Научная статья на тему 'Особенности представления школьников о внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры'

Особенности представления школьников о внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / IMAGE / TEACHER OFPHYSICAL CULTURE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзрахманов Ильнар Илдарович, Мифтахов Тимур Фаритович

Проведен анализ социально-психологических особенностей представления об имидже учителя физической культуры. Выводы сделаны на основании анкетирования, проведенного у учащихся 9-11-х классов, студентов-выпускников профиля «Физкультурное образование» и учителе физической культуры. Установлено, что профессиональные качества занимают первое место среди личностных качеств учителя физической культуры. Знание своего предмета наиболее важно для учеников и студентов, чем прическа, одежда и возраст учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзрахманов Ильнар Илдарович, Мифтахов Тимур Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF IDEA OF IMAGE OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

Authors of article carried out the analysis of social and psychological features of idea of image of the teacher of physical culture. Conclusions are drawn on the basis of the questioning which is carried out at pupils of the 9-11th of a class, students graduates of the Sports Education profile and the teacher of physical culture. By authors it is established that professional qualities win first place among personal qualities of the teacher ofphysical culture. Knowledge of the subject most important for pupils and students, than a hair dress, clothes and age of the teacher.

Текст научной работы на тему «Особенности представления школьников о внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры»

MOTIVE REHABILITATION OF TEENAGERS WITH THE CHILDREN'S CEREBRAL PALSY

MEANS OF SPORTS TOURISM

A.A. Tokmakov, G.A. Yamaletdinova, N.Y. Kotova

The author's technique for children with a children's cerebral palsy of c use of means of tourism is presented in article. Results of realization of a technique are given, the data allowing to judge efficiency of the developed technique are submitted.

Key words: children's cerebral palsy, sports tourism, motive rehabilitations.

Tokmakov Alexander Anatolyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, aleksandr. tokmakovamail.ru, Russia, Ufa, Ufa State Oil Technical University,

Yamaletdinova Galina Aleksandrovna., doctor of pedagogical Sciences, manager of department, yamalgaamail. ru, Russia, Yekaterinburg, Humanities University,

Kotova Natalya Yurevna, candidate of biological Sciences, associate professor, chief of the Center of scientific researches, health and rehabilitation, kny. 87@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of URALGUFK

УДК 796.01

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ВНУТРЕННЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И.И. Файзрахманов, Т.Ф. Мифтахов

Проведен анализ социально-психологических особенностей представления об имидже учителя физической культуры. Выводы сделаны на основании анкетирования, проведенного у учащихся 9-11-х классов, студентов-выпускников профиля «Физкультурное образование» и учителе физической культуры. Установлено, что профессиональные качества занимают первое место среди личностных качеств учителя физической культуры. Знание своего предмета наиболее важно для учеников и студентов, чем прическа, одежда и возраст учителя.

Ключевые слова: имидж, учитель физической культуры, социально-психологические особенности.

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога.

В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как определенной ценности, от которой зависит успешность той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Понятие

«имидж» активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью, оно прочно вошло в бытовую речь, и стали привычными такие выражения как «имидж политика», «имидж педагога», «имидж школы», «имидж организации», «имидж страны», «имидж здорового образа жизни», «имидж спорта», «имидж спортсмена», «имидж спортивной команды» и прочие. Осознание ценности хорошего имиджа оформляется в социальный заказ, ответом на него становится стремительное развитие имиджмейкинга.

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что одним из важнейших направлений профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры является имиджмейкинг - деятельность по формированию своего позитивного имиджа и позитивного имиджа объектов, входящих в сферу его профессиональной деятельности. Это обусловлено следующими причинами [6].

Во-первых, осуществляя продуктивную деятельность по созданию своего позитивного имиджа, педагог физической культуры не только демонстрирует профессиональному окружению свои наиболее привлекательные индивидные, личностные и профессионально-деятельностные качества, но и учится видеть себя «со стороны», осознавать свои слабости и недостатки, соотносить свои объективные характеристики с эталонным образцом индивида, личности, профессионала. Позитивный имидж педагога физической культуры выполняет не только функцию самопознания, самовыражения, саморазвития, но и функцию установления гармоничных отношений с учащимися, коллегами, родителями.

Во-вторых, сегодня физическая культура и спорт становятся социальными феноменами, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства, здорового гражданина и общества в целом. Ценности физической культуры и спорта позволяют осуществлять преобразование личности человека, оказывают влияние не только на его физическую сферу, но и социальную. В этой связи особую значимость приобретает деятельность педагога физической культуры по созданию и поддержанию позитивного имиджа таких объектов, как физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, спортивные клубы, спортсмены, спортивная команда школы, класса и т. д. с целью привлечения школьников к систематическим самостоятельным занятиям физкультурой, тем или иным видом спорта, развития физических качеств, воспитания у них культуры здорового образа жизни.

В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия. Объективными условиями ее актуализации в современном обществе явились: теоретическая значимость - это не разработанность основных условий и закономерностей формирования имиджа, его структурных компонентов, а также используемых при этом средств и методов и практическая полезность имиджелогии, обусловившая её необычайную популярность в различных сферах человеческой деятельности и профессиональный спрос.

Постепенно данная отрасль приобретает определённую самостоятельность и респектабельность. Однако, публикации различных пособий и даже научных монографий, возникновение коммерческих услуг по имиджированию, обуславливают существование имиджелогии пока ещё на эмпирическом уровне познания. Использование её достижений происходит стихийно, нецеленаправленно, без системы знаний и изучения особенностей имиджа, как неотъемлемой части профессионализма в определенной сфере деятельности [1-3].

Среди резервов, в совершенствовании профессионализма педагогов, особый научно-исследовательский интерес, представляет изучение феномена имиджа учителя и базовых условий его направленного формирования [4, 5].

Для выявления социально-психологических особенностей представления об имидже учителя физической культуры нами были порошены школьники 9-11-х классов, студенты-выпускники Академии физической культуры, спорта и туризма, а также учителя физической культуры общеобразовательных школ.

Анкетирование проводилось с целью определения иерархии, основных составляющих имиджа учителя физической культуры. В анкетировании приняли участие школьники 9-х классов - 22 человека, 10-х классов - 14 человек, 11-х классов - 19 человек, студенты Поволжской ГАФКСиТ - 20 человек.

Ученикам было необходимо проранжировать личностные качества учителя:

• внутренняя составляющая - общительность, справедливость, доброта, требовательность, чувство юмора, взаимопонимание, уравновешенность, любовь к детям, сдержанность;

• процессуальная составляющая - умение понятно и доступно объяснять учебный материал, умение самостоятельно показывать упражнения, знание предмета, умение понятно и интересно провести урок;

• внешняя составляющая - одежда, прическа, возраст, лицо, макияж, приятный голос, обаяние.

Личностные качества учителя физической культуры были проранжированы учениками 9-11-х классов и студентами, результаты представлены в таблице.

Составляющие имиджа учителя физической культуры

Качества учителя 9-й класс 10-й класс 11-й класс Студенты

Нравственные (отзывчивость, чуткость) 2-е место 2-е место 2-е место 2-е место

Профессиональные (знание своего предмета) 1-е место 1-е место 1-е место 1-е место

Внешняя составляющая (прическа, одежда) 3-е место 3-е место 3-е место 3-е место

По результатам данного исследования можно сделать следующий вывод: все опрашиваемые сошлись во мнениях и решили, что профессиональные качества занимают первое место среди личностных качеств учителя физической культуры. Знание своего предмета наиболее важно для учеников и студентов, чем прическа, одежда и возраст учителя.

Выделяют несколько составляющих имиджа: внешняя, внутренняя и процессуальная составляющие. Мы выделили качества, на которых основываются данные составляющие. Опрашиваемые расставляли по местам данные качества, по результатам опроса мы выявили какие качества наиболее значимые для учеников 9-11-х классов в учителе физической культуры. Результаты исследования внутренней составляющей представлены на диаграммах 1-3.

К внутренней составляющей мы отнесли следующие качества: общительность, справедливость, доброта, требовательность, чувство юмора, взаимопонимание, уравновешенность, любовь к детям и сдержанность.

На рис. 1 представлены проранжированные школьниками 9-х классов качества внутренней составляющей личности учителя.

10

8

о 6

о <и

2 4

9-е классы

0

/

/

аУ4

_0

4° Л*"

<? / ^

^ О^ У о^

^ Ж л*

# #

личностные качества

Рис. 1. Места, присвоенные школьниками 9-х классов качествам внутренней составляющей личности учителя

Среди 9-х классов по внутренней составляющей на первом месте расположилось взаимопонимание, 2-е место заняла справедливость и 3 место - уравновешенность, наименее значимым для учеников стала требовательность.

На рис. 2 представлены проранжированные школьниками 10-х классов качества внутренней составляющей личности учителя.

качества

Рис. 2. Места, присвоенные школьниками 10-х классов качествам внутренней составляющей личности учителя

Исходя из ответов 10-х классов, можно сделать вывод, что наиболее важным качеством внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры для них является взаимопонимание, наименее распространенным качеством стала требовательность.

На рис. 3 представлены проранжированные школьниками 11-х классов качества внутренней составляющей личности учителя.

11-е классы

6

качества

Рис. 3. Места, присвоенные школьниками 11-х классов качествам внутренней составляющей личности учителя

Ученики 11-х классов на первое место поставили справедливость, на втором месте расположилась любовь к детям, 3-е место занимают сразу три качества - общительность, взаимопонимание, уравновешенность. Наименее значимым школьники посчитали чувство юмора.

Исходя из ответов студентов-выпускников, мы видим, что на 1-м месте - справедливость, 2-е место занимает - доброта, 3-е место занимает - любовь к детям. Студенты решили, что последнее место занимает чувство юмора.

Таким образом, проанализировав и сравнив все данные полученные в результате опроса школьников и студентов по внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры, можно сделать вывод о том, что мнения 9-х и 10-х классов совпадают и наиболее значимым для них является взаимопонимание. 11-е классы и студенты считают, что наиболее важным для учителя физической культуры является справедливость. Среди всех опрошенных средних показателях распределились такие качества как общительность и сдержанность, остальные качества меняют свои позиции в разных группах опрошенных. Мнение о наименее значимом качестве также совпадают у: 1-9-х и 10-х классов, 2-11-х классов со студентами. Первые считают наименее значимым требовательность, а вторые - чувство юмора. Можно сделать заключение о том, что по внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры совпадают мнения у 9-х и 10-х классов и мнения 11-х классов и студентов.

Список литературы

1. Бурцев В.А., Зейнетдинов А.С., Кострова Н.Н. Дифференциация содержания физкультурного образования как приоритетное направление совершенствования физического воспитания школьников // Вестник УГТУ-УПИ. № 10 (81); Современные проблемы развития физической культуры и спорта: сб. науч. статей. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУК-УПИ, 2006. С. 47-51.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. № 2 (30). 2012. С.139-146.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Мартынова А.С. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. Ч.5. С.1147-1151.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 21. С.4750-4754.

5. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д, Программное обеспечение спортивно-ориентированной направленности физического воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 6. С. 16-18.

6. Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. 2006. № 3. С. 59-63.

Файзрахманов Ильнар Илдарович, канд. биол. наук, старший преподаватель, ilnar79@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Мифтахов Тимур Фаритович, старший преподаватель, miftahov-timur@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF IDEA OF IMAGE OF THE TEACHER

OF PHYSICAL CULTURE

I.I. Fayzrakhmanov, T.F. Miftakhov

Authors of article carried out the analysis of social and psychological features of idea of image of the teacher of physical culture. Conclusions are drawn on the basis of the questioning which is carried out at pupils of the 9-11th of a class, students graduates of the Sports Education profile and the teacher of physical culture.

By authors it is established that professional qualities win first place among personal qualities of the teacher ofphysical culture. Knowledge of the subject most important for pupils and students, than a hair dress, clothes and age of the teacher.

Key words: image, teacher ofphysical culture, social and psychological features.

Fayzrakhmanov Ilnar Ildarovich, candidate of biological Sciences, senior lecturer, ilnar 79@mail. ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Miftakhov Timur Faritovich, senior lecturer, miftahov-timur@mail. ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

УДК 797.2:37.037

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ

ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ

Е.Н. Фомичева

Представлен материал по организационно-содержательному обеспечению физкультурных занятий с целью их реабилитации. Предметом исследования является поиск оптимальных педагогических подходов, методов и приемов, наиболее соответствующих физическому, социально-психологическому состоянию детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация; дети школьного возраста с расстройством аутистического спектра, физкультурно-оздоровительное плавание, организационно-содержательное обеспечение.

Современные классификационные диагностические системы рассматривают аутизм как первазивное (всепроникающее, общее) нарушение, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.