Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Имиджелогия»'

Интерактивные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Имиджелогия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖЕЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / IMAGEOLOGY / INTERACTIVE TEACHING METHODS / IMAGE OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брындина Галина Всеволодовна

В статье обосновывается актуальность использования интерактивных технологий обучения в процессе преподавания дисциплины «Имиджелогия» для студентов специальности «Реклама и связи с общественностью». Даются рекомендации для успешного внедрения интерактивных методов в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брындина Галина Всеволодовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive methods of training in «Imagelogy’s» discipline

This article explains the relevance of the use of interactive learning technologies in the teaching discipline «Imagelogy» for students of «Advertising and Public Relations». The recommendations for the successful implementation of interactive methods in the educational process.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Имиджелогия»»

УДК 659: 378.14

Г.В. Брындина

Интерактивные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Имиджелогия»

В статье обосновывается актуальность использования интерактивных технологий обучения в процессе преподавания дисциплины «Имиджелогия» для студентов специальности «Реклама и связи с общественностью». Даются рекомендации для успешного внедрения интерактивных методов в учебный процесс.

Ключевые слова: имиджелогия, интерактивные методы обучения, имидж преподавателя

вуза.

G.V. Bryndina

Interactive methods of training in «Imagelogy’s» discipline

This article explains the relevance of the use of interactive learning technologies in the teaching discipline «Imagelogy» for students of «Advertising and Public Relations». The recommendations for the successful implementation of interactive methods in the educational process.

Keywords: imageology, interactive teaching methods, image of the teacher of higher education institution.

Установившаяся в нашем обществе система экономических отношений определила необходимость осмысления новых подходов в функционировании отечественного бизнеса. В контексте сегодняшней идеологии рынка актуализируется проблема управления имиджем организации, который стал одним из важнейших составляющих нематериальных активов любой фирмы.

К сожалению, особенность российского бизнеса такова, что отечественные компании начинают осознавать необходимость формирования имиджа только тогда, когда оказываются в кризисной обстановке. Более того, обращение к проблеме имиджа заканчивается на стадии его формирования, очень слабое внимание уделяется проблеме его продвижения, и практически не сформирован механизм управления имиджем. Недооценка со стороны руководителей значимости работы над имиджем организации - только одна из болевых точек российского бизнеса. Еще одна проблема - слабый уровень практической подготовки PR-специалистов к работе над имиджем организации.

В учебных планах подготовки по специальности «Реклама и связи с общественностью» предусмотрены часы для разного вида практик. На самом деле эти часы используются для обучения с разной степенью успешности: кому-то из практикантов доверяют участие или даже разработку PR-акций, для кого-то практика начинается и заканчивается пустым перекладыванием бумажек: ни для кого не секрет, что практиканты, если они одновременно не являются сотрудниками фирмы, воспринимаются как обуза, а найти место достойной практики для студента всегда

193

сложно. Такая ситуация - разрыва вузовской науки и баз практики - начавшись в 1990-е годы, складывается уже не первое десятилетие. Исходя из вышесказанного, в современной ситуации актуализируются вопросы использования интерактивных методов обучения студентов.

По классификации Е.Я. Голанта [1] выделяются активная и пассивная модели обучения в зависимости от участия студентов в учебном процессе. Понятно, что термин «пассивное обучение» является условным, так как любой способ обучения обязательно предполагает определенный уровень познавательной активности субъекта, иначе достижение результата, даже минимального, невозможно. «Пассивность» у Е.Я. Голанта, скорее, - определение низкого уровня активности студентов, преобладание репродуктивной деятельности при почти полном отсутствии самостоятельности и творчества. Студент выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему преподавателем, текстом учебника или учебного пособия, которые определяются источниками «правильных» знаний. Студенты, как правило, не общаются между собой и не выполняют творческих задач.

Активный тип обучения предполагает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность, студенты выступают «субъектом» обучения: выполняют творческие задачи, вступают в диалог с преподавателем и друг с другом. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, дискуссии участников учебного процесса, развивающие творческое мышление. К этой классификации следует добавить интерактивное обучение как разновидность активного, которое имеет свои закономерности и особенности.

Интерактивное обучение - разновидность взаимообучения, где и студент, и преподаватель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, которые четко понимают, чем они занимаются, активно анализируют то, что знают, умеют и осуществляют. Организация интерактивного обучения в вузе предусматривает моделирование жизненных и производственных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации и т.д. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать авторитетным наставником студенческого коллектива. При интерактивном обучении студенты учатся быть демократичными, толерантно общаться между собой и другими людьми, критически мыслить, принимать и анализировать решения.

Для того, чтобы уменьшить трудности в применении отдельных интерактивных технологий и превратить их слабые стороны в сильные, при обучении студентов специальности «Реклама и связи с общественностью» автором были выработаны следующие правила:

1. Поскольку интерактивное взаимодействие требует определенного изменения в организации работы академической группы, а также значительного количества времени для подготовки как студентам, так и преподавателю, нецелесообразно начинать работу с энтузиазмом новообращенного: напротив, следует постепенно «включать» элементы этой модели, выделяя время на психологическую адаптацию студентов к ней. Сначала целесообразно использовать простые интерактивные методы: работу в парах, малых группах, «мозговой штурм», постепенно дополняя этот спектр другими методами. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры». Когда у преподавателя и студентов появится опыт подобной работы, такие занятия будут проходить намного эффективнее, а подготовка не займет много времени.

2. Нужно провести со студентами организационное занятие и создать вместе с ними «правила работы в аудитории», настроить их на усердную подготовку к интерактивным занятиям.

3. Использование интерактивного обучения не должно становиться самоцелью, это - лишь средство для достижения такой психологической атмосферы в академической группе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию и доброжелательности, предоставляет возможности эффективно реализовать принципы личностноориентированного обучения. Работа над имиджем - творческий процесс: кому-то из студентов комфортнее выполнять задания в группе, кому-то -индивидуально, т.е. не следует устанавливать жесткие правила игры.

4. Если применение интерактивной модели в конкретном случае ведет к неудовлетворительным результатам, необходимо пересмотреть целесообразность стратегии и осторожно подходить к ее использованию, корректируя или вовсе отказываясь от некоторых интерактивных элементов.

5. Для эффективного применения интерактивного обучения, в частности, для того, чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его изучить, а не превратить технологию в неэффективные «игры ради игр», преподавателю нужно тщательно планировать свою работу.

6. Наконец, преподавателю, обучающему студентов по дисциплине «Имиджелогия», необходимо особое внимание уделять работе над собственным имиджем, чтобы в головах студентов теория не расходилась с практикой. Разумеется, имидж каждого педагога индивидуальный, но, вместе с тем, имеет общие черты, присущие его профессии: тонкость ума, изысканные манеры, воспитанность, скромность, умение достойно представить себя студентам. Преподаватель всегда является образцом высокого личного имиджа. Чтобы быть привлекательной личностью, опрятного внешнего вида недостаточно; это желаемый компонент имиджа, но не решающий. Сильными личностно-деловыми характеристиками имиджа

преподавателя является, прежде всего, воспитанность, эрудиция и профессионализм.

Индивидуальный имидж педагога является проекцией его личности, функционирует в процессе социальных коммуникаций, где в зашифрованном виде проявляются основные психические процессы (уровень тревожности, рефлекторного копирования, эмоции и т.д.). Причем, такой шифр проявляется в виде символов на уровне элементарных внешних проявлений: осанка, речь, мимика, интонации, тембр голоса и т.д. Уровень эффективности индивидуального имиджа педагога влияет на успешность педагогической деятельности и несет на себе отпечаток содержания личности преподавателя. Профессиональный педагогический имидж преподавателя выступает формой самовыражения индивидуального целостного образа его личности как реализатора потребностей мик-ро- и макросоциума в образовательных услугах, где реализуются наиболее выразительные деловые и личностные качества в соответствии со статусом преподавателя и социальной ролью в образовательной среде.

Существующая система обучения подталкивает преподавателя на использование в основном пассивных методов обучения. В прошлом использование таких методов было оправданным, но в настоящем ситуация кардинально изменилась: одному человеку невозможно знать все даже в какой-то узкой области знания. К тому же функцию хранения, запоминания и воспроизведения информации могут хорошо выполнять компьютеры. Современный выпускник вуза должен иметь другие навыки: думать, понимать сущность явлений, осмысливать идеи и концепции и, уже на основе этого, уметь отыскивать нужную информацию, творчески интерпретировать и применить в конкретных условиях. Именно этому и способствуют интерактивные технологии обучения.

Примечания

1. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1957. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.