ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 796.015:378 ББК 75.14 Б 37
С.Н. Бегидова
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; Е-mail: [email protected]
ИМИДЖМЕЙКИНГ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования имиджа будущего учителя физической культуры, показана его социальная значимость для повышения положительного отношения людей к сфере физической культуры как важного средства физического и духовного развития личности. Обусловлена роль педагога как главного имиджмейкера имиджа будущего специалиста, имиджи-рование определяется имманентной составляющей учебно-воспитательного процесса вуза, что обусловлено требованием нового Федерального образовательного стандарта высшего образования по физической культуре, приведены результаты опроса субъектов образовательного процесса об имидже учителя физической культуры, выделены и описаны этапы формирования имиджа у будущих учителей физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура, имидж, имиджмейкер, имиджиро-вание, имиджмейкинг, профессиональная компетентность, профессиональные качества, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
S.N. Begidova
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Social Work and Tourism of Faculty of Social Technologies and Tourism, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
IMAGE MAKING OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE
Abstract. The paper discusses the formation of image of future teacher of physical culture, its social importance for increasing the positive attitude of people to the sphere of physical culture as important means of physical and spiritual development of the personality. The work shows the role of the teacher as chief
image maker of image of future expert. Image making is defined by an immanent component of teaching and educational process of the university that is caused by the requirement of the new Federal educational standard of the higher education for physical culture. Results of poll of subjects of educational process about image of the teacher of physical culture are given; stages of formation of image at future teachers of physical culture are allocated and described.
Keywords: physical culture, image, image maker, image making, professional competence, professional qualities, Federal state educational standard of the higher education.
Физическая культура, являясь частью общей культуры, выступает важным фактором развития личности, а здоровье человека, по определению М.Я. Виленского и А.Н. Пиянзина, становится «ключевым условием оптимальной жизнедеятельности, ведущим критерием социального прогресса и гуманизации общества» [1: 51]. Физическая культура является и эффективным средством профилактики девиант-ного поведения подростков, так как активная физическая деятельность, направленная на достижение спортивных результатов, повышение уровня физических кондиций, занимает доминирующее место в мотива-ционной структуре подростков [2-4].
Несмотря на всеобщее признание ценности и значимости физической культуры для развития личности, ее воспитательный потенциал остается не в полной мере реализованным при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. И во многом это зависит от личности учителя физической культуры, его профессиональной и общекультурной компетентности, с одной стороны, а с другой - от сформированных в обществе стереотипов как по отношению к личности учителя, так и к уроку физической культуры.
К сожалению, социальный статус профессии учителя физической культуры все еще недостаточно высок, что не может не сказаться на отношении обучающихся и их родителей к занятиям физической культурой.
В данной ситуации налицо противоречие между направлением
социальной политики государства на создание условий для сохранения, укрепления здоровья личности, развития ее духовных и физических потенций и низким социальным статусом специалиста, учителя физической культуры, который и призван обеспечить решение данных задач.
Эффективность решения задач физического воспитания подрастающего поколения во многом определяется не только профессионализмом специалистов данной сферы, но и уверенностью общества в том, что они (специалисты) способны справиться со столь сложной и важной для общества задачей. Такое доверие в массовом сознании людей формируется на основе общественного мнения о профессии и ее представителях, т.е. сложившегося имиджа.
Имидж учителя физической культуры представляет собой образ, который складывается в общественном сознании в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса (обучающимися и их родителями, учителями, представителями администрации и др.).
Профессиональная компетентность учителя, его физическая подготовка, заинтересованное отношение к своей деятельности, умение организовать учебный процесс, обеспечивающий достижение развивающих, образовательных, оздорав-ливающих эффектов, воспитание у обучающихся социально-значимых личностных качеств, способность осуществлять профилактику негативного социального поведения подростков - вот те составляющие, которые оказывают непосредственное влияние на формирование
положительного имиджа. Непрофессионализм создает негативный имидж и, как результат, отрицательное отношение не только к личности учителя, но и к физической культуре в целом. Таким образом, имидж является важной составляющей профессионализма учителя физической культуры, детерминантом его профессионального успеха.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки 49. 03.01 Физическая культура определяет области и сферы профессиональной деятельности:
01 - Образование и наука (в сфере начального, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);
05 - Физическая культура и спорт (в сфере физического воспитания, в сфере физической культуры и массового спорта, спортивной подготовки, в сфере управления деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации) [5].
Устанавливает требования к результатам освоения программы, определяет перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения [5]. Анализ содержания компетенций, определенных ФГОС ВО, позволяет констатировать, что их сформиро-ванность не только обеспечивает качество профессиональной подготовки специалиста по физической культуре, но и детерминирует становление положительного имиджа. Например, следующие общепрофессиональные компетенции наиболее ярко отражают специфику деятельности учителя физической культуры:
ОПК-5: способен воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения.
ОПК-6: способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-цен-ностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни.
ОПК-10: способен организовывать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и спорта [5].
То есть становится понятным, что имидж специалиста должен формироваться в вузе как равнозначная составляющая учебно-воспитательного процесса. А одной из значимых функций педагогов при подготовке специалиста, в частности, учителя физической культуры, становится функция имиджмейкинга, так как именно педагоги - имиджмейкеры создают условия для формирования имиджа будущих специалистов. По мнению А.Ю. Панасюка, имидж может и должен формироваться целенаправленно «с целью возникновения аттракции - притяжения людей к данному объекту» [6: 24]. Следовательно, доминантой учебно-воспитательного процесса становится ориентация на позитивные качественные изменения личности обучающегося и именно педагог в роли имиджмейкера формирует имидж будущего специалиста.
В связи с этим изменяется личностная позиция педагога, прежде всего, изменяется его отношение к собственной педагогической деятельности, в которой главным приоритетом становится личность обучающегося, его отношение к будущей профессии [7].
Профессиональная компетентность, сформированные профессиональные качества позволяют работнику эффективно выполнять свои профессиональные действия, и именно они детерминируют имидж специалиста любой сферы [8, 9], в том числе и учителя физической культуры [10]. Создание положительного образа транслируется в сознание людей, в результате в
массовом сознании формируется не только определенный образ учителя физической культуры, но и отношение к нему на основе уже кем-то оцененного образа. Поэтому формирование положительного образа о профессии и ее представителях требует серьезного осознанного подхода со стороны имиджмейкеров. Имиджмейкер является главным создателем имиджа будущего специалиста. Имиджирование осуществляется в процессе взаимодействия обучающего и обучаемого и может носить как целенаправленный управляемый, так и стихийный, сознательно не управляемый характер. Педагог, формируя у обучающихся ту или иную профессиональную компетенцию на своей дисциплине, передает и свое отношение и к дисциплине, и к будущей профессии обучаемых [7]. Его положительное отношение к будущей профессии обучаемых, ориентация на ценности профессии, подчеркивание ее социальной значимости, формирует у студентов положительный образ как самой профессии, так и субъекта профессиональной деятельности. Нейтральное отношение педагога к профессии, акцентирование на ее низком социальном статусе, непрестижности и т.д. не способствует формированию положительного отношения обучающихся к будущей профессиональной деятельности, не мотивирует на качественное освоение требуемых стандартом компетенций, не стимулирует у них потребность в профессиональном самосовершенствовании и саморазвитии, что непосредственно скажется на имидже как профессии, так и специалиста.
Поэтому для создания положительного имиджа будущего учителя физической культуры, который способен решать задачи воспитания физически и нравственно здоровой личности, имиджирование должно представлять собой специально организованный управляемый процесс с поэтапным решением поставленных задач, отражающих
социальные ожидания общества. Главными же имиджмейкерами становятся педагоги высшей школы, осуществляющие преподавание дисциплин профессиональной направленности и обеспечивающие формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Так, например, будущий учитель физической культуры не будет способен воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, не сможет проводить профилактику негативного социального поведения (ОПК-5), если у него самого данная компетенция не сформирована. То есть формирование имиджа непосредственно детерминировано формированием компетенций, определенных требованием ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, а процесс имиджирования становится имманентной составляющей нового образовательного стандарта.
Анализ литературы по проблеме формирования имиджа учителя позволяет констатировать, что большинство авторов выделяют личностный и профессиональный имиджи, которые, в свою очередь, взаимодетерминированы. В структуру имиджа учителя, по мнению Е.Н. Беловой, Т.Н. Бушуевой, В.Г. Купцовой, Н.М. Шкурко и др., входят личностные качества, особенности профессиональной деятельности и общения, внешний облик и поведение, а для учителя физической культуры также важен и уровень его физической подготовки [11-14]. Все авторы, изучающие проблему имид-жмейкинга, отмечают, что процесс формирования имиджа специалиста должен быть целенаправленным и специально организованным.
Разрабатывая стратегию имид-жмейкинга учителя физической культуры, мы опирались на представления самих учителей физической культуры об идеальном образе учителя, родителей, обучающихся общеобразовательных школ, а также на совокупность требований к
личностным и профессиональным качествам, утвержденных в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО 3++).
Для выявления субъективного представления об образе учителя физической культуры нами было проведено анкетирование респондентов выпускников Адыгейского государственного университета, имеющих стаж педагогической работы более 5 лет (п=22). Им предлагалось выделить наиболее значимые личностные и профессиональные качества учителя физической культуры, функции, задачи профессиональной деятельности, эффективность решения которых свидетельствует о профессионализме последнего, обеспечивая его положительный имидж.
Анализ ответов респондентов, а также беседы позволили констатировать следующее:
- 96,5% респондентов важным показателем имиджа учителя физической культуры считают внешний облик (спортивный костюм, аккуратность, чистая обувь, выглаженная футболка и т.д.), при этом бренду спортивной одежды и обуви уделяется особое внимание. Респонденты отмечают, что дети более уважительно относятся к тому учителю, который носит спортивную одежду известных фирм;
- 68,3% респондентов отмечают важным качеством умение сохранять дисциплину на уроке: к строгим учителям всегда особое уважительное отношение (мнение учителей);
- 27,7% респондентов не согласны с данным утверждением, а
- 4% - считают, что стиль управления на уроке зависит от контингента и сложившихся отношений с классом;
- 43,3% респондентов важным показателем для имиджа учителя физической культуры считают педагогический такт и культуру поведения, так как именно данные качества
позволяют строить правильные межличностные отношения;
- 85,6% - считают объективность оценки и суждений важным качеством для положительного имиджа, так как дети сразу чувствуют, к кому и как относится учитель, необъективность резко снижает авторитет учителя;
- 51,7% респондентов отдают предпочтение личностным качествами;
- 76,6% - профессионализму (рассматривается как интегральное качество, совокупность профессиональных компетенций, но, следует отметить, что не всегда респонденты четко определяют его содержание);
- 21,8% респондентов выделили такой показатель, как способность производить впечатление, объясняя, что это всегда приводит к положительному эффекту.
Полученные ответы позволяют констатировать, что для учителя физической культуры имидж представляет собой интеграцию внешних и внутренних индивидуально-личностных и профессиональных качеств. При этом именно внешним атрибутам уделяется особое внимание. К сожалению, при характеристике профессиональных качеств учителями не были отмечены такие способности, как формирование здорового образа жизни у детей, профилактика девиантного поведения у подростков, формирование личностной физической культуры и т.д. А вот спортивные достижения школьников включены в перечень имиджевых характеристик учителя. Создается впечатление, что учителя физической культуры не в полной мере осознают важность своей профессии в деле воспитания социально зрелой личности, способной «к культурной преобразовательной деятельности, гармонизации духовных и физических сил» [15: 4].
Опрос родителей об образе идеального учителя физической культуры показал, что их реальное представление и отношение к учителю
не совпадают с тем, что они хотели бы видеть. Респондентами выступили родители обучающихся старшеклассников (п = 42). Из них:
- 46,6% респондентов отметили внешний вид как важную составляющую имиджа: учитель должен быть стройным, подтянутым, физически хорошо развитым, опрятным;
- 67,8 считают, что учитель физической культуры должен вести здоровый образ жизни (заниматься спортом, не пить, не курить и т.д.);
- 57,2% - отдали предпочтение профессионализму, включая в данное понятие достаточно широкий спектр качеств, способностей, умений;
- 48,8% - считают, что учитель должен обладать огромным терпением;
- 27,5% - необходимым качеством учителя считают уважение личности ребенка;
- 53,4% - важным качеством личности учителя считают объективность;
- 16,1% респондентов отметили организаторские способности;
- 8% - отдали предпочтение управленческим способностям.
Но в целом следует отметить, что идеальный образ учителя физической культуры представляется родителями не четко, по-видимому, уже сложившиеся стереотипы имиджа затрудняют возникновение новых образов. Самым распространенным было утверждение: - «Я никогда не задумывался/лась над этим». Родители в большинстве своем не считают уроки физической культуры важными, положительно влияющими на здоровье и развитие ребенка. Данный факт является показателем сформированности неправильного имиджа как по отношению к личности учителя физической культуры, так и ценностям физического воспитания, его роли в развитии и становлении личности.
Главными имиджмейкерами в образовательном процессе являются, конечно же, обучающиеся, именно их мнение об учителе, их
отношение к нему, к предмету, который он преподает, являются определяющими в создании его имиджа. Следовательно, наши представления об образе учителя физической культуры без мнения школьников были бы не полными. Поэтому следующей группой респондентов были обучающиеся 10-11 классов общеобразовательных школ г. Майкопа (п=60). Анализ их ответов позволил выяснить, каким они видят учителя физической культуры, какие качества, черты характера являются для них определяющими. Их мнения выглядят следующим образом:
- 49,1% обучающихся-респонден-тов отметили внешний вид, включая прическу, стрижку учителя (в основном это важные маркеры для девочек, мальчики более равнодушно отреагировали на внешний вид);
- 51,6% респондентов считают важным показателем отношение учителя к ученикам и манеру общения, что является маркером построения взаимоотношений как на уроке, так и вне;
- 78,9% респондентов значимым показателем профессионализма учителя считают умение объяснять учебный материал, демонстрировать технику выполнения двигательного действия;
- 51,2% отметили чувство юмора как значимое профессиональное качество, которое помогает разряжать напряженные ситуации на уроке, создает непринужденную обстановку;
- 66,4% респондентов считают, что учитель должен одеваться современно, но по-деловому;
- 59,6% респондентов отметили, что имидж учителя оказывает влияние на отношение обучающихся к учебному предмету.
Полученные данные позволяют констатировать, что детям небезразлично, какой преподаватель приходит на урок, как он ведет свой урок. У детей достаточно высокий уровень требований к личностным и профессиональным качествам учителя.
И им, чаще всего, небезразлично, как выглядит учитель, как он одет, насколько он опрятен, аккуратен т.д. То есть и внешние и внутренние составляющие образа учителя должны гармонично сочетаться между собой, так как именно они в большей мере и определяют имидж учителя физической культуры, детерминируют отношение обучающихся как к нему самому, так и к уроку, который он преподает.
Анализ ответов респондентов (учителей физической культуры, родителей и обучающихся) показал, что у них не всегда и не во всем совпадают представления об идеальном учителе, т.е. в массовом сознании не сформировался конкретный образ и отношение к нему. Поэтому создание положительного имиджа учителя физической культуры, способного решать возложенные на него обществом задачи по воспитанию физически, психически, нравственно и эмоциональной здоровой личности, необходимо начинать со студенческой скамьи. С одной стороны, это формирование профессиональных компетенций, профессионально и социально значимых качеств личности, ценностных ориентаций в сфере физической культуры, а с другой - формирование положительного отношения социума к личности и деятельности специалиста по физической культуре.
Таким образом, имиджмейкинг будущего учителя физической культуры должен носить целенаправленный последовательный характер, включающий, по нашему мнению, четыре взаимосвязанных этапа.
1 этап. На данном этапе создается обобщенная идеальная модель учителя физической культуры: выделяются доминирующие профессионально-значимые качества личности, профессиональные компетенции, которыми должен овладеть обучающийся, определяются области и сферы профессиональной деятельности, ценностные ориентации, социальные приоритеты профессии,
задачи, которые предстоит решать и т.д. Кроме того, разрабатывается диагностический инструментарий для оценки наличного уровня профессиональных составляющих будущего специалиста.
2 этап. Выявляются негативные или недостаточно развитые качества личности, особенности поведения, взаимоотношений, общения и т.д., которые снижают положительное отношение общества к представителям данной профессии, определяются пути нейтрализации данных негативных явлений и черт личности, а при необходимости и их коррекции. Разрабатываются и реализуются программы по формированию профессиональных ценностных ори-ентаций, сформированность которых, с одной стороны, обеспечивает ценностное отношение специалиста к своей профессии, а с другой - выступает механизмом деятельности и поведения будущего учителя физической культуры в соответствии с общественной системой ценностей и ожиданиями общества. При этом имиджирование осуществляется в процессе учебной деятельности, и главным имиджмейкером здесь выступает педагог, так как данный процесс должен быть имманентен преподаваемой дисциплине.
3 этап. Обучающиеся вовлекаются в активную волонтерскую деятельность по пропаганде здорового образа жизни, занимаются совершенствованием своих физических кондиций, привлекаются к работе с детьми: проводят физкультурно-спортивные мероприятия, занятия в спортивных кружках и секциях, индивидуальные занятия с детьми, имеющими трудности в освоении учебной программы по физической культуре, организуют беседы, диспуты о здоровом образе жизни, ценностях физической культуры, ответственности каждого за свое здоровье и т.д. Также следует привлекать обучающихся к работе с де-виантными подростками, детьми, воспитывающимися в интернатных
учреждениях, как особой категории детей, требующей специального подхода, учета особенностей их развития и жизнедеятельности. Еще обучаясь в вузе, будущие учителя физической культуры должны получить определенный опыт выполнения своих функциональных обязанностей в соответствии с ФГОС ВО и социальным заказом общества на качество подготовки данного специалиста.
4 этап. Для того чтобы у людей сформировать положительный имидж о профессии и ее представителях, необходимо донести до аудитории информацию, их характеризующую. Такая информация называется имиджформирующей, т.е. информацией, которая формирует необходимый образ, создает определенное представление о нем в массовом сознании людей. Выделяют прямую и косвенную имид-жформирующую информацию [6]. Информация, которую непосредственно получает человек из средств массовой информации (радио, газеты, телевидение, Интернет, спортивные выступления и т.д.), которая позволяет ему создать собственное мнение о чем-либо или о ком-либо, называется прямой имиджформи-рующей информацией. Получение информации от других людей или на основе мнения, высказанного специалистами и т.д., также оказывает влияние на формирование имиджа, а полученная таким образом информация называется косвенной имид-жформирующей информацией [6]. Поэтому следует активно и последовательно отражать деятельность
обучающихся и специалистов сферы физической культуры в средствах массовой информации, рекламировать здоровый образ жизни, приводить примеры положительных образов успешных людей, которым физическая культура помогла достичь профессионального успеха и т.д.
Следовательно, презентуя себя, свою деятельность, презентуем и сферу физической культуры как значимую составляющую развития и становления личности.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что имидж учителя физической культуры - это сформировавшееся мнение о нем и его профессиональной деятельности у людей в результате информации, полученной от других людей или средств массовой информации, непосредственного контакта с представителями данной профессии. Имидж следует формировать в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, главными имиджмейкерами здесь должны выступать педагоги вуза, которые оказывают непосредственное влияние на формирование отношения обучающегося к своей профессии, отвечают за качество подготовки будущего специалиста. Корректное применение имиджфор-мируюшей информации позволяет создать положительный имидж учителя физической культуры в массовом сознании людей, сформировать позитивное отношение к физической культуре как ценностной составляющей воспитания подрастающего поколения.
Примечания:
1. Виленский М.Я., Пиянзин А.Н. Социокультурный потенциал образовательного процесса по физической культуре в высшей школе // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: сб. материалов 1У Всерос. Науч.-практ. конф / под ред. В.Ф. Балашовой, Т.А.Хорошевой. Тольятти, 2015. С. 51-58.
2. Миннегалиев М.М. Некоторые аспекты профилактики девиантного поведения подростков в процессе занятий физической культурой и спортом // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы XI междунар. Науч.-практ. конф. Уфа, 2017. С. 100-102.
3. Миннегалиев М.М. Структурно-содержательная модель профилактики де-виантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта // Инновации в образовании. 2015. № 9. С. 103-111.
4. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940 // СПС КонсультантПлюс. М., 2018. Загл. с экрана.
6. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегии. Психотехнологии. Психотехники. СПб.: Омега-Л, 2009. 272 с.
7. Бегидова С.Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. Вып. 1 (193). С. 15-20.
8. Бегидова С.Н., Даурова М.Ш. Профессионально значимые качества как детерминанты формирования имиджа будущих социальных работников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 8 (121). С. 16-22.
9. Бегидова С.Н., Бегидов В.С., Липилина Е.Ю. Профессиональные качества личности педагога // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: сб. ст.: в 2 ч. / ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», Технологический институт сервиса (филиал). Ростов н/Д, 2016. С. 342-346.
10. Бгуашев А.Б., Хазова С.А. Личностные качества и способности как детерминанты конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-3. С. 567-571.
11. Белова Е.Н. Формирование имиджа педагога в процессе профессиональной подготовки. Казань, 2002. 94 с.
12. Бушуева Т.Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности: автореф. Дис. ... канд. Пед. наук. Челябинск, 2007. 28 с.
13. Купцова В.Г. Имиджмейкинг педагога физической культуры // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы V1 Междунар. Науч.-практ. конф. Ставрополь, 2009. С. 36-40.
14. Шкурко Н.М. Имидж современного учителя: структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования: дис. ... канд. Психол. Наук. М., 2006. 179 с.
15. Виленский М.Я. Личностное развитие студента как ценность образовательного процесса по физической культуре // Педагогическое образование и наука. 2010. № 11. С. 4-7.
References:
1. Vilensky M.Ya., Piyanzin A.N. Socio-cultural potential of the educational process for physical culture in higher education // Professional and personal development of students in the educational space of physical culture: coll. of materials of the 1V All-Russian scient. and pract. conf / ed. by V.F. Balashova, T.A. Khorosheva. Tolyatti, 2015. P. 51-58.
2. Minnegaliev M.M. Some aspects of the prevention of deviant behavior of adolescents in the process of physical training and sports // Actual problems of physical culture, sports and tourism: materials of the X1 Intern. scient. and pract. conf. Ufa, 2017. P. 100-102.
3. Minnegaliev M.M. Structural and content model of prevention of deviant behavior of adolescents by means of physical culture and sports // Innovations in Education. 2015. No. 9. P. 103-111.
4. Tagirova G.S. Psychological and pedagogical correctional work with difficult teenagers. M.: Pedagogical Society of Russia, 2008. 128 pp.
5. On the approval of the federal state educational standard of higher education -bachelor's degree in the field of study 49.03.01 Physical culture: the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 19, 2017 No. 940 // SPS ConsultantPlus. M., 2018. The title from the screen.
6. Panasyuk A.Yu. Formation of image. Strategies. Psychotechnologies. Psy-chotechnics. SPb.: Omega-L, 2009. 272 pp.
7. Begidova S.N. Contemporary requirements to the professional activity of the teacher // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 1 (193). P. 15-20.
8. Begidova S.N., Daurova M.Sh. Professionally significant qualities as determinants of formation of the image of future social workers // News of Volgograd State Pedagogical University. 2017. No. 8 (121). P. 16-22.
9. Begidova S.N., Begidov V.S., Lipilina E.Yu. Professional qualities of individual teacher // Innovative directions of development in education, economics, technic and technologies: coll. of articles in 2 parts / FGBOU VPO "Don State Technical University", Technological Institute of Service (a branch). Rostov-on-Don, 2016. P. 342-346.
10. Bguashev A.B., Khazova S.A. Personal qualities and abilities as determinants of competitiveness of specialists in physical culture and sports // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 12-3. P. 567-571.
11. Belova E.N. Formation of the image of a teacher in the process of professional training. Kazan, 2002. 94 pp.
12. Bushueva T.N. Formation of the image of the sports coach as a factor of the effectiveness of the competitive activity: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Chelyabinsk, 2007. 28 pp.
13. Kuptsova V.G. Image-making of the teacher of physical culture // Physical culture and sport: integration of science and practice: materials of the VI Intern. scient. and pract. conf. Stavropol, 2009. P. 36-40.
14. Shkurko N.M. Image of a modern teacher: structure, gender and age features of perception and technology of formation: Diss. for the Cand. of Psychology degree. M., 2006. 179 pp.
15. Vilensky M.Ya. Personal development of the student as the value of the educational process in physical culture // Pedagogical education and science. 2010. No. 11. P. 4-7.