Научная статья на тему 'Деятельность андрагога в системе постдипломного педагогического образования'

Деятельность андрагога в системе постдипломного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНДРАГОГА / МЕТОДИКА АНДРАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ANDRAGOGUE'S ACTIVITY / ANDRAGOGUE / ANDRAGOGICAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюгина С. А.

Деятельность андрагога рассматривается как многокомпонентное образование. В статье рассматриваются ведущие функции деятельности андрагога, особенности взаимодействия андрагога и учителя в системе постдипломного педагогического образования. В статье раскрывается сущность методики андрагогического сопровождения как основы деятельности андрагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of an andragogue is considered as a multicomponental education. The article regards the leading functions of an andragogue's activity, the peculiaririties of an interaction of an andragodue and a teacher in the system of postgraduate pedagogical education. The article reveals the essence of andragogical methods as the basis of an andrgogue's activity.

Текст научной работы на тему «Деятельность андрагога в системе постдипломного педагогического образования»

Литература:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991

2. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.

3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М., 1997.

4. Сластенин В.А. Педагогика. М.,

2000.

5. Горенков Е.М. Теоретические основы и подходы изучения инновационного потенциала педагогической системы школы //Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета. Материалы научно-методической конференции, - г. Астрахань, 2009.

6. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. М., 2008 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНДРАГОГА В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пилюгина С.А.

Деятельность андрагога рассматривается как многокомпонентное образование. В статье рассматриваются ведущие функции деятельности андрагога, особенности взаимодействия андрагога и учителя в системе постдипломного педагогического образования. В статье раскрывается сущность методики андрагогического сопровождения как основы деятельности андрагога.

Ключевые слова: андрагог, деятельность андрагога, методика андрагоги-ческого сопровождения

The activity of an andragogue in the system of postgraduate pedagogical education. The activity of an andragogue is considered as a multicomponental education. The article regards the leading functions of an andragogue's activity, the peculiariri-ties of an interaction of an andragodue and a teacher in the system of postgraduate pedagogical education. The article reveals the essence of andragogical methods as the basis of an andrgogue's activity.

Key words: andragogue, andragogue's activity, andragogical methods

В истории философско-педаго- ны с представлениями о воспитании

гической мысли идеи о деятельности человека как члена общества и граж-

андрагога восходят к представлениям данина государства, выдвигавшиеся

мыслителей древности, религиозно- Платоном и Аристотелем. Глубоко

философским учениям о непрерывном разработанную философско-педаго-

духовном совершенствовании челове- гическую концепцию непрерывного

ка под опекой наставника, переходя- образования при активном участии

щем в самосовершенствование. В ев- опекуна, наставника выдвинул Я.А.

ропейской педагогической традиции Коменский, который видел «всеобщее

идеи о деятельности андрагога связа- воспитание», приобщение всех людей

95

к культуре как средство достижения социальной гармонии, «всеобщего исправления дел человеческих». Я.А. Коменский представил целостную всеохватывающую картину воспитания и совершенствования человека на протяжении всей его жизни - от «школы рождения» до «школы смерти».

На рубеже XX - XXI веков ан-драгог мыслится как специалист по работе со взрослыми, обладающий андрагогической компетентностью. Ю.И. Калиновский отмечает, что анд-рагог - это, прежде всего, наставник, даже если он по возрасту моложе иных слушателей. По его мнению, быть наставником может только тот препода-ватеь, который сам является личностью и как профессионал, и как человек своего времени (гражданин, семьянин, подвижники и т.п.) [2, 144]. Другими словами, андрагогическая компетентность связывается с личностным и профессиональным самоопределением андрагога.

А. Маслоу отмечал, что самоопределение проявляет себя «...через увлеченность значимой работой». К. Ясперс связывает самоопределение с делом, которое выполняет человек. И.С. Кон утверждает, что самореализация осуществляется в труде, работе, общении. П.Г. Щедровицкий пишет, что «. смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность .

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1 - гностический (перестройка сознания и самосознания), 2 - практический (реальные изменения социального статуса человека) [4, 321].

Самоопределение (по В. Франк-лу) предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «само-трансценденцию»: «. полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей жизни» [ 2, 68].

Ряд ученых связывает андрагоги-ческую компетентность с профессиональным и личностным самоопределением специалиста. С.Г. Вершловский считает, что преподаватель, обладающий андрагогической компетентностью, - это организатор обучения взрослых, умеющий совмещать в своей профессиональной деятельности различные функции. Он выделяет три «роли», в рамках которых в современных условиях должен уметь действовать организатор постдипломного образования: 1 - роль «врача», предполагающая наличие достаточной психотерапевтической подготовки для оказания помощи в восстановлении мотивации к образовательной деятельности и снижения уровня тревожности субъекта обучения; 2 - роль «эксперта», владеющего как содержанием андрагогической деятельности, так и содержанием профессиональной деятельности обучающихся; 3 - роль «консультанта», предполагающая владение методологией андрагогического сопровождения процесса самообразования взрослых (целевое повышение квалификации, опережающее обучение основам научно-исследовательской работы, помощь в создании проектов профессионального и личностного развития и т.д.) [6, 205].

А.К. Маркова утверждает, что педагог, работающий со взрослыми, обладает следующими качествами и умениями:

- уверенностью в себе;

- эмоциональной уравновешенностью;

- умением решать творческие задачи;

- способностью пойти на разумный риск для решения поставленной задачи;

- умением самостоятельно принимать решения;

- умением гибко менять поведение в связи с возникающим ситуациями;

- умением компетентно общаться со взрослыми.

Такому педагогу необходима ан-драгогическая компетентность, под которой понимается способность человека быть жизненной опорой и профессиональным консультантом (координатором) для взрослых людей [5, 44].

В системе постдипломного педагогического образования андрагог выступает специалистом по работе с учителем (педагогом), обладающим андрагогической компетентностью. Андрагогическая компетентность выражает личные возможности андраго-га, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать цели, задачи постдипломного педагогического образования. Для чего необходимы знания теории андрагогики и готовность применять их на практике.

Таким образом, под андрагогичес-кой компетентностью мы понимаем единство теоретической и практической готовности андрагога к осуществлению своей профессиональной деятельности в системе постдипломного

педагогического образования, показателями которой могут быть названы:

• владение рефлексивными технологиями;

• знание современных отечественных и зарубежных андрагогических и педагогических теорий и парадигм;

• владение современным научным андрагогическим и педагогическим языком;

• владение технологией андраго-гического сотрудничества;

• владение технологией выхода из стрессовых состояний в условиях реального андрагогического процесса;

• осведомленность о рациональных типах образа жизни современного андрагога;

• владение технологией изучения коллектива и личности учителя (педагога);

• владение рациональными способами повышения профессиональной компетентности и т.д.

Структура профессиональной компетентности андрагога в системе постдипломного педагогического образования раскрывается через его андрагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение цели, задач системы постдипломного педагогического образования.

Наиболее общим умением ан-драгога системы постдипломного педагогического образования является умение профессионально мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением анализировать факты и явления андрагогической действительности. Вне зависимости от уровня обобщенности задачи, стоящей перед андрагогом, законченный

цикл ее решения сводится к триаде «мыслить - действовать - мыслить» и совпадает с компонентами деятельности андрагога и соответствующими умениями. В результате андрагоги-ческая компетентность выступает как единство теоретической и практической готовности андрагога. Умения андрагога можно условно объединить в группы.

1. Умение «переводить» содержание объективного андрагогического процесса в конкретные задачи;

2. Умение построить и привести в движение андрагогический процесс;

3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами андрагогического процесса;

4. Умение учитывать и оценивать результаты своей деятельности.

Содержание теоретической готовности андрагога проявляется в обобщенном умении андрагогически мыслить, которое предполагает наличие у андрагога аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений.

Аналитические умения андраго-га состоят, по нашему мнению, из ряда частных умений:

• анализировать андрагогичес-кие явления, то есть расчленять их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);

• осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими;

• находить в теории андрагогики положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

• объективно диагностировать андрагогическое явление;

• формулировать доминирующую андрагогическую задачу и находить оптимальные способы ее решения.

Прогностические умения андра-гога связаны с управлением андраго-гическим процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании андрагога (как субъекта управления) цели его деятельности в виде предвидимого результата. Анд-рагогическое прогнозирование опирается на знание сущности и логики андрагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития взрослого. В состав прогностических умений андрагога, по нашему мнению, входят такие компоненты, как:

• постановка андрагогических целей и задач в системе постдипломного педагогического образования;

• отбор методов их достижения;

• предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений в ан-драгогическом процессе и выбор возможных способов их преодоления;

• «эскизная» проработка структуры и отдельных компонентов андраго-гического процесса;

• примерная оценка предполагаемых затрат средств, труда, времени участников андрагогического процесса;

• планирование содержания взаимодействия участников андрагогичес-кого процесса.

Андрагогическое прогнозирование требует от андрагога овладения такими прогностическими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.

Проективные умения андрагога осуществляются в виде разработки

проекта андрагогического процесса и означают;

• конкретизацию «полей» андра-гогического процесса в системе постдипломного педагогического образования;

• обоснование андрагогом (совместно с учителем) способов их поэтапной реализации;

• планирование андрагогом (совместно с учителем) содержания и видов деятельности участников ан-драгогического процесса с учетом их образовательных потребностей, профессиональных интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта андрагога и его лич-ностно-деловых качеств;

• определение структуры андра-гогического процесса в системе постдипломного педагогического образования в соответствии с поставленными задачами андрагогического процесса и с учетом особенностей участников андрагогического процесса;

• определение ранжированного комплекса целей и задач для каждого этапа андрагогического процесса;

• планирование андрагогом (совместно с учителем) индивидуальной работы с учителем с целью профилактики, диагностики, преодоления его профессиональных затруднений;

• отбор форм, методов и средств андрагогического процесса в их оптимальном сочетании;

• планирование связей с общественностью.

Рефлексивные умения имеют место при осуществлении андрагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают:

• контроль, осуществляемый ан-драгогом, на основе соотнесения полу-

ченных результатов андрагогического процесса с заданными его образцами;

• контроль, осуществляемый ан-драгогом, на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;

• контроль, осуществляемый ан-драгогом, на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий.

Рефлексия понимается нами как специфическая форма деятельности, направленная на осмысление и анализ андрагогом своих профессиональных действий. Для андрагога необходимо установить, в какой мере полученные результаты андрагогического процесса (положительные, отрицательные) являются следствием его деятельности.

Отсюда и возникает необходимость в анализе андрагогом своей деятельности в андрагогическом процессе, в ходе которой определяются:

• адекватность постановки целей андрагогического процесса, их трансформации в конкретные задачи;

• соответствие содержания деятельности участников андрагогичес-кого процесса поставленным задачам;

• эффективность применявшихся методов, приемов и средств деятельности андрагога;

• причины успехов, неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации целей, задач андрагогического процесса;

• опыт собственной деятельности андрагога в его целостности.

Рефлексия - не только понимание андрагогом самого себя субъектом андрагогической деятельности, но и выяснение того, как другие участники андрагогического процесса (учителя, педагоги) понимают андрагога,

его личностные особенности, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности.

Андрагогическая компетентность, как основа деятельности андра-гога, предполагает не только теоретическую готовность андрагога, но и его практическую готовность. Содержание практической готовности андра-гога выражается, по нашему мнению, в организаторских и коммуникативных умениях.

Организаторские умения андра-гога выражаются в умении организовать андрагогический процесс, доступно преподнести излагаемый материал, создавать проблемные ситуации для дальнейшего профессионального развития учителя, создавать условия для развития индивидуальных особенностей учителя.

Коммуникативные умения анд-рагога представляют собой систему перцептивных умений, умений вербального общения, умений андрагоги-ческой техники.

Перцептивные умения, проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к общему умению понимать собеседника. Так, В.А. Сластенин совокупность перцептивных умений представляет как взаимосвязанный ряд:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;

• глубоко проникать в личностную суть других людей;

• устанавливать индивидуальное своеобразие человека;

• на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;

• определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;

• по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность каким-либо событиям;

• видеть главное в другом человеке, определять его отношение к социальным ценностям [7, 123].

Данные об учителе (педагоге), полученные в результате «включения» перцептивных умений андрагога, составляют необходимую предпосылку успешности общения андрагога и учителя (педагога) на всех этапах анд-рагогического процесса.

Вербальное общение андрагога с учителем, аудиторией предполагает:

• осуществление коммуникативной атаки, то есть привлечения к себе внимания учителя, аудитории;

• установление психологического контакта с учителем, аудиторией;

• управление общением в андра-гогическом процессе;

• установление эмоциональной обратной связи [3, 98].

Андрагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков:

• выбрать необходимый стиль и тон в обращении с учителем (педагогом), аудиторией учителей;

• управлять вниманием собеседника (-ов);

• владеть культурой речи;

• управлять своим телом;

• регулировать свое психическое состояние;

• владеть техникой интонирования и т. п. (Зязюн И.Я. Педагогическое мастерство).

Таким образом, андрагогичес-кая компетентность, предполагающая единство теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности в системе постдипломного педагогического образования, способствует организации и осуществлению андрагоги-ческого обеспечения постдипломного педагогического образования. Для повышения андрагогической компетентности специалистов, работающих со взрослыми необходимо:

• создание сети образовательных учреждений, готовящих специалис-тов-андрагогов;

• оформление андрагогики как науки;

• разработка теорий обучения взрослых;

• разработка технологий образования, обучения, социализации, индивидуализации, саморазвития взрослых;

• овладение андрагогом основами теории и практики андрагогики;

• овладение андрагогом системой

ЗУНКов, составляющих андрагоги-ческую компетентность.

Таким образом, деятельность ан-драгога в системе постдипломного педагогического образования опирается на сложную систему компетенций.

Литература:

1. Зязюн И.Я. Педагогическое мастерство. - М.: Сфера, 2007. - 327 с.

2. Калиновский Ю.И. Введение в анд-рагогику. - М.: Сфера, 2000. - 478 с.

3. Кан-Калик В.А., Никандров П.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 246 с.

4. Е.А. Климов. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1983. - № 2.- С.23-27.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Прогресс, 2006. - 254 с.

6. Рабочая книга андрагога // Под ред. С.Г. Вершловского. СПб.: Айрис-пресс, 2008. -186 с.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебн. пособие для студентов пед. учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 286 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Народное образование, 2008. - 345 с.

ИНТЕГРАЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Ключникова Л. Ф.

В статье излагается интеграция подготовки менеджеров образования в систему подготовки менеджеров организации и делается анализ дидактических условий формирования готовности студентов к управлению образовательным процессом.

Ключевые слова: менеджмент, менеджер образования, компетентность

The integration ofpreparation of education managers into the system ofpreparation of organization managers. In article the integration ofpreparation system of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.