А.Е. Марон, Заслуженный работник высшей школы, доктор педагогических наук, профессор Л.Ю.Монахова, доктор педагогических наук
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АНДРАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В статье обобщены результаты фундаментальных научных исследований лаборатории проектирования содержания и технологий образования взрослых ГНУ ИОВ РАО (1997-2006 гг., руководитель профессор А.Е.Марон), посвященных разработке теоретико-методологических основ развития адаптивных и опережающих систем обучения различных категорий взрослых (вечерние школы, внутрифирменное образование, подготовка и переподготовка кадров и др.). Исследования лаборатории представлены в аспекте становления новой области педагогического знания
— андрагогики как теории и технологии обучения взрослого человека в современной информационной среде.
Охарактеризуем основные исследовательские проблемы лаборатории в области создания целостной теории обучения взрослого человека.
1. Разработка многоуровневой методологии в проектировании андрагогических технологий образования взрослых.
Проектирование технологий обучения взрослых (последипломное образование и самообразование педагогов и специалистов, вечерняя школа, экстернат, заочное и дистанционное обучение) предполагало выявление общих оснований научного поиска, осмысление объекта и предмета исследований, применение системного подхода и многоуровневой методологии.
В исследовании первым высшим уровнем этой методологии выступало философское, социально-экономическое и общекультурное обоснование проектирования технологий образования взрослых.
Процесс социально-экономических перемен в обществе потребовал пересмотра как образовательной политики в целом, так и составных ее компонентов, в частности в стратегии образования взрослых, которая призвана помочь че-
ловеку правильно ориентироваться в изменившейся жизненной ситуации.
Исследования свидетельствуют, что социальные перемены, обусловливающие необходимость новых подходов к образованию взрослых, имеют глобальные устойчивые тенденции, присущие не только нашей стране, но и всему мировому сообществу. Среди них следует отметить наиболее существенные:
- становление компьютерного информационного общества;
- расширение спектра видов деятельности человека;
- быстрое старение багажа знаний, сократившиеся сроки их пригодности для профессиональной деятельности и всего спектра деятельных способностей;
- изменение требований к социальной и профессиональной мобильности личности;
- ориентация человека на понимание глобальных и региональных проблем современного мира.
Готовность общества к этим глобальным изменениям во многом определяется степенью развитости технологий и систем образования взрослых, их ориентацией на развитие личности, творческих способностей. Чтобы успешно действовать в информационном обществе в условиях усложняющихся технологий производства и конкуренции на рынках труда, человек должен постоянно уметь использовать новые технологии при решении стоящих перед ним профессиональных задач.
Вторым уровнем методологии проектирования технологий образования взрослых является уровень анализа категориального аппарата и общенаучных понятий.
В исследовании определено, что в качестве общих оснований раскрытия понятия технологии образования взрослых выступают:
Готовность общества к глобальным изменениям во многом определяется степенью развития технологий образования взрослых.
— рассмотрение технологий образования как специфической учебной среды жизнедеятельности взрослого, определяющей возможности его развития как человека мобильного, компетентного, самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата;
— представление о технологии образования взрослых как взаимосвязанной системе способов и средств обучения взрослого, обеспечивающей ценностно-личностное развитие взрослого человека на основе реализации совокупности процедур: планирования обучения путем ориентации на прогнозируемые эталоны обучения (и личностные качества); сопровождения образовательного пути обучаемых; моделирования формирующих действий; обеспечения условий обучения, оценки и самооценки результата, соотнесения с прогнозируемой эталонной моделью.
Третий уровень методологии исследований составляли концептуальные представления об идеях и современных концепциях педагогического проектирования технологий образования.
Педагогическое проектирование технологий образования взрослых как одно из направлений социального проектирования ориентировано на создание условий становления, функционирования, прогнозирования и развития образования взрослых как социального института и включает следующие составные компоненты:
— разработку теоретического обоснования образовательного проекта применительно к конкретному объекту исследований (сменная школа молодежи и взрослых, обучение инвалидов, безработных и т.д.) и к конкретным технологиям (модульное обучение, дистанционное обучение, телекоммуникационные образовательные проекты, индивидуальное обучение, экстернат и др.);
— разработку технологического инструментария и реализацию проекта (определение этапов, процедур и средств обучения и самообучения, критериев замера успешности продвижения и т.д.);
— прогнозирование развития педагогических процессов образования взрослых и доработку проекта с учетом данных реальной практики (мониторинг, экспертиза и т.д.).
Четвертый уровень методологии исследований предполагал исследование технологий образования взрослых — на этапах их реального воплощения — с позиций социализации личности и готовности ее к непрерывному образованию.
Установлено, что это будет осуществлено при определенной направленности технологий об-
разования взрослых, выражающейся в реализации следующих принципов:
- нового понимания общей культуры взрослого в информационном обществе как сочетания гуманистической, научной и технологической составляющих, как базы для организации личной, социальной и профессиональной жизни (функции социального и личностного развития);
- интеграции культурно-исторического феномена и ценностно-аксиологического, освоение которых позволит осмыслить такие истины и ценности, как познание природы, общества, человека и искусства;
- реализации интегративно-модульных технологий образования, основанного на единстве нормативного (социального) и индивидуального, позволяющего личности конструировать индивидуальные образовательные маршруты;
- обеспечения грамотности и компетентности, развития общей интеллектуальной культуры, создания научной базы в профессиональной сфере.
2. Становление адаптивных систем образования взрослых как новой области педагогического знания.
Комплексное исследование адаптивных систем в лаборатории осуществлялось в контексте создания теории практической андрагогики (2001
- 2003 гг.)1.
Логика развития исследований проблемы адаптивного образования взрослых состоит в следующем: от построения общей методологии к пониманию сущности адаптации и адаптивных систем — к раскрытию ценностно-аксиологических и общекультурных ориентаций взрослого в адаптивной среде — к исследованию адаптивных механизмов и технологий для обучения различных категорий взрослых и анализ их эффективности.
Развитие новой теории образования взрослых — практической андрагогики — опирается на анализ различных подходов к раскрытию социально-философских, информационно-кибернетических, организационно-педагогических оснований, к пониманию сущности феномена «адаптация» и ее различных проявлений: «социальная адаптация», «образовательная адаптация», «технологическая адаптация» и др.
Рассмотрение социально-философских оснований адаптации позволило выделить такие существенные ее характеристики, как приспособление взрослого к социальным нормам, согласование требований с учетом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной
1 В комплексном исследовании приняли участие д.п.н., проф. Т.Г.Браже, д.п.н. Л.Ю.Монахова, к.п.н. Л. Л. Горбунова, к.п.н. Н.В.Василенко, к.п.н. В.И.Соколов, к.п.н. Ю.Н.Соболев, к.п.н. Т.В.Корнер, к.п.н. Т.В.Мухлаева, к.п.н. Д.Н.Ми-ронов.
среды, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Анализ современного понимания адаптации, выделение в нем социальных, личностных, психологических, аксиологических смыслов позволил определить концептуальную основу моделирования адаптивных систем.
Адаптивные системы рассматриваются как социально-ориентированные, обучающие и развивающие модели целенаправленных процессов взаимодействия педагога-андрагога, обучаемых, источников информации, основным качеством которых является сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности взрослого.
Методологические ориентиры проектирования, разработки и функционирования адаптивных систем: реализация андрагогических подходов и принципов, использование новых информационных технологий, построение информационно-образовательной среды и способов индивидуального обучения взрослых.
В числе ведущих ценностей адаптивного образования выступает свободное самоопределение индивида в культурном пространстве мировоззрений, общекультурная компетентность, личностная самоактуализация в культуре и жизни.
В исследовании определены особенности социальной адаптации взрослого человека — осознание личностью социальных ценностей, общественных норм и познавательных задач как факторов приобщения к культуре и как движущих мотивов опережающего образования, самообучения.
В этой связи выявлены противоречия: рассогласование и взаимодействие личностного и социально значимого, осознание диспропорции между реальным уровнем знаний и необходимым для освоения взрослым социальных условий деятельности, помогающим разобраться в экономических, политических, этнических и других реалиях жизни, возникающих повседневно, между стремлением взрослого лучше и глубже разобраться в себе и недостаточно развитым механизмом рефлексивного контроля.
Получен вывод о том, что человек имеет социальную компетентность, когда он компетентен в ситуациях, выходящих за пределы его профессиональной сферы. Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую роль играет проблемно-практический опыт, то в социальной — коммуникативный аспект.
Одним из существенных ориентиров адаптивного опережающего обучения взрослых яв-
ляется психологическая перестройка стереотипа действий личности, его мышления и механизмов самореализации (Г.С.Сухобская).
В исследовании раскрыты факторы активизации субъектной деятельности взрослого в образовательной среде, в значительной мере реализующие идеи адаптивного образования.
Первый фактор — самореализация взрослого как личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности. Образование — в различных его формах — всегда являлось сферой самореализации человека, рассматриваемой как психологический механизм проявления себя в жизни и деятельности.
Второй фактор — сопричастность взрослого окружающей действительности как мысленное принятие на себя определенной позиции и роли, «воплощение» себя в реальность, эмоциональный «отклик» своего глубинного «Я» социальному призыву и т.д. Деятельность андрагога может создать проблемное поле в условиях адаптивного обучения для собственных поисков и размышлений.
Третий фактор
— эволюция запросов и потребностей взрослого в самопознании, обусловленных возрастными этапами жизни человека. Включение человека в широкие социальные и профессиональные отношения изменяются по мере взросления личности.
Четвертый фактор — развитие рефлексивных способностей, позволяющих осуществить выход человека в мегапозицию по отношению к собственному опыту, понимание и осознание реального смысла своего учебного и профессионального продвижения.
Пятый фактор — самообучение и самообу-чаемость как способность личности регулировать свои отношения с внешним миром в процессе самостоятельного освоения новых знаний.
В лаборатории исследованы организационные формы и технологии адаптивного обучения различных категорий взрослых учащихся вечерних школ, экстерната, военнослужащих (в том числе уволенных в запас), осужденных.
Четко прослеживаются особенности развития современной вечерней школы как адаптивной образовательной системы: управление вечерней школой имеет специфические черты, определяемые особенностями ее учащихся и их особой ролью (В.И.Соколов). Среди конкретных адаптивных типов школ обучения молодежи и взрос-
Новое понимание значения информационной культуры взрослого — ключ к опережающему образованию и саморазвитию личности.
лых выделяются Центры образования, реальные училища, полифункциональная школа и школа с заочной формой обучения.
Одной из развивающихся в настоящее время форм получения адаптивного образования на различных уровнях является экстернат, адаптивность которого прослеживается в организационно-целевом, содержательно-технологическом и социально-психологическом аспектах.
Важными и интересными представляются аспекты военной педагогики и психологии, существенные для понимания специфики адаптивных целей, задач и систем современного военного образования.
Осуществлено широкое экспериментальное исследование по определению готовности бывших военнослужащих к овладению гражданской специальностью по ряду параметров, составляющих в совокупности одно из оснований для их переподготовки. Эти параметры включают изучение мотивации по приобретению гражданской специальности, особенности понимания бывшими военнослужащими современного образования, уровень их профессиональной самооценки, стремление к саморазвитию, степень предпочтения различных технологий обучения (П.Ю.Су-хов, Т.В.Мухлаева).
При рассмотрении моделирования адаптации системы обучения в военном инженерном вузе выделяются три составляющих учебного процесса: формирование военного специалиста-офицера, формирование военного инженера, формирование гражданина России. Особенно актуальным представляется прямое включение в моделирование учебного процесса вопросов воспитания.
Научно обоснована адаптивная модель высшего военно-профессионального образования, которая предполагает реализацию программноцелевого управления адаптационным процессом (Л.Ю.Монахова). Предложенный подход является адекватным и конструктивным, так как охватывает три существенных стороны (уровня) организации учебно-воспитательного процесса: систему административного сопровождения, систему педагогического и технологического обеспечения, систему психологического и воспитательного сопровождения.
Исследованы аспекты развития адаптивных систем применительно к проблематике пенитенциарной педагогики: андрагогические условия обучения осужденных с целью социальной адаптации, адаптивные технологии повышения квалификации специалистов пенитенциарной системы, социально-психологические характеристики осужденного как субъекта обучения, значимость образования осужденных как во время пребывания в ИУ, так и после освобождения. Образование осужденных рассматривается в следующих аспектах: как фактор гуманизации, как способ интеллектуального развития и коррекции поведения
осужденных, как важное условие их успешной социальной адаптации, как фактор снижения рецидивов (Ю.Н.Соболев, Д.Н.Миронов).
Особая роль принадлежит компьютерной грамотности в структуре образования осужденных, обусловленная факторами повышенного интереса к компьютерной технике, значимости работы с компьютером для развития интеллекта осужденных.
Исследования позволили определить следующие основные функции адаптивного образования взрослых:
- мотивационная функция адаптации, основанная на перестройке стереотипа действий и мышления личности, понимания активной роли в выборе стратегий и методов работы, в достижении прогнозируемого результата учебной деятельности;
- организационно-целевая функция адаптации, выраженная в сближении целей участников и системы организации образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей обучаемых;
- содержательно-проектировочная функция адаптации, предусматривающая отбор функционально-ориентированного учебного материала, вариативность учебных планов и программ, конструирование новых моделей обучения;
- технологическая функция адаптации, включающая моделирование технологий, приемов и методов разноуровневого и дифференцированного обучения с альтернативным выбором форм проведения занятий, средств личностно-ориентированного управления учебно-познавательной деятельностью (система самодиагностики, самоконтроля, самокоррекции);
- управленческая функция адаптации, выраженная в изменении социально-образовательных ориентаций функционирования и развития адаптивной системы.
Стратегия функционирования адаптивной системы складывается из двух составляющих. Во-первых, адаптивная система стремится приспособиться к индивидуальным особенностям обучающихся, во-вторых, по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Создание стройной системы опережающего адаптивного образования направлено на подготовку взрослого к решению постоянно усложняющихся социальных и профессиональных задач в условиях быстро меняющейся жизни.
3. Исследование проблем внутрифирменного образования взрослых.
Разработке данной проблемы посвящены исследования Е.Н.Елизаровой, А.Е.Марона, Л.Л.Горбуновой, П.Ю.Сухова.
В качестве ключевого понятия исследований выступало представление о внутрифирменном образовании как о системе профессионального
обучения, переподготовки, повышения квалификации и компетентностного развития персонала предприятий в условиях воспроизводства и восполнения кадрового его потенциала, мотивации к выполнению профессиональных задач.
Основные цели системы внутрифирменного образования направлены на формирование ресурсов организации за счет повышения потенциала кадров, приобретение сотрудниками организации новых профессиональных знаний и навыков, ключевых компетенций, профессиональное и общекультурное развитие персонала; формирование рабочей силы, обладающей высокими способностями и мотивацией к выполнению профессиональных задач.
Ведущая интегративная функция системы внутрифирменною образования — обеспечение предприятия (фирмы, организации) профессионально компетентными и мотивированными работниками за счет улучшения стандартов деятельности и применения их в практической (рабочей) ситуации.
Определены критерии отбора содержания внутрифирменного обучения персонала предприятий:
- функциональная компетентность (знания, умения, навыки для выполнения конкретной работы);
- личностно-психологическая компетентность (возможность адаптации к данной фирме, взаимодействие с людьми, ценностные отношения и др.);
- социально-правовая компетентность (знание нормативных актов, закономерностей хозяйствования в новых условиях, новых форм экономических отношений);
- организационно-управленческая компетентность (мастерство планирования, организации, самоконтроля и т.д.).
Выявлены особенности взрослых людей как обучаемых на предприятии, которые характеризуются следующим: большей самостоятельностью суждений и независимостью оценок; взрослые труднее признают авторитет преподавателя; примеряют предлагаемые действия, принципы, сведения к своему профессиональному и жизненному опыту, а также оценивают возможную степень их полезности, самостоятельно планируют время и продолжительность своих действий и стремятся перенести это на учебные занятия; предпочитают получать знания и умения, которые необходимы в краткосрочной перспективе; нацелены получать знания преимущественно о конкретных способах действий, а не об общих принципах, из которых можно конкретные действия получить как следствия (так называ-
емые выводные знания); сознательно подходят к задачам взаимного обучения, создания хорошего психологического климата на занятиях; действуют как сплоченная группа, которая может находиться как в позитивной, так и в негативной позиции по отношению к преподавателю. Сплоченность особенно проявляется при проведении занятий на территории своего предприятия.
Отмеченные особенности обучения взрослых в системе внутрифирменного обучения касаются персонала не только средних, но и крупных и малых предприятий.
Ведущая идея исследования — построение общей концептуальной модели системы внутрифирменного образования. Внутрифирменное образование рассматривается как с точки зрения структурных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает функционирование сложившейся педагогической системы, так и как система организации такого функционирования. С этих позиций внутрифирменное образование анализируется как именно система его организации. Поэтому в основе ее построения лежит реальный процесс внутрифирменного обучения, развития и становления персонала.
Определены основные компоненты модели организации внутрифирменного образования, рассматриваемого как процесс организации обучения персонала предприятий по отдельным учебным программам и их комплексам. К ним от-носятся следующие:
— цели внутрифирменного образования;
— принципы организации внутрифирменного обучения;
— подходы к проектированию содержания;
— технологии внутрифирменного обучения;
— результаты.
Данные компоненты связаны между собой логически в том смысле, что анализ и проектирование предыдущего компонента определяют анализ и дальнейшее проектирование последующего. При этом существует обратная связь между результатами и целями внутрифирменного обучения, позволяющая уточнять и корректировать первоначально поставленные цели.
4. Проблема опережающего образования взрослых1.
Исследование опережающих функций образования осуществлялось на основе учета результатов прогнозирования научно-технического развития общества и условий труда, ориентации полученных знаний и умений на требования про-
1 В исследовании принимали участие ведущие научные сотрудники ГНУ ИОВ РАО д.п.н.Л.Ю.Монахова, к.п.н. Л.Л.Горбунова, д.п.н., профессор Т.Г.Браже, к.п.н. Е.Г.Ко-ролева, к.п.н. В.И.Соколов и др.
Основой адаптивного обучения взрослых является психологическая перестройка стереотипа действий личности, мышления и механизмов самореализации.
изводства и одновременно развитие потенциала компетентности специалиста, способности на протяжении всей жизни включаться в быстроиз-меняющиеся условия производства, культуры, информации, досуга. Опережающее образование является одной из форм и одновременно критерием качества непрерывного образования.
В качестве исходного определения содержания опережающего обучения взрослых принято его понимание как системы развития человека на основе приобретения и освоения фундаментального ядра знаний и опыта учебно-познавательной деятельности в процессе непрерывного образования, формирования потенциала интеллектуальной компетентности и самореализации в профессиональной, социокультурной и досуговой среде.
Человек, оказавшийся перед необходимостью учиться на протяжении всей жизни, нуждается в новых навыках и качествах. Наиболее важное среди них — умение познавать, качество, которое влияет на способность восприятия информации и позволяет правильно реагировать на происходящее.
В современных условиях роль институтов профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов усиливается. Люди, получившие подготовку в конкретных областях профессиональной деятельности, должны соответствовать условиям предпринимательства, требующего постоянного обновления знаний и компетентности. Во многих случаях во время активной деятельности нужно возобновлять профессиональное образование. Такая ситуация вынуждает перейти к реализации идеи непрерывной модернизации знаний.
Обоснованы главные направления опережающего образования взрослых: развитие адаптивности, мобильности, конструктивности, субъектной ориентации; институциональная и личностная обусловленность выбора форм образования; социально-экономическая и социально-культурная детерминантность; интегративность и расширение спектров видов деятельности; психологическая перестройка стереотипа личности; опора на сопричастность взрослого к окружающей действительности; контекстность образования, направленного на эволюцию запросов и потребностей взрослого, на креативность как развитие способности к самоизменению, самоопределению, преодолению традиционного взгляда.
Содержание образования взрослого человека — это приобщение его к духовно-культурному наследию поколений, утверждению и переосмыслению личных и общественных ценностей, развитие его профессиональной и социальной компетентности.
Сформулированы основные принципы опережающего образования взрослых:
- принцип формирования исходного творческого потенциала личности. Это позволит взрослому человеку выходить из кризисных ситуаций, возникающих в изменяющемся современном мире (широкий выбор новых возможностей жизненного продвижения);
- принцип осмысления и обобщения традиций как социокультурологического феномена, как механизм сохранения культуры в условиях смены парадигм обучения как прямого следствия НТР;
- принцип обучения «впрок», создающего образовательно-развивающее пространство для востребованности в определенный жизненный период базовых знаний и способов деятельности. Это позволит преодолеть угрозу функциональной неграмотности, постоянно возникающей перед личностью в период переходного развития общества;
- аксиологический принцип, связанный с пониманием ценности опережающего образования взрослых в обществе социальных перемен не как «довеска» к школьному или вузовскому образованию, а как важнейшего условия эффективного функционирования человека в динамично развивающемся обществе;
- компетентностный принцип, предполагающий развитие целостного опыта взрослого по решению практических жизненных проблем в познании (информационная компетентность), в освоении методов познания (методологическая компетентность), в профессиональном совершенствовании (профессиональная компетентность) и др.
В контексте рассмотрения условий и технологий развития систем опережающего образования существенно определить среду обеспечения процесса опережающего обучения взрослых.
Опережающая среда развития взрослого человека — это одновременно и пространство для личностного роста взрослого, и средство, при помощи которого открываются личностные механизмы развития. Такую среду называют «личностно-ориентированной», «субъект-субъект-ной», «культуро-ориентированной» и т.д.
В контексте осуществления профессиональной деятельности в условиях информационного общества можно говорить об информационно-опережающей среде. Целью конструирования и функционирования такой среды является создание условий для непрерывной реализации интеллектуального потенциала взрослого, формирование его общественно и личностно значимых качеств в процессе непрерывного образования.
5. Информатизация обучения взрослых: андрагогический подход.
Определены андрагогические основы информатизации обучения кадров как системы исходных положений, принципов, понятий и условий развития взрослых на этапе их профессиональной подготовки, переобучения, переквалификации. Раскрыты предпосылки информатизации образования взрослых, опирающиеся на сущностные особенности андрагогики как научного знания и социальной практики обучения взрослых, субъектную ориентацию взрослого в образовательной, социально-культурной и профессиональной сфере.
Под информатизацией профессиональной подготовки специалистов понимается целевое, процессуальное и инструментальное обучение, развитие и воспитание личности на основе использования средств современных ИКТ.
Исследование опирается на концепцию комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования, разработанной И.В.Роберт и О.В.Козловым. В соответствии с этим система информатизации образования взрослых рассматривается как новая область педагогического и андрагогическо-го знания, включающая методологические, научно-педагогические, социально-психологические, организационно-технологические, инструментально-технические, методические, здоровьесберегающие и управленческие аспекты реализации возможностей средств ИКТ в различных сферах образования, социализации, развития, просвещения взрослого человека (кадры производства, образования, военные специалисты, педагоги и др.).
Ведущим понятием исследования выступает категория «андрагогическая технология» как система способов и средств ИКТ обучения взрослого человека, обеспечивающая его развитие на основе реализации совокупности процедур: планирования обучения путем ориентации на прогнозируемые эталоны обучения (и личностные качества); сопровождения образовательного пути обучаемых; создания андрагогической информационной среды, моделирования формирующих действий; оценки и самооценки результата.
Важнейшие свойства андрагогической информационной среды — это открытость другим средам, целостность, адаптивность, образовательные возможности, динамичность, способы взаи-
модействия субъектов среды, профессиональнопедагогическая направленность, высокая мотивированность обучающихся, перспективность.
Исследование различных информационных сред позволило выделить и описать следующие компоненты андрагогической информационной среды:
- совокупность предметных и материальных условий учебного процесса (работа с инструментальными программами, восприятие и обработка информации, включение в локальные, региональные, глобальные сети, телекоммуникации и Интернет);
- система сопровождения образования и самообразования, возможность выбора учебных модулей, использование программ поддержки обучаемых, обратная связь, учет особенностей открытого дистанционного образования разных уровней и т.д.;
- наличие организационных форм открытого образования (глубокое погружение, использование мультимедиа-материалов, репетиторская помощь, тренинги, деловые игры, педагогическое воздействие тьюторов и др.).
Выявлены субъектные характеристики взрослого в андрагогической информационной среде: ориентация на получение результата, улучшающего качество жизни, качество труда и результат труда;
мотивация на развитие профессионально значимых качеств, общеинтеллектуальной сферы личности;
адаптация в изменяющихся условиях в режиме «опережения»;
прогнозирование деятельности и ответственность за ее успешность;
актуализация учебных информационных потоков, самостоятельная их трансляция и введение в «рабочий оборот»; инструментальная вооруженность взрослого, умение находить оперативные решения в нестандартных ситуациях.
Раскрыты андрагогические принципы информатизации профессионального обучения и переподготовки кадров:
а) принцип опоры на потенциал развития взрослых, обладающих высоким уровнем потребностей в освоении ИКТ и недостаточной базовой информационной компетентностью;
б) принцип преодоления психологического барьера в освоении взрослыми нового техноло-
Внутрифирменное образование взрослых — ресурс любой организации за счет повышения интеллектуального потенциала кадров.
гического компьютерного инструментария, затруднения в получении базовой компьютерной грамотности и профессионально-ориентированных компьютерных знаний и умений;
в) принцип сбалансированного подхода к отбору учебной информации и средств программного обеспечения с учетом потребностей рынка труда и возможностей обучаемых;
г) аксиологический принцип, связанный с пониманием ценности развития информационной культуры взрослого в обществе социально-экономических перемен;
д) принцип интерактивности человеко-машинного взаимодействия, реализуемый на основе дружественного интерфейса в режиме варьирования поискового предписания.
Определены особенности образования взрослых в информационной среде, что предполагает разработку для каждого участника образовательного процесса индивидуального «образовательного маршрута», позволяющего оптимизировать сроки обучения и усилия обучаемых; построение диагностических процедур, выявляющих профессиональные потребности обучающегося, его наличный уровень знаний и умений.
Исследование выявило базовые факторы конструирования системы информатизации взрослых, таких как поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности; вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса; интеграция учебной и практической деятельности; учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла; содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; единство профессионального, общего и гуманитарного образования; самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности; интеграция формальной, неформальной и информальной
составляющих пожизненного образовательного процесса.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в том, что обосновано новое научное знание об использовании андра-гогического подхода в построении систем информатизации профессионального обучения и переподготовки кадров как междисциплинарной области исследования, опирающейся на интегративные представления теории образования взрослых, информатики, многоуровневых систем, ан-драгогики, педагогики.
Практическая значимость исследований состоит в том, что приложение теории образования взрослых к процессам информатизации подготовки и переподготовки кадров позволит значительно повысить эффективность и инструментальную вооруженность специалиста, удовлетворить его потребности в личностной и профессиональной сфере, обеспечит его востребованность на рынке труда.
По актуальным проблемам образования взрослых защищены и утверждены ВАКом диссертации на соискание ученых степеней докторов педагогических наук Г.В.Абрамяном, В.В.Вве-денским, Л.Ю.Монаховой, Н.И.Кужановой, кандидатов педагогических наук — Н.В.Василенко, В.И.Соколовым, Ю.Н.Соболевым, Д.Н.Мироно-вым, П.И.Петряковым. Научный руководитель А.Е.Марон, зав. лабораторией проблем проектирования содержания и технологий образования взрослых ГНУ ИОВ РАО.
Сформулированы прогностические задачи дальнейших исследований — изучение опыта информатизации обучения различных категорий взрослых, разработка и апробация андрагогических моделей информатизации образования кадров производства, обоснование целостной системы использования ИКТ в профессиональном обучении и переподготовке кадров.
Андрагогика — новая отрасль педагогического знания, рассматриваемая как методология, теория и технология обучения взрослой личности.