Научная статья на тему 'Характеристика основных составляющих психологопедагогической направленности личности студента'

Характеристика основных составляющих психологопедагогической направленности личности студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PSYCHO-PEDAGOGICAL ORIENTATION / СТУДЕНТ / STUDENT / МОТИВЫ / MOTIVATION / ИНТЕРЕС / INTEREST / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крайник В. Л., Мандаева А. Е.

В статье представлена краткая характеристика основных компонентов психолого-педагогической направленности личности студента, таких, как личные и профессиональные цели, мотивы, потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации, межличностные отношения. Личность педагога, его ценностные ориентации, смыслы, идеалы характеризуются психолого-педагогической направленностью и определяют сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства для достижения целей и решения задач. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создаёт устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE MAIN COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION OF A STUDENT

The article presents a brief description of the main components of psychological and pedagogical orientation of the individual student, such as personal and professional aims, motives, needs, interests, values and value orientations, interpersonal relationships. The teacher’s personality, i.e. its values, meanings, ideals, are characterized by psychological and pedagogical orientation and define the basics of the pedagogical activity and communication: what a teacher works for, what goals and objectives he sets, what ways and means of achieving aims and solving problems he chooses. The orientation of the individual determines the system of basic relations of man to the world and to itself, a unity of meaning of his behavior and activities creates stability of personality, allowing to resist unwanted influences from the outside or from within, is the basis of self-development and professionalism, a point of reference for the moral evaluation of the aims and means of behavior.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных составляющих психологопедагогической направленности личности студента»

УДК 372.21

Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and

Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Mandaeva A.E., teacher, Department of Pedagogics, postgraduate, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar,

Kazakhstan), E-mail: [email protected]

CHARACTERISTICS OF THE MAIN COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION OF A STUDENT. The article presents a brief description of the main components of psychological and pedagogical orientation of the individual student, such as personal and professional aims, motives, needs, interests, values and value orientations, interpersonal relationships. The teacher's personality, i.e. its values, meanings, ideals, are characterized by psychological and pedagogical orientation and define the basics of the pedagogical activity and communication: what a teacher works for, what goals and objectives he sets, what ways and means of achieving aims and solving problems he chooses. The orientation of the individual determines the system of basic relations of man to the world and to itself, a unity of meaning of his behavior and activities creates stability of personality, allowing to resist unwanted influences from the outside or from within, is the basis of self-development and professionalism, a point of reference for the moral evaluation of the aims and means of behavior.

Key words: psycho-pedagogical orientation, student, motivation, interest, interpersonal relations.

В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта,

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

А.Е. Мандаева, преп. каф. педагогики, аспирант, Павлодарский государственный педагогический университет,

E-mail: [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В статье представлена краткая характеристика основных компонентов психолого-педагогической направленности личности студента, таких, как личные и профессиональные цели, мотивы, потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации, межличностные отношения. Личность педагога, его ценностные ориентации, смыслы, идеалы характеризуются психолого-педагогической направленностью и определяют сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства для достижения целей и решения задач. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создаЁт устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

Ключевые слова: психолого-педагогическая направленность, студент, мотивы, интерес, межличностные отношения.

Особая роль в содержании подготовки будущих педагогов в высшем учебном заведении отводится формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя, которая на протяжении всей его дальнейшей профессиональной жизни и в отдельных педагогических ситуациях будет определять его восприятие мира, весь облик.

В зарубежных исследованиях подходы к пониманию природы и структуры психолого-педагогической направленности преимущественно сгруппированы по трем направлениям: поведенческое, когнитивное, гуманистическое. В отечественной науке в определении сущности и структуры психолого-педагогической направленности также можно выделить на три направления:

- эмоционально-ценностное отношение к педагогической профессии, склонность к деятельности, определяющей специфику профессии;

- профессиональные и значимые качества личности учителя и педагогические способности;

- рефлексивное управление учащимися.

В рамках первого направления изучение психолого-педагогической направленности сгруппировано в основном вокруг теории отношений Б.И. Додонова [1]. Второе направление, представленное трудами Н.Д. Левитова, определяет психолого-педагогическую направленность как качество личности (психическое состояние учителя), которое занимает важное место в структуре характера личности и выступает одной из форм его проявления [2]. Сторонник третьего направления Н.В. Кузьмина сущность психолого-педагогической направленности понимает как интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудности в работе, потребность в самосовершенствовании, стремление к овладению основами педагогического мастерства [3].

Психолого-педагогическая направленность в различных научных контекстах рассмотрена Л.М. Митиной [4]. В более узком смысле психолого-педагогическая направленность будущего педагога определяется как профессионально значимое качество, занимающее центральное место в структуре личности учителя и составляющее его индивидуальность. В более широком смысле её понимают как систему ценностей и эмоциональных отноше-

ний, которая обеспечивает иерархический взгляд на доминирующую личность учителя, побуждающий его к совершенствованию преподавания и общения. По словам Л.М. Митиной, иерархическая структура психолого-педагогической направленности будущих педагогов может быть представлена следующим образом:

- фокус на ребёнке и других людях;

- сосредоточение на себе, из-за потребности к саморазвитию и самореализации в педагогической работе;

- сосредоточение на основной стороне профессии: содержании предмета и педагогическом процессе.

Более подробную структуру психолого-педагогической направленности описывает Н.В. Кузьмина [3]:

- любовь к детям, к профессии, к творчеству;

- осознание трудностей и проблем в работе учителя;

- спрос на педагогическую деятельность;

- осознание собственных возможностей и способностей как соответствующих требованиям профессии;

- потребность в постоянном самосовершенствовании и стремление освоить базовое мастерство уже в средней школе.

Ещё более тонкую градацию составляющих психолого-педагогической направленности можно встретить в трудах Г.А. Томи-ловой [5]:

- наличие педагогической склонности;

- валидность, осознанность педагогической деятельности;

- готовность к преподавательской деятельности;

- валентность как степень сплоченности педагогической направленности с упором на искусство, литературу;

- удовлетворенность профессией учителя;

- гражданская позиция;

- целеустремленность;

- потребность в педагогической деятельности;

- производительность труда.

Таким образом, анализ основных подходов к описанию структуры психолого-педагогической направленности свидетельствует о том, что, не смотря на различия в авторских акцентах, в качестве основных компонентов называются: мотивы, цели, интересы и потребности личности, отношение к себе и к реальности.

Первое описание понятию «направленность» дал немецкий ученый В. Штерн, который определил этот термин как относящийся к психологии и рассматривал его как «склонность к какой-либо деятельности» [6], применительно к контексту данной статьи - к педагогической. Позднее, в отечественной науке к проблеме психолого-педагогической направленности личности обращались такие именитые учёные как С.Л. Рубинштейн,

A.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Д Левитов, А.Г. Ковалёв,

B.С. Мерлин, М.И. Неймарк и др. При этом характеристика этому понятию давалась различная. Так, С.Л. Рубинштейн определил психолого-педагогическую направленность как «динамическую тенденцию», А.А. Леонтьев - как «основу формирования мотивации», А.С. Прангишвили - как «динамическую организацию сущностных сил человека».

Как отечественные, так и зарубежные психологи особенно подчеркивают то, что в центре внимания должна быть индивидуальность, именно она является ведущим структурным элементом личности, определяющим её цели, характер деятельности и ориентацию на ценности.

Например, Б.Г. Ананьев отмечает то, что психолого-педагогическая направленность - одно из важных свойств личности, это общий результат деятельности и её потенциал [7]. А.Т. Куракин и Л.И. Новикова считают, что психолого-педагогическая направленность - есть ведущая составляющая в структуре личности, её общее начало, которое включает все сферы человеческого разума - от потребностей до идеалов [8]. Той же точки зрения придерживался В.С. Мерлин, утверждающий, что «наиболее существенным и основным в описании личности является её направленность, от неё зависит жизненная цель и вся активная творческая деятельность, развитие способностей человека, социально-нравственных ценностей, что, в свою очередь, влияет на мировоззрение» [9, с. 46].

В структуре личности, как предполагает В.Н. Мясищев, преобладают отношения, характеризующие её направленность. Соответствие человека его реакциям, которые выражают отношение к реальности, позволяют говорить о структуре отношений. В исследованиях В.Н. Мясищева предпринимались попытки раскрытия компонентов личностной направленности через рассмотрение отношения людей к реальности. В связи с этим он выделил отношение человека к людям, к себе и к субъектам внешнего мира. Отношение к людям, согласно мнению ученого, является основной категорией [10].

Психолого-педагогическая направленность выступает как движущая сила личности будущего педагога к системе, основанной на определённом уровне личных целей, мотивов, интересов и потребностей. Это подтверждают слова А.И. Щербакова: «Сознание человека не только отражает внешний мир, но и определяет поведение человека в соответствии со своими потребностями и интересами, целями и идеалами, устремлениями и желаниями, которые создают благоприятные условия для формирования стабильного и эффективного направления в поведении личности» [11, с. 7 - 8].

А.Г. Ковалёв характеризует психолого-педагогическую направленность как одну из сложных структур, формирующихся в ходе и в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. Истинная направленность личности должна включать в себя осознание жизненной важности профессии педагога, влечение к ней из-за её особой эмоциональной привлекательности. Личный интерес и склонность к работе, связанной с высоким уровнем чувства профессионального долга - наиболее благоприятное сочетание компонентов направленности [12].

Таким образом, содержание психолого-педагогической направленности заключается, прежде всего, в социально обусловленных отношениях будущего педагога к действительности, той сложной структуры потребностей, мотивов, интересов, целей, взглядов, идеалов, убеждений, которая отображает отношение к объективной реальности и служит в качестве психологической основы для выражения индивидуальных особенностей. Отсюда следует, что личностная психолого-педагогическая направленность объясняет функцию ценностной ориентации, благодаря которой она становится устойчивым мотивом поведения, организации деятельности будущего педагога.

Одной из важнейших характеристик психолого-педагогической направленности личности студента педагогического вуза является её структура, состав, иерархия компонентов и их взаимосвязь. Направленность как составное иерархическое личностное явление было описано П.М. Якобсоном. По его словам, это есть «особые тенденции в поведении и действиях человека,

его социальный облик в отношении к другим, к себе, к своему будущему. Структура ориентации человека отражается в особенностях целей, которые человек ставит в наиболее устойчивых интересах отдельных лиц, своих интересах и значимых явлений социальной и собственной жизни» [13, с. 185 - 186].

Как справедливо заметил К.К. Платонов, когда мы даём описание субъективных предпосылок к формированию психолого-педагогической направленности, важно указать на ту сторону личности, которая описана в категориях целей, интересов, потребностей, мотивов и ценностных ориентаций [14]. Именно эти компоненты являются ведущими структурными компонентами психолого-педагогической направленности личности будущего педагога.

Таким образом, основываясь на принципах системного подхода, учёные выделяют следующие составляющие психолого-педагогической направленности: личные и профессиональные цели, мотивы, потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации, межличностные отношения. Остановимся на характеристике вышеперечисленных компонентов.

Понятие «цель» отражает идеальную модель жизни будущего педагога. Цель является одним из элементов деятельности человека. Этот структурный компонент психолого-педагогической направленности характеризует ожидание результатов педагогической деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель состоит в том, чтобы интегрировать различные человеческие действия последовательно, в определённой системе. Цель подразделяется на личную и профессиональную. Профессиональная цель оказывает влияние на все формы жизненного самовыражения будущего учителя. Студент - будущий педагог - должен в течение всего периода обучаться разнообразным действиям, реализующим разные цели. Но профессиональная цель, в том числе педагогическая, раскрывает лишь одну сторону фокуса, отражающего этот вид деятельности. А личностная цель - это жизненно важная цель, выступающая в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными видами деятельности. Личностную цель можно охарактеризовать как цель, выражающую фундаментальные интересы, подчиняющие себе совокупность всех других целей и действий. Иначе говоря, наличие цели важно не только для организации педагогической деятельности, но и для психолого-педагогической направленности личности в целом.

Следующим структурным компонентом психолого-педагогической направленности личности являются мотивы. Мотивы имеют двойное предназначение: стимулировать и направлять деятельность будущего педагога, а также придавать личностный смысл, делать его значимым, способствовать удовлетворению своих потребностей и интересов, ценностей и устремлений.

В. Мерлин и Г. Щукина важным в рассматриваемой направленности личности считали именно доминирование мотивов и их отношение к реальности. Ту же точку зрения разделяла Л.И. Бо-жович, определившая систему последовательно доминирующих мотивов как существенный элемент рассматриваемой в настоящей работе структуры [15].

Структура психолого-педагогической направленности личности студента педагогического вуза включает три группы мотивов: гуманистические, личные, деловые. Гуманистические - это мотивы общения, они начинают формироваться ещё в дошкольном возрасте. Личная группа мотивов не характерна для определённого возраста, она формируется вследствие коррекции ошибок, так как это мотивы совершенствования. Основной механизм формирования деловых мотивов реализуется в процессе получения образования, направленного на развитие познавательных и творческих способностей, которые во многом зависят от изменений отношения к учению, к мотивации учения.

В настоящее время обязательным требованием к организации и качеству образования становится необходимость привития студенту интереса к накоплению знаний, формирование положительного отношения к выбранной профессии. Характер мотивов у студентов зависит от многих факторов: от представлений о будущей профессиональной деятельности, от осознания себя субъектом профессиональной деятельности, от личностно-ориентированного подхода обучения. В современных условиях особую ценность для будущих педагогов представляют знания, профессиональные компетенции, которые можно применить на практике в реальных условиях. Назрела необходимость использования подходов, которые бы способствовали формированию внутренней мотивации будущего профессионала. Деятельност-ный и личностно-ориентированный подходы позволяют студенту

не просто осваивать знания, но и проявлять себя в самостоятельной деятельности на аудиторных занятиях и практике. Участие в учебных событиях в условиях школьно-университетского сетевого взаимодействия позволяет студенту осваивать трудовые действия, определяемые профессиональным стандартом педагога. Вуз в сетевом взаимодействии со школой создают единое образовательное пространство (вуз - учебная лаборатория, аудитория; вуз - школа), интегрирующее теоретические знания и практические умения студента. Это также позволяет сформировать у него осознанное отношение к выполняемым трудовым действиям.

Главным звеном любых мотивов, в том числе профессиональных, является побуждение - поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности. Мотив - это не только внутренний процесс, его объективная основа лежит во внешнем мире, потому что реальные и идеальные объекты во внешнем мире имеют особое значение для человеческого, личного значения, они побуждают его к действию. Л.И. Божович, в свою очередь, утверждала, что мотивация - психологическая форма деятельности человека, выражающая потребности [15].

Потребности являются ключевым компонентом, без которого остаётся непонятной цель и деятельность индивида. Потребности выступают как иерархия мотивов, устойчивое доминирование одних мотивов над другими.

Потребность, как понятие, используется в науке в нескольких смыслах:

- в философии - как отражение противоречий, существующих в объективной реальности;

- в социологии и социальной психологии - как отношение между субъектом и объектом, человеком и внешним миром;

- в психологии - как отражение индивидуальности своей деятельности для удовлетворения;

- в педагогике - как соответствие требованиям социальных ролей, гражданской и профессиональной позиции.

Мы рассматриваем потребности как особое психическое состояние личности, которое будущий педагог чувствует или осознаёт как «напряжение», «недовольство», «дискомфорт», то есть несоответствие между внутренними и внешними условиями. При таком подходе деятельность студента будет направлена на преодоление этого разрыва.

Будущим педагогам присущи естественные (биогенные) и социальные (социологические), моральные, эстетические и коммуникационные потребности. В совокупности они определяют личные и профессиональные цели, мотивы и интересы будущих педагогов.

Интерес представляет позитивное отношение студента к оценочной деятельности. В психологии интерес рассматривается как специфический элемент когнитивной направленности отдельных объектов и явлений. Для будущих педагогов важен познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс обучения. Её избирательный характер выражен в конкретной области знаний, в глубины которой студент стремится проникнуть, чтобы изучить и освоить её ценности. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать деятельность.

В педагогической науке проблема познавательных интересов студентов к обучению является одной из центральных. Её разработка направлена на совершенствование учебного процесса, обогащение практики преподавания, опыта целенаправленного использования объективной и субъективной ценности преподавания и обучения.

Психолого-педагогические аспекты формирования и развития познавательных интересов рассматривались в трудах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, И.П. Под-ласого и др. В своих исследованиях они подчеркивали то, что, в первую очередь, интересы индивида зависят от его силы и глубины, что интерес представляет собой активную избирательно-ориентированную направленность личности к содержанию деятельности как средству удовлетворения потребностей в самовыражении, самосовершенствовании.

Особое внимание следует обратить на взгляды С.П. Кряг-жде, который считал, что интерес является одной из главных составляющих психолого-педагогической направленности будущего педагога, определяющих психическую активность в отношении конкретных объектов. Интерес, по мнению исследователя, является частью группы личностных качеств, основной определяющей особенностью которой выступает вызов функции, которую

выполняет человек на основе осознания личных ценностей и ценностных ориентаций [16].

Таким образом, следующий компонент психолого-педагогической направленности личности - это ценности.

Человеческие ценности в контексте исследования проблемы формирования психолого-педагогической направленности личности изучены в трудах философов, психологов и педагогов (В.П. Тугаринов, Б. Битинас, В. Франкл и др.), которые изучали содержание, структуру и типы ценностей, их значение в контексте самоопределения, обосновали необходимость смещения акцента с научной деятельности к моральному, духовному и культурному самоопределению. В социологии проблему ценностей рассматривали М. Вебер, М. Шелер, Н. Шуст и др. Научные основы психолого-педагогического аспекта теории ценностей была разработана Б.Г. Ананьевым, Д.А. Леонтьевым, В.Н. Мяси-щевым, Д.Н. Узнадзе.

Однако в зарубежных и отечественных философских и психолого-педагогических исследованиях нет однозначного понимания этого явления. Так, К. Клакхон понимает ценности как идеи, явные или неявные, свойственные индивиду, группе, что, в свою очередь, влияет на выбор целей деятельности. Э. Фромм считал, что ценности необходимы для руководства действиями и чувствами.

На современном этапе развития общественных отношений приобретает особую актуальность вопрос о том, как социальные ценности превращаются в личные, а социальные изменения в обществе влияют на изменения в системе ценностей индивидуума. Ценности неразрывно связаны с его ценностными ориента-циями, являющимися неотъемлемой частью структуры психолого-педагогической направленности личности. Под ценностными ориентациями, вслед за Б.С. Кругловым, мы понимаем «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют её поведение» [17, с. 81]. Разделяя данный подход, З.И. Файнбург уточняет, что ценностные ориентации -это сложная структура, которая включает уровни и формы взаимодействия общественного и частного в отдельных, конкретных формах внешнего мира, включая его прошлое, настоящее и будущее [18]. Поэтому основой ценностных ориентаций будущего педагога являются социальные ценности, которые формируются в процессе деятельности и общения. Затем они преобразуются в личные отношения, и после ряда изменений в межличностные отношения.

Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Такие отношения детерминированы субъективной потребностью в общении и её удовлетворением, могут быть включены в официальную организацию, но не всегда. Межличностные отношения не существуют в контексте той или иной организации, но регулируются они, в отличие от официальных взаимоотношений, в большей мере личными особенностями взаимодействующих людей. Взаимосвязь здесь непосредственная или опосредованная и всегда сопровождается состоянием удовлетворённости или неудовлетворённости субъектов друг другом.

Межличностные отношения мы рассматриваем как установку людей друг на друга. «Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием - положительным, индифферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовы-ваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности» [17, с. 72].

Таким образом, подводя итог изложенному, мы пришли к выводу о том, что структура психолого-педагогической направленности личности как психолого-педагогический феномен, включает в себя следующие взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты: личные и профессиональные цели, мотивы, потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации, а также межличностные отношения. Их объективное существование, соотношение и взаимодействие играют определяющую роль для характера выполняемой деятельности, что необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.