Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая направленность педагогов по физической культуре'

Профессионально-педагогическая направленность педагогов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6710
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TEACHER / TEACHING ACTIVITIES / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суетин Павел Сергеевич

Одним из показателей высокого уровня профессионализма и личностного развития педагогов является профессионально-педагогическая направленность. Данная характеристика личности предполагает наличие у педагога по физической культуре (как и по любому другому предмету) интереса, любви к педагогической профессии, осознания трудностей и радостей учительской работы, потребности в педагогической деятельности, стремления овладеть основами педагогического мастерства. Анализ соответствующей литературы показывает, что в настоящее время не существует единого понимания, определения и общепринятой структуры педагогической направленности учителя. Но, несмотря на различные подходы, профессиональная направленность педагогов понимается как интегративное свойство личности, включающее эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности, устойчивый интерес к ней, стремление к постоянному самосовершенствованию педагогических способностей и приобретению новых знаний с целью расширения педагогического и психологического кругозора в соответствии с тенденциями развития современной науки. Соответственно, под профессиональной направленностью педагога по физической культуре понимается комплексное образование, доминирующим компонентом которого является направленность на физкультурно-спортивную и педагогическую деятельность. В статье раскрываются сущность и структура профессионально-педагогической направленности как в общем, так и профессиональной направленности педагогов по физической культуре в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional-pedagogical Orientation of Teachers of Physical Education

One indicator of the high level of professional and personal development of teachers is professional-pedagogical orientation. This characteristics of personality presupposes that the teacher of physical education, as of any other subject, has interest and love for the teaching profession, understanding of the difficulties and joys of a teacher's work, the need for educational activities and the desire to master the basics of pedagogical skills. The analysis of the literature shows that there is currently no common understanding, definition and structure of teacher’s pedagogical orientation. But in spite of different approaches, professional orientation of teachers is understood as an integrative quality of a person, including the emotional and value attitude to teaching, sustained interest in it, striving for continuous improvement of pedagogical skills and acquisition of new knowledge in order to enhance the pedagogical and psychological outlook in accordance with the trends in the development of modern science. Accordingly, under professional orientation of the teacher of physical education we understand complex education, the dominant component of which is focused on physical training, sports and teaching. The article reveals the essence and the structure of professional-pedagogical orientation in general and professional orientation of teachers of physical education in particular.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая направленность педагогов по физической культуре»

УДК 371.124:796

ББК Ч420.421 +Ч426.75-24

ГСНТИ 16.21.27

Код ВАК 13.00.02

Суетин Павел Сергеевич,

старший преподаватель, кафедра спортивных дисциплин, Институт физической культуры, Уральский Государственный

педагогический Университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагог; педагогическая деятельность; профессионально-педагогическая направленность; физическая культура.

АННОТАЦИЯ. Одним из показателей высокого уровня профессионализма и личностного развития педагогов является профессионально-педагогическая направленность. Данная характеристика личности предполагает наличие у педагога по физической культуре (как и по любому другому предмету) интереса, любви к педагогической профессии, осознания трудностей и радостей учительской работы, потребности в педагогической деятельности, стремления овладеть основами педагогического мастерства. Анализ соответствующей литературы показывает, что в настоящее время не существует единого понимания, определения и общепринятой структуры педагогической направленности учителя. Но, несмотря на различные подходы, профессиональная направленность педагогов понимается как интегративное свойство личности, включающее эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности, устойчивый интерес к ней, стремление к постоянному самосовершенствованию педагогических способностей и приобретению новых знаний с целью расширения педагогического и психологического кругозора в соответствии с тенденциями развития современной науки. Соответственно, под профессиональной направленностью педагога по физической культуре понимается комплексное образование, доминирующим компонентом которого является направленность на физкультурно-спортивную и педагогическую деятельность. В статье раскрываются сущность и структура профессионально-педагогической направленности как в общем, так и профессиональной направленности педагогов по физической культуре в частности.

Suetin Pavel Sergeevich,

Senior Lecturer, Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION

KEYWORDS: teacher; teaching activities; professional and pedagogical orientation; physical education.

ABSTRACT. One indicator of the high level of professional and personal development of teachers is professional-pedagogical orientation. This characteristics of personality presupposes that the teacher of physical education, as of any other subject, has interest and love for the teaching profession, understanding of the difficulties and joys of a teacher's work, the need for educational activities and the desire to master the basics of pedagogical skills. The analysis of the literature shows that there is currently no common understanding, definition and structure of teacher's pedagogical orientation. But in spite of different approaches, professional orientation of teachers is understood as an integrative quality of a person, including the emotional and value attitude to teaching, sustained interest in it, striving for continuous improvement of pedagogical skills and acquisition of new knowledge in order to enhance the pedagogical and psychological outlook in accordance with the trends in the development of modern science. Accordingly, under professional orientation of the teacher of physical education we understand complex education, the dominant component of which is focused on physical training, sports and teaching. The article reveals the essence and the structure of professional-pedagogical orientation in general and professional orientation of teachers of physical education in particular.

В с

I

• современном обществе значимость ) педагогической профессии возрастает. Сфере образования необходимы высококвалифицированные специалисты, следовательно, качеству подготовки педагогических кадров уделяется повышенное внимание, в том числе и подготовке педагогов по физической культуре. Несмотря на существующую потребность общества в подготовке специалистов по физической культуре с высоким уровнем развития профессионально-педагогической направленности, этот аспект проблемы не нашел должного отражения в педагогической и психологической науках, что снижает качество про-

фессиональной подготовки будущих специалистов [1].

Сегодня образование является одним из важнейших аспектов развития, совершенствования и благополучия человека. В частности, система образования напрямую связана с процессом социальной и профессиональной адаптации молодежи. А. К. Маркова определяет профессиональную адаптацию как приспособление человека к новым для него условиям труда [11, с. 79]. Также, по мнению А. К. Марковой, профессиональное приспособление, адаптация предполагают овладение студентами ценностными ориентациями в рамках

© Суетин П. С., 2016

данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров личности студента и его профессиональной (учебной) группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы. Профессиональная адаптация предполагает также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии [11].

В отечественной науке распространен деятельностный подход к проблеме социальной адаптации, соответственно, деятельность составляет фундамент соотношений личности и окружающей среды. Специфической особенностью деятельности как особой формы связи живого организма с окружающей средой является сознательное активное преобразование окружающего мира. Основной формой человеческой деятельности, играющей главенствующую роль в формировании и развитии социально значимых качеств человека, является труд. В процессе трудовой деятельности человек, взаимодействуя со множеством других людей и внешней средой, формирует свое отношение к миру, окружающим людям, к самому себе.

Структура деятельности включает следующие компоненты:

- мотивационный - побуждающий к деятельности;

- целевой - результаты, на достижение которых направлена деятельность;

- технологический - средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Человек в процессе повседневной практической деятельности, как правило, формулирует для себя определенные цели и задачи, а также осмысленно предполагает пути достижения поставленных целей и способы решения соответствующих задач. Осознанно сформулированные цели и мотивированная деятельность характеризуют активность человека, оказывая мощное влияние на формирование и развитие психических процессов и свойств личности. Сознание личности, помимо отражения внешнего мира, также определяет поведенческие проявления человека в соответствии с его потребностями. Этим положением обусловлено наличие благоприятных условий для формирования устойчивой направленности личности, в том числе и профессиональной.

Понятие направленности личности в отечественной науке ввел С. Л. Рубинштейн, определявший ее через установки и тенденции, потребности, интересы и мотивы. По его мнению, проблема направленности - прежде всего вопрос о динамических

тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Психологические словари определяют направленность личности как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций [3]. Принципиальных разногласий в трактовке термина «направленность» в психолого-педагогической литературе практически не встречается. При этом во всех приведенных определениях подчеркиваются такие свойства направленности личности, как избирательность и побудительная активность, то есть направленность рассматривается в качестве специфически ориентированного личностного побудителя деятельности, входящего в структуру личности. Формами проявления направленности являются потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения и мировоззрение, причем потребности являются основой направленности [2]. Все структурные компоненты направленности личности - потребности, мотивы, интересы - тесно связаны между собой.

Однако устойчивость мотивации не означает того, что она является единственной. В связи с этим возникают сложности с определением факторов, формирующих направленность личности, и критериев, позволяющих отследить динамику данного процесса. Поэтому как изучение проблем личностной направленности в общем, так и профессиональной направленности в частности ведется во множестве смежных дисциплин: общая психология, социальная психология, профессиональная педагогика, психология труда и профессий, возрастная психология, педагогическая психология, конфликтология и т. д.

Динамику направленности в самом общем виде можно представить следующим образом: на базе различных элементарных потребностей у человека появляются влечения, осознанные влечения переходят в желания. Удовлетворение влечений, желаний связано с проявлением воли и эмоциональными процессами, при этом потребность сначала проявляется как эмоциональное состояние, затем это состояние, приобретая устойчивость, обобщается, осознается, становится мотивом деятельности. Одновременно потребности становятся формой проявления направленности. Удовлетворение гностических, в том числе и профессионально-познавательных потребностей ведет к активизации познавательной деятельности [4].

Профессиональная направленность личности, рассматриваемая как проявление общей направленности личности в труде, развивается в процессе профессионализации и существенно влияет на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками. Направленность личности в профессиональной подготовке связана прежде всего с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ори-ентациях, связанных с развитием профессионализма. В психологической и педагогической литературе проблемой общей и профессиональной направленности личности занимались такие ученые, как С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, В. Н. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Н. В. Кузьмина и др.

Педагогическая деятельность рассматривается как наука и искусство, что позволяет относить ее к творческому труду. Профессионально-педагогическая направленность выступала предметом исследования многих ученых. И. Ф. Исаев, В. А. Сласте-нин, Е. Н. Шиянов указывают, что профессиональная направленность личности учителя включает интерес к педагогической профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Фундаментом педагогической направленности выступает интерес к профессии учителя, выражающийся в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями, определенными видами педагогической деятельности. Помимо этого, профессиональная педагогическая направленность невозможна без положительного эмоционального отношения и любви к детям.

Также помимо традиционных компонентов в профессиональной педагогической направленности можно выделить блок, отвечающий за творческую активность личности. Творческая направленность личности определяет продуктивный подход к деятельности и устремляет специалиста к реализации своего профессионального потенциала. Творческий компонент в структуре профессиональной направленности отвечает за стремление личности к новизне, к созданию какого-либо уникального продукта. Выделение данного компонента в структуре профессиональной направленности педагога требует уточнения. [10]

Сущность и структура профессионально-педагогической направленности характеризуется следующими определениями:

- эмоционально-ценностное отношение к педагогической профессии, предрасположенность к труду, воплощающему специфику данной профессии;

- профессионально значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей;

- рефлексивное управление развитием учащихся.

Исследования профессиональной направленности через предрасположенность личности к педагогической деятельности основываются на теории отношений [14]. Направленность представляется в виде системы активных отношений, определяющих соответственную их содержанию структуру ценностей личности и побуждающих к их утверждению.

Всесторонность профессиональной направленности как системообразующего свойства личности подтверждается и в определении Н. В. Кузьминой, в котором профессиональная направленность раскрывается через проявление интереса к профессии и склонность заниматься ею [9]. Н. В. Кузьмина рассматривает профессионально-педагогическую направленность личности как систему педагогических умений, имеющую ряд внутренних взаимосвязанных компонентов:

- гностический компонент - подразумевает умение усваивать новые знания, систематизировать их в соответствии с педагогическими целями, анализировать педагогическую ситуацию, преимущества и недостатки в деятельности учащихся и своей собственной, а также умение формулировать педагогические задачи;

- проективный компонент - включает умения в области перспективного планирования содержания и способов собственной деятельности и деятельности учащихся на длительный срок;

- конструктивный компонент - состоит из умений в области композиции учебной информации, деятельности учащихся и собственной на предстоящем занятии;

- организационный компонент - подразумевает умения, связанные с организацией собственной деятельности и деятельности учащихся в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися;

- коммуникативный компонент -включает умения выстраивать взаимоотношения с учащимися, коллегами, администрацией.

В. А. Мижериков и П. И. Пидкасистый определяют понятие профессиональной направленности личности как совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [18, с. 206].

Согласно концепции В. А. Сластенина, центральным звеном профессиональной направленности выступает иерархическая система устойчиво доминирующих мотивов личности в виде совокупности внутренних и внешних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Данная система включает следующие группы мотивов:

- мотивы понимания предназначения профессии - возникают и развиваются как форма и мера профессиональной направленности, принятия конечных целей обучения;

- мотивы профессиональной деятельности - выражают ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т. п.);

- мотивы профессионального общения - отражают стремление человека утвердиться в профессиональной среде, гордость за коллектив, солидарность в деятельности, стремление к достижению цели;

- проявления личности в профессии — выражают особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессиональной деятельностью (убежденность в собственной востребованности, в обладании творческим потенциалом, в том, что намеченный путь и есть «мое призвание»). [15, с. 60].

Указанная концепция позволяет сделать вывод о том, что на этапах формирования и развития профессиональной направленности у студентов приоритетную роль среди мотивов приобретает актуализация профессиональных интересов, выражающих позитивное отношение и эмоциональную привлекательность для личности конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональные интересы - это динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность. В процессе своего развития интерес постепенно превращается в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности [8].

И. С. Сергеев определяет педагогическую направленность как «интегральную характеристику труда учителя, в которой выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности. В узком смысле это профессионально значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типиче-

ское своеобразие. В широком смысле - система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении» [16, с. 50].

По мнению Л. М. Митиной, педагогическая направленность - интегральная характеристика труда учителя, выражающая стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности. По мнению автора, основным психологическим условием развития педагогической направленности является осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его изменения. Мотивы самосовершенствования рассматриваются Л. М. Митиной в двух направлениях:

- узкопрофессиональное совершенствование — связанное с «сиюминутными» задачами профессиональной деятельности;

- широкое совершенствование - непосредственно не связанное с конкретными задачами и направленное на общее развитие личности [13].

Также Л. М. Митина выделяет три интегральные характеристики педагогического труда учителя: направленность, компетентность и эмоциональную гибкость. Иерархическую структуру педагогической направленности учителя автор представляет следующим образом:

- направленность на ребенка (и других людей) - забота, интерес, любовь, содействие развитию личности ученика и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

- направленность на себя - потребность в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

- направленность на предметную сторону профессии учителя - содержание учебного предмета [12, с. 41].

Э. Ф. Зеер в своих трудах характеризует профессиональную направленность как ин-тегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии и придает учебно-трудовой деятельности учащегося глубоко личностный смысл, повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков. Уровень профессиональной направленности определяется характером и силой выраженности ее составляющих: системы ценностных ориентаций, психологической установки, профессиональных интересов, мотивов, отношения личности к профессии [5, с. 119].

Итак, анализ соответствующей литературы показал, что в настоящее время не су-

ществует единого понимания, определения и общепринятой структуры педагогической направленности учителя. Но, несмотря на различные подходы, профессиональная направленность будущих педагогов понимается как интегративное свойство личности, включающее эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности, устойчивый интерес к ней, стремление к постоянному самосовершенствованию педагогических способностей и приобретению новых знаний с целью расширения педагогического и психологического кругозора в соответствии с тенденциями развития современной науки.

Под профессиональной направленностью личности педагога по физической культуре понимается комплексное образование, доминирующим компонентом которого является направленность на физкультурно-спортивную и педагогическую деятельность.

Профессионально-педагогическая направленность личности специалиста по физической культуре и спорту представляет собой отношение к профессиональной деятельности учителя физической культуры и тренера, ее содержанию, наличие познавательных склонностей и интересов, наличие потребностей и желаний проникнуть в сущность педагогических явлений и процессов, понимание целей и задач профессиональной деятельности, наличие педагогической

установки и профессионально-ценностных педагогических ориентаций [1].

Необходимо также отметить, что если, к примеру, успешный спортсмен займется тренерской деятельностью, то он совершенно не обязательно станет выдающимся тренером. Так как у спортсмена свои основы высочайшего профессионализма (трудоспособность, одаренность, эмоционально-волевая устойчивость, дисциплинированность и т. д.), а у тренера - свои (эффективное планирование и осуществление учебно-тренировочного процесса подопечных, направленного на максимальное развитие соответствующих физических и психологических качеств, совершенствование технико-тактических элементов и т. д.). Профессия педагога по физической культуре также имеет свою специфику. В частности, организация учебно-воспитательного процесса, содействующего гармоничному развитию личности учеников и предполагающего всестороннее развитие физических качеств, оздоровление и закаливание, формирование жизненно важных двигательных навыков, пропаганду ЗОЖ и т. д. Следовательно, не каждый хороший тренер по отдельному виду спорта гарантированно успешно сможет работать преподавателем физической культуры в учебном заведении. И, соответственно, не всегда хороший преподаватель физической культуры сможет успешно работать тренером по отдельному виду спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегидова С. Н., Иоакимиди Ю. А., Сельмидис Л. Ф. Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту: Детерминанты, процесс, условия. Майкоп : АГУ, 2007.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Ин-т практ. психологии, 1995.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

4. Жернов В. И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования : дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 1999.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2003.

6. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М. : Академия, 2002.

7. Климов Е. А. Психология профессионала : избр. психол. тр. М. : Академия, 2004.

8. Кривощекова М. С. Дизайн внеучебных проектов студентов как условие развития профессиональной направленности будущих педагогов : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008.

9. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя. Л. : Знание, 1985.

10. Кунц Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности // Сибирский педагогический журнал. 2013. №4. С. 137-140.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

12. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта : Моск. психол.-социал. ин-т, 1998.

13. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 2002.

14. Мясищев В. Н. Психология отношений : избр. психол. тр. М. : Моск. психол.- социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2003.

15. Педагогика высшего профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2004.

16. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие. СПб. : Питер, 2004.

17. Сластенин В. А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. № 3. С. 52-58.

18. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Сфера, 2004.

REFERENCES

1. Begidova S. N., Ioakimidi Yu. A., Sel'midis L. F. Pedagogicheskaya ustanovka v professional'noy podgotovke spetsialista po fizicheskoy kul'ture i sportu: Determinanty, protsess, usloviya. Maykop : AGU, 2007.

2. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti. M. : In-t prakt. psikhologii, 1995.

3. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / pod red. B. G. Meshcheryakova, V. P. Zinchenko. SPb. : Praym-EVROZNAK, 2006.

4. Zhernov V. I. Professional'no-pedagogicheskaya napravlennost' lichnosti studenta: teoriya i praktika ee formirovaniya : dis. ... d-ra ped. nauk. Magnitogorsk, 1999.

5. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya. M. : Mosk. psikhol.-sotsial. in-t, 2003.

6. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya. M. : Akademiya, 2002.

7. Klimov E. A. Psikhologiya professionala : izbr. psikhol. tr. M. : Akademiya, 2004.

8. Krivoshchekova M. S. Dizayn vneuchebnykh proektov studentov kak uslovie razvitiya professional'noy napravlennosti budushchikh pedagogov : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2008.

9. Kuz'mina N. V. Sposobnosti, odarennost' i talant uchitelya. L. : Znanie, 1985.

10. Kunts L. I. Professional'naya napravlennost' i napravlennost' lichnosti // Sibirskiy pedago-gicheskiy zhurnal. 2013. №4. S. 137-140.

11. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. M., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Mitina L. M. Psikhologiya professional'nogo razvitiya uchitelya. M. : Flinta : Mosk. psikhol.-sotsial. in-t, 1998.

13. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoy lichnosti. M. : Mosk. psikhol.-sotsial. in-t ; Voronezh : MODEK, 2002.

14. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnosheniy : izbr. psikhol. tr. M. : Mosk. psikhol.-sotsial. in-t ; Voronezh : MODEK, 2003.

15. Pedagogika vysshego professional'nogo obrazovaniya / pod red. V. A. Slastenina. M. : Akademiya, 2004.

16. Sergeev I. S. Osnovy pedagogicheskoy deyatel'nosti: ucheb. posobie. SPb. : Piter, 2004.

17. Slastenin V. A., Shutenko A. I. Professional'noe samosoznanie uchitelya // Magister. 1995. № 3. S. 52-58.

18. Slovar'-spravochnik po pedagogike / avt.-sost. V. A. Mizherikov ; pod red. P. I. Pidkasistogo. M. : Sfera, 2004.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент А. Е. Терентьев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.