Научная статья на тему 'Проблемы формирования профессиональной направленности личности будущего преподавателя-хореографа'

Проблемы формирования профессиональной направленности личности будущего преподавателя-хореографа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ORIENTATION / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / VOCATIONAL ORIENTATION / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ХОРЕОГРАФ / TEACHER-CHOREOGRAPHER / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / ИДЕАЛЫ / IDEALS / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / BUILD UP ORIENTATION LEVELS / СТАДИИ РАЗВИТИЯ / STAGE OF DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова Юлия Анатольевна

В статье представлены различные подходы к определению направленности личности, ее структурные компоненты мотивы, потребности, интересы, идеалы и др., раскрывается понятие «профессиональная направленность», в частности «профессиональная направленность будущих преподавателей-хореографов», исходя из специфики самой профессии. Дана классификация направленности, а также выявлены уровни сформированности направленности. Раскрыты стадии развития профессиональной направленности будущего преподавателя-хореографа на этапе вузовской подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article different approaches to the definition of focus personality, structural components-motivation, needs, interests, ideals and others. Expands the notion of professional focus, in particular professional focus future teachers-choreographers, based on the specifics of the profession. It gives orientation of classification and build up orientation levels. Disclosed to the stage of development of professional orientation of future teacher-choreographer at the stage of university training.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования профессиональной направленности личности будущего преподавателя-хореографа»

7. Пискунова Т. Н. О формировании имиджа образовательного учреждения / Т. Н. Пискунова // Источник. - 1997. - №5-6.

8. Ремизов В. А. Имидж личности / В. А. Ремизов. - М., 2006.

9. Тенденции развития и технологии преподавания имиджелогии в России: [сборник докладов I всероссийского научного семинара (Москва, 19-20 апреля 2003 г.)]. - М., 2003.

10. Цветкова С. Г. Имиджелогия и этикет / С. Г. Цветкова. - М., 2008.

11. Чармессон Г. Торговая марка. Как создавать имя, которое принесет миллионы / Г. Чармессон. - М., 1999.

12. Шепель В. М. Тенденции и перспективы развития имиджелогии в России / В. М. Шепель // Имиджелогия : современное состояние и перспективы развития. - М., 2003.

13. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. - М., 1994.

14. Энциклопедия паблик рилейшнз. - М.; Париж, 2009.

Ю. А. Шмакова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ХОРЕОГРАФА

В статье представлены различные подходы к определению направленности личности, ее структурные компоненты - мотивы, потребности, интересы, идеалы и др., раскрывается понятие «профессиональная направленность», в частности «профессиональная направленность будущих преподавателей-хореографов», исходя из специфики самой профессии. Дана классификация направленности, а также выявлены уровни сформиро-ванности направленности. Раскрыты стадии развития профессиональной направленности будущего преподавателя-хореографа на этапе вузовской подготовки. Ключевые слова: образование в сфере культуры, направленность, личность, профессиональная направленность, преподаватель-хореограф, потребности, интересы, идеалы, уровни сформирован-ности, стадии развития, профессиональная подготовка, университет.

In the article different approaches to the definition of "focus" personality, structural components-motivation, needs, interests, ideals and others. Expands the notion of "professional focus", in particular "professional focus future teachers-choreographers", based on the specifics of the profession. It gives orientation of classification and build up orientation levels. Disclosed to the stage of development of professional orientation of future teacher-choreographer at the stage of university training. Keywords: liberal education, orientation, identity, vocational orientation, teacher-choreographer, needs, interests, ideals, build up orientation levels, stage of development, professional training, university.

Одной из фундаментальных характеристик личности является ее направленность. Категория направленности определяет социальную и нравственную ценность личности и является важнейшей ее стороной, имеющей самостоятельную структуру. В наиболее полной справочной литературе, освещающей педагогические термосистемы, педагогических энциклопедиях 60-х и 90-х годов ХХ века, отсутствует термин «направленность», «профессиональная направленность». Не изобилуют анализом термина «направленность» учебники и учебные пособия по педагогике авторов П. И. Пидкасистого, Б. Т. Лихачева, Л. П. Крившенко, И. П. Подласого, О. С. Гребе-нюка, Т. Б. Гребенюк, А. А. Радугина и др. Этимологически «направленность» рассматривается как устремленность к достижению поставленной цели, самоотверженная научная деятельность, верность избранному виду искусства и в целом творческой деятельности. Профессиональная направленность - стремление к эффективному педагогическому труду, достижению высокой результативности в обучении и воспитании учащихся. В профессионально обусловленных требованиях к личности педагога отмечается: профессиональная направленность «является тем

каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога-воспитателя», характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность (5, с. 27).

В психологии содержатся различные подходы к определению направленности. В. Н. Мясищев интерпретирует направленность как категорию отношений. Д. Н. Узнадзе рассматривает направленность как готовность на совершение определенной деятельности. По мнению Б. Г. Ананьева, направленность личности есть интегральное качество, содержащее цели, которые ставит личность, стремления, которые ей свойственны, мотивы, которыми она руководствуется. Академик С. Л. Рубинштейн не ограничивал направленность лишь одним соотношением мотивов и подчеркивал, что направленность находит свое выражение не только в потребностях личности, но и в интересах, идеалах. Эти три образования он рассматривал как различные стороны многообразной и вместе с тем единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

В структуру направленности также входят взгляды, убеждения, творческая активность, ценностные ориентации, привязанности, вкусы, склонности. Направленность проявляется в различных сферах жизнедеятельности людей — «моральной, бытовой, профессиональной». Создатель учебно-методического комплекса по психолого-педагогическому образованию для высших учебных заведений В. А. Сласте-нин характеризовал направленность как сложное образование личности, влияющее на особенности тенденций поведения и действий.

Пути решения проблемы профессиональной направленности определяются спецификой самой профессии. Профессия преподавателя-хореографа связана с искусством, поэтому само понятие «профессиональная направленность» будущего преподавателя-хореографа определяется как качество личности, включающее профессиональные «художественно-эстетические» потребности, интересы, идеалы, формирующиеся под воздействием профессиональной среды и обеспечивающие успешность процесса освоения педагогической деятельности (1).

Профессиональная направленность будущих преподавателей-хореографов определяет главные мотивы их обучения в вузах культуры и искусств, положительно влияя на успешность овладения курсом гуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и самовоспитания. Профессиональная направленность включает определенное эмоциональное «положительное» отношение будущего преподавателя-хореографа к своей профессии, устойчивый интерес к ней, склонность заниматься различными видами деятельности, в которых воплощается специфика профессии, осознание обстоятельства, что в профессионально-педагогической деятельности наиболее полно проявляются возможности, силы и способности личности.

Классифицируется направленность будущего преподавателя-хореографа следующим образом: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Существуют различные уровни сформированности направленности: низкий, средний, высокий. Уровень направленности определяет общественную значимость личности. Однако иногда при высоком уровне мотивов деятельности наблюдается узкая направленность личности, в связи с чем понятие широты направленности имеет определяющее значение при характеристике профессиональной направленности личности. Интенсивность направленности имеет разный диапазон, связанный с эмоциональной окрашенностью: от смутных влечений, осознанных желаний, активных устремлений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее постоянством на протяжении определенного времени, важнейшее качество — действенность — определяет активность реализации целей в деятельности. Направ-

ленность личности будущего преподавателя-хореографа обуславливает ее своеобразие и индивидуальность.

В результате исследования структурных компонентов направленности личности, являющейся одной из основ развитых психолого-педагогических качеств будущих преподавателей-хореографов, установлены: мотивы психологических механизмов поведения, «внутренние двигатели» его поступков; потребности — состояние недостатка биологического или духовного характера; интересы — эмоционально окрашенные отношения к определенному виду деятельности; идеалы — понимание того, кем можно стать. Заслуживает особого внимания авторская научно-теоретическая концепция доктора культурологии, профессора Л. С. Зориловой, позволяющая выявить наиболее оптимальные пути формирования духовного идеала и апробирование его в процессе профессиональной подготовки студентов вузов музыкальных специализаций. Эффективность формирования духовных идеалов реализуется в процессе углубления знаний в области духовной культуры, активизации мышления и воли при условии глубокого и всестороннего изучения общечеловеческих ценностей, науки и искусства, в процессе творческой, созидательной деятельности и самосовершенствования (2).

В процессе изучения направленности личности будущего преподавателя-хореографа нами учитывался принцип единства сознания и деятельности. По А. Н. Леонтьеву, «личность человека ни коей мере не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознания, она ею порождается» (3). Таким образом, особенности личности будущего преподавателя-хореографа оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности.

Определим стадии развития профессиональной направленности будущего преподавателя-хореографа: выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения; формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности и ее объекту; формирование потребности в педагогической деятельности и ответственности за ее выполнение; становление комплекса качеств профессионально значимых свойств личности, объединяемых педагогической направленностью; формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства как фундаментом готовности к осуществлению педагогической деятельности. Осмысление своей будущей профессии и себя в ней как результат становления и основа дальнейшего развития профессиональной направленности, возникновение определенного отношения к своему труду, готовности к активной самостоятельной деятельности в профессиональной сфере и стремление к совершенствованию.

На этапе вузовской подготовки специалиста-хореографа активность, побуждаемая профессиональной направленностью, является основой конструирования не только практической деятельности, но и становления студента-хореографа как профессионала. Активность будущего преподавателя-хореографа проявляется в способности самовыражения средствами профессии. Профессиональная направленность становится предметом самовоспитания — подготовки к профессии преподавателя. В студенческом возрасте, когда закладываются основы волевого компонента профессиональной направленности, происходит зарождение регулятивного блока профессиональной направленности. Этот этап и характеризует начало активного построения личностью себя как профессионала. Формирование профессиональной направленности обеспечивается единством: профессионального и личностного развития; видов деятельности; самостоятельности и сотрудничества; спонтанности и управляемости извне.

Профессиональная направленность рассматривается не как самопроизвольный

процесс, а как процесс, успешно протекающий в целесообразно организованной жизнедеятельности будущего специалиста. Если предпосылки профессиональной направленности зарождаются в раннем онтогенезе, то начало оформления иерархии компонентов происходит в студенческом возрасте, и в процессе профессиональной деятельности ее компоненты, их соотношение претерпевают существенные изменения и в то же время определяют его перспективу.

В структуре профессиональной подготовки будущего преподавателя-хореографа необходимо выделять следующие компоненты: потребностно-мотивационный, коммуникативно-технологический, операционально-действенный, интеллектуально-познавательный, эмоционально-волевой, оценочно-атрибутивный. Они включают мотивационно-ценностное отношение к деятельности, профессионально и социально значимые качества личности, совокупность профессионально-педагогических знаний и умений, а также опыт их использования на практике: мотивационная сфера является логическим центром и определяет профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности будущего преподавателя-хореографа.

Содержание мотивационно-ценностного компонента закладывается на первом курсе в процессе формирования направленности будущих специалистов на педагогическую деятельность, а в дальнейшем закрепляется в ходе теоретической подготовки на уровне профессиональных «художественно-эстетических» интересов, потребностей в приобретении знаний и в практической «художественно-творческой» деятельности на уровне мотивов, отношений и стремлений к самосовершенствованию. Доктор педагогических наук, профессор В. Ю. Никитин выделил три стадии осознания студентом себя как профессионально подготовленной личности. Первая стадия характеризуется процессом понятийного усвоения профессионально значимых качеств, знаний, «сопряженных» с развитием мотивов учения. Вторая

— активным усвоением знаний, формированием профессионально значимых качеств, профессиональных умений, а третья — констатацией развития профессионально значимых качеств (4, с. 102).

Задача преподавателя вуза - воспитать способность наслаждаться искусством, развить художественно-эстетические потребности, интересы, довести их до степени художественно-эстетического вкуса, а затем и идеала будущих преподавателей-хореографов. Какие бы методы и педагогические технологии не осваивал и не применял преподаватель вуза, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Именно качество процесса преподавания обуславливает качество образования. Сегодня правомерно говорить о педагогических идеалах

— профессиональной компетенции, образованности, интеллигентности, социальной ответственности преподавателя-хореографа. Они объективно связаны и отражаются в самосознании, самоопределении, самореализации личности, ее профессиональной направленности.

Таким образом, наиболее значимым для формирования профессиональной направленности будущего преподавателя-хореографа является период вузовской подготовки.

Перспективный путь решения обозначенных проблем видится в создании педагогических условий эффективной организации формирования профессиональной направленности будущих преподавателей-хореографов, а именно в: создании духовной атмосферы учебно-воспитательного процесса; освоение художественно-теоретических знаний о видах и жанрах искусства, их специфике и взаимодействии с хореографией; развитии способности адекватного восприятия художественного образа (идеала); формировании ценностного отношения к личности художника-творца и шедеврам мирового искусства; использовании личного примера преподавателя

в самоактуализации и самореализации студентов; осуществлении художественно-творческой деятельности посредством создания танца.

Формирование профессиональной направленности будущих преподавателей-хореографов наиболее целесообразно осуществлять в контексте динамических тенденций, развития духовно-нравственных, художественно-эстетических потребностей, интересов, идеалов.

Примечания

1. Аниськина Н. Н. Профессиональная направленность как условие успешности в профессиональной деятельности / Н. Н. Аниськина // Инновационные процессы в подготовке преподавателя технологии, предпринимательства, экономики: [материалы между-нар. науч.-практич. конф.]. - Тула: ТГПУ, 1998. - С. 4-6.

2. Зорилова Л. С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве: монография / Л. С. Зорилова. - М.: Альма-Матер; Академический проект, 2008. - 253 с.

3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - 318 с.

4. Никитин В. Ю. Формирование творческой личности балетмейстера (в процессе профессионального обучения) / В. Ю. Никитин // Искусство и образование. - 2007. -№4.

5. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Д. В. Чиркина

ПОНЯТИЕ «СТИЛЕВОЙ СЛУХ» КАК КАТЕГОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», который рассматривается как одна из разновидностей музыкального слуха, направленная на распознавание стилевой характерности музыкальных произведений на основе их слухового восприятия и активного включения мыслительно-аналитических процессов. В статье конкретизируется содержание понятия «стилевой слух», определяется его структура, обосновывается значимость в начальном музыкальном образовании. Ключевые слова: образование в сфере культуры, стилевой слух, стилевой подход, музыкальный слух, музыкальная педагогика, дополнительное музыкальное образование, детская школа искусств.

The article is devoted to the substantiation and introduction of the term «ear for style» to the categorical apparatus of the musical pedagogic It is considered as one of the kinds of ear for music which is directed at the identification of style characterization of musical compositions on the basis of their auditory perception and active work of mental-analytical processes. In this article we define the concept of the term «ear for style», determine its structure and ground its significance in the primary musical education. Keywords: liberal education, ear for style, style approach, ear for music, musical pedagogic, supplementary musical education, art school for children.

Введение в терминологический аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух» связано с разработкой и внедрением в практику принципов стилевого подхода, достаточно распространенного в современном отечественном музыкальном образовании (Ю. Б. Алиев, Т. И. Клочкова, Е. Д. Критская, А. И. Николаева, Э. И. Плотица, С. Л. Старобинский, Г. Б. Тараева, О. В. Усачева и др.). Его сущность заключается в направленности учебного процесса на осознание учащимися стиля как отличительного качества произведений искусства той или иной эпохи, народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.