Научная статья на тему 'Формирование профессионального имиджа будущего учителя начальной школы'

Формирование профессионального имиджа будущего учителя начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3850
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / IMAGE / IMAGEOLOGY / PROFESSIONAL IMAGE / PEDAGOGICAL IMAGE / FUTURE TEACHER / ELEMENTARY SCHOOL / TEACHERS' QUALITY / TEACHER'S IMAGE / PROFESSIONAL FORMATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме формированию профессионального имиджа будущего учителя начальных классов, который рассматривается как признак высокой профессиональной культуры и личностного качества педагога Основой профессионального имиджа является сочетание профессиональных и личностных качеств специалиста, способствующих успешной реализации профессиональной деятельности. Под дефиницией «профессиональный имидж современного учителя» мы понимаем форму жизненного проявления современного учителя, с помощью которой он, активизируя личностно-деловые качества, самоутверждается профессионально и личностно. Образа учителя должен формироваться с учетом специфики его деятельности и потребностей учащихся. При этом необходимо помнить, что каждый учитель это живая реклама образовательного учреждения, ведь через его образ создается впечатление у окружающих о состоянии образования в целом. Процесс формирования личности будущего учителя, его профессиональное становление, успех в педагогической деятельности зависят от многих общественных и культурных факторов, а также от собственной активной позиции. В современных условиях именно имидж становится необходимым атрибутом социально-профессиональных отношений. В педагогической деятельности все большую актуальность приобретает процесс создания целостного профессионального имиджа, который заключается прежде всего в усвоении и репродукции личностью опыта общественной жизни. Представлены перспективы дальнейших исследований проблемы формирования профессионального имиджа будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROFESSIONAL IMAGE OF THE FUTURE TEACHER IN THE PRIMARY SCHOOL

The article is devoted to the problem of formation of the professional image of the future teacher of elementary school, which is considered as a sign of high professional culture and personal qualities of the teacher. The basis of professional image is the combination of professional and personal qualities of a specialist, which promote successful realization of professional activity. Under the definition of «professional image of a modern teacher», we understand the form of life’s manifestation of a modern teacher, through which he, activating personal and business qualities, self-affirmates professionally and personally. The teacher’s image should be formed taking into account the specifics of his activities and the needs of students. At the same time it is necessary to remember that every teacher is a live advertisement of an educational institution, because of its image the impression is made about people about the state of education in general. The process of forming the personality of a future teacher, his professional development, and his success in teaching activity depend on many social and cultural factors, as well as on his own active position. In modern conditions, the image itself becomes an essential attribute of social and professional relations. In the pedagogical activity, the process of creating a holistic professional image, which consists, first of all, in the assimilation and reproduction of the personality of the experience of social life, becomes increasingly relevant. The prospects of further exploration of the problem of forming the professional image of the future teacher are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального имиджа будущего учителя начальной школы»

Savchenko Natalia Vladymyrovna FORMATION OF THE PROFESSIONAL .

pedagogical sciences

UDC 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2019

Савченко Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и образовательного менеджмента Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины (20300, Украина, Умань, улица Садовая 28, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена проблеме формированию профессионального имиджа будущего учителя начальных классов, который рассматривается как признак высокой профессиональной культуры и личностного качества педагога Основой профессионального имиджа является сочетание профессиональных и личностных качеств специалиста, способствующих успешной реализации профессиональной деятельности. Под дефиницией «профессиональный имидж современного учителя» мы понимаем форму жизненного проявления современного учителя, с помощью которой он, активизируя личностно-деловые качества, самоутверждается профессионально и личностно. Образа учителя должен формироваться с учетом специфики его деятельности и потребностей учащихся. При этом необходимо помнить, что каждый учитель - это живая реклама образовательного учреждения, ведь через его образ создается впечатление у окружающих о состоянии образования в целом. Процесс формирования личности будущего учителя, его профессиональное становление, успех в педагогической деятельности зависят от многих общественных и культурных факторов, а также от собственной активной позиции. В современных условиях именно имидж становится необходимым атрибутом социально-профессиональных отношений. В педагогической деятельности все большую актуальность приобретает процесс создания целостного профессионального имиджа, который заключается прежде всего в усвоении и репродукции личностью опыта общественной жизни. Представлены перспективы дальнейших исследований проблемы формирования профессионального имиджа будущего учителя.

Ключевые слова: имидж, имиджелогия, профессиональный имидж, педагогический имидж, будущий учитель., Начальная школа, качества учителя, образ учителя, профессиональное становление, педагогическая деятельность.

FORMATION OF THE PROFESSIONAL IMAGE OF THE FUTURE TEACHER

IN THE PRIMARY SCHOOL

© 2019

Savchenko Natalia Vladymyrovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer in pedagogy and educational management Uman state pedagogical university named after Pavlo Tychyna (20300, Ukraine, Uman, Sadova street, 28, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the problem of formation of the professional image of the future teacher of elementary school, which is considered as a sign of high professional culture and personal qualities of the teacher. The basis of professional image is the combination of professional and personal qualities of a specialist, which promote successful realization of professional activity. Under the definition of «professional image of a modern teacher», we understand the form of life's manifestation of a modern teacher, through which he, activating personal and business qualities, self-affirmates professionally and personally. The teacher's image should be formed taking into account the specifics of his activities and the needs of students. At the same time it is necessary to remember that every teacher is a live advertisement of an educational institution, because of its image the impression is made about people about the state of education in general. The process of forming the personality of a future teacher, his professional development, and his success in teaching activity depend on many social and cultural factors, as well as on his own active position. In modern conditions, the image itself becomes an essential attribute of social and professional relations. In the pedagogical activity, the process of creating a holistic professional image, which consists, first of all, in the assimilation and reproduction of the personality of the experience of social life, becomes increasingly relevant. The prospects of further exploration of the problem of forming the professional image of the future teacher are presented.

Keywords: image, imageology, professional image, pedagogical image, future teacher., Elementary school, teachers' quality, teacher's image, professional formation, pedagogical activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Стратегия развития современного украинского общества требует повышения требований к профессиональной подготовке будущих учителей начальной школы. Актуальной проблемой в наше время становится качество приобретенных знаний и навыков, конкурентоспособность выпускника в Европейском образовательном пространстве. Государство, система образования ставила и ставит перед учителем определенные цели и задачи, выдвигает новые требования к его личности. Изменения в обществе не могли не повлиять на педагогическую практику. Обществу нужен не только учитель, который дает знания, репродуцирует их, грамотный исполнитель, а, прежде всего, профессионал, способный к постоянному самосовершенствованию, ориентированный на творчество и гибкость мышления; личность, обладающая высокой общечеловеческой культурой, умеет спрогнозировать конечный результат своей деятельности, воплотить в жизнь свои идеи, активная, эмоционально уравновешенная и волевая личность.

Практика показывает, что современном образовании нужен эрудированный педагог, с высоким уровнем культуры и педагогического мастерства, который будет

работать на перспективу. По нашему убеждению, именно педагоги должны быть своеобразным эталоном, образцом для молодежи, им нужно быть не только специалистом высокого уровня, но и изысканной, воспитанным человеком, то есть придерживаться определенного профессионального имиджа. Следовательно, учителя постоянно находятся в поле зрения учащихся, родителей, коллег. Современная образовательная система должна отвечать высоким требованиям общества к личности педагога. Проблема формирования профессионального имиджа будущего учителя начальной школы в научной литературе не нова. Проблеме имиджа в образовательном процессе, его роли и путям формирования положительного имиджа посвящены работы известных педагогов, философов, психологов.

Поэтому социально-философский феномен понятие имиджа является предметом исследования (Д. Журавлев [1], Г. Ткаченко [2] А. Калюжный, [3] Г. Бороздина [4] и др. [5-12].

Также проблему формирования профессионально важных качеств специалиста в процессе непрерывного образования исследовали Л. Данильчук [13], В. Бочарова [15] и др. С позиций профессионально ориентированного подхода в системе профессиональной подготовки

педагогически науки

Савченко Наталья Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

специалиста освещена роль речевого имиджа в трудах К. Климкович [16], В. Орешкина [17] и др.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которые обосновывается авторская мысль; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В психолого-педагогической литературе отсутствуют фундаментальные исследования процесса формирования профессионального имиджа будущего учителя, в частности начальных классов в условиях деятельности учреждения высшего образования.

Формулирование целей статьи (постановка задачи). Целью нашей статьи является актуализация проблемы формирования профессионального имиджа будущего учителя и осуществления анализа основных понятий проблемы и обоснование целесообразности формирования положительного имиджа каждого современного учителя.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие «имидж» происходит от лат. «Imitari», что означает имитировать. В пер. по английскому языку «image» - образ, выражение - образ, который состоит не только из внешнего вида (одежда, украшения, прическа, макияж и др.), но и с осанки, походки, умение говорить, двигаться и т. д.

Отметим, что дословный перевод содержания понятия связан с визуальной стороной восприятия человека. Термин «имидж» в украинском языке закрепился и используется в двух основных значениях: как внешний образ, который мы видим, и образ -представление-репутация [13, с. 76].

В психолого-педагогическом словаре понятие «имидж» определено как стереотипированный образ конкретного объекта, существующий в сознании масс. Как правило, имидж относится к конкретному человеку, но может распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т. д. [14].

Важное место занимает изучение индивидуального имиджа, который является коммуникатором в процессах массовой коммуникации социальных групп (национальных, гендерных, профессиональных и т. д.). Исходя из этого, мы понимаем, что понятие «имидж» активно изучается с позиции разных научных течений. Так, за последние годы было собрано и систематизировано достаточно информации о наполненности содержательного понятия имиджа, что способствовало формированию новой научной отрасли имиджелогии.

Имидж под влиянием впечатлений способствует выявлению зрительных личностно-деловых качеств человека, которые выделяются через визуально-аудиальную оболочку. Таким образом именно впечатление о личности, а не оценка выступает как факт деятельности познания в процессе восприятия имиджа [15].

В период становления независимости Украины и переосмысления подходов к учебно-воспитательного процесса формирования понятия «имидж» в системе образования приобрел актуальность [16]. Ведь главной задачей современного учителя является научить и воспитать нового члена общества, адаптированного и конкурентоспособного, способного решать сложные проблемы. Поэтому, неуспех в деятельности учителя становится препятствием формирования положительного мнения о нем и влияет на эффективность осуществляемых педагогических воздействий. Следовательно, на сегодняшний день возникла необходимость в определении сущности педагогического имиджа как необходимого условия существования учителя в современных рыночных условиях [5, 8, 9].

В современной научной интерпретации понятия профессионального имиджа связывают с статусным образом личности и характеризуют как интенсивный эмоциональный, оценочный эффект, основанный на психологическом механизме персонификации. Имидж, как и

стереотип, задает апробированные пути идентификации объекта. Профессиональным стереотипом-типажу считают персонифицированный образ профессии или, другими словами, общий образ типичного профессионала. Основой профессионального имиджа является сочетание профессиональных и личностных качеств специалиста, способствующих успешной реализации профессиональной деятельности.

В результате анализа философских и психолого-педагогических исследований по выбранной проблеме выяснено, что под дефиницией «профессиональный имидж будущего учителя» понимают форму жизненного проявления современного учителя, с помощью которой он, активизируя личностно-деловые качества, самоутверждается профессионально и личностно [17].

Итак, исходя из выше сказанного, имидж учителя -это один из основных средств реализации принципов саморазвития личности. Так, положительный имидж современного учителя тесно связано с его профессиональной компетентностью, педагогическим мастерством, психолого-педагогической культурой и личностными и профессионально значимыми качествами.

Процесс формирования личности будущего учителя начальной школы, его профессиональное становление, успех в педагогической деятельности зависят от многих общественных и культурных факторов, а также от собственной активной позиции. Молодой человек, поступила в высшего педагогического учебного заведения, имеет индивидуальные особенности, сформированные под влиянием семьи, школы, жизненных условий и тому подобное [18-20].

Они проявляются в системе ее ценностей, убеждений, интересов, позиций, норм поведения, в отношении к себе, миру, выбранной специальности и, соответственно, в современных условиях возникают вопросы: как помочь будущему учителю разобраться в себе и найти свое профессиональное лицо и развить его педагогическую культуру и профессиональное мышление? Как выработать собственный стиль взаимодействия с учащимися, с коллегами и преодолеть стереотипы во взглядах на суть педагогической деятельности?

Отметим, что формировать положительный имидж учителю необходимо значительно больше, чем специалистам других профессий, ведь учитель формируют имидж своих учеников. Учитель для них - эталонная модель. Учителями должны быть лучшие представители общества [17]. Каждый учитель должен быть яркой личностью, потому что благодаря своей личности, он привлекает учащихся, развивает интерес к своему предмету.

Заметим, что при формировании имиджа учителя его личные качества отражаются в несколько деформированном видении окружающих, поэтому на формирование имиджа также влияют следующие факторы: сам учитель; имиджмейкеры; средства массовой информации; окружающие (друзья, родные, сотрудники, ученики, родители учеников и др.) Благодаря имиджа можно составить общее впечатление об учителе, его характер, образованность, интеллект, уровень культуры, поведение и тому подобное. Эти качества могут быть сформированы на основании прямой информации, формирует имидж, или информация осознается или не осознается человеком, поскольку находится на подсознании и проявляет себя только в чувствах.

Образа учителя должен формироваться с учетом специфики его деятельности и потребностей учащихся. При этом необходимо помнить, что каждый учитель -это живая реклама образовательного учреждения, ведь через его образ создается впечатление у окружающих о состоянии образования в целом.

В современных условиях именно имидж становится необходимым атрибутом социально-профессиональных отношений. В педагогической деятельности все большую актуальность приобретает процесс создания целостного профессионального имиджа, который за-

Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1(3)

61

Savchenko Natalia Vladymyrovna FORMATION OF THE PROFESSIONAL .

pedagogical sciences

ключается прежде всего в усвоении и репродукции личностью опыта общественной жизни. В связи с переосмыслением процессов профессионального становления возникает необходимость пересмотра сущности профессиональной компетентности в контексте подготовки будущего учителя.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований этого направления. Таким образом, формирование личности будущего педагога - важнейшее образовательное задача, имеет комплексный характер, поэтому формирование профессионального имиджа будущего учителя происходит в двух направлениях: развитие личностных и совершенствование профессионально значимых качеств педагога.

Профессиональный педагогический имидж будущего учителя начальной школы - это форма самовыражения индивидуального целостного образа личности педагога, как реализатора потребностей микро- и макросоциума в образовательных услугах, при которой выявляются наиболее выразительные деловые и личностные качества.

Дальнейшую работу следует направлять в контекст основательного анализа научной литературы по структуре, содержанию и особенностей формирования профессионального имиджа учителя начальной школы и на его основе выделения компонентов данного процесса в условиях подготовки будущего учителя начальной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журавльов Д. Имидж учителя — необходимость или дань моде? Народное образование XXI век. 2003. № 7. С. 153.

2. Ткаченко Г. И. Имидж современной образовательного учреждения. Управление школой. 2006, № 21. С. 19-21.

3. Калюжный А. А. Особенности построения профессионального имиджа. Вестник Государственного университета управления. Серия: Социология и управление персоналом. № 3 (19), Москва: ГУУ, 2006. С. 59-63.

4. Бороздина Г. В. Психология делового общения. Москва: ИНФРА-М, 2002. 295 с.

5. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущих педагогов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 206-208.

6. Шумилова О.Н. Мониторинг рынка труда как условие формирования эффективного имиджа вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 153-156.

7. Дианова Ю.А., Назаренко А.В. Формирование имиджа будущего педагога профессионального обучения средствами портфолио-технологии //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 79-84.

8. Федосова И.В. Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 162-166.

9. Димухаметов Р.С., Столбова Е.А., Цилицкий В.С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 422-424.

10. Сысоева Е.Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 209-213.

11. Дьяков И.И., Вологин И.С., Островская И.Э. Роль маркетинговых исследований в обеспечении конкурентоспособности вуза // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 19-23.

12. Балакирева Е.И., Лексакова Н.В. Коллективный педагогический субъект: сущностные характеристики понятия //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 139-142.

13. Данильчук Л. А. Основы имиджа и этикета: учебное пособие. К.: Кондор, 2004. 234 с.

14. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е. С. Минск: «Соврем. слово», 2006. 262 с.

15. Бочарова В. А. Чтобы в воспитании господствовала разумность. Москва: 1936. 154 с.

16. Климкович К. Технология построения имиджа учителя. Педагогическая техника. 2005. № 3. С. 103-108.

17. Орешкин В. Г. Тренинг формирования имидж. Москва: ИНФРА-М, 2008. 240 с.

18. Примакова В.В. Профессионализация учителей начальной школы в условиях последипломного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 55-58.

19. Петрова М.А. Профессиональная проба как условие формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 109-112.

20. Зиновьева М.П., Фирсова Т.Г. Учитель начальных классов: требования государства и представления будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 105-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.