Научная статья на тему 'Разыгрывание ролей как метод активного обучения бакалавров рекламы и связей с общественностью в онлайни офлайн-среде'

Разыгрывание ролей как метод активного обучения бакалавров рекламы и связей с общественностью в онлайни офлайн-среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1139
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / РАЗЫГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ / ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ" / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ACTIVE IMITATIVE METHODS OF TEACHING / ROLEPLAYING / IMAGE-MAKING / TRAINING OF BACHELORS IN SPECIALTY "ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS" / INTERDISCIPLINARY LESSON / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрикова Алия Ануваровна, Пескова Екатерина Николаевна

В статье рассматривается метод «разыгрывание ролей», который применяется в процессе подготовки бакалавров рекламы и связей с общественностью. Актуальность его изучения и использования в педагогической практике обусловлена острой потребностью в максимальном погружении студентов в профессиональную деятельность. На примере междисциплинарного занятия «Консалтинг в области персонального имиджмейкинга» описываются основные этапы внедрения данного активного метода обучения подготовка, реализация и оценка эффективности. Уникальность рассмотренного в статье занятия состоит в том, что: во-первых, происходит объединение двух дисциплин «Имиджелогия» и «Основы интегрированных коммуникаций (рекламы и связей с общественностью)»; во-вторых, процесс обучения включает дистанционный элемент, реализуемый на площадке социальной сети «Вконтакте». Авторами обозначены роли, которые студенты могли выбрать для выполнения задания, имиджмейкер, стилист, спичрайтер, копирайтер, специалист по рекламе и связям с общественностью и др. Описанные результаты занятия дают возможность утверждать, что активное обучение позволяет студенту получить опыт решения коммуникационных задач как в коллективе, так и индивидуально. В работе отмечается, что эффективность метода «разыгрывание ролей» значительно повышается, если преподаватель использует в процессе работы со студентами онлайни офлайн-среду, а также вовлекает участников занятия в оценку работ своих коллег

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрикова Алия Ануваровна, Пескова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Roleplaying as a Method of Active Training of Advertising and Public Relations Bachelors in Online and Offline Environment

The article discusses the method of "roleplaying" used in the process of training of bachelors of advertising and public relations. The relevance of its study and use in teaching practice conditioned by the acute need for maximum immersion of students in professional activities. Using the example of interdisciplinary classes on "Consulting in the field of personal image-making" the main stages of the implementation of this active learning method preparation, implementation, and evaluation of effectiveness are described. The uniqueness of study examined in the article is firstly in the integration of two disciplines "Imagology" and "Basics of integrated communications (advertising and public relations)"; secondly in the learning process that includes remote element implemented on the social networking site Vkontakte. The authors proposed the roles that the students chose to perform doing the task image-maker, stylist, speechwriter, copywriter, specialist in advertising and public relations, etc. The results of the classes give the opportunity to argue that active learning allows the student to gain experience of solving communication tasks in a team or individually. The issue mentioned that the effectiveness of the method of "roleplaying" is greatly enhanced when the teacher uses online and offline environment in the process of working with students, and involving participants in the evaluation of the work of their colleagues.

Текст научной работы на тему «Разыгрывание ролей как метод активного обучения бакалавров рекламы и связей с общественностью в онлайни офлайн-среде»

http://www.uchzap.com

ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

УДК 378.147.34

DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-65-71

Алия Ануваровна Добрикова1,

кандидат культурологии, доцент, Южно-Уральский государственный университет (НИУ) (454080, Россия, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76), e-mail: [email protected]

Екатерина Николаевна Пескова2,

кандидат филологических наук, доцент Южно-Уральский государственный университет (НИУ) (454080, Россия, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76), e-mail: [email protected]

Разыгрывание ролей как метод активного обучения бакалавров рекламы и связей с общественностью в онлайн- и офлайн-среде

В статье рассматривается метод «разыгрывание ролей», который применяется в процессе подготовки бакалавров рекламы и связей с общественностью. Актуальность его изучения и использования в педагогической практике обусловлена острой потребностью в максимальном погружении студентов в профессиональную деятельность. На примере междисциплинарного занятия «Консалтинг в области персонального имиджмейкинга» описываются основные этапы внедрения данного активного метода обучения - подготовка, реализация и оценка эффективности. Уникальность рассмотренного в статье занятия состоит в том, что: во-первых, происходит объединение двух дисциплин - «Имиджелогия» и «Основы интегрированных коммуникаций (рекламы и связей с общественностью)»; во-вторых, процесс обучения включает дистанционный элемент, реализуемый на площадке социальной сети «Вконтакте». Авторами обозначены роли, которые студенты могли выбрать для выполнения задания, - имиджмейкер, стилист, спичрайтер, копирайтер, специалист по рекламе и связям с общественностью и др. Описанные результаты занятия дают возможность утверждать, что активное обучение позволяет студенту получить опыт решения коммуникационных задач как в коллективе, так и индивидуально. В работе отмечается, что эффективность метода «разыгрывание ролей» значительно повышается, если преподаватель использует в процессе работы со студентами онлайн- и офлайн-среду, а также вовлекает участников занятия в оценку работ своих коллег

Ключевые слова: активные имитационные методы обучения, разыгрывание ролей, обучение бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью», междисциплинарное занятие, дистанционное обучение

1 А. А. Добрикова разрабатывает концепции междисциплинарного занятия, организует взаимодействие со студентами в офлайн- и онлайн-среде, систематизирует и анализирует полученные результаты, оформляет статью.

2 Е. Н. Пескова разрабатывает концепции междисциплинарного занятия, организует взаимодействие со студентами в офлайн- и онлайн-среде, систематизирует и анализирует полученные результаты, оформляет статью.

© Добрикова А. А., Пескова Е. Н, 2017

65

Введение. Внимание современных студентов довольно сложно удерживать на протяжении всего практического занятия, так как у них преобладает клиповое мышление. Преподаватели стремятся использовать такие формы занятий, которые позволят решить определённые задачи; сформировать ряд конкретных общих и профессиональных компетенций; повысить интерес к учебному процессу, его результативность; развить творческий потенциал обучающихся; определить уровень усвоения материала и др., то есть обращаются к активным имитационным методам обучения.

Отличительными особенностями данной группы методов, по мнению таких авторов, как Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик, являются:

- целенаправленная активизация мышления (в этом случае обучаемый активно вовлечён в процесс, независимо от его желания);

- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс (не кратковременная или эпизодическая активность, а устойчивая, в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений (реализация высокой степени мотивации и эмоциональности обучаемых);

- интерактивный характер (непрерывное взаимодействие субъектов учебной деятельности, свободный обмен мнениями о возможностях разрешения поставленной задачи)1.

Наряду с такими известными методами активного обучения, как анализ конкретных ситуаций (case-study), игровое производственное проектирование, семинар-дискуссия, круглый стол, мозговой штурм, деловая игра, подробно описанными в работах А. Н. Дробахиной, Г. И. Окань, О. В. Смирновой и В. А. Шамиса [3; 5; 8; 10], популярность набирает разыгрывание ролей. Рассмотрим его особенности подробнее.

Данный имитационный метод часто используют для решения рабочих задач в процессе подготовки студентов по таким научным направлениям, как «Менеджмент»,

1 Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ. - 2010. - С. 5.

«Экономика», «Политика», «Продвижение» и многое другое. С его помощью можно в течение одного занятия акцентировать внимание на нескольких проблемах, которые не обязательно должны быть связаны между собой. Главное в данном случае - наличие, как минимум, двух точек зрения по какому-либо вопросу, нахождение компромиссного решения внутри команды и при взаимодействии с оппонентами умение работать с учётом временных и пространственных рамок, наличие конструктивной критики и составление списка рекомендаций по оптимизации обсуждаемого процесса.

Таким образом, разыгрывание ролей как активный имитационный метод обучения характеризуется такими признаками, как:

- наличие задачи и проблемы, распределение ролей между участниками их решения (имитация конкретной рабочей ситуации);

- взаимодействие участников игрового занятия обычно посредством проведения дискуссии (каждый из участников может высказать своё мнение);

- введение преподавателем в процессе занятия корректирующих условий (преподаватель может по определённым причинам прервать обсуждение, сообщить новые сведения о решаемой проблеме, направить обсуждение в другое русло и т. д.);

- оценка результатов обсуждения и подведение итогов (всеми участниками: преподавателем и обучаемыми)2.

Методология и методы исследования. Уникальность имитационного метода разыгрывания ролей в том, что с его помощью можно решить целый спектр задач (в зависимости от степени изученности курса, учебной цели и направленности занятия). Такая форма позволит сформировать интерес к дисциплине, развить творческие способности и аналитическое мышление обучающихся, убедить их в практической значимости изучаемого материала, оценить уровень усвоения учебной информации, избежать ошибочных трактовок, решений, действий.

Рассмотрим продуктивность разыгрывания ролей на конкретном примере. Междисциплинарное занятие «Консалтинг

2 Курьянов М. А., Половцев В. С. Активные методы обучения: метод. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2011. - С. 18-19.

в области персонального имиджмейкинга» было проведено как экспериментальное для поиска новых форм подготовки студентов направления «Реклама и связи с общественностью» и позволило объединить материалы двух дисциплин «Имиджелогия» и «Основы интегрированных коммуникаций». Авторы данного практического занятия проводят исследование методик преподавания профессиональных дисциплин более 12 лет, апробируя перспективные и эффективные формы взаимодействия со студентами [6; 7].

Базой исследования является двухэ-тапная форма мероприятия. Первый (дистанционный) этап междисциплинарного занятия прошёл с 12 по 16 апреля 2017 года в закрытой группе в социальной сети «ВКон-такте» (https://www.vk.com/club144808478), второй (очный) - 17 апреля 2017 года в 454-й аудитории главного корпуса ЮжноУральского государственного университета (НИУ). В мероприятии приняли участие студенты 2-х и 3-х курсов (28 чел.), обучающиеся по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Перейдём к описанию полученного инновационного опыта. В связи с тем, что будущие специалисты в обозначенной выше области должны владеть навыком взаимодействия с целевыми группами как офлайн-, так и онлайн-среде, разыгрывание ролей проводилось в два этапа. Первый - дистанционный - заключался в том, что команды в течение трёх дней готовили выдуманную биографию одного члена группы (с одним условием - не брать политическую сферу).

Одна команда сняла видеообращение нового директора банка к персоналу, на основе которого вторая группа осуществила анализ кинетического и вербального имиджа героя.

Вторая команда сделала серию фотографий автора работ по психологии (с одним условием - одно фото должно быть в полный рост), на основе которых оппоненты смогли проанализировать габитарный и средовой имидж персонажа.

Материалы (биографии и сопровождающие их видеоролик и фотографии) были размещены в группе «Вконтакте», специально созданной для занятия. Контент нужно было выложить 14 апреля не позднее 18.00 часов. С этого момента по-

явилась возможность до 16 апреля оставлять комментарии к работам оппонентов, выделять слабые стороны тех типов имиджа, с которыми работали команды.

Для обеспечения понятности и упрощения процесса подготовки участники получили пояснительные документы:

1. Пример биографии.

2. Список возможных ролей для работы над контентом, например:

- Герой - человек, биографию которого готовит команда.

- Оператор/фотограф - участник, занимающийся видео-/фотосъёмкой.

- Монтажёр - участник, отвечающий за качество видео-/фотоматериала, занимающийся его обработкой, отбором кадров и т. д.

- Сценарист - участник, продумывающий ход съёмок, сюжетную линию материала.

- Имиджмейкер - участник, отвечающий за гармоничное сочетание компонентов персонального имиджа героя, обозначенных в задании.

- Копирайтер - участник, отвечающий за качество сочетаемости вербальных, невербальных и паравербальных компонентов материала.

- Специалист по рекламе и связям с общественностью - участник, отвечающий за активность посетителей группы, привлекающий внимание к материалам, «подогревающий» ситуацию.

- Другие варианты ролей (по решению команды).

3. Минимальные технические требования к материалам (социальные сети не предполагают в обязательном порядке высокое качество визуального контента).

Преподаватели заранее ознакомили участников с критериями оценки данного этапа. Список получился следующим:

1. Качество контента, размещённого в группе «Вконтакте».

2. Точность выполнения задания.

3. Учёт технических характеристик файла.

4. Максимальная вовлечённость студентов группы в процесс.

5. Качество реализации функций полученной роли.

6. Количество оставленных комментариев к материалу коллег.

7. Качество комментариев.

8. Соответствие материала самому информационному ресурсу (социальная сеть).

9. Соблюдение дедлайна.

10. Командный дух.

Первый этап позволил выявить ряд положительных результатов занятия: студенты способны деликатно делать замечания и выражать несогласие с ними, импровизировать в случае необходимости, грамотно реализовывать предложенную им роль, коллективно принимать решения, применять теоретические знания на практике в соответствии с рабочей ситуацией.

Следует отметить и выявленные недочёты в усвоении материала изучаемых дисциплин, а также отсутствие у студентов некоторых навыков работы с целевой аудиторией в социальных сетях, низкий уровень самостоятельности студентов. Удивило также, что даже небольшой по объёму материал не был составлен участниками без речевых, грамматических и пунктуационных ошибок. К сожалению, не все студенты способны соблюдать дедлайн, работать в экстремальных условиях, а организованность и стрессоустойчивость - основные качества специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью. Таким образом, преподавателями были выявлены учебные блоки, требующие дополнительного внимания.

Второй этап, который проходил в офлайн-среде, представлял собой имитацию коллективной профессиональной деятельности. Каждая команда должна была провести консультацию для заказчика -персоны, чей имидж она анализировала в первом туре. Перед участниками стояли следующие цели:

1. Предоставить заказчику конкретные рекомендации, которые позволят ему улучшить имидж.

2. Убедить заказчика в профессионализме команды-консультанта.

Для достижения первой цели студентам нужно было выбрать четверых коллег, которые определили для себя роли, максимально соответствующие ситуации. Например, группа, которая занималась оптимизацией габитарного и средового имиджа, выбрала следующих специалистов: стилист, фотограф, имиджмейкер, кутюрье.

Для достижения второй цели команды продумали первый элемент встречи с заказ-

чиком - представление. Ключевым инструментом данного блока стала персональная визитная карточка. Каждый специалист вручил её клиенту для дальнейшей оценки по следующим критериям: качество исполнения, оригинальность дизайна, отражение рода деятельности в оформлении и др.

Каждая группа подготовила документ «Проект оптимизации имиджа», который предоставила заказчику. Данный инструмент был связан и с первой, и со второй целью, так как позволял продемонстрировать не только потенциал команды, но и давал возможность клиенту получить программу развития имиджа.

Обязательным этапом реализации имитационного метода «разыгрывание ролей» является оценка результатов. В рамках очного этапа занятия «Консалтинг в области персонального имиджмейкинга» каждая команда заполнила оценочный лист, который включал следующие критерии:

1. Команда консультантов состоит из 4 специалистов.

2. Каждый консультант представился и вручил персональную визитную карточку.

3. Все визитные карточки содержат основную информацию: фамилия и имя, должность, контакты.

4. Представлены результаты анализа имиджа персоны.

5. В результатах анализа выделены как позитивные, так и негативные стороны.

6. Презентованы рекомендации, направленные на улучшение имиджа персоны.

7. Рекомендации полностью соответствуют выделенным недостаткам имиджа (то есть для работы с каждой слабой стороной предложены конкретные действия).

8. Осуществлена работа с клиентом по улучшению имиджа.

9. Команда представила документ «Проект оптимизации имиджа персоны».

10. Документ имеет титульный лист, чёткую структуру. В тексте отсутствуют ошибки (орфографические, синтактические и пр.).

11. Консультанты вежливы и с уважением относятся к заказчику.

12. Консультантов интересует обратная связь (они прислушиваются к мнению заказчика).

13. Имидж консультантов целостный и продуманный. Он полностью соответствует ситуации.

14. Консультанты владеют профессиональной лексикой (дисциплина «Имидже-логия»).

15. Консультация длилась не менее 15 мин.

Если команда по какому-либо пункту ставила ноль баллов, то она аргументировала свой выбор. Педагоги также заполнили оценочный лист с представленными выше критериями.

Итоговый балл складывался из следующих составляющих:

1. Оценка преподавателями первого этапа занятия.

2. Оценка командами второго этапа занятия.

3. Оценка педагогами второго этапа занятия.

В конце междисциплинарного занятия его организаторы выделили сильные и слабые стороны команд-консультантов.

Например, команде второго курса удалось:

- сформировать позитивное впечатление о себе в процессе знакомства с заказчиком;

- выстроить эффективную коммуникацию с клиентом, мнение которого интересовало участников на протяжении всей консультации;

- выделить недостатки средового имиджа и предложить конкретные действия, которые позволят его оптимизировать.

К недостаткам команды второго курса можно отнести следующие:

- низкое качество оформления документа «Проект оптимизации имиджа»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постоянное обращение одного из консультантов к напечатанному тексту, который лежал перед ним на столе;

- излишняя эмоциональность студента, который выбрал роль кутюрье.

Таким образом, заключительная часть занятия имела интерактивный характер, что позволяет отметить у разыгрывания ролей черты группы интерактивных методов обучения, описанных в работах Ф. Б. Бур-хановой и С. Е. Родионовой, Д. В. Добрыниной, Е. О. Козыревой, М. В. Терских [1; 2; 4; 9]. С помощью имитационного метода «разыгрывание ролей» удалось выстроить коммуникации сразу в трёх системах:

- студенты - преподаватели;

- студенты - студенты (внутри одной учебной группы);

- студенты - студенты (между двумя учебными группами).

Результаты исследования и их обсуждение. Через несколько дней после междисциплинарного занятия студенты заполнили анкеты, разработанные преподавателями для получения обратной связи. Опрос позволил определить, что большая часть студентов отнесла выполняемое задание к среднему уровню сложности, однако не все его элементы были понятны. Преобладающая часть респондентов (90 %) отметили, что задание полностью соответствует дисциплинам («Имиджелогия» и «Основы интегрированных коммуникаций») и имеет высокую практическую значимость. Все студенты поставили максимальную оценку занятию по такому пункту, как «формат (разыгрывание ролей)». Открытые вопросы анкеты позволили выявить сильные стороны семинара: «возможность живого общения», «наличие конкуренции», «творческий подход», «получение обратной связи от студентов и преподавателей», «наличие системы поощрения: сладкие призы, которые получил каждый участник в конце занятия».

Выводы. Таким образом, междисциплинарное занятие «Консалтинг в области персонального имиджмейкинга» позволило активизировать познавательную и творческую деятельность студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». Использование имитационного метода «разыгрывание ролей» помогло студентам укрепить знания и навыки, необходимые для решения конкретных проблемных ситуаций, а также выступить в качестве создателей кейса (выбор персоны, написание биографии, создание контента и т. п.) и активно взаимодействовать с коллективом, погрузиться в сферу имид-жейкинга. Проведение занятия в онлайн- и офлайн-среде не только способствовало повышению интереса студентов к имитационному методу обучения, но и обеспечило максимальное вовлечение начинающих специалистов в области рекламы и связей с общественностью в процесс работы над персональным имиджем.

Список литературы

1. Бурханова Ф. Б., Родионова С. Е. Внедрение инновационных активных и интерактивных методов обучения и образовательных технологий в российских вузах: современное состояние и проблемы // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 4. С. 1862-1875.

2. Добрынина Д. В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 172-176.

3. Дробахина А. Н. Активные методы обучения: опыт применения в процессе профессиональной подготовки студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 38. С. 79-84.

4. Козырева Е. О. Применение интерактивных методов обучения в высших учебных заведениях // Наука и современность. 2016. № 45. С. 28-34.

5. Окань Г И. Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения // Научный диалог. 2012. № 1. С. 265-270.

6. Пескова Е. Н., Добрикова А. А. Формы сотрудничества гуманитарных и технических специальностей Южно-Уральского государственного университета // Научно-практический семинар «Public Relations - наука, образование, профессия»: тезисы докладов и выступлений. СПб.: ЛЭТИ, 2012. С. 76-80.

7. Пескова Е. Н., Хажиева А. А. Роль лаборатории корпоративной культуры и лаборатории социальных PR-проектов в подготовке специалистов по связям с общественностью и рекламе // PR-об-разование в регионах России: актуальные вопросы и тренды: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (22-23 окт. 2009 г). Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2009. С. 167-171.

8. Смирнова О. В. Активные методы обучения в вузе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 4. С. 129-133.

9. Терских М. В. Интерактивные методы обучения бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С.152-158.

10. Шамис В. А. Активные методы обучения в вузе [Электронный ресурс] // Сибирский торгово-экономический журнал. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 23.04.2017).

Статья поступила в редакцию 24.04.2017; принята к публикации 23.05.2017

Библиографическое описание статьи

Добрикова А. А., Пескова Е. Н. Разыгрывание ролей как метод активного обучения бакалавров рекламы и связей с общественностью в онлайн- и офлайн-среде // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 65-71. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-65-71.

Aliya A. Dobrikova1,

Candidate of Culturology, Associate Professor, South Ural State University (76 pr. Lenina, Chelyabinsk, 454080, Russia), e-mail: [email protected]

Ekaterina N. Peskova2,

Candidate of Philology, Associate Professor, South Ural State University (76 pr. Lenina, Chelyabinsk, 454080, Russia), e-mail: [email protected]

Roleplaying as a Method of Active Training of Advertising

and Public Relations Bachelors in Online and Offline Environment

The article discusses the method of "roleplaying" used in the process of training of bachelors of advertising and public relations. The relevance of its study and use in teaching practice conditioned by the acute need for maximum immersion of students in professional activities. Using the example of interdisciplinary classes on "Consulting in the field of personal image-making" the

1 A. A. Dobrikova: development of the concept of interdisciplinary activity, organization and interaction with students in online and offline environment, systematization and analysis of the results, preparation of the manuscript.

2 E. N. Peskova: development of the concept of interdisciplinary activity, organization and interaction with students in the online and offline environment, systematization and analysis of the results, preparation of the manuscript.

main stages of the implementation of this active learning method - preparation, implementation, and evaluation of effectiveness are described. The uniqueness of study examined in the article is firstly in the integration of two disciplines - "Imagology" and "Basics of integrated communications (advertising and public relations)"; secondly - in the learning process that includes remote element implemented on the social networking site Vkontakte. The authors proposed the roles that the students chose to perform doing the task - image-maker, stylist, speechwriter, copywriter, specialist in advertising and public relations, etc. The results of the classes give the opportunity to argue that active learning allows the student to gain experience of solving communication tasks in a team or individually. The issue mentioned that the effectiveness of the method of "roleplaying" is greatly enhanced when the teacher uses online and offline environment in the process of working with students, and involving participants in the evaluation of the work of their colleagues.

Keywords: active imitative methods of teaching, roleplaying, image-making, training of bachelors in specialty "Advertising and public relations", interdisciplinary lesson, distance learning

References

1. Burkhanova F. B., Rodionova S. E. Vnedrenie innovatsionnykh aktivnykh i interaktivnykh metodov obucheniya i obrazovatel'nykh tekhnologii v rossiiskikh vuzakh: sovremennoe sostoyanie i problemy // Vest-nik Bashkirskogo universiteta. 2012. T. 17, № 4. S. 1862-1875.

2. Dobrynina D. V. Innovatsionnye metody obucheniya studentov vuzov kak sredstvo realizatsii inter-aktivnoi modeli obucheniya // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 5. S. 172-176.

3. Drobakhina A. N. Aktivnye metody obucheniya: opyt primeneniya v protsesse professional'noi podgotovki studentov // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2014. № 38. S. 79-84.

4. Kozyreva E. O. Primenenie interaktivnykh metodov obucheniya v vysshikh uchebnykh zavedeni-yakh // Nauka i sovremennost'. 2016. № 45. S. 28-34.

5. Okan' G. I. Aktivnye metody obucheniya v vuze: soderzhanie i osobennosti vnedreniya // Nauchnyi dialog. 2012. № 1. S. 265-270.

6. Peskova E. N., Dobrikova A. A. Formy sotrudnichestva gumanitarnykh i tekhnicheskikh spetsi-al'nostei Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta // Nauchno-prakticheskii seminar «Public Relations - nauka, obrazovanie, professiya»: tezisy dokladov i vystuplenii. SPb.: LETI, 2012. S. 76-80.

7. Peskova E. N., Khazhieva A. A. Rol' laboratorii korporativnoi kul'tury i laboratorii sotsial'nykh PR-proektov v podgotovke spetsialistov po svyazyam s obshchestvennost'yu i reklame // PR-obrazovanie v regionakh Rossii: aktual'nye voprosy i trendy: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (22-23 okt. 2009 g). Chelyabinsk: Izd-vo UralGUFK, 2009. S. 167-171.

8. Smirnova O. V. Aktivnye metody obucheniya v vuze // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4. S. 129-133.

9. Terskikh M. V. Interaktivnye metody obucheniya bakalavrov po napravleniyu podgotovki «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 1. C. 152-158.

10. Shamis V. A. Aktivnye metody obucheniya v vuze [Elektronnyi resurs] // Sibirskii torgovo-ekonomi-cheskii zhurnal. Rezhim dostupa: http://www.cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-vuze (data obrashcheniya: 23.04.2017).

Received: April 24, 2017; accepted for publication May 23, 2017

Reference to the article

Dobrikova A. A., Peskova E. N. Roleplaying as a Method of Active Training of Advertising and Public Relations Bachelors in Online and Offline Environment // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, No. 5. PP. 65-71. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-65-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.