Научная статья на тему 'Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики'

Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
374
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / EAR FOR STYLE / СТИЛЕВОЙ ПОДХОД / STYLE APPROACH / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ / EAR FOR MUSIC / MUSICAL PEDAGOGIC / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUPPLEMENTARY MUSICAL EDUCATION / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / ART SCHOOL FOR CHILDREN / СТИЛЕВОЙ СЛУХ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чиркина Дарья Владимировна

Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», который рассматривается как одна из разновидностей музыкального слуха, направленная на распознавание стилевой характерности музыкальных произведений на основе их слухового восприятия и активного включения мыслительно-аналитических процессов. В статье конкретизируется содержание понятия «стилевой слух», определяется его структура, обосновывается значимость в начальном музыкальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the substantiation and introduction of the term «ear for style» to the categorical apparatus of the musical pedagogic It is considered as one of the kinds of ear for music which is directed at the identification of style characterization of musical compositions on the basis of their auditory perception and active work of mental-analytical processes. In this article we define the concept of the term «ear for style», determine its structure and ground its significance in the primary musical education

Текст научной работы на тему «Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики»

в самоактуализации и самореализации студентов; осуществлении художественно-творческой деятельности посредством создания танца.

Формирование профессиональной направленности будущих преподавателей-хореографов наиболее целесообразно осуществлять в контексте динамических тенденций, развития духовно-нравственных, художественно-эстетических потребностей, интересов, идеалов.

Примечания

1. Аниськина Н. Н. Профессиональная направленность как условие успешности в профессиональной деятельности / Н. Н. Аниськина // Инновационные процессы в подготовке преподавателя технологии, предпринимательства, экономики: [материалы между-нар. науч.-практич. конф.]. - Тула: ТГПУ, 1998. - С. 4-6.

2. Зорилова Л. С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве: монография / Л. С. Зорилова. - М.: Альма-Матер; Академический проект, 2008. - 253 с.

3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - 318 с.

4. Никитин В. Ю. Формирование творческой личности балетмейстера (в процессе профессионального обучения) / В. Ю. Никитин // Искусство и образование. - 2007. -№4.

5. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Д. В. Чиркина

ПОНЯТИЕ «СТИЛЕВОЙ СЛУХ» КАК КАТЕГОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», который рассматривается как одна из разновидностей музыкального слуха, направленная на распознавание стилевой характерности музыкальных произведений на основе их слухового восприятия и активного включения мыслительно-аналитических процессов. В статье конкретизируется содержание понятия «стилевой слух», определяется его структура, обосновывается значимость в начальном музыкальном образовании. Ключевые слова: образование в сфере культуры, стилевой слух, стилевой подход, музыкальный слух, музыкальная педагогика, дополнительное музыкальное образование, детская школа искусств.

The article is devoted to the substantiation and introduction of the term «ear for style» to the categorical apparatus of the musical pedagogic It is considered as one of the kinds of ear for music which is directed at the identification of style characterization of musical compositions on the basis of their auditory perception and active work of mental-analytical processes. In this article we define the concept of the term «ear for style», determine its structure and ground its significance in the primary musical education. Keywords: liberal education, ear for style, style approach, ear for music, musical pedagogic, supplementary musical education, art school for children.

Введение в терминологический аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух» связано с разработкой и внедрением в практику принципов стилевого подхода, достаточно распространенного в современном отечественном музыкальном образовании (Ю. Б. Алиев, Т. И. Клочкова, Е. Д. Критская, А. И. Николаева, Э. И. Плотица, С. Л. Старобинский, Г. Б. Тараева, О. В. Усачева и др.). Его сущность заключается в направленности учебного процесса на осознание учащимися стиля как отличительного качества произведений искусства той или иной эпохи, народа

или художника, на понимание стиля как целостной системы взаимообусловленных признаков.

При рассмотрении проблем стилевого подхода педагоги-музыканты пользуются различными понятиями, обозначающими способность воспринимать стилевую специфику искусства, среди них - «стилевое чутье» (Е. В. Назайкинский) (3, с. 40), «чувство стиля» (Ю. Б. Алиев, Е. Д. Критская, Е. В. Назайкинский, О. В. Усачева) (5), «стилевой слух» (М. В. Карасева, О. В. Усачева), «музыкальное чутье» (Л. В. Школяр) (6, с. 300). Однако единого термина, формулирующего специфику данного качества личности музыканта, в настоящее время не существует. Этим объясняется необходимость введения в научный аппарат педагогики специального понятия -«стилевой слух», который напрямую соответствует изучаемой способности.

Авторство понятия «стилевой слух» принадлежит М. В. Карасевой, трактующей эту способность как одну из разновидностей музыкального слуха, основанную на выделении в качестве параметра осознания слухом «музыкально-семантических черт» (1, с. 43-44). Но исследование Карасевой находится в рамках психологии формирования музыкальных способностей, в связи с чем она значительное внимание уделяет психологическим факторам стилевого восприятия. Педагогические же условия развития стилевого слуха, его возможности в становлении личности музыканта остаются за рамками данного труда.

Таким образом, с точки зрения теории музыкального образования понятие «стилевой слух» не достаточно разработано, его содержание не определено с исчерпывающей полнотой, в связи с чем оно используется учеными лишь эпизодически, наряду с другими терминами. Исходя из этого, цель нашей статьи состоит в конкретизации понятия «стилевой слух» и обосновании его значимости в музыкальном образовании.

Актуальность изучения стилевого слуха определяется его тесной взаимосвязью с музыкальным слухом, являющимся важнейшей составляющей одаренности музыканта.

В настоящее время в музыкальной психологии и педагогике существует большое количество классификаций музыкального слуха (М. В. Карасева, А. Л. Островский, С. Е. Оськина, Д. К. Кирнарская, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов и др.). Мы берем за основу классификацию В. В. Медушевского, выделяющего в качестве основных видов музыкального слуха перцептивный и интонационный (2, с. 57).

Стилевой слух в самом широком понимании представляет собой одну из разновидностей музыкального и направлен на восприятие и осознание стиля на основе слуховых ощущений. Разделение музыкального слуха на интонационный и аналитический позволяет нам и в структуре стилевого слуха выделить эмоционально-образный (интонационно-содержательный) и когнитивный (структурно-аналитический) компоненты. При этом к первому следует отнести восприятие чувств и образных характеристик, передаваемых музыкой, а ко второму - анализ атрибутивных признаков стиля: жанра, музыкального языка, особенностей техники и композиции.

Осознание стилевой характерности музыкального произведения происходит в процессе какой-либо деятельности - слушательской, аналитической, исполнительской, что обуславливает наличие в структуре стилевого слуха деятельностного компонента как одного из обязательных. Пассивное восприятие музыки, «фоновое» слушание, не в состоянии обеспечить узнавание стиля, проникновение в замысел автора; только активная слуховая деятельность с привлечением эмоционально-волевых процессов (в первую очередь внимания) может стать основой стилевого анализа музыки. Кроме того, стилевой слух важен не только для слушательской, но и исполнительской и композиторской деятельности, где осознание стиля является

необходимым условием решения творческой задачи.

Взаимодействие трех компонентов — эмоционального, интеллектуального и дея-тельностного при осознании стиля определенным образом влияет и на становление ценностных ориентации, личности. Об этом пишет Е. В. Назайкинский: «в процессе восприятия музыки слушатель не только учитывает эпоху и место произведения в истории культуры, не только подсознательно связывает с ним то, что ему известно о композиторе и обстоятельствах рождения шедевра, но и подсознательно или сознательно оценивает собственную свою позицию в мире ценностей» (3, с. 3). Проявившись ещё на первом — эмоциональном — этапе восприятия музыки, на уровне оценок «нравится — не нравится», ценностные ориентиры углубляются в процессе интеллектуально-аналитической и исполнительской деятельности и занимают прочное место в системе ценностей в виде стилевых предпочтений.

Таким образом, стилевой слух включает следующие компоненты:

1) эмоциональный, являющийся основой понимания образного содержания произведения, без которого невозможна никакая музыкальная деятельность;

2) когнитивный, включающий определенный запас музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, на которых основывается осознание стилевой специфики музыки;

3) деятельностный, подразумевающий реализацию данной способности в каком-либо виде музыкальной деятельности (слушательской, исполнительской, аналитической, композиторской);

4) ценностный, становящийся своеобразным итогом, целью развития стилевого слуха, обеспечивающий ориентировку личности в мире искусства, формирование его эстетических приоритетов и художественного вкуса.

Именно ценностный компонент стилевого слуха обуславливает личностно-воспитательную функцию стилевого подхода, раскрываемую многими педагогами (Ю. Б. Алиев, Е. Д. Критская, А. И. Николаева, Э. И. Плотица и др.), которые утверждают, что изучая различные стили «ученик погружается в разные временные и культурные контексты, приобретает определенные ценностные ориентиры» (4, с. 3).

Опираясь на вышеизложенные выводы, касающиеся содержания и структуры стилевого слуха, мы предлагаем следующее определение данного понятия. Стилевой слух - это одна из разновидностей музыкального слуха, внутренняя интегральная способность личности воспринимать стиль на основе внешних проявлений его признаков, включающая эмоциональную и интеллектуальную составляющие, проявляющаяся в каком-либо виде музыкальной деятельности (исполнительской, слушательской, аналитической, композиторской), способствующая становлению ценностных ориентаций.

Важность стилевого слуха сегодня осознана многими педагогами-музыкантами, о чем свидетельствует целый ряд исследований, посвященных вопросам слухового освоения стилевых закономерностей музыкального искусства, формирования чувства стиля, стилевых знаний и представлений у учащихся и студентов (Ю. Б. Алиев, Е. Д. Критская, Н. Г. Куприна, А. И. Николаева, Э. И. Плотица, О. В. Усачева и др.).

Однако, несмотря на достаточно широкую разработку стилевого подхода в вузовской и общешкольной педагогике, в рамках учебного процесса детской школы искусств (ДШИ) данная проблема практически не исследована, соответственно, в музыкально-педагогической литературе вопросы формирования стилевого слуха у учащихся ДШИ на сегодняшний день не получили должного изучения и отражения.

Между тем именно в условиях детской школы искусств проблема осознания стилевых особенностей музыки особенно актуальна, так как здесь обучаются самые различные категории учащихся - как любители, так и будущие профессионалы, для

которых стилевой слух является важнейшей способностью. В отличие от уроков музыки в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного музыкального образования детей (кружках, студиях и т.п.), где ставится задача воспитать грамотного слушателя и развить навыки элементарного любительского музицирования, в ДШИ определяющее значение имеет исполнительская (сольная и ансамблевая) деятельность учащихся, которая предполагает наличие прочной знаниевой основы, в том числе понимания категории стиля.

Наш собственный педагогический опыт показывает, что формирование стилевого слуха у учащихся школ искусств становится необходимостью, так как данная способность является компонентом профессионализма юного музыканта, а также оказывает положительное влияние на различные аспекты учебно-воспитательной работы.

Во-первых, стилевой слух, включающий эмоционально-образный и когнитивный компоненты, способствует более полному, адекватному восприятию произведения искусства, осознанию его содержательных, композиционных, жанровых и языковых характеристик, что одинаково значимо как для профессионала, так и для грамотного любителя. Во-вторых, изучаемая способность является основой понимания учащимися исторического пути развития музыкального искусства, рассматриваемого в рамках стилевого подхода как чередование различных эпох и стилей. И, наконец, стилевой слух имеет большое значение в реализации приоритетной для детских школ искусств исполнительской деятельности, обеспечивая грамотную трактовку произведения, опирающуюся на воплощение его стилевой специфики.

Кроме того, развитие стилевого слуха способствует систематизации и упорядочиванию учебного материала в памяти учащегося, так как, вместо обычного суммирования, информация укладывается в определенные «стилевые ячейки», встраивается в систему стилей и стилевых элементов. Вместе с тем благодаря включению в учебный процесс новых сведений, касающихся стилевой характерности музыки различных эпох, народов и композиторов, углубляется и расширяется общий объем знаний учащихся.

Развитие данной музыкальной способности и связанное с этим внедрение в учебную практику стилевого подхода увеличивает объем не только получаемой информации, но и образных впечатлений, переживаний и ассоциаций музыканта, так как подразумевает использование аналогий со смежными видами искусств (живопись, архитектура, поэзия и т.д.).

Наличие стилевого слуха у учащихся способствует расширению их слухового багажа, формированию опыта оценки произведения с позиций стиля, что, в свою очередь, сказывается на широте интересов и кругозоре юного музыканта.

Важная обучающая функция стилевого слушания заключается в том, что оно предполагает активную работу мышления, способствует овладению учащимися определенными приемами познавательной деятельности - такими, как наблюдение, сравнение, классификация, обобщение и др.

Таким образом, стилевой слух является важным компонентом профессионализма музыканта, способствует более интенсивному и разностороннему развитию как общих, так и специальных музыкальных способностей и потому требует целенаправленного формирования уже на начальном этапе образования - в детской школе искусств.

Примечания

1. Карасева М. В. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха / М. В. Карасева. - М.: Композитор, 2002.

2. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993.

3. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: [учебное пособие для студ. высших учеб. заведений] / Е. В. Назайкинский. - М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Николаева А. И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. И. Николаева. - М., 2004.

5. См.: Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. -М: ВЛАДОС, 2000. - С. 135-136; Критская Е. Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки / Е. Д. Критская // Теория и методика музыкального образования детей: [научно-методическое пособие] / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 112; Усачева О. В. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе: на материале вузовской подготовки учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. В. Усачева. - М., 2006. - 174 с.

6. Школяр Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников / Л. В. Школяр // Теория и методика музыкального образования детей: [научно-методическое пособие] / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. - М.: Флинта: Наука, 1998.

О. В. Мартынова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются важнейшие аспекты методики организации и проведения занятий фортепианным ансамблем. На основании обстоятельного анализа современной музыкально-педагогической практики автор обращает внимание на важнейшие вопросы, связанные с оптимизацией урока фортепианного ансамбля в детской музыкальной школе. Ключевые слова: образование в сфере культуры, урок фортепианного ансамбля; детская музыкальная школа; современная музыкально-педагогическая практика; оптимизация урока.

In the article the major aspects of a technique of the organization and carrying out of employment by piano ensemble are considered. On the basis of the detailed analysis modern musical-pedagogical practice the author pays attention to the major questions connected with optimization of a lesson of piano ensemble at children's musical school. Keywords: liberal education, lesson of piano ensemble; children's musical school; modern musical-pedagogical practice; optimization of lesson.

В контексте современной музыкально-педагогической мысли, где на первый план выдвигается развитие личности учащихся, важна педагогическая установка на подготовку музыканта, владеющего не одним-двумя, а целым спектром творческих умений и навыков (исполнительских, композиторских, теоретических). На сегодняшний день даже в рамках исполнительской области прослеживается смещение акцента на одну форму занятий - преимущественно сольным исполнительством. Такая замкнутость на одной из форм проведения занятий приводит к определенной узконаправ-ленности и обедненности педагогического процесса. Однако, как нам кажется, активно вовлекать ребенка в разнообразные виды музыкальной деятельности необходимо начинать уже в начале обучения музыке. Это актуально как для обучения и воспитания музыканта-профессионала, так и для учащихся, получающих общее музыкальное развитие. В связи с этим направленность на всестороннее развитие учащихся, на постижение искусства звуков в его многообразии через внутреннее творческое самораскрытие должна определять методику работы детских музыкальных школ (ДМШ).

Музыкально-исполнительская деятельность делится на индивидуальную -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.