Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Дата публикации: 1.01.2017 № 6 (24). С. 106-111. УДК 378.013.83:005.336.2
Андрагогическая компетентность магистра педагогической направленности в современной науке и практике
В статье актуализирована проблема отсутствия андрагогической подготовки будущих преподавателей высших учебных заведений на этапе их обучения в магистратуре. Установлена и обобщена суть понятия «андрагогическая компетентность» преподавателя. Выделены составляющие андрагогической компетентности магистра педагогической направленности через умения, отражающие различные аспекты его деятельности. Раскрыто понятие «взрослый человек», рассмотрены особенности организации учебного процесса взрослых обучающихся, факторы и мотивы, влияющие на желание взрослого учиться.
В контексте определения профессионально-важных качеств магистра педагогической направленности затрагивается тема функционально-ролевого репертуара преподавателя взрослых, в рамках которой охарактеризовано пять профессиональных ролей: информатор (консультант), модератор, тьютор, фасилитатор, миссионер, которые должен уметь применять обучающий в зависимости от поставленных целей и задач, условий деятельности и особенностей учебной группы. В заключение раскрывается понятие «андрагогическая подготовка».
Ключевые слова: взрослый обучающийся, андрагогическая подготовка, преподаватель, магистр педагогической направленности, андрагогическая компетентность, особенности обучения взрослых
В. С. Балута
Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Accepted: 1 December 2016 Published: 1 January 2017 No. 6 (24). pp. 106-111.
V. S. Ba luta
Andragogy competence the master of pedagogical education in modern science and practice
The article raises the problem of the lack of adragogical training of future teachers of higher educational establishments at the stage of their graduate programs. Installed and compiled the essence of the concept "adragogical competence" of the teacher. Selected components adragogical competence of masters of pedagogical focus through skills, reflecting different aspects of its activities. The concept of "adult", the peculiarities of organization of educational process, adult learners, factors and motives influencing the willingness of an adult to learn.
In the context of determining the professionally important qualities of the master of pedagogical orientation addressed the theme of functional-role repertoire of the teacher of adults, which is characterized by the five professional roles: the informant (consultant), moderator, tutor, facilitator, missionary, who should be able to apply the training depending on goals and objectives, conditions, activities and characteristics of the study group. In conclusion, explores the concept of "adragogical training."
Keywords: adult learner, andragogy training, teacher, master of pedagogical education, andragogy competence, especially adult education
✓Социальные изменения и экономические / преобразования в Украине обозначили но-
V__" вые задачи, перед системой образования,
формируя запрос на специалистов способных к непрерывному обучению и самоактуализации. Подготовка соответствующих кадров предполагает у обучающего наличие широкого круга профессиональных компетентностей в частности ан-драгогической.
Андрагогическая компетентность преподавателя, работающего в сфере образования взрослых, рассматривается в научных изысканиях многих ученых и практиков: Е. Анищенко, Т. Браже, С. Вершловского, М. Громковой, И. Зель, С. Змеева, А Кукуева, Л. Лукьяновой, В. Онушкина, Г. Сухобской и др. Однако, исследований в области внедрения андрагогической подготовки в систему образования будущих преподавателей вузов на этапе их обучения в магистратуре крайне мало.
Актуальность данного вопроса лежит в основе двух факторов: во-первых, в системе высшего образования студентами заочной формы обучения, зачастую являются взрослые люди возрастной категории от 25 лет и более, а студентов дневной формы обучения в контексте определения понятия «взрослый человек», охарактеризованного ниже, мы так же обязаны относить к категории взрослых обучающихся; во-вторых, в Украине студенты, учащиеся в магистратуре по исследовательским программам подготовки по окончании обучения приобретают квалификацию преподавателя за специализациею, получая право работать в вузах с взрослой аудиторией.
Про необходимость андрагогической подготовки преподавателей высших учебных заведений так же заявляет исследователь А. Кукуев, «... важнейшей характерной особенностью работы преподавателей вузов является то, что они имеют дело со взрослыми учениками, студентами, поэтому каждый преподаватель вуза должен получить «андрагогическую подготовку», чтобы уметь работать со взрослой аудиторией, которая имеет свои особенности ...» [4, с. 5].
Следовательно, вопрос андрагогической подготовки магистра педагогической направленности является крайне важным, требуя теоретического анализа понятия «андрагогическая компетентность» и её составляющих, рассмотрения особенностей организации учебного процесса взрослых обучающихся, определения сути андрагогической подготовки магистра педагогической направленности.
Понятие «андрагогическая компетентность» появилось в научном мире относительно недавно в связи с внедрением компетентностного подхода в обучение и появлением новой области педагогической науки - андрагогика. Специфика андрагогики заключается в том, что она рассматривает принципы, методы и средства обучения взрослого человека в контексте его жизненного пути, а само обучение - как средство для разви-
тия способностей личности к самореализации и саморазвитию.
Суть понятия «андрагогическая компетентность» В. Онушкин [6] поясняет как владение преподавателя знаниями, умениями, навыками, качествами и ценностными ориентациями, необходимыми для побуждения обучающегося к полной самореализации через образование. А. Кукуев определяет наличие у преподавателя андрагогической компетентности по его способности практически решать возникающие реальные проблемы и задачи связанные с повышением профессиональной компетентности специалиста [1].
Украинская исследовательница И. Зель понятие «андрагогическая компетентность» трактует как интегративное качество личности, которое проявляется в способности создать оптимальные условия для обучения взрослых; предусматривать развитие творческих способностей взрослого человека; способствовать овладению взрослым человеком умениями, навыками планирования, реализации, отбора содержания, форм, методов обучения; осуществлять не только традиционное информационно-накопительное, но и методологически-ориентированное обучение, необходимое человеку для работы с постоянно увеличивающимся потоком информации [2, с. 16]. В целом анализ понятия «андра-гогическая компетентность» раскрывает его как способность преподавателя побуждать (инициировать) обучающегося к повышению собственных компетентностей посредством андрагоги-ческой методологии. Определим содержание андрагогической компетентности магистра педагогической направленности через умения, отражающие различные аспекты его деятельности.
Совет Европы [5] подчеркивая важность подготовки лиц, работающих в области образования взрослых, к основным умениям и личным качествам, которыми должен обладать преподаватель взрослых относит: чуткость к требованиям и ожиданиям взрослых, способность оценивать потенциал взрослых в продвижении вперед и анализировать их сложности; владеть набором технических приемов, не только выбирая те, что подходят больше всего, но и, создавая и улучшая их; умение организовывать работу в группах.
Е. Худякова к основным компонентам, составляющим андрагогическую компетентность относит [8]: знание физиологических и психологических процессов взрослого, способностей интеллектуальной деятельности; знание факторов, которые способствуют или препятствуют процессу обучения; знания андрагогических принципов, основных андрагогический технологий.
Как видим, специфические требования к подготовке преподавателя взрослых напрямую связаны с особенностями самого взрослого человека как такового и способностями его к обучению. Определяя понятие «взрослый человек» важно
подчеркнуть его отличие от невзрослого и те основные характерные черты, которые обуславливают специфику его обучения.
На первый взгляд, основной характерной чертой взрослого человека является его природный возраст, однако большинство ученых акцентирует свое внимание не непосредственно на возрасте, а на социально-психологических особенностях взрослого человека, уровне сфор-мированности воли и способности критически оценивать окружающую среду. Например, С. Вершловский составляющими внешней характеристики взрослости определяет психологическую зрелость, социальную зрелость и личностные установки на гуманистические ценности [1, с. 287]. С. Змеев взрослым человеком называет личность, обладающую физиологической, социальной, моральной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения [3]. Следовательно, студент высшего ученого заведения вполне соотносится с понятием «взрослый человек», а значит и требования к организации его обучения имеет определенную специфику.
Особенность организации учебного процесса взрослых обучающихся связана с постепенным снижением невербальных функций, памяти и скорости переработки информации; повышением показателей внимания, глубины и критичности мышления; сменой стабильных и кризисных фаз; наличием активного образа жизни и личностной позиции, появлением такого нового качества интеллекта, как мудрость. Но самой главной особенностью обучения взрослых является то, что внешние мотиваторы (оценки, поощрения, наказания) начинают играть для взрослого второстепенную роль, а на первое место выходит внутренняя мотивация, основанная на понимании значимости изучаемого материала.
Не менее важным фактором, влияющим на желание взрослого учиться, является его психологические свойства. Как утверждают психологи типичной чертой взрослых обучающихся в ситуациях, когда замечается их невежество, является повышенная застенчивость и нервозность, а при необходимости быстро дать ответ - проявляют неуверенность и осторожность, что зачастую связано с неверием в свои способности, желанием избежать неудачи и как следствие может сильно повлиять на отношение взрослого к обучению или вообще на желание учиться.
В условиях широкого круга внешних факторов и внутренних мотивов взрослого обучающегося важной задачей будущего магистра педагогической направленности является научиться управлять мотивацией взрослых учащихся, основываясь на результатах научного анализа и закономерностях их личностного развития.
Принципиальными отличиями организации учебного процесса взрослых обучающихся яв-
ляется: приоритет самостоятельности в учебной деятельности; совместное с преподавателем планирование и оценка процесса обучения; использование опыта обучающегося в качестве одного из источников обучения; ориентация учебного процесса на конкретные образовательные потребности; системность обучения; требование к неотлагательному применению приобретенных знаний, умений, навыков, качеств; свобода выбора в организации учебного процесса (формы, методы, источники, средства и др.); осознанность в обучении.
Теоретический анализ принципов обучения взрослых позволил выделить важную характерную роль будущего магистра педагогической направленности в рамках которой он становится не просто носителем определенной суммы знаний, а распространителем культуры деятельности, мышления, сопровождающим (проводником) обучающихся на пути к их саморазвитию через самообразование.
Подчеркивая гуманистический характер андрагогической деятельности В. Хозов, в качестве основы профессиональных позиции преподавателя определяет способность, готовность и стремление преподавателя строить свои отношения с взрослыми обучающимися на основе рефлексивного управления, под которым понимает создание условий для самоопределения и самостоятельного мышления обучающегося относительно его проблем [7, с. 12-14]. Отметим, что рефлексивная деятельность для преподавателя взрослых также важна, как и для обучающихся, анализ собственной профессиональной деятельности, поиск лучших методов и приемов работы есть не что иное, как саморазвитие личности и профессиональный рост.
Современный подход в организации образования взрослых, основанный на личностной ориентации, предусматривает расширение и обогащение функционально-ролевого репертуара профессиональной деятельности преподавателя. Особую значимость получили такие ролевые позиции как фасилитатор, тьютор, модератор. Ряд исследователей: Т. Браже, С. Вершловский, И. Колесникова, Е. Соколовская связывают модель андрагогической компетентности с профессиональной ролью, которую принимает на себя преподаватель в своём взаимодействии с взрослыми учащимися.
На основе анализа литературы нами выделено пять профессиональных ролей, в пределах которых в современных условиях должен уметь действовать магистр педагогической направленности в зависимости от поставленных целей и задач, условий деятельности и особенностей учебной группы: информатор (консультант), модератор, тьютор, фасилитатор, миссионер. Очевидно, что содержание андрагогической компетентности имеет разное наполнение в зависимости от профессиональной позиции (роль),
которую выбирает преподаватель при андраго-гическом взаимодействии с взрослым обучающимся, требуя различных профессионально-значимых качеств, необходимых для реализации
каждой позиции. Важные для нашего исследования профессиональные позиции магистра педагогической направленности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика ролей магистра педагогической направленности
Профессиональная позиция преподавателя Основные про-фессиональ-ные функции Реализация позиции Профессионально важные качества
Информатор, консультант Предоставление информации магистр-информатор - специалист высокого уровня в своем предмете. Хорошо владеет способностью максимально полно передавать свои знания и опыт другим. Ориентирован на классический монологический стиль преподавания, его активность всегда преобладает над самостоятельностью и активностью учащихся, всегда готов ответить на вопросы слушателей в соответствующей области. Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения считает менее эффективным средством достижения результата, чем решение предметных (профессиональных) задач. Уверенность в себе. Способность владеть языком, доступным слушателям. Умение вызвать интерес к собственному опыту.
модератор Организация самостоятельной групповой деятельности учащихся по освоению информации способов общения магистр-модератор - посредник, устанавливает отношения между профессионалами, больше занимается организацией процесса обучения, почти не вмешивается в содержание, управляет деятельностью учащихся, помогая группе взрослых использовать свои внутренние ресурсы для решения актуальных, в том числе профессиональных проблем. Деятельность модератора заключается в умении слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно направлять и руководить. Побуждает к высказываниям, умеет слушать, не перебивая. Толерантность к другим взглядам, диалогич-ность. Отсутствие стремления занять лидерскую позицию, готовность работать в группе в качестве ассистента.
фасилитатор Психолого-педагогическое сопровождение индивидуального самообразования и саморазвития обучающегося магистр-фасилитатор сопровождает обучающегося на пути к его самостоятельной образовательной деятельности, способствует, облегчает процесс самопреобразования взрослого. Помогает участникам преодолевать возникающие барьеры в совместной работе, умеет использовать «поддерживающие» приемы общения. Умеет быть собеседником, помогает глубокому и многоаспектному рассмотрению исследуемых вопросов на уровне диалога, учитывает особенности и состояние конкретной аудитории и отдельных людей, отзывается на их изменения в процессе обучения. Искренность, подлинность и открытость в общении. Положительное отношение к обучающимся. Проявление эм-патии, как способности проникать в психологию обучающегося, сопереживать, сочувствовать, идентифицировать себя с партнером по общению. Открытость, естественность, гибкость, доброжелательность, отзывчивость.
тьютор Технологическое сопровождение профессионального саморазвития и самообразования обучающихся магистр-тьютор - куратор, наставник, который активно ищет наиболее эффективные методы и средства обучения. Объектом его исследований становится не только предметная область, но и собственная преподавательская деятельность, деятельность взрослых обучающихся. Обладает средствами андрагогического сопровождения процесса самообразования взрослых. Обеспечивает разработку и сопровождение индивидуальной программы профессионального и личностного саморазвития обучающегося. Умеет своевременно предложить ресурсы и средства для развития у учащихся активности в самообразовании и саморазвитии. При дистанционном обучении тьютор осуществляет консультирование как в реальном, так и в дистанционном режиме. Тьютор не дает готовое решение и не сообщает необходимую информацию, поскольку владеет способами деятельности, которые помогают обучающимся самостоятельно найти путь решения проблемы. Педагогическое влияние, педагогическая интуиция, позволяющая продуктивно решать различные педагогические задачи на основе недостаточной информации. Способность рисковать для решения поставленной задачи, уметь самостоятельно принимать решения, гибко менять поведение в зависимости от ситуации. Навыки общения с разными людьми; способность работать в команде; гибкость и мобильность.
миссионер Изменение жизненных и профессиональных смыслов и ценностей обучающихся магистр-миссионер - понимает, что изменение человека как профессионала происходит тогда, когда меняется его понимание жизни. Способствует изменению жизненных смыслов и ценностей учащихся, методологических основ их профессиональной деятельности. Ориентирован на формирование ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности, которые должны будут регламентировать работу обучающихся на практике. Может выходить за рамки образовательной деятельности, побуждая обучающихся определять для себя смысл жизни, свое место в социуме, свой человеческий и гражданский долг. Лидерские качества, авторитетность, убедительность, проницательность, коммуникативная гибкость
Учитывая широту деятельности магистра педагогической направленности, под андрагогиче-ской подготовкой будем подразумевать наличие высокого уровня готовности обучающего к ан-драгогической деятельности, которая включает в себя: мотивы, знания, умения и навыки, способность к профессиональной рефлексии.
Показателями андрагогической подготовки магистра педагогической направленности является: стремление помогать обучающимся, открывать их способности, направлять на саморазвитие; адекватно оценивать себя как специалиста в области тематики и как преподавателя взрослых; владеть языком преподавания, культурой речи, богатством лексики; понимать закономерности взаимодействия участников образовательного процесса; предвидеть результаты своей деятельности и на этой основе корректировать её; уметь наладить обратную связь, анализировать социальную и психологическую обуслов-
ленность учебного процесса; быть уверенным, что андрагогически грамотное обучение способствует развитию личности; проявлять себя как преподаватель взрослых, постоянно стремиться к саморазвитию и творчеству.
На основе литературного анализа современных исследований в области обучения взрослых нами сделано ряд выводов.
Магистр педагогической направленности как неотъемлемый носитель андрагогической компетентности обязан владеть рядом профессионально-личностных качеств, способствующих его профессиональной мобильности, коммуникабельности и широкому кругозору. Важным основополагающим в андрагогической подготовке будущего преподавателя взрослых является его рефлексивная деятельность. Специфической способностью преподавателя владеющего андрагогической компетентностью является не просто дать знания и умения в заданной области наук,
а развить способность обучающегося к расширению и продвижению своих компетентностей и личностных качеств в автономном режиме.
Полученные результаты исследования в даль-
нейшем будут использованы в научных изысканиях связанных с формированием андраго-гической компетентности будущего магистра педагогической направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вершловский С.Г.Взрослость как категория андрагогики // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 285-297
2. Зель 1.О. Формування андрагопчноТ компетентности у студенев гумаштарних факультелв класичних ушверсителв: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Черкаси, 2009. 22 с.
3. Змеев С.И. Основы андрагогики. М.: Наука, 1999. 152 с.
4. Кукуев А.И. Андрагогическая подготовка преподавательских кадров для системы образования взрослых // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции Челябинского ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ. 2008. Ч.2С. 3 - 11.
5. Материалы Комиссии по культурному сотрудничеству Совета Европы: образование взрослых и социальные перемены. СПб., 1993. 150 с.
6. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.: Воронеж, 1995. 232 с.
7. Хозов В.Ф. Гуманизация дополнительного профессионального образования взрослых: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2003. 23 с.
8. Худякова Е.В. Пути повышения эффективности организации профессиональной подготовки в университете // Университеты и современная образовательная политика: материалы международной научно-практической конференции. 2005. С. 186-192.
REFERENCES
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
Vershlovskij S.G.Vzroslost' kak kategorija andragogiki // Voprosy obrazovanija. 2013. № 2. 285-297 pp. [in Russian]. Zel' I.O. Formuvannja andragogichnoi' kompetentnosti u studentiv gumanitarnih fakul'tetiv klasichnih universitetiv: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Cherkasi, 2009. 22 p. [in Ukrainian]. Zmeev S.I. Osnovy andragogiki. M.: Nauka, 1999. 152 p. [in Russian].
Kukuev A.I. Andragogicheskaja podgotovka prepodavatel'skih kadrov dlja sistemy obrazovanija vzroslyh // Integracija metodicheskoj (nauchno-metodicheskoj) raboty i sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov: materialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii Cheljabinskogo in-t perepod. i pov. kval. rabot. obraz. 2008. Ch.23 - 11.pp. [in Russian].
Materialy Komissii po kul'turnomu sotrudnichestvu Soveta Evropy: obrazovanie vzroslyh i social'nye peremeny. SPb., 1993. 150 p. [in Russian].
Onushkin V.G., Ogarev E.I. Obrazovanie vzroslyh: mezhdisciplinarnyj slovar' terminologii. - SPb.: Voronezh, 1995. 232 p.[in Russian].
Hozov V.F. Gumanizacija dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija vzroslyh: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Jaroslavl', 2003. 23 p. [in Russian].
Hudjakova E.V. Puti povyshenija jeffektivnosti organizacii professional'noj podgotovki v universitete // Universitety i sovremennaja obrazovatel'naja politika: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2005. 186192 pp. [in Russian].
Информация об авторе Балута Виктория Сергеевна
(Украина, Мелитополь) Ассистент кафедры информатики и кибернетики Мелитопольский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Baluta Viktoriia Sergeevna
(Ukraine, Melitopol) Teaching assistant of the department of computer science and cybernetics Melitopol State Pedagogical University named after B. Khmelnytskyi E-mail: [email protected]