Научная статья на тему 'Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования'

Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1351
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / PROFESSIONAL PUBLIC IMAGE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / PUBLIC IMAGE STUDIES / ИМИДЖИРОВАНИЕ / ИМИДЖОБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ВИЗУАЛЬНОСТЬ / СТЕРЕОТИП ВОСПРИЯТИЯ / STEREOTYPE OF PERCEPTION / ПЕДАГОГ / TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATIVE ABILITIES / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION / PUBLIC IMAGE / PEDAGOGIC PUBLIC IMAGE / IMAGE CREATION / IMAGE-FORMING QUALITIES / VISUALIZATION / PEDAGOGIC ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосова Ирина Валерьяновна

Проведенный анализ научной литературы позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии педагогической имиджелогии. В нашем представлении, имидж педагога экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива обучающихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия принципиально новая ветвь психолого-педагогической науки, работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж педагога рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. В рамках проведенного исследования выделены критерии и показатели оценки имиджа педагога (педагогические способности, коммуникативные способности, способности к созданию позитивного внешнего образа себя визуальная привлекательность). Определена специфика имиджа педагога, которая определяется, во-первых, принадлежностью профессии к системе профессий «человек человек», во-вторых, ценностями и целями, лежащими в основе педагогической деятельности, в-третьих, спецификой структуры имиджа, где основную роль играют такие компоненты, как вербальный и овеществленный имидж. Обозначены этапы создания имиджа педагога, выделены условия и факторы, обеспечивающие продуктивность деятельности по созданию имиджа и тем самым образующие объективную и субъективную основу для достижения оптимального имиджа. Проведено эмпирическое исследование по изучению представлений студентов о понятиях «имидж», «педагогический имидж», его компонентах и имиджобразующих характеристиках, а также диагностика педагогических и организаторских способностей будущих специалистов сферы образования. Результаты констатирующего этапа нашли отражение в реализации формирующего эксперимента, который представлял собой внедрение специальных условий в образовательный процесс студентов 4 курса. На основании полученных результатов исследования сформулирован ряд научно-методических рекомендаций, направленных на оптимизацию формирования имиджа будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF PEDAGOGICAL PUBLIC IMAGE OF FUTURE EDUCATION SPECIALISTS

The analysis of scientific literature indicates the emergence of a new branch of public image studies which is pedagogic public image studies. As we suppose it, a teacher’s public image is emotionally tinged stereotype of a teacher’s image perception by a group of students, colleagues, social environment, mass consciousness. During the forming of a teacher’s public image the existing qualities entwine with the qualities imposed by the environment. Nevertheless, pedagogic public image studies are a brand new branch of psychology and pedagogy which works with audience. Pedagogic public image studies makes it possible to take a new look on a teacher. Within pedagogic public image studies a teacher’s public image is considered as a product of special activity aimed at creating or changing public image and as a result of purposeful professional efforts. During the research the author has worked out the criteria and indicators of assessment for a teacher’s public image: pedagogic abilities, communicative abilities, the abilities to create a positive external image (visual attractiveness). The article also describes special features of a teacher’s public image that are determined by communication with people, values and aims of teaching activity and peculiarities of public image structure with verbal and materialized kinds of image as the main components. The article also contents the stages of public image forming and the conditions and factors providing successful image creation and forming objective and subjective grounds for achieving an optimal public image. The author has conducted an empiric research on students’ notions about the terms “public image”, “pedagogic public image”, its components and image-forming qualities. The article also presents a diagnostics of pedagogic and organizational abilities of future education specialists. The results of the recital stage of research have been used during the forming experiment which implied introducing special conditions into the educational process of the fourth-year students. Based on the research results, there has been made a number of scientific and methodological recommendations aimed at optimizing the forming of future teachers’ public image.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования»

УДК 378.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИМИДЖА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Федосова Ирина Валерьяновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

социальной педагогики и психологии Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Аннотация. Проведенный анализ научной литературы позволил говорить о появлении новой отрасли имидже-логии - педагогической имиджелогии. В нашем представлении, имидж педагога - экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива обучающихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь психолого-педагогической науки, работающая на аудиторию. Педагогическая имид-желогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж педагога рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. В рамках проведенного исследования выделены критерии и показатели оценки имиджа педагога (педагогические способности, коммуникативные способности, способности к созданию позитивного внешнего образа себя - визуальная привлекательность). Определена специфика имиджа педагога, которая определяется, во-первых, принадлежностью профессии к системе профессий «человек - человек», во-вторых, ценностями и целями, лежащими в основе педагогической деятельности, в-третьих, спецификой структуры имиджа, где основную роль играют такие компоненты, как вербальный и овеществленный имидж. Обозначены этапы создания имиджа педагога, выделены условия и факторы, обеспечивающие продуктивность деятельности по созданию имиджа и тем самым образующие объективную и субъективную основу для достижения оптимального имиджа. Проведено эмпирическое исследование по изучению представлений студентов о понятиях «имидж», «педагогический имидж», его компонентах и имиджобразующих характеристиках, а также диагностика педагогических и организаторских способностей будущих специалистов сферы образования. Результаты констатирующего этапа нашли отражение в реализации формирующего эксперимента, который представлял собой внедрение специальных условий в образовательный процесс студентов 4 курса. На основании полученных результатов исследования сформулирован ряд научно-методических рекомендаций, направленных на оптимизацию формирования имиджа будущих педагогов.

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, педагогический имидж, имиджелогия, имиджирование, имиджобразующие характеристики, визуальность, стереотип восприятия, педагог, педагогические способности, коммуникативные способности, самопрезентация.

THE FORMING OF PEDAGOGICAL PUBLIC IMAGE OF FUTURE EDUCATION SPECIALISTS

© 2016

Fedosova Irina Valeryanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the social pedagogy and psychology department Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)

Abstract. The analysis of scientific literature indicates the emergence of a new branch of public image studies which is pedagogic public image studies. As we suppose it, a teacher's public image is emotionally tinged stereotype of a teacher's image perception by a group of students, colleagues, social environment, mass consciousness. During the forming of a teacher's public image the existing qualities entwine with the qualities imposed by the environment. Nevertheless, pedagogic public image studies are a brand new branch of psychology and pedagogy which works with audience. Pedagogic public image studies makes it possible to take a new look on a teacher. Within pedagogic public image studies a teacher's public image is considered as a product of special activity aimed at creating or changing public image and as a result of purposeful professional efforts. During the research the author has worked out the criteria and indicators of assessment for a teacher's public image: pedagogic abilities, communicative abilities, the abilities to create a positive external image (visual attractiveness). The article also describes special features of a teacher's public image that are determined by communication with people, values and aims of teaching activity and peculiarities of public image structure with verbal and materialized kinds of image as the main components. The article also contents the stages of public image forming and the conditions and factors providing successful image creation and forming objective and subjective grounds for achieving an optimal public image. The author has conducted an empiric research on students' notions about the terms "public image", "pedagogic public image", its components and image-forming qualities. The article also presents a diagnostics of pedagogic and organizational abilities of future education specialists. The results of the recital stage of research have been used during the forming experiment which implied introducing special conditions into the educational process of the fourth-year students. Based on the research results, there has been made a number of scientific and methodological recommendations aimed at optimizing the forming of future teachers' public image.

Keywords: public image, professional public image, pedagogic public image, public image studies, image creation, image-forming qualities, visualization, stereotype of perception, teacher, pedagogic abilities, communicative abilities, self-presentation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В связи с возросшими требованиями социума перед педагогами высшей школы стоит вопрос о более качественной подготовке специалистов. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентиро-

ванного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1].

В связи с трансформацией общественного устройства и системы воззрений в нашей стране произошли социальные преобразования, связанные с пересмотром взглядов относительно личности педагогов. Необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития

общества, ведет к актуализации проблем, связанных с таким явлением, как имидж, и вызывает настоятельную потребность в изучении условий и механизмов его возникновения и функционирования в обществе.

В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности преподавателей высшей школы, задача которых - готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Изучение практики педагогической деятельности позволило выделить ряд противоречий, главное из которых заключается в том, что в современном, потерявшем многие прежние ориентиры, российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения, вместе с тем, к деятельности и личности школьного педагога по-прежнему предъявляются самые высокие требования.

Имидж педагога - это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании [2]. Понятие имиджа включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные: оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества. Таким образом, имидж включает в себя такие составляющие, как внешний облик (визуаль-ность), психологические свойства и социальные задатки как соответствие требованиям времени и социума.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В разные годы в отечественной науке (психологии, педагогике, философии, социологии и др.) рассмотрением вопросов формирования имиджа занимались В.Г. Горчакова [3], З.Я. Капустина [4], А.С. Ковальчук [5], М.А. Новокшонова [6], А.Ю. Панасюк [7], Е.Б. Перелыгина [8], Г.Г. Почепцов [9], Н.В. Ушакова [10], В. М. Шепель [ll] и другие авторы.

Формирование профессионального имиджа достигается в результате огромной работы учителя над собой, преднамеренного упражнения в развитии психолого-педагогических качеств и свойств. Наибольшего эффекта такая деятельность достигает на ранних стадиях лич-ностно-профессионального становления педагога, в студенческие годы.

Вместе с тем, как показывает практика обучения в вузе, в ходе подготовки будущих специалистов сферы образования лишь поверхностно и эпизодически затрагиваются вопросы педагогического имиджа, требования к профессиональному облику работника образовательного учреждения и его социально-психологическим и личностным качествам. В учебные планы подготовки будущих учителей не включаются специальные курсы и дисциплины, способствующие формированию профессионального имиджа будущего педагога. Отсутствуют программы, ориентированные на овладение студентами механизмами создания собственного профессионального имиджа.

Анализ научной психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность педагогической имиджелогии как новой отрасли знания. Несмотря на то, что основоположник отечественной имиджелогии В.М. Шепель [12] подчеркивает необходимость изучения и формирования имиджа педагога, тем не менее, основательных работ, посвященных специфике имиджа педагога, его функциям, структуре и особенностям формирования, в настоящее время нет.

Таким образом, в современных условиях можно зафиксировать противоречие между потребностью образовательной практики в современных специалистах, способных к осознанию и построению собственного

имиджа в профессиональной деятельности с учетом требований социума и государства, и недостаточным вниманием к данному аспекту вузовской профессиональной подготовки педагога. Названное противоречие указывает направление исследовательского поиска и позволяет обозначить проблему нашей работы как формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования. В начале экспериментальной работы мы предположили, что эффективность процесса формирования педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования будет обусловлена созданием в образовательном процессе вуза следующих условий:

- будут четко определены и систематизированы критерии и показатели сформированности профессионального имиджа современного педагога;

- организовано целенаправленное, систематическое, сознательное включение студентов в различные виды квазипрофессиональной и профессиональной деятельности для осмысления и самоанализа уровня развития личностно-профессиональных качеств педагога;

- разработана, обоснована и реализована комплексная, целенаправленная программа спецкурса для студентов с целью формирования педагогического имиджа.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и социологической литературы уточнить сущность понятий «имидж», «имиджелогия».

2. Выявить особенности профессионального имиджа современного педагога и механизмы его формирования.

3. Определить психолого-педагогические условия формирования педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования.

4. Изучить представления студентов о профессиональном имидже современного педагога.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективность реализации программы спецкурса, направленного на формирование педагогического имиджа у студентов, и достоверность выдвигаемой гипотезы.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

- отечественные и зарубежные концепции по имид-жированию и подходы к определению сущности имиджа и его компонентов (Л. Браун [13], А.Ю. Панасюк [14], Г. Г. Почепцов [15], В. М. Шепель [12] и др.);

- разработки современных ученых, посвященные психологическим аспектам формирования имиджа педагога (Е.Б. Перелыгина [8], А. А. Петрова [16], А.Ю. Панасюк [7], И.М. Кыштымова [17], Е.Г. Калюжная [18] и др.).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: изучение, обобщение и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: анкетирование, тестирование студентов;

- методы количественной и качественной обработки данных исследования.

Экспериментальной базой исследования стал Педагогический институт Иркутского государственного университета. Исследовательская работа проводилась со студентами 4 курса, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование». В эксперименте приняли участие 83 студента.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Каждая профессия предъявляет требования к на-

бору способностей, проявлению эмоций и мыслей. Чем более длительное время человек занимается каким-либо видом деятельности, тем больше проявляются в нем профессиональные черты. Специфика педагогической деятельности заключается в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Это обусловлено большим объемом аналитической деятельности мозга, хроническим дефицитом времени и высоким уровнем личной мотивации педагога. Все эти особенности несут отпечаток на имидже учителя.

Имидж - это целенаправленно созданный образ какого-либо лица, явления, предмета. Он фиксирует определенные характеристики и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на окружающих. Секрет успеха профессионального имиджа педагога прямо зависит от того, насколько удачно создан облик, который соответствует ожиданиям других людей. Имидж, который постоянно не подкрепляется в реальности, не имеет смысла. Для педагога как профессионала важен контакт с окружающим миром. Поэтому главными составляющими его имиджа являются: педагогические способности, коммуникативные способности, способности к созданию позитивного внешнего образа себя (визуальная привлекательность).

Особенности профессиональной деятельности педагога отражаются и на его имидже. Специфика имиджа педагога определяется принадлежностью профессии к системе профессий «человек - человек», ценностями и целями, лежащими в основе педагогической деятельности, спецификой структуры имиджа и тем, что основной функцией имиджа специалиста социальной сферы является создание доверительных отношений с клиентом за счет умения продемонстрировать профессионализм, проявить личностные качества и умения, которые и создают репутацию педагогу как профессионалу.

Анализ научно-методической литературы позволил нам выделить методы, средства, условия, технологии формирования имиджа педагога, которые послужили методической основой для проведения экспериментальной работы в ходе дальнейшего эмпирического исследования.

Экспериментальная работа состояла из трех взаимосвязанных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На этапе констатирующего эксперимента выявлялись представления студентов о профессиональном имидже педагога. В ходе формирующего этапа для участвующих в эксперименте студентов 4 курса был введен в учебный план спецкурс «Педагогический имидж». Кроме того, студенты имели возможность в течение семестра участвовать в различных видах квазипрофессиональной и профессиональной деятельности на базе Центра молодежных социальных инициатив «Добровольный выбор», который работает в Педагогическом институте. Осуществлялось консультирование инициативных студентов - волонтёров в процессе подготовки и реализации их собственных социально-значимых добровольческих проектов, направленных на различные целевые группы. Целью контрольного эксперимента явилось определение уровня эффективности проведенной экспериментальной работы.

Рассмотрим констатирующий эксперимент. Изучение представлений студентов о профессиональном имидже педагога проводилось нами в соответствии с ранее определёнными критериями: педагогические способности, коммуникативные способности, способности к созданию позитивного внешнего образа себя (визуальная привлекательность). Исследование, исходя из поставленных в работе задач, проводилось в несколько этапов:

1. На первом этапе выявлялись критерии оценки имиджа педагога студентами, на основе полученных данных разрабатывался инструментарий изучения имиджа педагога в вузе. Проводилось исследование представлений студентов о понятии «имидж» и «имидж 164

педагога» (авторская анкета).

2. Вторым этапом стало исследование оценок студентами значимых имиджевых качеств педагогов (методика «Педагогические ситуации» С.Л. Климуха).

3.На третьем этапе мы изучали уровень развития у студентов-выпускников коммуникативных и педагогических способностей как важных критериев в структуре педагогического имиджа (методика «КОС» В.В. Синявского, Б.А. Федоришина).

В итоге констатирующего эксперимента мы установили, что у достаточно значимой выборки испытуемых по разным критериям и показателям отмечены низкие уровни. Это и проблемы когнитивного аспекта, например, многие студенты недостаточно адекватно понимают сущность понятий «имидж» и «педагогический имидж», знания их отрывочны и несистемны. Представления студентов о профессионально значимых качествах личности педагога размыты и неконкретны. У многих выпускников обозначились проблемы в развитии коммуникативных и организаторских способностей, а также низкий уровень развития педагогических способностей (на деятельностном уровне их применения). Всё это обусловило необходимость организации специальной работы с будущими педагогами по формированию педагогического имиджа [19].

Основное содержание формирующего эксперимента составили занятия спецкурса «Педагогический имидж». Данный учебный курс призван помочь будущему педагогу определить и осознать свой профессиональный образ, научить основам имиджирования, разработке своего педагогического имиджа, самопрезентации в условиях конкуренции современного рынка труда. Исходя из этого, были определены его цель и задачи. Цель курса -формирование индивидуального педагогического имиджа будущего учителя, основанного на осознании лич-ностно-профессиональной «Я-концепции», потребности в самосовершенствовании и реализации творческого потенциала личности в педагогической деятельности.

Введение данного предмета для студентов старших курсов является весьма целесообразным, т.к. в этот период становления будущих педагогов уже начинает складываться определенный стиль профессиональной деятельности, студенты осознают важность своего образа для выбранной специальности и задумываются о будущем профессиональном успехе и карьере учителя. Они стремятся к созданию удачного имиджа своей профессии, что и является результатом обучения на занятиях по данному предмету.

Курс «Педагогический имидж» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла. В результате его изучения студенты присваивают следующие теоретические знания: имидж, имиджелогия, компоненты имиджа, визуальность, эффект личного обаяния учителя, психологические свойства личности как составляющие её имиджа, психологическое здоровье педагога, коммуникативность и социальные умения учителя как основа его профессионального имиджа, этикет и культура делового общения, имиджмейкер, механизмы создания имиджа, идентификация, персонификация, законы имиджирования, стилистика, индивидуальный профессиональный стиль учителя, презентация и самопрезентация учителя, техника самопрезентации. Они также овладевают умениями: определять компоненты имиджа, создавать свой профессиональный педагогический имидж на основе знания его механизмов, разрабатывать индивидуальный профессиональный стиль деятельности педагога; презентовать себя на любых деловых встречах, при устройстве на работу, а также в неофициальной обстановке; использовать рекламу (СМИ) для самопрезентации перед различными субъектами образовательного процесса.

Существенной характеристикой занятий по представленному предмету является их творческая на-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

правленность. Будущие педагоги выполняют различные задания, требующие проявления нестандартного мышления, оригинальности идей, находок, эрудиции, способности ориентироваться в различных ситуациях, импровизации. Например, в рамках самостоятельной работы студенты разрабатывали различные средства выражения своего профессионального имиджа: особенности поведения, стиль одежды, манеру говорить, невербальные средства общения, дизайн интерьера своего дома и школьных помещений в стиле своего имиджа.

Стремление к созданию яркого имиджа - мощный внутренний мотиватор, побуждающий личность на огромную работу над собой, на преодоление в себе всего того, что мешает добиваться поставленных целей. Именно это является основой личностно-профес-сионального становления педагога, условием его профессионального успеха и самореализации в любимом деле. Таким образом, учебный курс «Педагогический имидж» способствует профессиональному самоопределению и самоутверждению студентов, активизирует их целенаправленную деятельность по овладению будущей профессией и создает условия для личностно-професси-онального роста будущих специалистов сферы образования.

Целью контрольного эксперимента явилось определение уровня эффективности проведенной экспериментальной работы. Как и на констатирующем этапе, нас интересовал когнитивный аспект сформированности педагогического имиджа, мотивационно-потребност-ный и деятельностный. В качестве диагностических средств на контрольном этапе мы использовали задания для итогового контроля знаний студентов (зачета), различные виды промежуточного контроля (тестирование, аннотирование, составление глоссария, написание эссе, сочинений, разработка интервью, рекламных видеороликов, написание отзыва о работе, составление резюме, ведение дневника личностно-профессионального роста, тестирование респондентов, написание реферата и др.), контрольно-оценочные средства и материалы. Они позволили определить уровень овладения студентами теоретическими знаниями (когнитивный аспект) по целому ряду вопросов: Имиджелогия как новая отрасль научного знания. Имидж в профессии педагога. Компоненты имиджа. Понятие удачного имиджа в политике, бизнесе, культуре, образовании и др.

По окончании изучения спецкурса был проведен дифференцированный зачет, все студенты выполняли задания как теоретического, так и практического характера: 1. собеседование по теоретическим вопросам курса; 2. представление и защита собственного имидж-проекта. Итоговое собеседование позволило установить уровень овладения будущими педагогами теоретическими понятиями курса, основными представлениями в области имиджелогии и разработки педагогического имиджа современного специалиста сферы образования.

По результатам итогового собеседования все студенты получили положительную оценку своих знаний (100%). Вместе с тем, была выделена группа студентов (50%), которые свободно владели теоретическими понятиями дисциплины; проявляли системность знаний учебного материала и способность устанавливать связи между теоретическими понятиями; умели делать перенос теоретических знаний в практическую область применения; были способны интегрировать знания в области смежных проблем психолого-педагогической науки и на этой основе находить решение нестандартным педагогическим ситуациям; умели свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоили основную литературу и знакомы с дополнительной литературой, рекомендованной программой; понимали значение приобретенных знаний для будущей профессии, проявляли творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Ответы данных студентов были отмечены как «отлич-

ный уровень».

Вторая группа студентов (37%) показала уровень знаний «хорошо». Они владели теоретическими знаниями, достаточно свободно оперировали ими; успешно выполняли предусмотренные в программе задания, усвоили основную литературу, рекомендованную в программе; показывали систематический характер знаний по дисциплине и были способны к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности; осуществляли частичный перенос теоретических знаний в прикладную область имиджелогии; проявляли незначительные нарушения в установлении взаимосвязи между теоретическими понятиями; решение нестандартных педагогических ситуаций осуществляли не всегда с помощью интеграции знаний.

Незначительное количество будущих педагогов (13%) составили третью группу с уровнем знаний «удовлетворительно». Они обнаружили знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии; справлялись с выполнением заданий, предусмотренных программой; были знакомы с основной литературой, рекомендованной программой; допускали погрешности в ответах в ходе итоговой аттестации, но обладали необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Разработка собственного имидж-проекта позволила нам определить уровень сформированности педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования на мотивационно-потребностном и деятельностном уровнях, т.к. предполагала применение полученных знаний в будущей профессиональной области. Все студенты успешно представили и защитили свои имидж-проекты, которые они планируют удачно использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, результаты проведенной экспериментальной работы дают основание утверждать, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены. Наши предположения нашли подтверждение в ходе всех этапов работы.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Формирование имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда, является одним из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности [20]. Сущность имиджа педагога, его роль, условия формирования требуют особого рассмотрения, разработки способов его диагностики, стимулирования его проявления, превращения в полноценный фактор педагогического процесса. Работа педагога альтруистична, а значит, имидж педагога - это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота педагога о своем имидже - немаловажная задача педагогической деятельности. Обучение, воспитание, развитие детей - это сущность педагогического труда. Следовательно, забота педагога о своем имидже - это также профессиональное требование.

Теоретические выводы и прикладные результаты исследования определяют перспективы дальнейших исследований имиджа как личностного феномена. Эти перспективы связаны в первую очередь с углубленным изучением конкретных сфер имиджобразующей деятельности в контексте практики, связанной с формированием наиболее социально востребованных имиджей и выработкой научно-практических рекомендаций применительно к конкретным типам профессионального имиджа. Представляется перспективным также дальнейшая разработка алгоритма создания продуктивного имиджа педагога в зависимости от профессиональных особенностей субъекта-прообраза и конкретных профессиональ-но-деятельностных и организационно-управленческих задач, решаемых посредством имиджа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Котова Е.М.Профессиональный имидж педагога // Юридическая психология. 2010. № 2. С. 28-33.

2. ИМИДЖ: 100 определений понятия: словарь / О.М. Ковтунова, А.Н. Ковтунова. Екатеринбург, УрГПУ, 2008. 184 с.

3. Горчакова В.Г. Имидж. Искусство и реальность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 279 с.

4. Капустина З.И. Имидж современного педагога // Учитель. 2006. № 1. С.43-48.

5. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 256 с.

6. Новокшонова М.А. Имидж педагога: знание, опыт, мастерство // Учитель . 2005. № 3. С.69-73.

7. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии. М.: Омега-Л, 2009. 272 с.

8. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. 223 с.

9. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-Бук; К.: Ваклер, 2004. 576 с.

10. Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имиджелогия. М: Дашков и К, 2015. 278 с.

11. Шепель В.М. Имиджелогия. М.: Народное образование, 2002. 576 с.

12. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: ЮНИТИ, 1994. 320 с.

13. Браун Л. Имидж-путь к успеху. СПб.: Питер, 2001. 95 с.

14. Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. М.: Рипол Классик, 2007. 767 с.

15. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Ваклер, 2005. 638 с.

16. Петрова А.А. Имидж и судьба человека (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www/ academim.org/art/petrovasudba/html. 7.03.2009.

17. Кыштымова И.М. Индивидуальный образ: введение в психосемиотику имиджа: монография. Иркутск: БГУЭП, 2006. 189 с.

18. Калюжная Е.Г. Имидж: предыстория и культурологическое обоснование // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 12. 2006. № 47. С.45-52.

19. Федосова И.В. Представления студентов о профессиональном имидже социального педагога // Инновационная наука: Международный научный журнал. 2016. № 1. Ч.2. С.220-225.

20. Федосова И.В. Профессиональный имидж педагога в контексте личностно-профессиональной подготовки будущего специалиста сферы образования // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1 (11). С. 117-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.