектная деятельность студентов, участие в конкурсах, олимпиадах и др.;

- программа и методические рекомендации к учебно-ознакомительной и производственной практикам студентов;

- программа школы PR-опыта;

- программа внешних контактов преподавателей и студентов в области связей с общественностью (конференции, семинары, форумы, конкурсы, фестивали, олимпиады и другие международного, всероссийского, регионального уровней).

Текстовый блок составили материалы преподавательского состава и фонда библиотеки вуза и факультета коммерции:

- тексты лекций;

- тексты авторских методических рекомендаций и учебно-методических комплексов;

- тексты учебных пособий и учебников;

- текст авторского учебного пособия к спецкурсу «Технология формирования имиджа в период поиска работы и трудоустройства»;

- текст авторского учебного пособия к спецкурсу «Технология самоимиджирования и самопре-зентации»;

- тексты авторских монографий: «Формирование профессионального имиджа и готовности к самопре-зентации будущих специалистов в сфере массовой коммуникации», «Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью» (коллективная монография), «Интегративно-компетентностная концепция формирования профессионального имиджа будущих специалистов по связям с общественностью»;

- профессиональные издания в сфере педагогики, рекламы, связей с общественностью и имиджелогии.

Технологический компонент модели предполагает систему конкретных форм, методов, способов и процедур, с помощью которых осуществляется дидактическое обеспечение процесса формирования профессионального имиджа будущего PR-специалиста. В него включили:

- комплексную интегративно-компетентностную технологию, объединяющую комплекс технологий: антропоориентированные технологии, модульная технология, игровое моделирование, тренинговая и практико-ориентированная технологии;

- мультимедийные презентации для учебного интегративно-модульного курса «Имиджелогия»;

- раздаточные материалы к практическим занятиям;

- демонстрационный материал к занятиям.

Научно-методический компонент модели призван обеспечить научно-методическую поддержку процесса формирования имиджа будущего PR-специалиста. Для этого автором разработаны:

- учебно-методический комплекс к спецкурсу «Технология самоимиджирования и самопрезента-ции»;

- учебное пособие к спецкурсу «Технология формирования имиджа в период поиска работы и трудоустройства»;

- учебное пособие «Имиджелогия»;

- практикум по курсу «Имиджелогия»;

- учебно-методический комплекс «Имиджелогия»;

- учебно-методический комплекс «Введение в имиджелогию»;

- учебно-методический комплекс «Профессиональный имидж»;

- монография «Формирование профессионального имиджа и готовности к самопрезентации у будущих специалистов в области массовой коммуникации»;

- монография «Интегративно-компетентност-ная концепция формирования профессионального имиджа будущих специалистов по связям с общественностью»;

- монография «Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью» (коллективная).

Креативный компонент информационно-технологического ресурса предназначен для активизации деятельности студентов и предусматривает:

- комплекс креативных методов обучения;

- таблицу систематизации методов обучения;

- комплексную программу формирования профессионального имиджа;

- учебные модули по курсу «Имиджелогия»;

- содержание и структуру имиджеологической компетентности;

- разработки практических занятий, тренингов, коллоквиумов;

- программу школы профессионального PR-опыта.

Контрольно-оценочный компонент ресурса дает практическую возможность проконтролировать и оценить, насколько достигнута поставленная цель. Он содержит:

- уровни сформированности имиджа;

- критерии и показатели оценки эффективности;

- программу и модель мониторинга;

- промежуточное и итоговое тестирование;

- консультации преподавателя по различным темам занятий;

- балльно-рейтинговую систему оценки знаний;

- вопросы к зачетам и экзаменам.

Рассмотрев все компоненты информационнотехнологического ресурса, можно констатировать, что они взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой целостную систему поддержки интегративно-компетентностной технологии, являясь одним из ее механизмов.

Информационно-технологическое сопровождение позволяет наиболее эффективно выстраивать отношения между преподавателем и студентом и реализовать разработанную интегративно-компе-тентностную технологию формирования профессионального имиджа специалиста по связям с общественностью.

Список литературы

1. Дуранов И. М. и др. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. 315 с.

Семёнова Л. М., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры.

Южно-Уральский государственный университет.

Пр. Ленина, 76, г. Челябинск, Челябинская область, Россия, 454080.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.03.2010.

L. M. Semyonova

INFORMATION-TECHNOLOGICAL RESOURCE IN TRAINING FOR A SPECIALIST OF PUBLIC RELATIONS

In article is given the concept of an information-technological resource and its role of professional training for a specialist of public relations. Long-term experience of the author and the developer of an information-technological resource or image constructing of the future specialist is presented. The structure and the resource substance is considered.

Key words: information-technological resource, image of the public relations specialist.

The South-Ural state university.

Pr. Lenina, 76, Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, Russia, 454080.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.