Научная статья на тему 'Отражение имиджа Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ в социальных интернет-сетях'

Отражение имиджа Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ в социальных интернет-сетях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE / ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE / СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ОТРАЖЕНИЕ ИМИДЖА ИНСТИТУТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / SPORT AND HEALTH / REFLECTION OF THE INSTITUTE'S IMAGE IN SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанова О.Н., Симонова О.С.

В эпоху информатизации и проникновения информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности студенты, абитуриенты и иные заинтересованные лица все чаще ищут информацию о вузах в киберпространстве. В этой связи немаловажным становится то, как отзываются о своем вузе и факультете (институте) в социальных сетях сами студенты. Ведь именно их отзывы напрямую влияют на имидж и репутацию вуза. Целью исследования стала оценка имиджа Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ в социальных сетях и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели был организован сбор и последующий контент-анализ отзывов, оставленных студентами вуза в социальных сетях ВКонтакте и Instagram. Контент-анализ откликов пользователей указанных социальных сетей показал, что число положительных характеристик в 2,25 раза превышает число отрицательных, а общее количество позитивных эпитетов (с учетом частоты их появления в отзывах об Институте) в 2,96 раза превосходит число негативных. Это указывает на то, что ИФКСиЗ МПГУ, в восприятии студентов пользователей социальных сетей, имеет скорее позитивный, нежели негативный имидж. В общем массиве отзывов об ИФКСиЗ были выделены три группы характеристик: 1) положительные, которые имеются у Института и создают ему позитивный имидж. Их необходимо усиливать и демонстрировать целевой аудитории; 2) отрицательные характеристики, которые имеются у Института и ухудшают или разрушают его имидж. Они требуют специального расследования и, в случае подтверждения, незамедлительного принятия мер со стороны руководства ИФКСиЗ МПГУ; 3) латентные характеристики, которые имеются (могут иметься) у ИФКСиЗ МПГУ и необходимы для улучшения его имиджа, но не были упомянуты студентами пользователями социальных сетей. Их следует активно транслировать целевой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of the image of the Institute of physical culture, sports and health in social networks

In the era of informatization and penetration of information and communication technologies in all spheres of human life, students, applicants and other interested persons are increasingly looking for information about universities in cyberspace. In this regard, it becomes important how students themselves report on their university and faculty (institution) in social net works. After all, their feedback directly affects the image and reputation of the university. The aim of the study was to assess the image of the Institute of Physical Culture, Sport and Health of the Moscow Pedagogical State University in social networks and develop recommendations for its improvement. To achieve this goal, the collection and subsequent content analysis of feedback given by university students on social networks in VKontakte and Instagram was organized. Content analysis of the responses of users of these social networks showed that the number of positive characteristics is 2.25 times higher than the number of negative ones, and the total number of positive epithets (taking into account the frequency of their appearance in the reviews about the Institute) is 2.96 times higher than the number of negative epithets. This indicates that the Institute of Physical Culture, Sport and Health of the Moscow Pedagogical State University in the perception of student users of social networks has a positive rather than a negative image. In the general array of reviews about Institute of Physical Culture, Sport and Health of the Moscow Pedagogical State University three groups of characteristics have been singled out: 1) Positive ones, which are available to the Institute and create a positive image for it. They need to be strengthened and demonstrated to the target audience; 2) Negative characteristics that are available to the Institute but worsen or destroy its image. They require special investigation and, if confirmed, immediately take action on the part of the leadership of Institute of Physical Culture, Sport and Health; 3) Latent characteristics that are available (may be available) to the Institute of Physical Culture, Sport and Health and are needed to improve its image, but were not mentioned by students who are users of social networks. They should be actively broadcast to the target audience.

Текст научной работы на тему «Отражение имиджа Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ в социальных интернет-сетях»

1УДК 339.138:378.096 ББК 65.291.3+74.48

ОТРАЖЕНИЕ ИМИДЖА ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ МПГУ В СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СЕТЯХ

О. Н. Степанова, О. С. Симонова

Аннотация. В эпоху информатизации и проникновения информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности студенты, абитуриенты и иные заинтересованные лица все чаще ищут информацию о вузах в киберпространстве. В этой связи немаловажным становится то, как отзываются о своем вузе и факультете (институте) в социальных сетях сами студенты. Ведь именно их отзывы напрямую влияют на имидж и репутацию вуза.

Целью исследования стала оценка имиджа Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ в социальных сетях и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели был организован сбор и последующий контент-анализ отзывов, оставленных студентами вуза в социальных сетях ВКонтакте и Instagram.

Контент-анализ откликов пользователей указанных социальных сетей показал, что число положительных характеристик в 2,25 раза превышает число отрицательных, а общее количество позитивных эпитетов (с учетом частоты их появления в отзывах об Институте) в 2,96 раза превосходит число негативных. Это указывает на то, что ИФКСиЗ МПГУ, в восприятии студентов - пользователей социальных сетей, имеет скорее позитивный, нежели негативный имидж. В общем массиве отзывов об ИФКСиЗ были выделены три группы характеристик:

1) положительные, которые имеются у Института и создают ему позитивный имидж. Их необходимо усиливать и демонстрировать целевой аудитории;

2) отрицательные характеристики, которые имеются у Института и ухудшают или разрушают его имидж. Они требуют специального расследования и, в случае подтверждения, незамедлительного принятия мер со стороны руководства ИФКСиЗ МПГУ;

3) латентные характеристики, которые имеются (могут иметься) у ИФКСиЗ МПГУ и необходимы для улучшения его имиджа, но не были упомянуты студентами - пользователями социальных сетей. Их следует активно транслировать целевой аудитории.

Ключевые слова: имидж, киберпространство, Институт физической культуры, спорта и здоровья, социальные сети, отражение имиджа Института в социальных сетях.

REPRESENTATION OF THE IMAGE OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND HEALTH IN SOCIAL NETWORKS

O. N. Stepanova, O. S. Simonova

Abstract. In the era of informatization and penetration of information and communication technologies in all spheres of human life, students, applicants and other interested persons are increasingly looking for information about universities in cyberspace. In this regard, it becomes important how students themselves report on their university and faculty (institution) in social net-

works. After all, their feedback directly affects the image and reputation of the university.

The aim of the study was to assess the image of the Institute of Physical Culture, Sport and Health of the Moscow Pedagogical State University in social networks and develop recommendations for its improvement.

To achieve this goal, the collection and subsequent content analysis of feedback given by university students on social networks in VKontakte and Instagram was organized. Content analysis of the responses of users of these social networks showed that the number of positive characteristics is 2.25 times higher than the number of negative ones, and the total number of positive epithets (taking into account the frequency of their appearance in the reviews about the Institute) is 2.96 times higher than the number of negative epithets. This indicates that the Institute of Physical Culture, Sport and Health of the Moscow Pedagogical State University in the perception of student users of social networks has a positive rather than a negative image.

In the general array of reviews about Institute of Physical Culture, Sport and Health of the Moscow Pedagogical State University three groups of characteristics have been singled out:

1) Positive ones, which are available to the Institute and create a positive image for it. They need to be strengthened and demonstrated to the target audience;

2) Negative characteristics that are available to the Institute but worsen or destroy its image. They require special investigation and, if confirmed, immediately take action on the part of the leadership of Institute of Physical Culture, Sport and Health;

3) Latent characteristics that are available (may be available) to the Institute of Physical Culture, Sport and Health and are needed to improve its image, but were not mentioned by students who are users of social networks. They should be actively broadcast to the target audience.

Keywords: image, cyberspace, Institute of Physical Culture, Sport and Health, social networks, reflection of the institute's image in social networks.

Проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности, всеобщая информатизация и усиление возможностей современных компьютерных, электронных и цифровых коммуникаций приводят к тому, что сегодня невозможно представить жизнь современного человека без Интернета и его социальных сетей [1, с. 117]. Ежедневно поисковые сервисы отвечают на интересующие нас вопросы. Социальные интернет-сети позволяют заглянуть в жизнь наших друзей, узнать последние новости, прокомментировать их, прочитать отзывы, оставленные простыми людьми о любых товарах, услугах и организациях. Именно оставленные отзывы помогают людям сформировать представление о любом объекте, оказывая влияние на их мнение как положительным, так и отрицательным образом [2, с. 61].

Пользователи социальных интернет-сетей в своих отзывах не обходят стороной образовательные организации, высказывая мнение о них или происходящих в них событиях в режиме реального времени [3, с. 45]. Институт физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного уни-

верситета (ИФКСиЗ МПГУ) также не обойден вниманием интернет-сообщества.

Целью исследования стала оценка имиджа ИФКСиЗ МПГУ в социальных интернет-сетях и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для оценки имиджа Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ нами был организован сбор отзывов, оставленных студентами вуза в социальных интернет-сетях ВКонтакте и ||^адгат. Сбор отзывов проводился с 1 по 30 сентября 2016 г. Всего было рассмотрено 638 откликов пользователей указанных социальных сетей. Для последующего рассмотрения было отобрано 64 отзыва, которые имели отношение к проблеме исследования. Полученные данные были обработаны методом качественно-количественного контент-анализа [4, с. 143-153].

Результаты качественно-количественного контент-анализа отзывов об Институте физической культуры, спорта и здоровья отображены в табл. 1 и 2. В табл. 1 приведены наиболее часто встречающиеся положительные высказывания об ИФКСиЗ МПГУ, в табл. 2 - негативные.

Как видно из табл. 1, наиболее часто встречающимся положительными откликами студен-

Таблица 1

Положительные высказывания пользователей социальных сетей ВКонтакте и Instagram об Институте физической культуры, спорта и здоровья МПГУ и частота их появления (п = 64)

Суждение Частота появления

Насыщенная событиями студенческая жизнь 9

Сильные команды по разным видам спорта 9

Отзывчивые сотрудники деканата 8

Дружный студенческий коллектив 7

Высокий рейтинг Института 7

Высокий уровень проведения педагогической практики 6

Большая и красивая территория 5

Наличие общежития рядом с Институтом 5

Возможность принять участие в Дне открытых дверей 4

Проведение научных конференций 4

Наличие образовательной программы по плаванию 4

Наличие тренажерного зала 4

Хорошая столовая 3

Проведение лыжного сбора 2

Возможность смотреть расписание онлайн 2

Сессия 2

Интересные пары 1

Близко от метро 1

Общее количество позитивных высказываний 83

Таблица 2

Негативные высказывания пользователей социальных сетей ВКонтакте и Instagram об Институте физической культуры, спорта и здоровья МПГУ и частота их появления (п = 64)

Суждение Частота появления

Разваливающийся спортивный зал 6

Преподаватели редко появляются на парах 5

Пример неэффективного вуза 4

Несерьезное отношение к образовательному процессу 4

Устаревшая система обучения 4

Скучные лекции 3

Низкий уровень преподавания 1

Далеко от центра 1

Общее количество негативных высказываний 28

тов, характеризующими имидж ИФКСиЗ МПГУ в социальных интернет-сетях, являются тезисы о том, что в Институте «насыщенная событиями студенческая жизнь», «сильные команды по разным видам спорта», «отзывчивые сотрудники деканата», «дружный студенческий коллектив», «высокий рейтинг Института», «высокий уровень проведения педагогической практики», «большая и красивая территория», «общежитие рядом», «есть тренажерный зал», «возможность

участия в Дне открытых дверей», «проводятся научные конференции» и др.

Согласно данным табл. 2, в отзывах пользователей социальных интернет-сетей наиболее часто фигурируют такие отрицательные высказывания об ИФК-СиЗ МПГУ, как «разваливающийся спортивный зал», «преподаватели редко появляются на парах», «пример неэффективного вуза», «несерьезное отношение к образовательному процессу», «устаревшая система обучения», «скучные лекции».

Проведя математическую обработку данных и сравнивая материалы табл. 1 и 2, можно сделать следующие выводы:

• общее количество положительных эпитетов (18) значительно (более чем в 2 раза) превышает число отрицательных (8);

• общее количество положительных суждений (с учетом частоты их появления в отзывах об Институте) (83) существенно (почти в 3 раза) превышает количество отрицательных (28).

Полученные данные позволяют утверждать, что ИФКСиЗ МПГУ в восприятии студентов - пользователей социальных интернет-сетей - имеет скорее позитивный, нежели негативный имидж (в соотношении 84,7 % к 15,3 %).

Для разработки рекомендаций по совершенствованию имиджа ИФКСиЗ МПГУ мы классифицировали отзывы студентов - поделили их на три группы [5, с. 90; 6, с. 72-74]:

• 1-я группа - положительные характеристики, которые имеются у Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ и создают ему позитивный имидж;

• 2-я группа - отрицательные характеристики, которые имеются у Института, но ухудшают или разрушают его имидж;

• 3-я группа - латентные характеристики,

которые имеются (могут иметься) у ИФКСиЗ МПГУ и необходимы для улучшения его имиджа, но не были упомянуты студентами - пользователями социальных сетей ВКонтакте и 1пб-tagram.

Указанные списки представлены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, главными имиджевыми характеристиками ИФКСиЗ МПГУ, входящими в первый список и которые необходимо будет усиливать и транслировать имиджевой аудитории, являются: «престижный вуз», «лучший педагогический университет», «качественное высшее образование», «квалифицированные специалисты», «работа (карьера) мечты», «любимое дело», «будущие возможности», «дружный и гостеприимный коллектив», «возможность продолжать занятия спортом», «наличие спортивных команд и секций», «большое красивое здание», «общение», «поддержание здоровья», «находится рядом с домом» и др.

В число характеристик, ухудшающих ИФК-

СиЗ в социальных интернет-сетях, входят: «плохой ремонт спортивного зала», «удаленность от центра», «преподаватели редко появляются на парах», «несерьезное отношение к образовательному процессу», «устаревшая система обучения», «скучные лекции», «низкий уровень преподавания». Данные характеристики требуют особого внимания, их не следует озвучивать, но следует открыто заявлять, что работа над их устранением ведется. В то же время очевидно, что эти факты, упомянутые пользователями социальных интернет-сетей, требуют специального расследования и, в случае подтверждения, незамедлительного принятия мер со стороны руководства вуза.

В число латентных характеристик, которые «работают» на позитивный имидж Института, но не были упомянуты пользователями социальных интернет-сетей, мы включили: «возможность продолжения спортивной карьеры во время обучения», «перспективы высокоопла-

Таблица 3

Типы имиджевых характеристик ИФКСиЗ МПГУ и основные направления работы с

ними

Тип характеристик Содержание Направления для работы

Положительные (имеются у ИФКСиЗ и «работают» на его позитивный имидж) «Высокий рейтинг Института», «насыщенная событиями студенческая жизнь», «дружный студенческий коллектив», «общежитие рядом с институтом», «сильные команды по разным видам спорта», «наличие тренажерного зала», «интересные пары», «отзывчивые сотрудники деканата», «высокий уровень проведения педагогической практики», «наличие образовательной программы по плаванию», «проведение лыжного сбора», «возможность смотреть расписание онлайн», «проведение научных конференций», «большая и красивая территория», «хорошая столовая» и др. Необходимо усиливать и демонстрировать (транслировать) целевой аудитории

Негативные (имеются у ИФКСиЗ, и снижают или разрушают его имидж) «Разваливающийся спортивный зал» Требует незамедлительного принятия мер со стороны руководства МПГУ

«Преподаватели редко появляются на парах», «несерьезное отношение к образовательному процессу», «устаревшая система обучения», «скучные лекции», «низкий уровень преподавания» Требуют специального расследования и, в случае подтверждения, незамедлительного принятия мер со стороны руководства ИФКСиЗ МПГУ

«Далеко от центра» Не афишировать

Латентные (необходимы для формирования требуемого имиджа, но не были упомянуты пользователями социальных сетей) «Возможность продолжения спортивной карьеры во время обучения», «перспективы высокооплачиваемой работы по окончании вуза», «интересная работа, обусловленная хорошей оснащенностью современных школ и вариативностью образовательных программ по предмету "Физическая культура"», «престижность получаемой профессии (направления и профиля подготовки), обусловленная наличием конкурса при устройстве на место учителя физической культуры и педагога дополнительного образования спортивной направленности», «активное развитие сферы физкультурно-спортивных услуг» Необходимо усиливать и демонстрировать (транслировать) целевой аудитории

чиваемой работы по окончании вуза», «интересная работа, обусловленная хорошей оснащенностью современных школ и вариативностью образовательных программ по предмету "Физическая культура"», «престижность получаемой профессии (направления и профиля подготовки), обусловленная наличием конкурса при устройстве на место учителя физической культуры и педагога дополнительного образования спортивной направленности», «активное развитие сферы физкультурно-спортив-ных услуг». Эти характеристики необходимо использовать как рекламные аргументы и транслировать имиджевой аудитории.

Как уже было сказано, имиджевые характеристики, вошедшие в первый и третий списки, необходимо усиливать и демонстрировать. Для этого рекомендуется использовать такие средства, как:

• регулярные PR-акции на базе ИФКСиЗ МПГУ: встречи с известными спортсменами и функционерами, мастер-классы по видам спорта, Дни открытых дверей, открытые соревнования, проведение научных конференций;

• в создаваемых Институтом информационных продуктах делать акцент на успехах и достижениях ИФКСиЗ, его студентов и педагогов, которые будут наглядно демонстрировать успешность вуза, мотивируя тем самым целевую аудиторию к поступлению и способствуя повышению его имиджа.

Характеристики из третьего списка (латентные имиджевые характеристики) необходимо целенаправленно транслировать целевой аудитории в рамках мероприятий по связям с общественностью (public relations). Для этого мы рекомендуем проводить встречи со студентами, на которых могли бы разбираться интересующие вопросы, организовывать Дни открытых дверей, на которых студенты и педагоги Института будут отвечать на вопросы потенциальных поступающих. Необходимо также озвучивать и/ или прописывать эти аргументы в вещательной рекламе на транспорте, интернет-рекламе.

Результаты проведенных исследований позволили сформулировать практические рекомендации по продвижению имиджа Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ в социальных интернет-сетях.

1. Организовать официальный сайт и пер-

сональные страницы ИФКСиЗ в социальных интернет-сетях. Они должны предоставлять полную и актуальную информацию об Институте, включая последние новости о студенческой и спортивной жизни Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ.

2. Следить за постоянным обновлением контента на новостных ресурсах Института. Студенческая и научная жизнь должны освещаться с позитивной стороны. Студенты получат возможность следить за актуальными новостями, будут видеть анонсы предстоящих мероприятий, в которых смогут принять участие, а также получат возможность общаться с представителями администрации Института.

3. Проводить регулярные Реакции на базе Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ: встречи с известными спортсменами и функционерами, мастер-классы по видам спорта, Дни открытых дверей, открытые соревнования, научные конференции.

4. В создаваемых Институтом информационных продуктах делать акцент на успехах и достижениях ИФКСиЗ, его студентов и педагогов, которые будут наглядно демонстрировать успешность вуза.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Плешаков, В. А., Угольков Н. В. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2013. - Т. 19, № 3. - С. 117-120.

2. Реснянская, М. А., Кузьмина С В. Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов // Молодой ученый. - 2016. - № 9-4 (113). - С. 61-63.

3. Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. -2011. - № 3. - С. 44-50.

4. Степанова О. Н. Теория и практика маркетинговых исследований в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие. - М.: Перспектива, 2015. - 386 с.

5. Змановская Е. В. Руководство по управлению личным имиджем. - СПб.: Речь, 2005. - 158 с.

6. Степанова О. Н., Шарый В. А. Профессио-

нальный имидж учителя физической культуры и пути его совершенствования // Наука и школа. - 2016. - № 5. - С. 68-76.

REFERENCES

1. Pleshakov, V. A., Ugolkov N. V. Internet kak faktor kibersotsializatsii molodezhi. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2013, Vol. 19, No. 3, pp. 117-120.

2. Resnyanskaya, M. A., Kuzmina S V. Vliyanie sot-sialnykh setey na mirovozzrenie studentov. Mo-lodoy uchenyy. 2016, No. 9-4 (113), pp. 61-63.

3. Feshchenko A. V. Sotsialnye seti v obrazovanii:

analiz opyta i perspektivy razvitiya. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie. 2011, No. 3, pp. 44-50.

4. Stepanova O. N. Teoriya i praktika marketingo-vykh issledovaniy v sfere fizicheskoy kultury i sporta: ucheb. posobie. Moscow: Perspektiva, 2015. 386 p.

5. Zmanovskaya E. V. Rukovodstvo po upravleni-yu lichnym imidzhem. St. Petersburg: Rech, 2005.158 p.

6. Stepanova O. N., Sharyy V. A. Professionalnyy imidzh uchitelya fizicheskoy kultury i puti ego sovershenstvovaniya. Nauka i shkola. 2016, No. 5, pp. 68-76.

Степанова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

e-mail: stepanova.olga.75@gmail.com; on.stepanova@mpgu.edu

Stepanova Olga N., ScD in Education, Professor, Chairperson, Sports disciplines and methods of their teaching

Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: stepanova.olga.75@gmail.com; on.stepanova@mpgu.edu

Симонова Ольга Станиславовна, студентка магистратуры Института физической культуры, спорта и здоровья ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» e-mail: melnik.loya@gmail.com

Simonova Olga S., master's student, Institute of Physical Culture, Sports and Health, Moscow Pedagogical State University

e-mail: melnik.loya@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.