Научная статья на тему 'Современные требования к профессиональной деятельности педагога'

Современные требования к профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3718
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER / ACMEOLOGICAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL FUNCTIONS / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна

В статье раскрываются основные требования к профессиональной компетенции педагога, особое внимание уделяется профессиональной личностной позиции педагога, выделяются доминирующие педагогические функции, которые учитель должен реализовывать в своей профессиональной деятельности, обосновывается сущность концепта «профессиональная деятельность», подчеркивается необходимость построения учебного процесса с учетом гендерных особенностей учащихся, важность воспитания человеческого в человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY REQUIREMENTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

The paper discloses the main requirements to professional competence of the teacher..Special attention is paid to a professional personal position of the teacher and to the dominating pedagogical functions which the teacher has to implement in the professional activity. The essence of a concept "professional activity" is substantiated, and need to create educational process taking into account gender features of pupils and importance of education of the human in the person is emphasized.

Текст научной работы на тему «Современные требования к профессиональной деятельности педагога»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 378.013 ББК 74.489.8 Б 37

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье раскрываются основные требования к профессиональной компетенции педагога, особое внимание уделяется профессиональной личностной позиции педагога, выделяются доминирующие педагогические функции, которые учитель должен реализовывать в своей профессиональной деятельности, обосновывается сущность концепта «профессиональная деятельность», подчеркивается необходимость построения учебного процесса с учетом тендерных особенностей учащихся, важность воспитания человеческого в человеке.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, акмеологическая направленность личности, профессиональная деятельность, педагогические функции, нравственные ценности.

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Social Work and Tourism of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

CONTEMPORARY REQUIREMENTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Abstract. The paper discloses the main requirements to professional competence of the teacher. .Special attention is paid to a professional personal position of the teacher and to the dominating pedagogical functions which the teacher has to implement in the professional activity. The essence of a concept "professional activity" is substantiated, and need to create educational process taking into account gender features of pupils and importance of education of the human in the person is emphasized.

Keywords: professional development of the teacher, acmeological orientation of the personality, professional activity, pedagogical functions, moral values.

Главной задачей современной школы является развитие личности ребенка, создание условий для его индивидуально творческого

становления, формирование базы для его будущего профессионального самоопределения. Решение этих задач в рамках общеобразовательной

школы возможно только в том случае, если сам учитель - личность творческая, постоянно профессионально развивающаяся, для которой профессиональный труд составляет сущностную жизненную потребность и является источником профессиональной самореализации [1].

Ориентация личности на саморазвитие, достижение вершин профессионализма обеспечивается ее акмеологической направленностью, сформированной профессиональной позицией, знанием современных парадигм обучения и воспитания, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности и т.д. В логике личностно ориентированного образования квалификация педагога выступает уже не условием и средством реализации образовательного процесса, а составляющей содержания образования. Профессиональная деятельность учителя направлена не на передачу знаний, а на воспитание и развитие личности ребенка, его социализацию.

Несомненно, выполнять одновременно функции обучения и воспитания достаточно сложно, т.к., с одной стороны, учитель должен осуществить квалифицированную передачу знаний с учетом требований к содержанию предмета, а с другой, - актуализировать личностную субъектную позицию ученика, создать условия для его развития. Первая функция традиционная, вторая современная, востребована социальной ситуацией, но более сложная и требует переосмысления педагогом своей роли и места в образовании, понимании ценностей воспитания, обучения и развития личности ребенка, с учетом не только интересов государства, но и интересов самого учащегося, его потенциальных возможностей. Реализация второй функции требует от педагога наличия сформированной педагогической установки на принятие

ребенка как уникальной личности, как социальной ценности за развитие и становление которой педагог несет ответственность перед обществом [2].

Исходя из этого одним из требований к профессиональной деятельности учителя является его способность к реализации личностной направленности учебного процесса. Это, в свою очередь, обусловило необходимость замены технократического и предметоцентрического принципов функционирования образовательной системы на новые, направленные на повышение качества развивающейся личности. Сегодня речь идет не просто о развитии личности ребенка, а именно о качестве личности. Последняя является достаточно новой категорией в педагогике. В связи с этим изменяются и традиционные функции учителя.

Доминирующей становится преобразующая, связанная с необходимостью позитивных качественных изменений личности учащегося. Поэтому сегодня требуется отойти от традиционного понимания основных педагогических функций: обучения как трансляции знаний, накопления их суммы; воспитания как передачи социального опыта и научения «правильному» поведению к новому пониманию и осмыслению педагогической деятельности как деятельности, направленной на развитие человечества путем социокультурного наследства, на созидание в человеке человека.

В современных психолого-педагогических концепциях, в частности, в педагогической праксиологии (которая рассматривает общие принципы и пути повышения эффективности и полезности профессиональных действий, закономерности и условия целесообразного и рационального построения деятельности педагога независимо от его специализации), такой педагогической функции, как трансляция знаний, вообще не существует.

Выделяют следующие педагогические функции, которые должен реализовывать учитель в своей профессиональной деятельности: преобразующая (связана с необходимостью позитивных изменений человеческого качества, системы отношений, играет развивающую, формирующую, образовательную, проективную, акмеологическую роль в процессе воспитания, обучения, проектирования); информационная имеет обучающее, просветительское, консультативное, диагностическое значение в рамках преподавания; коммуникативная выступает в поддерживающей функции и функции обратной связи в системе педагогической поддержки, педагогическом общении; а также организационная и демонстрационная, реализующиеся в прогностической, моделирующей функциях в различных видах педагогической деятельности (И.А. Колесникова, Е.В. Титова) [3].

Кроме того, привычная для нас категория «Профессионализм деятельности» приобретает сегодня новое смысловое значение, а именно: это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, а не наличие знаний, умений и навыков, требуемых для занятий определенным видом оплачиваемой работы. И специалист сегодня характеризуется с позиций профессионализма деятельности и профессионализма личности, то есть речь идет не только о развитии деятельностного компонента в процессе повышения профессиональной квалификации учителя, но и личностного, отражающего высокий уровень сформированное™ профессионально значимых и личностно-деловых качеств, акмеологический инвариант профессионализма.

Учитель - главный фактор формирующего воздействия на личность ученика. И все, что он делает, говорит, чувствует, оказывает

формирующее влияние на ребенка, поэтому важна личностная позиция педагога, его внутреннее осознание воспитательной созидающей функции.

Современная личностная позиция педагога предполагает, прежде всего, изменения своего отношения к педагогической деятельности, принятия всех её составляющих как ценности, главной среди которых является личность, а это, в свою очередь, требует от педагога наполнения своей деятельности новыми смыслами и приоритетами. Личность преподавателя, его система нравственных ориентиров, его отношение к профессиональным ценностям определяют успех в качественном преобразовании личности будущего гражданина нашего общества. Каким он будет, во многом зависит от учителя, коллектива школы, её ценностных приоритетов и ориентиров.

Говоря о личностной позиции педагога, следует различать внешнюю (демонстрация субъект-субъектных отношений), которая проявляется действительно в активизации познавательной деятельности участников учебного процесса, т.е. идет активная трансляция знаний со стороны педагога, и достаточно активное их восприятие со стороны учащихся, т.е. реализуется обучающая функция. Но при этом внутренняя позиция характеризуется пассивным отношением к личностной составляющей учебного процесса, нет внутренней связи между субъектами обучения. Преподаватель не работает над повышением качества личности ученика ни с позиций его социального становления, ни с позиций его личностного развития.

Изменение внутреннего отношения педагога к процессу обучения, осознание своей роли в процессе развития личности ребенка смогут изменить предметоцентри-ческую парадигму на личностно ориентированную. В личностно ориентированном образовании

системообразующим является личностный компонент, основная цель которого - развить человека в человеке (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич) [4], создать условия для актуализации механизмов «самости» личности, развития творческого потенциала, осознания себя социальным человеком, носителем культуры, ответственным за положительные преобразования в стране. Ценность данного подхода заключается в том, что он обращен к целостному человеку как субъекту культуры, ее транслятору и преобразователю. Такой подход не может быть реализован, не будучи гуманным.

В свою очередь, гуманизация педагогического образования требует такой организации и такого содержания образования, при которых личность ученика, его индивидуальность являлись бы главной ценностью для учителя. Учебно-воспитательный процесс был бы построен в форме диалога, взаимодействия субъектов образовательного процесса, оказания своевременной и профессиональной помощи и поддержки ученику в преодолении возникающих трудностей, в самопознании и самоопределении личности. Все это предполагает наличие не только новой позиции у учителя, но и нового качества самого педагога.

Выбор педагогической позиции приобретает очертания реальной возможности реализации учебного потенциала, направленного на повышение качества ученика. Современная педагогическая позиция -это обращение к новым ценностям и смыслам педагогической деятельности, переходящей из разряда

информативно-направляющей, предметоцентрической в разряд создания тонких технологий востребования и извлечения нравственных ценностей.

Говоря о современных требованиях к профессиональной компетенции учителя, нельзя обойти вниманием еще одну составляющую его профессиональной деятельности: тендерную компетентность учителя. Тендерная компетентность позволяет дифференцировать учебный процесс, строить его с учетом тендерных особенностей учащихся. С одной стороны, это позволяет акцентировать внимание на различиях полов, с другой, опираться при построении учебного процесса на имеющиеся сходства в социальном поведении, восприятии учебного материала мальчиками и девочками, юношами и девушками. Педагогическое воздействие не должно быть бесполым, оно должно иметь персональную полоролевую направленность [5].

Только функциональная полнота действий педагога позволит повысить эффективность качества процесса обучения и воспитания. А успешная педагогическая деятельность всегда утверждает приоритет человеческого. Осознание того, что в основе педагогической деятельности лежит ценностное отношение к человеку как существу становящемуся, способному к развитию, обучению, воспитанию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни, и того, что личность предстает в качестве саморазвивающейся системы, должно стать для педагога вектором его профессионального развития.

Примечания:

1. Манжос JI.B. Особенности профессиональной самореализации педагогов, работающих в образовательных организациях разного типа // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 37. С. 246-250. URL: https:// e-koncept.ru

2. Бегидова С.Н., Иоакимиди Ю.А., Сельмидис Л.Ф. Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту: детерминанты, условия, механизмы. Майкоп, 2006.

3. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология. М.: Академия, 2005.

4. Богдаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д: Учитель, 1999.

5. Бегидова С.Н., Сельмидис Л.Ф. Проектирование урока физической культуры с учетом тендерных особенностей школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 2. С. 249-252.

References:

1. Manzhos L.V. Features of professional self-realization of teachers working in educational institutions of different types // Concept: scientific and methodical electronic journal. 2015. Vol. 37. P. 246-250. URL: https://e-koncept.ru

2. Begidova S.N., Ioakimidi Yu.A., Selmidis L.F. Educational setting in the professional training of specialist in physical culture and sport: determinants, conditions aand mechanisms. Maikop, 2006.

3. Kolesnikova I.A., Titova E.V. Educational praxeology. M.: Academia, 2005.

4. Bogdarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Pedagogy: personality in humanistic theories and education systems. Rostov-on-Don: Teacher, 1999.

5. Begidova S.N., Selmidis L.F. Designing the lesson of physical training with regard to pupils' gender features // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Vol. 2, P. 249-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.