Научная статья на тему 'Имиджформирующие характеристики современного педагога'

Имиджформирующие характеристики современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ПЕДАГОГА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / IMAGE OF THE TEACHER / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Агошкова Ольга Владимировна, Манжос Любовь Владимировна

Рассматриваются вопросы формирования имиджа преподавателя вуза, отношения современных студентов к профессиональной и методической компетентности педагога, его личностным качествам. Определена роль педагога как имиджмейкера в формировании имиджа будущего специалиста, его отношения к будущей профессиональной деятельности, приведены результаты представлений студентов об имиджформирующих характеристиках педагога, которые следует учитывать при формировании имиджа педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE-MAKING CHARACTERISTICS OF THE CONTEMPORARY TEACHER

This paper examines the formation of the teacher’s image at higher education institution, the attitude of contemporary students towards professional and methodical competence of the teacher, his personal qualities. The role of the teacher as the image-maker in formation of image of future expert, and his attitude to future professional activity are defined. Results are given of students’ thoughts about the image-making characteristics of the teacher which should be considered when forming the image of the teacher.

Текст научной работы на тему «Имиджформирующие характеристики современного педагога»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 378.046.4 ББК 74.48 Б 37

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

О.В. Агошкова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

Л.В. Манжос

Старший преподаватель кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

ИМИДЖФОРМИРУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования имиджа преподавателя вуза, отношения современных студентов к профессиональной и методической компетентности педагога, его личностным качествам. Определена роль педагога как имиджмейкера в формировании имиджа будущего специалиста, его отношения к будущей профессиональной деятельности, приведены результаты представлений студентов об имиджформирующих характеристиках педагога, которые следует учитывать при формировании имиджа педагога.

Ключевые слова: имидж педагога, качество образования, профессиональная компетенция.

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Social Work and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

O.V. Agoshkova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Tourism of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

L.V. Manzhos

Senior Lecturer of Department of Social Work and Tourism of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University, Maikop; E-mail: [email protected]

IMAGE-MAKING CHARACTERISTICS OF THE CONTEMPORARY TEACHER

Abstract. This paper examines the formation of the teacher's image at higher education institution, the attitude of contemporary students towards professional and methodical competence of the teacher, his personal qualities. The role of the teacher as the image-maker in formation of image of future expert, and his attitude to future professional activity are defined. Results are given of students' thoughts about the image-making characteristics of the teacher which should be considered when forming the image of the teacher.

Keywords: image of the teacher, quality of education, professional competence.

Педагог - основная фигура учебно-воспитательного процесса вуза. Его профессионализм, отношение к своей профессиональной деятельности, мировоззрение, ценностные установки оказывают непосредственное влияние на формирование личности студента как в профессиональном, так и социальном плане. Трудно переоценить роль личности педагога в профессиональном воспитании и становлении личности будущего специалиста. К сожалению, настоящая реальность констатирует, что социальный статус педагога изменяется с изменением социальной ситуации в обществе. Изменился студент, изменилось его отношение к высшему образованию, получению профессии, изменилось и его представление о личности преподавателя вуза, что привело, по справедливому замечанию В.И. Загвязинского, к самой серьезной из бед: падению «престижа и авторитета педагога» [1: 148]. Сегодня наличие диплома не всегда соотносимо с качеством профессиональной подготовки будущего специалиста, а падение престижа образования детерминирует и снижение имиджа педагога.

Профессиональная деятельность педагога предполагает непосредственное взаимодействие с субъектами образовательного процесса, а это и коллеги, и студенты, и их родители и т.д. По тому, каким образом выстраиваются взаимодействия и взаимоотношения с людьми, как устанавливаются контакты и насколько они эффективны, судят о профессиональных и личностных

качествах педагога, его авторитете. Позитивный имидж повышает авторитет педагога, а авторитет педагога детерминирует становление его имиджа, что позволяет оказывать формирующее воздействие на личность обучающегося/студента.

Сам педагог, система его нравственных ориентиров, его отношение к профессиональным ценностям, в свою очередь, определяют успех в качественном преобразовании личности будущего специалиста, его положительной направленности на будущую профессиональную деятельность [2]. Понимание значимости позитивного профессионального имиджа, необходимости его формирования и поддержания представляет собой важное условие качественного профессионального образования будущих специалистов. В связи с этим актуальной становится проблема его целенаправленного формирования и поддержания на протяжении всей профессиональной деятельности педагога.

Термин «имидж» в переводе с английского обозначает «образ», «изображение». С позиции восприятия образа субъектом имидж можно интерпретировать, по определению А.Ю. Панасюка, «как совокупность не только «материальных» («видимых») характеристик объекта, но и «идеальных» («не видимых») его характеристик...» [3: 12]. Именно в такой интерпретации, чаще всего, авторы и рассматривают дефиницию «имидж»: с позиции того, какое впечатление было произведено на внешнее восприятие субъекта

или объекта. То есть не реальная его оценка становится причиной создания определенного образа и отношения к нему, а внешние характеристики оказывают влияние на формирование установки на определенный образ, в результате в обыденном сознании человека, группы людей, а то и целого социума создается конкретный стереотип.

Имидж формируется в массовом сознании окружающих под воздействием разнообразных факторов: средств массовой информации, литературных образов, личностного опыта общения и т.д. и может быть как позитивным, так и негативным. Идеальный образ педагога сложился исторически, он наделяется такими качествами, как образованность, воспитанность, строгость в сочетании с доброжелательностью, требовательность, тактичность, нравственность, творческость, духовность и т.д. [4, 5]. Сегодня с изменением статуса педагога изменилось и восприятие его образа в обществе, изменилось отношение к нему. И это изменившееся отношение и восприятие не всегда бывает положительным, поэтому важно, чтобы сам педагог работал над созданием или преобразованием своего имиджа, а сформированный положительный имидж явился бы результатом «приложения целенаправленных профессиональных усилий» [5].

Итак, имидж педагога можно рассматривать как результат сформировавшегося мнения о нем и его профессиональной деятельности, которое сложилось в общественном сознании в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса, а также в результате информации, полученной от других людей, средств массовой информации, непосредственного контакта с представителями данной профессии. На имидж педагога, с одной стороны, оказывают влияние уровень его профессиональной и общекультурной компетентности, а с другой - сформированные в обществе стереотипы

как по отношению к его личности, так и по отношению к его деятельности. Профессиональная компетентность педагога, его заинтересованное отношение к своей деятельности, умение интересно и продуктивно организовать учебный процесс, обеспечивающий достижение поставленных задач, воспитание у студентов способности к творческой профессиональной деятельности и т.д. оказывают непосредственное влияние на формирование положительного имиджа.

Непрофессионализм создает негативный имидж, и как результат, отрицательное отношение не только к личности педагога, но и к будущей профессиональной деятельности. Профессионализм, профессиональная компетентность позволяют работнику эффективно выполнять свои профессиональные действия, и именно они детерминируют его имидж в любой сферы [6], в том числе и педагогической. Таким образом, имидж является важной составляющей профессионализма, детерминантом профессионального успеха, условием профессиональной самореализации [7, 8].

Сегодня говорить об имидже педагога без учета мнения современных студентов было бы некорректно и даже ошибочно. Современный молодой человек имеет определенный социальный опыт, у него свое представление о ценностях, престижности или непрестижности профессии, которую он выбирает, свои взгляды на организацию учебного процесса, качество преподаваемых дисциплин и, конечно же, свои представления и требования к личности преподавателя вуза, которые могут не совпадать с общепринятыми в педагогической среде [9]. Поэтому имиджмейкинг современного педагога должен учитывать мнения и представления студентов о его личности и профессионально-деловых качествах.

Под имиджмейкингом понимают совокупность технологий, методик, техник, приемов, направленных

на формирование имиджа [3, 4, 5]. В свою очередь, становление имиджа детерминируется имиджформиру-ющими характеристиками. Имид-жформирующие характеристики

- это те, которые оказывают непосредственное влияние на формирование образа субъекта или объекта деятельности и создают определенные представления о ней. Имид-жформирующие характеристики отражены в профессиональном стандарте: «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [10] в позициях «необходимые умения», «необходимые знания». Однако не следует ограничиваться только ими, их следует дополнить качествами, которые наиболее существенны с позиций нынешних студентов. Так как именно характер межличностного взаимодействия в системе педагог-студент, построение педагогически обоснованных, целесообразных отношений определяют имидж педагога.

Для определения имиджформи-рующих характеристик педагога нами было проведено исследование, цель которого выявить доминирующие имиджформирующие характеристики педагога с позиции студентов. Респондентами выступили студенты Адыгейского государственного университета. Для достижения поставленной цели им было предложено написать эссе на тему: «Каким я представляю идеального педагога вуза», а также ответить на вопросы анкеты. Контент-анализ содержания текстов эссе и ответов на вопросы анкеты позволил выделить доминирующие с позиции студентов имиджформирующие характеристики педагога. Анализ полученных результатов позволил проранжиро-вать выделенные студентами личностные качества педагога.

На первое место респонденты поставили такое качество личности, как доброжелательность

- 61,2%. Студенты считают, что

преподаватель вуза во всех ситуациях должен оставаться доброжелательным, не проявлять агрессивности, не раздражаться, отношение к студентам всегда должно быть ровным и не изменяться под воздействием каких-либо факторов или ситуаций. Следующими значимыми показателями, определяющими имидж педагога, стали: профессиональная - 57,2% и методическая компетентность - 53,1%. Хорошее знание материала, умение ясно, доступно, интересно и понятно его излагать, приводить примеры из сферы профессиональной деятельности демонстрируют, по мнению студентов, профессиональную компетентность педагога.

44,9% респондентов считают, что педагог должен быть увлечен своим предметом, интересоваться всем новым в данной сфере, уметь транслировать этот интерес студентам. Такое же количество респондентов значимым считают внешний вид педагога. По их мнению, педагог всегда должен быть опрятным, аккуратным, одеваться современно, но не вызывающе, по их мнению, недопустима экстравагантность в одежде, яркий макияж, так как это отвлекает от занятия, мешает сосредоточиться. Тактичность - обязательная составляющая имиджа педагога, это качество личности отметили 44,8% респондентов.

37,7% респондентов считают, что педагог должен объективно оценивать знания обучающихся независимо от того, как у него сложились или складываются отношения со студентами в течение семестра или всего периода обучения. 32,6% респондентов полагают, что педагог должен развивать творческие способности студентов, умение критически мыслить, рефлексировать и анализировать профессиональные ситуации, побуждать к саморазвитию и самообразованию. Коммуникативность как важное качество отмечают 28,6% респондентов. Хорошие коммуникативные способности

позволяют выстраивать правильные межличностные взаимодействия и отношения, создают благоприятную атмосферу, настраивают на рабочий лад, повышают учебную мотивацию, способствуют лучшему усвоению получаемой информации.

26,5% студентов-респондентов в деятельности педагога выделяют функцию имиджмейкинга, так как именно педагоги-имиджмейкеры создают условия для формирования имиджа будущего специалиста. Их отношение к будущей профессии обучающихся, подчеркивание ее значимости и важности для общества формирует такое же отношение к ней и у студентов.

Педагог также должен обладать чувством юмора (22,5%). Чувство юмора всегда «приходит на помощь» в сложившейся трудной ситуации, «разряжает» обстановку, снижает напряжение в аудитории, что способствует созданию благоприятной рабочей атмосферы в аудитории.

По мнению 18,4% студентов, педагогу следует быть достаточно требовательным, так как требовательность является существенным механизмом подготовки обучающихся к занятиям, а значит, и усвоения учебного материала, формирования профессиональных компетенций. Еще одной значимой имиджформирующей характеристикой преподавателя респонденты считают его стремление к постоянному саморазвитию и самообразованию (16,3%). Преподаватель, который останавливается в своем профессиональном развитии, становится неинтересным для студентов, если его знания не выходят за рамки преподаваемого предмета и он не следит за тенденциями развития в своей профессиональной сфере, не знает современных требований рынка труда и того, что еще предопределяет снижение качества профессиональной подготовки студентов.

Анализ мнений респондентов позволяет констатировать, что для студентов имидж педагога во многом

определяет и их отношение как к учебному предмету, так и к будущей профессиональной деятельности. Им небезразлично, какой преподаватель входит в аудиторию, как он организует учебное занятие, как преподносит учебный материал, как выстраивает отношения, относится к своей профессии, насколько он компетентен в своей профессиональной сфере. Следует отметить, что у студентов достаточно высокий уровень требований к личностным и профессиональным качествам педагога. По их мнению, внешние и внутренние составляющие образа педагога должны гармонично сочетаться между собой, так как они включают все основные имиджформирующие характеристики.

Несомненно, что у педагогов и у студентов не всегда и не во всем совпадают представления об идеальном вузовском носителе знаний. Требования современных студентов к личности педагога формируются под воздействием различных факторов: это и средства массовой информации, и образ, созданный в результате общения с друзьями, родителями, знакомыми, это и собственное представление, основанное на отношении к профессии, ее представителям, а также отношении общества к роли педагога в становлении будущего специалиста, его социальном статусе, престижности педагогической деятельности и др.

С некоторыми позициями, выделенными студентами, можно не согласиться, но не учитывать их нельзя. Разумная, педагогически обоснованная актуализация имид-жформирующих характеристик педагога позволит, по нашему мнению, повысить престиж преподавателя в студенческой среде, создать благоприятные условия для межличностного общения, снизить уровень конфликтности и непонимания, обеспечить качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

Приведенный перечень выделенных студентами имидж-

формирующих характеристик, возможно, будет несколько иным по их рейтинговой составляющей, если респондентами будут выступать обучающиеся разных направлений подготовки, так как профессиональная направленность деятельности, несомненно, окажет влияние на представление студентов об образе педагога. Настоящее исследование не претендует на полноту освещения данной

проблемы. В дальнейшем предполагается продолжить изучение данного феномена и определить, имеются ли различия в представлении об образе педагога вуза представителями разных направлений подготовки, что позволит получить более объективную информацию о доминирующих имид-жформирующих характеристиках педагога высшей школы и выделить наиболее общие из них.

Примечания:

1. Загвязинский В.И. Личность педагога и перспективы развития отечественного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1, № 1(1). С. 145-153.

2. Бегидова С.Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. Вып. 1(193). 2017. С. 15-20.

3. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер?: или о том, как создать свой имидж. М., 1998. 239 с.

4. Квеско Р.Б., Квеско С.Б. Имиджелогия: учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2008. 116 с.

5. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. М.: ВЛА-ДОС, 2004. 222 с.

6. Бегидова С.Н., Даурова М.Ш. Профессионально значимые качества как детерминанты формирования имиджа будущих социальных работников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 8 (121). С. 16-22.

7. Манжос Л.В., Хазова С.А., Хатит Ф.Р. Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 3(162). С. 83-89.

8. Агошкова О.В., Хатит Ф.Р. Применение технологий развития культуры познавательной деятельности обучающихся в аспекте дифференцированного подхода как одна из стратегий педагогического успеха // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 3. С. 74-79.

9. Демкина Е.В., Бегидова С.Н. Результаты исследования установок, стереотипов мышления и поведения современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013. Вып. 3(123) С. 37-48.

10. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования: профессиональный стандарт: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. URL: www.fgosvo.ru

References:

1. Zagvyazinsky V.I. Personality of the teacher and prospects for the development of domestic education // Bulletin of Tyumen State University. Humanitarian researches. Humanitates. 2015. Vol. 1. No. 1 (1). P. 145-153.

2. Begidova S.N. Contemporary requirements to professional activity of the teacher // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 1(193). P. 15-20.

3. Panasyuk A.Yu. Do you need an image maker? Or how to create your image. М., 1998. 239 pp.

4. Kvesko R.B., Kvesko, S.B. Imageology: a manual. Tomsk: Publishing House of Tomsk Polytechnic University. 2008. 116 pp.

5. Kalyuzhny A.A. Psychology of the formation of teacher's image. M.: VLADOS, 2004. 222 pp.

6. Begidova S.N., Daurova M.Sh. Professionally significant qualities as determinants of the formation of the image of future social workers // News of the Volgograd State Pedagogical University. 2017. No. 8 (121). P. 16-22.

7. Manzhos L.V., Khazova S.A., Khatit F.R. Features of professional self-realization of teachers in modern conditions // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology. 2015. No. 3 (162). P. 83-89.

8. Agoshkova O.V., Khatit F.R. Application of technologies of cognitive culture development of students as a strategy of pedagogical success in the aspect of differentiated approach // Bulletin of Maikop State Technological University. 2014. No. 3. P. 74-79.

9. Demkina E.V., Begidova S.N. Results of research of attitudes, thinking and behavior stereotypes of modern Russian students // Bulletin of Adyghe State University. Ser.3, Pedagogy and Psychology. Maikop: Publishing house of ASU. Iss. 3 (123). 2013. P. 37-48.

10. Professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education" (approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015. No. 608n. Site: URL: www.fgosvo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.