УДК 376
Cousina N.N., Monina G.B., Pavlova O.V. FEATURES OF ACTIVITY OF ANDRAGOGY: COMPETENCE APPROACH. The article discusses the features of professional activity of a specialist in andragogy in conditions of continuous education. The research characterizes andragogical competence of the faculty of adult education institutions, provides characteristics of a professional role of a teacher in the system of postgraduate professional education.
Key words: continuous education, problems of adult education, andragogical competence of a teacher, new professional role of a specialist in andragogy.
Н.Н. Кузина, канд. пед. наук, доц., каф. образовательного менеджмента ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; Г.Б. Монина, канд. пед. наук, доц., каф. дистанционных образовательных технологий ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; О.В. Павлова, канд. пед. наук, каф. дистанционных образовательных технологий ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРАГОГА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД
В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности специалиста-андрагога в условиях непрерывного образования, характеризуется андрагогическая компетентность преподавателя учреждений образования взрослых, приводятся характеристики профессиональных ролей преподавателя системы постдипломного профессиональных образования. Авторы приходят к следующему выводу: преподаватель, работающий со взрослыми, должен понимать специфические цели, стоящие перед разными категориями обучающихся, мотивы их образовательной деятельности, уметь предоставлять образовательную помощь и обеспечивать социально-психологическую поддержку, развивать рефлексивные умения взрослых, уметь диагностировать образовательные потребности и возможности взрослых.
Ключевые слова: непрерывное образование, проблемы образования взрослых, андрагогическая компетентность преподавателя, новые профессиональные роли специалиста-андрагога.
Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и ...чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
М. Ноулз
Идеи непрерывного образования становятся основой обновления всей системы образования. «Образование длиною в жизнь - единственное средство адаптации человека к изменяющейся среде и единственный способ сохранения идентичности человека», - отмечает П. Джарвис.
Образование на протяжении всей жизни или непрерывное образование, - это добровольное образование, основанное на стремлении человека к знаниям для удовлетворения личностных или профессиональных потребностей. Функции непрерывного образования:
- Развивающая - удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста;
- Компенсирующая - восполнение пробелов в базовом образовании;
- Адаптивная - оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации;
- Интегрирующая - в незнакомый культурный контекст;
- Повторной социализации [1].
Онушкин В.Г. подчеркивал, что «в системе непрерывного образования для всех, взрослые составляют самую многочисленную, самую многообразную категорию людей, испытывающих потребность в новых знаниях и овладевающих различными знаниями и умениями. Различия по полу, возрасту, уровню грамотности и образованности, по интеллектуальному развитию, уровню развитости творческих способностей, по профессиональным и бытовым интересам, предшествующему жизненному пути и жизненным планам и т.п. накладывают глубокий отпечаток на образовательную деятельность различных групп взрослых людей и отдельных индивидов».
Образование взрослых - это относительно самостоятельный социокультурный институт, имеющий свой вектор развития по сравнению с другими институтами общества, и опережающе влияет на все другие сферы, такие как экономика, политика,
наука, идеология. Во второй половине XX века человечество столкнулось с возникновением глобальных кризисов и комплексом разнообразных проблем. Глобализация, разрушение информационно-культурных границ между государствами и континентами, глобальные процессы в экономической, политической и социальной жизни общества, научно-технический, социально-экономический, гуманитарный прогресс, изменение темпов обновления техники и технологий, тотальная информатизация потребовали изменения содержания, характера и направленности профессиональной деятельности. В конце прошлого века при осуществлении социально-экономических и политических реформ возможности образования взрослых не были должным образом осознаны и использованы. Недооценка роли образования взрослых и недостаточная научная обоснованность образовательной политики в целом, несоответствующая нормативно-правовая база и инертность образовательного мышления привели к тому, что образование взрослых в России заметно стало отставать от практики технологически развитых стран [2].
В современных условиях возникает большое количество проблем образования взрослых, требующих решения:
- увеличивается число групп населения, нуждающихся в социальной поддержке и особой организации образования (инвалиды, безработные, мигранты, одинокие женщины, пожилые люди, заключенные и др.);
- отсутствует система образования взрослых, возникает большое количество разрозненных учреждений и организаций, занимающихся образованием взрослых;
- становится невозможным бесплатно удовлетворить актуальные запросы для отдельных категорий взрослых;
- наблюдается оторванность достижений андрагогической науки от практики обучения различных категорий взрослых;
- отсутствует нормативная база подготовки специалиста-андрагога и система подготовки специалистов для удовлетворения потребностей различных групп населения и др.
Несомненно, ведущая роль в организации обучения различных категорий взрослых принадлежит специалисту, андрагогу, который непосредственно вовлечен в образовательный процесс в учреждениях образования взрослых (например, в институтах повышения квалификации, на курсах). Если толковать термин «андрагог» более широко, то андрагогом можно считать любого специалиста, работающего со взрослыми [3]. Андрагог - специалист в области обучения, управления, консультирования, со-
циальной, реабилитационной, коррекционной работы в среде взрослых людей [4].
Для качественного обеспечения образовательного процесса андрагог должен владеть специальными андрагогическими знаниями, умениями и навыками, под которыми подразумевается совокупность знаний о человеке взрослого периода, а также система специальных методов, приемов и форм работы, которыми должен владеть любой специалист, обучающий взрослое население, т.к. специфика обучения в зрелом возрасте состоит, прежде всего, в индивидуальных особенностях человека, в реализации его личностного отношения к другому, к окружающей среде, к различным видам обучения. Одним из важнейших принципов андрагогики, упоминаемом практически во всех исследованиях по проблемам образования взрослых, является принцип опоры на жизненный и профессиональный опыт взрослого человека [5]. У взрослого любая информация осознанно или неосознанно сравнивается, сопоставляется с уже имеющимся опытом. Знание принимается с энтузиазмом, если когда-то в жизни было нечто аналогичное. Профессиональный и жизненный опыт человека (или сам жизненный путь, если смотреть шире) может стать важным источником знания, фактором развития, средством и инструментом обучения, особенно если речь идет об обучении в пожилом возрасте [6] .
Андрагог должен быть специалистом высокой квалификации, обладающим комплексом специализированных андрагоги-ческих знаний, умений и навыков, обеспечивающих образовательную деятельность со взрослым населением с учетом специфики его образовательных потребностей и возрастных особенностей [5].
Исследование того, в какой мере образование взрослых действительно осуществляется по-взрослому, определяет его андрагогическое качество. Поэтому можно говорить о комплексе андрагогических критериев качества образования взрослых, где главным будет критерий его гуманитарности.
Специфика образования взрослых связана с особенностями взрослых как учащихся:
- личностной зрелостью обучаемых, осознанным выбором ими содержания и форм получаемого образования, осознанием ими проблем, недостаточности и некачественности ранее полученного образования;
- возможной лучшей обучаемостью серьезнее мотивированных взрослых слушателей;
- их социальной зрелостью, гражданской позицией, коммуникативностью, профессиональной компетентностью, жизненным и профессиональным опытом;
- их ориентацией на быстрое применение получаемых знаний;
- их не всегда проявляемой явно потребностью в индивидуальной оценке и подтверждении (корректировке) уже сложившейся профессиональной самооценки;
- возможной индивидуальной широтой образовательного запроса взрослых;
- пониманием ими карьерных и личностных перспектив своего образовательного самосовершенствования;
- потребностью взрослых не только в новых профессиональных знаниях, но и в неформальном общении внутри привычного, понимающего проблематику профессионального сообщества [1].
Таким образом, особенности позиции андрагога проявляются:
- в теоретико-методологической подготовке (осознание роли и места андрагогики в системе человекознания, андрагогичес-ких принципов образования, роли непрерывного образования как фактора развития человека);
- в отношении к обучающимся как партнерам (учет особенностей, потребностей и мотивации взрослых);
- во владении средствами и методами обучения взрослых (диагностические, игровые, проектные, дистанционные и др.);
- в отношении к себе как к андрагогу (критическая оценка уровня компетентности, включение в различные виды формального, неформального и информального образования).
Андрагогическая компетентность преподавателя является важнейшим фактором качества образования взрослых.
Практическая подготовка по андрагогическим дисциплинам осуществляется примерно на 15 кафедрах педагогики и андра-гогики, созданных в высших учебных заведениях и образовательных учреждениях системы дополнительного профессионально-
го образования в Санкт-Петербурге, Новгороде и Пскове, Красноярске, Кемерово, Иркутске и др. по магистерским программам, образовательным программам переподготовки, по программам курсов повышения квалификации. В условиях отсутствия стандарта каждое образовательное учреждение руководствуется результатами имеющихся исследований в психолого-педагогической науке и собственными представлениями о требованиях, предъявляемых к подготовке специалиста-андрагога в той или иной сфере профессиональной деятельности, его профессиональной компетентности.
Андрагогическая компетентность преподавателя, работающего в сфере образования взрослых, рассматривается в исследованиях многих ученых и практиков (Т.Г. Браже, С.Л. Братчен-ко, С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, И.А. Колесникова, М.Д. Матюшкина, В.Г. Онушкин, А.П. Ситник, Е.А. Соколовская, Г.С.Сухобская, Е.П. Тонконогая, Т.В. Шадрина и др.).
Понятие андрагогической компетентности, также как и более общее понятие профессионально-педагогической компетентности, до сих пор вызывает споры и имеет разноречивые трактовки.
Преподаватель, обладающий андрагогической компетентностью - тот, кто способен практически в своей деятельности решать возникающие реальные проблемы и задачи повышения профессиональной компетентности специалиста [10].
Достаточно детально представлены компетенции преподавателя постдипломного педагогического образования исследователями кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования [1].
Андрагогическая компетентность преподавателя подразумевает умение развивать (или создавать условия для развития) во взрослом человеке: рефлексию, критическое мышление, самоанализ собственной профессиональной деятельности; установку на продуктивное творчество; навыки эффективного самообразования; проектную и исследовательскую культуру, в том числе, умение видеть проблемы, видеть или искать альтернативы решения, оценивать риски, прогнозировать последствия, оценивать ресурсы и т.п.
Андрагогическая компетентность в этом контексте включает: предметную (способность ориентироваться в возрастных, личностных, психофизиологических, социальных и профессиональных особенностей взрослых, способность руководствоваться в преподавательской деятельности принципами образования взрослых и т.д.); методическую (владение интерактивными технологиями, способность опираться на профессионально - личностный опыт обучения взрослых и т.д.); личностную (способность критические оценивать свою деятельность как андрагога, чувство юмора, способность вести обучение на основе равенства и диалога и т.д.) компетенции.
Андрагогическая компетентность можно представить как совокупность взаимосвязанных ценностно-смысловых ориентаций, психолого-андрагогических знаний, умений, опыта, профессионально-личностных качеств андрагога, позволяющих эффективно осуществлять андрагогическое взаимодействие со взрослыми с целью их личностного и профессионального развития [11].
К основным умениям преподавателя-андрагога относятся его умения по организации процесса обучения, которые подкрепляются необходимыми качествами и ценностными ориентация-ми, такими, как терпимость, доброжелательность, эмпатия, контактность (коммуникативность), отзывчивость, энтузиазм, стремление к лидерству, корректность, тактичность, самокритичность, артистичность, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенствованию, уважение человеческой личности; представление о человеке как о самоценном, саморазвивающемся и самоуправляемом субъекте; признание и уважение плюрализма жизненных позиций, понимание учения как способа жизнедеятельности человека; осознание и признание равноправной роли обучающихся в процессе обучения; осознание своей роли наставника и организатора, обеспечивающего процесс обучения взрослых обучающихся.
Андрагогическая компетентность преподавателя проявляется, прежде всего, в понимании роли непрерывного образования как фактора личностного и профессионального развития человека и принятии андрагогических принципов образования; в отношении к обучающимся как партнерам, что предполагает учет статусных, возрастных и индивидуальных особенностей, профессиональных потребностей и мотивации образовательной деятельности обучающихся; а также в отношении к себе как ан-
драгогу преподавателю, который работает со взрослыми людьми, развивается и обучается вместе с ними, что требует критической самооценки уровня андрагогического мастерства и постоянной самообразовательной деятельности [1].
Деятельность преподавателя-андрагога имеет свою специфику. С.И. Змеев следующим образом характеризует действия преподавателя-андрагога в процессе организации обучения:
1. Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований.
2. Создание индивидуальной программы обучения обучающегося.
3. Создание комфортных физических условий и благоприятной психологической атмосферы обучения, научно-методическое обеспечение учебного процесса предусмотренными программой источниками и средствами обучения.
4. Проведение диагностических опросов; отслеживание реализации процесса обучения обучающимися; использование адекватных поставленным целям обучения и учитывающих особенности конкретных обучающихся содержания, источников, средств, форм и методов обучения.
5. Использование различных критериев, форм, методов, средств контроля и оценивания достижений в обучении.
6. Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивания [9].
С.И. Змеев подчеркивает, что преподаватель-андрагог выполняет разнообразные функции, организуя процесс обучения взрослого:
- эксперта по технологии обучения педагогов;
- организатора совместной деятельности всех участников (элементов) процесса обучения;
- соавтора (совместно с обучающимся) индивидуальной программы обучения;
- наставника, консультанта, вдохновителя взрослых обучающихся;
- создателя благоприятных физических и психологических условий обучения;
- источника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся.
По мнению С.Г. Вершловского преподаватель, обладающий андрагогической компетентностью, - это, прежде всего, организатор обучения взрослых, умеющий совмещать в своей профессиональной деятельности различные функции и «роли», такие как:
1) роль «врача», предполагающая наличие достаточной психотерапевтической подготовки для оказания помощи в восстановлении мотивации к образовательной деятельности и снижения уровня тревожности субъектов обучения;
2) роль «эксперта», владеющего содержанием как андраго-гической, так и профессиональной деятельности обучающихся;
3) роль «консультанта», предполагающего владение методологией андрагогического сопровождения процесса самообразования взрослых (целевое повышение квалификации, опережающее обучение основам научно-исследовательской работы, помощь в создании проектов профессионального и личностного развития и т.д.) [6].
Н.Н. Кузина отмечает, что андрагогическая компетентность преподавателя в современных условиях предусматривает освоение им новых профессиональных ролей, способствующих созданию особых отношений со слушателями курсов (куратор образовательной программы, тьютор, фасилитатор, модератор групповой работы, и др.), умелое использование активных методов обучения, нацеленных на развитие инициативы и ответственности педагогов, возможности для самоопределения и творческой самореализации, развития навыков самообразования [11].
В современных условиях значительно расширяется спектр ролей преподавателя - андрагога. Андрагог может выступать в качестве: тьютора (лат. tutor— защитник, покровитель, опекун); тренера, инструктора; монитора (лат. monitor — тот, кто предупреждает, надсмотрщик); ментора (греч. mentor— имя наставника сына Одиссея, Телемака); советника; наставника; консультанта; аниматора (лат. anima — душа); медиатора (лат. mediator — посредник); фасилитатора (лат. facile — простой); проблема-тизатора; интерпретатора; популяризатора; координатора; эксперта; мастера [11].
Выступая в роли тьютора, тренера или монитора, характер содержания, которое транслирует андрагог, предполагает его четкую передачу с помощью инструктирования, алгоритмизации, программированного освоения социально нормированных дей-
ствий и поведения. Здесь же устанавливается обратная связь, оценка и коррекция промежуточного и конечного результата. По такой схеме взрослые обучаются иностранному языку, вождению автомобиля, владению техническими средствами, осваивают различные виды спорта.
Принимая на себя роль ментора, советника, наставника или консультанта, андрагог должен обладать достаточно большим багажом знаний и значительным опытом в той или иной сфере жизнедеятельности, нежели его взрослый подопечный. Компетентность в рамках этой роли предполагает, что преподаватель владеет методологией андрагогического сопровождения процесса самообразования взрослых. Форма такого сопровождения -целевое повышение квалификации, опережающее обучение основам научно-исследовательской работы, помощь в создании программ (проектов) профессионального, личностного развития (саморазвития) и т.д. [4].
Андрагог, выступая в роли аниматора, вносит воодушевление, становясь своеобразным индуктором, т.е. «пусковым» механизмом воплощения просветительских или образовательных идей и замыслов.
Медиатор становится посредником между взрослым и образовательным содержанием. Он организует встречу с источником необходимой информации.
Фасилитатор выполняет в первую очередь функцию психологической поддержки взрослого в его образовательных усилиях. Он предупреждает, смягчает, облегчает те трудности и противоречия, которые тот встречает на образовательном пути.
Проблематизатор, в процессе обучающего взаимодействия, обеспечивает рождение собственных информационных запросов, формирует «ученое незнание», помогает в формулировке познавательных проблем и вопросов [8].
Выступая в роли интерпретатора, андрагог оказывает помощь взрослым в истолковании возникших у них вопросов. Обычно это специалист, признанный в своей области, достигший методологического уровня осмысления проблематики.
Андрагог - популяризатор, транслятор знаний и опыта, способен перевести образовательную информацию на более простой, доступный широкой аудитории язык, при этом сохранив ее первоначальный смысл.
Задачей андрагога-координатора является объединение, интеграция образовательных усилий и опыта присутствующих участников познавательно-коммуникативных процессов, тем более, когда среди обучающихся находится большое количество людей высокого уровня образованности и компетентности.
Чтобы выступать в роли эксперта, андрагог должен обладать компетентностью преподавателя на нормативном уровне, то есть владеть содержанием как андрагогической деятельности, так и профессиональной.
Позиция мастера всегда является андрагогической, т.к. анд-рагог-мастер - это человек, достигший в своей деятельности высоты совершенства, а также имеющий неоспоримый авторитет.
На ряду с выше перечисленными, Капитанская А.К. [5] выделяет следующие потенциальные роли андрагога:
• преподаватель педагогических и андрагогических дисциплин;
• преподаватель узкоспециализированного профиля (к примеру, по этике, психологии, экономике), владеющий анд-рагогическими знаниями и умениями,
• специалист - исследователь в области образования взрослых;
• социальный работник, работник аппарата управления и т.п. (в учреждениях, организациях, на предприятиях производственной и социальной сферы).
Специфика деятельности андрагога при определении содержания образования для каждой группы взрослых требует определенного междисциплинарного подхода, а также использования такой системы форм и методов обучения, которая бы позволила учитывать как возрастные, так и профессиональные, личностные и другие особенности слушателей.
К числу основных задач, которые должны решать андраго-ги системы дополнительного профессионального образования с учётом названной специфики, можно отнести:
• предоставление обучающимся комплекса специальных и общекультурных знаний в соответствии с их образовательными запросами;
• вооружение слушателей методологией профессиональной деятельности с позиций поэтапного развития их компетентности;
• сопровождение образовательного процесса необходимым объемом данных на уровне опыта конкретных обучающихся;
• обеспечение социально-психологической поддержки слушателей;
• осуществление изучения и оценки личностных ресурсов обучающихся, эффективное их использование и дальнейшее развитие в процессе обучения;
• развитие творческого потенциала обучающегося с учетом его целевых установок на получение образования;
• вовлечение обучающихся в деятельность по планированию, реализации, коррекции и оцениванию результатов учебного процесса;
• осуществление консультационной деятельности и реабилитационной работы с учётом профессиональных, учебных, социальных и личностных проблем обучающихся.
Профессиональную компетентность андрагога в системе ДПО можно представить по следующим основным параметрам:
1. Уровень и новизна представленных слушателям знаний.
2 Адекватность знаний, предложенных обучаемым, их образовательным потребностям.
Библиографический список
3. Степень практической значимости для слушателя передаваемых знаний.
4. Уровень владения технологией преподавания определенного специального предмета.
5. Степень владения андрагогическим инструментарием ведения образовательного процесса.
6. Способность системно решать задачи связанные одновременно с обучением и развитием личности взрослого.
7. Степень соответствия реально достигнутого результата обучения с поставленными целями и задачами.
Таким образом, преподаватель, работающий со взрослыми, должен: понимать специфические цели, стоящие перед разными категориями обучающихся, мотивы их образовательной деятельности, уметь предоставлять не только образовательную помощь, но и обеспечивать социально-психологическую поддержку и тем самым будить в людях доверие к себе; развивать рефлексивные умения взрослых, помогая уменьшить их зависимость от предыдущего жизненного опыта; уметь диагностировать образовательные потребности и возможности взрослых, и разрабатывать на этой основе оптимальные «образовательные» маршруты.
1. Андрагогика постдипломного образования: научно-методическое пособие / под ред С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. - СПб., 2007.
2. Павлова, О.В. Информальное образование как условие социальной адаптации лиц третьего возраста // Постдипломное образование: ресурсы инновационного развития: материалы международной научно-практич. конф. каф. педагогики и андрагогики. -СПб., 2013.
3. Даниленко, Н. Профессия - андрагог [Э/р]. - Р/д: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=9&s=27
4. Основы андрагогики: терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей / сост. В.В. Маслова. - Мариуполь, 2004.
5. Капитанская, А.К. Андрагог - это не просто! [Э/р]. - Р/д: http://vio.uchim.info/Vio_32/cd_site/articles/art_2_5.htm
6. Вершловский, С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2002. - № 8; Андрагогика: материалы к глоссарию. -СПб., 2004.
7. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. - СПб.; Воронеж, 1995.
8. Профессия андрагог [Э/р]. - Р/д: http://vgipupomerancev.files.wordpress.com/2013/06/d182d0b5d0bcd0b0-7- d0bfd180 d0bed184d0b5d181 d181 d0b8d18f-d0b0d0bdd0b4d180d0b0d0b3d0bed0b3.doc
9. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М., 2007.
10. Кукуев, А.И. Андрагогическая подготовка педагогов в системе вузовского и постдипломного образования в контексте стратегии развития российского образования в XXI веке // Методологическая сфера образования: современные научные подходы: монография / под ред. академика РАО, д-ра пед. наук, проф. Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 2007.
11. Кузина, Н.Н. Новые профессиональные роли в деятельности преподавателя системы ППО // Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования: монография / под ред. С.Г. Вершловского, А.Н. Шевелева. - СПб., 2012. - Ч. 2.
Bibliography
1. Andragogika postdiplomnogo obrazovaniya: nauchno-metodicheskoe posobie / pod red S.G. Vershlovskogo, G.S. Sukhobskoyj. -SPb., 2007.
2. Pavlova, O.V. Informaljnoe obrazovanie kak uslovie socialjnoyj adaptacii lic tretjego vozrasta // Postdiplomnoe obrazovanie: resursih innovacionnogo razvitiya: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. kaf. pedagogiki i andragogiki. - SPb., 2013.
3. Danilenko, N. Professiya - andragog [Eh/r]. - R/d: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=9&s=27
4. Osnovih andragogiki: terminologicheskiyj slovarj-spravochnik dlya studentov socialjno-gumanitarnihkh specialjnosteyj / sost. V.V. Maslova. -Mariupolj, 2004.
5. Kapitanskaya, A.K. Andragog - ehto ne prosto! [Eh/r]. - R/d: http://vio.uchim.info/Vio_32/cd_site/articles/art_2_5.htm
6. Vershlovskiyj, S.G. Vzroslihyj kak subjhekt obrazovaniya // Pedagogika. - 2002. - № 8; Andragogika: materialih k glossariyu. - SPb., 2004.
7. Onushkin, V.G. Obrazovanie vzroslihkh: mezhdisciplinarnihyj slovarj terminologii / V.G. Onushkin, E.I. Ogarev. - SPb.; Voronezh, 1995.
8. Professiya andragog [Eh/r]. - R/d: http://vgipupomerancev.files.wordpress.com/2013/06/d182d0b5d0bcd0b0-7- d0bfd180 d0bed184d0b5d181 d181 d0b8d18f-d0b0d0bdd0b4d180d0b0d0b3d0bed0b3.doc
9. Zmeev, S.I. Andragogika: osnovih teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslihkh. - M., 2007.
10. Kukuev, A.I. Andragogicheskaya podgotovka pedagogov v sisteme vuzovskogo i postdiplomnogo obrazovaniya v kontekste strategii razvitiya rossiyjskogo obrazovaniya v KhKhI veke // Metodologicheskaya sfera obrazovaniya: sovremennihe nauchnihe podkhodih: monografiya / pod red. akademika RAO, d-ra ped. nauk, prof. E.V. Bondarevskoyj. - Rostov-na-Donu, 2007.
11. Kuzina, N.N. Novihe professionaljnihe roli v deyateljnosti prepodavatelya sistemih PPO // Andragogicheskaya kompetentnostj prepodavatelya sistemih postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya / pod red. S.G. Vershlovskogo, A.N. Sheveleva. - SPb., 2012. - Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 26.05.14
УДК 37. 042.1
Alynin S.A. LESSONS PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL: TRADITION AND INNOVATION. The article examines the saving of health of the nation by means of adaptive physical education, the conceptual basis of health-technology, the methodological foundations of the concept of health preservation and the principles of health-technology. The author makes the following conclusion: the present system of school education based on division on groups and teaching separate courses suggests the way of achieving the most successful results in lessons of physical education, if a group of schoolchildren is divided into smaller groups with children with close medical recommendations and health condition.
Key words: saving health, adaptive physical education, saving-health technology, concept of saving health.