Научная статья на тему 'Потенциал тренинговой технологии в формировании имиджелогической компетентности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью'

Потенциал тренинговой технологии в формировании имиджелогической компетентности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖМЕЙКИНГ / ИМИДЖЕЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВИДЕОТРЕНИНГ / ИМИДЖ-МАСТЕРСКАЯ / IMAGE-MAKING / IMAGOLOGICAL COMPETENCE / VIDEO TRAINING / IMAGE-WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Лидия Михайловна

Смена образовательной парадигмы требует изменения технологий обучения студентов в вузе. Одной из инновационных технологий становится тренинговое обучение как интерактивное. Формирование имиджелогической компетентности важное звено подготовки специалистов по рекламе и связям с общественностью, т. к. результатом их деятельности является позитивный имидж базисного субъекта. В статье дано определение имиджелогической компетентности специалиста по рекламе и связям с общественностью. В качестве методологии выступают компетентностный и фасилитативный подходы, определяющие принципы работы с группой. Рассмотрены цели, содержание и результаты тренинговой работы со студентами. Представлена различная тематика и методика проведения занятий. Определена роль преподавателя-фасилитатора в интерактивных тренингах, заключающаяся в фокусировании внимания на деятельности студентов. В структуру каждого тренинга включён шеринг, дающий возможность поделиться переживаниями о своих действиях. В статье кратко описаны авторские программы тренингов. Алгоритм семинара-тренинга представлен пятью этапами, способствующими самоимиджированию и самопрезентации. Социально-психологический тренинг направлен на изменение Я-концепции и формирование профессиональных качеств. Специфика имидж-мастерской заключается в участии студентов в разработке программы тренинга с учетом их желаний и потребностей. Видеотренинг содержит видеоанализ как инструмент, демонстрирующий видеозапись поведения студентов в тренинге. Автор отмечает преимущества и проблемы видеотренинга, а также положительные акценты тренинговой работы для преподавателя и студента. Выводы сделаны на основе опроса студентов. Результаты работы говорят об эффективности тренингов в формировании имиджелогической компетентности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Potential of Training Technologies in the Formation of Imagological Competence of a Future Specialist in Advertising and Public Relations

The change of educational paradigm requires a change of technologies of training of students at the University. Training as an interactive learning has become one of the innovative technologies. The formation of imagological competence is an important component of training of specialists in advertising and public relations, since the result of their activities is a positive image of the reference subject. The article defines imagology competence of specialists in advertising and public relations. The methodology we applied involved the competence and facilitating approaches that govern the principles of work with the group. The article describes the purpose, contents and results of training work with students. It presents different themes and methods of giving classes. The role of the teacher-facilitator in the interactive training is in focusing attention on students' activities. A sharing structure is included in each training, which gives the opportunity to share experiences on their activities. The article briefly describes the author's training program. A seminar-training algorithm is divided into five phases, contributing self-image-making and self-presentation. Socio-psychological training is aimed at changing self-concept and the formation of professional qualities. The specific of image-studio is the participation of students in the development of training programs according to their desires and needs. Video training includes video analysis as a tool for showing the video of the students' conduct during the training. The author points out the advantages and challenges of video training, as well as positive emphasis training work for teachers and students. Conclusions are made on the basis of a survey of students. The results say about the effectiveness of training in the formation of professional competence of the future of imagological competence specialists in advertising and public relations.

Текст научной работы на тему «Потенциал тренинговой технологии в формировании имиджелогической компетентности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью»

http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 378.1

DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-105-111

Лидия Михайловна Семенова,

доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (197082, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21),

e-mail: [email protected]

Потенциал тренинговой технологии в формировании имиджелогической компетентности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью

Смена образовательной парадигмы требует изменения технологий обучения студентов в вузе. Одной из инновационных технологий становится тренинговое обучение как интерактивное. Формирование имиджелогической компетентности - важное звено подготовки специалистов по рекламе и связям с общественностью, т. к. результатом их деятельности является позитивный имидж базисного субъекта. В статье дано определение имиджелогической компетентности специалиста по рекламе и связям с общественностью. В качестве методологии выступают компетентностный и фасилитативный подходы, определяющие принципы работы с группой. Рассмотрены цели, содержание и результаты тренинговой работы со студентами. Представлена различная тематика и методика проведения занятий. Определена роль преподавателя-фасилитатора в интерактивных тренингах, заключающаяся в фокусировании внимания на деятельности студентов. В структуру каждого тренинга включён шеринг, дающий возможность поделиться переживаниями о своих действиях. В статье кратко описаны авторские программы тренингов. Алгоритм семинара-тренинга представлен пятью этапами, способствующими самоимиджированию и самопрезентации. Социально-психологический тренинг направлен на изменение Я-концепции и формирование профессиональных качеств. Специфика имидж-мастерской заключается в участии студентов в разработке программы тренинга с учетом их желаний и потребностей. Видеотренинг содержит видеоанализ как инструмент, демонстрирующий видеозапись поведения студентов в тренинге. Автор отмечает преимущества и проблемы видеотренинга, а также положительные акценты тренинговой работы для преподавателя и студента. Выводы сделаны на основе опроса студентов. Результаты работы говорят об эффективности тренингов в формировании имиджелогической компетентности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью.

Ключевые слова: имиджмейкинг, имиджелогическая компетентность, видеотренинг, имидж-мастерская

Вводная часть. Смена приоритетов в подготовке кадров, модернизация и трансформация высшего профессионального образования с акцентом на личность студента предусматривает введение инновационных технологий, переход от массово-репродуктивных методов обучения к индивидуально-творческим. Индивидуально-личностная доминанта становится мощным механизмом повышения качества подготовки специалистов в вузе.

Будущий специалист (бакалавр и магистр) в области рекламы и связей с общественностью (РиСО) должен овладеть профессиональными компетенциями в области

коммуникации, организации и управления профессиональной деятельностью. Результатом его труда должен стать позитивный имидж и хорошая репутация базисного субъекта. Эффективный профессиональный имидж самого специалиста помогает ему построить карьеру в конкурентной среде. Поэтому имиджелогическая подготовка специалистов РиСО становится важным звеном высшего профессионального образования в России. Имиджелогическая компетентность специалиста РиСО в нашем понимании - это результат имиджелогиче-ского образования и элемент его профессиональной квалификации, это интегративное

© Л. М. Семенова, 2017

105

качество личности, синергия мотивацион-ной направленности, знаний, умений, навыков, личностных качеств, имиджелогическо-го опыта, это обладание компетенцией [7]. Один из способов овладения этой компетенцией - тренинг. В этой связи имиджело-гическая подготовка будущего специалиста по РиСО вскрывает проблему включения в образовательный процесс обучающих тренингов как эффективной формы работы. Цель данной статьи - представить авторскую методику интерактивной тренинговой работы со студентами. Задачи: обозначить методологические подходы к реализации названной проблемы; выделить типологию и тематику тренингов; определить алгоритм, структуру и содержание разных видов тренинга; выделить роль преподавателя-фасилитатора, проблемы тренинговой работы.

Методология и методы исследования. На общенаучном уровне мы реализо-вывали компетентностный подход (А. Н. Да-хин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской и др.) к формированию имиджелогической компетентности. На технологическом уровне обучения мы применили фасилитативный подход (Р. С. Димухаметов, А. А. Майер, К. Роджерс, С. Я. Ромашина, Р. Шварц и др.) как наиболее эффективный в групповой работе. Фасилитативная педагогика всё больше применяется в университетской практике, а фасилитация становится основной детерминантой в развитии личности. Преподаватель в роли фасилитатора предлагает процедуру, которая даёт студентам возможность понять существующую проблему и решить её. Базовая фасилитация предполагает управление процедурой преподавателем, предлагающим группе наиболее эффективные, с его точки зрения, приёмы работы. Развивающая фасилитация предусматривает ведущую роль студентов, обсуждающих и принимающих решения самостоятельно, в то время как преподаватель корректирует процесс, помогая быстрее и конструктивнее решить проблему. Одной из методик фасилитативного подхода выступила разработка индивидуального имидж-кейса, включающего результаты изучения личностно-профессиональных качеств, акцентуаций характера, психотип личности, особенности внешности, портфо-лио, программу самобрендинга, деловую капсулу и др.

Предваряя приведённые ниже размышления о потенциале тренинговой технологии в подготовке специалистов, вспомним пирамиду познания Дж. Мартина, где в процентном отношении указывается объём учебного материала, который осваивают обучающиеся при проведении занятий в различных формах. Он утверждает, что усвоение знаний в лекционной форме происходит лишь на 5 %, во время чтения - на 10 %, аудио-визуальные средства помогают усвоению на 20 %, демонстрация наглядных пособий способствует 30 % усвоения, обсуждение в группах, дискуссии - на 50 %, обучение практикой действия - на 70 %, а выступление в роли обучающего -на 90 % [4]. Эти данные подтверждают эффективность тренинга как интерактивного метода, т. к. в нём задействованы все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, вербальный и кинетический.

Тренинговая технология применяется нами как в бакалавриате, так и в магистратуре в учебных дисциплинах: «Межличностные и деловые коммуникации», «Имиджменеджмент», «Имиджмейкинг», «Корпоративная культура» и др. Применяются различные виды тренинга: навыковый; семинар-тренинг, социально-психологический; видеотренинг; имидж-мастерская. Цели и задачи каждого могут быть схожи, но вид тренинга выбирается в зависимости от темы и цели занятия. Тематика тренингов различна: «Межличностное и деловое общение», «Уверенность и лидерство», «Креативность», «Самомаркетинг и са-мобрендинг», «Корпоративный имидж», «Имиджевая культура». Тренинг как дидактическая составляющая процесса подготовки специалистов РиСО направлен на развитие профессионально-личностных качеств, расширение репертуара поведенческих стратегий, развитие Я-концепции, на формирование и выработку определённых навыков: повышение компетентности в деловом общении, уверенности в себе, эффективное межличностное взаимодействие, обучение приёмам имиджмейкинга, самопрезентации и др.

Специфика тренинговой технологии заключается в высокой интенсивности проведения занятий и использовании разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе самого тренинга. Методы, приёмы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся: творческие

задания, викторина, баскет-метод, анализ кейса, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, сближающие упражнения, интен-сификаторы, имитационное моделирование, ситуативные задачи и др. Все техники направлены на взаимодействие студентов с фасилитатором, друг с другом и на преобладание их активности. Роль препода-вателя-фасилитатора в интерактивных тренингах сфокусирована на деятельности студентов, настроенных на достижение целей занятия. Каждое упражнение в тренинге заканчивается шерингом (от англ. to share -«делиться»), рефлексией, когда каждый студент может поделиться своими впечатлениями, чувствами о прошедших действиях. Рефлексия помогает осознать свою роль в упражнении и передать группе свои переживания. Поэтому шеринг, как обязательный и завершающий элемент упражнения, является позитивным моментом в тренинге.

Тренинговая технология как интерактивная форма занятий решает следующие задачи:

- вызывает интерес у студентов;

- повышает эффективность усвоения знаний;

- способствует приобретению профессиональных навыков;

- помогает самостоятельно найти пути и варианты решения выявленной проблемы;

- устанавливает взаимодействие между студентами, учит командной работе, толерантности, уважению достоинства друг друга;

- формирует имиджелогическую компетентность студента.

Работа по самоимиджированию в тре-нинговой группе построена на основе имидж-стандарта профессионала, т. е. модели, образца. Программа тренинга учитывает представления студентов об имидже как целостном и многогранном явлении. В процессе тренинга студенты узнают закономерности формирования положительного имиджа, учатся самостоятельно создавать глобальный имидж и свободно пользоваться частными имиджами в зависимости от выбранной социальной роли и поставленной цели. Остановимся подробнее на некоторых видах тренинга. Разрабатывая программы тренингов, мы обращались к различным подходам1 [1; 2; 3; 5].

1 Семенова Л. М. Имиджелогия: учеб. пособие. -Челябинск, 2013. - 74 с.

Семинар-тренинг по имиджмейкингу позволяет будущему специалисту РиСО познакомиться со структурой и алгоритмом построения эффективного имиджа, техниками коррекции деструктивного имиджа, овладеть приёмами самопрезентации, научиться самостоятельно конструировать желаемый имидж в соответствии с целями индивида, временем, местом и ожиданиями общественности. Семинар-тренинг включает в себя разбор кейсов, упражнения, креативные задания, игровое моделирование, видеотренинг и др.

Цели семинара-тренинга:

- «выработать отношение к имиджу как к одному из важных инструментов для достижения успеха в профессиональной сфере, для позитивной самопрезентации;

- обучить студентов самостоятельно формировать собственный имидж, ориентируясь на цели, которые они ставят перед собой в данный момент;

- формировать имиджелогическую компетентность, совершенствуя умения и навыки.

Задачи семинара-тренинга:

1. Создать условия для выявления и оценки индивидуально-психологических особенностей каждого студента.

2. Сформировать у студентов конструктивное отношение к многообразию собственной личности и личности другого человека, а также пересмотреть негативные установки по отношению к своим физическим данным» [8, с. 304].

3. Познакомить с принципами формирования индивидуального стиля и способами их реализации: психотип и характер, пропорции фигуры, тип лица, цветотип внешности, физические активы.

4. Отработать коммуникативные навыки в межличностном и деловом общении.

5. Сформировать устойчивые навыки самопрезентации в процессе видеотренинга.

Алгоритм семинара-тренинга:

Первый этап - стартовый имидж-мониторинг, диагностика индивидуально-психологических особенностей и физических данных.

Второй этап - индивидуальный подбор стратегий апгрейда (от англ. upgrade -«улучшать») или даунгрейда (от англ. downgrade - «намеренно ухудшать») имиджа в зависимости от целей человека, поведенческих, презентационных стратегий и инструментария имиджирования.

Третий этап - моделирование эффективного стиля коммуникации для создания положительного имиджа и успешной самопрезентации в соответствии с выбранной социальной (профессиональной) ролью.

Четвёртый этап - внедрение имиджа, проверка практикой общения, промежуточный имидж-мониторинг, коррекция имиджа.

Пятый этап - продвижение имиджа, финишный мониторинг, имидж-диагностика, модернизация имиджа при необходимости.

Семинар-тренинг показал себя как эффективный метод в обучении, т. к. там студенты получают основы теоретических знаний в построении имиджа и отрабатывают практические навыки.

Социально-психологический тренинг (СПТ) направлен на осознание и изменение Я-концепции, на формирование профессиональных умений и навыков, приобретение профессионального опыта. Он всегда популярен, интересен для студентов и результативен.

Алгоритм построения программы СПТ учитывает пошаговое вовлечение студентов в процесс обучения: «эмоциональное - интеллектуальное - волевое». В связи с этим, основная цель СПТ - сформировать у студента соответствующее поведение, базирующееся на способности понимать эмоции и чувства как свои, так и окружающих людей и отвечать на них. Преподаватель должен создать психолого-педагогические и организационно-технологические условия, обеспечивающие самодиагностику индивидуального имиджа и поведения в различных ситуациях общения; освоение техник и приёмов межличностного и делового общения; развитие саморегуляции, самокоррекции, саморефлексии, самооценки [3; 5; 7].

В процессе разработки программы СПТ мы стремились использовать витагенный опыт студентов. Периодичность предлагаемых заданий и упражнений должна коррелировать с этапами развития способности к пониманию мотивированного поведения сокурсников и способности рассматривать его в моделировании собственного поведения. Задания должны обновлять или транслировать цепочку развития механизмов социальной перцепции [9]:

- идентификацию - отождествление;

- стереотипизацию - восприятие, оценка и формирование устойчивого, неизменного образа;

- эмпатию - понимание эмоций и чувств другого человека;

- аттракцию - возникновение привлекательности одного человека для другого;

- каузальную атрибуцию - интерпретацию субъектом причин и мотивов поведения других людей;

- рефлексию - осмысление и осознание своих поступков.

Результаты СПТ говорят о его эффективности. После прохождения тренингового курса студенты обладают:

- способностью повторять, имитировать новые приёмы коммуникативного поведения, в отличие от простого знания о них;

- способностью использовать новые формы поведения в различных ситуациях;

- способностью находить проблемы, ошибки, выявлять деструктивные действия в поведении сокурсников и своём поведении;

- способностью создавать новые эффективные модели поведения.

По нашему убеждению, СПТ является одним из перспективных и результативных интерактивных методов формирования профессиональной компетентности студентов.

Имидж-мастерская, как особая форма тренинга, предполагает теоретический минимум и практикум. Специфика её в том, что студенты участвуют в разработке программы обучения в мастерской, исходя из желаний и потребностей, тематики и времени занятий. Обязательными условиями успешного проведения имидж-мастерской являются:

- участие студентов старших курсов с базой имиджелогических знаний и опыта;

- наличие банка интерактивных методов и приёмов обучения: упражнения, игры, кейсы, творческие задания и др.;

- участие преподавателя в роли модератора и фасилитатора.

Цель имидж-мастерской - переосмысление и закрепление имеющихся знаний, приобретение и отработка профессиональных компетенций. Включение в интерактивный процесс начинается уже с вводной части, когда при разминке каждый студент озвучивает конкретно свои ожидания от тренинга.

Данный вид тренинга повышает уровень квалификации, самостоятельность, инициативность. Учит умению принимать решения, мыслить нестандартно, знать

свои возможности, способности, особенности личности, т. е. помогает стать конкурентоспособным [6].

Видеотренинг как специфическая форма работы представляет собой «запись выполняемых студентами упражнений, с последующим разбором и коррекцией их поведения. Этот метод позволяет будущим специалистам увидеть "со стороны" детали своего поведения, скорректировать их, выработать новую модель общения и поведения, эффективную модель имиджа» [8, с. 285]. Основная цель видеотренинга как разновидности СПТ - повышение профессиональной, в том числе имиджелогической компетентности, а задачи связаны с приобретением знаний, умений, навыков, развитием установок, коррекцией имиджа.

В ходе таких занятий студенты совместно с преподавателем смотрят отснятый сюжет, обсуждают и анализируют совместные действия. Видеоанализ - инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, видеозаписей, подготовленных преподавателем. Для достижения положительного результата сюжет следует просмотреть несколько раз: первый раз -полностью (для ознакомления); второй и последующие разы - останавливаясь после каждого фрагмента и анализируя увиденное, стараясь определить: причины возникновения представленных проблем; ошибки, допущенные студентами; используемые ими приёмы и методы. Следует заметить, что варианты решений и стили поведения, представленные в сюжетах, не являются единственно верными. Студентам необходимо объяснить, что типовых решений, пригодных для всех ситуаций, в принципе не может существовать. Поэтому в ходе занятий нужно попытаться сформулировать альтернативные варианты с учётом конкретной ситуации и цели.

Преимущества видеотренинга: «облегчает подачу и объяснение материала; даёт возможность многократного повторения; возможность видеть себя в различных ситуациях» [8, с. 286]; повышает запоминаемость, включая визуальный канал восприятия материала; сближает с профессиональной деятельностью, т. к. за каждым сюжетом стоят реальные практические примеры. Сюжеты смотрятся с интересом и удовольствием, они помогают анализиро-

вать собственное поведение, создают положительные установки, порождают готовность к действию.

Проблемы в организации видеотренинга: у некоторых студентов, особенно вначале, видеозапись может вызвать скованность и настороженность; есть случаи отказа от видеозаписи, что мешает увидеть себя и свои действия со стороны. В любом случае, видеозаписи поведения, речи, кинетики обучающихся полезны для анализа и коррекции их имиджа. Видеотренинг относится к инновационным технологиям подготовки кадров, что обеспечивает максимальную эффективность и минимальные затраты [1; 8].

Результаты исследования. Многолетний опыт проведения тренингов и экспериментальные данные позволили оценить результаты этой работы. Оценка результатов в эффективности тренингов определилась неоднозначно: 2 % студентов оценили его как развлечение и весёлое пребывание на занятиях; 17 % студентов сталкиваются с трудностями, т. к. не имеют профессионального опыта; 33 % отметили частичную сформированность коммуникативных и презентационных навыков в межличностном и деловом общении; 48 % студентов оценили тренинг как лучший способ формирования профессиональных навыков и имиджелогических знаний. Потенциал тренинговой технологии измерялся с учётом критериев: изменение самоощущения студента и восприятие окружающими его скорректированной Я-концепции и имиджа.

Обсуждение результатов. Резюмируя сказанное, обозначим некоторые доминанты и достоинства тренинговой технологии, которые позволили:

преподавателю:

- приблизить содержание учебной дисциплины к социальному заказу в контексте имиджевой коммуникации и имиджевой культуры будущего специалиста РиСО;

- «диверсифицировать различные формы обучения, в том числе инновационные технологии в соответствии с возможностями и интересами студентов по формированию имиджелогической компетентности;

- создать условия для достижения студентами высокого уровня имиджелогиче-ской компетентности;

студенту:

- сформировать имиджелогическую компетентность, необходимую для повышения конкурентоспособности на рынке труда;

- сформировать осознанную мотивацию» к имиджевой деятельности [8, с. 264];

- сформировать базу хороших знаний и умений, развить творчество и креативность, коммуникабельность.

Заключение. В заключение можно сделать следующие выводы. В ходе педагогического эксперимента были разработаны авторские программы тренингов. Верификация результатов отчётливо проявляется в поведении прошедших тренинг студентов, что подтверждается как объективными (ре-

зультаты деятельности), так и субъективными (экспертными) оценками. Результаты свидетельствуют о достигнутых успехах студентов, дают основания признать тренинг эффективной технологией и образовательным Форсайтом (от англ. foresight -«видение будущего»). Можно утверждать, что потенциал тренинговой технологии велик, он зависит от вышеназванных факторов и позволяет осознать формирование имиджелогической компетентности в современной дидактической реальности.

Список литературы

1. Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я: науч.-практ. пособие. М.: Дело, 2002. 224 с.

2. Левшина О. В. Семинар-тренинг «Я в главной роли!». Технология самоимиджирования. М.: Гос. центр профориентации и психол. поддержки, 2001. 48 с.

3. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Когито-Центр, 2001. 248 с.

4. Мартин Дж. Пирамида познания // Школа. 1996. № 6. С. 15-18.

5. Панкратов В. Н. Психотехнология управления людьми: практ. рук. М.: Вече, 2001. 275 с.

6. Семенова Л. М. Имиджелогическая подготовка специалиста по связям с общественностью // Педагогика. 2014. № 4. С. 93-100.

7. Семенова Л. М. Концепция формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 24 с.

8. Семенова Л. М. Концепция формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 414 с.

9. Heider F. Social Perception and Phenomenal Causality. N. Y., 1944, 1958. 378 p.

Статья поступила в редакцию 19.02.2017; принята к публикации 22.03.2017

Библиографическое описание статьи

Семенова Л. М. Потенциал тренинговой технологии в формировании имиджелогической компетентности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 2. С. 105-111. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-105-111.

Lidiia M. Semenova,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Saint Petersburg State University of Economics (21 Sadovaya st., Saint Petersburg, 197082, Russia), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Potential of Training Technologies in the Formation of Imagological Competence of a Future Specialist in Advertising and Public Relations

The change of educational paradigm requires a change of technologies of training of students at the University. Training as an interactive learning has become one of the innovative technologies. The formation of imagological competence is an important component of training of specialists in advertising and public relations, since the result of their activities is a positive image of the reference subject. The article defines imagology competence of specialists in advertising and public relations. The methodology we applied involved the competence and facilitating approaches that govern the principles of work with the group. The article describes the purpose, contents and results of training work with students. It presents different themes and methods of giving classes. The role of the teacher-facilitator in the interactive training is in focusing attention on students' activities. A sharing structure is included in each training, which gives the opportunity to share experiences on their activities. The article briefly describes the

author's training program. A seminar-training algorithm is divided into five phases, contributing self-image-making and self-presentation. Socio-psychological training is aimed at changing self-concept and the formation of professional qualities. The specific of image-studio is the participation of students in the development of training programs according to their desires and needs. Video training includes video analysis as a tool for showing the video of the students' conduct during the training. The author points out the advantages and challenges of video training, as well as positive emphasis training work for teachers and students. Conclusions are made on the basis of a survey of students. The results say about the effectiveness of training in the formation of professional competence of the future of imagological competence specialists in advertising and public relations.

Keywords: image-making, imagological competence, video training, image-workshop

References

1. Klarin M. V. Korporativnyi trening ot A do Ya: nauch.-prakt. posobie. M.: Delo, 2002. 224 s.

2. Levshina O. V. Seminar-trening «Ya v glavnoi roli!». Tekhnologiya samoimidzhirovaniya. M.: Gos. tsentr proforientatsii i psikhol. podderzhki, 2001. 48 s.

3. Marasanov G. I. Sotsial'no-psikhologicheskii trening. M.: Kogito-Tsentr, 2001. 248 s.

4. Martin Dzh. Piramida poznaniya // Shkola. 1996. № 6. S. 15-18.

5. Pankratov V. N. Psikhotekhnologiya upravleniya lyud'mi: prakt. ruk. M.: Veche, 2001. 275 s.

6. Semenova L. M. Imidzhelogicheskaya podgotovka spetsialista po svyazyam s obshchestven-nost'yu // Pedagogika. 2014. № 4. S. 93-100.

7. Semenova L. M. Kontseptsiya formirovaniya professional'nogo imidzha budushchego spetsialista po svyazyam s obshchestvennost'yu: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. Chelyabinsk, 2010. 24 s.

8. Semenova L. M. Kontseptsiya formirovaniya professional'nogo imidzha budushchego spetsialista po svyazyam s obshchestvennost'yu: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. Chelyabinsk, 2010. 414 s.

9. Heider F. Social Perception and Phenomenal Causality. N. Y., 1944, 1958. 378 p.

Received: February 19, 2017; accepted for publication March 22, 2017

Reference to the article

Semenova L. M. The Potential of Training Technologies in the Formation of Imagological Competence of a Future Specialist in Advertising and Public Relations // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, № 2. PP. 105-111. DOI: 10.21209/2542-00892017-12-2-105-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.