Научная статья на тему 'Профессионально-личностная позиция педагога как детерминант качества профессиональной подготовки специалиста'

Профессионально-личностная позиция педагога как детерминант качества профессиональной подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АНДРАГОГИЧЕСКИЙ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ / EDUCATIONAL PARADIGM / PEDAGOGICAL PARADIGM OF EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATION / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна

В статье раскрываются основные требования к профессиональной компетенции педагога, особое внимание уделяется профессиональной личностной позиции педагога, выделяются доминирующие педагогические функции, которые педагог должен реализовывать в своей профессиональной деятельности, обосновывается сущность концепта «профессиональная деятельность», подчеркивается необходимость реализации акмеологического, андрагогического, личностно-ориентированного подходов в процессе подготовки будущих специалистов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of modern education in the current socio-cultural realities. The causes of the crisis in education, the transition from traditional methods of education to innovative ones. The specific features of the new educational paradigm: goals, content, principles, ways and methods are analyzed. The article identifies the concept of a person-oriented and culturally-oriented education.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностная позиция педагога как детерминант качества профессиональной подготовки специалиста»

Бегидова Светлана Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет »,

(Майкоп, РФ)

УДК 378.013

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА

КАК ДЕТЕРМИНАНТ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

PROFESSIONALLY-PERSONAL POSITION OF THE TEACHER AS DETERMINANT OF QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF A

SPECIALIST

В статье раскрываются основные требования к профессиональной компетенции педагога, особое внимание уделяется профессиональной личностной позиции педагога, выделяются доминирующие педагогические функции, которые педагог должен реализовывать в своей профессиональной деятельности, обосновывается сущность концепта «профессиональная деятельность», подчеркивается необходимость реализации акмеологического, андрагогического, личностно-ориентированного подходов в процессе подготовки будущих специалистов в вузе.

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция, профессиональная компетентность, акмеологическая направленность личности, андрагогический, личностно ориентированный подходы.

The article deals with the main requirements to professional competence of a teacher, special attention is dedicated to the personal position of the teacher, there are highlighted the dominant pedagogical functions that the teacher must implement in professional activities. The author justified the nature of the concept "professional activity", stresses the need to implement acmeological, andragogical, student-centered approaches in the process of training of future specialists in the University.

Key words: personal and professional position, professional competence, acmeological orientation of the person, andragogical, person-oriented approaches.

Подготовка высококвалифицированных специалистов всегда являлась приоритетной задачей высшей школы. Современный специалист должен обладать не только актуальными теоретическими знаниями и практическими умения, но и быть востребованным на профессиональном рынке труда, т.е. быть конкурентоспособным. Именно такого специалиста должна сегодня готовить высшая школа.

Профессионализация обучения предполагает не только овладение будущим специалистом ключевыми профессиональными компетенциями, но и создание условий для профессионального развития личности, воспитания гражданина, патриота своего государства, своей профессии. Профессиональное образование, прежде всего, должно быть направлено на повышение качества личности будущего специалиста, а для этого

необходимо как можно полнее использовать возможности учебного процесса вуза [1].

Профессиональное образование - это результат профессионального обучения и воспитания, причем воспитание осуществляется в контексте профессиональной деятельности, в процессе предметной подготовки. Воспитание должно быть имманентно присуще учебному процессу, так как является неотъемлемой составляющей образования. Но, к сожалению, следует констатировать, что воспитательный аспект далеко не всегда реализуется на лекционных, семинарских и других видах занятий, для преподавателя более важной является не воспитательная функция, а обучающая: знание своего предмета, умение изложить его студентам и т.д.

Несомненно, выполнять одновременно функции обучения и воспитания достаточно сложно, так как с одной стороны, преподаватель должен осуществить квалифицированную передачу знаний с учетом требований к содержанию предмета, а с другой - актуализировать личностную субъектную позицию студента, создать условия для его развития. Первая функция традиционна, вторая современна, востребована социальной ситуацией, но более сложна и требует переосмысления педагогом своей роли и места в образовании, понимания ценностей профессионального воспитания, обучения и развития личности студента, с учетом не только интересов государства, но и интересов личности, ее потенциальных возможностей.

Личностная направленность учебного процесса вуза обусловила необходимость замены технократического и предметоцентрического принципов функционирования образовательной системы на новые, направленные на повышение качества развивающейся личности.

В связи с этим доминирующей функцией педагога становится преобразующая, которая связана с необходимостью позитивных качественных изменений личности студента и выполняет развивающую, формирующую, образовательную, проективную, акмеологическую роль в процессе воспитания, обучения и т.д. (И.А. Колесникова, Е.В. Титова) [5].

Кроме того, категория «Профессионализм деятельности» приобретает сегодня новое смысловое значение - это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, а не наличие знаний, умений и навыков, требуемых для занятий определенным видом оплачиваемой работы. И специалист сегодня характеризуется с позиций профессионализма деятельности и профессионализма личности, то есть речь идет не только о формировании деятельностного компонента подготовки специалиста, но и личностного, отражающего высокий уровень сформированности профессионально значимых и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма.

Педагог - главный фактор формирующего воздействия на личность студента. И все, что он делает, говорит, чувствует, оказывает формирующее влияние на студента, поэтому важна личностная позиция педагога, его внутреннее осознание воспитательной функции. Современная личностная

позиция педагога предполагает, прежде всего, изменения своего отношения к педагогической деятельности, принятия всех её составляющих как ценности, главной среди которых является личность, а это, в свою очередь, требует от педагога наполнения своей деятельности новыми смыслами и приоритетами. Личность преподавателя, система его нравственных ориентиров, отношение к профессиональным ценностям определяют успех в качественном преобразовании личности будущего специалиста.

Говоря о личностной позиции педагога, следует различать внешнюю и внутреннюю позиции. Внешняя проявляется в демонстрации преподавателем на учебных занятиях субъект-субъектных отношений, в активизации познавательной деятельности участников учебного процесса. Идет активная трансляция знаний со стороны педагога и достаточно активное их восприятие со стороны студентов, они привлекаются к выполнению лабораторных работ, подготовке рефератов и т.д., но вся эта деятельность направлена на реализацию, прежде всего, обучающей функции. Внутренняя же позиция характеризуется пассивным отношением к личностной составляющей учебного процесса, нет личностной взаимосвязи между субъектами обучения, духовного единства, проникновения во внутренний мир обучаемого. Преподаватель не работает над повышением качества личности студента ни с позиции его социального становления, ни с позиции его профессионального развития.

Только изменение внутреннего отношения преподавателя к процессу обучения, осознание им своей роли в процессе развития личности будущего специалиста сможет изменить предметоцентрическую парадигму на личностно-ориентированную.

Личность предстает в качестве саморазвивающейся системы, что предполагает необходимость развития в образовании акмеологического, андрагогического и личностно-ориентированного подходов [2; 3; 4]. Сегодня именно реализация данных подходов повышает эффективность формирующего потенциала учебно-воспитательного процесса вуза.

В личностно-ориентированном образовании системообразующим является личностный компонент, основная цель которого - развить человеческое в человеке (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич), создать условия для актуализации механизмов «самости» личности, развития творческого потенциала, осознания себя социальным человеком, носителем культуры, ответственным за положительные преобразования в стране [3]. Ценность данного подхода заключается в том, что он обращен к целостному человеку как субъекту культуры, ее транслятору и преобразователю. Он достаточно широко освящен в педагогической литературе и апробирован в практической деятельности.

Акмеологический подход - это достаточно новое стратегическое направление в высшей и средней профессиональной школах, целью которого является создание условий для прогрессивного профессионального развития и саморазвития личности, формирование инвариантных характеристик профессионализма, установки на развитие творческого потенциала,

достижения профессиональных высот [2]. Акмеологический подход представляет собой общую стратегию профессиональной подготовки специалиста, разработка которой предполагает опору на систему акмеологических принципов, приемов, методов и т.д. Реализация данного подхода в профессиональном образовании обуславливает прогрессивные изменения в содержании и уровне направленности личности будущих специалистов, качестве их теоретико-методологической и практической профессиональной подготовленности.

Сущность акмеологического подхода состоит в том, чтобы создать условия для интериоризации профессиональных ценностей, прежде всего, профессии как ценности, раскрытия, развития и реализации личностного профессионального потенциала студента. Акмеологический подход направлен на формирование:

1) активной профессиональной субъектной позиции студента, и предполагает такой уровень развития сознания, при котором личность стремится к самосовершенствованию и самореализации в профессиональной деятельности;

2) акмеологической направленности, обеспечивающей личности установку на стремление к постоянному профессиональному росту, на утверждение себя значимым членом общества, способным к решению социальных проблем и перестройке общественных отношений. Формирование акмеологической направленности личности обеспечивается применением адекватных методов, приемов, технологий и организационных форм учебно-воспитательной деятельности. Деятельность профессорско-преподавательского состава осуществляется через призму решения акмеологических задач: создание условий, способствующих стремлению личности к своему акме; снижение влияния факторов, препятствующих такому стремлению; разработка и внедрение в учебный процесс акмеологических технологий; формирование профессионально значимых качеств личности специалиста; построение профессиональной карьеры и др.;

3) профессиональной креативности как инвариантного личностного качества профессионала, проявляющегося в способности нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи, находить новые подходы, создавать профессиональные инновации. Приоритетной направленностью акмеологического подхода является профессионально-творческое развитие личности, уровень сформированности которого детерминирует осознание будущим специалистом возможности и необходимости работать по-новому, актуализирует потенциал достижения профессионализма, создает условия для реализации своих творческих возможностей;

4) профессиональной антиципации, определяющей успех в решении профессиональных задач, построении профессиональных стратегий, снижении факторов неудач. Антиципация относится к инвариантным показателям профессионализма личности, человек не может достичь вершин в своей профессиональной деятельности, если у него не развиты антиципирующие способности. В сфере физической культуры антиципация

выступает доминирующим профессиональным качеством личности, как для спортсмена, так и для тренера;

5) положительной установки на профессионально-творческое развитие личности. Профессиональная деятельность, прежде всего, воздействует на личность через эмоционально-ценностное восприятие этой деятельности и вызывает у нее определенную личностную реакцию или, по словам Д.Н. Узнадзе, определенную установку [7]. Установка формируется под влиянием неосознанных эмоциональных влечений, интереса, потребности, а также в результате активной деятельности самой личности, ее сознательного отношения к профессии, в стремлении реализовать в ней свой творческий потенциал. Практика показывает, что в своем большинстве у специалистов, особенно молодых, не сформирована положительная установка на профессионально-творческое саморазвитие, нет потребности в приобретении новых профессиональных знаний, развитии творческого мышления. В основном для них характерны прагматический тип мышления, неумение рефлексировать свою деятельность, анализировать и решать проблемные, конфликтные ситуации и тд.

Необходимость создания условий для интернализации профессиональных ценностей определяется тем, что профессиональная деятельность будет эффективной только в том случае, если она наполнена смысловым содержанием для личности. Смысл включает в себя оценку субъектом значимости для себя профессионального труда, т.е. личностное отношение к нему индивида [6].

Эффективность реализации акмеологического подхода повысится, если при организации учебного процесса педагог будет опираться на андрагогические принципы обучения и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие на мотивационно-ценностную и регулятивно-деятельностную сферы личности студента.

К андрагогическим принципам обучения в первую очередь следует отнести: приоритет самостоятельного обучения; совместной деятельности, опоры на опыт обучаемых; индивидуализация обучения и др. [4].

Реализация данных принципов позволяет активизировать субъектную позицию учащихся, повысить их мотивацию, обеспечить профессиональную направленность учебного процесса.

Несомненно, что при таком подходе деятельность и функции преподавателя отличаются от традиционных. Модель деятельности преподавателя при реализации андрагогических принципов предусматривает организацию учебного процесса с опорой на ведущую роль самого обучаемого, создание условий, побуждающих к самореализации, самостоятельности, самоуправлению и осознанию своих способностей (С.И. Змеев, И.А. Колесникова, Е.В. Титова) [4; 5], выбор и использование адекватных средств и методов учебно-воспитательной деятельности, создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, адекватных педагогических взаимоотношений, ориентации педагога на личность студента.

В процессе обучения в вузе необходимо помочь студенту разобраться в своих стремлениях, профессиональных идеалах, ценностных ориентациях, увидеть в будущей профессии свое призвание и смысл деятельности, и жизнедеятельности в целом, показать ему личностные профессиональные перспективы, наметить векторы профессионального развития - все это становится возможным при реализации обозначенных выше подходах.

Таким образом, реализация в учебно-воспитательном процессе вуза личностно-ориентированного, акмеологического подходов с опорой на андрагогические принципы обучения позволяет повысить его личностно-развивающий потенциал, создать условия для профессионально-творческого становления личности будущего специалиста, формирования у него социально- и профессионально-ценностных ориентаций.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бегидва С.Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога / С.Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп: Изд-во АГУ. - Вып. 1(193). - 2017. - С.15-19.

2.Бегидова С.Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности / С.Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С.20-27.

3.Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560с. 4.Змеев С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов / С.И. Змеев // Человек и образование. - 2014. - № 1 (38). - С.8-14.

5.Колесникова И.А. Педагогическая праксиология / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.

6.Манжос Л.В. Особенности профессиональной самореализации педагогов, работающих в образовательных организациях разного типа / Л.В. Манжос // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2015. - Т. 37. - С. 246-250.

7.Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси, 1997. - 627 с.

Гнеденко Марта Викторовна,

начальник отдела лицензирования и аккредитации Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, Макиенко Алексей Геннадиевич,

главный специалист отдела лицензирования и аккредитации Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.0

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE EDUCATIONAL FIELD OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Целью государства в образовательной сфере является создание условий по обеспечению целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества в рамках отечественного и мирового образовательного пространства. Государство играет ключевую роль не только в предоставлении образования, а и в определении качества предоставленного образования. В этом и определены основные функции государственного контроля и надзора. Важно отметить совершенствование законодательной базы в сфере образования для эффективного формирования системы государственного контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Донецкой Народной Республике.

Ключевые слова: образование, государство, качество образования, государственный контроль и надзор.

The state's goal in education is to create conditions for ensuring a purposeful process of education and training in the interests of the individual and society within the domestic and world educational space. The state plays a major role not only in providing education, but also in determining the quality of the provided education. This is the main function of state control and supervision. It is important to note the improvement of the legislative framework in the sphere of education for the effective formation of a system of state control and supervision that ensures a high quality of education in the Donetsk People's Republic.

Key words: education, state, quality of education, state control and supervision.

«Основа любого государства - образование своей молодежи», - как сказал Лэертиус Диоген. Целью государства в образовательной сфере является создание условий по обеспечению целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества в рамках отечественного и мирового образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.