Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку студентов нязыковых направлений подготовки с помощью интерактивных технологий'

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку студентов нязыковых направлений подготовки с помощью интерактивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE TEACHING / ПРОЕКТ / PROJECT / КРУГЛЫЙ СТОЛ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ROLE AND BUSINESS GAMES / CASE-STUDY / МАСТЕР КЛАСС / DISCUSSION / BRAIN STORM / WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усатова Инна Юрьевна

В статье описываются интерактивные технологии, которые меняют подход к процессу обучения и активизируют коммуникативную деятельность студентов неязыковых направлений подготовки. Под интерактивными технологиями здесь понимаются специальные формы организации занятия, при которых происходит моделирование реальных ситуаций, побуждающих к взаимодействию и принятию общего решения на основе анализа обстоятельств. Использование интерактивных технологий позволяют создавать комфортную, мотивирующую на коммуникацию атмосферу. Функция преподавателя и подход к организации и проведению практического занятия при обучении английскому языку существенно меняется. Из всего многообразия интерактивных форм обучения, существующих в современной методике, в исследовании были отобраны и апробированы несколько форм, исходя из видов и принципов организации работы, условий процесса обучения и уровня владения студентами иностранным языком. В работе дана характеристика и описание каждого интерактивного метода, используемого на практике. Данная статья представляет интерес для преподавателей иностранного языка, а основные результаты исследования и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопроса об использовании интерактивных технологий в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усатова Инна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN TEACHING NON-LINGUIST STUDENTS ENGLISH BY MEANS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

The article describes interactive technologies that change the approach to teaching and enhance non-linguist students' communicative activity. In the present paper interactive technologies are considered as special forms of lesson organization which simulate real situations which encourage students to interact and make a joint decision. Use of interactive technologies allows to create a comfortable and communication boosting atmosphere. That leads to significant changes in teachers' behavior as well as in the approach to planning and conducting English lessons. To achieve the set goals, we chose a cluster of interactive methods according to the forms and principles of lesson organization, current teaching conditions and students' ability to speak English. The paper contains the description of each interactive method used in class. This article is of particular interest to teachers of foreign languages. The results of the research can be used in scientific work and teaching to consider the issue concerning the role of interactive technologies in teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку студентов нязыковых направлений подготовки с помощью интерактивных технологий»

УДК 378.147:811.111:004

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ С ПОМОЩЬЮ

ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2017

Усатова Инна Юрьевна, старший преподаватель кафедры «Теория и практика перевода» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье описываются интерактивные технологии, которые меняют подход к процессу обучения и активизируют коммуникативную деятельность студентов неязыковых направлений подготовки. Под интерактивными технологиями здесь понимаются специальные формы организации занятия, при которых происходит моделирование реальных ситуаций, побуждающих к взаимодействию и принятию общего решения на основе анализа обстоятельств. Использование интерактивных технологий позволяют создавать комфортную, мотивирующую на коммуникацию атмосферу. Функция преподавателя и подход к организации и проведению практического занятия при обучении английскому языку существенно меняется. Из всего многообразия интерактивных форм обучения, существующих в современной методике, в исследовании были отобраны и апробированы несколько форм, исходя из видов и принципов организации работы, условий процесса обучения и уровня владения студентами иностранным языком. В работе дана характеристика и описание каждого интерактивного метода, используемого на практике. Данная статья представляет интерес для преподавателей иностранного языка, а основные результаты исследования и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопроса об использовании интерактивных технологий в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные технологии, интерактивное обучение, проект, круглый стол, мозговой штурм, ролевые и деловые игры, case-study, мастер класс.

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN TEACHING NON-LINGUIST STUDENTS ENGLISH BY MEANS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

© 2017

Usatova Inna Yuryevna, Senior Lecturer of the chair "Theory and practice of translation"

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The article describes interactive technologies that change the approach to teaching and enhance non-linguist students' communicative activity. In the present paper interactive technologies are considered as special forms of lesson organization which simulate real situations which encourage students to interact and make a joint decision. Use of interactive technologies allows to create a comfortable and communication boosting atmosphere. That leads to significant changes in teachers' behavior as well as in the approach to planning and conducting English lessons. To achieve the set goals, we chose a cluster of interactive methods according to the forms and principles of lesson organization, current teaching conditions and students' ability to speak English. The paper contains the description of each interactive method used in class. This article is of particular interest to teachers of foreign languages. The results of the research can be used in scientific work and teaching to consider the issue concerning the role of interactive technologies in teaching a foreign language.

Keywords: competence approach, interactive technologies, interactive teaching, project, discussion, brain storm, role and business games, case-study, workshop.

В ФГОС ВО подготовки бакалавров, специалистов и магистров сформулировано: «Реализация компетент-ностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся»[1, с.79].

Современная методика обучения иностранным языкам по-прежнему уделяет большое внимание информационным и коммуникативным технологиям, в то время как требования к качеству образовательного процесса в вузах предполагают широкое внедрение развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования заключается не только в пересмотре содержания учебного материала, но в большей степени в пересмотре методик обучения, использовании эффективных приемов обучения, активизации деятельности студентов на занятии, развитии их умений находить решение проблемных ситуации [2, с.54]. Многие современные ученые, методисты, такие как И.В. Ларионова [3], В.Я. Ляудис [4], Н.Д. Гальскова [4], Е.С. Полат [5], и другие, отмечают, что пассивные методы обучения негативно влияют на учебную мотивацию студентов. У них формируется безразличное или отрицательное отношение к учению. Именно поэтому необходимо поменять подход к обучению таким образом, чтобы студенты не были пассивными, умели самостоятельно найти необходимую информацию, обменять-

ся мнениями, отстоять свою точку зрения, принимать участие в дискуссиях, осуществлять коммуникацию на иностранном языке на повседневные и профессиональные темы.

Если раньше преподаватель выступал в роли наставника и транслятора знаний, то сейчас от него требуется поменять весь подход к процессу обучения, перевернуть свое мышление и стать помощником, проводником для обучающихся. Для этого необходимо создать такие условия для коммуникации, чтобы студенты включались в изучаемую ситуацию, побуждались к активным действиям, переживали состояние успеха, другими словами, чтобы у них была острая необходимость, мотивация для развития языковых умений. Именно интерактивные методы больше всего соответствуют данным требованиям [6].

При использовании интерактивных методов учебный процесс базируется на совместной деятельности всех студентов группы без исключения, так как каждый вносит свой индивидуальный вклад. В ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. У преподавателя есть возможность организовывать различные виды работы: индивидуальную, парную и групповую, проектную работу, ролевые игры и т.д. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. При осуществлении интерактивного обучения необходимо придерживаться основных принципов: взаимодействия, активности, опоры на групповой опыт и обязательной

обратной связи [7].

Цель данной работы состоит в определении места интерактивных технологий в системе занятий при обучении английскому языку и выборе наиболее эффективных форм для обучения студентов неязыковых направлений подготовки вуза.

Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску, мотивируя их работать с различными источниками информации, сам становясь одним из таких источников [8]. В методике обучения иностранным языкам различают три формы взаимодействия преподавателя и учащихся: пассивные методы, активные методы и интерактивные методы.

Пассивный метод - это форма взаимодействия, когда преподаватель управляет ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей. Обычно такой метод используется при проведении опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Этот метод характеризуется легкой подготовкой преподавателя к занятию и возможностью довести большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод - эта форма, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом. Студенты являются активными участниками, преподаватель и студенты находятся в равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Несмотря на то, что активные и интерактивные методы имеют некую общность, между ними имеются различия. Интерактивный метод рассматривается как наиболее современная форма активного метода.

Интерактивный метод (inter - взаимный, act - действовать англ.) - означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога, беседы с кем-либо. В отличие от активного метода, интерактивный ориентирован на взаимодействие студентов с преподавателем и друг с другом, а также на доминирование активности студентов в процессе обучения. Преподаватель разрабатывает план занятия и направляет деятельность студентов для достижения целей занятия [9, c.101-109, 11, c.408].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Его цель состоит в создании комфортных условий для обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения продуктивным [10, c.43, 12, c.46; 1319].

Задачами интерактивных форм обучения являются:

- повышение интереса учащихся;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- установление взаимодействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

- формирование у обучающихся мнения и отношения;

- формирование жизненных и профессиональных навыков;

- выход на уровень осознанной компетентности студента [20, с.50].

Для решения учебных задач могут использоваться следующие интерактивные формы: проект, круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм, деловые и ролевые игры, case-study (анализ конкретных ситуаций), мастер класс. Существуют и другие интерактивные формы обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», тренинги, групповое обсуждение, интерактив-

ная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и другие), которые можно использовать на занятиях. Кроме того, преподаватель может сам разрабатывать новые формы, в зависимости от цели занятия, а также модернизировать, совершенствовать уже существующие формы [21, с.97].

В процессе подготовки к занятию, преподаватель, в зависимости от цели занятия, должен выбрать подходящие интерактивные формы или даже может сочетать несколько методов обучения для решения проблемы.

Интерактивное занятие предполагает соблюдение следующих принципов:

- занятие - общая командная работа;

- все участники равны;

- каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

- нет места прямой критике личности (подвергаться критике может только идея).

Существует алгоритм подготовки и проведения интерактивного занятия, который включает в себя подготовительную часть, вступление, основную часть и выводы (рефлексию). Его можно дополнять или модифицировать в зависимости от уровня владения студентами иностранным языком, цели занятия и содержания учебного материала.

Рассмотрим общие характеристики следующих методов:

1. Проект - (от латинского projectus - выступающий) это самостоятельная индивидуальная или групповая творческая деятельность. Преимущество метода проектов состоит в том, что он мотивирует и создает комфортные условия для коммуникации, развивает умения работать с информацией, самостоятельность и инициативность, презентативные умения, умения работать в команде [22-24].

2. Круглый стол (дискуссии, дебаты) - это метод, позволяющий студентам развивать умения излагать свои мысли, аргументировать, обосновывать и отстаивать свое мнение, находить единое решение проблемы, быть терпимым к мнению других.

3. Мозговой штурм - это быстрый метод решения проблемы, при котором участники предлагают как можно больше вариантов решения, даже самых фантастических, и выбирают наиболее эффективные для применения [25, 26]. Этот метод развивает коммуникативную компетенцию и творческий подход.

4. Деловые и ролевые игры - это моделирование ситуаций общения, при котором студенты приближены к реальным жизненным и профессиональным условиям. Эта деятельность трансформирует полученные знания в деятельностный контекст. В современная методика предлагает огромное разнообразие игр.

5. Case-study - это метод основан на ситуативном анализе реальных ситуаций (выявление проблемы, поиск решений). Его преимущество в том, что студенты, анализируя ситуацию, обмениваются идеями, опытом, самостоятельно изучают проблему и вносят свой индивидуальный вклад в решение проблемы.

6. Мастер класс - это средство передачи своей новой идеи, включает в себя проектирование мероприятия. Он позволяет работать в малых группах, обмениваться мнением, активизирует познавательную деятельность студентов, способствует развитию нестандартного мышления [27, с.105].

В ФГБОУ ВО «Тольяттинском государственном университете» на дисциплину «Английский язык» в учебном плане отведено 4 часа в неделю на всех курсах и на всех направлениях подготовки. Это связано с новыми требованиями времени к системе обучения в вузах и компетентности выпускника вуза. К большому сожалению, большинство студентов инженерных, экономических, химических и др. направлений не мотивированны на изучение иностранного языка в таком объеме. Они не осознают необходимости знания иностранного язы-

ка, не видят перспектив применения его в профессии. Поэтому первостепенной задачей становится развитие устойчивого интереса к изучению английского языка и ориентирование студентов на широкое использование иноязычного общения, как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни. Чтобы повысить мотивацию преподавателю необходимо использовать в своем арсенале разнообразные методы и приемы обучения, и интерактивные методы являются наиболее эффективными для достижения этой цели.

На протяжении года на практических занятиях по английскому языку были апробированы такие интерактивные методы как проектный метод, дебаты, дискуссии, деловые и ролевые игры. Выбор был сделан на основе анализа методической литературы и личного опыта преподавателя. Большая часть практических занятий носили интерактивный характер, так как предполагали взаимодействие всех участников процесса. В течение двух семестров студенты должны были изучить восемь модулей. Работа над модулем включала несколько этапов: введение и тренировка лексического материала на основе аудирования, введение и тренировка грамматического материала на основе текстов для чтения, создание ситуаций реального общения и этап контроля. Для каждого модуля были разработаны или модифицированы уже существующие игры, дискуссии, дебаты и проекты в соответствии с уровнем владения студентами английским языком и их направлением подготовки. Перечисленные выше методы применялись на определенных этапах работы с модулем. Например, ролевые и деловые игры особенно эффективны на этапах тренировки и контроля лексического и грамматического материала. Мозговой штурм проводился на начальном этапе работы с модулем, текстом или перед аудированием, а также на заключительном этапе работы с модулем. Такие методы как дискуссия и дебаты являются хорошими средствами контроля, обобщения изученного материала. Метод проекта - это универсальный метод, он использовался на разных этапах работы с модулем.

Роль преподавателя на подготовительном этапе заключалась в тщательном планировании занятия и организации его согласно поставленной цели и задачам. В организацию входила разработка сценария, подготовка раздаточного материала, подбор средств и приемов, разработка инструкций, правил и критериев оценки, рефлексия и подведение итогов.

Можно отметить, что у студентов с уровнями владения английским языком Elementary и Pre-Intermediate очень хороший результат показали деловые, ролевые игры и проекты. Студентам этих уровней было комфортно осуществлять иноязычную коммуникацию в рамках реальных ситуаций, где они проявляли свои творческие способности, профессиональные навыки и познавательную активность.

Наиболее эффективными были деловые и ролевые учебные игры, ограниченные по времени, так как проводились на занятиях по расписанию. Деятельность участников оценивалась баллами по разработанным критериям [28, с.90]. Преподавателю можно разработать одни общие критерии, которые будут модифицироваться в зависимости от уровня, содержания, задач и цели игры. Результат игры зависел от того есть ли уже готовый ответ, к которому надо было прийти или ответ должен был быть найден в процессе игры. Согласно методологической классификации проводились: ролевые (где у каждого участника своя роль), имитационные (когда создается определенная близкая к реальности ситуация), групповые (для развития навыков групповой работы), организационно-деятельностные (где нет ролей и правил, где разрабатывается решение междисциплинарных проблем) и инновационные (где находят инновационные решения традиционных проблем) игры [29, c.27,30, c.33].

Что касается проектов, то об их значимой роли в об-

учении иностранным языкам написано много, поэтому проект является одним из основных методов в практике преподавателя. Однако, для развития коммуникативной и профессиональных компетенций студентов с помощью игровой и проектной технологий необходимо соблюдать следующие условия:

- ситуации должны быть реальными или близкими к реальным, интересными и проблемными,

- учитывать уровень подготовки участников,

- разработать критерии оценки,

- иметь четкую структуру,

- осуществлять контроль процесса,

- осуществлять рефлексию [31, с.189].

Такие методы как «Дебаты» и «Мозговой штурм» были эффективными при обучении студентов с уровнем владения английским языком Intermediate, так как они подразумевают свободное высказывание по проблеме, обмен мнениями, пояснения, аргументацию, приведение примеров и ограниченное время.

Самым трудозатратным для преподавателя является метод «Дебаты». Он состоит из:

- подготовительного этапа, где выбирается проблема. Студенты делятся на группы «за» и «против», составляются тезисы, осуществляется поиск информации, проду-мывается стратегия и вопросы;

- вступления, представители от двух сторон знакомят с командой, со своей точкой зрения, с тезисами, с заключением;

- основной этап, когда каждый член команды высказывает свою точку зрения, приводит примеры, поясняет и аргументирует;

- заключительный этап, когда осуществляется рефлексия, обсуждается и анализируется подготовка команд [32, с.139].

Каждый этап предварительно планируется и расписывается преподавателем, создается сценарий и осуществляется контроль всего процесса и подведение итогов.

Мозговой штурм так же делится на четыре этапа. На первом этапе выбирается проблема или вопрос, на втором этапе высказываются предложения и идеи, на третьем этапе группы представляют презентацию результатов и на последнем этапе подводятся итоги. Цель этого метода - рассмотреть, как можно больше идей за короткий промежуток времени и выбрать наиболее подходящее решение проблемы. Вот один из примеров использования этого метода. У студентов третьего курса института экономики, финансов и управления (в группе 8 человек) актуальной проблемой было совмещение успешной учебы и работы. Поэтому преподаватель, при завершении изучения модуля «The World of Work» на подготовительном этапе мозгового штурма, подвел к постановке проблемного вопроса «How to be a good student and earn money at the same time?». Затем был выбран ведущий (модератор), задачей которого было фиксировать идеи на доске и следить за очередностью выдвижения гипотез и корректностью высказывания идей. Основным приемом второго этапа была разбивка на кластеры, графический прием систематизации. В центре доски поместили проблемный вопрос, а вокруг крупные смысловые единицы, т.е. предлагаемые решения проблемы (например: to organize your day; to find part-time job, where you have a lot of free time; to ask money from parents; to find a way with university teachers и т.д.). Время этого этапа ограничили до 10 минут. На третьем этапе коллективно обсуждали решения проблемы, их плюсы и минусы, устанавливали причинно-следственные связи между кластерами. На последнем этапе выбрали наилучшее решение и обсудили свою работу. Главными трудностями были следующие: у преподавателя нет возможности предусмотреть и спланировать весь ход мозгового штурма, подвести к нужному решению; не все речевые ошибки отслеживались; в группе появлялось доминирование лидеров, и студенты «зацикливались» на однотип-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)

ных идеях. Но, в общем, данный метод показал, что все студенты участвовали на равных позициях, проблема была представлена наглядно, была создана комфортная атмосфера для высказывания и взаимодействия, повысилась познавательная активность. Таким образом, выбор той или иной интерактивной технологии зависит от цели и задач занятия, от содержания, от уровня владения иностранным языком и степенью владения этой технологией.

Однако при разработке интерактивного занятия рекомендуем преподавателю принять во внимание следующие условия: интересы обучающихся, их профессиональное направление подготовки, временные рамки проведения занятия, четкое определение цели занятия, раздаточные материалы, техническое обеспечение, перспектива реализации полученных знаний, сформулированные вопросы для рефлексии и критерии оценки. Продуманность этих условий повышает интенсивность и эффективность коммуникации.

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы: интерактивные педагогические технологии:

- это огромное количество возможностей организации процесса обучения английскому языку в комфортной атмосфере, стимулирующей творческую, интеллектуальную деятельность и развивающую коммуникативную компетенцию;

- можно использовать на разных этапах обучения, со студентами, владеющими разными уровнями английского языка;

- вовлекают всех участников в познавательный процесс, формируют навыки командной работы;

- обеспечивают высокую мотивацию, свободу самовыражения и взаимоуважения.

Использование таких технологий побуждает преподавателя к творчеству и совершенствованию, так как, используя эти инструменты, он определяет их педагогические возможности, идентифицирует их с особенностями обучающихся, предлагаемым содержанием и своей индивидуальностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации ФГОС третьего поколения http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/ Университетское управление. 2013. №4. С. 78-83.

2. Об образовании Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ.// Официальные документы в образовании. 2012. №2, №3. С. 2-92

3. Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы методики и технологии. Ларионова И.В. СПб 2014г

4. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. — М., 2012.

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат // Иностр. языки в школе. 2010. № 2. С. 3-10; № 3. С.3-9.

6. Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт / Л.И. Корнеева // Интерактивные технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://интерак-тивные технологии метод Модерации ТОГИС.

7. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компе-тентностей / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: Электронное научно техническое издание. №4. 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// technomag.edu.ru/doc/172651.html

8. Выступление на методическом семинаре. Инновационный подход и проектные формы обучения. Н.В. Ефимьева http://nsportal.ru/shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library

9. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: Монография / М.А. Петренко. - Ростов н/Дону:

ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 168 с.

10. Петренко М.А. Интерактивная технология развития творческой активности. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров / М.А. Петренко.

2014. № 4 (21). С. 46-56.

11. Petrenko M.A. Theoretic bases of pedagogical interaction / M.A. Petrenko // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 214. С. 407-413.

12. Petrenko M.A. The developmental interactive technology of students' creative activity / M.A. Petrenko // Open Science Journal of Education. 2015. № 3. С. 43-47.

13. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

14. Данилина Е.А. Интерактивные технологии обучения студентов иностранному языку на основе компе-тентностно-модульной организации обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1 (20). С. 61-64.

15. Моллаева К.Р. Интерактивное обучение как важное средство в развитии исследовательских навыков учащихся // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 98-104.

16. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.

17. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65-68.

18. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Рахметова А.Т. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по русскому и иностранному языку как средство активизации познавательной деятельности студентов // Самарский научный вестник.

2015. № 1 (10). С. 107-110.

20. Дьякова Т.М.Активные и интерактивные формы и методы обучения в формировании конкурентоспособного специалиста //Методист. 2011. № 8. С.50

21. Коротаева Е.В. Будущее интерактивного обучения //Народное образование. 2013. №2. С.169.

22. Кокоева Н.В. Проектная деятельность студентов педагогического вуза как фактор развития их творческих способностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 111-114.

23. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.

24. Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гришанова М.Н., Царева И.А. Формирование проектной компетенции бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 286-288.

25. Леушина Е.А., Леушина Н.А. Классификация методов обучения в педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 3 (22). С. 119122.

26. Степина Н.В. Особенности формирования личности хормейстера в условиях спо в аспекте современных исследований // Балтийский гуманитарный журнал.

2016. Т. 5. № 3 (16). С. 196-198.

27. Коротаева Е.В. Когда «интерактивные технологии» интерактивны?// Народное образование. 2014. № 3. С.105.

28. Полякова О.А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе.//Спр-к руково-

дителя ОУ. 2007. № 5. С.90.

29. Козина Е.Н. Интерактивные формы организации учебного процесса.//Спр-к заместителя директора школы. 2010. № 5. С.27.

30. Наволокова Н.Г. Характеристика педагогических технологий. Технологии интерактивного обучения.// Педагогическая мастерская (Основа). 2014.№ 6. С.33.

31. Гусева М.Н. Использование интерактивных форм обучения в процессе экспериментальной работы по формированию имиджа будущего менеджера в образовательном процессе вуза // Вестн. Мичуринского гос. аграрного ун-та. 2010. № 1. С. 189-193

32. Климова И.И. Интерактивные формы обучения иностранному языку в вузе экономического профиля / И.И. Климова, Н.М. Лизунова // Науч.-исслед. финансовый ин-т. Финансовый журн. 2010. № 1. С. 137-144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.