Научная статья на тему 'Профессиональное становление педагога-андрагога системы информатизации образования взрослых'

Профессиональное становление педагога-андрагога системы информатизации образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
968
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ANDRAGOGY / ADULT EDUCATION / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Монахова Лира Юльевна

В статье профессиональное становление педагога-андрагога системы информатизации образования взрослых рассматривается в контексте квалификационных требований к деятельности специалиста с опорой на компетентностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development of the teacher-andragogue working at the system of informatization of adult education

Professional development of the teacher-andragogue of adult education informatization system is considered in the article in the context of qualification requirements for specialist activity, based on competence-based approach.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление педагога-андрагога системы информатизации образования взрослых»

А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова

(Санкт-Петербург)

Профессиональное становление педагога-андрагога

системы информатизации образования взрослых

В статье профессиональное становление педагога-андрагога системы информатизации образования взрослых рассматривается в контексте квалификационных требований к деятельности специалиста с опорой на компетентностный подход.

Характер исследования проблемы профессионального становления педагога-андрагога в области информатизации образования взрослых в современных условиях определяется необходимостью учета особенностей развития профессии «педагог-андрагог» в области информатизации в условиях рыночной экономики, что связывается с расширением вариативности образовательной деятельности и образовательных услуг для различных категорий взрослых в области ИКТ-техноло-гий.

Информатизация образования нами понимается как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования современных информационных технологий, направленных на реализацию целей обучения и воспитания. В этом смысле информатизация образования предполагает решение следующих проблем:

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;

- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельного поиска и творчества;

- развитие экспериментально-исследовательской деятельности, творчества, инновационной практики;

- модернизация и комплексное использование компьютерных обучающих, тестирующих и диагностирующих методик [1].

Субъекты образования взрослых - специалисты, занятые на постоянной или временной основе определенным видом оплачивае-

мой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы его учреждений. По мере институциализации образования взрослых и усиления его специфичности расширяется потребность в специально подготовленных работниках, способных со знанием дела выполнять многообразные задачи, стоящие перед современной образовательной практикой.

Субъекты образования взрослых - педаго-ги-андрагоги - это обучающий персонал, специалисты (преподаватели, инструкторы, консультанты, тьюторы; организаторы учебного процесса: руководители образовательных организаций; эксперты, методисты, социальные работники, организаторы образования взрослых], занятые развитием образования взрослых на определенной территории (регион, городское или сельское поселение]; работники государственных служб, обеспечивающие взаимодействие образовательных и производственных структур (служба занятости, миграционная служба]; научные работники разного профиля, осуществляющие теоретические разработки проблем развития образования взрослых; волонтеры - лица, участвующие в разного рода пропагандистских и иных мероприятиях на безвозмездной основе.

Квалификационные требования к педаго-гу-андрагогу:

- педагог-андрагог осознает значимость своей профессии как особой сферы социокультурной практики в информационной среде;

- владеет системой знаний и представлений о человеке как личности и индивидуальности; о закономерностях и принципах образовательного процесса;

- понимает существо возрастных, социальных, профессиональных особенностей

взрослых обучающихся; дидактических и психологических теорий обучения взрослых; ознакомлен с историей развития андрагоги-ческих концепций;

- умеет в реальной практике использовать современные педагогические технологии и технологии обучения взрослых; осуществлять психолого-андрагогическую диагностику; дистанционное обучение;

- владеет профессиональными знаниями в области информатизации, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения этой области знания;

- владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для взрослых;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы в информационной среде;

- обладает организационно-деятельност-ными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации как специалиста и преподавателя;

- умеет строить взаимоотношения, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности по подготовке кадров в области информатизации образования;

- имеет целостное представление о взрослом человеке как о саморазвивающемся и самоуправляемом субъекте [1, с. 74].

Андрагогическая компетентность преподавателя в области информатизации образования - интегративное понятие, рассматриваемое как характеристика преподавателя сферы общего и профессионального образования взрослых, которая определяет его способность на основе знания андрагогики, информатики, дидактики профессионального обучения качественно решать профессиональные задачи в реальной образовательной практике.

Структура андрагогической компетентности предполагает освоение обучаемым набора компетенций как требований стандарта образования.

Базовой предметной составляющей андра-гогической компетентности преподавателя в современных условиях является его информационная культура, включающая информа-

ционно-методологический уровень, общеметодический (дидактический] уровень, прикладной уровень [2].

Информационно-методологический уровень предполагает знание научных основ информационной педагогики, понимание роли социально-экономических, научно-технических, психолого-педагогических и физиолого-медицинских факторов использования электронно-коммуникативных систем, средств и технологий образования (ЭКССТО).

Теоретический уровень - это знание дидактических принципов компьютерно-информационного обучения, закономерностей функционирования информационной среды учения, вопросов построения информационного моделирования.

Прикладной уровень включает формирование понятий, знаний, умений и навыков в области освоения новых информационных технологий обучения.

Информационная культура преподавателя в контексте компетентностного подхода предусматривает как освоение теоретического базиса предмета, так и практические умения вооружать обучаемых-взрослых методами и технологиями информатизации профессиональной деятельности. В качестве инструментальной составляющей развития информационной культуры приняты представления, содержащиеся в таблице [3, с. 46-47].

Андрагогическая компетентность преподавателя в области информационных технологий наряду с его готовностью реализовать свой дидактический и информационно-культурный потенциал предусматривает развитие и использование на практике знания особенностей обучения взрослой личности, то есть освоение андрагогики как научной области.

Утверждение самостоятельного статуса андрагогики как области научного знания, учебной дисциплины, специальности высшего профессионального образования дано в работах С. Г. Вершловского, М. Т. Громковой, С. И. Змеева, И. А. Колесниковой, сотрудников ИОВ РАО, основывается на концепции челове-кознания Б. Г. Ананьева, исследованиях Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, А. В. Даринского, В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, Г. Д. Глейзе-ра, Т. Г. Браже.

Историко-педагогический анализ категории «андрагогика» позволил охарактеризовать ее как науку и научную дисциплину о

Таблица

Структурные компоненты информационной культуры

Теоретические знания Практические умения Компонент

Научные основы работы с информацией, включающие в себя законы организации информационного потока и информационного взаимодействия, психологические законы восприятия, понимания, усвоения информации человеком, гносеологические корни методов обработки, хранения и передачи информации. Выполнение операций анализа, синтеза и обобщения информации, организация процесса восприятия информации. Методологический

Дидактические основы представления учебной информации, эффективные методы и методики обучения, образовательные технологии, назначение которых организация обучающего процесса оптимально с точки зрения представления, передачи и присвоения информации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Включают те способности профессионально-педагогической деятельности преподавателя, которые обеспечат эффективность построения занятий, то есть умение строить педагогическую деятельность в системе общего и профессионального образования. Методический

Теоретические основы представления и организации информационных потоков с использованием средств ИКТ, особенности их применения на разных стадиях обучения взрослых, организации их непрерывного образования и самообразования. Реализация теоретических знаний по организации и проведению занятий с представлением различного вида учебной информации с использованием современных технических средств, систем обучения и новых информационных технологий для передачи, получения, обработки и хранения информации. Прикладной

теории и методике образования взрослых в контексте непрерывного становления личности, область профессионально-педагогического знания и социальной практики.

Андрагогика рассматривается как самостоятельная отрасль педагогики, описывающая образовательные системы различных категорий взрослых.

Объектами изучения андрагогики являются: переподготовка кадров, внутрифирменное образование, последипломное образование различных категорий кадров, обучение в ресурсных центрах предприятий, в вечерних школах, экстернатах, система дистанционного обучения и др.

Современная андрагогика как междисциплинарная наука об образовании взрослых включает:

- философско-методологический и культурологический аспекты (объект и предмет андрагогики, взрослый как субъект образова-

тельной деятельности, цели и смыслы образования человека, непрерывное образование как андрагогический процесс, истоки и принципы андрагогики, позиция сторонников «педагогики взрослых», андрагогики как «науки об обучении взрослых», новое понятие взрослости как определение своего пути в жизни, понимание качества жизни - работы С. Г. Вер-шловского, С. И. Змеева, Л. Н. Лесохиной, Н. П. Литвиновой, В. Г. Онушкина, Е. И. Огарева;

- социально-психологический аспект (этапы жизненного и профессионального становления взрослого человека, концепция Б. Г. Ананьева «индивид ^ личность ^ субъект ^ индивидуальность», психофизические закономерности развития взрослых, кризисы развития личности взрослого и пути их преодоления, профессиональная социализация взрослых на этапах вхождения в профессию, индивидуального стиля деятельности и социально-профессиональной зрелости]. Наибо-

лее глубоко теоретически и экспериментально эти вопросы представлены в работах Б. Г. Ананьева, С. Г. Вершловского, Г. А. Ключарева, Л. Н. Лесохиной, Г. С. Сухобской, Д. И. Фельд-штейна;

- дидактико-технологический и управленческий аспекты андрагогики (андрагоги-ческие принципы и модели управления качеством обучения взрослых, понятия, структура, основные особенности технологии обучения взрослых, психолого-андрагогическая диагностика обучающихся взрослых, выявление характера и профессионального опыта, эмпирические теории и концепции обучения взрослых, модели обучения, отражающие этапы освоения опыта, эмпирический учебный цикл - С. И. Змеев, А. М. Митина, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая, Д. Колб, Б. Барнет, Д. Джарвис и др.

Организация процесса подготовки препо-давателей-андрагогов для обучения взрослых в области информатизации образования основывается на андрагогическом подходе, учитывающем особенности учебной деятельности взрослых, отраженные в следующих принципах:

- принцип обогащающего влияния образовательной среды на компетентность специалиста;

- принцип ценностного проживания в решении профессиональных задач на основе ИКТ-технологий;

- принцип самореализации. Для разносторонней самореализации взрослого необходимо создать ситуацию проживания, психологический механизм которого опирается на разработки в этой области информатизации, включает в себя три стадии: понимание, принятие, переживание;

- принцип развития индивидуальности личности. Предполагает признание своеобразия индивидуальных возможностей и способностей взрослого, позволяет специалисту выйти на разные уровни в исследовательской деятельности.

Перед преподавательским составом стоит задача моделирования в процессе обучения ситуаций, позволяющих осознать специфику ценностей, лежащих в основе исследовательской деятельности субъектов образования, принять их на личностном уровне и эмоционально «пережить» в процессе понимания и принятия.

Педагог-андрагог, работающий со взрослыми в информационной среде, обычно при-

держивается профессиональных стереотипов, пока на деятельностном уровне не осознает необходимость инновационных подходов, что предполагает использование таких активных форм обучения, как тренинг, ролевая игра, дискуссия, конкурс, семинар-брифинг, «философский стол», проектирование, защита проектов и др. Это способствует развитию инициативы и творческого потенциала слушателей, формирует установку на постоянный поиск.

За счет создания ситуации «погружения» в процессе обучения в информационной среде удается интенсифицировать процессы усвоения и создать условия для творческой деятельности.

Одна из эффективных форм «погружения» - это работа в базовой организации (предприятие, центр и др.], где слушатели, используя различные исследовательские методы, знакомятся с опытом работы коллег.

В условиях рефлексивного сопровождения взрослый выступает как объект и субъект образовательной деятельности, планирует, организует и анализирует собственные действия, выходя таким образом на проектную и контрольную функции рефлексии.

Педагоги-андрагоги сталкиваются с трудностями в осуществлении самоанализа профессиональной деятельности. Истоки проблем они видят «во внешних причинах», убеждены в том, что их неудачи - результат случайностей, отрицательного влияния на них других людей, невнимания со стороны коллег. В процессе обучения методам рефлексивного сопровождения взрослые осознают необходимость в поиске «внутренних причин» неудач в жизни, разрабатывают «программы индивидуального развития», связанные с непрерывным самообразованием и повышением квалификации.

Блочно-модульный принцип построения программы позволяет гибко варьировать содержание и осуществлять личностноориен-тированный подход в организации профессиональной подготовки взрослых, высветить проблемные поля в деятельности. Каждый модуль обучения завершается консультациями по межсессионным заданиям.

Важнейшая особенность организации подготовки преподавателей-андрагогов в области информационных технологий для взрослых заключается в создании информационной среды обучения.

В общественном мнении и научной литературе утвердилось понимание того, что компьютер - это одно из средств в руках преподавателя, осуществляющего целенаправленное педагогическое управление процессом обучения вообще и взрослого человека в частности. На передний план выдвигается проблема проектирования предметноориентиро-ванных информационно-образовательных сред, имитирующих такого преподавателя, который уделяет индивидуальное внимание каждому обучающемуся, немедленно анализирует возникающие трудности усвоения и управляет его деятельностью, которая направлена на решение поставленной педагогической задачи.

Основные требования, которые необходимо реализовать в процессе проектирования подобных сред, следующие:

- функционирование среды должно быть идентично функционированию экспертной системы, имитирующей поведение педагога;

- предоставление возможности подстраивать среду под запросы для удобного и комфортного общения;

- тестирование системы на предмет корректной интерпретации предметной области, методики представления учебного материала, эстетического восприятия интерфейса;

- экспериментальная проверка системы на реальных обучающихся с целью сбора статистических данных, результат обработки которых действительно подтвердит повышение эффективности обучения в сравнении с традиционными методами;

- предметно ориентированная среда должна содержать развернутую гиперграфовую базу знаний, системно организованные блоки учебной информации и контроля, модель обучающегося и возможность организовывать для него индивидуальный маршрут.

Исходной позицией процесса обучения традиционно является формирование базового тезауруса предметной области, поэтому базу знаний в образовательной среде рекомендуется формировать в форме модулей учебной дисциплины, организованных в виде видеоклипов, слайдов, текстовых фрагментов и других мультимедийных форм представления информации.

Блок обучения должен функционировать, по крайней мере, в трех режимах:

- «регламентированного обучения» - материал учебного курса, представляется обу-

чаемому в технологической системе, которую авторы считают оптимальной;

- « выбора индивидуального маршрута обучения», когда осуществляется «мягкое» управление процессом обучения. В этом случае субъект учебной деятельности имеет возможность изучать материал в любом удобном для него порядке, используя средства поиска, гиперссылок или ключевые слова;

- «ознакомления и/или актуализации», в этом режиме обучаемому предлагается выбор из системы меню интересующего его пункта, справки, информационного фрагмента, контрольных вопросов, отчета о своих успехах.

Популярность той или иной информационно-обучающей системы существенно зависит от того, насколько она напоминает обучаемому компьютерную игру. Компьютерные игры как среды виртуального погружения в определенный вид деятельности характеризуются тем, что играющий, сталкиваясь с очередной проблемой, решает ее с помощью широкого спектра «подсказок» и получает мгновенную реакцию системы на выполняемые действия. Подобным образом организованное деятельностное погружение в предметно ориентированную образовательную среду и адекватная немедленная реакция системы способствуют существенному повышению мотивации обучающегося [5].

Модель обучающегося предназначена для педагога-андрагога и позволяет ему судить о степени усвоения им предлагаемого учебного курса.

Анализ существующих компьютерных обучающих программ не позволяет отнести их к разряду информационно-технологических сред, так как они не соответствуют в полной мере перечисленным выше требованиям. Однако существуют отдельные программные средства, реализующие узкие предметно ориентированные цели. Они могут входить в качестве интеллектуальных блоков в конструируемые информационные комплексы широкого спектра. Так, проблемно-формирующие и одновременно генерирующие решение программные средства Shems и MaxPotos по разработке и проверке заданий по расчету рези-стивных цепей и по расчету максимального потока в сети, получили самую высокую оценку преподавателей вузов, обучающихся в системе повышения квалификации.

Системе образования взрослых (ИПК, центры переподготовки специалистов, внутри-

фирменное образование и др.] в условиях информатизации всех сторон жизни общества предстоит большая работа по проектированию и реализации компьютерных обучающих сред, которые являются неотъемлемой составляющей образовательного пространства.

В современных условиях информационная обучающая среда должна соответствовать принципу опережающей подготовки специалистов. Речь идет о том, что в рамках такой среды субъект обучения реально проживет историческую ретроспективу получаемого знания. Результатом такой системы является опережающая компетентность.

Опережающая компетентность не исчерпывается знанием фактического материала и навыками. Она включает опыт, который человек приобрел во всех сферах жизни, он важен и для совершенствования умения учиться, выступает в качестве основы, позволяющей людям интегрировать новую информацию.

Непрерывное образование ориентировано на развитие всех компонентов, обусловливающих опережающую компетентность. Продолжающийся на протяжении жизни процесс обучения приводит к формированию критического избирательного отношения к получаемой информации, что определяет одну из граней качества личности - на основе воспринятой информации адекватно реагировать на нее и принимать грамотные решения, приводящие к улучшению качества жизни.

Информационно-опережающая среда развития взрослого человека - это одновременно и пространство для личностного роста и развития взрослого, и средство, при помощи которого открываются личностные механизмы развития. Такую среду называют «лично-стно ориентированной», «субъект-субъектной», «культурно ориентированной» и т.д.

Целью конструирования и функционирования такой среды является создание условий для непрерывной реализации интеллектуального потенциала взрослого, формирование в процессе непрерывного образования его общественно и личностно значимых качеств.

Модель информационно-опережающей среды представляется рядом компонентов: компонентом интерактивного взаимодействия субъектов образования взрослых и организация работы с программными продуктами, создание учебной инфраструктуры (обу-

чающиеся, андрагоги, тьюторы, консультанты]; материально-технологическим компонентом, рассматриваемым как совокупность предметных и материальных условий учебного процесса (работа с инструментальными программами, восприятие и обработка информации, включение в локальные, региональные, глобальные сети, телекоммуникации и Интернет]; предметно-методическим компонентом, включающим систему сопровождения образования и самообразования (возможность выбора учебных модулей, использование программ поддержки обучаемых, обратная связь, учет особенностей открытого дистанционного образования разных уровней и т.д.]; организационно-технологическим компонентом, определяющим систему средств и условий организации работы в информационной среде (наличие организационных форм открытого образования, тьюто-риалы, глубокое погружение, использование мультимедиа материалов, репетиторская помощь, тренинги, деловые игры и др.]; организационно-управленческим компонентом (административно-управленческий аппарат, инженерный и вспомогательный персонал, которые строят свою деятельность с целью повышения качества и эффективности опережающего образования взрослого в условиях динамично развивающегося информационного общества] [4].

В предложенной модели среда рассматривается как целостная система, обеспечивающая опережающую реализацию жизненных планов в социально-ориентированной продуктивной деятельности взрослого человека.

Таким образом, в современных условиях роль институтов профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов значительно усиливается. Люди, получающие подготовку в конкретных областях профессиональной деятельности, должны быть уверены в том, что они будут востребованы на рынке труда, что они конкурентоспособны и соответствуют требованиям предпринимательства, требующего постоянного обновления знаний и повышения компетентности. Такая ситуация способствует реализации идеи непрерывной модернизации образования.

Научные основы подготовки преподавате-лей-андрагогов в области информатизации общего и профессионального образования взрослых предусматривают разработку об-

щих позиций качества информатизации образования взрослых.

Проблема качества информатизации образования взрослых рассматривается в рамках фундаментальных исследований Института

информатизации РАО. Ее актуальность определяется необходимостью научного осмысления возможностей применения международных стандартов качества ISO серии 2000:2001 с учетом андрагогического подхода.

Литература

1. Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. - СПб.: СПбАППО, 2011. - 2 п.л.

2. Извозчиков В. А., Лаптев В. В., Потемкин М. Н. Концепция педагогики информационного общества // Наука и школа. - 1999. -№ 1. - С. 41-45.

3. Сидорова Е. В., Фрадкин В. Е. Развитие информационной компетентности учителя : моногр. - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2008. - 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Монахова Л. Ю. Информационно-дидактическое пространство саморазвития педагога-андрагога // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2014. - № 2. - С. 91-95.

5. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образования взрослых : моногр. / под ред. А. Е. Марона и Л. Ю. Монаховой. - СПб.: УРАО ИОВ, 2011. - 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.