ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15415. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15415.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15415
УДК 371.132
Купцова Валентина Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент Института физической куль туры и спорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагоги ческий университет», г. Оренбург kupcova [email protected]
Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «среда», «культурная среда» и «социокультурная среда» как компоненты, позволяющие влиять на формирование имиджа учителя - будущего профессионала. Социокультурная среда вуза рассматривается как пространство, способное изменяться под воздействием субъектов, поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы жизнедеятельности вузовского коллектива, которые определяют педагогический имидж коллектива и образовательного учреждения в целом. Выявлены взаимосвязанные компоненты имиджа учителя физической культуры.
Ключевые слова: среда, культурная среда, социальная среда, общество, имидж учителя физической культуры.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Общеизвестно, что среда и социальное окружение оказывают огромное влияние на формирование человека, его поведение, воспитание. В конце XX в. чаще стали говорить не только о культурной среде обитания человека, как это было принято в прошлом, но и о социокультурной среде. В данной работе, для понимания их различия, были проанализированы понятия «среда», «культурная среда» и «социокультурная среда».
По В. И. Далю, слово «среда» обозначает вещество, тело, толщу, пласт в веществах жидких, прозрачных и в то же время - общину, общество, сбор, толпу. В Толковом словаре русского языка, автор С. И. Ожегов, «среда» рассматривается как окружающие человека природные, социально-бытовые условия, обстановка, совокупность людей, связанных общностью этих условий. В Малом энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза - И. А. Ефрона слово «среда» определяется как совокупность внешних условий, в которых совершается какой-либо процесс. Толкование слова «среда» можно объединить в понятие как совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них. Этот факт необходимо учитывать всегда, так как «среда» отражает лишь ту часть бытия, которая окружает данную вещь, растение, животное или человека и оказывает на них то или иное воздействие. Понятие «среда» включает в себя явление, которое необходимо рассматривать по отношению к чему-то конкретному, и она оказывает воздействие на что-либо или кого-либо. В этом заключается ее главный признак, как, впрочем, и то, что между человеком и средой всегда существует органическая связь [1,2].
К настоящему времени достаточно серьезное научное обоснование получило не только понятие «среда», но и близкие к нему категории, такие как макро- и микросреда, мезосреда, природная, искусственная, естественная, социальная, культурная, эстетическая и др. Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы. Во-первых, социальная среда - это окружающие человека общественные, мате-
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15415. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15415.htm. - ISSN 2304-120X.
риальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Во-вторых, социальная среда представляет собой сложную систему, включающую как стихийные, так и сознательно (планомерно) действующие факторы. В-третьих, социальная среда имеет прямое отношение к обществу и в этом смысле тождественна среде общественной. В-четвертых, под социальной средой понимается совокупность факторов и условий (экономических, политических, культурных, семейно-бытовых и т. п.), влияющих на личность, а иногда определяющих её развитие и самореализацию (В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, В. Т. Лисовский, Ю. В. Сычев, В. Г. Спиркин, Г. Л. Смирнов, Г. Н. Филонов, А. Г. Харчев и др.) [3].
Она выступает как фон, при наличии и ощутимом участии которого разорачива-ется конкретная жизнь индивида и общности. К мезосреде относят более близкое окружение человека, ограниченное масштабами и географией его проживания, - город, село, микрорайон и т. п. Отсюда мезосреда более активно «вмешивается» и влияет на жизнь людей, поскольку также имеет отношение к фоновым моментам действительности. Наконец, микросреда, по мнению ученых, - это ближайшее достаточно устойчивое окружение человека, в котором он выступает активным членом и действенным субъектом отношений. Здесь исследователи выделяют такие типы микросред, как семейно-бытовая, учебно-воспитательная, производственно-трудовая, религиозная, спортивная и т. п.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод том, что социальная среда трактуется учеными так: 1) окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности; 2) сложная система, включающая как стихийные, так и сознательно (планомерно) действующие факторы; 3) совокупность факторов и условий (экономических, политических, культурных, семейно-бытовых и т. п.), влияющих (прямо или косвенно, стихийно или сознательно) на личность, ее поведение и сознание, а иногда определяющих ее развитие и самореализацию.
Учитывая анализ научной литературы, можно отметить, что культурная среда создается самим человеком, она ориентирована на его внутреннюю и духовную жизнь. Для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, представляющие собой личностное завоевание и оформившийся культурный мир человека. В отличие от среды социальной, образ которой можно представить в виде «фундамента», «основания» для деятельности человека (создание имиджа учителя физической культуры), культура являет собой способ этой деятельности (формирование у студентов имиджа учителя физической культуры). Культурная среда определяет, как именно люди действуют, что созидают и передают из поколения в поколение. В данной среде культура выступает аспектом деяния (умения делать), стороной любого вида деятельности, ее качественной характеристикой. При этом культурная деятельность - это деятельность по созиданию, распространению и потреблению ценностей культуры (педагогических ценностей, составляющих ядро имиджа учителя), может быть составной частью всякой социальной деятельности: производственной, бытовой и др. Культурная коммуникация осуществляется в определенной культурной среде, которая, согласно определению Л. Н. Когана, представляет собой устойчивую совокупность вещественных и личных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих на его культурное развитие и культурную деятельность. Отметим, что культурная коммуникация - это тот механизм, который создает и транслирует имидж [4, 5].
Большинство исследователей в области культурологии отмечают, что культурная среда - это сложная совокупность условий, факторов, институтов и объектов трансляции культуры, окружающих человека, оказывающих влияние на уровень его
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15415. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15415.htm. - ISSN 2304-120X.
культурного развития и способствующих его культурной самореализации. Культурную среду можно представить как систему, состоящую из следующих компонентов: средства массовой информации (радио, телевидение, газеты и т. п.); совокупность учреждений культуры (кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи, парки, стадионы), учреждения и организации образования, науки и искусства (театры, концертные залы, филармонии, картинные галереи и т. д.); традиции, обычаи, привычки, обряды; совокупность нравственных и духовных ценностей.
Анализ научных работ по проблемам социокультурной среды позволил установить, что определение данного понятия предполагает:
1) выявление социального значения культурных явлений;
2) обеспечение социокультурного подхода к анализу явлений;
3) рассмотрение культуры в соотношении духовных факторов с социальной регуляцией в культурно-исторических типах.
Мы пришли к выводу, что социокультурная среда - это прежде всего то, что обусловлено культурой, то, что направлено на усвоение социальных норм и требований и на внутренний мир человека, на его духовность. Именно это, на наш взгляд, отличает социокультурную среду от всех других сред.
В свете нашей работы приемлемым является подход Н. Б. Крыловой, где социокультурная среда представлена, с одной стороны, отношениями, ценностями, символами, предметами, вещами, а с другой стороны, включает в себя бытование неписаных культурных норм жизнедеятельности сообщества, его традиций, принятых правил, образцов поведения. Исходя из этого такие элементы социокультурной среды вуза, как ценности, отношения, традиции, правила, нормы, символы, мы назвали основными. Данные элементы составляют ядро социокультурной среды вуза и, по нашему мнению, пронизывают все сферы его жизнедеятельности. Таковыми в исследовании выступают учебно-воспитательная, профессиональная, научно-исследовательская и досуговая деятельность, управление, процесс коммуникации, эстетическое пространство и материально-предметный мир образовательного учреждения [6, 7].
Социокультурная среда вуза - это пространство, которое способно изменяться под воздействием субъектов, внедряющих новые формы творческого взаимодействия и активно при этом поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы, символы в различных сферах и формах жизнедеятельности вузовского коллектива, которые определяют своеобразный, неповторимый педагогический имидж коллектива и образовательного учреждения в целом. Наличие богатой и разнообразной социокультурной среды вуза является залогом его успешной деятельности, а отсутствие такой среды неминуемо будет сказываться на качестве обучения и воспитания, а значит, и на формировании у студентов имиджа учителя. Отсюда следует, что для формирования у студентов имиджа учителя физической культуры необходимо создавать такие педагогические условия, которые бы способствовали, с одной стороны, приумножению и обогащению социокультурной среды вуза, а с другой стороны, вовлечению студента в опыт самостоятельной деятельности по созданию своего индивидуального имиджа. В качестве таких условий можно выделить: погружение студентов в мониторинг, предметом которого выступает уровень сформированности имиджевых характеристик; культивирование педагогических ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности вузовского коллектива; реализацию комплексной программы непрерывного формирования у студентов имиджа учителя физической культуры [8, 9].
Деятельность учителя физической культуры востребована обществом. Следовательно, каждый учитель формирует свой профессиональный имидж. Учитывая
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15415. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15415.htm. - ISSN 2304-120X.
сущность имиджа учителя, ряд авторов подчеркивают его особенности: имидж учителя формируется целенаправленно, с учетом всех положительных компонентов, входящих в профессиональную деятельность; имеет характер стереотипа; имидж учителя физической культуры как особый психический образ целостно отражает личностно-профессиональные особенности учителя; оказывает эмоционально-психологическое воздействие на определенных лиц - учеников, коллег, социальное окружение; может выступать средством педагогического воздействия на учеников, имидж воздействует на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них - на сознание, поведение и результаты совместной деятельности (А. А. Деркач, Л. Ю. Донская, О. Б. Завьялова, А. А. Калюжный, Н. В. Кузьмина, Т. Н. Пискунова, А. А. Реан, Н. А. Тарасенко, В. М. Шепель, Н. М. Шкурко и др.).
Имидж учителя физической культуры - системное целостное образование, имеющее свою структуру, которая включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, внутренние и внешние. К внутренним относятся:
- знания (общепрофессиональные знания, знания теоретических основ педагогической имиджелогии);
- умения (методические, умения в области психотехнологий, диагностико-оценочные);
- способности к эмпатии и толерантности;
- установки, ориентированные на понимание, сопереживание, относительную независимость и самостоятельность учащихся, на профессионально-личностный рост и саморазвитие, выраженные в установке на формирование позитивного имиджа;
- ценности (ценность жизни ребенка, его личности как самоценности, ценность его и собственного здоровья); адекватная самооценка учителя.
Внешние компоненты:
- габитарный элемент, опосредованный во внешнем виде учителя, оформленный в контексте делового стиля; вербальный элемент, характеризующий речь учителя; кинетический элемент, выраженный в «языке приятия», отсутствии агрессивных проявлений в жестах, мимике, позах;
- процессуальный: демократический стиль руководства учителя; стиль общения на основе увлеченности учителя совместной с учащимися физкультурноспортивной деятельностью.
Под имиджем учителя физической культуры мы понимаем целенаправленно формируемый образ-представление учителя физической культуры, имеющий характер стереотипа и оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на учащихся, коллег, социальное окружение.
Имидж учителя физической культуры характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. Важными элементами имиджа являются внешний вид учителя физической культуры, его внутреннее состояние, самооценка, система ценностей и установок (его знания, умения). Все элементы проявляются в его деятельности, в характере взаимодействия с учащимися, родителями, коллегами и т. д. Это позволяет формировать положительное представление учителя о себе как о личности и профессионале и представление о нем у аудитории (учащихся, родителей, коллег) [10-13].
В широком спектре проблем гуманно ориентированного образования центральное место отводится анализу межличностных отношений в педагогическом процессе, особенно в сферах «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Анализ современных нормативных документов, регламентирующих содержание профессиональной деятельности учителя физической культуры, показывает, что они ориентируют его на
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15415. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15415.htm. - ISSN 2304-120X.
создание условий для становления у школьников ценностей здорового образа жизни, появления и поддержания у них положительных эмоций, чувства «мышечной радости» в процессе физической активности, обеспечения творческого самовыражения учащихся в физкультурной деятельности. Регламентируя создание условий для полноценного физического воспитания школьника, нормативная база ориентируется на учителя физической культуры, обладающего определенными коммуникативными качествами и владеющего средствами коммуникации. Следовательно, растет потребность в учителях физической культуры, способных на физкультурных занятиях занять гуманную позицию по отношению к ученику, гармонизировать межличностные взаимоотношения, установить в учебно-воспитательном процессе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, реализуя свои профессиональные функции через имиджмейкинг, что выдвигает в разряд актуальных проблему формирования его имиджевой компетентности. В учебном плане дисциплина по выбору «Формирование имиджевой компетентности специалистов физической культуры» вариативной части учебного цикла - Б3, профессиональный цикл (Б3.В.ДВ.4), направлена на формирование элементов следующих компетенций: ОК-1, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-7, готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе [13, 14].
В результате освоения дисциплины студент должен владеть: методами и приемами создания благоприятной атмосферы общения учителя физической культуры, спортивного педагога с коллективом занимающихся и между членами коллектива; образной, эмоциональной речью как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом; методами и приемами расположения к себе собеседника; навыками эмоционально-мимического сопровождения речи;
уметь: оценивать свою деятельность и деятельность всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, коллег, управленческого звена) с нравственно-этических позиций; подбирать и использовать различные модели коммуникации для решения задач, возникающих в процессе физкультурно-спортивной деятельности; планировать, контролировать, вносить коррективы в свою деятельность, в процесс педагогической деятельности во взаимодействии с другими студентами, учащимися, коллегами, родителями учащихся;
знать: сущность и содержание имиджевой компетентности учителя физической культуры; модели педагогической деятельности; технологии формирования имиджевой компетентности; педагогический потенциал вербальных и невербальных средств; методики реализаций взаимодействия в различных видах физкультурно-спортивной деятельности при использовании тех или иных моделей.
Важно понимать, что продукт (результат) профессиональной деятельности по созданию имиджа учителя физической культуры - это конечное состояние «предмета». Это имидж объекта с заданными характеристиками, сформированный у аудитории, или, иначе, измененное представление у членов аудитории о характеристиках объекта, выраженное в форме их мнения, поведения или действия по отношению к данному объекту; сформированность определенных характеристик у объекта-прототипа имиджа, если ставилась такая задача.
Педагогическому коллективу учебного заведения необходимо своим примером (на занятиях по теоретическому, практическому взаимодействию, во внеучебной деятельности) создавать положительные эмоционально устойчивые представления о деятельности учителя, педагога, тренера [15].
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15415. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15415.htm. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Купцова В. Г. Формирование имиджевой компетентности у будущего педагога физической культуры: учеб.-метод. пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 132 с.
2. Перелыгина Е. Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 1008 с.
3. Купцова В. Г. Указ. соч.
4. Климова Т. Е., Купцова В. Г. Имиджевая компетентность будущего педагога физической культуры: теория и практика формирования: монография / М-во образования и науки РФ; ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. ун-т». - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 150 с.
5. Купцова В. Г. Указ. соч.
6. Там же.
7. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать свой имидж. - М.: Дело, 2001. -238 с.
8. Купцова В. Г. Указ. соч.
9. Купцова В. Г., Панкратович Т. М. Создание профессионального имиджа учителя физической культуре: учеб.-метод. пособие / ФГБОУ ВПО «ОГПУ». - Оренбург, 2015. - 80 с.
10. Климова Т. Е., Купцова В. Г. Указ. соч.
11. Купцова В. Г. Указ. соч.
12. Купцова В. Г., Панкратович Т. М. Указ. соч.
13. Климова Т. Е., Купцова В. Г. Указ. соч.
14. Панасюк А. Ю. Указ. соч.
15. Купцова В. Г. Указ. соч.
Valentina Kupcova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the chair of Theory and Practice of Physical Education, Institute of Physical Culture and Sports, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg kupcova [email protected]
University environment as a forming factor of image of physical culture teacher among bachelors Abstract. The paper discusses the concept "environment", "cultural environment" and "socio-cultural environment," as components influencing the image of teacher. The socio-cultural environment of high school is seen as pro-space, which is able to change under the influence of the subjects of supporting certain values, attitudes, traditions, rules, regulations, vital activity of university staff, which determine the number of teaching staff image and educational institutions in general. Revealed interconnected components in the image of the teacher of physical culture.
Key words: environment, cultural environment, social environment, society, image of physical culture teacher. References
1. Kupcova, V. G. (2008). Formirovanie imidzhevoj kompetentnosti u budushhego pedago-ga fizicheskoj kul'tury: ucheb.-metod. posobie, MaGU, Magnitogorsk, 132 p. (in Russian).
2. Perelygina, E. B. (2003). Imidzh kak fenomen intersub#ektnogo vzaimodejstvija: soderzhanie i puti razvitija: dis. ... d-ra ped. nauk, Moscow, 1008 p. (in Russian).
3. Kupcova, V. G. (2008). Op. cit.
4. Klimova, T. E. & Kupcova, V. G. (2008). Imidzhevaja kompetentnost' budushhego pedagoga fizicheskoj kul'tury: teorija i praktika formirovanija: monografija / M-vo obrazovanija i nauki RF; GOU VPO “Magni-togorskij gos. un-t”, MaGU, Magnitogorsk, 150 p. (in Russian).
5. Kupcova, V. G. (2008). Op. cit.
6. Ibid.
7. Panasjuk, A. Ju. (2001). Vam nuzhen imidzhmejker? Ili o tom, kak sozdat' svoj imidzh, Delo, Moscow, 238 p. (in Russian).
8. Kupcova, V. G. (2008). Op. cit.
9. Kupcova, V. G. & Pankratovich, T. M. (2015). Sozdanie professional'nogo imidzha uchitelja fizicheskoj kulture: ucheb.-metod. posobie / FGBOU VPO “OGPU”, Orenburg, 80 p. (in Russian).
10. Klimova, T. E. & Kupcova, V. G. (2008). Op. cit.
11. Kupcova, V. G. (2008). Op. cit.
12. Kupcova, V. G. & Pankratovich, T. M. (2015). Op. cit.
13. Klimova, T. E. & Kupcova, V. G. (2008). Op. cit.
14. Panasjuk, A. Ju. (2001). Op. cit.
15. Kupcova, V. G. (2008). Op. cit.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15415. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15415.htm. - ISSN 2304-120X.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 03.11.15 Получена положительная рецензия 05.11.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 05.11.15 Опубликована 30.12.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Купцова В. Г., 2015
9 772304 120159
www.e-koncept.ru
7