Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018
МО 1 mi Г 2Q-/I2
Особенности профессионально-педагогическом направленности студентов-первокурсников
В данной работе рассматривается проблема профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников. Представлен теоретический анализ понятий «профессиональная направленность», «профессионально-педагогическая направленность», а также результаты исследования, задачей которого явилось изучение особенностей профессионально-педагогической направленности студентов первого курса психолого-педагогического факультета (профили «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Психология образования») и факультета педагогического образования (профили «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «История», «Математика» и «Физика», «Русский язык» и «Литература») Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. Были рассмотрены и изучены следующие компоненты профессионально-педагогической направленности первокурсников: мотивы выбора профессии, отношение к педагогической деятельности, удовлетворенность выбором профессии, уровень профессиональной направленности, типы педагогической направленности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о положительном отношении студентов-первокурсников к профессии, о достаточно высоком уровне их мотивированности и направленности на педагогическую деятельность, о желании работать в системе образования и совершенствоваться в профессии, не смотря на все сложности труда учителя.
Ключевые слова: направленность, профессиональная направленность, профессионально-педагогическая направленность студентов, мотивы выбора профессии, типы педагогической направленности
Features of professional-pedagogical orientation of first-year students
In this paper we consider the problem of professional-pedagogical orientation of students. Presents a theoretical analysis of the concepts of "professional orientation", "professional-pedagogical orientation", as well as the results of a study whose objective was to study features of professional-pedagogical orientation of students of psycho-pedagogical faculty (profile "Primary education" "Primary education", "Psychology of education") and the faculty of pedagogical education (profile "Foreign language", "Safety", "History", "Mathematics" and "Physics", "Russian language" and "Literature") at Orsk Institute of Humanities and Technology (Branch) OSU. Were considered and studied the following components of professional and pedagogical orientation of first-year students: motives of choice of profession, attitude to teaching, satisfaction with choice of profession, level of professional orientation, pedagogical orientation types. The results of the study indicate the positive attitude of students to the profession, the higher their level of motivation and focus on teaching activities, the desire to work in the education system and to progress in the profession, despite all the complexity of teachers ' work. It is important to undertake systematic work on the formation of professional-pedagogical orientation of students.
Keywords: orientation, professional orientation, professionally-pedagogical orientation of students, motives of choice of profession, the types of pedagogical orientation
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 39-43.
0. A . ANDRiENKO
настоящее время проблема выбора молодыми людьми педагогической профессии является достаточно острой, это связано с тем, что среди юношей и девушек она теряет свою привлекательность. Статистика показывает, что система образования нуждается в притоке молодых кадров. Например, в Оренбургской области в реализации ФГОС СОО с 1 сентября 2017 года задействовано 1300 учителей, из них 42% имеют стаж работы свыше 25 лет, до 10 лет - 18%. [7]. Поэтому важно формировать у студентов направленность на педагогическую профессию. Данный вопрос занимает особое место в подготовке будущих педагогов, поскольку она является той основой, на которой базируется общая профессиональная культура высококвалифицированного специалиста.
Понятие направленности личности было введено в научный обиход С.Л. Рубинштейном. В литературе выделяются различные ее виды: личностная, коллективистская, деловая; гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная.
Особое место занимает профессиональная направленность личности, относящаяся к классу мотивационных явлений, организующих и управляющих деятельностью человека и отражающая сферу только тех потребностей и интересов личности, которые связаны с профессиональной деятельностью [10].
Профессиональная направленность - это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях [11].
Дубовицкая Т.Д. определяет профессиональную направленность как совокупность мотива-ционных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Автор характеризует профессиональную направленность ее предметом - предпочитаемой профессией, мотивами профессиональной деятельности; уровнем направленности, проявляющейся в выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; уровнем удовлетворенности человека своей профессией [3].
Кузьмина Н.К. под профессиональной направленностью понимает, прежде всего, «интерес и склонность к профессии» и считает ее «свойством, интегрирующим цели, побудительные мотивы и эмоциональное отношение к деятельности» [4].
Н.К. Степаненков рассматривает профессиональную направленность как одно из ведущих интегральных качеств личности, как избирательное, ярко выраженное и обоснованное отноше-
ние учащихся к выбору и получению профессии в соответствии с их призванием и идеалами. В структуру профессиональной направленности автор включает профессиональные намерения (планы); профессиональные интересы и склонности (пригодность личности); мотивы (аргументы) выбора сферы труда и профессии [2].
Таким образом, под профессиональной направленностью понимается совокупность профессиональных интересов, потребностей, склонностей личности, влияющих на выбор профессии, намерение работать по ней, а также степень удовлетворенности ею.
В рамках проводимого исследования интерес представляет профессионально-педагогической направленность личности. Она рассматривается в работах И.А. Зимней [4], А.К. Марковой [6], Л.М. Митиной [8], В.А. Сластенина [13], В.А. Кру-тецкого и др.
И.А. Зимняя под профессиональной направленностью учителя понимает интерес педагога к учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей [4].
По мнению Н.В. Кузьминой педагогическая направленность - это система педагогических умений, имеющих гностический, проективный, конструктивный, организационный и коммуникативный компоненты [14].
В.А. Крутецкий в структуре общих педагогических способностей выделяет дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные способности, педагогическое воображение, способность к распределению внимания. Основным стержнем педагогических способностей учителя, по его мнению, является расположенность к детям [1].
В.А. Сластенин в профессионально-педагогическую направленность включает интерес и любовь к ребенку как потребность в педагогической деятельности; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность; педагогический такт; организаторские способности; требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, профессиональную работоспособность [13].
По мнению Л.М. Митиной профессионально-педагогическая направленность является интегральным динамическим свойством личности, выражающим доминирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к педагогической профессии, которые предопределяют подготовку к предстоящей деятельности и успешность ее осуществления [8].
Можно заключить, что профессионально-педагогическая направленность личности предполагает достаточно осознанную и эмоционально выраженную ориентацию на педагогическую деятельность. Она реализуется в овладении про-
фессиональными знаниями, развитии профессиональных способностей и качеств личности.
Проблема изучения особенностей профессиональной и профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников имеет актуальную теоретическую и практическую значимость. Данным вопросам посвящены работы О.В. Дроздовой [2], Т.Д. Дубовицкой [3], Е.А. Колесниковой [5], Л.И. Кунц [14], Н.Л. Москвиче-вой [9], Н.Б. Нестеровой [10], Хоанг Чунг Хок [15], О.Л. Шабалиной [16] и др.
Задачей нашего исследования явилось изучение особенностей профессионально-педагогической направленности студентов первого курса. Были выделены и рассмотрены следующие ее параметры: мотивы выбора профессии, отношение к педагогической деятельности, удовлетворенность выбором профессии, уровень профессиональной направленности, типы педагогической направленности.
Для определения профессиональной направленности студента, а также ее уровня, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней, нами использовались следующие методики: «Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов» (автор Т.Д. Дубовицкая) [3], «Оценка профессиональной направленности учителя» (автор Е.И. Рогов) [12], анкетирование.
В исследовании приняли участие студенты I курса психолого-педагогического факультета (профили «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Психология образования») и факультета педагогического образования (профили «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «История», «Математика» и «Физика», «Русский язык» и «Литература») Ор-ского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. Выборка составила 100 человек в возрасте от 17 до 22 лет.
В результате проведения анкетирования было выявлено следующее: 72% студентов первого курса сделали выбор профессии достаточно осознанно и осуществили бы его заново, если бы представилась такая возможность. Опрос юношей и девушек показал, что основными мотивами выбора профессии явились:
1. Любовь к детям (27%).
2. Желание работать, заниматься с детьми (23%).
3. Желание быть похожим на своего учителя (17%). Данный мотив особенно выражен в группах, обучающихся по профилям подготовки «Русский язык» и «Литература», «История».
4. Интерес (12%), часто отмечается в ответах студентов-психологов. Возможно, это связано с тем, что психология - интересная наука, привлекающая людей; также здесь может быть заложено стремление решить свои личные проблемы.
5. Не поступление в желаемый вуз (5%), мате-
риальные трудности семьи (5%).
6. Случайный выбор (4%), воля родителей (4%).
5. Получение высшего образования, ради диплома (3%).
Можно сказать, что у 67% студентов достаточно высокий уровень мотивации на педагогическую деятельность.
57% опрошенных считают свое желание получить профессию и в будущем работать по ней достаточно стойким и обоснованным. Мы выявили, что некоторые студенты хотят преподавать только в старших классах, работа в среднем звене школы их не привлекает и вызывает страх.
19% первокурсников отметили, что их увлечения и занятия в свободное время связаны с детьми. Например, часть студентов работает аниматорами в развлекательных центрах, на праздниках, вожатыми в детских оздоровительных лагерях отдыха и т.д. 34% студентов по собственной инициативе читают дополнительную литературу, имеющую отношение к педагогической деятельности.
68% испытуемых планируют после окончания учебы совершенствоваться и повышать свою квалификацию, причем часть студентов намерена поступать в магистратуру (24%) и аспирантуру (1%).
20% юношей и девушек видят мало хорошего для себя в своей будущей профессиональной деятельности. У студентов присутствует понимание того, насколько сложна работа педагога, как много она требует времени, сил, отдачи, ответственности и при этом имеет не высокий уровень оплаты.
17% первокурсников ответили, что постараются предпринять все необходимые меры, чтобы не работать педагогом, а 56% - будут стремиться найти работу по специальности.
58% первокурсников изъявили желание в настоящее время найти работу, связанную с детьми.
64% студентов ответили, что хотели бы более глубоко познакомиться с работой педагога в различных образовательных учреждениях, заметим, что данное стремление особенно выражено у студентов-психологов.
44% респондентов отметили, что работа с детьми позволит им в будущем в полной мере проявить себя и свои способности.
Анализируя результаты диагностики по методике Т.Д. Дубовицкой, мы пришли к выводу: у 48% первокурсников выявлен высокий уровень профессиональной направленности, что свидетельствует о стремлении студентов к овладению избранной профессией, желании в будущем работать и дальше совершенствоваться в ней. У 17% юношей и девушек низкий уровень профессиональной направленности, характеризующийся вынужденностью учиться на данном факультете, отсутствием интереса к получаемой
профессии и нежеланием работать по ней, данные студенты не видят ничего хорошего для себя в педагогической деятельности.
В результате проведения методики Е.И. Рогова на определение профессиональной направленности педагога было выявлено, что у 17% первокурсников отмечен высокий уровень направленности на общение, т.е. они относятся к типу «Учитель-коммуникатор», которому свойственны экстравертированность, общительность, эмоциональность и пластичность поведения, низкая конфликтность, доброжелательность, способностью к эмпатии, любовью к детям.
У 12% юношей и девушек высокий уровень по направленности на организаторскую деятельность, что соответствует типу «Учитель-организатор», характеризующийся как требовательный, организованный, волевой, энергичный педагог, основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.
У 16% первокурсников высокие показатели по направленности на просветительство и высокий интеллект, т.е. они относятся к типу «Учитель-интеллигент», для которого свойственны высокая общая культура, безусловная нравственность, принципиальность.
У 14% студентов выявлена направленность на преподаваемый предмет, что соответствует типу «Учитель-предметник», для которого характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству, рационализм, интерес к научной деятельности.
По результатам данной методики у студентов были определены следующие доминирующие типы педагогической направленности: «Учитель-коммуникатор» (среднее значение по группе -6,3 балла) и «Учитель-интеллигент» (6,1 балла), т.е. важнейшими факторами выбора педагоги-
ческой профессии являются желание общаться с детьми и потребность в саморазвитии.
Близки к данным значениям показатели по типу «Учитель-предметник» (5,3 балла), самые низкие показатели получены по типу «Учитель-организатор» (3,9 баллов), т.е. студентов не привлекает деятельность педагога, связанная с внеклассной работой, это является для них наименее привлекательным фактором в педагогической профессии.
Также было определено, что всего у 23% первокурсников выражена мононаправленность - направленность на один тип. У 36% представлена полинаправленность, т.е. выраженность нескольких типов. Преобладающим среди типов полинаправленности является «Учитель-коммуникатор» - «Учитель-предметник» - «Учитель-интеллигент».
Таким образом, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о достаточно высоком уровне мотивированности и направленности на педагогическую профессию студентов первого курса обучения. Первые места в иерархии мотивов выбора профессии связаны с доминирующими типами направленности «Коммуникатор» и «Интеллигент».
Можно сказать, что студенты, обучающиеся по психолого-педагогическим профилям подготовки, положительно относятся к профессии педагога, у них выявлена направленность на работу с детьми, достаточно большая часть студентов планирует работать в системе образования, не смотря на все сложности труда учителя. Но известно, что существует динамика изменений по отношению к профессии в процессе обучения, поэтому важно проводить систематическую работу по формированию профессионально-педагогической направленности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М: Владос-Пресс, 2002. 208 с.
2. Дроздова О.В. Характеристика и содержание понятия «профессиональная направленность на педагогическую деятельность» // Научные стремления. 2015. №2. С.35-43.
3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. №2. С.82-86.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 384 с.
5. Колесникова Е.А. Проблема формирования профессионально-педагогической направленности студентов будущих учителей // Вестник ЮуРГУ. 2007. №2. С. 7-10
6. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
7. Материалы для выступления на семинаре-совещании по вопросам реализации ФГОС СОО 29.03.2017 [сайт] URL: http:// minobr.orb.ru (дата обращения 24.01.18).
8. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.
9. Москвичева Н.Л. Динамика образа профессии и мотивации учебной деятельности у студентов начальных курсов // Вестник СПбГУ. Серия12. 2010. Выпуск 4. С.38-43.
10. Нестерова Н.Б. Профессиональная направленность студентов технического вуза [Электронный ресурс ] // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 1. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ file/article/11075.pdf (дата обращения 23.01.2018).
11. Нурмухаметова Л.Б., Салаватова Г.Р., Бильданова В.Р. Профессиональная направленность студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 94-95. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5007 (дата обращения: 23.01.2018).
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М.: Владос-Пресс, 2008. 480 с.
Цз. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2011. 608 с.
ä,4. Тимченко И.Н., Кунц Л. И. Профессиональная направленность студентов-психологов // Медицина и образование в
Сибири. 2007. №2. С. 20.
15. Хоанг Чунг Хок Некоторые психологические особенности профессионально-педагогической направленности студентов педагогической направленности студентов педагогического вуза // Преподаватель XXI век. 2011. № 3. С. 160-166.
16. Шабалина О.Л., Светлова В.А. Профессионально-педагогическая направленность личности бакалавра психолого-педагогического образования как условие формирования готовности к самообразованию // Научный поиск. 2012. №4.1.
1. Aismontas B.B. Pedagogicheskaya psikhologiya: skhemy i testy [Pedagogical psychology: schemes and tests]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2002. 208 p.
2. Drozdova O.V. Kharakteristika i soderzhanie ponyatiya «professional'naya napravlennost' na pedagogicheskuyu deyatel'nost'» [Characteristics and content of the concept "professional orientation to pedagogical activity"]. Nauchnye stremleniya - Scientific aspirations. 2015. no. 2. pp.35-43 (in Russian).
3. Dubovitskaya T.D. Diagnostika urovnyaprofessional'noi napravlennostistudentov [Diagnostics of professional level of students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological science and education. 2004. no. 2. pp. 82-86. (in Russian).
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Logos Publ, 1999. 384 p.
5. Kolesnikova E.A. Problema formirovaniya professional'no-pedagogicheskoi napravlennosti studentov budushchikh uchitelei [The problem of the formation of the professional-pedagogical orientation of students of future teachers]. Vestnik YuuRGU -Vestnik YuuRGU. 2007. no. 2. pp. 7-10. (in Russian).
6. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya [Psychology of teacher's work]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1993. 192 p.
7. Materials for presentation at the workshop-meeting on the implementation of FSES SGE 29.03.2017. Available at: http:// minobr.orb.ru (24 January 2018).
8. Mitina L.M. Psikhologiya professional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology of professional development of the teacher]. Moscow, Flinta Publ., 1998. 200 p.
9. Moskvicheva N.L. Dinamika obraza professii i motivatsii uchebnoi deyatel'nosti u studentov nachal'nykh kursov [Dynamics of the image of the profession and the motivation of the educational activity of the students of the initial courses]. Vestnik SPbGU. Seriya12 - Bulletin of St. Petersburg State University. Series 12, 2010. Vol. 4. pp.38-43. (in Russian).
10. Nesterova N.B. Professional'naya napravlennost' studentov tekhnicheskogo vuza [The professional orientation of students of a technical college]. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment». - Scientific journal of NIU ITMO. Series "Economics and environmental management", 2014.no. 1. Available at: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/ article/11075.pdf (23 January 2018). (in Russian).
11. Nurmukhametova L.B., Salavatova G.R., Bil'danova V.R. Professional orientation of students. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya - International Journal of Experimental Education. 2014. no. 6-1. pp. 94 - 95. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5007 (23 January 2018). (in Russian).
12. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa. Rabotapsikhologa so vzroslymi. Korrektsionnye priemy i uprazhneniya [Handbook of a practical psychologist. The work of a psychologist with adults. Correction techniques and exercises]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2008. 480 p.
13. Slastenin V.A. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2011. 608 p.
14. Timchenko I.N., Kunts L. I. Professional'naya napravlennost' studentov-psikhologov [Professional orientation of students-psychologists]. Meditsina i obrazovanie v Sibiri - Medicine and education in Siberia, 2007. no. 2. p. 20. (in Russian).
15. Khoang Chung Khok. Some psychological features of professional pedagogical orientation of students of pedagogical orientation of students of pedagogical high school. Prepodavatel' XXI vek - Teacher XXI century, 2011. no. 3. pp. 160-166. (in Russian).
16. Shabalina O.L., Svetlova V.A. Professional'no-pedagogicheskayanapravlennost'lichnostibakalavrapsikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya kak uslovie formirovaniya gotovnosti k samoobrazovaniyu [The professional-pedagogical orientation of the bachelor's personality of psychological and pedagogical education as a condition for forming readiness for self-education]. Nauchnyi poisk - Scientific Search. 2012. no. 4.1. pp. 77-78. (in Russian).
С. 77-78.
REFERENCES
Информация об авторе Андриенко Оксана Александровна
(Россия, Орск) Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ E-mail: [email protected]
Information about the author
Andrienko Oksana Aleksandrovna
(Russia, Orsk) PhD in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy Orsk Institute of Humanities and Technology (Branch) OSU E-mail: [email protected]