1УДК 37.011.31 ББК 74.204.2
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
О. Н. Степанова, В. А. Шарый
Аннотация. Исследования в области общей и профессиональной имиджелогии ведутся с 1990-х гг., однако проблема формирования профессионального имиджа учителя физической культуры до сих пор остается недостаточно изученной. Чтобы восполнить данный пробел, авторами был организован опрос московских школьников - учащихся 10-11-х классов. Респондентам было предложено написать тезисно, не более чем в 30 словах, словосочетаниях или предложениях, свои ассоциации, мысли или оценочные суждения, связанные с феноменом «учитель физической культуры». Результаты количественного контент-анализа опросов показали, что число положительных эпитетов в 3 раза превышает число отрицательных, а общее количество положительных суждений (с учетом частоты их появления в ответах школьников) в 4,7раза превосходит число отрицательных. Это указывает на то, что учитель физической культуры имеет более выраженный позитивный, нежели негативный имидж. На основании результатов качественного контент-анализа суждений школьников была разработана модель имиджа учителя физической культуры, представленная семью компонентами (габитарным, кинетическим, эмоциональным, вербально-ком-муникативным, а также компонентами, характеризующими образованность, профессионализм и компетентность, моральный облик педагога), каждый из которых включает в себя набор реальных (позитивных, нейтральных и негативных) имиджевых характеристик. Определены и описаны этапы работы над совершенствованием профессионального имиджа учителя физической культуры: 1) выбор имиджевой аудитории; 2) формулировка имиджевых целей; 3) прорисовка имиджевых характеристик; 4) соотнесение фактических и желаемых характеристик и определение направлений работы с ними; 5) выбор средств и техник работы над имиджем; 6) разработка плана-графика мероприятий по продвижению имиджа.
Ключевые слова: профессиональный имидж,имидж учителя физической культуры, модель имиджа, этапы работы над имиджем.
PROFESSIONAL IMAGE OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT
O. N. Stepanova, V. A. Shary
Abstract. Research in the field of general and professional imageologyhas been conducted since 1990, but the problem of forming a professional image of physical education teacheris still poorly understood. To fill this gap, the authors organized a survey of Moscow schoolchildren - pupils of 10-11 grades. Respondents were given the task to write a concisely, no more than 30 words, phrases or sentences their associations, thoughts or value judgments associated with the phenomenon of "physical education teacher". The results of quantitative content analysis of the poll showed that the number of positive epithets was 3 times higher than the number of negative ones, and the total number of positive opinions (including the frequency of their occurrence in the responses) was 4.7 times greater than the number of negative. This indicates that physical education teacher has a more positive rather than a negative image. Based on the results of a qualitative content analysis of schoolchildren's statements there wasdeveloped a model of the image of the physical education teacher. This model includes 7 components: habitus, kinetic, emotional, verbal and communicative, education, professionalism and competence, moral character. Each component contains a set of real (positive, neutral and negative) image characteristics. The article identifies and describes the stages of work on improving the professional image of physical education teacher: 1) selection of image audience; 2) formulation of image tasks; 3) drawing of image characteristics; 4) correlation of actual and desired characteristics and determine ways to work with them; 5) selection of tools and techniquesforworking on the image; 6) development of the schedule of activities to promote the image.
Keywords: professional image, the image of physical education teacher, image model, stages of work on the image.
На рубеже XX и XXI вв. имидж стал предметом не только пристального общественного внимания, но и научного анализа [1]. В этот период были опубликованы-научно-популярные работы отечественных специалистов по совершенствованию личного (И. Криксунова [2], В. М. Шепель [3] и др.) и делового (А. С. Ковальчук [4], Ф. А. Кузин [5], Е. В. Лоба-чева [6] и др.) имиджа, появились исследования, в том числе диссертационные, по проблеме формирования имиджа учителя (А. А. Калюжный [7], К. В. Макарова и Н. А. Новикова [8], Ж. Г. Попова [9], Л. И. Попова [10], Н. А. Тарасенко [11], Н. М. Шкурко [12] и др.), были сделаны первые попытки анализа феномена «имидж учителя физической культуры» (Н. А. Гайдук [13], В. Г. Купцова [14], Е. Г. Сайкина [15], Ь. Коуа!сИик, I. ТкасЫуБка, Н. Ргеи^а, Б. КигуНик [16]).
Однако несмотря на то, что исследования в области общей и профессиональной имидже-
логии ведутся с 1990-х гг., проблема формирования профессионального имиджа учителя физической культуры до сих пор остается недостаточно изученной. Данное обстоятельство побудило нас к проведению собственных исследований в этом направлении.
В этой связи нами был организован опрос школьников и проведена последующая обработка его результатов методом качественно-количественного контент-анализа [17].Опрос проводился среди учащихся 10-11-х классов средней общеобразовательной школы № 1416 города Москвы. Всего был опрошен 41 школьник. Респондентам было предложено написать тезисно, не более чем в 30 словах, словосочетаниях или предложениях, свои ассоциации, мысли или оценочные суждения, связанные с понятием «учитель физической культуры».
В табл. 1 приведены наиболее часто встречающиеся положительные высказывания
Таблица1
Положительные суждения школьников об учителе физической культуры и частота их появления в высказываниях респондентов (п = 61)
Суждение Частота появления в высказываниях
1. В хорошей физической форме 7
2. Атлетического телосложения 7
3. Умеет организовать учебно-тренировочный процесс 5
4. Хорошо знает свой предмет 5
5. Имеет определенные достижения в спорте 4
6. С хорошим чувством юмора 4
7. Физически сильный 3
8. Всегда придумывает что-то новое 3
9. Любит работать с детьми 3
10. Всегда поможет и выслушает 3
11. Может не только объяснить, но еще наглядно показать упражнения 3
12. Ведет здоровый образ жизни 3
13. Пропагандирует здоровый образ жизни 2
14. Ответственный 2
15. Старается донести полностью информацию, чтобы было понятно каждому 2
16. Любит свою работу 2
17. Умеет разнообразить учебный процесс 2
18. Всегда активный 2
19. Квалифицированный специалист 1
20. Добросовестно относится к своей работе 1
21. Амбициозный 1
22. Всегда может показать упражнение на собственном примере, даже несмотря на травмы 1
23. Энергичный 1
24. Стремится сам познать что-то новое и научить этому 1
25. Умеет заинтересовать 1
26. В крутом спортивном костюме 1
Общее количество положительных высказываний 70
учащихся об учителе физической культуры, в табл. 2 - негативные, в табл. 3 - нейтральные.
Как видно из табл. 1, наиболее часто встречающимися положительными суждениями школьников, характеризующими учителя физической культуры, являются тезисы о том, что он должен быть «в хорошей физической форме», «атлетического телосложения», «сильным физически», должен «уметь организовать учебно-тренировочный процесс», «хорошо знать свой предмет», «иметь определенные достижения в спорте», «с хорошим чувством юмора», «быть физически сильным», «всегда придумывать что-то новое», «любить работу с детьми», «всегда помогать и выслушивать», «не только объяснять, но еще наглядно показывать упражнения», «вести и пропагандировать здоровый образ жизни».
Согласно данным табл. 2, в ответах школьников наиболее часто фигурируют такие отрицательные высказывания об учителе физической культуры, как: «не может наглядно показать упражнение», «не ведет здоровый образ жизни: курит, употребляет алкоголь», «нет ни-
какого разнообразия на уроках», «уделяет больше внимания более спортивным ученикам», «находится в постоянном нервном напряжении». Также встречаются хоть и единичные, но довольно резкие негативные высказывания:
• во-первых, о самой профессии учителя физической культуры, которые характеризуют его как «неудачника» и педагога, которого «ученики не всегда воспринимают всерьез»;
• во-вторых, о фактах непрофессионализма учителя: «нет должной работы с детьми», допускает «прилюдное оскорбление учеников».
В ответах школьников встречаются и нейтральные высказывания об учителе физической культуры (табл. 3): «бывший спортсмен», «служил в армии», «строгий», «спокойный» и др., которые характеризуют его поведенческие и коммуникативные особенности.
В высказываниях 75% респондентов прозвучало, что учитель физической культуры -это мужчина, причем 51% из них пояснили, что это «молодой мужчина» в возрасте 25-30 лет, а 24,5% - что это «пожилой мужчина» в возрасте
Таблица 2
Негативные суждения школьников об учителе физической культуры и частота их появления в ответах респондентов (п = 41)
Суждение Частота появления в высказываниях
1. Не может показать наглядно упражнение 3
2. Не ведет здоровый образ жизни: курит, употребляет алкоголь 2
3. Нет никакого разнообразия на уроках 2
4. Уделяет больше внимания более спортивным ученикам 2
5. Находится в постоянном нервном напряжении 2
6. Неудачник 1
7. Ученики не всегда воспринимают его всерьез 1
8. Нет должной работы с детьми 1
9. Прилюдно оскорбляет учеников 1
Общее количество негативных высказываний 15
Суждение Частота появления в высказываниях
1. Бывший спортсмен 5
2. Строгий 4
3. Спокойный 4
4. Безмятежный 3
5. Вечно молод душой 1
6. Служил в армии 1
Общее количество нейтральных высказываний 18
Таблица 3
Нейтральные суждения школьников об учителе физической культуры и частота их появления в высказываниях респондентов (п = 41)
50-60 лет. 24,5% участников опроса не указали на тендерную принадлежность педагога. Однако никто из опрошенных школьников в своих высказываниях не упомянул, что учитель физической культуры - это женщина.
Проведя математическую обработку данных и сравнив материалы табл. 1 и табл. 2, мы сделали следующие выводы:
• общее количество положительных эпитетов (26) значительно (почти в 3 раза) превышает число отрицательных (9);
• общее количество положительных суждений (с учетом частоты их появления в ответах школьников) (70) существенно (в 4,7 раза) превышает количество отрицательных (15). Полученные данные позволяют утверждать, что учитель физической культуры имеет более выраженный позитивный, нежели негативный имидж (в соотношении 82% к 18%).
Качественный контент-анализ суждений школьников позволяет нам выделить следующие компоненты имиджа учителя физической культуры (табл. 4):
• габитарный, который характеризует внешний вид педагога (гендерная принадлежность, возраст, телосложение, одежда, признаки, указывающие на его сегодняшний или предыдущий род занятий и т. п.) и представлен такими суждениями школьников, как: «молодой мужчина 25-30 лет», «пожилой мужчина 50-60 лет», «атлетического телосложения», в хорошей физической форме», «бывший спортсмен», «служил в армии», «в крутом спортивном костюме»;
• кинетический, характеризующий то, как человек двигается, как выражает через движения свои эмоции и профессионализм. Этот компонент может быть охарактеризован суждениями школьников, среди которых есть положительные: «физически сильный», «всегда активный», «энергичный», «всегда может показать упражнение на собственном примере, даже несмотря на травмы» и отрицательные: «не может наглядно показать упражнения»;
• эмоциональный, который характеризует внешние проявления положительных или отрицательных переживаний, возникающих у человека при межличностном общении. Он представлен следующими положительными суждениями школьников: «строгий», «с хорошим чув-
ством юмора», «любит свою работу», «любит работать с детьми», «спокойный», «безмятежный». Также присутствует одно негативное суждение: «находится в постоянном нервном напряжении»;
• вербально-коммуникативный, который отражает то, что человек говорит и как говорит, как он общается и взаимодействует с окружающими. Сюда входят как положительные, так и негативные характеристики педагога, данные ему школьниками. Положительные характеристики: «с хорошим чувством юмора», «всегда поможет и выслушает», «может не только объяснить, но еще наглядно показать упражнение», «старается донести полностью информацию, чтобы было понятно каждому», «умеет заинтересовать», «любит работать с детьми». Негативные характеристики: «уделяет больше внимания более спортивным ученикам», «прилюдно оскорбляет учеников», «ученики не всегда воспринимают его всерьез»;
• компонент «образованность» представлен такими суждениями школьников об учителе физической культуры, как «хорошо знает свой предмет», «имеет определенные достижения в спорте», «квалифицированный специалист», «служил в армии», «стремится сам познать что-то новое и научить этому»;
• компонент «профессионализм и компетентность» может быть охарактеризован такими положительными высказываниями школьников, как: «хорошо знает свой предмет», «умеет организовать учебно-тренировочный процесс», «старается донести полностью информацию, чтобы было понятно каждому», «умеет разнообразить учебный процесс», «всегда придумывает что-то новое», «квалифицированный специалист», «может не только объяснить, но еще наглядно показать упражнения», «умеет заинтересовать». Есть здесь и негативные характеристики: «не может показать наглядно упражнение», «нет никакого разнообразия на уроках», «нет должной работы с детьми», «неудачник»;
• компонент «моральный облик» характеризует морально-нравственные особенности педагога, он проявляется в том, насколько направленность и содержание воспитательного воздействия согласуются с внутренними установками и действиями (не только в профессио-
нальной, но и в повседневной жизни) учителя, насколько они находят свое отражение в форме личного примера, показанного педагогом. Моральный облик учителя физической культуры может быть охарактеризован такими положительными и нейтральными высказываниями учеников, как: «ведущий здоровый образ жизни», «пропагандирующий здоровый образ жизни», «молод душой», «ответственный», «любит свою работу», «добросовестно относится к своей работе», «амбициозный» и др. Зафиксированы и негативные высказывания школьников: «не ведет здоровый образ жизни: курит, употребляет алкоголь», «прилюдно оскорбляет учеников», «неудачник».
Как видно из табл. 4, некоторые группы признаков являются взаимопересекающимися, что во многом объясняется спецификой работы учителя физической культуры, поскольку его профессионализм и компетентность в значительной степени обусловлены его коммуникативными, поведенческими, личностно-пси-хологическими, двигательными и иными способностями и возможностями.
Результаты проведенных исследований позволили нам охарактеризовать основные этапы совершенствования профессионального имиджа учителя физической культуры1.
1-й этап - выбор имиджевой аудитории. В нашей работе в качестве имиджевой аудитории приняты абитуриенты вузов и факультетов физической культуры как будущие представители данной профессии и потенциальные носители имиджа учителя.
2-й этап - формулировка имиджевых целей. Исходя из результатов проведенного исследования и отталкиваясь от сделанного выбора имиджевой аудитории, главными имиджевыми целями здесь будут:
• формирование/укрепление позитивного отношения к профессии учителя физической культуры - вызвать/усилить у целевой аудитории положительные эмоции и чувства: доверие, симпатию, интерес;
• возвышение имиджа - повысить значительность, силу, авторитетность, убедительность образа «учитель физической культуры»;
• создание узнаваемого образа - привлечь внимание, сделать этот образ запоминающимся, узнаваемым, притягательным, «отличным от других»;
• повысить вероятность того, что абитуриенты по окончании вуза пополнят ряды педагогов по физической культуре.
3-й этап - прорисовка имиджевых характеристик. Как показали результаты опросов школьников и результаты их качественно-количественного контент-анализа, главными имиджевыми характеристиками учителя физической культуры (которые необходимо будет транслировать имиджевой аудитории) являются (табл. 1): «в хорошей физической форме», «атлетического телосложения», «активный», «физически сильный», «ведет и пропагандирует здоровый образ жизни», «с хорошим чувством юмора», «любит свою работу», «любит работать с детьми», «квалифицированный специалист», «хорошо знает свой предмет», «умеет организовать учебно-тренировочный процесс», «может не только объяснить, но еще наглядно показать упражнения», «умеет заинтересовать».
4-й этап - соотнесение наличных и желаемых характеристик и определение направлений работы с ними. Эта работа потребует от нас формирования трех списков характеристик (табл. 5).
В первый список войдут характеристики, которые имеются у учителя физической культуры и «работают» на создаваемый имидж. Все они перечислены в рамках описания третьего этапа работы над имиджем и представлены в первой строке табл. 5. Данные характеристики необходимо целенаправленно транслировать абитуриентам на протяжении всей вступительной кампании и формировать их у студентов как потенциальных носителей данного имиджа на протяжении всей учебы в вузе, объясняя им, чего от них ожидают и за что их уважают школьники.
Второй список - характеристики, которые имеются у учителя физической культуры, но снижают или даже разрушают создаваемый имидж. Их не следует афишировать во время вступительной кампании, и важно приложить
1 При описании этапов мы опирались на технологию формирования индивидуального имиджа Е. В. Змановской [18], предварительно адаптировав ее к нуждам нашего исследования.
Таблица 4
Компоненты имиджа учителя физической культуры и их отражение
в суждениях школьников
Компоненты имиджа Суждения
Положительные и нейтральные Негативные
Габитарный компонент Молодой мужчина 25—30 лет Нет
Пожилой мужчина 50—60 лет
Атлетического телосложения
В хорошей физической форме
Бывший спортсмен
Служил в армии
В крутом спортивном костюме
Кинетический компонент Физически сильный Не может показать наглядно упражнение
Всегда активный
Энергичный
Всегда может показать упражнение на собственном примере, даже несмотря на травмы
Эмоциональный компонент Строгий Находится в постоянном нервном напряжении
С хорошим чувством юмора
Любит свою работу
Любит работать с детьми
Спокойный
Безмятежный
Вербально-коммуни-кативный компонент С хорошим чувством юмора Уделяет больше внимания более спортивным ученикам
Всегда поможет и выслушает
Может не только объяснить, но еще наглядно показать упражнение Ученики не всегда воспринимают его всерьез
Старается донести полностью информацию, чтобы было понятно каждому Прилюдно оскорбляет учеников
Умеет заинтересовать
Любит работать с детьми
Образованность Хорошо знает свой предмет Нет
Имеет определенные достижения в спорте
Квалифицированный специалист
Служил в армии
Стремится сам познать что-то новое и научить этому
Профессионализм и компетентность Хорошо знает свой предмет Не может показать наглядно упражнение
Умеет организовать учебно-тренировочный процесс Нет никакого разнообразия на уроках
Квалифицированный специалист
Старается донести полностью информацию, чтобы было понятно каждому Неудачник
Умеет разнообразить учебный процесс Нет должной работы с детьми
Всегда придумывает что-то новое
Может не только объяснить, но еще наглядно показать упражнения
Умеет заинтересовать
Моральный облик Ведет здоровый образ жизни Не ведет здоровый образ жизни: курит, употребляет алкоголь
Пропагандирует здоровый образ жизни Прилюдно оскорбляет учеников
Вечно молод душой Неудачник
Ответственный
Любит свою работу
Добросовестно относится к своей работе
Амбициозный
Строгий
Таблица 5
Типы имиджевых характеристик учителя физической культуры и основные
направления для работы с ними
Тип характеристик Содержание Направления для работы
Положительные «В хорошей физической форме», «атлетического телосложения», «активный», «физически сильный», «ведет и пропагандирует здоровый образ жизни», «с хорошим чувством юмора», «любит свою работу», «любит работать с детьми», «квалифицированный специалист», «хорошо знает свой предмет», «умеет организовать учебно-тренировочный процесс», «может не только объяснить, но еще наглядно показать упражнения», «умеет заинтересовать» Необходимо целенаправленно транслировать абитуриентам на протяжении всей вступительной кампании и формировать их у студентов как потенциальных носителей данного имиджа на протяжении всей учебы в вузе, объясняя им, чего от них ожидают и за что их уважают школьники
Негативные «Не может показать наглядно упражнение», «не ведет здоровый образ жизни: курит, употребляет алкоголь», «нет никакого разнообразия на уроках», «нет должной работы с детьми», «прилюдно оскорбляет учеников» Не следует афишировать во время вступительной кампании, и важно приложить все силы, чтобы они не проявлялись у студентов во время учебы. Необходимо также вести разъяснительную работу со студентами, объясняя им недопустимость подобного поведения и проявления непрофессионализма
Латентные «Это интересная работа». «Сегодня престижно быть учителем: в московских школах практически нет вакансий, более того, на место учителя физической культуры есть конкурс». «Заработная плата учителей вполне достойна, а учитель физической культуры зарабатывает, как привило, больше среднестатистического учителя-предметника (и больше банковского служащего среднего звена)». «Хорошая оснащенность новых школ и вариативность образовательных программ по предмету „Физическая культура" позволяет сделать работу учителя интересной». «Сегодня школа — это место, где учитель может сделать карьеру» Необходимо транслировать имиджевой аудитории в создаваемых вузом (факультетом) информационных продуктах
все силы, чтобы эти характеристики не проявились у студентов во время учебы. Необходимо также вести разъяснительную работу со студентами вузов и факультетов физической культуры, объясняя им недопустимость подобного поведения и непрофессионализма.
В третий список мы включили латентные характеристики, которые хоть и не были названы школьниками, но «работают» на позитивный имидж профессии «учитель физической культуры» и представляют или могут представлять существенный интерес для имиджевой аудитории (табл. 5). Эти характеристики необходимо транслировать целевой аудитории в создаваемых вузом (факультетом) информационных продуктах.
5-й и 6-й этапы - выбор средств и техник работы над имиджем и разработка плана-графика мероприятий по продвижению имиджа.
Описание данных этапов будет представлено в наших последующих публикациях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вечедов, Д. М. Формирование имиджа учителя в процессе обучения студентов в колледже [Текст] / Д. М. Вечедов, А. Д. Вечедо-ва // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 5. - С. 64-67.
2. Криксунова, И. Создай свой имидж [Текст] / И. Криксунова. - СПб.: Лань, 1997. - 173 с.
3. Шепель, В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния [Текст] / В. М. Шепель. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994. - 320 с.
4. Ковальчук, А. С. Основы имиджелогии и делового общения [Текст] / А. С. Ковальчук. -Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.
5. Кузин, Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика [Текст] / Ф. А. Кузин. - М.: Ось-89, 2002. - 512 с.
6. Лобачева, Е. В. Имидж руководителя [Текст] / Е. В. Лобачева. - М.: УИЦ МФЦ, 1999. - 165 с.
7. Калюжный, А. А. Социально-психологические основы имиджа учителя [Текст]: авто-
реф. дис. ... д-ра психол. наук / А. А. Калюжный. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2007. - 50 с.
8. Макарова, К. В. Особенности структурных компонентов профессионального имиджа у учителей с разным стажем [Текст] / К. В. Макарова, Н. А. Новикова // Преподаватель XXI век. - 2011. - № 1. - С. 187-192.
9. Попова, Ж. Г. Социально-психологические особенности представлений об имидже учителя начальной школы [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ж. Г. Попова. - М.: Рос. гос. социал. ун-т, 2007. - 17 с.
10. Попова, Л. И. Имидж современного педагога [Текст] / Л. И. Попова // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 234-237.
11. Тарасенко, Н. А. Формирование индивидуального имиджа будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н. А. Тарасенко. - Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т, 2002. - 24 с.
12. Шкурко, Н. М. Имидж современного учителя: структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. М. Шкурко. - М.: Рос. гос. социал. ун-т, 2006. - 24 с.
13. Гайдук, Н. А. Педагогические аспекты формирования профессионального имиджа будущих учителей физической культуры [Текст] / Н. А. Гайдук // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. -№ 11. - С. 79-81.
14. Купцова, В. Г. Характеристика имиджа учителя физической культуры [Текст] / В. Г. Купцова // Вестн. Челябинского гос. пед. унта. - 2007. - № 8. - С. 89-96.
15. Сайкина, Е. Г. К вопросу о современном имидже учителя физической культуры [Текст] / Е. Г. Сайкина // Проблемы и перспективы развития физкультурного образования: сб. на-уч.-метод. работ. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2011. - С. 51-58.
16. Kovalchuk, L. Components of professional image of future physical education teachers [Текст] / L. Kovalchuk, I. Tkachivska, H. Prezliata, S. Kuryliuk // Фiзичне виховання, спорт i культура здоров'я у сучасному сустльсга. - 2012. - № 3 (19). - С. 61-66.
17. Степанова, О. Н. Контент-анализ в практике маркетинговых исследований // Теория и практика маркетинговых исследований в сфере физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / О. Н. Степанова. - М.: Перспектива, 2015.- С. 143-153.
18. Змановская, Е. В. Руководство по управлению личным имиджем [Текст] / E. В. Змановская. - СПб.: Речь, 2005. - 255 с.
REFERENCES
1. Vechedov D. M., Vechedova A. D. Formirovanie imidzha uchitelya v protsesse obucheniya stu-dentov v kolledzhe. Srednee professionalnoe obrazovanie. 2011, No. 5, pp. 64-67.
2. Kriksunova I. Sozday svoy imidzh. St. Petersburg: Lan, 1997. 173 p.
3. Shepel V. M. Imidzhelogiya: Sekrety lichnogo obayaniya. Moscow: Kultura i sport, YuNITI, 1994.320 p.
4. Kovalchuk A. S. Osnovy imidzhelogii i delovogo obshcheniya. Rostov-on-Don: Feniks, 2003. 224 p.
5. Kuzin F. A. Sovremennyy imidzh delovogo che-loveka, biznesmena, politika. Moscow: Os-89, 2002.512 p.
6. Lobacheva E. V. Imidzh rukovoditelya. Moscow: UITs MFTs, 1999. 165 p.
7. Kalyuzhnyy A. A. Sotsialno-psikhologicheskie osnovy imidzha uchitelyadis. Extended abstract of ScD dissertation (Psychology). Yaroslavl: Yaroslavskiy gos. un-t im. P. G. Demidova, 2007. 50 p.
8. Makarova K. V., Novikova N. A. Osobennosti strukturnykh komponentov professionalnogo imidzha u uchiteley s raznym stazhem. Prepo-davatelXXI vek. 2011, No. 1, pp. 187-192.
9. Popova Zh. G. Sotsialno-psikhologicheskie os-obennosti predstavleniy ob imidzhe uchitelya nachalnoy shkoly. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow: Ros. gos. sotsial. un-t, 2007. 17 p.
10. Popova L. I. Imidzh sovremennogo pedagoga. Narodnoe obrazovanie. 2003, No. 2, pp. 234-237.
11. Tarasenko N. A. Formirovanie individualnogo imidzha budushchego uchitelya. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Orenburg: Orenburgskiy gos. ped. un-t, 2002. 24 p.
12. Shkurko N. M. Imidzh sovremennogo uchitelya: struktura, polovozrastnye osobennosti vospriyatiya i tekhnologii formirovaniya. Ex-
tended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow: Ros. gos. sotsial. un-t, 2006. 24 p.
13. Gayduk N. A. Pedagogicheskie aspekty formirovaniya professionalnogo imidzha budu-shchikh uchiteley fizicheskoy kultury. Peda-gogika, psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2008, No. 11, pp. 79-81.
14. Kuptsova V. G. Kharakteristika imidzha uchite-lya fizicheskoy kultury. Vestn. Chelyabinskogo gos. ped. un-ta. 2007, No. 8, pp. 89-96.
15. Saykina E. G. K voprosu o sovremennom imidzhe uchitelya fizicheskoy kultury. Problemy i perspe-ktivy razvitiya fizkulturnogo obrazovaniya: sb. nauch.-metod. rabot. St. Petersburg: Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena, 2011. Pp. 51-58.
16. Kovalchuk L. Tkachivska I., Prezliata H., Kury-liuk S. Components of professional image of future physical education teachers. Fizichne vikhovannya, sport i kultura zdorovya u suchas-nomu suspilstvi. 2012, No. 3 (19), pp. 61-66. (in Ukrainian)
17. Stepanova O. N. Kontent-analiz v praktike mar-ketingovykh issledovaniy. In: Stepanova O. N. Teoriya i praktika marketingovykh issledovaniy v sfere fizicheskoy kultury i sporta: ucheb. po-sobie. Moscow: Perspektiva, 2015. Pp. 143153.
18. Zmanovskaya E. V. Rukovodstvo po upravleni-yu lichnym imidzhem. St. Petersburg: Rech, 2005. 255 p.
Степанова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Stepanova Olga N., ScD in Education, Professor, Sports disciplines and methods of their teaching Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]
Шарый Вячеслав Анатольевич, студент Московского педагогического государственного университета, Институт физической культуры, спорта и здоровья e-mail: [email protected]
Shary Vyacheslav A., student, Moscow State University of Education, Institute of Physical Education, Sport and Health
e-mail: [email protected].