Научная статья на тему 'Курс имиджмейкинга в вузе: структурно-содержательный и дидактический аспекты'

Курс имиджмейкинга в вузе: структурно-содержательный и дидактический аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖМЕЙКИНГ / ИМИДЖЕЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОРПОРАТИВНЫЙ ИМИДЖ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ИМИДЖКОНСАЛТИНГ / IMAGE-MAKING / IMAGE-MAKING EDUCATION / MODULE / MODULAR APPROACH / CORPORATE IMAGE / PERSONAL IMAGE / PROFESSIONAL IMAGE / IMAGE CONSULTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Лидия Михайловна

В статье определено значение имиджелогического образования в подготовке будущих специалистов гуманитарно-экономической сферы. Описана эффективность модульного подхода и особенность модульной технологии в работе со студентами. Представлен авторский интегративномодульный курс имиджмейкинга: структура курса и содержательное наполнение каждого из пяти модулей. Систематизированы дидактические методы и приемы работы со студентами, наиболее эффективно проявившие себя в имиджелогической подготовке (тренинги, деловые игры, мозговой штурм, ситуационные задачи и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGE-MAKING COURSE IN HIGH SCHOOL: STRUCTURAL INFORMATIVE AND DIDACTIC ASPECTS

The article deals with the relevance of the image-making education in the training of students majoring in the humanities and economics. The efficiency of modular approach and the peculiarities of modular technology applied in the work with students are considered. The author presents an original integrative and modular course of image-making, describing the structure of the course and the content of all five modules. The paper systematizes didactic methods and approaches of work with students that appeared to be the most effective in the image-making training (trainings, business games, brainstorming, case studies and others).

Текст научной работы на тему «Курс имиджмейкинга в вузе: структурно-содержательный и дидактический аспекты»

УДК 378.01 Семенова Лидия Михайловна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного экономического университета

КУРС ИМИДЖМЕЙКИНГА В ВУЗЕ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Semenova Lidiya Mikhailovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Communication Technologies and Public Relations Department, St. Petersburg State University of Economics

IMAGE-MAKING COURSE IN HIGH SCHOOL: STRUCTURAL, INFORMATIVE AND DIDACTIC ASPECTS

Аннотация:

В статье определено значение имиджелогиче-ского образования в подготовке будущих специалистов гуманитарно-экономической сферы. Описана эффективность модульного подхода и особенность модульной технологии в работе со студентами. Представлен авторский интегративно-модульный курс имиджмейкинга: структура курса и содержательное наполнение каждого из пяти модулей. Систематизированы дидактические методы и приемы работы со студентами, наиболее эффективно проявившие себя в имиджелогиче-ской подготовке (тренинги, деловые игры, мозговой штурм, ситуационные задачи и др.).

Ключевые слова:

имиджмейкинг, имиджелогическое образование, модуль, модульный подход, корпоративный имидж, персональный имидж, профессиональный имидж, имиджконсалтинг.

Summary:

The article deals with the relevance of the image-making education in the training of students majoring in the humanities and economics. The efficiency of modular approach and the peculiarities of modular technology applied in the work with students are considered. The author presents an original integrative and modular course of image-making, describing the structure of the course and the content of all five modules. The paper systematizes didactic methods and approaches of work with students that appeared to be the most effective in the image-making training (trainings, business games, brainstorming, case studies and others).

Keywords:

image-making, image-making education, module, modular approach, corporate image, personal image, professional image, image consulting.

Проблема имиджелогической подготовки будущих специалистов гуманитарно-экономической сферы становится острой в современных условиях. К таким специалистам можно отнести журналистов, рекламистов, маркетологов, дизайнеров, менеджеров, специалистов по связям с общественностью, социальной работе и другие. Им важно знать основы имиджмейкинга и владеть имидж-технологиями, так как в профессиональной деятельности они создают положительный имидж своей организации. Да и самому специалисту важно создать эффективный профессиональный имидж на рынке труда для того, чтобы быть востребованным в конкурентной среде. Поэтому курс имиджмейкинга для многих специальностей необходим в системе высшего профессионального образования.

Наше исследование направлено на изучение проблем в преподавании курса «Имиджмей-кинг» для будущих специалистов гуманитарно-экономического профиля, разработку структуры и содержания модулей этого курса и систематизацию дидактических приемов работы со студентами.

Дисциплина «Имиджелогия» читается во многих вузах России для различных специальностей, но единого подхода и единой программы не существует. О проблеме преподавания ими-джелогии неоднократно писали Е.А. Петрова [1], Е.А. Морозова [2], Л.М. Семенова [3]. Во второй половине XX в. появились теоретические и практические работы, посвященные проблеме имиджа (А.Н. Жмыриков, Е.В. Егорова-Гантман, Н.И. Сарджвеладзе и др.). В.Я. Белобрагин [4] провел глубокий науковедческий анализ имиджелогии как самостоятельной области знаний. Исследования в сфере профессионального и персонального имиджа проведены Ю.В. Андреевой, А.А. Бирюковой, Е.В. Емельяновой, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петровой, О.Л. Пикулевой, В.М. Шепелем и др. На основании этих изысканий можно утверждать, что в России состоялось конституирова-ние этой новой отрасли теоретико-прикладного значения.

Курс имиджелогии допускается в ГОС и ФГОС в региональном компоненте как дисциплина по выбору. Программы настолько разнообразны, насколько различные специалисты их читают: психологи, PR-специалисты, стилисты, дизайнеры и другие. На основании изучения этих программ можно констатировать, что обучение имиджмейкингу в различных вузах отличается невысоким уровнем. Отсутствует единство методологических и теоретических подходов в обучении, авторы программ иногда предлагают неверифицированные практические технологии.

Важным аспектом современного высшего профессионального образования является обеспечение качества. В этом контексте мы говорим о результатах обучения, предполагающих способность студента применить свои знания и продемонстрировать умения и навыки.

В рамках компетентностного подхода как основного в программах третьего поколения и ориентированного на результаты обучения, образовательная деятельность (содержание, методы, приемы, технологии) должна быть приведена в соответствие с обозначенными результатами обучения и их оценкой. В нашем случае результатом образовательного процесса является сформированная имиджелогическая компетентность как важное профессиональное качество специалиста.

Под имиджелогической компетентностью мы понимаем знание и усвоение студентами сущности имиджеформирующих процессов, владение универсальными базовыми технологиями, техниками, приемами, навыками достижения эффективного корпоративного и профессионального имиджа, увеличение паблицитного капитала базисного субъекта.

В практике преподавания нами используются также деятельностный, личностно-ориенти-рованный, профессиологический, модульный и другие подходы. В основе нашего курса «Имидж-мейкинг» лежит интегративно-модульная технология, которая повышает эффективность профессионального образования.

В отличие от традиционной системы обучения, в модульной технологии меняется роль преподавателя - он создает условия для самоуправления. Студент много работает самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Преподаватель и студент становятся полноправными участниками учебного процесса.

Модуль - учебная базовая единица цельной и логически структурированной программы по дисциплине. Он включает содержание, набор компетенций, практические задания, вопросы для самоконтроля, литературу, контрольные точки, балльно-рейтинговую оценку знаний, отчетность [5; 6].

Авторский курс «Имиджмейкинг» содержит пять модулей (табл. 1).

Таблица 1 - Наименование модулей и тем курса_

_Основы имиджелогии_

Значение имиджа в современном мире. Понятие имиджа, имиджелогии и имиджмейкинга. Типология имиджа. Смежные понятия_

Социально-психологическая природа имиджа_

История возникновения и развития имиджелогии и имиджмейкинга в России_

Имиджелогия как составляющая современной цивилизации. Имидж в разных контекстах_

Инструментарий имиджмейкинга. Профессия имиджмейкер. Заповеди специалиста_

_Корпоративный имидж_

Понятие корпоративного имиджа и репутации. Структурные модели. Алгоритм формирования имиджа организации_

Планирование имиджа компании. Корпоративная философия: миссия, стратегия, цели, история-легенда и

другое_

Внешний имидж компании: качество продукции, фирменный стиль, нейминг, корпоративное издание и другое. Роль руководителя_

Внутренний имидж компании: кадровая политика, потребности сотрудников, обучение. Корпоративные мероприятия. Корпоративная культура_

Роль имиджевой фотографии в компании_

Роль эмоциональных контактов в имидже фирмы_

_Персональный имидж_

Понятие персонального имиджа. Имиджевые характеристики лидера_

Структура и алгоритм формирования имиджа_

Имидж и общение. Принципы самопрезентации_

Деловой стиль. Аксессуары в деловом стиле_

Разработка индивидуального стиля_

Планирование гардероба. Деловая капсула_

Средовой и овеществленный имидж_

Кинетический и вербальный имидж_

_Профессиональный имидж_

Понятие профессионального имиджа. Классификация профессий_

Имидж при поиске работы, трудоустройстве и увольнении_

Имидж и карьера. Персональный брендинг_

Эффективный самомаркетинг и самоимиджирование_

Портфолио будущего специалиста_

Имиджмониторинг. Технологии сохранения и защиты имиджа_

_Основы имидж-консультирования_

Понятие имидж-консалтинга_

Технологии имидж-консультирования_

Особенности консультативной работы в современной России_

Модуль «Основы имиджелогии» предполагает ознакомление студентов с понятием имиджелогии как дисциплины и науки, ее ролью в современном гражданском обществе и рыночной экономике; основами имиджа, психологией имиджа, его социально-психологической природой; особенностями его построения, структурными моделями, этапами формирования, историей возникновения и развития имиджелогии за рубежом и в России. Будущие специалисты изучают социальные, экономические и политические причины возникновения и развития имиджелогии как человековед-ческой дисциплины. Студенты знакомятся с методами управления имиджем, узнают о профессии имиджеолога, имиджмейкера, имидж-консультанта, имидж-технолога и особенностях их работы.

Модуль «Корпоративный имидж» дает знания студентам о структуре имиджа и репутации фирмы, моделях построения, этапах развития, методах создания, коррекции, защиты и сохранения имиджа любой организации. В этом курсе будущие специалисты отрабатывают умения и навыки создания внешнего и внутреннего имиджа организации; изучается корпоративная культура и роль эмоциональных контактов в имидже и репутации фирмы.

Модуль «Персональный имидж» дает понятие индивидуального имиджа, алгоритм формирования его, знания об эффективной самопрезентации, самоимиджировании. Рассматривается роль средового, кинетического, вербального, овеществленного и габитарного имиджа персоны. Подробно изучается технология создания индивидуального стиля. Студенты изучают причины деструкции имиджа, техники сохранения и защиты его.

Модуль «Профессиональный имидж» рассматривает техники создания нужного имиджа профессионала в момент трудоустройства, работы и увольнения (резюме, собеседование с работодателем, методика телефонных разговоров, варианты поиска работы). Студенты изучают современное понятие профессиональной карьеры, а также такие процессы, как самомаркетинг, самопрезентация, самореклама, самопродвижение, self-branding. Изучается роль индивидуального стиля в профессиональном имидже.

Модуль «Основы имидж-консультирования» дает знания по работе с клиентом, о специфике консалтинговой работы, методах и приемах имидж-консультирования, проблемах во взаимоотношении с клиентом.

Модернизация системы российского профессионального образования предусматривает обновление методов преподавания, ориентированных на активность и самостоятельность студентов. Метод - это способ управления образовательным процессом, способ формирования имиджелогической компетентности.

Существенное место в современном образовании занимают продуктивные, интенсивные методы, направленные на активизацию студентов, на повышение доли продуктивной деятельности, на достижение более высокого результата в меньший промежуток времени. Для этого требуется особая организация взаимодействия, сотрудничества со студентами. Преподаватель не столько передает знания, сколько организует познавательную деятельность студента, нацеливает его на формирование потребности приобретать знания и практически использовать их.

В нашей практике большую часть занимают активные формы и методы работы со студентами. Известно, что запоминание и усвоение человеком информации происходит на 10 % с помощью чтения, на 20 % от того, что он слышит, на 30 % от того, что видит, на 50 % от того, что слышит и видит, на 70 % от того, что рассказывает и проговаривает, и на 90 % от того, что сделал сам.

Методы обучения могут быть теоретические и практические. Преимущество первых заключается в преподнесении большого количества теоретического материала, однако степень усвоения его в большинстве случаев на низком уровне. В этом случае параллельно применяются практические методы обучения, на которых студенты не только закрепляют полученный теоретический материал, но и вырабатывают умения пользоваться теми или иными механизмами достижения эффективности работы в сфере массовой коммуникации.

В зависимости от степени участия студентов в процессе подготовки, выделяют активные и пассивные методы обучения. Систематизируя методы обучения, мы выделили индивидуальные (дневник профессионального роста, портфолио, имиджевая карта и другие) и групповые. Существует много преимуществ групповых методов, например для студентов это общий интерес; социальные контакты; уверенность; обмен идеями и мыслями; развитие навыков работы в команде; лучшее понимание других людей; конкуренция. Но имеются и недостатки: студенты, которые усваивают материал медленнее других, могут оказаться в очень невыгодном и неудобном положении, а студенты, которые учатся быстро, могут испытывать скуку и недовольство; может не хватить времени ответить на все вопросы студентов. Застенчивые и робкие студенты стесняются задать вопрос, который задали бы на индивидуальном занятии. Некоторые аспекты занятий могут иметь отношение не ко всем членам группы, и тогда остальным будет неинтересно.

В зависимости от места обучения выделяют группу методов, внедряемых в аудитории: лекционные, семинарские занятия, изучение практических ситуаций (кейсов), тренинги, игры и так далее и за пределами вуза: самостоятельное обучение, практика, экскурсии, круглые столы и так далее. Обучение вне аудитории отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с деятельностью организации. Некоторые методы являются идеальными для выработки навыков, требуемых в профессиональной деятельности специалиста-коммуникатора.

Выбирая формы работы со студентами и методы обучения, нужно тщательно проанализировать потребности в обучении всех студентов. Предложенная систематизация поможет преподавателям определиться с выбором той формы обучения, которая ему кажется наиболее целесообразной в конкретных условиях (табл. 2). Особо следует обратить внимание на важность применения в процессе профессиональной подготовки комплекса методов, приемов и средств.

Таблица 2 - Систематизация методов обучения в курсе «Имиджмейкинг»

№ Формы, методы обучения Теоретический/ Практический Активный / Пассивный Групповой/ Индивидуальный Аудиторный / Внеаудиторный

1 Лекция с преднамеренными ошибками Т П/А Г А

2 Лекция-пресс-конференция Т П/А Г А

3 Лекция-беседа Т П/А Г А

4 Лекция дуальная (бинарная) Т П/А Г А

5 Семинар-тренинг «Самопрезентация» Т/П А Г А

6 Деловые и ролевые игры П А Г А

7 Ситуационные задачи П А И А/В

8 Мини-конференция Т/П А Г/И А

9 Терминологический диктант Т/П П Г А

10 Социально-психологический тренинг П А Г А

11 Мини-тренинг П А Г А

12 Метод мозгового штурма П А Г А

13 Интенсификаторы и сближающие упражнения П А Г А

14 Метод научных выступлений Т/П А Г А/В

15 Диагностические упражнения и тесты П А И А/В

16 Баскет-метод Т/П А Г А

17 Круглый стол с участием практиков Т/П А Г А/В

18 Дневник профессионального роста П П/А И В

19 Анализ кейса П А Г/И А

20 Экскурсия на предприятие П А/П Г В

21 Сочинение-размышление П А И В

22 Конкурс проектов П А Г/И А/В

23 Портфолио П А/П И В

24 Имиджевая карта П П И В

25 Программа персонального брэндинга П П И В

26 Имиджмониторинг П П И В

Какие бы методы обучения - активные, интенсивные или проблемные - ни применялись, важно для повышения эффективности обучения создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении обусловливает систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема методов профессионального обучения важна и требует к себе значительного внимания, а правильный их выбор позволит преподавателям повысить эффективность подготовки будущих специалистов. Наблюдения показали, что в результате работы повысилась удовлетворенность студентов отдельными структурными компонентами своего имиджа, в том числе визуальные характеристики. Это в свою очередь сказалось на повышении их самоуважения, уверенности, эффективности общения.

Таким образом, введение курса «Имиджмейкинг» в вузовское обучение способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ссылки:

1. Петрова Е.А. Имиджелогия: избранные труды : монография. М., 2009.

2. Морозова Е.А. Вопросы преподавания имиджелогии для будущих специалистов по связям с общественностью. М., 2005.

3. Семенова Л.М. Имиджелогическая подготовка специалиста по связям с общественностью в вузе : монография. Челябинск, 2010.

4. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки. 2004 [Электронный ресурс]. http://academim.narod.ru/art/bel_1.html (дата обращения: 16.03.2015).

5. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения : дис. ... д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990.

6. Семенова Л.М. Принцип модульной технологии в формировании имиджа специалиста по связям с общественностью. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.