Научная статья на тему 'Андрагогические условия образования взрослых'

Андрагогические условия образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2115
759
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
андрагогический подход / принципы обучения / потребность в смысле / формирование способности к саморегуляции / самовосприятию / самооценке / единая система непрерывного образования / Andragogical approach / principles of education / necessity for having sense / formation of the ability of self-regulation / self-concept / selfassessment / the whole system of non-stop education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриленко Екатерина Романовна

В статье рассматриваются особенности обучения взрослых. Автор вычленяет систему ценностных ориентаций взрослой личности как необходимое условие личностного и профессионального роста, представляет положения андрагогики, раскрывает особенности обучения взрослого как субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the peculiarities of the adult education process. It considers the system of values of an adult person as the necessary condition for personal and professional growth. It is also entitled considering propositions of andragogy and peculiar features of education of an adult as a subject.

Текст научной работы на тему «Андрагогические условия образования взрослых»

УДК 003 ББК 74.58

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Г авриленко Е. Р.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения взрослых. Автор вычленяет систему ценностных ориентаций взрослой личности как необходимое условие личностного и профессионального роста, представляет положения андрагогики, раскрывает особенности обучения взрослого как субъекта.

The article deals with the peculiarities of the adult education process. It considers the system of values of an adult person as the necessary condition for personal and professional growth. It is also entitled considering propositions of an-dragogy and peculiar features of education of an adult as a subject.

Ключевые слова: андрагогический подход, принципы обучения, потребность в смысле, формирование способности к саморегуляции, самовосприятию, самооценке, единая система непрерывного образования.

Andragogical approach, principles of education, necessity for having sense, formation of the ability of self-regulation, self-concept, selfassessment, the whole system of non-stop education.

Образование взрослых в настоящее время выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем на глобальном уровне. Накопленный опыт практической организации образования взрослых, запас эмпирических данных, наблюдений об особенностях взрослых обучающихся и процесса их обучения стал предметом нового направления педагогической науки - андрагогики. В основе теории и практики обучения взрослых лежит учет особенностей взрослых обучающихся, контекста жизненного пути, мотивационной сферы взрослого человека.

Известный французский ученый в области непрерывного образования П. Лангран еще в 60-е гг. XX в. писал, что «будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых» [9].

В 1960-1970 гг. остро встала проблема выработки принципов обучения взрослых, которые учитывали бы их особенности как обучающихся. В этой среде обучении должно строиться по канонам андрагогики - науки об обучении взрослых. Возникшая во второй половине XIX в. в Западной Европе, она была позднее концептуализирована в трудах М. Ш. Ноулза (США) и ноттингемской группы исследователей (Великобритания). Андрагогика базируется на психологических теориях развития когниций взрослого человека, что способствует постановке в центр образовательных начинаний человека и позволяет создавать условия для развития его потенциальных возможностей.

В зарубежной и отечественной литературе выделяют такие альтернативные ценностные представления о ценностной и социокультур -ной значимости постдипломного образования, как образование для духовной дисциплины (для развития душевных сил, способностей, умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия); образование для характера (формирование морально ответственных и социально приспособленных индивидов); образование для жизни (привитие утилитарных умений и навыков); образование для личностного роста; образование для личностного удовлетворения (предоставление средств и условий для достижения личной автономии и счастья); образование для эстетического развития.

Характерной особенностью процесса становления взрослой личности является формирование способности к саморегуляции: чувство ответственности за принятые решения, настойчивости и воли в достижении не только близких, но и отдаленных целей.

Удовлетворение образовательных потребностей работников образования создало предпосылки для развития единой системы непрерывного образования в 80-90 гг. XX в., которая выступает как условие эффективной профессионал ьно-педагогической деятельности (В. Г. Онушкин), как проявление современной тен-

Научные сообщения ЧИППКРО

денции образования через всю жизнь, носящей перманентный характер (А. П. Владиславлев); как опережающая открытая система образования, ориентированная на будущее (Б. С. Гер-шунский). Также в ряде исследований выявлено, что тенденции системы непрерывного образования направлены на преодоление фрагментарности в профессионально-педагогической подготовке и повышении квалификации работников образования (Е. П. Белозерцев, Н. И. Вьюнова, И. А. Колесникова, Н. К. Сергеев, В.

А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов).

Поскольку содержание образования взрослых должно отвечать конкретным потребностям конкретных людей и охватывать практически все аспекты жизни и все области знаний, то с некоторой степенью условности оно может быть подразделено на два основных содержательных блока: 1) социально-ролевое и 2) общекультурное или общеразвивающее [7]. Конечной целью образования взрослых является формирование личности активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни.

Исходя из анализа сложившейся в стране социально-культурной ситуации, Институт образования взрослых РАО выделяет такие особенности современной социально-образовательной ситуации, как прагматизация образовательных запросов взрослых и в связи с этим снижение уровня общекультурного компонента в содержании образования; дезориентация человека в мире ценностей и идеалов и в связи с этим снижение значимости гражданской и общественной культуры; пассивность образовательных потребностей людей; подавление, в том числе и средствами массовой коммуникации, духовных и творчески образованных инициатив, снижение роли формального образова-

ния и усиление роли информального, носящего неструктурированный характер и способствующего в этой связи образованию на уровне обыденного сознания и социальных стереотипов; потеря единого образовательного пространства, создающее искусственные барьеры на пути развития человека и тем самым несущая реальную угрозу культуре.

Большой интерес для андрагогов, по нашему мнению, представляют следующие предпосылки успешного обучения, предложенные К. Роджерсом: «люди обладают природной потенциальной возможностью учиться; значимое обучение происходит, если учащиеся осознают актуальность предмета; обучение влечет за собой изменения в самоорганизации и самовос-приятии; большая часть обучения достигается действием; ответственное отношение учащихся к учебному процессу способствует эффективности обучения; обучение, предпринятое самим обучающимся, вовлекает всю личность; самокритика и самооценка способствуют независимости творчеству, уверенности в себе; социально полезное обучение - обучение при сохранении открытости опыту» [8].

Андрагогика как направление педагогики изучает методологические, теоретические, практические и психологические аспекты образования взрослых, а также самореализации личности на протяжении всей жизни взрослого человека.

М. Ш. Ноулз нашел необходимым расписать отличия между адрагогической и педагогической моделями обучения. Сравнительная таблица педагогической и андрагогической модели подтверждает независимую и, более того, ведущую роль взрослого обучающегося.

Таблица 1

Сравнение педагогической и андрагогической моделей обучения

по М. Ш. Ноулзу

Параметр Педагогическая модель Андрагогическая модель

Самосознание обучающегося. Ощущение зависимости. Осознание возрастающей самоуправ ляемости.

Опыт обучающегося. Малая ценность. Богатый источник обучения.

Готовность обучающегося к обучению. Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением. Определяется задачами по развитию личности и овладению социальными ролями.

Применение полученных знаний. Отсроченное, отложенное. Немедленное.

Ориентация в обучении. На учебный предмет. На решение проблемы.

Психологический климат обучения. Формальный, ориентированный на авторитет преподавателя, конкурентный. Неформальный, основанный на взаимном уважении и совместной работе.

Планирование учебного процесса. Преподавателем. Совместно с обучающимися.

Определение потребностей обучения. Преподавателем. Совместно с обучающимися.

Формулирование целей обучения. Преподавателем. Совместно с обучающимися.

Построение учебного процесса. Логика учебного предмета, содержательные единицы. В зависимости от готовности обучающегося к обучению, проблемные единицы

Учебная деятельность. Технология передачи знаний. Технология поиска новых знаний на основе опыта.

Оценка. Преподавателем. Совместное определение новых учебных потребностей, совместная оценка программ обучения.

В сегодняшних социальных условиях, на наш взгляд, наиболее эффективным подходом к образованию взрослых является андрагогиче-ский, который обеспечивает создание условий для профессионального и личностного само -развития, необходимых для самореализации человека и повышения эффективности и результативности его жизнедеятельности.

Взрослые обучающиеся - это особый контингент. К числу особенностей взрослых обучающихся М. В. Кларин относит следующие: потребность в обосновании (смысле); потребность в самостоятельности; жизненный опыт; назревшая необходимость; практическая направленность [4].

Важной характеристикой взрослых обучающихся является выполнение ими определённых социальных ролей. Учебная деятель -ность взрослых людей в значительной мере детерминирована профессиональными, социальными, бытовыми и временными факторами, что не может не влиять на организацию процесса их обучения. Наконец, принятие взрослыми ответственности за свою жизнь подразумевает подобное отношение и к учёбе, что приводит к ведущей роли взрослых в своём обучении.

Взрослого обучающегося отличают следующие характеристики, обеспечивающие высокую мотивацию к обучению: зрелое отношение к процессу своего обучения; обучение для

Научные сообщения ЧИППКРО

решения жизненно важной проблемы и достижения конкретной цели; стремление к безотлагательному применению полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта, который может быть использован в качестве важного источника его обучения; детерминированность процесса обучения профессиональными, социальными, бытовыми и временными факторами.

Взрослый обучающийся сам творит свою образовательную ситуацию, то есть черпает знания из тех областей, которые необходимы ему для самореализации. Лишь в этом случае происходит обогащение интеллектуального потенциала и эмоционально - волевой сферы, которое приводит к качественным изменениям, позволяющим человеку по - новому взглянуть на себя и окружающий мир. Отсюда возрастающая роль мотивации учения, повышающего гуманистический потенциал образования взрослых. В той мере, в какой взрослый человек видит в знаниях важное средство решения широкого комплекса проблем - от значимых на конкретном отрезке жизненного пути до «вечных» вопросов бытия, в такой степени образование становится условием жизнедеятельности.

По мнению С. Г. Вершловского, осознанное принятие решения взрослым о продолжении образования детерминировано следующими факторами [1]:

- диспропорцией между реальным уровнем знаний субъекта и необходимым для успеха в профессии;

- противоречием между существующим уровнем знаний и требуемым для освоения социальных условий деятельности, социальных отношений, социальных норм и правил поведения;

- между стремлением глубже разбираться в себе как субъекте профессиональной деятельности и недостаточно развитым механизмом саморефлексии;

- противоречием между уровнем знаний человека и новыми проблемными задачами, выдвигаемыми самой личностью в процессе своего развития.

Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность - основная черта поведения и самосознания взрослого человека. С нашей точки зрения, основное

направление, по которому реализуется эта потребность, - возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив. Часто опыт взрослых слушателей в определённых отношениях превосходит опыт преподавателя - андра-гога. При проведении обучения было бы неразумно не использовать это обстоятельство. Поэтому, при андрагогическом подходе опыт обучающихся выступает как существенный источник материала обучения. Наш опыт показывает, что начало обучения стоит посвятить специальному обращению к современной производственной деятельности человека и вытекающим из неё требованиям к профессиональным и личностным компетенциям.

Преподаватели, работающие со взрослыми слушателями, сходятся во мнении, что их обучение должно быть прикладным, практически направленным. Практическая направленность образования взрослых, по нашему мнению, обеспечивается тематической привязкой теории к типичным ситуациям и потребностям, выстраиванием логики реальных действий. Источник такой логики - анализ реальных потребностей обучающихся и организации в целом. Например, учёт особенностей взрослой аудитории может стать предметом специального рассмотрения; может быть переведён из способа работы в её содержание. В теории обучения такой шаг называется «перевод из процессуального плана в содержательный».

Особенности взрослых обучающихся наиболее сильно связаны с потребностью в смысле. Мы выделяем две основные области проявления этой потребности: потребность в решении практических, производственных задач и потребность в личностно - профессиональном развитии.

На основе анализа научных источников [1; 2; 3; 6] можно выделить следующие андрагоги-ческие условия обеспечения качества обучения взрослых слушателей системы постдипломного образования: индивидуальность и гибкость

обучения, внутреннюю открытость, компактность и ускоренность обучения, адаптивность; обеспеченность учебно-методическими материалами, включающими различные виды лекций, практических заданий с использованием элементов дистанционного обучения, аудио- и видеоаппаратуры, индивидуальных электрон-

ных тест-заданий, которые учитывают особенности взрослых обучающихся; авторизованный подход взрослого обучающегося к процессу собственного обучения.

Одним из основных элементов технологии обучения согласно андрагогической модели является планирование учебного процесса, в котором главную роль играет сам обучающийся, а преподаватель выступает в роли методиста и источника обучения. Это объясняется тем, что, как отмечают психологи, человек считает себя причастным к какому-либо решению или деятельности постольку, поскольку он принимал в этом участие.

Андрагогический подход к обучению взрослых предусматривает различные методы обучения: экспозиционные, управленческие,

поисковые. Последние методы наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения, так как в этом случае восприятие содержания, или информации, происходит попутно в процессе «мышление - изучение проблем - решение проблем». Обучающийся и преподаватель становятся совместно ответственными за процесс, в котором развиваются и обучающиеся и преподаватели.

М. Ш. Ноулз определяет семь условий практической реализации успешного процесса обучения взрослых: формирование климата, способствующего успешному обучению взрослых; создание организационной структуры для совместного с обучающимися планирования учебного процесса; определение потребностей взрослых в обучении; формирование направлений и целей обучения; разработка и развитие адекватных учебных планов; адекватные технологии осуществления непосредственной обучающей деятельности; оценка достигнутых результатов и определение новых потребностей в обучении [5].

Поскольку одной из задач образования взрослых в гуманистической парадигме является реализация потребности взрослых обучающихся в личностном развитии и самосовершенствовании, системы послевузовского образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации должны быть ориентированы не только на профессиональную переподготовку взрослых обучающихся, но и на изменение целостно-смысловых установок пе-

ЧИППКРО

дагогов, определяющих подход к миру, к самому себе и другим людям.

Литература

1. Вершловский, С. Г. Социально-андрагогические проблемы управления современной школой [Текст] / С. Г. Вершловский // Андрагог в открытом обществе: материалы российско-польского семинара; под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. - СПб. : Иркутск ; Plock, 2000.

2. Гершунский, Б. С. Философия образования для ХХ1 века [Текст] / Б. С. Гершунский.

- М. : Совершенство, 1998.

3. Змеев, С. И. Технология обучения взрослых [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. И. Змеев. - М. : Академия, 2002.

4. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе [Текст] / М. В. Кларин.

- М., 1998.

5. Ноулз, М. Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики [Текст] / М. Ш. Ноулз. - М., 1980.

6. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии [Текст] /

В. В. Сериков, - Волгоград, 1994.

7. Скрябина, Н. Ю. Науковедческий анализ развития тенденций образования взрослых [Текст] / Н. Ю. Скрябина // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тезисы докладов XII годичного собрания Южного отделения РАО и XXIV психоло-го-педагогических чтений Юга России. - Рос-тов-н/Д. : изд-во РГПУ, 2005. - Ч. 3.

8. Топоркова, О. В. Особенности взрослого учащегося и их учёт в организации процесса обучения (на материале дополнительного образования взрослых Великобритании) [Электронный ресурс] / О. В. Топоркова. - Режим доступа: www.elib.vstu.ru.

9. Lengrand, P. Introduction a l'education permanente [Текст] / P. Lengrand. - Paris, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.