Научная статья на тему 'К вопросу о психолого-андрагогических особенностях повышения квалификации'

К вопросу о психолого-андрагогических особенностях повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGY / ВЗРОСЛЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ADULT LEARNER / ПСИХОЛОГО-АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PSYCHOLOGICAL AND ANDRAGOGICAL PECULIARITIES OF IMPROVING PROFESSIONAL SKILLS / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валюшина Наталья Михайловна

В статье даётся краткий обзор базовых понятий теории образования взрослых, психологических теорий, оказавших существенное влияние на андрагогику. Даются рекомендации по организации обучения взрослых, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and andragogical peculiarities of improving professional skills

In the article the author reviews the theories of the basic andragogical terms and psychological theories influenced andragogy. Some recommendations for organizing teaching adults, including teaching in distance, are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психолого-андрагогических особенностях повышения квалификации»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto»: транспорт, общество, образование, язык №3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 371 ББК 74.4+88.4 В167

Н. М. Вал юшина Иркутск, Россия

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-АНДРАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье даётся краткий обзор базовых понятий теории образования взрослых, психологических теорий, оказавших существенное влияние на андрагоги-ку. Даются рекомендации по организации обучения взрослых, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: андрагогика, взрослый обучающийся, психолого-андрагогические особенности повышения квалификации, самоактуализация

N. M. Valushina Irkutsk, Russia

PSYCHOLOGICAL AND ANDRAGOGICAL PECULIARITIES OF IMPROVING PROFESSIONAL SKILLS

In the article the author reviews the theories of the basic andragogical terms and psychological theories influenced andragogy. Some recommendations for organizing teaching adults, including teaching in distance, are given.

Key words: andragogy, adult learner, psychological and andragogical peculiarities of improving professional skills, self-actualization

Важнейшей составляющей развития образования взрослых стала идея непрерывности, которая, по мнению многих учёных, способна продвигать и

©Валюшина Н. М., 2014

развивать постдипломное образование. В мировой педагогической практике понятие «непрерывное образование» выражается большим количеством терминов, среди которых «пожизненное образование», «обучение в течение всей жизни» (Life Long Learning), «перманентное образование» (permanent education), «продолжающееся образование» (continuing education) и т. д. К понятию «непрерывное образование» примыкает «возобновляемое образование» (recurrent education), обозначающее получение образования «по частям» в течение всей жизни [Оленникова, 2000]. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема повышения квалификации взрослых как части непрерывного образования.

Методологические основы развития системы повышения квалификации педагогов разрабатывались рядом исследователей: И. Ю. Алексашиной, Т. Г. Браже, С. Г. Вершловским, В. Г. Воронцовой, Л. Д. Глейзер, Ю. С. Гончаровым, А. К. Капитанской, Т. А. Каплунович, И. А. Колесниковой, В. Ю. Кричевским, Ю. Н. Кулюткиным, А. Е. Марон, В. Г. Онушкиным, В. Я. Синенко, Г. С. Сухобской, Е. П. Тонконогой, П. И. Третьяковым и др.

В данном контексте считаем необходимым рассмотрение базовых понятий теории образования взрослых.

Становление андрагогики как самостоятельной науки связано с именами зарубежных (П. Джарвис, М. Ноулз, Ф. Пеглер, Б. Самоловчев, Д. Савичев, Р. Смит, Л. Турос, Т. Тен Ха-ве и т.д.) и отечественных ученых (Т. Г. Браже, Н. Ш. Валеева, С. Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, А. В. Даринский, Г. П. Зинченко, В. Ю. Кричевский, Ю. Н. Кулюткин, О. В. Купцов, Л. Н. Лесохина, Н. Н. Лобанова, Б. И. Любимов, Е. И. Огарев, В. Г. Осипов, В. Г. Онушкин, Л. М. Перминова, Е. П. Тонконогая, Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская и др.).

Андрагогика (от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж ago -веду) - наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения. Андрагогика -раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности

освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога [Маслова, 2004]. Андрагогическое влияние, осуществляемое в процессе повышения квалификации, предполагает «содействие взрослой личности в её изменении (обучении, развитии, воспитании), организованном и реализуемом во взаимодействии с андрагогом» [Василькова, 2009].

1. Общее определение взрослого человека было дано специалистами UNESCO в 1976 г., они рассматривали в качестве взрослого «всякого человека, признанного таковым в том обществе, к которому он принадлежит» [Цит. По: Змеёв С. И. Андрагогика и образование взрослых. Екатеринбург, 1996. С. 308324].

В нашем обществе взрослым называют человека, «достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь и поведение» [Василькова, 2009].

Приняв за основу характеристики взрослого обучающегося, представленные в научной литературе, мы выделили те из них, которые наиболее существенны для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Они заключаются в самостоятельности, самопроявлении и ответственном отношении к любому виду деятельности; наличии некоторого базового уровня подготовки в изучаемой области знаний; определенной установке на обучение вообще и на дистанционное повышение квалификации, в частности; желании безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков, имеющихся качеств личности; осуществлении субъект-субъектных (в отличие от субъект-объектных) отношений в андрагогическом процессе.

Организация процесса обучения и отбор содержания в соответствии с указанными особенностями, а также использование современных

образовательных технологий позволят обеспечить качественное повышение квалификации педагогов с применением дистанционных образовательных технологий.

Теория и практика обучения взрослых органично связана с психологией, так как в процессе повышения квалификации неизбежно возникают личностные проблемы, решать которые без знания психологических механизмов, воздействующих на взрослого в период обучения, крайне сложно.

Основными теориями, оказавшими существенное влияние на развитие андрагогики, являются: бихевиоризм, гештальтпсихология, теория деятельности, гуманистическая психология.

К примеру, идеи бихевиоризма, в частности, рассмотрение поведения в качестве основного показателя результативности обучения, нашли отражение в организации процесса обучения взрослых. По мнению Б. Скиннера и его последователей «позитивные аспекты обучения ЗУНы, качества и нравственные ценности закрепляются с помощью стимула. А развитие личности достигается отработкой правильных реакций на внешние стимулы с помощью положительного подкрепления. При этом обучающийся остается пассивен, все его действия регламентируются извне посредством прямого инструктажа. Эти идеи критиковали многие ученые, в том числе американский теоретик и практик обучения взрослых М. Ноулз, за отождествление человека и машины, за сведение цели образования к воспитанию определенных типов поведения [Василькова, 2009].

Приверженцами гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Г. Мюллер, В.Келлер, К. Кофка и др.) была разработана гештальттеория усвоения, базировавшаяся на учении о гештальте (от нем. Gestalt - образ, форма) - целостной организации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний. При этом усвоение рассматривается как одномоментное запечатление в ходе учебной или другой деятельности. Упражнения, в соответствии с данной теорией оперируют достаточно крупными, законченными в смысловом отношении частями

информации, расчёт в которых сделан на запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла [Селевко, 2006].

Деятельностная теория, разработанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном, базируется на трех основных принципах: психика представляется, прежде всего, как система действий, а не только как система образов и отражение окружающего мира; психическое развитие человека имеет социальную природу; признание единства материальной и психической деятельности.

Следовательно, данная теория объясняет «процесс активно-исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения задач, которое, в свою очередь, состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть нужного результата» [Селевко, 2006].

Как подчеркивалось выше, гуманистическая психология (К. Роджерс) также оказала существенное влияние на развитие андрагогики. Эта теория представляет собой систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие, проявление способностей. Гуманизм считает благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе [Селевко, 2006].

Согласно концепции К. Роджерса обучающемуся предлагается помощь в поиске в себе положительного начала. Основа образовательного процесса состоит в полном приятии личности обучающегося, снимающем его беспокойство и страхи, в выработке защитных реакций, пошаговой помощи, не директивное ведение группы, опору на изначально присущее каждому стремление к целостности, самоактуализации, компетентности. Ключевой задачей андрагога при этом является установление взаимопонимания и доверительных отношений с обучающимся, отказ от руководства, советов, навязывания своих моделей и решений, интерпретации оценок, моральных суждений и т. п. [Василькова, 2009].

Идеи конструктивизма, основанные на положениях когнитивной психологии, также важны для развития андрагогики, так как предполагают, что люди являются активными созидателями собственной жизни. Ключевая идея конструктивизма заключается в том, что нельзя передать обучаемому знания в готовом виде, но необходимо предоставлять ему возможность самому конструировать их, создавая для этого соответствующие условия. Это особенно важно для современного образования. Психологи указывают, что при обучении взрослых многое зависит от интеллектуального потенциала человека, его готовности к определённому ходу индивидуального развития, а также от психофизиологических возможностей его обучения [Оленникова, 2000].

Примером могут служить результаты исследований ученых-акмеологов Б. Г. Ананьева, Ю. Н. Кулюткина и др. В соответствии с ними в структуре развития психофизиологических функций взрослого человека преобладают периоды положительных сдвигов, то есть повышения функционального уровня. На их долю приходится около 46,6 % всех процессов развития. Считается, что предшествующие конструктивным процессам периоды спада являются скрытыми периодами перестройки функций, подготавливающими их подъем [Оленникова, 2000].

Развитие человека определяется законом гетерохронности. Учёные Е. Ф. Рыбалко, А. В. Нагорный и В. Н. Никитин объясняют, что названный закон проявляется в неравномерном развитии различных психических процессов, психофизиологических функций, в «отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека» [Ананьев, 1968]. Таким образом, что особенно важно для теории образования взрослых, уровень функционального развития взрослого человека на разных этапах возрастной эволюции остается достаточно высоким; никаких резких спадов в динамике этих функций не наблюдается.

Отсюда, наличие постоянно протекающих разнородных процессов образует сложную структуру развития психофизиологических функций взрослого человека [Оленникова, 200]. А потому, указывает Б. Г. Ананьев, «следует осуществлять дифференцированный подход к разным возрастным группам

взрослых в целях обучения и переучивания, дообучения и переквалификации» [Ананьев, 1968]. Из этого вытекает, что данный подход позволяет разрабатывать курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные, с учетом возрастных особенностей в определенный период жизни взрослого человека, тем самым предоставляя ему возможности для реализации собственных образовательных потребностей.

Важную роль в развитии теории и методики образования взрослых играют концепция иерархии фундаментальных потребностей и психотерапевтические принципы самоактуализации, предложенные А. Маслоу. Согласно данной концепции и в соответствии с разработанной им «пирамидой потребностей» именно «самоактуализация (самореализация) является наивысшей потребностью человека» [Король, 2009. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-2.htm]. Под самоактуализацией А. Маслоу понимает процесс становления личности, реализации и развития ее потенциальных возможностей, отказ от иллюзорных проблем и движение к решению проблем реальных [Maslow, 1967]. Учёный рассматривает самоактуализацию не только как конечное состояние, но и как процесс актуализации своих возможностей, реализацию своих потенциальных способностей.

По мнению А. Маслоу, самоактуализация - это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего; это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация - это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать [Maslow, 1967].

В связи с этим в последние годы учеными активно исследуется специфика самоактуализации в учебной и профессиональной сферах (Н. Ф. Бачманова, Е. В. Булгакова, В. А. Гавриленко, Г. Ю. Любимова, Ю. Л. Ольвинская, И. В. Садилов, Н. В. Сенченко, Л. В. Цурикова, Е. Ф. Ященко).

Одним из условий самореализации личности является её взаимодействие с окружающими миром и субъектами, существующими в нем. В. А. Лекторский

указывал, что «лишь через отношения с другими индивидуальность формируется и свободно самореализуется» [Цит. по: Змеёв С. И. Андрагогика и образование взрослых. Екатеринбург, 1996. С. 308-324]. Не случайно диалогическая природа человека признана одним из условий его существования (М. М. Бахтин, В. С. Библер, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П. А. Флоренский и др.). Процесс обучения, в свою очередь, чтобы стать эффективным, должен быть диалогичным [Король, 2009].

Принимая во внимание сказанное выше, рекомендуем:

- при организации обучения взрослых (повышение квалификации и др.), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, обязательно учитывать их возрастные и психологические особенности. Осуществлять отбор содержания обучения и формы его реализации с учётом этих особенностей, тем самым предоставляя обучающемуся возможности для максимальной реализации своих потребностей в повышении квалификации;

- рассматривая взрослого обучающегося как самостоятельную, активную в профессиональной деятельности и достижении поставленных целей личность, в процессе повышения квалификации предоставлять ему возможность самому конструировать свой образовательный маршрут, создавать условия для овладения им метазнаниями и новыми способами деятельности;

- в качестве одной из важнейших задач андрагога при организации повышения квалификации взрослых, особенно в дистанционном режиме, рассматривать создание психологически комфортной обстановки, доверительных отношений с обучающимися, максимально содействовать в реализации поставленных ими образовательных задач.

При соблюдении указанных рекомендаций при организации дистанционного повышения квалификации, будут созданы благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей обучающихся, что в свою очередь будет способствовать получению удовлетворения от собственных достижений, выходу на новый уровень личностного и профессионального развития.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 334 с.

2. Василькова Т. А. Основы андрагогики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2009. 256 с.

3. Змеёв С. И. Андрагогика и образование взрослых: основные понятия и термины // Понятийный аппарат педагогики и образования. 1996. № 2. С. 308-324.

4. Король А. Д. Зачем и как организовывать коммуникации в учебном процессе? (Вопросы реализации эвристического обучения на основе диалога) // Научные исследования. 2009. URL: http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-2.htm (дата обращения: 21.10.2011).

5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. URL: http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt (дата обращения: 23.06.2010).

6. Оленникова М. В. Возрастная психология: конспект лекций. СПб.: 2000, 81с.

7. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей / сост. Маслова В. В. Мариуполь. 2004. 19 с.

8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т 2. 816 с.

9. Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.