Научная статья на тему 'Инновационная направленность педагогической деятельности'

Инновационная направленность педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1338
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновационная направленность / педагогическая инновация / педагогическая деятельность / инновационная деятельность / innovation / innovational orientation / pedagogical novelty / pedagogical activity / innovational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Наталья Сергеевна

В статье рассматривается инновационная направленность педагогической деятельности в вузе, а также основы педагогического нововведения, основные параметры профессионального потенциала личности будущего педагога и основные принципы инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION ORIENTED EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article discusses principles of innovational orientation of pedagogy, the basis of pedagogical novelty, main parameters of professional potential of the pedagogue's personality and general principles of innovational activity.

Текст научной работы на тему «Инновационная направленность педагогической деятельности»

УДК 378

Ковалёва Наталья Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическое образование», Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Российская Федерация, Севастополь, e-mail: Kovalleva@i.ua

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается инновационная направленность педагогической деятельности в вузе, а также основы педагогического нововведения, основные параметры профессионального потенциала личности будущего педагога и основные принципы инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновация, инновационная направленность, педагогическая инновация, педагогическая деятельность, инновационная деятельность.

Natalia S. Kovalyova

PhD of Pedagogy, Associated Professor of Department «Pedagogical education», Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University

INNOVATION ORIENTED EDUCATIONAL ACTIVITIES

Abstract. The article discusses principles of innovational orientation of pedagogy, the basis of pedagogical novelty, main parameters of professional potential of the pedagogue's personality and general principles of innovational activity.

Key words: innovation, innovational orientation, pedagogical novelty, pedagogical activity, innovational activity.

Для цитирования:

Ковалёва Н. С. Инновационная направленность педагогической деятельности // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 72-77.

Система образования России в последние десятилетия активно развивается в русле инновационных технологий, внедряемых на всех уровнях образовательного процесса. Не стала исключением и профессиональная деятельность педагогов высшей школы, инновационное развитие которой на сегодня — направление приоритетное [11]. Необходимость сущностного и технологического усовершенствования практической деятельности работников образования обусловлена не только изменениями общественной жизни, но также и трансформациями в мышлении современного человека.

72

Реагировать на смену приоритетов и вовлекать значительный арсенал явлений и фактов внешнего мира в свою профессиональную деятельность является существенным качеством современного педагога. Устранение факторов, ограничивающих свободу действий специалиста, создаёт требуемые современностью условия для его профессионального роста: готовность отвечать на вызовы и предложения рынка труда, критично воспринимать и оценивать собственные и чужие действия, выявлять тенденциозные, необъективные точки зрения и избегать ангажированных мнений и суждений, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Несмотря на необходимость нововведений, большая часть образовательных учреждений не стремится вводить инновации в процесс как школьного, так и вузовского обучения. Значительное число руководителей и работников этой сферы не знакомо с перспективными моделями образования и воспитания, вошедших в широкую педагогическую практику разных стран. Низкий уровень информированности о внедряемых в этой области достижениях и при этом слабый уровень индивидуальных педагогических компетенций являются, как правило, следствием несформированности в учебных заведениях инновационной среды. Следовательно, путь «инвестиций» в научно-образовательные новации требует новых принципов обучения и применения инновационных технологий не столько в учебную деятельность, сколько в последующие профессиональные навыки будущих специалистов. В деле формирования личности обучающегося педагогу надлежит отказываться от штампов и стереотипов, созидая «новые нормативы личностно-творческой, индивидуально направленной деятельности» [4].

Решению важных вопросов профессионального становления будущих педагогов способствуют исследования современных учёных: И. Волкова, Т. Гончаровой, И. Иванова, Е. Ильина, В. Караковского, С. Лысенковой, Р. Хазанкина, М. Щетинина, П. Эрдниева, Е. Ямбурга и др.; психологические особенности рассматривают: И. Бех, Л. Божович, В. Бочелюк, Ю. Власенко, Р. Немов, Т. Яценко и др. Над проблемами готовности к профессиональной деятельности работают такие учёные, как К. Ангеловски, Д. Гопкинз, О. Дубасенюк, Л. Кандыбович, М. Кларин, Н. Лапин, В. Лопашин, В. Мануйлов, О. Пригожин, Г. Селевка, В. Сластёнин, О. Шапран, П. Щедровицкий и др. Данное исследование полагает структурирование перспективных инновационных векторов в работе педагога, предлагаемых ведущими специалистами, определение общих тенденций и систематизацию теоретических позиций инновационной направленности деятельности педагога.

В языковом обиходе «инновация» функционирует как «проявление новых форм или элементов» и/или как воссоздание уже существующих форм или элементов заново. В педагогической науке данная категория (и соответственно термин) довольно молодая, однако стремительное укрепление её позиций в теории породило массу разнообразных определений сущности этого понятия. Так «педагогическая инновация, — в дефиниции

Современного словаря по педагогике — это нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности» [10, с. 273]. Это определение, как видим, ключевым определяет обновление сути учебного и воспитательного актов и путей его модернизации. Немаловажным компонентом определена и цель подобных преобразований: наряду с означенной эффективностью «новое в педагогике» соотносимо с такими категориями, как актуальное, передовое, полезное, прогрессивное [1, ^ 9]. Мы также настаиваем на важности целеполагания в ходе инновационных преобразований, так как уверенны, что всякая система сложившихся отношений (и система образования не исключение) нуждается в реформировании исключительно при необходимости её совершенствования. Поэтому ценным признаются «не только идеи, подходы, методы, технологии» и их ранее не использованные сочетания [2], но и «комплекс элементов (или отдельные компоненты педагогического процесса), которые несут в себе прогрессивное начало, позволяют в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования» [Там же]. Ряд учёных рассматривает модернизацию педагогической деятельности расширительно, а именно в тесной привязке новшеств «к преобразованиям, изменениям в способе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [3, с. 6].

В педагогическом словаре функционирует понятие «педагогическая направленность», которое определяет «стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе» [7]. Как всеобъемлющее явление, то есть проявляющееся и «во всей профессиональной жизнедеятельности учителя, и в отдельных педагогических ситуациях», педагогическая направленность определяет всю «логику поведения» педагога [Там же] и в сфере личностных качеств специалиста, и его профессионального и творческого потенциала.

По мнению признанных теоретиков В. Сластёнина, И. Исаева, А. Мищенко и Е. Шиянова, инновационная «перезагрузка» в работе педагога обусловлена запросами современного общества и провоцируемыми ими следствиями:

- социально-экономическая перестройка требует решительного обновления образовательной политики: методологии, принципов создания педагогических новшеств и их апробации, организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;

- гуманитаризация образования влечёт пересмотр содержания, объёма, состава учебных дисциплин, а также подходов к обучению;

- иной характер освоения педагогических новшеств полагает отход от строгой регламентации учебно-воспитательного процесса в пользу свободного выбора преподавателем как средств обучения (программ, учебных пособий и пр.), так и профессиональных подходов в обучении с приоритетом разнонаправленного исследовательского характера образования;

- рыночные отношения диктуют необходимость новых типов государственных и негосударственных учебных заведений и предполагают их реальную конкуренцию [9, с. 493-494].

Итак, инновационный процесс структурирован новаторскими разработками (новациями) и нововведениями — внедрением новшества в учебную практику. Последнее является процессом переменчивым, с неравными временными интервалами, неоднородным в действиях по созданию и реализации нововведений [6]. Этапность инновационного процесса представляется последовательно сменяющими друг друга стадиями: открытие — воплощение новшества в материальный или духовный продукт — доработка новации в ходе её применения — внедрение нововведения в новые сферы — утрата новизны в силу преимущества нововведения в конкретной сфере — появление альтернативы, более эффективной относительно данного новшества [Там же]. Полный цикл нововведений — это пять стадий: от старта, через быстрый рост, зрелость и насыщение к финишу (кризису) [Там же].

Обозначенная линейная динамика инновационного процесса представляет собой несколько упрощённую схему развития педагогической деятельности. Конкретный инновационный процесс далеко не всегда содержит все приведённые этапы в указанном следовании и взаимосвязи. Также определённый этап в каждом конкретном случае требует разного времени для своего осуществления. Разработчики концепции нововведения [6] выделяют простую и расширенную воспроизводства новшества. Для первой формы характерна локализация нововведения в пределах одной организации, впервые его освоившей от отслеживания предпосылок к его созданию, научного открытия и создания новшества до первого его освоения, продвижения среди пользователей и практического применения. Вторая же форма фиксирует распространение новшества в ряде организаций и характеризуется дополнительной стадией в цикле от создания новшества до его активного применения разными пользователями — этапом обнародования способов производства новшества и принципов использования [6].

В педагогической литературе выделяют два типа инноваций в области образования: 1) процессы, происходящие в существенной степени стихийно, то есть не регулируются потребностью, а сами ее порождают без уяснения всех обстоятельств, путей и форм нововведений 2) инновации, которые являются результатом осмысленной, целенаправленной научной мысли [8]. Если первый тип осуществляются на эмпирической основе, под влиянием, в подавляющем большинстве случаев, ситуативных требований, то второй тип — результат полных научных обоснований и выкладок.

Важнейшим вопросом остаётся деятельность педагога по освоению нововведений. Тут значимо понимание работниками образования смысла внедрения ими тех или иных нововведений, то есть наличие персонального инновационного потенциала. Параметрами инновационного потенциала личности педагога выступают креативная способность вырабатывать свежие идеи; открытость новому знанию и терпимость к суждениям, отличным от собственных; готовность к повышению уровня профессиональных

Гуманитарная парадигма

www.humparadigma.ru № 3 — декабрь 2017

компетенций; значительное инновационное сознание [2, с. 69-71]. Подлинное осуществление инновационной деятельности основано на способности работника образования выстраивать концепцию педагогического новшества: прогнозировать, разрабатывать план эксперимента, анализировать действия, реализовать инновационные программы продвижения и внедрения, коррекцию и рефлексию результатов инновационных действий. Особое место отводится диагностике, ведь весь цикл педагогических инноваций должен быть сообразен реальному педагогическому опыту. Именно диагностический подход даёт возможность составить представление о запросах и потребностях педагогов, выявить сильные и вскрыть слабые стороны их деятельности. Так, технологию целенаправленной работы по формированию профессиональной культуры педагога содержит диагностическая методика Я. С. Турбовского [5]. Успешность в ходе её применения гарантирует чёткая ориентированность на инновационное творчество и инициативу работников образования, весомым качеством и условием благополучной реализации их профессиональных компетенций является умение находить нестандартные решения, экспериментировать, разрешать проблематичные ситуации в ходе введений новаций, устранять инновационные барьеры.

Анализ позиций учёных и исследователей по исследуемому вопросу позволил нам интерпретировать инновационную направленность педагогической деятельности как творческий процесс преподавания и его практикоориентированный результат. Данная категория реализуема только при наличии у субъектов образовательной системы определённой степени свободы действий, желания самовыразиться в профессии, творчески применить свои способности. Трудности на этом пути открывают перспективу их решения собственными силами. Следовательно, эффективная инновационная деятельность может быть осуществлена только подготовленным педагогом со значительным интеллектуальным и творческим потенциалом, человеком, стремящимся к саморазвитию в профессии, личностно заинтересованным в овладении инновациями и дальнейшей их творческой реализации.

Литература

1. Григорьева С. Г. К проблеме инновационной деятельности педагога в современных условиях // Среднее профессиональное образование. 2010. № 11. С. 9-12.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М. : Педагогика, 1987. 159 с.

3. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М. : Наука, 1997. 223 с.

4. Коберник О. М., Коберник Г. Подготовка будущих учителей к инновационной педагогической деятельности // Вестник Житомирского гос. ун-та им. И. Франко. 2005. N 24. С. 23-25.

5. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе / Под ред. Я. С. Турбовского. М. : Академия, 1989. 118 с.

6. Лапин Н. И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Толстой В. С. Нововведения в организациях // Структура инновационного процесса. М. : ВНИИС, 1981. 144 с.

7. Педагогический словарь / Сост. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. : Академия, 2003. 176 с.

8. Сластёнин В. А. Подымова Л. Педагогика: инновационная деятельность. М. : ИЧП «Издательство магистр», 1997. 308 с.

9. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина М. : Академия, 2002. 576 с.

10. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2001. 928 с.

11. Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.