Научная статья на тему 'Определение сущности и структуры понятия "педагогическое мастерство учителя старшей школы"'

Определение сущности и структуры понятия "педагогическое мастерство учителя старшей школы" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1392
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL EXCELLENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ / PEDAGOGICAL EXCELLENCE OF THE HIGH SCHOOL TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PEDAGOGICAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITIES / МОТИВЫ / MOTIVES / MAJOR PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Руднева Регина Ириковна

Развитие и повышение уровня педагогического мастерства учителей, соответствующего запросам современной школы главнейшая задача, необходимое условие модернизации российской системы образования. Несмотря на несомненную значимость этой проблемы, в настоящее время имеется небольшое число научных разработок, в которых бы уточнялись сущность и структура педагогического мастерства применительно к учителю старшей школы. Анализ определений классиков отечественной педагогики позволил рассмотреть историю становления важнейших взглядов на понятие «педагогическое мастерство». Сущность педагогического мастерства учителя старшей школы, мы рассматриваем, как интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний, умений, навыков, опыта с ценностными ориентациями личности, практико-ориентированной направленностью. Опираясь на личностный и деятельностный подходы, определена структура педагогического мастерства учителя старшей школы. Она состоит из таких компонентов, как педагогическая направленность учителя, профессиональная компетентность, педагогическая техника, профессионально важные и личностные качества учителя. При деятельностном подходе к педагогическому мастерству внимание акцентируется на алгоритме педагогических функций. При личностном подходе раскрывается содержательная сторона педагогического мастерства, то есть личностные и профессиональные качества учителя. Педагогическое мастерство совершенствуется и развивается в деятельности только при условии личностной заинтересованности учителя. Акцент делается на мотивы осознания учителем предназначения профессии и рассматриваются как увлечение и стремление заниматься ею. Установлены шесть уровней мотивации учителей старшей школы к совершенствованию своего педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Руднева Регина Ириковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION AND STRUCTURE OF THE "PEDAGOGICAL EXCELLENCE OF THE HIGH SCHOOL TEACHER" CONCEPT

The main challenge and necessary condition for modernization of the Russian education system is to develop and improve pedagogical excellence of teachers meeting the requirements of modern school. Despite the undoubted importance of this problem, there are currently a small number of scientific developments, which would clarify the definition and structure of pedagogical excellence with regard to the high school teacher. The study of the classical definitions given by Russian scientists has allowed exploring the evolution of “pedagogical excellence” concept. The definition of pedagogical excellence of the high school teacher is considered as an integrative quality of personality characterized by unity of knowledge, skills, and experience with value-oriented and practice-oriented focus. On the basis of the personal and activity approaches, the structure of pedagogical excellence of the high school teacher is designed. It involves such components as pedagogical orientation of the teacher, professional competence, pedagogical techniques, and major professional and personal qualities of the teacher. The activity approach to pedagogical excellence focuses on the algorithm of pedagogical functions. The personal approach reveals the content of pedagogical excellence, that is, personal and professional qualities of the teachers. Personal interests of the teacher are the only condition under which pedagogical excellence is improved and developed. The emphasis on the motives and challenges of teaching is considered as desire of being involved in this activity. The authors have defined six levels of motivation of the high school teacher for enhancing pedagogical excellence.

Текст научной работы на тему «Определение сущности и структуры понятия "педагогическое мастерство учителя старшей школы"»

УДК 371.2.018.46

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ»

© 2017

Насырова Эльмира Фанилевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теория и методика профессионального образования» Руднева Регина Ириковна, аспирант Сургутский государственный университет (628412, Россия, Сургут, проспект Ленина, 1, e-mail: rinchy@yandex.ru)

Аннотация. Развитие и повышение уровня педагогического мастерства учителей, соответствующего запросам современной школы - главнейшая задача, необходимое условие модернизации российской системы образования. Несмотря на несомненную значимость этой проблемы, в настоящее время имеется небольшое число научных разработок, в которых бы уточнялись сущность и структура педагогического мастерства применительно к учителю старшей школы. Анализ определений классиков отечественной педагогики позволил рассмотреть историю становления важнейших взглядов на понятие «педагогическое мастерство». Сущность педагогического мастерства учителя старшей школы, мы рассматриваем, как интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний, умений, навыков, опыта с ценностными ориентациями личности, практико-ориентированной направленностью. Опираясь на личностный и деятельностный подходы, определена структура педагогического мастерства учителя старшей школы. Она состоит из таких компонентов, как педагогическая направленность учителя, профессиональная компетентность, педагогическая техника, профессионально важные и личностные качества учителя. При деятельностном подходе к педагогическому мастерству внимание акцентируется на алгоритме педагогических функций. При личностном подходе раскрывается содержательная сторона педагогического мастерства, то есть личностные и профессиональные качества учителя. Педагогическое мастерство совершенствуется и развивается в деятельности только при условии личностной заинтересованности учителя. Акцент делается на мотивы осознания учителем предназначения профессии и рассматриваются как увлечение и стремление заниматься ею. Установлены шесть уровней мотивации учителей старшей школы к совершенствованию своего педагогического мастерства.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, педагогическое мастерство учителя старшей школы, педагогическая направленность, профессиональная компетентность, педагогическая техника, профессионально важные качества, личностные качества, мотивы.

DEFINITION AND STRUCTURE OF THE «PEDAGOGICAL EXCELLENCE OF THE HIGH SCHOOL TEACHER» CONCEPT

© 2017

Nasyrova Elmira Fanilevna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chair «Theory and Methodology of Professional Education» Rudneva Regina Irikovna, post-graduate student Surgut State University (628412, Russia, Surgut, Leninaprospect, 1, e-mail: rinchy@yandex.ru)

Abstract. The main challenge and necessary condition for modernization of the Russian education system is to develop and improve pedagogical excellence of teachers meeting the requirements of modern school. Despite the undoubted importance of this problem, there are currently a small number of scientific developments, which would clarify the definition and structure of pedagogical excellence with regard to the high school teacher. The study of the classical definitions given by Russian scientists has allowed exploring the evolution of "pedagogical excellence" concept. The definition of pedagogical excellence of the high school teacher is considered as an integrative quality of personality characterized by unity of knowledge, skills, and experience with value-oriented and practice-oriented focus. On the basis of the personal and activity approaches, the structure of pedagogical excellence of the high school teacher is designed. It involves such components as pedagogical orientation of the teacher, professional competence, pedagogical techniques, and major professional and personal qualities of the teacher. The activity approach to pedagogical excellence focuses on the algorithm of pedagogical functions. The personal approach reveals the content of pedagogical excellence, that is, personal and professional qualities of the teachers. Personal interests of the teacher are the only condition under which pedagogical excellence is improved and developed. The emphasis on the motives and challenges of teaching is considered as desire of being involved in this activity. The authors have defined six levels of motivation of the high school teacher for enhancing pedagogical excellence.

Keywords: pedagogical excellence, pedagogical excellence of the high school teacher, pedagogical orientation, professional competence, pedagogical technology, major professional qualities, personal qualities, motives.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе в российской системе образования возросла потребность в учителе старшей школы, способном критически, творчески осмысливать и применять на практике достижения науки и педагогики; знающего и умеющего использовать современные педагогические технологии в образовательном процессе; квалификационные требования, которого соответствуют задачам модернизации образования. Многообразие и сложность задач формирования профессиональной компетентности учителя делают проблемы совершенствования педагогического мастерства особенно актуальными для учителя старшей школы, работающего в профильных классах. Профильное обучение на старшей ступени общего образования - одно из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Классики отечественной педагогики всегда ставили проблему формирования педагогического мастерства как одну из важнейших в обучении будущих учителей. Эта проблема широко раскрывается в трудах Г.Ш. Гайнутдинова [1], И.А. Зязюна [2], Н.А. Криволапова [3], Н.В. Кузьминой [4; 5], Е.М. Павлютенкова [6], Ф.Д. Рассказова [7], К.Е. Романовой [8; 9], В.А. Сластенина [10], Н.М. Таланчук [11], И.Ф. Харламова [12], Е.А. Черноштан [13] и других. Анализ литературных источников, посвященных проблемам педагогического мастерства, показал, что в настоящий момент существуют различные взгляды на понимание сущности и структуры педагогического мастерства, но применительно к учителю старшей школы научных разработок недостаточно, несмотря на несомненную значимость этой проблемы в условиях модернизации образования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Изучение и анализ литературных источников по решению проблемы совершенствования педагогического мастерства учителя позволит выявить ее слабые и сильные стороны, а также резервы, необходимые для обеспечения ее развития. Уточнение сущности и структуры понятия «педагогическое мастерство учителя старшей школы» содействует непрерывному расширению личных возможностей учителя, позволяющих добиться нужных результатов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ ряда определений позволяет раскрыть историю становления основных взглядов на понятие «педагогическое мастерство».

Зязюн И.А. и его команда из Полтавского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко, продолжительное время были объединены идеей направления всей системы подготовки учителя в вузе на развитие основ его педагогического мастерства. Они понимали профессиональное мастерство учителя, как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности [2]. К такому важному комплексу свойств они относят:

- гуманистическую направленность деятельности учителя (интересы, ценности, идеалы);

- профессиональные знания учителя (знания педагогики, психологии, предмета и методики его преподавания);

- педагогические способности (креативность, динамизм, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, перцептивные способности, оптимистическое прогнозирование);

- педагогическую технику (умение взаимодействовать, умение управлять собой).

Разработанная авторами этого коллектива в программе логика овладения основами педагогического мастерства такова:

I курс - мастерство учителя в управлении собой (сущность и содержание педагогического мастерства и педагогической техники);

II курс - мастерство учителя в управлении общением (организация педагогического взаимодействия);

III курс - мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом (технология управления учебно-воспитательным процессом) [2].

Этот коллектив под руководством И.А. Зязюна, на наш взгляд, несколько односторонне подходит к определению педагогического мастерства, ибо в нем отражается только содержательная сторона педагогического мастерства, то есть, сводится лишь к комплексу личностных и профессиональных качеств педагога. В этом определении недостает также деятельностного подхода: педагогическое мастерство проявляется не в свойствах личности, а в практической деятельности, в качественной реализации педагогических функций при решении конкретных учебно-воспитательных задач.

Г.Ш. Гайнутдинов считает, что системообразующим базовым структурным компонентом педагогического мастерства учителя является управленческая способность как интегрированное качество учителя, включающее в себя комплекс профессиональных и личностных качеств, где автор определяет следующие профессионально-значимые качества: педагогическая направленность, педагогические способности и умения, педагогическая техника, профессиональные знания [1].

В данном определении опять акцент делается лишь на содержательную сторону педагогического мастерства. Однако надо согласиться с тем, что совокупность определенных качеств личности учителя обусловливается высоким уровнем его психолого-педагогической подготовки, и с утверждением, что качества личности обусловлены, его способностью качественно реализо-

вывать педагогические функции, и проявляются в ней.

Ближе к сути в определении педагогического мастерства, как нам кажется, находятся сторонники деятель-ностного подхода (Н.В. Кузьмина [4; 5], В.А. Сластенин [10], И.Ф. Харламов [12], С.Д. Якушева [14]), которые рассматривают педагогическое мастерство в неразрывной связи с педагогической деятельностью, с личностными и профессиональными качествами педагога.

Заслуга Н.В. Кузьминой в раскрытии педагогического мастерства заключается в том, что она впервые обосновала взаимосвязь между структурой педагогической деятельности, педагогическими способностями и педагогическим мастерством [4; 5]. По ее мнению, педагогическая деятельность складывается из целого ряда внутренне взаимосвязанных пяти компонентов (гностического, конструктивного, проектировочного, коммуникативного, организаторского). Педагогические способности являются индивидуальными формами отражения этих структурных компонентов, а развитие педагогических способностей обеспечивает высокий уровень профессионализма - педагогическое мастерство.

И.Ф. Харламов определяет педагогическое мастерство, как «доведенное до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, которая отражает особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса» [12]. Автор характеризует «эффективность применения психолого-педагогической теории, реализации ее идей и передового опыта, искусном использовании различных методик, способствующих достижению высоких результатов в обучении и воспитании». И.Ф. Харламов подмечает, что «если педагогическая умелость должна охватывать все стороны деятельности, то мастерство вначале проявляется в отдельных ситуативных педагогических удачах, поэтому процесс его выработки достаточно длителен» [12].

В определении И.Ф. Харламова положительно то, что в основе педагогического мастерства лежат педагогические умения и умелость, но все же данное определение выглядит неполным, неточным и односторонним. В этом определении содержательная сторона педагогического мастерства представлена без учета личностного аспекта.

Н.М. Таланчук выявляет «педагогическое мастерство, как меру готовности и способности учителя полноценно реализовывать педагогические функции при решении конкретных учебно-воспитательных задач». Он пишет, что педагог, решая те или иные задачи, «реализует систему педагогических функций и применяет соответствующие им методы, а процесс реализации таких функций и есть педагогическая технология, поскольку все элементы, в нее включенные, интегрированы в единую систему, которая и обеспечивает достижение поставленных учебно-воспитательных целей» [11]. Из всего сказанного можно отметить, что Н.М. Таланчук педагогическое мастерство сводит к педагогической технологии, которая заключается в способности педагога реа-лизовывать педагогические функции (диагностическую, целевую, организационную, планирования и др.).

Разносторонне изучает сущность педагогического мастерства Е.М. Павлютенков в статье «Профессиональное становление будущего учителя». С одной стороны, подчеркивая роль положительной мотивации к овладению профессией, он рассматривает педагогическое мастерство как «результат профессионального становления субъекта, при котором он достигает наибольшего успеха в работе» [6]. С другой стороны, Е.М. Павлютенков определяет педагогическое мастерство, как профессиональную компетентность учителя и результат профессионального становления субъекта.

Ф.Д. Рассказов определяет структуру педагогического мастерства, как умение использовать свои знания и

навыки в учебно-воспитательной работе, педагогическую технику, требовательность, педагогический такт, психолого-педагогическое мышление, педагогическое воображение, наблюдательность, психолого-педагогические знания и навыки, личностные качества [7].

Большой вклад в теорию формирования личности учителя, его профессионального мастерства внес В.А. Сластенин. Он, опираясь на объективный профессио-графический метод, обосновал и конкретизировал «профессионально-обусловленные качества личности учителя, состав и объем его общественно-политических, психолого-педагогических и специальных знаний, а также программу общепедагогических и методических умений и навыков» [10]. Его фундаментальные труды по проблемам формирования личности учителя в процессе профессиональной подготовки помогают глубже понять условия, обеспечивающие высококачественную подготовку личности будущего учителя и профессиональное мастерство.

В.А. Сластенин, исходя из функционального анализа педагогической деятельности, определяет педагогическое мастерство, как высокий уровень развития ряда обобщенных профессиональных умений, мотива-ционная сфера которых является логическим центром и основанием. Он подмечает, что «решающим признаком профессиональной пригодности к работе является профессионально-педагогическая направленность личности, а наиболее активной ее формой является склонность, выступающая как потребность в педагогической деятельности, как движущая сила развития педагогических способностей, как одна из предпосылок достижения педагогического мастерства» [10].

Итак, в результате анализа психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам педагогического мастерства [14-21], диссертационных исследований последних лет показало, что на сегодняшний день существует незначительное количество научных разработок, в которых бы уточнялись понимание сущности педагогического мастерства применительно к учителю старшей школы, несмотря на бесспорную значимость этой проблемы в современном обществе.

Для решения этой проблемы исследования, исходя из ее актуальности, мы предпримем попытку выдвинуть авторское понимание педагогического мастерства учителя старшей школы, теоретически обосновав его сущность и содержание.

Основываясь на идеях, согласно которым педагогическое мастерство учителя как научно-педагогическая категория характеризуется интегративностью (С.В. Батышев, В.И. Воротилов, Л.М. Митина, Э.М. Никитин, и др.) [22; 23]: соотнесенностью знаний, умений, навыков, опыта с ценностными ориентациями личности; практико-ориентированной направленностью, а также проведенный анализ литературных источников, результаты опросов и бесед, целенаправленные наблюдения за педагогической деятельностью учителей старшей школы, данные опытно-экспериментальной работы позволили нам сформулировать собственное определение понятия. Педагогическое мастерство учителя старшей школы - это интегративное качество личности, характеризующееся единством предметно-специальных, методических, технологических, психолого-педагогических знаний, общепедагогических и специальных умений, навыков, профессионально-личностных качеств, способствующее высокому профессиональному уровню, который формируется и совершенствуется в ежедневной педагогической деятельности; в комплексном решении задач образования, развития старшеклассников.

Деятельность современного учителя происходит в самой сложной системе «человек - общество - человек». Педагогическая деятельность учителя старшей школы имеет свою специфику, направленную на реализацию взаимосвязанных функций старшей школы: общепедагогические (образовательной, воспитательной,

развивающей) и специфические (оказание помощи в профессиональной ориентации старшеклассников; проектирование образовательного процесса, направленного на максимальную индивидуализацию обучения; развитие исследовательской деятельности и др.). Учет этих функций позволяет отметить, что необходимыми умениями для осуществления педагогической деятельности учителя старшей школы, являются не только общепедагогические, но и умения, связанные с организацией образовательного пространства, с использованием способов и приемов, направленных на инициирование познавательной активности старшеклассника, что обусловлено спецификой труда учителя старшей школы.

В.А. Сластенин на основе структурного анализа педагогической деятельности, выделяет в ней педагогическое действие. Он считает, что доведение этого действия до значительного уровня умения позволяет переносить его на решение конкретных педагогических задач. Он выделяет основные педагогические умения, входящие в структуру профессионального мастерства: умение наблюдать и анализировать педагогический процесс, прогностические умения, «умение выявлять и приводить в движение потенциальные возможности различных видов деятельности учащихся, способность к ориентировке и перестройке способов деятельности в изменяющихся условиях, умение управлять своими психическими состояниями, педагогически действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к воспитанникам», профессиональная выразительность речи, артистизм, творческие способности, искусство общения и педагогической импровизации. О взаимосвязи структуры педагогической деятельности и личностных качеств педагога В.А. Сластенин пишет, что анализ деятельности «вскрывает систему основных свойств, отношений и действий, образующих в совокупности личность учителя», как сложную динамическую структуру, отражающую структуру педагогической деятельности, а педагогические способности проявляются и формируются в деятельности общепедагогической, а затем и профессиональной [10].

Таким образом, анализ различных подходов к определению структуры педагогического мастерства учителя старшей школы позволяет нам сделать вывод о недостаточной разработанности данного вопроса. В нашем исследовании педагогическое мастерство учителя заключается в интеграции двух подходов: деятель-ностного и личностного. Эти два подхода тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга: при деятельностном подходе к педагогическому мастерству внимание акцентируется на алгоритме педагогических функций (изучается «профессия в человеке»), а при личностном подходе раскрывается содержательная сторона педагогического мастерства, то есть личностные и профессиональные качества учителя (изучается «человек в профессии»). В комплексе эти два подхода выявляют важнейшие стороны педагогического мастерства - дея-тельностную и личностную. Нельзя односторонне трактовать педагогическое мастерство - только как обезличенную технологичность или же, как комплекс личностных и профессиональных качеств.

Руководствуясь деятельностным и личностным подходами, на основе анализа и обобщения вышеописанных трактовок, мы определяем структуру педагогического мастерства учителя старшей школы, состоящую из следующих компонентов:

- педагогическая направленность учителя;

- профессиональная компетентность учителя;

- педагогическая техника;

- профессионально важные качества учителя;

- личностные качества учителя.

1. Основой педагогического мастерства учителя является педагогическая направленность личности учителя, основной формой которой выступает склонность к педагогической деятельности (интерес к профессии учи-

теля, любовь к детям).

2. Профессиональная компетентность учителя состоит из следующих элементов: гносеологического (профессиональные знания), праксиологического (профессиональные умения и навыки, опыт педагогической и профессиональной деятельности), аксиологического (ценностные ориентации, мотивы учебной деятельности, готовность к самообразованию) и психологической готовности к профессиональной деятельности.

3. Овладение педагогической техникой превращает ее в чуткий инструмент решения значимых педагогических задач, стоящих перед учителем старшей школы. Педагогическая техника предполагает, во-первых, умение педагога руководить собой и своим поведением - управление эмоциями, настроением; владение своим организмом (пантомимика, мимика); артистизм; внимание; техника речи (постановка голоса, темп речи, дикция); во-вторых, умение воздействовать на коллектив и личность; в-третьих - применять педагогические технологии.

4. Наиболее значимые профессионально важные качества учителя: педагогическая зоркость и наблюдательность; справедливость; педагогический такт (умение устанавливать продуктивный стиль общения); педагогическое воображение; требовательность; организаторские способности; профессиональная работоспособность; психолого-педагогическая эрудиция и другие профессионально важные качества учителя.

5. Личностные качества учителя, характеризующие его уровень развития и культуры, физический, психический и духовный облик, социальную роль и статус, его отношение к окружающей действительности, а также нравственно-волевые качества, креативность, общительность, интеллигентность, целеустремленность и другие личностные качества учителя.

Педагогическое мастерство совершенствуется и формируется в деятельности и всегда выражается в единстве с ценностями личности, так как только при условии личностной заинтересованности достигается значительный профессиональный результат. Мотив для учителя выступает как прямая побудительная сила, как естественная причина его поведения. Мотивы понимания предназначения профессии рассматриваются, как интерес к ней и склонность заниматься ею. Мы выделяем шесть уровней мотивации учителей старшей школы к совершенствованию своего педагогического мастерства:

- мотивы непосредственно-побуждающие - надо учиться, так как старые формы и методы работы не отвечают современным требованиям общества и государства;

- мотивы перспективно-побуждающие - я учусь, чтобы стать профессионалом;

- мотивы социального престижа (статуса) - потребность в самоутверждении, признании и влиянии (постижение своего профессионального успеха посредством учеников; стремление принимать участие в распределении школьных ресурсов; контролировать действия других людей);

- экономические мотивы - учусь, чтобы иметь в будущем достойную заработную плату за высокопрофессиональный труд, и иметь хорошее качество жизни;

- мотивы профессионального общения - одобрение деятельности учителя со стороны коллег и руководства (возможность карьерного и творческого роста; высокая степень ответственности);

- интеллектуальные мотивы - учусь, потому что нравиться расширять границы своего знания.

Иляшенко Л.К. отмечает, что «результаты исследований значимости мотивов деятельности, представленные в теории и практике, позволяют утверждать, что это качество личности правомерно определять, как системообразующий фактор, по уровню развития которого можно судить о способности профессионала к развитию и саморазвитию» [241._

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, высокий уровень развития педагогического мастерства учителей - это путь к достижению вершин образовательного процесса, ведущий к совершенствованию системы подготовки выпускников школ. Под совершенствованием педагогического мастерства учителя старшей школы мы будем понимать профессионально и личностно значимый процесс, предусматривающий изменения компонентов педагогического мастерства в соответствии с сегодняшними требованиями и уровнем мотивации учителя старшей школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гайнутдинов Г.Ш. Организационно-педагогические условия формирования основ педагогического мастерства у будущих учителей начальной школы: дисс.... канд. пед. наук. Казань, 1997. 219 с.

2. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 302 с.

3. Криволапова Н.А. Управление развитием профессиональной компетентности педагога профильной школы // Профильная школа. 2006. № 5. С. 14-20.

4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.

6. Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя // Советская педагогика. 1990. № 11. С. 64-69

7. Рассказов Ф.Д., Галимова А.М. Методическая готовность педагога-лингвиста гуманитарного образования в послевузовский период профессиональной деятельности // Казанская наука. Казань, 2016. № 9. С. 74-77.

8. Романова К.Е. Концептуальные основы процесса формирования и развития педагогического мастерства будущих преподавателей // Приволжский научный журнал. 2010. № 2. С. 132-135.

9. Романова К.Е. Особенности реализации концепции формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей // Наука и Школа. 2010. № 2. С. 63-66

10. Сластенин В.А., Ильин В.С. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально-активной личности учителя. М.: МГПИ, 1997. С. 3-12.

11. Таланчук Н.М. Воспитательная работа мастера профтехучилищ. Казань, 1992. 126 с.

12. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. 1992. № 7-8. С. 11-15

13. Черноштан Е.А. Формирование основ педагогического мастерства будущих учителей средствами игровых методик: автореферат дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 16 с.

14. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 256 с.

15. Василенко Л.И. Имидж молодого учителя-предметника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:// psylist.net/pedagogika/pedaks.htm.

16. Саранцева М.В., Куровский В.Н. Управление процессом совершенствования профессионального мастерства педагогов системы общего образования на муниципальном уровне // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2010. № 1. 160с.

17. Ковальчук В.И. Результаты экспериментальной работы по развитию педагогического мастерства мастеров производственного обучения ПТУЗ в системе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 44-47.

18. Абдуллина Л.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы // Поволжский педагогиче-

ский вестник. 2014. № 4 (5). С. 8-10.

19. Белевич Н.А. Профессиональные компетенции педагогов дошкольного образования, как условие формирования профессионального мастерства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 23-25.

20. Сорокина И.В. Методическая компетентность учителя как условие его профессионализма и мастерства // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 114-116.

21. Добрыдень А.В. Культура общения как составляющая профессионального мастерства педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 11-14.

22. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38.

23. Инновации в образовании. Вып. 1: сборник научных статей / науч. ред. И. Б. Мылова. СПб., 2010. 184 с.

24. Иляшенко Л. К. Формирование математической компетентности будущего инженера по нефтегазовому делу : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.08. Сургут, 2010. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.