Научная статья на тему 'Особенности андрагогической модели в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования'

Особенности андрагогической модели в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2448
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / MODEL / MODELLING / ANDRAGOGICAL MODEL / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова А. В.

В статье рассматривается андрагогическая модель в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования, которая предполагает активную позицию и высокую мотивацию обучающихся, совместную деятельность всех участников процесса повышения квалификации и применение эффективных технологий обучения взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ANDRAGOGICAL MODELS OF THE ADVANCED TRAINING OF PEDAGOGICAL AND ADMINISTRATIVE EXECUTIVES OF EDUCATION

In the article andragogical model in system of the advanced training of pedagogical and administrative executives of education which assumes an active position and high motivation trained is considered; cooperation of all participants of process of advanced training and application of effective technologies of training of adults.

Текст научной работы на тему «Особенности андрагогической модели в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования»

УДК 37: 372.8

А. В. Копылова

ОСОБЕННОСТИ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается андрагогическая модель в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования, которая предполагает активную позицию и высокую мотивацию обучающихся, совместную деятельность всех участников процесса повышения квалификации и применение эффективных технологий обучения взрослых.

Ключевые слова: модель, моделирование, андрагогическая модель, повышение квалификации.

Сложность проблем, с которыми сталкиваются специалисты, работающие в системе повышения квалификации, остро ставит вопрос о пересмотре традиционных подходов к образованию взрослых вообще и последипломному образованию в частности. По мнению М. Т. Громковой, традиционная педагогика оказалась не в состоянии предложить эффективные технологии обучения взрослых с адекватным учетом специфики образования именно этой категории обучающихся [1]. Система повышения квалификации как самостоятельная отрасль профессиональной образовательной деятельности, охватывающая работу с педагогическими и руководящими работниками, обладающими сложившимся педагогическим и управленческим опытом, должна создавать благоприятные предпосылки для широкого внедрения в практику образования современных достижений в области андрагогики.

Термин «андрагогика» образован от греческих слов апег (родительный падеж), ап^08 - взрослый человек и аgogе - руководство, воспитание. Педагогический энциклопедический словарь дает ее толкование как раздела педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых, она изучает и формирует основные закономерности деятельности обучающихся и обучающих в процессе их обучения. Впервые понятие «андрагогика» применил в 1833 г. немецкий историк просвещения К. Капп [2, с. 17].

В данной статье авторы предлагают рассмотреть андрагогическую модель в условиях системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. В педагогической науке модель определяется как система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования участников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров и др.) [3, с. 94]. Главными обязательными участниками модели обучения являются обучающийся (воспринимающий, перерабатывающий, усваивающий, реализу-

ющий определенную информацию и т. д.) и обучающий (передающий в различных видах данную информацию). С учетом возрастных особенностей обучающихся и обучающих различают две модели взаимодействия участников - педагогическую, ориентированную на обучение детей, и андрагогическую, которая направлена на обучение взрослых.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО) реализует андрагогическую модель в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. Она позволяет реализовать главный принцип образования взрослых - «Образование через всю жизнь» и ориентирует на использование технологий, которые обеспечивают субъектность, способность к саморазвитию и психологическую взрослость обучающихся.

Рассмотрим более подробно особенности андрагогической модели обучения взрослых, организацию процесса обучения в системе повышения квалификации взрослых обучающихся. Андрагогическая модель основывается на исходных положениях, вытекающих из психофизиологических и социально-профессиональных особенностей взрослых как обучающихся, целях и условиях их обучения [4]:

- взрослому обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения;

- взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению и осознает себя таковым;

- взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;

- взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;

- взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения знаний, умений и опыта.

Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

Процесс обучения организован в виде совместной деятельности взрослого обучающего (преподавателя) и обучающегося на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания, коррекции.

Исходя из особенностей обучающихся (взрослых и невзрослых), М. Ш. Ноулз, основоположник андрагогики, сравнивал педагогическую и андра-гогическую модели обучения. Для построения моделей он использовал характеристики обучающегося, особенности организации непосредственного обучения, виды деятельности обучающих и обучающихся. Ключевыми идеями андрагогической модели являются: ведущая роль взрослого обучающегося; совместная деятельность взрослых - обучающегося и обучающего; неформальный психологический климат обучения, основанный на взаимном уважении, ответственности и совместной работе в подготовке и реализации учебного процесса. Автор описывает виды взаимодействий обучающего (преподавателя) и обучающихся в процессе обучения взрослых [5, с. 18]. Модель инновационна для своего времени, но она не полностью выстроена и может быть реализована на практике как составляющая часть модели, в которой описываются взаимоотношения и виды взаимодействий обучающего и обучающихся.

Андрагогическую модель, основанную на особенностях взрослого обучающегося, так же как и М. Ш. Ноулз, предложила группа исследователей из Ноттингемского университета. Они продолжили теорию П. Фрейре, следовательно, главной целью обучения взрослых является развитие критического, творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой человека. В модели изложены теоретические подходы к обучению взрослых, где человек рассматривается во взаимодействии с социально-историческим окружением. Ученые обосновали, что основным видом обучения взрослых является групповая форма. По мнению авторов, очень интересен подход этих ученых к выбору методов обучения: экспозиционные (содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т. п.); управленческие (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ организуют и

направляют процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей); поисковые (главная цель - вовлечение обучающегося в мыслительную деятельность, чтобы восприятие содержания повышения квалификации происходило в процессе «мышление - изучение проблемы - решение проблемы»). В таком виде классификация методов является более подходящей для организации занятий со взрослыми. Ноттингемская группа ученых подробно выделила характерные черты андрагогического обучения взрослых, среди которых, например, связь с практикой, проверка с ее помощью полученных результатов обучения; постоянное обсуждение содержания, форм и методов обучения в учебной группе. Модель не является стройной и законченной, так как содержит систему целей, большой теоретический блок и подробный процессуальный блок, недостаточно согласованные между собой [6, с. 36].

В работах С. И. Змеёва, посвященных исследованию, обоснованию и системному формулированию основных положений андрагогики, предлагается современная андрагогическая модель обучения взрослых. Систематизировав идеи М. Ш. Ноулза, Р. М. Смита, П. Джарвиса, ученых Ноттингемского университета, других исследователей, он развил их положения на основе изучения практики организации обучения взрослых в России и за рубежом. Основными положениями андрагогической модели являются параметры, характеризующие обучающихся, - самосознание; наличие жизненного опыта; готовность к обучению и цель обучения; ориентация на использование знаний, умений, навыков и качеств; участие в организации процесса обучения. Учитывая, что андрагогика занимается прежде всего самим процессом обучения взрослых, можно определить модель обучения взрослых как систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающего и обучающегося при осуществлении обучения. Анализируя особенности построения учебного процесса со взрослыми, О. В. Агапова, С. Г. Вершловский конкретизируют, что в андрагогической модели обучения содержится система правил работы со специфической группой обучающих и обучающихся - группой взрослых людей [7].

Таким образом, вслед за С. И. Змеёвым можно сделать вывод, что андрагогическая модель обучения позволяет определить все параметры процесса обучения взрослого. Она должна строиться на основных характеристиках взрослых обучающихся, особенностях деятельностей обучающего и обучающегося, которые предопределяют ведущую, активную позицию взрослого как обучающегося, совместную деятельность равноправных участников на всех этапах процесса обучения. В полном

объеме андрагогическая модель, как правило, не реализуется, и в ней выделяют наиболее важные компоненты, специфичные для каждой конкретной ситуации, например, у М. Ш. Ноулза, группы ученых Ноттингемского университета.

Учитывая все особенности взрослых обучающих и обучающихся - педагогических и руководящих работников образования Кемеровской области, проходящих повышение квалификации, в КРИПКиПРО реализуется андрагогическая модель обучения взрослых. Андрагогическая модель повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования КРИПКиПРО учитывает характерные особенности взрослых участников (перечисленных выше) и основывается на андрагогическом подходе С. И. Змеёва к организации процесса обучения взрослых. Она включает в себя следующие компоненты.

Андрагогические принципы (самостоятельность обучения: совместная деятельность, опора на опыт обучающегося, индивидуализация обучения, системность обучения, контекстность обучения, актуализация результатов обучения, электив-ность обучения, развитие образовательных потребностей).

Этапы процесса повышения квалификации (диагностика, планирование процесса повышения квалификации, реализация процесса повышения квалификации, рефлексия, коррекция процесса повышения квалификации).

Функции обучающего-преподавателя (проведение диагностических тестов, анкетных опросов, собеседований; наблюдение; совместная разработка с обучающимися индивидуальной программы повышения квалификации; подготовка необходимых для успешного обучения научно-методических и психологических условий; проведение диагностических процедур и организация мониторинга реализации процесса повышения квалификации обучающимися; отбор и использование адекватных поставленным целям повышения квалификации и особенностям конкретных обучающихся содержания курсов, средств, форм, методов повышения квалификации; использование различных критериев, форм, методов, процедур оценивания достижений в курсовой подготовке и самого процесса повышения квалификации, а также действий активных участников данного процесса; внесение необходимых изменений в те компоненты процесса повышения квалификации, которые оказались недостаточно эффективными).

Функции обучающегося (выполнение диагностических заданий и постепенное овладение технологией самодиагностики образовательных потребностей, когнитивного и учебного стилей; совместная разработка с преподавателями индивиду-

альной программы повышения квалификации; выполнение и соблюдение условий, необходимых для создания благоприятной психологической атмосферы обучения; поиск и использование различных источников, средств, форм и методов обучения на курсах повышения квалификации; использование различных критериев, форм, методов, процедур оценивания достижений в курсовой подготовке и самого процесса повышения квалификации, а также действий активных участников данного процесса; выработка рекомендаций по коррекции процесса обучения; участие в процессе внесения изменений в программу повышения квалификации).

Организационные формы (лекционно-семинарские занятия, дискуссии, деловые игры, проектные, рефлексивные семинары и др.), методы (активные методы обучения взрослых, проектирование, моделирование и др.) и средства (технические средства обучения, методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации, анкеты и др.).

Содержание повышения квалификации педагогических и руководящих работников реализуется в различных организационных формах: курсах повышения квалификации, семинарах, курсах по выбору. В КРИПКиПРО реализуется программа обучающего семинара для специалистов института повышения квалификации и переподготовки работников образования «Андрагогические аспекты повышения квалификации педагогических и руководящих работников». В его содержании - освоение теоретических и методологических основ образования взрослых; содействие в овладении технологиями образования, адекватными социальным, психологическим, возрастным особенностям взрослых; развитие способности к профессиональной (андрагогической) самооценке. Программа включает разделы: основные понятия и категории андрагогики; теория и практика взаимодействия в образовании взрослых; современные технологии обеспечения эффективности повышения квалификации педагогических и руководящих работников; формирование методологической культуры специалиста в системе образования взрослых; особенности структурирования содержания в образовании взрослых; проведение рефлексии. Общий объем программы 72 ч. Итоговый контроль организуется в форме разработки и защиты образовательных проектов с использованием современных методов и приемов эффективного обучения взрослых в процессе повышения квалификации.

В КРИПКиПРО также предлагается учебная программа курса по выбору «Основы андрагоги-ки» для всех категорий слушателей - руководителей, заместителей руководителей по учебно-воспитательной, научно-методической, воспитательной

работе, учителей любой предметной области, педагогов дополнительного образования, социальных работников, школьных команд, методистов, специалистов муниципальных методических служб. Результатом обучения по программе курсов предполагается приращение следующих компетенций участников: умение проводить самооценку методической и андрагогической деятельности, вычленять в них проблемы и разрешать их; умение формировать мотивацию педагогов к непрерывному профессиональному образованию; умение проектировать и проводить курсы, занятия, семинары для взрослых обучающихся с использованием интерактивных методов обучения или других технологий обучения взрослых; умение осуществлять актуальную визуализацию содержания и этапов совместной деятельности с педагогами на занятиях; навыки коммуникации (толерантность к другим точкам зрения, диалогичность и т. п.); владение техниками получения обратной связи; умение публичного выступления, презентации и защиты своих проектов, опыта работы. В структуре программы выделяются следующие основные модули: андрагогика в системе непрерывного образования педагогических работников; современные технологии обучения взрослых; андрагогические аспекты управленческой деятельности руководителя в образовательном учреждении. Общий объем 24 ч. Итоговая форма контроля - защита проектов.

Дисциплина «Андрагогические аспекты организации методической работы в образовательном учреждении» изучается руководящими работниками образовательных учреждений, специалистами управлений образования, проходящих курсовую подготовку по дополнительной профессиональной образовательной программе «Управление в системе образования». Итоговая работа выполняется в различных формах (проект, творческий отчет, реферат, мастер-класс, круглый стол, эссе).

За 200б-2008 гг. на семинаре для методистов, преподавателей КРИПКиПРО «Андрагогические аспекты повышения квалификации педагогических и руководящих работников» прошли обучение бУ человек; З58 педагогических и руководящих работников образования выбирали обучение на курсах «Основы андрагогики» и S50 руководящих работников образования Кемеровской области изучили дисциплину «Андрагогические аспекты организации методической работы в образовательном учреждении» по программе повышения квалификации «Управление в системе образования».

Критерии эффективности андрагогической модели (ценностно-мотивационный; когнитивный;

операционально-деятельностный; рефлексивнооценочный).

Итак, выделим особенности андрагогической модели в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. В ней определяется деятельность как обучающего, так и обучающегося по организации процесса повышения квалификации. Главными характеристиками деятельности взрослых являются: ведущая роль самого обучающегося, с одной стороны, и совместная деятельность обучающего и обучающегося в подготовке и реализации процесса повышения квалификации - с другой. При этом очень важно создать атмосферу обучения, основанную на взаимном уважении, поддержке и ответственности всех участников. Содержание программы повышения квалификации направлено на развитие определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных задач по междисциплинарным модулям (блокам).

В ходе исследования установлено, что лучшие результаты могут быть получены при оптимальном сочетании различных видов, форм, методов повышения квалификации, которые делают его участников активными, активизируют познавательную деятельность обучающегося и направлены на освоение новых видов деятельности (семинары, дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы, тренинги, проектные работы, различные виды игровой деятельности и т. п.). Андрагогическую модель необходимо применять в соответствующих условиях и при обучении определенных групп обучающихся, например в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. Ее эффективность определяется тем, насколько обучающийся по уровню общего развития, наличию опыта, мотивации, осознанности, ответственности, предварительной подготовки в профессиональной области знаний, уровня компетентности готов активно участвовать в осуществлении совместных с преподавателем действий. Кроме того, при реализации андрагогической модели к обучающему предъявляются определенные требования - для осуществления своей деятельности нужна дополнительная подготовка в теоретических вопросах андрагогики и владение технологией обучения взрослых.

Таким образом, реализация андрагогической модели в системе повышения квалификации взрослых дает возможность педагогическим и руководящим работникам образования реализовать свои возможности, быть активными, творческими в решении важных проблем современного образования.

— 4б —

Список литературы

1. Громкова М. Т. Актуальность проблем образования взрослых в России // Новые знания. 2004. № 3. С. 18-20.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.:

Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.

3. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

4. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.

5. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980. 324 р.

6. Towards a Developmental Theory of Andragogy. Nottingham, 1981. 187 p.

7. Агапова О. В., Вершловский С. Г., Ермолаева М. Г. и др. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования

взрослых. СПб.: Тускарора, 2007. 80 с.

Копылова А. В., аспирант.

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ул. Тухачевского, 25б, г Кемерово, Кемеровская область, Россия, 650070.

Е-mail: andras09@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 20.01.2009.

A. V. Kopylova

PECULIARITIES OF ANDRAGOGICAL MODELS OF THE ADVANCED TRAINING OF PEDAGOGICAL AND ADMINISTRATIVE EXECUTIVES OF EDUCATION

In the article andragogical model in system of the advanced training of pedagogical and administrative executives of education which assumes an active position and high motivation trained is considered; cooperation of all participants of process of advanced training and application of effective technologies of training of adults.

Key words: model, modelling, andragogical model, improvement of professional skill.

Kuzbass Regional Institute of Training and Retraining of Educators.

Tuhachevsky Street, 25б, Kemerovo, Kemerovo region, Russia, 650070.

Е-mail: andras09@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.