Научная статья на тему 'Инновационная направленность развития педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей в условиях взаимодействия с высшими учебными заведениями (из опыта работы ОГОУ дод оцртдю)'

Инновационная направленность развития педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей в условиях взаимодействия с высшими учебными заведениями (из опыта работы ОГОУ дод оцртдю) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / INNOVATIVE PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коннова Н. М.

В статье предложен авторский подход к анализу определения понятия «педагогические инновации» и «инновационный педагогический процесс», выделены особенности деятельности инновационных учреждений дополнительного образования детей. На примере ОГОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества» проанализированы формы и перспективы сотрудничества учреждения дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями с точки зрения инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коннова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the authors approach to the analyses of definition of the concept of a pedagogical innovation and an innovative pedagogical process is suggested, peculiarities of activity of innovative establishments of additional education of children are allocated. On the example of The Regional Center of Development of creativity of children and yours forms and prospects of cooperation of establishment of an additional education of children with higher educational institutions are analyzed for the point of view of innovative development.

Текст научной работы на тему «Инновационная направленность развития педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей в условиях взаимодействия с высшими учебными заведениями (из опыта работы ОГОУ дод оцртдю)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ

(из опыта работы)

Коннова Н.М.

В статье предложен авторский подход к анализу определения понятия «педагогические инновации» и «инновационный педагогический процесс», выделены особенности деятельности инновационных учреждений дополнительного образования детей. На примере ОГОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества» проанализированы формы и перспективы сотрудничества учреждения дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями с точки зрения инновационного развития.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновационный педагогический процесс.

Innovative direction of development of pedagogical process in establishments of an additional education of children during cooperation with higher educational institutions. In this article the authors approach to the analyses of definition of the concept of a pedagogical innovation and an innovative pedagogical process is suggested, peculiarities of activity of innovative establishments of additional education of children are allocated. On the example of«The Regional Center of Development of creativity of children and yours» forms and prospects of cooperation of establishment of an additional education of children with higher educational institutions are analyzed for the point of view of innovative development.

Key words: pedagogical innovations, innovative pedagogical process.

Дополнительное образование интересах ребенка, его семьи, обще-

детей расширяет воспитательные ства, государства.

возможности школы, обладая откры- Современный этап развития об-

тостью, мобильностью и гибкостью. щества предполагает особую страте-

Система дополнительного образова- гию и тактику развития образования.

ния детей способна быстро и точно «Нововведения как в обществе, так и

реагировать на «вызовы времени» в в воспитании и образовании одновре-

менно являются и результатом, и самым эффективным путем и средством преобразования общества и образования» [1].

Опыт последних лет показал, что наиболее жизнестойкими и перспективными оказались те образовательные учреждения, чьи педагогические коллективы, бережно сохраняя лучшие отечественные традиции, органически пополняют и совершенствуют их за счет нового, передового. Без инновационной деятельности, кропотливой, последовательной, всеохватывающей, конечно, можно достаточно успешно организовать педагогический процесс в образовательном учреждении, особенно при наличии энтузиастов, ярких, талантливых и ищущих людей, но нет гарантии, что коллектив будет в состоянии органически воспринимать все новое, что предлагает быстро изменяющаяся педагогическая действительность, и тем более представить свои наработки в форме инновационного продукта, готового к внедрению и использованию.

Многие исследователи, понимая необходимость внедрения педагогических инноваций, расходятся в трактовке сущности данного понятия. Для одних «инновация» отождествляется с понятием «новшество», «новообразование», «нововведение» и рассматривается и как новшество, и как процесс внедрения этого новшества в практику (К. Ангеловски, В.И. Загвя-зинский, А.И. Пригожий). Для других «инновация» - это деятельность, процесс, развивающийся по особым этапам. Так, М.М. Поташник рассматривает новшество как средство, метод, технологию, а инновацию как процесс их реализации [2]. Мы придерживаемся точки зрения В.А. Сластенина и

Л.С. Подымовой, рассматривающих нововведение как комплексный целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов заказчиков новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности [3].

Педагогические инновации связаны с пересмотром целей, задач, содержания образования, технологии обучения и воспитания и т.д. В образовательных учреждениях коренные преобразования происходят тогда, когда они касаются не только отдельных частей и звеньев, но и всей системы в целом, обеспечивающей качественно новое состояние педагогического процесса. «Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и ученика» [4]. Отсюда вытекает понятие «инновационный педагогический процесс». Образовательные учреждения, где весь педагогический процесс имеет инновационную направленность, характеризуются как инновационные: «..Инновационные школы создаются на основе системных нововведений в целях, содержании образования, технологиях, организации учебно-воспитательного процесса и управлении» [2].

Эффективность организации педагогического процесса зависит от его общей инновационной направленности, выражающейся в инновационном климате, настрое педагогов и воспитанников на восприятие и внедрение нового, инновационной компетент-

ности преподавателей учреждения, включении педагогов в научно-исследовательскую деятельность, отслеживании нового в отечественной и педагогической науке и образовательной практике, словом, от создания благоприятной инновационной среды [5].

Переход учреждения в качественно новое состояние может быть осуществлен через системное введение и освоение новшеств в целостном педагогическом процессе. Так, по утверждению И.Ф. Исаева и Н.Л. Шеховской, результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретического и практического характера в целостном педагогическом процессе.

В роли системообразующего фактора, обеспечивающего связь всех элементов рассматриваемого педагогического процесса, выступают цели инновационных учреждений дополнительного образования детей; они ориентированы на гуманистические ценности, на изменение личностных качеств обучающихся, их знаний, умений, навыков, отношений, мировоззрения и развитие личности в целом. Цели непосредственно отражаются в содержании образования, рассматриваемом как сфера культурообразова-ния, воспроизводства и непрерывного обогащения жизненных ценностей и идеалов человека и общества.

Изучение опыта функционирования инновационных учреждений дополнительного образования детей показало, что содержание образования в них приобретает принципиально новые черты: профильность, интегра-тивность и вариативность.

Общий результат подтверждается эффективностью организации педагогического процесса в инновационном

образовательном учреждении. Его критерии: степень достижения поставленных целей; общий моральнопсихологический климат; жизненные судьбы бывших выпускников в отношении к выбору профессии и дальнейшему самосовершенствованию; рост профессионального мастерства педагогов; общественный авторитет учреждения.

Прорыв в области инновационных стратегий произошел за счет выстраивания своего рода инновационной образовательной вертикали, когда инновационная деятельность по принципам взаимодополнения, взаимозависимости и взаимодействия последовательно разворачивается в рамках не одного, а цепочки взаимосвязанных образовательных учреждений, охватывающих несколько ступеней образования. Своего рода кумулятивный эффект обеспечивается единством целей, преемственностью содержания образования, последовательным усложнением педагогических технологий, взаимодействием коллектива педагогов и воспитанников. Престиж и конкурентоспособность взаимосвязанных по вертикали инновационных образовательных учреждений повышается из-за их способности реально гармонизировать все усложняющиеся требования общества, профессиональных структур и потребностей личности в разностороннем развитии и самореализации.

То есть, для деятельности инновационных учреждений дополнительного образования детей характерны теоретическое и практическое многообразие; стремление к высокому качеству воспитания и обучения; приоритетность ценности личности; создание благоприятного психоло-

гического климата; демократизация, развитие со- и самоуправления; взаимодействие с другими образовательными учреждениями; связь с наукой. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема углубления интеграции педагогического процесса инновационных учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями по совершенствованию целостной системы профессионального образования.

Именно те учреждения дополнительного образования детей, которые установили тесные связи с высшими учебными заведениями, зарекомендовали себя наиболее перспективными. Опираясь на научный потенциал высших учебных заведений, педагогические коллективы учреждений дополнительного образования детей «подключаются» к образовательной вертикали, работающей в инновационном режиме. От сотрудничества выигрывают и высшие учебные заведения, и учреждения дополнительного образования детей. Высшее учебное заведение может реально влиять на качество образования воспитанников (своих будущих студентов) учреждений, так или иначе сотрудничающих с высшим учебным заведением и получающих представление об уровне его требований. В этой «связке» и учреждение влияет на работу высшего учебного заведения, становясь своего рода испытательным полигоном для профессорско-преподавательского состава и студентов, постоянно погружающихся в реальную образовательную среду учреждения дополнительного образования детей.

В связи с тем, что взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными за-

ведениями - одно из условий решения общих задач образования и инновационного развития, в Астраханском областном Центре развития творчества детей и юношества практикуются виды сотрудничества с высшими учебными заведениями в сфере: образовательной деятельности; повышения квалификации педагогических работников; совместной научно-исследовательской деятельности, научно-методического сопровождения образовательно-воспитательного процесса; организации практики студентов высших учебных заведений.

В сфере образовательной деятельности особое значение хотелось бы уделить таким формам взаимодействия как:

1. Учебно-исследовательская деятельность воспитанников. Работа по ее организации позволяет педагогическим коллективам учреждений дополнительного образования детей совместно с преподавателями высших учебных заведений решать задачи по раннему выявлению склонностей и способностей к ведению исследовательской деятельности; повышению мотивации обучения; руководству в становлении профессиональных интересов подростков; осуществлению довузовской подготовки; углублению знаний учащихся в избранной предметной области; организации творческой познавательной деятельности; развитию инициативы и самостоятельности.

2. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Переход к профильному обучению призван расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим, дополнительным и профессиональным образованием,

более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Представить сразу полный «набор» выбора профилей учащимся и их родителям, даже при хорошей ресурсной базе и развитых партнерских связях, ни одно образовательное учреждение не может. Следует также иметь в виду, что в рамках государственной политики образования все больше утверждается идея - достижение нового качества образования, в том числе в системе профильного обучения и обеспечивается это не отдельным учреждением, а сетью образовательных учреждений. Поэтому организация взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями в рамках данного направления это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на достижение наиболее полной, всесторонней и эффективной согласованности в их действиях при подготовке специалистов для науки и производства.

Одним из результатов взаимодействия в сфере образовательной деятельности становится включение педагогами Центра в образовательный процесс, наряду с традиционными технологиями, инновационных образовательных технологий: полного

усвоения (Дж. Кэрролл, В.С. Блум, М.В. Клерин); модульного обучения (П.Ю. Цявичена); проектного обучения (Е. Паркхофст); обеспечения универсальности получаемых учащимися знаний (Л.Н. Боголюбов, А.Г. Кас-пржак) и т.д.

При этом уровень взаимодействия в сфере образовательной деятельности, безусловно, оказывает решающее

влияние на качество подготовки воспитанников и уровень образовательного процесса, его соответствие требованиям и запросам потребителей образовательных услуг, инновационное развитие нашего учреждения.

Современная психолого-педа-гогическая наука и практика ищут альтернативные формы повышения квалификации. По мнению исследователей (С.А. Абрамова, С.А. Зенки-на, Э.М. Никитин, И.Д. Чечель и др.), система повышения квалификации должна строиться с учетом диагностики образовательных потребностей и уровня квалификации, индивидуальных затруднений педагогов в деятельности, что позволило бы управлять процессами совершенствования профессионализма и определять индивидуальную траекторию повышения квалификации каждого педагога. Поэтому мы используем различные виды взаимодействия с научными учреждениями для повышения квалификации педагогических кадров Центра, в том числе:

1. Обучение по комплексным программам повышения квалификации для всех категорий педагогических работников учреждений.

2. Проблемные курсы по различным актуальным проблемам образования и направлениям деятельности.

3. Стажировка педагогов учреждений дополнительного образования на кафедрах институтов по индивидуальным программам.

4. Семинары и научно-практические конференции, организуемые как на базах высших учебных заведений и научных учреждений, так и на базах образовательных учреждений с целью оперативного информирования педагогических работников по акту-

альным проблемам развития образования, а также в целях демонстрации и распространения положительного педагогического опыта.

5. Сочетание традиционных форм образования со стажировкой и практикой в образовательном учреждении, комбинация учебных модулей в течение длительного промежутка времени, например 1 раз в неделю по методическим дням, на каникулах, во второй половине дня и т.д.

Использование различных форм повышения квалификации сотрудников позволяет осуществлять на базе нашего Центра совместную научноисследовательскую деятельность педагогических коллективов.

Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему инновационным, если дополнительные программы соответствуют интересам и потребностям субъектов внешней среды. Это возможно при серьезном концептуальном программно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса. Данная задача требует постоянной и кропотливой работы под руководством наиболее квалифицированных педагогов и методистов, научных сотрудников высших учебных заведений. Поэтому работа над образовательными программами педагогов, программой развития учреждения осуществляется совместно со специалистами высших и научных учреждений.

Дополнительное образование, в отличие от базового, имеет целью воспитание целостной личности, свободного, способного к сотрудничеству человека; воспитание интереса к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства [6].

Однако система высшего образования не готовит специалистов, способных в полной мере решить вопросы творчества, воспитания, развития личности, мотивации у детей, подростков и молодежи потребности к познанию, самоопределению.

При этом необходимо иметь в виду, что учреждения дополнительного образования детей имеют острую потребность в молодых профессиональных кадрах, и одним из решений поставленных проблем является организация практики студентов на их базе. Она позволяет студентам попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Это особенно важно при овладении профессиями сферы «человек-человек».

Исходя из специфики учреждений дополнительного образования детей, можно утверждать, что практика в условиях данного типа учреждений позволяет решить следующие основные задачи:

- формирование мотивации и желания у будущих специалистов работать по специальности;

- установление связи теоретических знаний с практической деятельностью;

- развитие личностных качеств, необходимых будущему педагогу в его воспитательной работе;

- формирование профессиональных умений и навыков;

- освоение современных социально-педагогических технологий коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными категориями детей;

- создание условий для развития профессиональных способностей и

профессиональной самореализации студента, для формирования его собственного стиля деятельности;

- формирование у студентов творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности;

- развитие навыков профессиональной рефлексии.

Разработка совместной программы практики в нашем учреждении осуществляется на основе принципов обратной связи теоретического обучения и практики; последовательности; преемственности; динамичности; полифункциональности; перспективности; сотрудничества.

Поэтому к сотрудникам, курирующим практику студентов, мы предъявляем особые требования. Это специалисты, обладающие достаточным практическим опытом и способные учитывать интересы и индивидуальные особенности студентов, которых они курируют во время практики, использующие такой стиль, когда руководитель доброжелателен и терпелив, когда он не навязывает свое мнение, а поощряет собственные идеи студентов. Этот стиль предполагает постепенное накопление студентами практического опыта и формирование у них способности к рефлексии.

Основные роли руководителя: менеджер, учитель, специалист, эксперт. Основные умения, необходимые ему для обеспечения успешного обучения студентов и контроля за их практикой -поощрение самокритики, открытое обсуждение трудностей, анализ целей и проблем, учет эмоциональных реакций студентов. То есть осуществляется процесс совмещения ролей преподавателя, воспитателя и психотерапевта, а его важнейшая функция заключается

в том, чтобы помочь студентам стать самостоятельными профессионалами.

Таким образом, нам представляется перспективной инновационная деятельность учреждения дополнительного образования детей под эгидой высшего учебного заведения. Ученые-педагоги инициируют и поддерживают новации в образовательном учреждении, помогают в разработке теоретико-методологического обоснования инновационной деятельности, но, главное, они способствуют научному росту педагогических кадров до тех пор, пока педагогический коллектив не сможет работать в автономном режиме. Связи с научным сообществом высшего учебного заведения после этого не прерываются, они приобретают иной характер: это уже не «донорство», а равноправное сотрудничество вплоть до ротации кадров.

Для системы дополнительного образования детей взаимодействие данного типа учреждений с высшими учебными заведениями является системообразующим фактором развития современного дополнительного образования детей и способствует ее инновационной деятельности. Это позволяет системе в целом быть более открытой, активно взаимодействующей с внешней средой на основе сотрудничества, способной реорганизовывать свою структуру и перестраивать технологию своего функционирования в зависимости от требований, предъявляемых внешней средой. Данное взаимодействие неизбежно становится естественным условием функционирования системы дополнительного образования детей, источником ее саморазвития, самоактуализации, инновационной восприимчивости.

Литература:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991

2. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.

3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М., 1997.

4. Сластенин В.А. Педагогика. М.,

2000.

5. Горенков Е.М. Теоретические основы и подходы изучения инновационного потенциала педагогической системы школы //Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета. Материалы научно-методической конференции, - г. Астрахань, 2009.

6. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. М., 2008 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНДРАГОГА В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пилюгина С.А.

Деятельность андрагога рассматривается как многокомпонентное образование. В статье рассматриваются ведущие функции деятельности андрагога, особенности взаимодействия андрагога и учителя в системе постдипломного педагогического образования. В статье раскрывается сущность методики андрагогического сопровождения как основы деятельности андрагога.

Ключевые слова: андрагог, деятельность андрагога, методика андрагоги-ческого сопровождения

The activity of an andragogue in the system of postgraduate pedagogical education. The activity of an andragogue is considered as a multicomponental education. The article regards the leading functions of an andragogue’s activity, the peculiariri-ties of an interaction of an andragodue and a teacher in the system of postgraduate pedagogical education. The article reveals the essence of andragogical methods as the basis of an andrgogue’s activity.

Key words: andragogue, andragogue’s activity, andragogical methods

В истории философско-педаго- ны с представлениями о воспитании

гической мысли идеи о деятельности человека как члена общества и граж-

андрагога восходят к представлениям данина государства, выдвигавшиеся

мыслителей древности, религиозно- Платоном и Аристотелем. Глубоко

философским учениям о непрерывном разработанную философско-педаго-

духовном совершенствовании челове- гическую концепцию непрерывного

ка под опекой наставника, переходя- образования при активном участии

щем в самосовершенствование. В ев- опекуна, наставника выдвинул Я.А.

ропейской педагогической традиции Коменский, который видел «всеобщее

идеи о деятельности андрагога связа- воспитание», приобщение всех людей

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.