Научная статья на тему 'Уроки физической культуры в школе: традиции и инновации'

Уроки физической культуры в школе: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / SAVING HEALTH / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / SAVING-HEALTH TECHNOLOGY / CONCEPT OF SAVING HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алынин С. А.

В статье рассматриваются вопросы здоровьесбережения нации средствами адаптивной физической культуры, концептуальное основание здоровьесберегающих технологий, методологические основы концепции здоровьесбережения, принципы построения здоровьесберегающих технологий. Автор приходит к выводу: при существующей классно-урочной системе для достижения оптимального результата на уроках физической культуры, необходимо разбивать класс на группы, близкие по медицинским показаниям и по состоянию здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSONS PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL: TRADITION AND INNOVATION

The article examines the saving of health of the nation by means of adaptive physical education, the conceptual basis of health-technology, the methodological foundations of the concept of health preservation and the principles of health-technology. The author makes the following conclusion: the present system of school education based on division on groups and teaching separate courses suggests the way of achieving the most successful results in lessons of physical education, if a group of schoolchildren is divided into smaller groups with children with close medical recommendations and health condition.

Текст научной работы на тему «Уроки физической культуры в школе: традиции и инновации»

• сопровождение образовательного процесса необходимым объемом данных на уровне опыта конкретных обучающихся;

• обеспечение социально-психологической поддержки слушателей;

• осуществление изучения и оценки личностных ресурсов обучающихся, эффективное их использование и дальнейшее развитие в процессе обучения;

• развитие творческого потенциала обучающегося с учетом его целевых установок на получение образования;

• вовлечение обучающихся в деятельность по планированию, реализации, коррекции и оцениванию результатов учебного процесса;

• осуществление консультационной деятельности и реабилитационной работы с учётом профессиональных, учебных, социальных и личностных проблем обучающихся.

Профессиональную компетентность андрагога в системе ДПО можно представить по следующим основным параметрам:

1. Уровень и новизна представленных слушателям знаний.

2 Адекватность знаний, предложенных обучаемым, их образовательным потребностям.

Библиографический список

3. Степень практической значимости для слушателя передаваемых знаний.

4. Уровень владения технологией преподавания определенного специального предмета.

5. Степень владения андрагогическим инструментарием ведения образовательного процесса.

6. Способность системно решать задачи связанные одновременно с обучением и развитием личности взрослого.

7. Степень соответствия реально достигнутого результата обучения с поставленными целями и задачами.

Таким образом, преподаватель, работающий со взрослыми, должен: понимать специфические цели, стоящие перед разными категориями обучающихся, мотивы их образовательной деятельности, уметь предоставлять не только образовательную помощь, но и обеспечивать социально-психологическую поддержку и тем самым будить в людях доверие к себе; развивать рефлексивные умения взрослых, помогая уменьшить их зависимость от предыдущего жизненного опыта; уметь диагностировать образовательные потребности и возможности взрослых, и разрабатывать на этой основе оптимальные «образовательные» маршруты.

1. Андрагогика постдипломного образования: научно-методическое пособие / под ред С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. - СПб., 2007.

2. Павлова, О.В. Информальное образование как условие социальной адаптации лиц третьего возраста // Постдипломное образование: ресурсы инновационного развития: материалы международной научно-практич. конф. каф. педагогики и андрагогики. -СПб., 2013.

3. Даниленко, Н. Профессия - андрагог [Э/р]. - Р/д: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=9&s=27

4. Основы андрагогики: терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей / сост. В.В. Маслова. - Мариуполь, 2004.

5. Капитанская, А.К. Андрагог - это не просто! [Э/р]. - Р/д: http://vio.uchim.info/Vio_32/cd_site/articles/art_2_5.htm

6. Вершловский, С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2002. - № 8; Андрагогика: материалы к глоссарию. -СПб., 2004.

7. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. - СПб.; Воронеж, 1995.

8. Профессия андрагог [Э/р]. - Р/д: http://vgipupomerancev.files.wordpress.com/2013/06/d182d0b5d0bcd0b0-7- d0bfd180 d0bed184d0b5d181 d181 d0b8d18f-d0b0d0bdd0b4d180d0b0d0b3d0bed0b3.doc

9. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М., 2007.

10. Кукуев, А.И. Андрагогическая подготовка педагогов в системе вузовского и постдипломного образования в контексте стратегии развития российского образования в XXI веке // Методологическая сфера образования: современные научные подходы: монография / под ред. академика РАО, д-ра пед. наук, проф. Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 2007.

11. Кузина, Н.Н. Новые профессиональные роли в деятельности преподавателя системы ППО // Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования: монография / под ред. С.Г. Вершловского, А.Н. Шевелева. - СПб., 2012. - Ч. 2.

Bibliography

1. Andragogika postdiplomnogo obrazovaniya: nauchno-metodicheskoe posobie / pod red S.G. Vershlovskogo, G.S. Sukhobskoyj. -SPb., 2007.

2. Pavlova, O.V. Informaljnoe obrazovanie kak uslovie socialjnoyj adaptacii lic tretjego vozrasta // Postdiplomnoe obrazovanie: resursih innovacionnogo razvitiya: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. kaf. pedagogiki i andragogiki. - SPb., 2013.

3. Danilenko, N. Professiya - andragog [Eh/r]. - R/d: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=9&s=27

4. Osnovih andragogiki: terminologicheskiyj slovarj-spravochnik dlya studentov socialjno-gumanitarnihkh specialjnosteyj / sost. V.V. Maslova. -Mariupolj, 2004.

5. Kapitanskaya, A.K. Andragog - ehto ne prosto! [Eh/r]. - R/d: http://vio.uchim.info/Vio_32/cd_site/articles/art_2_5.htm

6. Vershlovskiyj, S.G. Vzroslihyj kak subjhekt obrazovaniya // Pedagogika. - 2002. - № 8; Andragogika: materialih k glossariyu. - SPb., 2004.

7. Onushkin, V.G. Obrazovanie vzroslihkh: mezhdisciplinarnihyj slovarj terminologii / V.G. Onushkin, E.I. Ogarev. - SPb.; Voronezh, 1995.

8. Professiya andragog [Eh/r]. - R/d: http://vgipupomerancev.files.wordpress.com/2013/06/d182d0b5d0bcd0b0-7- d0bfd180 d0bed184d0b5d181 d181 d0b8d18f-d0b0d0bdd0b4d180d0b0d0b3d0bed0b3.doc

9. Zmeev, S.I. Andragogika: osnovih teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslihkh. - M., 2007.

10. Kukuev, A.I. Andragogicheskaya podgotovka pedagogov v sisteme vuzovskogo i postdiplomnogo obrazovaniya v kontekste strategii razvitiya rossiyjskogo obrazovaniya v KhKhI veke // Metodologicheskaya sfera obrazovaniya: sovremennihe nauchnihe podkhodih: monografiya / pod red. akademika RAO, d-ra ped. nauk, prof. E.V. Bondarevskoyj. - Rostov-na-Donu, 2007.

11. Kuzina, N.N. Novihe professionaljnihe roli v deyateljnosti prepodavatelya sistemih PPO // Andragogicheskaya kompetentnostj prepodavatelya sistemih postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya / pod red. S.G. Vershlovskogo, A.N. Sheveleva. - SPb., 2012. - Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 26.05.14

УДК 37. 042.1

Alynin S.A. LESSONS PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL: TRADITION AND INNOVATION. The article examines the saving of health of the nation by means of adaptive physical education, the conceptual basis of health-technology, the methodological foundations of the concept of health preservation and the principles of health-technology. The author makes the following conclusion: the present system of school education based on division on groups and teaching separate courses suggests the way of achieving the most successful results in lessons of physical education, if a group of schoolchildren is divided into smaller groups with children with close medical recommendations and health condition.

Key words: saving health, adaptive physical education, saving-health technology, concept of saving health.

С.А. Алынин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы здоровьесбережения нации средствами адаптивной физической культуры, концептуальное основание здоровьесберегающих технологий, методологические основы концепции здоровьесбережения, принципы построения здоровьесберегающих технологий. Автор приходит к выводу: при существующей классно-урочной системе для достижения оптимального результата на уроках физической культуры, необходимо разбивать класс на группы, близкие по медицинским показаниям и по состоянию здоровья.

Ключевые слова: здоровьесбережение, адаптивная физическая культура, здоровьесберегающая технология, концепция здоровьесбережения.

Современное образование претерпевает изменения, преобразования, связанные с переменами как в нашей стране, так и в мире. К школьному образованию предъявляются требования не только и не столько как к педагогической системе, направленной на получение знаний, а как к целостному комплексу, который своими методами и способами воздействия на обучающегося должен воспитать социально адаптированную личность, способную в современном мире быть востребованной, конкурентоспособной и активной в последующей жизни, сохранив, а по возможности и приумножив, ее состояние здоровья [1].

Сохранение здоровья нации, здоровьесбережение, здоровый образ жизни - это тот круг вопросов, который обсуждается и волнует общество, особенно в современности. Состояние экологии, постоянный стресс, вызванный преобразованиями во всех отраслях экономики, являются целым комплексом причин, наносящим вред здоровью каждого человека и нации в целом. Озабоченность состоянием здоровья населения в нашей стране, особенно представителей детского возраста - один из вопросов, который обсуждается на уровне правительства, ведомств и министерств, отвечающих за социальное и медицинское обслуживание граждан. По статистическим исследованиям, рождается достаточно малое количество детей, имеющих первую группу здоровья, то есть не имеющих противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом. Именно по этой причине необходимо реформировать проведение уроков физической культуры в школе к организации и внедрению адаптивной физической культуры, которая направлена на индивидуальные возможности каждого ученика, ориентируясь не на сдачу нормативов, а на здоровьесбережение ребенка.

Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесберегающих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием обучающихся разного возраста, особенно детей школьного возраста, так как именно в школе происходит основное формирование физического здоровья, запас которого либо будет сохранен, а по возможности приумножен, либо преждевременно израсходован и доведен до минимальных психофизических показателей.

Вопросами сбережения и приумножения здоровья занимается достаточно новое направление в физической культуре -адаптивная физическая культура, которая интегрирует в себе такие области знания, как физическую культуру, медицину, кор-рекционную педагогику, физическую реабилитацию и т.д. Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является не только здоровьесбережение, а социализация человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие качества уровня его жизни.

Концепция адаптивной физической культуры в школе должна быть направлена, прежде всего, на построение целостной системы здоровьесберегающих условий, средств и форм обучения и воспитания подрастающего поколения. Необходимо поступательное, логически выверенное, грамотное построение системы здоровьесбережения в каждом учебном заведении, опирающееся на объективное состояние здоровья учеников. Для наибольшей продуктивности системы здоровьесбереже-ния необходимо использование следующих принципов ее построения [2]:

1. Интеграция всех сил, органическое единство всех структурных подразделений учебного процесса с целью обучения и воспитания обучающихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье.

2. Гуманизация, усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

3. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося.

4. Демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучающихся и учителей, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегаю-щих образовательных технологий.

5. Научности, обеспечивающего научную организацию учебно-трудовой деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий сбережения здоровья обучающихся.

6. Антропологичности, целостности человека, его психосоматического, социокультурного, духовного и физического единства; взаимосвязи и взаимовлияния социальной среды и личности в направлении развивающей культурно-созидательной деятельности.

Применительно к подрастающему поколению, адаптивная физическая культура направлена на развитие физических навыков в том объеме, в котором позволяет состояние здоровья конкретного ученика на данном этапе. Это интегрированный курс физической подготовки, разработанный для небольшого количества учеников со схожими показателями здоровья. Поэтому введение в общеобразовательные учреждения адаптивной физической культуры связано не только с объективными трудностями, но и с инертностью организаторов учебного процесса в отдельно взятом учреждении и во всей системе образования в целом.

Построение современного урока, отвечающего всем требованиям ФГОС - это многогранный, сложный процесс, побуждающий учителя к творческому осмыслению всего преподаваемого курса в целом, его отдельных основополагающих тем и каждого урока, в частности. К сожалению, урок физической культуры менее других подвержен изменениям. Это можно объяснить некоторым пренебрежением к введению инноваций со стороны самих педагогов, а также недостаточным вниманием к проблеме сбережения здоровья учеников и медицинского персонала школ, и, в некоторой мере, администрации.

При классно-урочной системе для достижения оптимального результата на уроках физической культуры, необходимо разбить класс на группы, близкие по медицинским показаниям по состоянию здоровья. Возможно, уроки физической культуры необходимо проводить в одно и то же время для целой параллели, предварительно сгруппировав учеников по группам здоровья, с каждой из которых будет заниматься отдельный учитель. Но такие преобразования требуют преодоления дополнительных трудностей с составлением расписания, с заполнением обязательной школьной документации, обоснованием инновационных введений перед комитетом по образованию. Поэтому процесс оздоровления, для которого и был введен урок физической культуры, проходит менее интенсивно, не используя весь свой возможный потенциал.

Библиографический список

1. Теория и организация АФК: учебник: в 2 т. / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М., 2005. - Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика АФК.

2. АФК: Ежеквартальный периодический журнал. - 2000 - 2001. - №№ 1-2, 3-4.

Bibliography

1. Teoriya i organizaciya AFK: uchebnik: v 2 t. / pod obth. red. prof. S.P. Evseeva. - M., 2005. - T. 1: Vvedenie v specialjnostj. Istoriya, organizaciya i obthaya kharakteristika AFK.

2. AFK: Ezhekvartaljnihyj periodicheskiyj zhurnal. - 2000 - 2001. - №№ 1-2, 3-4.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

УДК 378

Belichenko V.V. THE ROLE OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL RESOURCES OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN HIGHER EDUCATION IN REALIZATION OF CREATIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS. The article gives a theoretical analysis of the phenomenon of human individuality, disclosed organizational and pedagogical resources of Federal State Educational Standard in Higher Education for development of creative individuality of students in a university. The researcher makes a conclusion that the educational standard of the third generation possesses huge organizational and pedagogical potential for actualization of creativity of students. Key words: personality, pedagogical resources, State Educational Standard in Higher Education.

В.В. Беличенко, соискатель ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ФГОС ВПО ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается понятие «индивидуальность человека», дается теоретический анализ феномена индивидуальности человека, раскрываются организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО для развития творческой индивидуальности студентов вуза. Автор приходит к выводу что ФГОС ВПО третьего поколения обладают неоспоримыми организационно-педагогическими резервами для раскрытия творческой индивидуальности студентов.

Ключевые слова: индивидуальность, педагогические ресурсы, ФГОС ВПО.

Для социально-психологического анализа феномена развития личности в психологии и педагогике часто используют цепочку: человек - индивид - субъект - личность - индивидуальность. Не вдаваясь в первые три понятия, остановимся на индивидуальности человека. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Словосочетание «индивидуальность человека» часто употребляется как в специальной литературе, так и на обыденном уровне. «Молчаливо при этом предполагается, что здесь нет никакой проблемы и все ясно: индивидуальность человека обусловливается его двойственной (биосоциальной) природой и выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Однако такая ясность иллюзорна: среди ученых по этой проблеме отсутствует единство взглядов, существует столько мнений, что перечислить их просто невозможно», рассуждают Кривых С.В. и Макареня А.А [1, с. 93].

Разумеется, индивидуальность человека не лежит на поверхности, она представляет собой столь богатое образование, что обусловливает возможность практически бесконечного разнообразия ее проявлений. «Индивидуальность - совокупность признаков, присущих отдельному организму и характерным образом отличающих его от других организмов, принадлежащих к тому же виду. В отличие от понятия личность понятие индивидуальность относится не только к человеку. Черты индивидуальности могут проявляться в любой структурной или функциональной, врожденной или приобретенной особенности организма... Говоря о ярко выраженной индивидуальности человека, обычно имеют в виду существенное своеобразие его интеллектуальных или моральных качеств, или редко встречающиеся волевые особенности, или какие-либо иные черты, заметно отличающие его от других людей», гласит Педагогическая энциклопедия [2, с. 208-209].

Сама по себе индивидуальность является многоуровневым образованием, в котором могут быть обнаружены более и менее глубокие слои. Индивидуальность есть личностно-природ-ное качество человека, которое развивается во взаимосвязи

унаследованных и приобретенных способностей. Индивидуальность позволяет личности удовлетворить ведущие потребности в самосознании, самовыражении, самоутверждении в деятельности и общении; организовать свое поведение и труд в соответствии со способностями.

Индивидуальность не только результат, это и сам процесс саморазвития индивида, это неповторимое своеобразие индивида, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта общества. Неповторимость индивидуальности определяется органической целостностью процесса развития его потребностей и способностей, интересов и склонностей, формирующихся в деятельном общении с другими носителями культуры.

Таким образом, индивидуальность человека не может быть замкнута на его внутреннем мире, равно как и не может быть отчуждена от него, передана общественным отношениям, условиям его социального бытия. Индивидуальность человека -в промежутке между его наличным, актуальным бытием и никогда неутолимым голодом по-иному, грядущему.

Высшие проявления человеческой индивидуальности обычно фиксируются в виде наиболее значимых результатов в различных сферах человеческой жизнедеятельности: в виде произведений литературы и искусства, философских и научных концепций, религиозных текстов и т.п. Интегрированность индивидуальных характеристик человека не исключает доминирования одних над другими. Это создает неисчерпаемое многообразие проявлений индивидуальности, что и обнаруживается в результате творчества. Индивидуальные характеристики человека структурируют его внутренний мир, делая его уникальным, неповторимым. Особенно важно развитие индивидуальности студентов творческих вузов. Откуда брать ресурсы, где содержатся резервы индивидуального развития в образовательном процессе вуза?

В последнее время часто говорят и пишут о педагогических резервах или ресурсах, например, «Педагогические резервы внедрения гуманитарного знания в процессе подготовки будущих архитекторов» (Вавилова Т.Я. [3]), «Резервы оптимизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.