Научная статья на тему 'Андрагогические аспекты непрерывного образования'

Андрагогические аспекты непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АНД-РАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суйкова Ольга Александровна

В статье обосновывается актуальность андрагогического подхода в вопросе непрерывного образования взрослых, определяется принадлежность андрагогики к гуманистической пара-дигме, рассматриваются различные методологические подходы как теоретико-прак тическое обеспечение андрагогической теории образования взрослых людей, формулируются принци-пы андрагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDRAGOGICAL ASPECTS OF CONTINUOUS EDUCATION

The relevance of the andragogical approach in the issue of lifelong adult education is substantiated in the article. The belonging of andragogy to the humanistic paradigm is determined. Various metho-dological approaches as theoretical and practical support for the andragogical theory of adult educa-tion are considered. The principles of andragogical education are formulated

Текст научной работы на тему «Андрагогические аспекты непрерывного образования»

TOOLS OF REGULATING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

AND THE LABOR MARKET

K. K. Boribekov

The quality of technical and vocational education is associated with the formation and development of the main regulatory tools, strengthening positions, determining priorities and improving the competitiveness of educational programs.

Key words: vocational education, quality of education, labor market, certification, accreditation.

References

1. Rost blagosostojanija kazahstancev: povyshenie dohodov i kachestva zhizni: Poslanie Prezi-denta Respubliki Kazahstan N. A. Nazarbaeva narodu Kazahstana ot 05.10.2018, available at: http:// www.akorda.kz/ru.

2. Ob obrazovanii: Zakon Respubliki Kazahstan ot 27.07.2007 № 319-III ZRK s izm. i dop, available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18150.

Борибеков Кадырбек Козыбаевич, начальник управления учебно-методического обеспечения ТиППО НАО «Холдинг "Кэсшкор"», Республика Казахстан, г. Астана, e-mail: [email protected]

Boribekov K. K., Head, Department of Academic and Methodological Support, Non-commercial Joint Stock Company "Holding "Kasipkor", Republic of Kazakhstan, Astana, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Суйкова, О. А. Андрагогические аспекты непрерывного образования [Текст] / О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 16-22.

УДК 37.013.83 ББК 74.4

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. А. Суйкова

В статье обосновывается актуальность андрагогического подхода в вопросе непрерывного образования взрослых, определяется принадлежность андрагогики к гуманистической парадигме, рассматриваются различные методологические подходы как теоретико-практическое обеспечение андрагогической теории образования взрослых людей, формулируются принципы андрагогического образования.

Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, андрагогический подход, социальная функция образования, андрагогическая модель обучения, андрагогическая подготовка, андрагогические принципы организации обучения взрослых.

Динамика основных мировых процессов — глобализации и информатизации — порождает в современном обществе проблему управления знаниями. «Общество, основанное на знаниях» — эта дефиниция появилась на Западе еще в 70-х годах прошлого столетия. Однако в наше время она получает непосредственное прикладное значение, так как описывает современное

объективное состояние потребности общества в огромном количестве компетентных специалистов, способных на субъективном уровне мобильно включаться в деятельность в новых условиях, с новыми знаниями, новыми ценностями. Такая общественная ситуация требует от специалиста владения новой компетенцией — умением обучаться постоянно на протяжении всей жизни.

Это означает новый виток развития образования, появление новых видов формального, неформального и в особенности информально-го образования взрослых, учет особенностей их обучения, создание уникальных по своей значимости и разнообразию условий подготовки специалистов, способных адаптироваться к новым и новым требованиям современного производства.

Демократизация прав человека в постсоветском обществе породила много социальных перемен. В связи с этим претерпела трансформацию и сфера просвещения. Философия пришла к осознанию решающей роли человека в судьбе мира. Информационные технологии изменили образ мира в целом, что привело к появлению разного рода концепций и теорий познания и образования. В это время закладывались основания для системы непрерывного образования, в том числе и образования взрослых. Приобретенные ранее знания быстро устаревали и уходили в прошлое. Актуальность решения этих проблем была детерминирована необходимостью скорейшей переподготовки и обучения взрослых людей, осознавших неактуальность своего полученного ранее образования и практических знаний, людей, оставшихся за бортом новых требований жизни (военнослужащих в запасе, безработных, пожилых людей работоспособного возраста). Конечно, образование взрослых способствовало развитию общества и одновременно развитию личности, в то же время не давая человеку в трудной жизненной ситуации пасть духом. В этом проявились социально значимая и адаптивно-компенсаторная функции образования: «non scholae, sed vitae discimus» — «учимся не для школы, а для жизни» [1; 2].

При этом персональные духовные и нравственные ценности личности взрослого человека также получали свое развитие, обогащаясь осознанием новых способностей и возможностей. Важной особенностью процесса становления и развития самосознания взрослого человека является формирование способности к саморегуляции — настойчивости и ответственности в достижении целей. Высокая степень саморегуляции является гарантом успешности личности в современном мобильном мире. Но не стоит забывать, что у взрослого человека существуют свои персональные профессионально ориентированные предпочтения и потребности, драгоценный и отнюдь не перманентный опыт профессиональной деятельности. Поэтому образование взрослого человека должно

строиться на соблюдении принципов культу-росообразности, природосообразности и экзи-стенциосообразности индивидуального образовательного процесса. Примечательно, что актуализация образования взрослых происходит сегодня в контексте смены образовательных парадигм. Традиционная парадигма преимущественно ориентировалась на стабильные формы и не учитывала интересы и потребности личности, новая же образовательная парадигма, гуманистическая, ставит во главу угла саморазвитие, экзистенциальную самореализацию, духовно-нравственную ориентацию личности, потребности в интегративном освоении мира.

Интегративный характер отношения к образованию взрослых сегодня дает новые возможности: ответы на вызовы рынка труда, актуализацию своих нереализованных способностей, расширение сферы применения их в новых видах деятельности, увеличение возможностей трудоустройства. Непрерывность образования взрослых превращается в жизненную необходимость, так как противоречия между реальным уровнем знаний и актуальными потребностями новой профессиональной деятельности обнуляют весь предшествующий опыт человека. Однако в любом опыте есть рациональное зерно, из которого можно извлечь практическую пользу и обратить его в средство обучения. В современных социальных условиях наиболее эффективным подходом к организации образования взрослых людей будет являться андрагогиче-ский подход, который обеспечивает создание оптимальных условий развития личности, таких как: реализация потребности в независимости принятия решений своей жизнедеятельности; самоуправляемость в вопросах обучения; самостоятельность и ответственность; смысловой контекст деятельности в новых условиях; творческое освоение новых социальных ролей; безотлагательное применение новых знаний на практике с опорой на опыт прошлой деятельности; обусловленность процесса обучения профессиональными, социальными и временными факторами, способствующими процессу развития; защищенность от различного рода ограничений и барьеров; сохранность интеллекта.

В связи с этим и в согласии со временем актуализируются новые формы образования взрослых (дистанционное обучение, образовательные контент-платформы, курсы при службах занятости, разные формы внутрифирменного обучения и виды повышения квалификации, школы переподготовки, «серебряные» университеты, бизнес-инкубаторы, тьюторские интернет-

контенты и т. п.), что позволяет увидеть новый смысл в таком явлении, как непрерывное профессиональное образование. Оно охватывает все виды образовательной деятельности, в которые включается взрослый человек на пути к новому профессиональному контуру или к новой профессии: формальные, неформальные и информальные. Новое образование становится жизненно необходимым: его потенциал позволяет решать широкий комплекс проблем социального, бытового и профессионального характера. При этом изменяется сам человек, так как появляется новый уровень ответственности, новые инструментальные навыки, а главное — новое мировоззрение, основанное на обогащении ценностного поля человека. У человека появляется новый уровень задач, которые являются выражением новых потребностей в самореализации [3-5].

Непрерывное образование в контексте анд-рагогического подхода проявляет свою многофункциональность, обеспечивая: всестороннее общекультурное развитие взрослой личности; профессиональную и общеобразовательную подготовку; развитие творческого потенциала и социальной активности человека; компенсацию уровня информированности и полифункциональной компетентности; развитие навыков постоянной самомотивации; разумное использование времени и пр. Таким образом, непрерывное профессиональное образование как богатое и сложное педагогическое явление, становясь мощным средством развития взрослого человека, предлагая разные траектории саморазвития, самообразования и самореализации, выходит на доминирующие социальные позиции в отношении воспроизводства личностных ресурсов людей для экономики государства.

Для того чтобы сделать образовательный процесс взрослых людей наиболее подходящим, ученые — специалисты в области андра-гогики выдвинули ряд принципов организации обучения взрослых. Несмотря на то, что эти принципы были сформулированы во второй половине XIX в. и дополнены в XX в., современные исследователи продолжают обогащать арсенал принципов обучения взрослых, учитывая новые теории и представления андрагогики. Современными по сей день остаются идеи американского ученого М. Ш. Ноулза о различиях в обучении взрослых на разных ступенях взросления [6]. Ученые Р. А. Свенсон и Э. Ф. Холтон в семидесятых годах XX столетия, соглашаясь с М. Ш. Ноулзом, широко анализировали понятийный аппарат андрагогики, пытаясь очертить границы этой отрасли педагогики. Андрагогику

описывали как теорию, философию, набор указаний и предложений. В восьмидесятых годах XX столетия С. Мериам подчеркивал глобальность и многогранность вопроса учения взрослых, отражающие сложность этого педагогического явления. Дж. Арсери, С. Д. Брукфилд, Дж. Ингллз, поддерживая идеи ученых-андраго-гов, опубликовали несколько статей по вопросам формирования андрагогической структуры процесса обучения специалистов социальной сферы, студентов и выпускников некоторых курсов [2; 7]. М. Ш. Ноулз во второй половине XX в. издал свой труд «От педагогики к андрагогике», где четко разделил две модели обучения — педагогическую и андрагогическую, обозначив их различные принципы. Педагогическую модель ученый представлял как систему зависимых от образовательной ситуации личностей учеников, а андрагогическую модель — как систему обучения личностей, самостоятельно выстраивающих свою траекторию обучения. Эти представления подтвердили исследования американского ученого А. Тафа, который установил, что обучение взрослых — очень распространенное явление не только в Америке, но и в Европе. Он выяснил, что взрослые учатся с повышенной степенью мотивации, выбирая содержание, педагогов и способы обучения самостоятельно. Примечательно, что эти утверждения справедливы и сейчас [8].

Сегодня в Европе существуют разные взгляды на андрагогическую тематику, но основные три направления описывают андрагогику: как научный подход к изучению и построению процесса учения взрослых на протяжении всей их жизни, как теоретический и практический подход взаимодействия обучающихся и обучающих на основе гуманистической концепции, как практику образования взрослых. Актуальность андрагогического подхода в обучении взрослых людей детерминирована его целостностью, системностью, синергетизмом, субъект-субъектным характером взаимодействия, сочетанием различных подходов для теории и практики образования взрослых.

Самым замечательным в практике образования взрослых является то, что андрагоги-ка — научно-практическая область, в которой исследуются, определяются и реализуются закономерности образовательной деятельности взрослого человека как субъекта образовательного процесса. Это означает, что осуществляется процесс профессионального и личностного саморазвития при психолого-педагогическом сопровождении специалиста-андрагога. Роль

саморазвития носит решающий в этом процессе характер, так как обусловлена самомотивацией к обучению, потребностью в дальнейшем саморазвитии и сформировавшимися за долгие годы профессиональной деятельности многофункциональными способностями [9].

Обращаясь к вопросу о принципах андраго-гики и опираясь на знания педагогической теории и практики, должно обратить внимание на ряд подходов, определяющих специфику педагогической деятельности — это:

- философский подход — он создает базу для точного понимания взаимодействия субъекта с окружающим миром, в основу которого положен принцип субъект-субъектного взаимодействия; философский подход организует вокруг себя теории и концепции, позволяющие стратегически верно, сообразно экзистенции человека, подойти к построению его индивидуальной образовательной траектории, представить системно модель образования человека в соответствии с выдвинутыми личностью и временем требованиями, выполняя системообразующую функцию;

- психологический подход — он позволяет обосновать изменения психических структур и внутреннего образа человека, предпринять попытки разработки перспективных и разнообразных моделей и технологий изменения его внутреннего статуса в процессе образования; данный подход дает возможность выявить закономерности изменения внутреннего образа человека, сформулировать принципы организации таких процессов, ответить на вызовы времени, помочь взрослым людям на стезе обогащения своей жизнедеятельности новыми смыслами, выполняя компенсаторно-адаптивную функцию;

- андрагогический подход — он служит основой для разработки теории образования взрослых, которая в новом формате охватывает социальную и профессиональную сферы жизнедеятельности взрослого человека; андраго-гика акцентирует внимание на специфичности целей, методов и способов обучения в разные возрастные периоды жизни человека, выделяет факторы развития и саморазвития на основе идей гуманизации образования и учета всех достижений наук о человеке; при этом андраго-гический подход выполняет гуманистическую функцию;

- методологический подход — он выводит на основные современные позиции синергетику, которая сочетает системный анализ с си-нергетическим синтезом и раскрывает много-

мерность и многоуровневость использования научной методологической базы для описания различных аспектов жизнедеятельности взрослых людей; методологический подход является «держателем» методологической функции;

- технологический подход — он обеспечивает практику созданием андрагогических моделей обучения и условий для реализации потребностей определенных групп специалистов, предлагая существующие и разрабатывая новые технологии обучения взрослых; данный подход реализует тактическую функцию.

Обозначенные функции выделенных подходов ориентируют педагога-андрагога на реализацию в своей практической деятельности определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов педагогической деятельности, соответствующих требованиям гуманистической образовательной парадигмы. Все вышеназванные подходы, обеспечивая целостность рассмотрения проблемы непрерывного образования взрослых, на лидирующие позиции все-таки выводят андрагоги-ческий подход в силу его специфичности, конкретности и темпоральной однозначности.

Таким образом, можно сказать, что в непрерывном профессиональном образовании реализуется подготовка взрослых, опирающаяся на андрагогические принципы, андрагогические технологии, андрагогические модели с соблюдением специфических условий. Исходя из этого, системный, целенаправленный, моделируемый процесс обучения можно назвать андрагогиче-ской подготовкой, которая строится на следующих принципах андрагогики:

1) принцип признания ведущей роли обучающегося;

2) принцип экзистенциальной обусловленности выбора способа и организации процесса обучения взрослых;

3) принцип автодидактики в осуществлении непрерывного образования;

4) принцип интеллектуальной энергонасыщенности среды образования;

5) принцип учета физических, психологических, возрастных и гендерных особенностей обучающихся;

6) принцип рефлексивно-ценностного отношения к профессиональному опыту обучающегося взрослого человека;

7) принцип системности в обучении;

8) принцип приоритетности саморазвития в самореализации;

9) принцип осознанного моделирования своего процесса обучения;

10) принцип выработки новых смыслов образования;

11) принцип формирования новых образовательных потребностей и построения новых образовательных маршрутов;

12) принцип социально-психолого-педагогического резонанса взаимостимулирующих процессов учения и обучения в системе субъект-субъектных отношений;

13) принцип диверсификации целей, содержания и методов обучения взрослых;

14) принцип ценностно-смысловой обусловленности образовательного процесса;

15) принцип безотлагательной актуализации результатов обучения;

16) принцип обеспечения востребованности результатов обучения производством;

17) принцип общей прикладной направленности образовательного процесса, вооружающей обучающихся компетенцией решения практических задач;

18) принцип учета интересов, способностей и возможностей обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия; проведения занятий на уровне доступной трудности;

19) принцип оптимальности дидактических средств обучения;

20) принцип прочности овладения профессиональной компетентностью;

21) принцип эффективности образовательного процесса;

22) принцип выявления профессиональных приоритетов;

23) принцип диагностичности соответствия профессиональных предпочтений и способностей обучающихся взрослых;

24) принцип поддержки мотивации учения и интереса к специальным предметам и профессиональному обучению;

25) принцип модульной организации содержания дисциплин профессионального обучения (выявление и расположение в определенной последовательности элементов профессионального обучения, составление блочно-модульных учебных программ, изучение учебного материала по блокам-модулям);

26) принцип научно-профессионально-политехнической направленности обучения взрослых (овладение системой знаний о научных основах, отраслях современного производства и конкретной группе профессий);

27) принцип единства целей теоретического и практического обучения;

28) принцип доминанты производственного обучения;

29) принцип дуальности обучения (сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях образовательного учреждения и в условиях производства);

30) принцип соответствия производственного обучения требованиям современного производства (обучение на современном оборудовании, овладение современными технологиями, методами и способами профессиональной деятельности);

31) принцип профессиональной мобильности [формирование ключевых компетенций (социальной, информационной, коммуникативной, когнитивной), постоянное обновление содержания профессионального обучения];

32) принцип регулирования темпоральной составляющей образовательного процесса взрослых;

33) принцип оптимистичности обучения взрослых, активизации их внутренних личностных ресурсов;

34) принцип поддержки лиц с ОВЗ в обучении;

35) принцип помощи в трудоустройстве в проблемных ситуациях;

36) принцип одобрения достигнутых целей обучения.

Таким образом, андрагогическая подготовка взрослых, опирающаяся на андрагогические принципы непрерывного профессионального образования, является оптимальным многокомпонентным конструктом, позволяющим вариативно подходить к решению вопросов подготовки и переподготовки взрослых людей в отношении профессионального саморазвития. Обозначенные принципы реализации обучения взрослых людей дополняют и развивают дидактические принципы педагогики и делают андрагогическую модель обучения наиболее оптимальной и применимой для разных образовательных ситуаций. По мере взросления человека андрагогическая модель будет все более адекватна его образовательным потребностям и сформировавшимся способностям, стремлению к самореализации в разных сферах деятельности.

Библиографический список

1. Кошарная, Г. Б. Особенности обучения пожилых людей [Текст] / Г. Б. Кошарная, Е. В. Ща-нина // Integration of education. — 2013. — № 4. — С. 57-61.

2. Jarvis, P. Adult Education and Lifelong Learning / Theory and Practice. — 3rd edition. — London and New York : Routledge Faimer, Tailor and Francis Group, 2004. — 382 p.

3. Сухонина, Н. В. Центр непрерывного образования : Проблемы и перспективы развития [Текст] / Н. В. Сухонина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4. — С. 82-86.

4. Федосеева, З. А. Профессиональный стандарт как инструмент проектирования профессионального развития педагогов [Текст] / З. А. Федосеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4. — С. 32-38.

5. Федосеева, З. А. Траектории развития квалификации педагогических работников среднего профессионального образования [Текст] / З. А. Федосеева, И. Р. Сташкевич // Современная высшая школа : Инновационный аспект. — 2018. — Т. 10. — № 4. — С. 61-69.

6. Кукуев, А. И. Андрагогический подход в образовании взрослых [Текст] / А. И. Кукуев. — Ростов н/Д. : Булат, 2008. — 176 с.

7. Knowles, M. S., Holton III, E. E., Swanson, R. A. The Adult Learner : The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. — 6th edition. — London, New York, etk. : ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. — 378 p.

8. Громкова, М. Т. Андрагогика : Теория и практика образования взрослых [Текст] : учеб. пособие / М. Т. Громкова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 495 с.

9. Суйкова, О. А. Синергетический подход к управлению системой саморазвития спортсменов школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения [Текст] / О. А. Суйкова // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 5 (17). — С. 281-284.

10. Саламатов, А. А. Методологические основы построения современного непрерывного образования [Текст] / А. А. Саламатов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 1. — С. 20-26.

For citation: Sujkova O. A. Andragogical aspects of continuous education [Text] / O. A. Sujkova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 16-22.

ANDRAGOGICAL ASPECTS OF CONTINUOUS EDUCATION

O. A. Sujkova

The relevance of the andragogical approach in the issue of lifelong adult education is substantiated in the article. The belonging of andragogy to the humanistic paradigm is determined. Various methodological approaches as theoretical and practical support for the andragogical theory of adult education are considered. The principles of andragogical education are formulated.

Key words: andragogy, adult education, andragogical approach, social function of education, andragogical model of learning, andragogical preparation, andragogical principles of organization of adult learning.

References

1. Kosharnaya G. B., Shanina E. V. Osobennosti obuchenija pozhilyh ljudej (Features of the training of the elderly), Integration of education, 2013, No. 4, pp. 57-61. (In Russian)

2. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning,Theory and Practice, 3rd edition, London and New York: Routledge Faimer, Tailor and Francis Group, 2004,382 p.

3. Sukhonina N. V. Centr nepreryvnogo obrazovanija: Problemy i perspektivy razvitija (Center for Continuing Education: Problems and Prospects for Development), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, No. 4, pp. 82-86. (In Russian)

4. Fedoseeva Z. A. Professional'nyj standart kak instrument proektirovanija professional'nogo razvitija pedagogov (Professional standard as a tool for designing professional development of teachers), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, No. 4, pp. 32-38. (In Russian)

5. Fedoseeva Z. A., Stashkevich I. R. Traektorii razvitija kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov srednego professional'nogo obrazovanija (Trajectories of the development of qualifications of teachers of secondary vocational education), Sovremennaja vysshaja shkola: Innovacionnyj aspect, 2018, Vol. 10, No. 4, pp. 61-69. (In Russian)

6. Kukuev A. I. Andragogicheskij podhod v obrazovanii vzroslyh (Andragogic approach in adult education), Rostov-on-Don: Bulat, 2008, 176 p. (In Russian)

7. Knowles M.S., Holton III E.E., Swanson R. A. The Adult Learner : The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development, 6th edition, London, New York, etk.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005, 378 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Gromkova M. T. Andragogika: Teorija i praktika obrazovanija vzroslyh (Andragogika: Theory and Practice of Adult Education),Moscow, UNITY-DANA, 2012, 495 p. (In Russian)

9. Suikova O.A. Sinergeticheskij podhod k upravleniju sistemoj samorazvitija sportsmenov shkol'nogo vozrasta v uslovijah obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija (A synergetic approach to managing the system of self-development of school-age athletes in a general educational institution), Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2009, No. 5 (17), pp. 281-284. (In Russian)

10. Salamatov A. A. Metodologicheskie osnovy postroenija sovremennogo nepreryvnogo obrazovanija (Methodological foundations of the construction of modern continuing education), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2014, No. 1, pp. 20-26. (In Russian)

Суйкова Ольга Александровна, начальник центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Sujkova Ol'ga Aleksandrovna, Head of the Center for Comparative Pedagogics and Innovations, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.