Научная статья на тему 'Психологические аспекты формирования педагогического имиджа'

Психологические аспекты формирования педагогического имиджа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ОБРАЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА / КОМПОНЕНТЫ ИМИДЖА / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОМОНИТОРИНГ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / PEDAGOGICAL IMAGE / IMAGE / PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOTECHNOLOGY / PROFESSIONALISM / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL EQUIPMENT / IMAGE COMPONENTS / SELF-PRESENTATION / SELF-REGULATION / SELF-MONITORING / SELF-DEVELOPMENT / SELF-REFLECTION / SELF-CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснюк Людмила Владимировна, Овчинникова Людмила Александровна

Цель: провести анализ психологических аспектов формирования педагогического имиджа; выявить элементы в структуре имиджа, конкретизировать психологические качества и компетенции, входящие в их состав; выяснить, какие составляющие имиджа нуждаются в психологической оснастке, разработать рекомендации по использованию психотехнологий. Методы: анализ научных источников по изучению проблемы психологического сопровождения в формировании педагогического имиджа. Результаты: в рамках настоящего исследования выявлена актуальность учета психологических аспектов в рамках системного подхода к формированию имиджа современного педагога, в связи с необходимостью совершенствования педагогической деятельности на основе личной активности, мотивировки и использования результативных психологических стратегий. Проанализированы существующие психолого-педагогические исследования по изучаемой проблеме, выявлены общие закономерности и «фокус» теоретических и практических трудов, связанный с выявлением специфики педагогического имиджа, обеспечения оптимальных условий его становления. В основной части работы выявлены ключевые признаки феномена «имидж», определена специфика компонентов педагогического имиджа. Кроме того, рассмотрено содержание психологических компетенций и качеств педагога, которые должны быть в основе первичного имиджа. Выявлены аспекты использования психологического инструментария для каждого конкретного компонента педагогического имиджа, сформулированы рекомендации по проведению саморефлексии с целью развития разных сфер личности. Изучены содержание и функции психологических технологий в основных сферах профессиональной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF PEDAGOGICAL IMAGE

Objective: To analyze the psychological aspects of the formation of the pedagogical image; to identify elements in the structure of the image, to specify the psychological qualities and competencies that are included in their composition; find out what components of the image need psychological equipment, develop recommendations for the use of psychotechnologies. Methods: analysis of scientific sources to study the problem of psychological support in the formation of the pedagogical image. Results: in the framework of this study, the relevance of taking into account psychological aspects in the framework of a systematic approach to the formation of the image of a modern teacher has been revealed, due to the need to improve teaching activities based on personal activity, motivation and use of effective psychological strategies. The existing psychological and pedagogical studies on the problem under study are analyzed, general patterns and the “focus” of theoretical and practical works associated with identifying the specifics of the pedagogical image and ensuring the optimal conditions for its formation are identified. In the main part of the work, key features of the “image” phenomenon are identified, the specificity of the components of the pedagogical image is determined. In addition, the content of psychological competencies and qualities of the teacher, which should be the basis of the primary image, is considered. Identified aspects of the use of psychological tools for each specific component of the pedagogical image, formulated recommendations for self-reflection in order to develop different areas of personality. The content and functions of psychological technologies in the main areas of professional activity of a teacher are studied.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты формирования педагогического имиджа»

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0077

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИМИДЖА

© 2019

Краснюк Людмила Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры педагогики, психологии Овчинникова Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки (357600, Россия, Ессентуки, улица Долина Роз, 7, e-mail: maksa2004@yandex.ru)

Аннотация. Цель: провести анализ психологических аспектов формирования педагогического имиджа; выявить элементы в структуре имиджа, конкретизировать психологические качества и компетенции, входящие в их состав; выяснить, какие составляющие имиджа нуждаются в психологической оснастке, разработать рекомендации по использованию психотехнологий. Методы: анализ научных источников по изучению проблемы психологического сопровождения в формировании педагогического имиджа. Результаты: в рамках настоящего исследования выявлена актуальность учета психологических аспектов в рамках системного подхода к формированию имиджа современного педагога, в связи с необходимостью совершенствования педагогической деятельности на основе личной активности, мотивировки и использования результативных психологических стратегий. Проанализированы существующие психолого-педагогические исследования по изучаемой проблеме, выявлены общие закономерности и «фокус» теоретических и практических трудов, связанный с выявлением специфики педагогического имиджа, обеспечения оптимальных условий его становления. В основной части работы выявлены ключевые признаки феномена «имидж», определена специфика компонентов педагогического имиджа. Кроме того, рассмотрено содержание психологических компетенций и качеств педагога, которые должны быть в основе первичного имиджа. Выявлены аспекты использования психологического инструментария для каждого конкретного компонента педагогического имиджа, сформулированы рекомендации по проведению саморефлексии с целью развития разных сфер личности. Изучены содержание и функции психологических технологий в основных сферах профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: педагогический имидж, образ, профессиональная деятельность, психотехнологии, профессионализм, психологические компетенции, психологическая оснастка,компоненты имиджа, самопрезентация, саморегуляция, самомониторинг, саморазвитие, саморефлексия, Я-концепция.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF PEDAGOGICAL IMAGE

© 2019

Krasnyuk Lyudmila Vladimirovna, Doctor of Economic Sciences,

Professor of the Department «Pedagogy, Psychology» Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department "Pedagogy, Psychology" Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Yessentuki (357600, Russia, Yessentuki, Rose Valley Street, 7, e-mail: maksa2004@yandex.ru)

Abstract. Objective: To analyze the psychological aspects of the formation of the pedagogical image; to identify elements in the structure of the image, to specify the psychological qualities and competencies that are included in their composition; find out what components of the image need psychological equipment, develop recommendations for the use of psychotechnologies. Methods: analysis of scientific sources to study the problem of psychological support in the formation of the pedagogical image. Results: in the framework of this study, the relevance of taking into account psychological aspects in the framework of a systematic approach to the formation of the image of a modern teacher has been revealed, due to the need to improve teaching activities based on personal activity, motivation and use of effective psychological strategies. The existing psychological and pedagogical studies on the problem under study are analyzed, general patterns and the "focus" of theoretical and practical works associated with identifying the specifics of the pedagogical image and ensuring the optimal conditions for its formation are identified. In the main part of the work, key features of the "image" phenomenon are identified, the specificity of the components of the pedagogical image is determined. In addition, the content of psychological competencies and qualities of the teacher, which should be the basis of the primary image, is considered. Identified aspects of the use of psychological tools for each specific component of the pedagogical image, formulated recommendations for self-reflection in order to develop different areas of personality. The content and functions of psychological technologies in the main areas of professional activity of a teacher are studied.

Keywords: pedagogical image, image, professional activity, psychotechnology, professionalism, psychological competence, psychological equipment. Image components, self-presentation, self-regulation, self-monitoring, self-development, self-reflection, self-concept.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения факторов повышения профессионализма педагогов, связанного с формированием устойчивого позитивного имиджа.

В современных условиях, когда профессия учителя имеет низкий социальный престиж [1] эффективность их деятельности будет зависеть от системного подхода к формированию облика педагога в совокупности его профессиональных, поведенческих и социально-психологических характеристик.

Подготовка к педагогической профессии, обеспечение ее качества, несомненно, включает «восстановле-

ние» имиджа[2], подразумевающее планомерное и гармоничное конструирование характеристик успешного и компетентного специалиста. Становление педагогического имиджа является одной из важнейших задач в стратегии формирования конкурентоспособности и востребованности будущего педагога. Общепризнанным является тот факт, что имидж составляет важнейший структурный элемент профессионального успеха в целом. Учителя, как профессионалы, выполняющие глобальные задачи всестороннего развития личности ребенка, должны в полной мере владеть всеми характеристиками позитивного педагогического имиджа.

Педагогический имидж как синтез личностных и профессионально обусловленных характери-

Краснюк Людмила Владимировна, Овчинникова Людмила Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...

стик требует комплексного подхода к его разработке. Конструирование «результативного» имиджа педагога ставит своей целью содействие «более успешному решению социальных и профессиональных задач при учете конкретных достоинств человека». [3]. Формирование устойчивого позитивно окрашенного образа педагога влияет на эффективность осуществляемых педагогических воздействий, поэтому педагогический имидж в настоящее время рассматривается как «одно из необходимых условий существования учителя в современных рыночных условиях». [4]. Разработка проектов создания педагогического имиджа нуждается в ряде психологических технологий, целью которых является развитие актуальных для современного образовательного пространства личностных качеств и психологических компетенций педагога, способов оптимизации ведущей деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Теоретические и практические аспекты формирования имиджа, а также условия его успешной реализации изучались в трудах известных психологов и педагогов. Так, в современных исследованиях представлены:

- изучение основ имиджелогии - в работах Шепеля В.М [5]., Перелыгиной Е.Б. [6] и других;

- анализ механизмов и технологий формирования имиджа учителя - в исследованиях Качаловой Л.П. [7]., Дергач А.А., Кузьминой Н.В. [8].

- выявление социально-психологических основ имиджа учителя - в трудах Калюжного А.А. [9].;

- рассмотрение роли имиджа как компонента педагогической культуры - в исследовании Савченко Н.В. [4].

- изучение функций педагогического имиджа как средства реализации гуманистической концепции образования, в диссертации Черепановой В.Н. [10].

- изучение аспектов имиджетворчества как основы профессионализма учителя [11].

Таким образом, большинство научных исследований посвящены выявлению сущностных характеристик педагогического имиджа на современном этапе. Показано, что сформированный педагогический имидж является одним из важнейших факторов формирования устойчивой принадлежности к профессиональному педагогическому сообществу, становления профессиональной компетентности и авторитетности, развития позитивного самоотношения и т.д. Все это в совокупности влияет на «общий уровень социально-профессиональной востребованности личности» [12]. Несмотря на большое внимание к проблеме формирования педагогического имиджа, на наш взгляд, недостаточно освящен вопрос психологической оснастки данного процесса. Проблема использования технологий развития педагогического имиджа не нашла достаточного освещения в исследованиях, поэтому мы считаем важным рассмотреть психологические аспекты, их роль, а также возможности использования психотехнологий в данном процессе.

Формирование целей статьи

Цель работы: изучить психологические составляющие педагогического имиджа для разработки соответствующего психолого-педагогического инструментария (технологий) их развития.

Задачи:

1) изучить сущностные характеристики педагогического имиджа;

2)рассмотреть структуру педагогического имиджа;

3) выявить компоненты имиджа педагога, нуждающиеся в психологической оснастке;

4) разработать рекомендации по использованию психологических технологий для каждого компонента педагогического имиджа.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Для выявления сущности педагогического имиджа следует обратиться к существующим определениям феномена «имидж» в психолого-педагогической и социологической литературе. Из многообразия трактовок изучаемого конструкта можно выделить ряд признаков имиджа, присутствующих в большинстве концепций:

1) Имидж - это образ, имеющий характер стереотипа, формирующегося на основе общественного мнения.

2) Образ всегда эмоционально окрашен, то есть вызывает определенные ассоциации (впечатления) у воспринимающих его людей.

3) Становление имиджа происходит как стихийно, так и целенаправленно.

4) На формирование характеристик в структуре первичного имиджа влияют: природные качества и личностная активность, а также «сконструированные» характеристики, призванные обеспечить достижение главной цели: формирование привлекательности образа и доверия целевой аудитории.

Таким образом, имидж - это довольно сложное явление, формирование которого зависит от внешних и внутренних факторов, в том числе от специфики профессиональной деятельности.

Нами были изучены сущностные характеристики педагогического имиджа, основные из которых представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Сущность педагогического имиджа.

Анализ исследований по данной теме, позволил нам сформулировать следующее определение педагогического имиджа, которое мы будем считать в нашей работе основным.

«Педагогический имидж - это символический и динамично изменяющийся образ педагога, создаваемый в массовом сознании в процессе профессиональной деятельности» [13].

Все представленные в схеме характеристики показывают нам на необходимость достижения гармонии индивидуальных и профессиональных качеств, что, несомненно, позволит педагогу добиться высоких показателей самоэффективности. Рассматривая психологические составляющие в структуре педагогического имиджа, следует обратить внимание на ряд психологических компетенций педагога. Данные компетенции, как совокупность психологических знаний, умений и навыков пронизывают все этапы педагогической деятельности, позволяя добиваться оптимизации ведущего типа взаимодействия - сотрудничества в учебно-воспитательном процессе [14].

В таблице 1 представлены требования к качеству психических явлений и компетенции педагога.

Приведенная в таблице специфика психических явлений, а также особенности психологических качеств и свойств личности педагога должны в идеале присутствовать в структуре первичного имиджа. Одни из них -природно обусловлены, другие - нуждаются в развитии и совершенствовании.

В структуру педагогического имиджа входит ряд внутренних характеристик, которые обусловлены:

- природно-типологическими особенностями (темперамент, пол, возраст, особенности нейродинамики и задатки),

- Психологическими качествами и компетенциями, выработанными в процессе воспитания и образования:

- профессионально обусловленными качествами [15]. Таблица 1- Психические явления и компетенции педагога в структуре первичного имиджа

Таблица 2 - Психологическая сущность компонентов и задачи психологического воздействия

Психические процессы Психические состояния Психологические качества и компетенции Психологические образования

Развитая память (зрительная и слуховая) 9 мои и о нальная устойчивость. Самоконтроль. Сильный тип нервной Интеллект и специальные способности. Умения осуществлять диагностику; Умения осуществлять самомониторинг

Внимание (устойчивость и распределение) и Мотивированность. Навыки эмпатии и идентификации. Толерантность. Э моциональный Лидерские способности. Умения стимулировать мотивацию

Когнитивная гибкость и быстрота мышления (умение принимать решения в условиях дефицита времени). Заинтересованность, умение эмоционально заражать Коммуникативные и организаторские способности. Развитые волевые Умения осуществлять индивидуальный подход и т.д.

Данные характеристики сочетаются со многими другими, не только внутренними, но и внешними компонентами, представленными на рисунке 2.

Рисунок 2- Компоненты в структуре имиджа

Таким образом, практически все составляющие в структуре первичного имиджа педагога нуждаются в психологической оснастке. Мы считаем важным конкретизировать цели создания педагогического имиджа для того, чтобы выбрать наиболее эффективные психологические технологии его формирования. Рассматривая педагогический имидж через призму психологических аспектов деятельности, мы выделяем следующие задачи в его становлении:

1) Развитие доверительных отношений с целевой аудиторией, оптимизация коммуникации в профессиональном сообществе, а также со всеми субъектами образовательного пространства;

2) Самопродвижение и поддержка авторитета учителя во взаимоотношениях «по-горизонтали» и «по-вертикали»;

3) Развитие позитивной «Я-концепции» педагога, неизменно влияющей на формирование его профессиональной идентичности;

4) Достижение определенного профессионального статуса, успеха в педагогической карьере.

Для решения всех этих задач необходимо определиться со спецификой использования психологического инструментария для каждой конкретного компонента педагогического имиджа. В таблице 2 представлены психологическая сущность компонентов и задачи психологического воздействия.

Для того чтобы создать положительный имидж, педагогу необходимо провести анализ представленных выше компонентов, сопоставив их с конкретными сферами личности. В таблице 2 представлены основные этапы анализа, а также задачи психологического воздействия.

На наш взгляд, все выделенные мишени психологического воздействия в процессе формирования педагогического имиджа можно разделить на 4 группы:

- навыки коммуникативной механики, в том числе культура межличностных отношений и общения;

- навыки самопрезентации;

- навыки менеджмента;

- навыки саморегуляции и саморазвития.

Все перечисленные составляющие являются компонентами психологической культуры педагога, под которой понимают «особый уровень развития некоторых личностных качеств, позволяющий повысить эффективность познавательной деятельности, поведения и общения за счет учета и оптимального применения психологических закономерностей этих процессов» [16].

Особого внимания заслуживают навыки самопрезентации, сущность которой связана с «возможностью предъявления личностных качеств в связи с высокой потребностью доверительных отношений» [17]. В настоящее время, когда образ человека формируется не только посредством прямого межличностного общения, но и опосредованно - через социальные сети, сообщества, проблема самопрезентации звучит особенно актуально. То есть при формировании имиджа педагога особенно критично следует относиться к способам создания впечатления о себе.

Развивая навыки самопрезентации, педагог сознательно регулирует собственный поведенческий стиль, ориентируясь на ожидания окружающих. Несмотря на бытующее мнение о том, что «действительно компетентный специалист не нуждается в самопрезентации», мы склонны считать, что такая способность отражает ряд сформированных компетенций педагога, находящегося в центре педагогического взаимодействия. Основными показателями способности к самопрезентации мы считаем:

- сформированное самосознание, позволяющее выделить конкретные профессиональные и личностные качества, способствующие самопродвижению;

- наличие личностных качеств: уверенности в себе, ассертивности, адекватной самооценки, коммуникабельности;

- развитые навыки формирования положительного первого впечатления и способности к самомониторингу;

- способности к саморефлексии и анализу внешних оценок деятельности, способность к проектированию собственной карьеры.

В связи с описанными компонентами в структуре пе-

Краснюк Людмила Владимировна, Овчинникова Людмила Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...

дагогического имиджа нами были выделены определенные психотехнологии, применяемые в целях развития психологических компетенций педагога в определенных отраслях профессиональной деятельности. Они представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Психологические технологии в развитии компетенций педагога

Таким образом, представленные технологии необходимы для психологической оснастки формируемых компонентов педагогического имиджа. При этом они выполняют несколько функций:

- развивающую;

- функцию психологического сопровождения;

- профилактическую;

- мобилизирующую;

- диагностическую и прогностическую.

Благодаря грамотному использованию данных технологий уже на этапе профессиональной подготовки можно добиться формирования психологических компетенций, развития качеств личности будущего педагога, способствующих его успешной профессиональной идентификации.

Выводы исследования

В исследовании были изучены сущностные характеристики педагогического имиджа, к основным из которых относят: его социально-психологическую природу, влияние внешних факторов (общественного мнения, ожиданий и установок по отношению к профессии, а также условия самой педагогической деятельности) и внутренних психологических предпосылок, на его формирование.

Для становления позитивного педагогического имиджа необходимо учитывать содержание его элементов, осуществлять самомониторинг и саморефлексию с целью выявления «мишеней» психологического воздействия.

Были выявлены цели и содержание психологической оснастки в создании имиджа, к которым мы отнесли: работу по развитию навыков коммуникативной механики, самопрезентации, менеджмента и саморегуляции. Основные психологические технологии и направления работы были соотнесены с областями профессиональной деятельности педагога.

Считаем наиболее важными и актуальными такие технологии, как: социально-психологические тренинги, профконсультации, мастер-классы экспертов, психодиагностические практикумы и психологическое просвещение в интерактивной форме. Использование данных технологий наряду с практикоориентированным подходом в обучении будущих педагогов будет способствовать формированию конкурентоспособности и достижению результативности создаваемого педагогического имиджа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Щеткина И.А. Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ/И.А. Щеткина, Е.Ю.Захарова, Н.И. Окунева// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2015. № 4 (63). С. 191-197.

2. Бегидова С.Н. Формирование профессионального имиджа будущего учителя/С.Н. Бегидова, Р.А. Ахтаов // Евразийское Научное Объединение. 2018. Т. 4. № 3 (37). С. 224-228.

3. Мотунова Л.Н. Имиджевая компетентность выпускника вуза как условие формирования профессионального успеха// Вестник Воронежского института высоких технологий. 2018. № 4 (27). С. 153-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Савченко Н.В. Профессиональный имидж будущего учителя начальной школы как компонент культуры педагогической деятельности// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 36-39.

5. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 168 с.

6. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа /Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002.- С.32.

7. Качалова, Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология.- Шадринск, 2008.- С.26.

8. Дергач, А.А. Политическая имиджелогия: учебное пособие / А.А. Дергач, Е.Б. Перелыгина. - М.: 2006. -184 с.

9. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. -М, 2004. - 122 с.

10. Черепанова, В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепцииобразова-ния: автореф.дис. ...канд.пед.наук.- Тюмень, 1998

11. Серёжникова Р.К. Имиджетворчество будущего педагога как основа педагогического профессионализма/ Р.К. Сережникова, Л.Г Васильев, В.А. Макарова, Е.ИХачикян//Ученыезаписки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 2. С. 85-92.

12. Харитонова, Е. В. Психология социально-профессиональной востребованности личности [Электронный ресурс] / Е. В. Харитонова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Институт психологии РАН, 2014. — 416 с. — 978-5-9270-0280-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32147.html.

13. Педагогические стереотипы. Педагогический имидж [Электронный ресурс] : теория и тренинги / Г. К. Ахметова, А. К. Мынбаева, И. Ш. Курманова [и др.] ; под ред. Г. К. Ахметова. — Электрон. текстовые данные. — Алматы : Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2013. — 103 с. — 978-601-04-0147-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70408.html

14. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Электронный ресурс]/В. Д. Шадриков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Институт психологии РАН, 2013. — 464 с. — 978-5-92700261-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32144.html

15. Камышева Е.Ю. Педагогический имидж учителя// Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 68. № 4. С. 48-53.

16. Правдина Л.Р. Психология профессионального здоровья : учеб-

Отрасли профессиональной деятельности, направления в профессиональном и личностном развитии Психологические технологии в развитии компетенций

Преподавательская деятельность Тренинги по отработке риторических приемов и коммуникативной механики. Навыки психологического влияния. Диагностика типов учеников методом наблюдения. Тренинг публичного выступления, навыки диалогического общения, уверенного поведения, самопрезентации; навыки проведения релаксационных упражнений, настроев и медитаций. Мастер классы с привлечением экспертов. Психолого-педагогические консультации и помощь в определении своей позиции и роли в профессиональной деятельности: педагог-исследователь, педагог-мотиватор и т.д.

Воспитательная деятельность Социально-психологические тренинги по тематике: Психологические принципы организации игр, развлечений; навыки структурирования времени, психология эмоций, психология доверия. Тренинги личностного роста. Наставничество.

Менеджмент в образовании Тренинги по развитию организаторских качеств, тайм-менеджменту. Практикум по психодиагностике. Навыки самопрезентации, постановки и достижения цели в деловом разговоре, изменения эмоционального состояния партнера по общению, организации совещания.

Организаторская деятельность и связи с общественностью Тренинги и мастер-классы по темам: Психология общения/навыки ведения деловой беседы, навыки интерпретации поведения собеседника, навыки убеждения, аргументации, влияния, эмпатии.

Профилактика и преодоление личностно-профессионального кризиса Тренинг по саморегуляции эмоций, развитию навыков самоуправления в стрессе. Психологическое просвещение по темам психологии здоровья и формирования валеустановки. Психолого-педагогический тренинг «Педагогические стереотипы: помощники или враги?» [17] и т.д. Индивидуальные консультации с психологом, профконсультирование, помощь будущим педагогам в построении индивидуального маршрута профессионального становления.

Научная и исследовательская деятельность Технологии развития и повышения эффективности внимания, памяти, восприятия, мышления; тренинги креативности.

ное пособие / Л. Р. Правдина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. — 208 с.

17. Хребина С.В Психологические подходы к исследованию проблемы личностной самопрезентации студентов-менеджеров/.С.В. Хребина, А.Н.Филимонова //Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1-3 (67). С. 116-119.

Статья поступила в редакцию 01.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.