Научная статья на тему 'Востребованность имиджелогического знания у будущих менеджеров'

Востребованность имиджелогического знания у будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / ИМИДЖЕЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ИМИДЖЕЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА / IMAGE / IMIDGELOGIYA / IMAGE LOGICAL / IMAGE LOGICAL KNOWLEDGE / PROFESSIONAL IMAGE MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкурко Ольга Васильевна

В статье рассмотрена актуальность имиджелогического знания у будущих менеджеров, а также различные подходы ученых к данной проблеме. Автор, придерживаясь позиции отдельных исследователей имиджелогии, предлагает обратить серьезное внимание на разработку теоретико-методологических основ имиджелогии и концептуальных подходов, считая, что все предпосылки для формирования самостоятельной научной дисциплины имиджелогии уже созданы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMAND IMIDJELOGICHESKOGO KNOWLEDGE OF FUTURE MANAGERS

Describes the relevance of image logical knowledge of future managers, as well as different approaches to this issue. The author, in keeping with the position of individual researchers, image logical offers pay serious attention to the development of theoretical and methodological bases of image logical and conceptual approaches, considering that all the prerequisites for the formation of an independent scientific discipline image logical already in place.

Текст научной работы на тему «Востребованность имиджелогического знания у будущих менеджеров»

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИМИЯЖЕПОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ У БУПУШИХ МЕНЕДЖЕРОВ

ШКУРКО О.В.,

старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг»

Омского института (филиала) РГТЭУ

Аннотация: В статье рассмотрена актуальность имиджелогического знания у будущих менеджеров, а также различные подходы ученых к данной проблеме. Автор, придерживаясь позиции отдельных исследователей имиджелогии, предлагает обратить серьезное внимание на разработку теоретико-методологических основ имиджелогии и концептуальных подходов, считая, что все предпосылки для формирования самостоятельной научной дисциплины имиджелогии уже созданы.

Ключевые слова: имидж, имиджелогия, имиджелогическое знание, имиджелогическое воспитание, профессиональный имидж менеджера.

ольшую роль в профессиональном становлении будущих менеджеров, может

Б иметь имиджелогическое знание. Для более глубокого понимания его сути обратимся сначала к понятию «имидж». Слово «имидж» этимологически восходит к лат. imago - «образ, вид» (ср. также англ. image - «образ, изображение, отражение», фр. image - «образ, представление, символ») [1]. В обиходном значении имидж чаще всего трактуется как «образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т.д., способствующий воздействию на окружающих» [3].

В Современном словаре иностранных слов имидж трактуют как «целенаправленно формируемый образ» [11]. В Психологическом словаре имидж понимается как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ [10]. В Толковом словаре Вебстера дана следующая дефиниция: «Имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности». Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью рекламы или пропаганды» [18].

Субъектную окраску придают трактовке имиджа Г.Г. Почепцов, понимающий имидж как «обращенное во вне «Я» человека, его публичное «Я» [9], и В.В. Шпалинский: «Имидж - это то, чем Я кажусь в своем окружении, каким видят и воспринимают меня «Они». Это символическое преломление моего «Я» в сознании окружающих» [13].

В.М. Шепель, не сводя имидж к внешности, выводит это понятие из визуального образа, напоминая о том, что «имидж в переводе с английского - образ. Это визуальная привлекательность личности». Однако ученый категорически не согласен с тем, что главным компонентом формирования имиджа является внешний атрибут личности [14]. Мы разделяем его точку зрения о том, что «познание своей духовности выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа».

Обобщение сути приведенных определений находит отражение в следующем положении: представляя собой систему взаимосвязанных характеристик специалиста, имидж выступает средством решения личностных и профессиональных проблем.

Несмотря на проявляющееся внимание исследователей к понятию «имидж», как утверждает известный исследователь в области имиджелогии В.В. Белобрагин, теоретическое обобщение данной категории отстало от практики его применения. Существующие его определения грешат поверхностью и односторонностью, часто создают лишь иллюзию понимания [19].

Считаем важным рассмотреть понятие «имидж» с профессиональной точки зрения, так как высокий профессионализм является визитной карточкой имиджа преуспевающего менеджера.

Сегодня профессиональный имидж должны иметь представители различных профессий, в том числе и менеджеры. На наш взгляд, профессиональный имидж - это образ, который соответствует специфике той или иной профессии, то представление о специалисте, которое складывается о нем у его руководителей, подчиненных, коллег, клиентов компании. Управление профессиональным имиджем - это умение создать позитивный образ, который подчеркнет лучшие качества специалиста, как личностные, так и деловые.

По мнению Т.В. Барт, понятие «имидж менеджера» складывается из разных слагае-

мых. На первое место она ставит профессионализм и компетентность, объясняя, что ошибки менеджмента не менее значимы, чем ошибки врача или педагога. Далее - нравственная надежность менеджера. Нашему обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование и прежде всего - духовное. Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания. Благодаря гуманитарной образованности человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в Японии, например, считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа. Руководитель, подчеркивает Т.В. Барт, обязан быть и психотехнологом. Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие руководитель. [4].

Исследователи лидерства М. Деревлева, М. Ульянова выделяют следующие составляющие имиджа руководителя организации:

- персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д.;

- социальные характеристики: статус руководителя организации, который включает не только статус, связанный с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, личным состоянием и т.д.

- личная миссия руководителя: своего рода конституция, выражающая стратегическое видение руководителя.

- ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру организации. [2].

Секрет успеха профессионального имиджа менеджера будет напрямую зависеть от того, насколько ему удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Т.И. Холопова, М.М. Лебедева убеждают в том, что руководителю необходимо создавать свой неповторимый имидж, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности [Їб].

По мнению Е.А. Петровой, созрела необходимость введения имиджелогии как компонента социального образования в систему подготовки специалистов широкого круга профессий сферы «человек — человек» [В].

Наука об имидже появилась на определенном этапе развития общества, когда определяющими факторами его прогресса становятся информационные и телекоммуникационные технологии. В настоящее время, когда категория «имидж» входит в понятийный аппарат социологии, философии, политологии, педагогики, культурологии, костюмологии, на стыке этих наук закономерно существование новой дисциплины «имиджелогия».

В России, по словам А.Ю. Панасюка, исследователи находятся «пока лишь у истоков этой науки, науки имиджелогии» [б]. Относясь к числу плодотворно работающих в области имиджелогии ученых, автор считает, что имиджелогия не переходит в разряд наук, а остается по-прежнему на стыке науки и искусства. Определяя имидж как феномен массовой коммуникации, он не стремится к теоретико-методологическим обобщениям в области имидже-логии.

Остроту сложившейся ситуации подчеркнула при открытии Академии имиджелогии ее президент Е.А. Петрова, сказавшая, что в нашей стране сделана только заявка на имидже-логию [7].

В то же время, в отсутствие, как за рубежом, так и в России подобного научноприкладного направления и учебной дисциплины попытку теоретически и практически конституировать имиджелогию как российское достижение предпринял В.М. Шепель. Его исследования преимущественно касались имиджелогии как науки о личном обаянии, хотя объект исследования имиджелогии значительно шире [Ї5].

Мы предлагаем обратить серьезное внимание на разработку теоретикометодологических основ и концептуальных подходов в имиджелогии, так как часто преподавание имиджелогии нередко наталкивается на проблему понимания даже внутри одного преподавательского коллектива, не говоря уже о российском сообществе преподавателей.

Новаторский взгляд, по-нашему мнению, прослеживается в научных идеях Е.А. Петровой, которая считает, что имиджелогия как новая научная область призвана решить ряд важнейших научных проблем. Развитие имиджелогии направлено на раскрытие общего,

особенного и единичного в онтологии всех видов имиджей и не может быть сужено до представлений о ней как науке о «феномене массовой коммуникации» (Г.Г. Почепцов) или науки «о личном обаянии» (В.М. Шепель). Е.А. Петрова предлагает намного шире рассматривать предмет имиджелогии. [8].

Считаем, что востребованность имиджелогического знания позволяет сегодня говорить не только об имиджпросвещении и имиджобразовании, но и об имиджелогическом воспитании, следовательно, необходимо продумать все аспекты преподавания имиджелогического знания в профессиональных учебных заведениях.

Е.А. Морозова, член-корреспондент Академии имиджелогии, считает, что практическое приложение психологии при управлении имиджем намного опередило теорию в этом вопросе. Современный менеджер, прежде всего, должен быть лидером, наделенным активностью, общей нацеленностью на успех. Значит необходимо формировать у студентов социальные установки на успех, уверенность в собственных силах, стремление испытать себя в профессиональной деятельности [5].

Близким нам стало мнение Л.А. Соколовой - Сербской в том, что имидж сегодня становится средством достижения успеха в карьере руководителя, следовательно, его необходимо специально формировать и поддерживать. Именно имиджелогия дает возможность определить, какие именно факторы оказывают влияние на развитие управленческого потенциала менеджера, выявить сильные и слабые стороны его профессиональной деятельности. Те, кто занимается управленческой деятельностью, должны обладать достойным имиджем. Это требование является обязательным условием их профессионального соответствия [12].

В настоящее время имиджелогия как научная отрасль знания активно востребована. Она преподается как отдельный предмет во многих вузах России, появляются кафедры и факультеты имиджелогии, защищаются диссертационные исследования, посвященные проблематике имиджа, растет количество научных публикаций в данной области. При этом знатоками в сфере имиджа себя считают представители самых разных специальностей: психологи и PR-специалисты, стилисты и дизайнеры, рекламисты и т.д. [5].

К примеру, на кафедре Института повышения квалификации работников образования Московской области преподается учебный курс «Технология личного обаяния», являющийся теоретико-прикладной модификацией «Имиджелогии». Как самостоятельный учебный предмет ее преподают в некоторых общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях Краснодарского края и Московской области. В некоторых городах страны действуют учебные центры, где на базе имиджелогии ведется дополнительное профессиональное обучение, проводятся занятия с людьми самого разного возраста. В настоящее время имиджелогия - обязательный компонент учебного процесса в высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой работников культуры и специалистов по связям с общественностью. В Московском институте индустрии моды и в Уральском государственном профессиональнопедагогическом университете (Екатеринбург) созданы кафедры имиджелогии. Востребованность имиджелогии как учебной дисциплины объясняется тем, что она является важным составляющим звеном в воспитании современной личности, а также необходимым компонентом формирования профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля [17].

Как отмечают ведущие ученые, занимающиеся проблемой формирования имиджа, в частности профессор Е.А. Петрова, проблема профессиональной подготовки по предмету «имиджелогия» становится острейшей в современных условиях, когда практика преподавания опережает разработку предметного поля имиджелогии.

В нашей стране интерес к имиджелогии заметно растет, о чем свидетельствуют систематически проводимые Международные симпозиумы по имиджелогии, организуемые Академией имиджелогии и Российским государственным социальным университетом при поддержке Российского психологического общества, Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ. Значительное внимание участники уделяют не только теоретическим и методологическим проблемам науки, но и практическим технологиям персональной и профессиональной имиджелогии.

Исследуя актуальность исследования проблем данного круга, В.М. Шепель подчеркивает, что управленческая деятельность, значение которой непрерывно возрастает, - это деятельность, проникающая во все сферы человеческой жизнедеятельности, а те, кто ею занимаются, обязаны обладать достойным имиджем. Какое-либо отступление от этого тре-

бования следует рассматривать как профессиональное несоответствие этой деятельности. Подобная специализация предполагает разработку теоретико-прикладных подходов к созданию индивидуального имиджа руководителей и персонала фирмы, создание пакетных имидж-технологий [15].

Профессиональное образование, на наш взгляд, призвано обеспечить формирование и развитие у будущего специалиста необходимых компетенций и профессионально важных качеств личности. Важно при этом отметить, что профессиональный авторитет будущего менеджера зависит от целостности овладения им профессиональной деятельностью. Если одним из значимых практических умений менеджера как руководителя выступает умение создавать эффективный имидж, то видится объективная необходимость дальнейшего поиска и эффективного использования специфических педагогических возможностей учебных дисциплин для формирования данного умения.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь [Текст]. В 2-х тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров.- М., «Сов. Энциклопедия»,1991. - Т.1.- С. ВбЗ

2. Деревлева, М., Ульянова, М. Образование, бизнес образование [Текст] / М. Деревлева // Формирование имиджа руководителя.- 2005.- № 7- С.16

3. Ефремова, Т.Ф Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова.- М., 2000г. - С. 1233.

4. Имидж менеджера [Текст]: метод. рекомендации для студентов 5-го курса / Сост. Т.В. Барт. — Ульяновск: УлГТУ, 2001.- С.6

5. Морозова, Е.А. Вопросы преподавания имиджелогии для будущих специалистов по связям с общественностью [Текст] / ЕА. Морозова // Материалы Третьего международного симпозиума "Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика". - М.: РИЦ АИМ, 2005. - С.46-50

6. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии [Текст] / А.Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2007 - С. 2бб.

7. Петрова, Е.А. Имидж и судьба человека // Материалы Третьего международного симпозиума "Имиджелогия-2007: феноменология, теория, практика" [Текст] / Е.А. Петрова.- М, 2007.- С.25

В. Петрова, Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования [Текст] / Е.А. Петрова // PR в образовании. - 2004. - № 1.-С.36-ЗВ

9. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия [Текст] / Г.Г. Почепцов.- Киев, 2000.- С. 704.

10. Психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевско-го; 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 199В. - С. 431.

11. Современный словарь иностранных слов [Текст] А. Н. Булыко. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: «Мартин», 2005. — С. В4В.

12. Соколова-Сербская, Л.А. Управленческая имиджелогия: гендерный аспект [Текст] / Л.А. Сербская, В.И. Сороковикова // Материалы Третьего международного симпозиума "Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика". - М.: РИЦ АИМ, 2005. - С.209-211

13. Шпалинский, В.В. Соотношение реальных и социометрических выборов в группах разного уровня развития [Текст] / В.В. Шпалинский // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1990.-С 23.

14. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния [Текст] / В.М. Шепель. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 472.

15. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям [Текст]: учеб. пос. Издательство: Народное образование. - С. 57б.

16. Холопова, Т.И. Протокол и этикет для деловых людей [Текст] / Т.И. Холопова, М.М. Лебедева - М.: ИНФРА-М, 1995.- С. Збб.

17. http://www.zachetik.ru [Электронный ресурс]

1В. http:// www.lenta.ru [Электронный ресурс]

19. http://www.academim [Электронный ресурс]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.