Научная статья на тему 'Формирование профессионального имиджа социального педагога'

Формирование профессионального имиджа социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1573
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL IMAGE / SOCIAL CARE TEACHER / IMAGE-MAKING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна

Введение. Реформирование российской системы высшего образования, результаты последних исследований в области современных образовательно-педагогических технологий, связанных с проблемой формирования профессионального имиджа будущего социального педагога, требуют учитывать в процессе его подготовки возросшие требования социума к личности, необходимость выработки у нее определенного стиля социального поведения, обеспечивающего успешность и результативность предстоящей профессиональной деятельности. Цель статьи состоит в обосновании педагогических условий и описании авторской модели формирования профессионального имиджа будущего социального педагога. Методология и методы. Методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории познания, философии и психологии о предметном характере человеческой деятельности; теории личности и ее развития в процессе обучения и воспитания; положения системного, личностно-деятельностного, синергетического, акмеологического, культурологического подходов; концептуальные основы профессионально-педагогической подготовки будущего социального педагога; теоретико-методологические положения социальной педагогики, основанные на достижениях современных исследователей по использованию педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы; теории и методики применения образовательных технологий. Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем были выделены педагогические условия обучения будущих социальных педагогов созданию собственного профессионального имиджа. Разработана модель, позволяющая сформировать в период обучения имиджевую составляющую избранной профессии. Экспериментальным путем проверена эффективность внедрения модели в практику учебного процесса вуза. Выделены критерии, показатели и уровни сформированности у будущих социальных педагогов профессионального имиджа, соответствующие его компонентам личностному, компетентностному, коммуникативному, поведенческому и визуальному. Уточнено и конкретизировано понятие «профессиональный имидж будущего социального педагога». Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для модернизации учебно-воспитательного процесса в вузе по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», при повышении квалификации специалистов, а также в целях самообразования как студентов, так и дипломированных социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IMAGE FORMATION OF A FUTURE SOCIAL CARE TEACHER

Introduction. The reform and modernization of the Russian system of higher education, including the results of recent research in the field of modern educational and pedagogical technologies, consider the problem of forming a professional image of the future Social Care teacher. It is required to take into account the increased demands of society to the human, the need to develop a new style of social behavior, thus providing success and effectiveness of the forthcoming professional activity. The aims of the publication are to justify pedagogical conditions and to describe the author’s model for the formation of a professional image of the future Social Care teacher. Methodology and research methods. The methodological basis of the present research is presented by: conceptual thesis of the theory of knowledge, philosophy and psychology about the subject nature of human activity; personality theories and theories of personality development in the course of training and education; basic principles of system-based, personality-activity, synergetic, acmeological, and culturological approaches; conceptual grounds of professional and pedagogical training of future social teacher; theoretical-methodological thesis of social pedagogics based on achievements of modern researchers related to the use of pedagogical technologies in teaching and educational process of the higher school; theories and techniques of educational technologies use. Results and scientific novelty. The pedagogical conditions for the professional image formation training of future Social Care teachers were substantiated by empirical evidence. The developed model enables to create an image component of the chosen profession during the process of training. The efficiency of model implementation during the educational process of higher education institution is experimentally tested. The criteria, indicators and levels of the formation of the professional image of future Social Care teachers, corresponding with its constituent components (personal, competence, communicative, behavioral and visual), are highlighted. The concept “professional image of the future Social Care teacher” is clarified and concretized. Practical significance. The research materials can be used to modernize the teaching and educational process at university to provide advanced study in speciality area "Psychological and Pedagogical Education"; advanced vocational training of specialists, as well as self-education of both students and graduate social educators.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального имиджа социального педагога»

УДК 371.13:37.013.42 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-52-69

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Н. А. Глузман

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Евпаторийский институт социальных наук (филиал), Евпатория, Россия.

E-mail: gluzman_n@mail.ru

Аннотация. Введение. Реформирование российской системы высшего образования, результаты последних исследований в области современных образовательно-педагогических технологий, связанных с проблемой формирования профессионального имиджа будущего социального педагога, требуют учитывать в процессе его подготовки возросшие требования социума к личности, необходимость выработки у нее определенного стиля социального поведения, обеспечивающего успешность и результативность предстоящей профессиональной деятельности.

Цель статьи состоит в обосновании педагогических условий и описании авторской модели формирования профессионального имиджа будущего социального педагога.

Методология и методы. Методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории познания, философии и психологии о предметном характере человеческой деятельности; теории личности и ее развития в процессе обучения и воспитания; положения системного, личнос-тно-деятельностного, синергетического, акмеологического, культурологического подходов; концептуальные основы профессионально-педагогической подготовки будущего социального педагога; теоретико-методологические положения социальной педагогики, основанные на достижениях современных исследователей по использованию педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы; теории и методики применения образовательных технологий.

Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем были выделены педагогические условия обучения будущих социальных педагогов созданию собственного профессионального имиджа. Разработана модель, позволяющая сформировать в период обучения имеджевую составляющую избранной профессии. Экспериментальным путем проверена эффективность внедрения модели в практику учебного процесса вуза. Выделены критерии, показатели и уровни сформированности у будущих социальных педагогов професси-

онального имиджа, соответствующие его компонентам - личностному, компе-тентностному, коммуникативному, поведенческому и визуальному. Уточнено и конкретизировано понятие «профессиональный имидж будущего социального педагога».

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для модернизации учебно-воспитательного процесса в вузе по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», при повышении квалификации специалистов, а также в целях самообразования как студентов, так и дипломированных социальных педагогов.

Ключевые слова: профессиональный имидж, социальный педагог, имиджелогия, психолого-педагогическое образование, профессиональная подготовка, педагогические условия

Благодарности. Автор выражает благодарность заведующей кафедрой менеджмента и образовательных технологий Ульяновского государственного педагогического университета М. И. Лукьяновой за совместную плодотворную работу и предоставленные возможности для проведения научных исследований; докторам педагогических наук Тульского государственного педагогического университета С. В. Митрохиной и В. А. Романову за профессиональные рекомендации по структуре и содержанию рукописи и квалифицированные советы в научных поисках.

ДЛя цитирования: Глузман Н. А. Формирование профессионального имиджа социального педагога // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 52-69. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-52-69

PROFESSIONAL IMAGE FORMATION OF A FUTURE SOCIAL CARE TEACHER

N. А. Gluzman

The Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch), Yevpatoria, Russia.

E-mail: gluzman_n@mail.ru

Abstract. Introduction.. The reform and modernization of the Russian system of higher education, including the results of recent research in the field of modern educational and pedagogical technologies, consider the problem of forming a professional image of the future Social Care teacher. It is required to take into account the increased demands of society to the human, the need to develop a new style of social behavior, thus providing success and effectiveness of the forthcoming professional activity.

The aims of the publication are to justify pedagogical conditions and to describe the author's model for the formation of a professional image of the future Social Care teacher.

Methodology and research methods. The methodological basis of the present research is presented by: conceptual thesis of the theory of knowledge, philosophy and psychology about the subject nature of human activity; personality theories and theories of personality development in the course of training and education; basic principles of system-based, personality-activity, synergetic, acmeological, and culturological approaches; conceptual grounds of professional and pedagogical training of future social teacher; theoretical-methodological thesis of social pedagogics based on achievements of modern researchers related to the use of pedagogical technologies in teaching and educational process of the higher school; theories and techniques of educational technologies use.

Results and scientific novelty. The pedagogical conditions for the professional image formation training of future Social Care teachers were substantiated by empirical evidence. The developed model enables to create an image component of the chosen profession during the process of training. The efficiency of model implementation during the educational process of higher education institution is experimentally tested. The criteria, indicators and levels of the formation of the professional image of future Social Care teachers, corresponding with its constituent components (personal, competence, communicative, behavioral and visual), are highlighted. The concept "professional image of the future Social Care teacher" is clarified and concretized.

Practical significance. The research materials can be used to modernize the teaching and educational process at university to provide advanced study in speciality area "Psychological and Pedagogical Education"; advanced vocational training of specialists, as well as self-education of both students and graduate social educators.

Keywords: professional image, Social Care teacher, image-making, psychological and pedagogical education, vocational training, pedagogical conditions

Acknowledgements. The author expresses sincere gratitude to Professor M. I. Lukyanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Management and Educational Technologies of the Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, for joint fruitful work and presented opportunities for scientific research. The author is also very thankful to S. V. Mitrokhina and V A. Romanov, Doctors of Pedagogical Sciences, Professors of the Department of Pedagogy, Disciplines and Methods of Primary Education of Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, for professional advice on the structure and content of the manuscript and qualified advice in scientific research.

Forcitation: Gluzman N. A. Professional image formation of a future social care teacher. The Education and Science Journal. 2017; 9 (19): 52-69. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-52-69

Введение

Социально-экономическое состояние России, как и любой другой страны, в значительной степени определяется человеческим потенциалом, уровнем профессионализма, компетентности и креативности людей. Современная че-ловекоцентрированная философия акцентирует внимание на уникальности личности, развитии ее самосознания и обретении понимания собственной идентичности. В связи с этим педагог XXI в. должен обладать не только фундаментальными знаниями по своему предмету, но и эффективным инструментарием для комплексного осуществления учебной, социально-педагогической, психолого-педагогической, культурно-образовательной, научно-методической, организационно-управленческой деятельности [1].

В контексте университетской подготовки высококвалифицированных педагогических кадров актуальность приобретает формирование готовности будущего специалиста к успешной профессионализации, непрерывному самообразованию и полной самореализации на предстоящем трудовом поприще. На достижение этой цели направлены и федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»1, и государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг.2, и Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года3. В этих документах особое значение придается профессиональной подготовке социальных педагогов, частью которой является формирование их профессионального имиджа [2].

Имидж социального педагога - это сумма позитивных образов работника, который имеет высокий уровень педагогической культуры, психологических и социальных компетенций, стремится к личностному и профессиональному самосовершенствованию, является в представлени-

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.rg.ru/2012/12/30/ob-razovanie-dok.html (дата обращения: 11.05.2017).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // Консультант Плюс [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 197638&fld=134&dst=100009&from=138166-0&rnd=210680.24059057096019387& (дата обращения: 11.05 2017).

3 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант Плюс [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://library.brstu.ru (дата обращения: 11.05.2017).

ях воспитанников, их родителей, своих коллег и общественности успешным, социально и личностно важным человеком и квалифицированным специалистом. Внутренний имиджевый образ отражает самосознание личности социального педагога, который должен обладать целостной совокупностью системных и функциональных качеств творчески работающего профессионала. Образ, складывающийся из внешних характеристик, выступает производной от качества общественно значимой деятельности социального педагога, его способностей обеспечить эффективное профессиональное взаимодействие с учащимися, коллегами и общественностью. Поскольку умелое коммуницирование и результативное сотрудничество являются непосредственными обязанностями социального педагога, обретение им умений и навыков формирования собственного имиджа - важная задача его подготовки в период обучения в вузе.

Обзор литературы

Содержательное наполнение понятия «имидж» (лат. imago - образ, подобие), встречающегося в философской, социологической, экономической, политологической, психолого-педагогической литературе, имеет длительную историю. В историографии возникновения, становления и развития категории «имидж» можно выделить допонятийный (доконцептуаль-ный) этап, этап систематизации (классификации), информационно-смысловой и глубинно-исследовательский этапы.

В допонятийный (доконцептуальный) период - начиная с родопле-менного строя по 30-е гг. XX в. - представления об имидже в качестве объекта социальной действительности не носят осмысленного характера, отличительными чертами методов и способов создания имиджа являются стихийность и противоречивость.

На этапе систематизации (классификации) - с 30-х гг. по 70-е гг. XX в. - происходит обобщение и расширение представлений об имидже. Делаются попытки сформулировать его определения, эксплицировать, объяснить посредством других понятий, хотя имидж все еще не рассматривается как отдельная научная категория.

В информационно-смысловой период, временные рамки которого охватывают период с 70-х по 90-е гг. XX в., в зарубежной и отечественной научной мысли осуществляется смысловое наполнение категории имиджа, происходит становление имиджелогии как отдельной дисциплины. Имидж проникает почти во все сферы человеческой жизнедеятельности и становится междисциплинарным понятием.

На современном глубинно-исследовательском этапе (XXI в.) имидж начинает изучаться в рамках различных наук, обосновывается его сущность и выделяется его компонентный состав [3-5]. Осознается значимость формирования имиджа, разрабатываются и внедряются в практику эффективные условия и технологии его создания [6], что, в частности, находит отражение и в диссертационных работах по теории и методике профессиональной подготовки будущих социальных педагогов (табл. 1).

Таблица 1

Диссертационные исследования, в которых поднимаются проблемы формирования имиджа социальных педагогов (2001-2016 гг.)

Table 1

Dissertations concerning the issues of image formation of social care teachers

(2001-2016)

Исследователи | Содержание и основные направления исследований

1 1 2

Составляющие профессиональной подготовки социальнъх педагогов

Ю. Н. Галагузова (2002) теория и практика системной профессиональной подготовки

Ч. И. Лопсан (2003), Е. Д. Макарова (2006) воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества

Е. А. Журавлева (2004) психологическая устойчивость

М. А. Емельянова (2005) профессиональная зрелость и механизмы ее формирования

Т. Т. Щелина (2006) духовно-ценностная ориентация

Т. А. Манцурова (2007) ответственность социального педагога

Е. А. Власова (2008) подготовка к профессиональному саморазвитию

Т. В. Склярова (2008) возможности конфессионально-ориентированных вузов в подготовке социальных педагогов

Г. П. Шаглиева (2010) культура межэтнического общения социального педагога

Л. В. Порхун (2010) психологические технологии повышения продуктивности профессиональной деятельности социальных педагогов

Т. В. Третьякова (2011) толерантность у социальных педагогов

Н. В. Курилович (2012) профессиональное общение как компонент культуры социального работника

Ю. А. Агаева (2013) профессионализм социального педагога в контексте корпоративно-профессиональной культуры

1 2

М. В. Дудкина (2015) развитие общей культуры у социальных педагогов во внеаудиторной деятельности

Л. А. Галкина (2015) работа социального педагога с одаренными детьми младшего школьного возраста

Проблемы реализации компетентностного подхода в системе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов: формирование компетентности в целом и отдельных ее видов

З. М. Махмутова (2006), И. С. Николаева (2011), С. В. Старикова (2008), О. В. Баркунова (2010) общая профессиональная компетентность социального педагога (структура, методы и средства ее развития)

А. Л. Фатыхова (2005) социально-перцептивная компетентность

А. В. Молчанова (2008) профессионально-правовая компетентность

Е. В. Кузнецова (2010) коммуникативная компетентность

А. Ю. Прокопенко (2013) темпоральная компетентность

Р. К. Джандосов (2007) эстетическая компетентность

Составляющие профессионального имиджа социальных педагогов

Е. С. Головина (2005), Е. Н. Меркулова (2006), В. П. Сморчкова (2007) общая профессиональная культура

Е. В. Климкина (2001) профессионально-речевая культура

С. К. Магометова (2002) нравственная культура

О. Ю. Кулаковская (2003) профессиональное самосознание

Л. И. Кобышева (2004), Л. Я. Елисеева (2005) профессионально важные качества

С. А. Маскалянова (2005) профессиональный имидж

В. А. Щербаков (2010) ценностные ориентации

Н. А. Рачковская (2013) эмоциональная культура

Анализ содержания перечисленных в табл. 1 исследований, посвященных формированию и развитию профессиональной компетентности социальных педагогов в XXI в., обязательности наличия у них сформиро-

ванных гуманистических ценностных ориентаций, высокого уровня культуры и т. д., свидетельствует о важности формирования имиджа этой категории служащих.

Так, по мнению Ю. А. Агаевой, О. В. Баркуновой, Л. А. Галкиной, М. В. Дудкиной, Е. В. Кузнецова, Н. В. Курилович, А. Ю. Прокопенко, Н. А. Рач-ковской, Т. В. Третьяковой и др., личность социального педагога должна в идеале представлять собой образец лидера-наставника современного поколения, который обладает не только профессиональной компетентностью, но и высокой степенью ответственности, потребностью в максимальной самореализации, гибкостью в выборе стратегий при исполнении своих трудовых функций [7-15].

В. А. Романов и В. В. Коритчук выделяют ведущее условие эффективности формирования имиджа будущих педагогов - целостность учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, единство и гармоничность всех его компонентов. В содержательном аспекте такая целостность достигается за счет установки взаимосвязей между профессиональными усилиями и способами их приложения, опытом имиджет-ворческой деятельности и эмоционально-волевым отношением студентов к себе, ценностям профессиональной среды, вырабатывающимся посредством профессионального самообразования и самовоспитания, учебного и технологического творчества [16].

В XXI в. зарубежные исследователи также активизировали поиски в области различных аспектов теории и практики профессиональной подготовки педагогов, технологий повышения уровня их профессионального имиджа. В частности, проанализировано влияние эмоциональной напряженности и социальной поддержки педагогов на развитие синдрома профессионального выгорания у учителей в Италии и Швейцарии (C. Fiorilli и др.); обоснована зависимость эффективности совместного обучения, уровня учебных достижений будущих социальных педагогов от типа личности (T. L. N. Emerson, L. English, K. M. McGoldrick) и генетически обусловленных черт характера, а не только от интеллекта обучающихся (E. Krapohl); обсуждаются проблемы образования взрослых людей в современном мире, в том числе социальных работников (A. Kokkos, B. Nemeth); раскрыта роль социальной зрелости в развитии профессионального имиджа социальных педагогов (V. Nagra, M. Kaur); выявлена зависимость качества обучения и развития студентов от профессионального имиджа преподавателей (M. Kunter, U. Klusmann, J. Baumert, D. Richter, T. Voss, A. Hachfeld и др.) [17-23].

Таким образом, мировое научное сообщество в числе приоритетных направлений функционирования и развития образования выделяет профессиональный имидж педагогов, основными компонентами которого являются фундаментальное образование, компетентность, творческая инициатива, личностные профессионально значимые качества, стремление к акмеологическому обучению в течение всей жизни. Их эффективное сочетание и определяет уровень профессионального роста педагога.

Обобщая результаты, представленные в публикациях разных ученых, можно констатировать следующее: процесс зарождения и становления понятия профессионального имиджа социального педагога в современном его понимании в российских и зарубежных научных школах развивается на основе богатого социально-педагогического наследия и истории становления системы профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Постепенно происходит осознание важности формирования профессионального имиджа специалистов, широко исследуются и экспериментально проверяются пути его совершенствования. Все это указывает на актуальность и целесообразность разработки модели формирования положительного профессионального имиджа у будущих специалистов еще в период их обучения, что позволит значительно повысить уровень существующей системы профессиональной подготовки и обеспечить оптимальные условия для гармоничного развития социальных педагогов, приступающих к трудовой деятельности.

Материалы и методы

Экспериментальной базой нашего исследования стали несколько вузов: Евпаторийский институт социальных наук (филиал), Гуманитарно-педагогическая академия (филиал в Ялте), Институт педагогического образования и менеджмента (филиал в Армянске) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова и др. Согласно программе исследования опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение подготовительного (2014 г.), констатирующего (2014-2015 гг.), формирующего (2015-2016 гг.), контрольного (2016 г.) этапов.

На констатирующем этапе основным инструментарием диагностики уровня сформированности профессионального имиджа были избраны:

- диагностика направленности личности Б. Басса (ориентационная анкета);

- опросник оценки потребности в формировании профессионального имиджа;

- анкета «Формирование профессионального имиджа: мое личное отношение»;

- тестирование по имиджелогии и анкетирование «Профессиональный имидж социального педагога: какой он?»;

- комплекс учебных задач;

- тест «Насколько у Вас сформированы качества социального педагога?»;

- наблюдение;

- опросник для оценивания уровня сформированности умений социального педагога строить свой профессиональный имидж;

- тест «Ваш имидж» (М. Подопригора);

- методика «Оценка параметров имиджа и создание личного имиджа» (М. Спиллейн, модификация В. Шепеля);

- диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Бережнова).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории познания, философии и психологии о предметном характере человеческой деятельности; теории личности и ее развития в процессе обучения и воспитания; положения системного, личностно-деятель-ностного, синергетического, акмеологического, культурологического подходов; концептуальные основы профессионально-педагогической подготовки будущего социального педагога; теоретико-методологические положения социальной педагогики, основанные на достижениях современных исследователей по использованию педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы; теории и методики использования образовательных технологий.

Результаты исследования

В ходе работы на констатирующем этапе было, в частности, установлено, что в экспериментальной (138 студентов различных вузов) и контрольной (140 студентов) группах преобладало количество учащихся с низким (48,5 и 46,6% соответственно) и средним (33,7 и 32,7%) уровнями сформированности профессионального имиджа. Достаточный уровень был обнаружен у 11,6% испытуемых экспериментальной и 13% контрольной группы. Высоким уровнем обладали 6,2% студентов экспериментальной группы и и 7,7% контрольной.

Анализ качественных результатов обследования позволил сделать вывод о том, что содержание профессиональной подготовки будущего социального педагога не предусматривает целенаправленной работы по соз-

данию его профессионального имиджа, поэтому он формируется зачастую стихийно, несистемно и непоследовательно. При этом у будущих социальных педагогов была выявлена достаточно высокая мотивация учебной деятельности, наблюдалось желание работать над формированием своего профессионального имиджа, однако слабая теоретическая база данного аспекта подготовки не позволяла студентам грамотно реализовы-вать свое стремление.

В процессе формирующего этапа эксперимента была осуществлена проверка эффективности разработанной нами модели с комплексом педагогических условий создания профессионального имиджа будущего социального педагога. Модель составили три блока: целевой, формирующий и результативный.

Цель определяет результат - в нашем случае получение надлежащего уровня сформированности профессионального имиджа в условиях высшего учебного заведения, который даст возможность будущему социальному педагогу успешно выполнять свои профессиональные обязанности и будет характеризовать завершенность его подготовки к профессиональной деятельности.

Целевой блок модели был представлен системным, компетентностным, личностно-деятельностным, аксиологическим и акмеологическим подходами и принципами целенаправленности, междисциплинарной интеграции, практической направленности, коммуникативного и речевого воздействия, саморазвития и самовоспитания, использование которых, как показал эксперимент, наиболее эффективно в формировании профессионального имиджа студентов, избравших профессию социального педагога.

Для решения поставленной задачи становления профессионального имиджа у обучающихся требовалось наличие определенных обстоятельств - комплекс педагогических условий, которые были представлены в формирующем блоке модели. К этим условиям мы относим:

1) развитие позитивного настроя студентов на будущую профессию и на процесс формирования профессионального имиджа;

2) междисциплинарную интеграцию учебного материала, нацеленную на создание целостной структуры научных знаний о педагогической имид-желогии на протяжении всего периода профессиональной подготовки;

3) обеспечение практико-ориентированной направленности обучения в процессе формирования имиджа будущих социальных педагогов;

4) проведение регулярного рефлексивного мониторинга уровня сфор-мированности профессионального имиджа у студентов.

Формирующий блок модели описывает особенности структурно-методической системы, предназначенной для развития умений и навыков создания имиджа будущего социального педагога: компоненты профессиональной подготовки - мотивационно-ценностный, когнитивный, органи-зационно-деятельностный, результативно-творческий; и этапы образовательной деятельности - мотивационный, ориентационно-теоретический, технологический и презентационный.

В результативном блоке модели отображен инструментарий мониторинга процесса формирования профессионального имиджа, включающий в себя критерии, показатели и уровни усвоенных компетенций.

Предлагаемая модель наглядно демонстрирует последовательность создания имиджа будущего социального педагога как целостную систему.

Во время контрольного этапа нашего эксперимента оценивалась эффективность внедрения в практику разработанных педагогических условий формирования профессионального имиджа будущего социального педагога, осуществлялась необходимая коррекция, обобщался исследовательский материал и проводился сравнительный анализ результатов работы в экспериментальной и контрольной группах (табл. 2). Динамика сформированности профессионального имиджа отслеживалась с помощью комплекса диагностических методик, идентичных тем, что использовались на констатирующем этапе.

Таблица 2

Динамика результатов сформированности профессионального имиджа будущих социальных педагогов

Table 2

Dynamics of results of professional image formation of future social care teachers

Экспериментальная группа (138 человек) Контрольная группа (140 человек)

Констатиру- Контрольный Констатиру- Контрольный

Уровень ющии этап этап ющий этап этап

количе- количе- количе- количе-

ство сту- % ство сту- % ство сту- % ство сту- %

дентов дентов дентов дентов

Высокий 12 8,7 26 18,8 11 7,9 13 9,3

Достаточ- 23 16,7 56 40,7 24 17,1 26 18,5

ный

Средний 43 31,1 30 21,7 45 32,1 47 33,6

Низкий 60 43,5 26 18,8 60 42,9 54 38,6

В экспериментальной группе был зафиксирован рост интереса к возможностям обретения позитивного профессионального имиджа, сту-

денты продемонстрировали глубокие и структурированные теоретические знания по имиджелогии, умения и навыки позитивной презентации своей личности в профессиональном аспекте.

Использование критерия Фишера (ф) позволяет сделать вывод о статистически значимых (с вероятностью ошибки не более 5%) положительных изменениях в экспериментальной группе, в которой апробировалась модель формирования профессионального имиджа социального педагога, и о несущественных - в контрольной, где данная модель не применялась.

Заключение

Анализ научных работ относительно проблемы профессионального имиджа социального педагога позволил констатировать многогранность и многоаспектность этого явления. Изучение теоретических основ относительно понятий «имидж» и «профессиональный имидж» послужил их конкретизации и систематизации. Была уточнена трактовка имиджа: это образ-представление, специально создаваемый в индивидуальном, групповом и общественном сознании, который несет в себе психоэмоциональную характеристику, мысли и впечатления о ком- или чем-либо. Профессиональный имидж подразумевает некий целостный образ, в котором синтезируются личностные и профессиональные качества с внешними характеристиками и компонентами которого являются индивидуально-типологические, субъективно-деятельностные и социально-психологические свойства личности.

Содержательное наполнение (структура) профессионального имиджа педагога социальной сферы включает в себя мотивационно-ценнос-тный, когнитивный, организационно-деятельностный и результативно-творческий компоненты и выполняет коммуникативную, развивающую, социализирующую, рефлексивную функции и функцию саморекламы, обеспечивающие интегративный результат сформированности всех компонентов исследуемого феномена.

На основе результатов проделанной работы было сформулировано авторское определение: профессиональный имидж социального педагога -это целенаправленно созданный образ, характеризующий работника как духовную, высоконравственную, творческую личность, обладающую широкой психолого-педагогической и социальной эрудицией, знаниями об инновационных, психолого-педагогических технологиях, умеющую их использовать и обучать им учащихся, их родителей, коллег и других представителей социума, а также позволяющую окружающим оценивать себя как успешного, социально и личностно значимого человека и специалиста.

Экспериментально доказано, что приобретение в период обучения в вузе профессионального имиджа будущим педагогом социальной сферы вполне возможно при обеспечении надлежащих педагогических условий: позитивного настроя студентов на будущую профессию и на присвоение положительного профессионального образа; междисциплинарной интеграции учебного материала с целью создания целостной структуры научных знаний о педагогической имиджелогии на протяжении всего времени освоения образовательной программы; практико-ориентированной направленности обучения; включения в рефлексивный мониторинг элементов оценки сформированности профессионального имиджа.

Поэтапное обучение студентов созданию собственного профессионального имиджа обеспечивало системность и непрерывность данного процесса. Такой подход был основан на концептуальном положении о том, что мотивационно-ценностный, когнитивный, организационно-де-ятельностный и результативно-творческий компоненты профессионального имиджа взаимосвязаны друг с другом. Результаты диагностики на «входе» (констатирующем этапе исследования) свидетельствовали о преобладании низкого и среднего уровней профессионального имиджа студентов: большинство из них не обладало необходимыми профессиональными качествами, испытывало трудности в процессе взаимодействия с другими людьми, не умело грамотно презентовать себя как профессионала. Внедрение в учебный процесс разработанной нами модели и педагогических условий совершенствования имеджевой составляющей профессиональной деятельности показали эффективность данных средств в подготовке будущих специалистов социальной сферы.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями остаются повышение квалификации преподавательского состава вузов по вопросам применения технологий формирования профессионального имиджа; раскрытие возможностей технологической практики в этом процессе; организация учебного сопровождения каждого студента специальности.

Список использованных источников

1. Глузман Н. А. Проблема формирования профессионального имиджа будущего социального педагога в процессе подготовки в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-1. С. 74-79.

2. Глузман Н. А. Профессиональное образование в инновационном обществе // Гуманитарные науки. 2016. № 3 (35). С. 11-18.

3. Banks S. Ethics and Values in Social Work. 4-th edition. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. 304 p.

4. Riabova Yu. Forming of future social workers professional culture in the university academic process // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. 2014. Issue 19. P. 10-13.

5. Riabova Yu. Principles of social workers' professional activity in the modern multicultural society // Modern Tendencies in Pedagogical Education and Science of Ukraine and Israel: the Way to Integration. 2014. Issue 5. Р. 366-371.

6. Wagenaar R. Competences and learning outcomes: a panacea for understanding the (new) role of Higher Education? / / Tuning Journal for Higher Education. 2014. Vol. 1. Issue 2, May. Р. 279-302.

7. Агаева Ю. А. Критерии, показатели и уровни сформированности корпоративно-профессиональной культуры будущего социального педагога / / Вестник Московского государственного педагогического университета. Педагогика. 2013. № 1. С. 5-8.

8. Баркунова О. В. Педагогическая практика как средство формирования компетентности социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2009. № 4. С. 254-257.

9. Галкина Л. А. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2013. № 2 (77). С. 36-40.

10. Дудкина М. В. Представление студентов об общей культуре социального педагога [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/artic-le/view? id=12145 (дата обращения: 19.05.2017).

11. Кузнецова Е. В. Формирование коммуникативной компетентности будущего социального педагога // Социальная педагогика в России. 2010. № 2. С. 83-88.

12. Курилович Н. В. Сущность, структура и содержание культуры профессионального общения будущего специалиста социальной работы // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4 (20). С. 139-143.

13. Прокопенко А. Ю. Модель формирования темпоральной компетентности будущих социальных педагогов [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. Режим доступа: http://www.scien-ce-education.ru/ru/article/view? id=9124 (дата обращения: 19.05.2017).

14. Рачковская Н. А. Закономерности и принципы развития эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе [Электрон. ресурс] // Вестник МГОУ. 2012. № 1. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/ ru/Authors/View/251 (дата обращения: 19.05.2017).

15. Третьякова Т. В. Формирование толерантности социальных педагогов в вузе на основе этнопедагогического подхода // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. 2012. № 2 (9). С. 355-360.

16. Романов В. А., Коритчук В. В. Подготовка выпускников педагогических вузов к реализации ФГОС / / European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2016. № 2 (64). С. 346-352.

17. Fiorilli C., Gabola P., Pepe A., Meylan N., Curchod-Ruedi D., Albane-se O. & Doudin P. A. The effect of teachers' emotional intensity and social support on burnout syndrome. A comparison between Italy and Switzerland. Revue Européenne de Psychologie Appliquée / / European Review of Applied Psychology. 2015. № 65. Р. 275-283. DOI: https://doi.org/10.1016/j.erap.2015.10.00.

18. Emerson T. L. N., English L., McGoldrick K. M. Cooperative learning and personality types // International Review of Economics Education. 2016. № 21. P. 2129. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00220485.2014.978923.

19. Krapohl E. The high heritability of educational achievement reflects many genetically influenced traits, not just intelligence // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. № 111 (42). P. 15273-15278.

20. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 180. P. 19-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.079.

21. Németh B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Adult Learning and Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 142. P. 97103. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jj.sbspro.2014.07.594.

22. Nagra V., Kaur M. Social Maturity among Student Teachers // International Journal of Education and Psychological Research (IJEPR). 2013. № 2 (1). P. 10-16.

23. Kunter M., Klusmann U., Baumert J., Richter D., Voss, T. & Hach-feld A. Professional competence of teachers: Effects on instructional quality and student development // Journal of Educational Psychology. 2013. № 105 (3). P. 805-820.

References

1. Gluzman N. A. The problem of formation of professional image of future Social Care teacher in the process of training in higher education. Problemy i sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education. 2016; 53-1: 74-79. (In Russ.)

2. Gluzman N. A. Vocational education in the innovation society. Gumani-tarnyie nauki (g. Yalta) = Humanities (Yalta). 2016; 3 (35): 11-18. (In Russ.)

3. Banks S. Ethics and values in social work. 4th edition. Basingstoke: Palgrave Macmillan; 2012. 304 p.

4. Riabova Yu. Forming of future social workers professional culture in the university academic process. Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. 2014; 19: 10-13.

5. Riabova Yu. Principles of social workers' professional activity in the modern multicultural society. Modern Tendencies in Pedagogical Education and Science of Ukraine and Israel: The Way to Integration. 2014; 5: 366-371.

6. Wagenaar R. Competences and learning outcomes: a panacea for understanding the (new) role of Higher Education? Tuning Journal for Higher Education. 2014 May; 1 (2): 279-302.

7. Agaeva Yu. A. Criteria, indicators and levels of formation of corporate and professional culture of the future Social Care teacher. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Moscow State Pedagogical University. 2013; 1: 5-8. (In Russ.)

8. Barkunova O. V. Pedagogical practice as a means of formation of competence of Social Care pedagogues in training at the University. Vestnik Kostromsko-go gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova = Bulletin of Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. 2009; 4: 254-257. (In Russ.)

9. Galkina L. A. Training of future Social Care teachers to work with gifted children in the system of secondary professional education. Izvestiya Volgog-radskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Pedagogicheskie nauki = Proceedings of Volgograd State Pedagogical University. Pedagogical Science. 2013; 2 (77): 36-40. (In Russ.)

10. Dudkina M. V. The knowledge of students about General culture of a Social Care pedagogue. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education [Internet]. 2014 [cited 2017 May 19]; 1. Available from: https://www.science-education.ru/ru/article/view? id=12145 (In Russ.)

11. Kuznetsova E. V. Formation of communicative competence of future social teacher. Sotsialnaya pedagogika v Rossii = Social Pedagogy in Russia. 2010; 2: 83-88. (In Russ.)

12. Kurilovich N. V. Essence, structure and content of the professional communication culture of future specialist of social work. Sotsialno-ekonomiches-kie yavleniya i protsessyi = Socio-Economic Phenomena and Processes. 2010; 4 (020): 139-143. (In Russ.)

13. Prokopenko A. Yu. The temporal model of formation of competence of future social teachers. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education [Internet]. 2013 [cited 2017 May 19]; 2. Available from: http://www.science-education.ru/ru/article/view? id=9124 (In Russ.)

14. Rachkovskaya N. A. The laws and principles of development of emotional culture of the future social teacher in the University. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seria Estestvennye nauki = Bulletin of Moscow Region State University. Series Natural Sciences [Internet]. 2012 [cited 2017 May 19]; 1. Available from: http://evestnik-mgou.ru/ru/Authors/View/251 (In Russ.)

15. Tretyakova T. V. Formation of tolerance of social teachers in the University on the basis of the ethnopedagogical approach. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta = Vector of Science of Togliatti State University. 2012; 2 (9): 355-360. (In Russ.)

16. Romanov V. A. Training of graduates of pedagogical universities to implement the Federal State Educational Standard. European Social Science Journal. 2016; 2 (64): 346-352. (In Russ.)

17. Fiorilli C., Gabola P., Pepe A., Meylan N., Curchod-Ruedi D., Albane-se O. & Doudin P. A. The effect of teachers' emotional intensity and social support on burnout syndrome. A comparison between Italy and Switzerland. Revue Européenne de Psychologie Appliquée. European Review of Applied Psychology. 2015; 65: 275-283. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.erap.2015.10.00

18. Emerson T. L. N., English L., McGoldrick K. M. Cooperative learning and personality types. International Review of Economics Education. 2016; 21: 2129. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00220485.2014.978923

19. Krapohl E. The high heritability of educational achievement reflects many genetically influenced traits, not just intelligence. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014; 111 (42): 15273-15278.

20. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; 180: 19-24. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2015.02.079

21. Németh B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Adult Learning and Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014; 142: 97-103. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jj.sbspro.2014.07.594

22. Nagra V., Kaur M. Social Maturity among Student Teachers. International Journal of Education and Psychological Research (IJEPR). 2013; 2 (1): 10-16.

23. Kunter M., Klusmann U., Baumert J., Richter D., Voss T. & Hach-feld A. Professional competence of teachers: Effects on instructional quality and student development. Journal of Educational Psychology. 2013; 105 (3): 805-820.

Информация об авторе:

Глузман Неля Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук (филиала) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Евпатория, Россия. E-mail: gluzman_n@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.02.2017; принята в печать 13.09.2017.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Nelya A. Gluzman - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Primary School and Pre-School Education Methodology, Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Yevpatoria, Russia. E-mail: gluzman_n@mail.ru

Received: 23.02.2017; accepted for publication: 13.09.2017.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.