УДК 37.091.39
Д. В. Старченко, старший преподаватель (БГТУ) ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Вопросы коммуникативного обучения иностранному языку в системе профессионального образования приобрели особое значение в условиях возрастания значимости иностранных языков, вызванных тенденциями глобализации и интернационализации в последние десятилетия. Ориентация на новые цели образования требует изменения методов и форм организации учебного процесса. Преподаватель иностранного языка должен владеть современной технологией преподавания, используя интерактивные технологии, которые особенно целесообразны при ускоренном обучении студентов иностранному языку. Сочетание традиционных интенсивных методик обучения и современных интерактивных методов является важным условием эффективно -го обучения иностранному языку в вузе.
Problems of communicative teaching in vocational education have gained prominence in the conditions of growing importance of foreign languages in recent decades as a result of globalization and internationalization. Orientation to new goals in education requires the change of methods and forms in academic activity. A language teacher should master modern methods of teaching, using interactive technologies, which are particularly suitable for intensive teaching of students. The combination of the traditional intensive teaching technology and modern interactive methods is important for the effective teaching of foreign languages in higher schools.
Введение. Интерактивный метод («inter» -это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.
Занятия, проведенные в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому студенту посильное участие в решении проблем. В результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения преподаватель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же студенты получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у них формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
Основная часть. Современная педагогическая наука богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых
группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); проектная методика (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, выставки, представления); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудио-материалами, «студент в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Шкала мнений», ПОПС-формула, проективные техники, «Один - вдвоем -все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум); разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»); кластер, сравнительная диаграмма, пазл, целенаправленное чтение и ряд других. [1]
Остановимся подробнее на некоторых методических приемах.
Прием «Фишбоун» (в переводе «рыбный скелет»).
Студенты передают содержание прочитанного или изученного материала по следующему образцу: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки -суть понятия, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Прием «ПОПС-формула». По-английски он пишется следующим образом: РКЕ8-:Тогти1а (Ро8Шоп-Яеа80п-Бхр1апайопогБхатр1е-8итта-гу). В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приема заключается в том, что он позво-
166
ISSN 1683-0377. Трулы БГТУ. 2014. № 5. История, философия, филология
ляет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. В данном случае студентам предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы: П - позиция; О - объяснение (или обоснование); П -пример; С - следствие (или суждение). При оценке данного метода отмечается, каким критериям соответствует или не соответствует выступление того или иного студента. Например, позиция сформулирована ясно, кратко, доступным для понимания аудитории языком и т. п. В объяснении имеются ссылки на общественные ценности, законы и т. п. Объяснение поддерживает заявленную позицию, является убедительным. Пример вызывает всеобщий интерес, является общественно значимым. В нем есть ссылки на источники - газеты, мнения экспертов, личный опыт. Пример дает достаточное, но не избыточное количество деталей. В суждении кратко повторена суть позиции, подведен итог выступлению, предложены конкретные действия для решения проблемы.
Прием «INSERT» (в переводе «интерактивная размечающая система эффективного чтения и размышления»). При работе с текстом студенты разбиваются на группы. Каждый получает для разработки подтему или часть текста. Предлагается сделать пометки на полях («V» -уже знал, «+» - новое, «—» - думал иначе, «?» -не понял, есть вопросы). Затем идет обмен информацией и обсуждение в группе. По пройденной теме отчитывается вся команда.
Прием «Каждый учит каждого». Студенты учат друг друга в парах сменного состава. Преподаватель заранее готовит карточки по количеству участников. На них пишутся определение понятий, описание концепций, факты и т. д. (до 5 предложений). Каждый участник получает карточку, которую он должен внимательно прочитать. Преподаватель, со своей стороны, должен убедиться, что всем понятен смысл текста. Принцип проведения: каждый попеременно является преподавателем и обучаемым. Каждый участник должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, а также убедиться, что собеседник понял и запомнил новый материал (спросить, что непонятно, попросить пересказать суть новой информации). Каждый участник свободно передвигается по аудитории. Затем студенты меняются ролями. Беседа каждой пары продолжается 2-3 минуты, затем участники расходятся, образуя новые пары. Задача студента -обучить как можно больше людей и самому усвоить как можно больше информации.
Прием «Идейная карусель». Каждому члену микрогруппы (4-5 человек) раздается чис-
тый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все студенты записывают на своих листках бумаги формулировки ответов. Затем они обмениваются листами. При получении листка с записями каждый участник группы должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Затем студенты обсуждают ответы между собой и выделяют наиболее важные или точные формулировки. В заключение все микрогруппы обмениваются между собой результатами в пленуме.
Прием «Диктант значений». Описание: прием экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта, когда преподаватель диктует не слова, а их значения. Студенты должны по значениям определить слова и написать их. Этот прием требует от студентов наличия определенного словарного запаса и выполнения разнообразных лексических упражнений на подготовительном этапе.
Прием «т1^тар» (в переводе памятка, ас-социограмма). К основному понятию темы студенты добавляют различные пояснения, определения, детали, составные части таким образом, чтобы получилась развернутая схема с указанием взаимосвязи между различными элементами схемы. Возможности использования данного приема: при систематизации, повторении пройденного; при работе с текстом; при введении в тему; при контроле.
Нужно помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения.
1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники образовательного процесса. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение студентов за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
3. Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количе -ство участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
4. Правило четвертое. Отнеситесь со вниманием к подготовке помещения для работы. Аудитория должна быть подготовлена с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для студентов в помещении должен
быть создан определенный комфорт. Столы лучше поставить так, чтобы каждый студент имел возможность обращаться к малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.
5. Правило пятое. Проговорите со студентами процедуру проведения занятия и регламент выступления. Полезно напомнить о том, что все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения, уважая право каждого на свободу слова.
6. Правило шестое. Поделите участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора. [2]
В последние годы наиболее универсальным техническим средством обучения стали электронные интерактивные доски. Интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения, обеспечивающий мотивацию обучаемого на активную плодотворную деятельность. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, карты, тематические видеофрагменты позволяют эффективно подать материал, проводить занятие динамично, используя различные стили обучения, развивают творческую активность, увлечение предметом, что в конечном счете обеспечивает эффективность усвоения иностранного языка.
Интерактивная доска позволяет осуществлять:
- активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;
- одновременную работу с текстом, графическим изображением, видео- и аудиоматериалами;
- стимулирование развития мыслительной и творческой активности студентов и работу всей группы при существенной экономии времени.
Значительную помощь преподавателям иностранного языка в подготовке интерактивных заданий оказывают учебные материалы, имеющиеся на сайте www.youtube.com.
Заключение. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать обучающегося активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность студента. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.
В ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит задача выбора наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что способствует лучшему осмыслению материала студентами.
Литература
1. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Филоматис, 2008. 188 с.
2. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. Минск: Белорусский верасень, 2005. 176 с.
Поступила 15.03.2014