О. л Суйкова ^fe
Яидрагогичесщм принципы в реализации непрерывного образования взрослы^ шШп
ЧИЛПКРО
УДК 37.013.83
Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых
О. А. Суйкова
Andragogical principles in the implementation of continuing adult education
O. A. Suykova
Аннотация. В статье обосновывается актуальность андрагогического подхода в вопросе непрерывного образования взрослых, определяется принадлежность андрагогики к гуманистической парадигме, рассматриваются различные методологические подходы как теоретико-практическое обеспечение андрагогиче-ской теории образования взрослых людей, аргументированы их функции. Актуализируется проблема образования взрослых людей как фактора непрерывного саморазвития и самоактуализации, формулируются принципы андрагогического образования. Обозначены новые виды формального, неформального и в особенности информального образования взрослых, формы образования, адекватные современному развитию науки и техники. Аргументировано, что непрерывное профессиональное образование, как богатое и сложное педагогическое явление, становясь мощным средством развития взрослого человека, предлагая разные траектории саморазвития, самообразования и самореализации, выходит на доминирующие социальные позиции в отношении воспроизводства личностных ресурсов людей для экономики государства.
Abstract. The article substantiates the relevance of the andragogical approach to the issue of continuous adult education. The identity of andra-gogy to the humanistic paradigm is determined. Different methodological approaches as theoretical and practical support of the andragogical theory of adult education are considered, their functions are substantiated. The problem of adult education as a factor of continuous self-development is actualized. The principles of andragogy are formulated. New types of formal, non-formal and in-
formal adult education, forms of education, adequate to the modern development of science and technology are designated. It is argued that continuing professional education, as a rich and complex pedagogical phenomenon, becoming a powerful tool for the development of an adult, offering different ways of self-development, self-education and self-realization, takes dominant social positions in relation to the reproduction of people's personal resources for the economy of a state.
Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, андрагогическая теория образования, андрагогический подход, социальная функция образования, андрагогическая модель обучения, андрагогическая подготовка, андрагогические принципы организации обучения взрослых.
Keywords: andragogy, adult education, andra-gogical theory of education, andragogical approach, social function of education, andragogical edu-cation model, andragogical training, andra-gogical principles of adult education.
Динамика основных мировых процессов глобализации и информатизации порождает в современном обществе проблему управления знаниями. «Общество, основанное на знаниях» - эта дефиниция появилась на Западе еще в 70-х годах прошлого столетия. Однако в наше время он получает непосредственное прикладное значение, так как описывает современное объективное состояние потребности общества в огромном количестве компетентных специалистов, способных на субъективном уровне мобильно включаться в деятельность в новых условиях, с новыми знаниями, новыми ценностями. Такая общественная ситуация запрашивает от человека-специалиста новой компетен-
ции - умения обучаться постоянно, на протяжении всей жизни.
Это означает новый виток развития образования, появление новых видов формального, неформального и в особенности информально-го образования взрослых, учет особенностей их обучения, создание уникальных по своей значимости и разнообразию условий подготовки специалистов, способных адаптироваться к новым и новым требованиям современного производства.
Демократизация прав человека в постсоветском обществе породила много социальных перемен. В связи с этим претерпела трансформацию и сфера просвещения. Философия пришла к осознанию решающей роли человека в судьбе мира. Информационные технологии изменили образ мира в целом, что привело к появлению разного рода концепций и теорий познания и образования. В это время закладывались основания для системы непрерывного образования, в том числе и образования взрослых. Приобретенные ранее знания быстро старели и уходили в прошлое. Актуальность решения этих проблем была детерминирована необходимостью скорейшей переподготовки и обучения взрослых людей, осознавших неактуальность своего существующего образования и практических знаний, людей оставшихся «за бортом» новых требований жизни (военнослужащих в запасе, безработных, пожилых людей работоспособного возраста). Конечно, образование взрослых способствовало развитию общества и одновременно развитию личности, не давая человеку в трудной жизненной ситуации пасть духом, и добиваться личных целей своего образования и развития. В этом проявились социально-значимая и адаптивно-компенсаторная функции образования. Non scholae, sedvitae discimus - учимся не для школы, а для жизни [1; 2].
При этом персональные духовные и нравственные ценности личности взрослого человека также получали свое развитие, обогащаясь осознанием новых способностей и возможностей. Важной особенностью процесса становления и развития самосознания взрослого человека является формирование способности к саморегуляции: настойчивости и ответственности в достижении целей. Высокая степень саморегуляции является гарантом успешности лично-
сти в современном мобильном мире. Но не стоит забывать, что у взрослого человека существуют свои персональные профессионально ориентированные предпочтения и потребности, драгоценный и отнюдь не перманентный опыт профессиональной деятельности. Поэтому образование взрослого человека должно строиться на соблюдении принципов культуросообраз-ности, природосообразности и экзистенциосо-образности индивидуального образовательного процесса. Примечательно, что актуализация образования взрослых происходит сегодня в контексте смены образовательных парадигм. Традиционная парадигма преимущественно ориентировалась на стабильные формы и не учитывала интересы и потребности личности, новая же образовательная парадигма, гуманистическая, ставит «во главу угла» саморазвитие, экзистенциальную самореализацию, духовно-нравственную ориентацию личности, потребности в интегративном освоении мира.
Интегративный характер отношения к образованию взрослых сегодня дает новые возможности: ответы на вызовы рынка труда, актуализацию своих нереализованных способностей, расширение сферы применения их в новых видах деятельности, увеличение возможностей трудоустройства. Непрерывность образования взрослых превращается в жизненную необходимость, так как противоречия между реальным уровнем знаний и актуальными потребностями новой профессиональной деятельности «обнуляют» весь предшествующий опыт человека. Однако в любом опыте есть «рациональное зерно», из которого можно извлечь практическую пользу и обратить его средство обучения. В современных социальных условиях наиболее эффективным подходом к организации образования взрослых людей будет являться андрагогический подход, который обеспечивает создание оптимальных условий развития личности: реализацию потребности в независимости принятия решений своей жизнедеятельности, самоуправляемости в вопросах обучения, самостоятельности и ответственности, смысловом контексте деятельности в новых условиях, творческое освоение новых социальных ролей, безотлагательное применение новых знаний на практике с опорой на опыт прошлой деятельности, обусловленность процесса обучения профессиональными, социальными и
О. Я. Суйкрва
Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых.
временными факторами, способствующими процессу развития, защищенность от различного рода ограничений и барьеров, сохранность интеллекта.
В связи с этим и в согласии со временем актуализируются новые формы образования взрослых: дистанционное обучение, образовательные контент-платформы, курсы при службах занятости, разные формы внутрифирменного обучения и виды повышения квалификации, школы переподготовки, «Серебряные» университеты, бизнес-инкубаторы, тьюторские интер-нет-контенты и т. п., и это позволяет увидеть новый смысл в явлении «непрерывное профессиональное образование». Оно охватывает все виды образовательной деятельности, в которые включается взрослый человек на пути к новому профессиональному контуру или к новой профессии: формальное, неформальное и инфор-мальное. Новое образование становится жизненно необходимым, так как его потенциал позволяет решать широкий комплекс проблем социального, бытового и профессионального характера. При этом изменяется сам человек, так как появляется новый уровень ответственности, новые инструментальные навыки, а главное новое мировоззрение, основанное на обогащении ценностного поля человека. У человека появляется новый уровень задач, которые являются выражением новых потребностей самореализации.
Непрерывное образование, в контексте андрагогического подхода, проявляет свою многофункциональность, обеспечивая: всестороннее общекультурное развитие взрослой личности; профессиональную и общеобразовательную подготовку; развитие творческого потенциала и социальной активности человека; компенсацию уровня информированности и полифункциональной компетентности; развитие навыков постоянной самомотивации; средство разумного использования времени и пр. Таким образом, непрерывное профессиональное образование, как богатое и сложное педагогическое явление, становясь мощным средством развития взрослого человека, предлагая разные траектории саморазвития, самообразования и самореализации, выходит на доминирующие социальные позиции в отношении воспроизводства личностных ресурсов людей для экономики государства.
Для того чтобы сделать образовательный процесс взрослых людей наиболее подходящим, ученые-специалисты в области андрагогики выдвинули ряд принципов организации обучения взрослых. Несмотря на то, что эти принципы были сформулированы во второй половине XIX века и дополнены в XX веке, современные исследователи продолжают обогащать арсенал принципов обучения взрослых, учитывая новые теории и представления андрагогики. Современными по сей день остаются идеи американского ученого М. Ш. Ноулза о различии обучения взрослых на разных ступенях взросления. Ученые Э. Ф. Холтон и Р. А. Свенсон в семидесятых годах XX столетия, соглашаясь с М. Ш. Ноулзом, широко анализировали понятийный аппарат андрагогики, пытаясь очертить границы этой отрасли педагогики [2]. Андраго-гику описывали как теорию, философию, набор указаний и предложений. В восьмидесятых годах XX столетия, подчеркивая глобальность и многогранность вопроса учения взрослых, отражающих сложность этого педагогического явления, С. Д. Брукфилд, поддерживая идеи ученых-андрагогов, опубликовал несколько статей по вопросам формирования андрагоги-ческой структуры процесса обучения специалистов социальной сферы, студентов и выпускников некоторых курсов [3]. М. Ш. Ноулз во второй половине XX века издал свой труд «От педагогики к андрагогике» [4], где четко разделил две модели обучения: педагогическую и андрагогическую, обозначив их различные принципы. Педагогическую модель ученый представлял как систему зависимых от образовательной ситуации личностей учеников, а андрагогическую модель - как систему обучения личностей, самостоятельно выстраивающих свою траекторию обучения. Эти представления подтвердили исследования американских ученых, которые установили, что обучение взрослых - очень распространенное явление не только в Америке, но и в Европе. Они установили, что взрослые учатся с повышенной степенью мотивации, выбирая содержания, педагогов и способы обучения самостоятельно. Примечательно отметить, что эти утверждения справедливы и сейчас [5; 6].
Сегодня в Европе существуют разные взгляды на андрагогическую тематику, но основные три направления, которые описывают андраго-
гику как научный подход к изучению и построению процесса учения взрослых на протяжении всей их жизни, как теоретический и практический подход взаимодействия обучающихся и обучающих на основе гуманистической концепции, как практику образования взрослых. Актуальность андрагогического подхода в обучении взрослых людей детерминирована его целостностью, системностью, синергетизмом, субъект-субъектным характером взаимодействия, сочетанием различных подходов для теории и практики образования взрослых [7; 8].
Самым замечательным в практике образования взрослых является то, что андрагогика -научно-практическая область, в которой исследуются, определяются и реализуются закономерности образовательной деятельности взрослого человека как субъекта образовательного процесса. Это означает, что осуществляется процесс профессионального и личностного саморазвития при психолого-педагогическом сопровождении специалиста-андрагога. Роль саморазвития носит решающий в этом процессе характер, так как обусловлен самомотивацией к обучению, потребностью в дальнейшем саморазвитии и сформировавшимися за долгие годы профессиональной деятельности многофункциональными способностями [9].
Обращаясь к вопросу о принципах андраго-гики и опираясь на знания педагогической теории и практики, необходимо обратить внимание на ряд подходов, определяющих специфику педагогической деятельности - это:
- философский подход - он создает базу для точного понимания взаимодействия субъекта с окружающим миром, в основу которого положен принцип субъект-субъектного взаимодействия; философский подход организует вокруг себя теории и концепции, позволяющие стратегически верно, сообразно экзистенции человека, подойти к построению его индивидуальной образовательной траектории, представить системно модель образования человека в соответствии с выдвинутыми личностью и временем требованиями, выполняя системообразующую функцию;
- психологический подход - он позволяет обосновать изменения психических структур и внутреннего образа человека, предпринять попытки разработки перспективных и разнообразных моделей и технологий изменения его
внутреннего статуса в процессе образования; данный подход дает возможность выявить закономерности изменения внутреннего образа человека, сформулировать принципы организации таких процессов, ответить на вызовы времени, помочь взрослым людям на стезе обогащения своей жизнедеятельности новыми смыслами, выполняя компенсаторно-адаптивную функцию;
- андрагогический подход - он служит основой для разработки теории образования взрослых, которая в новом формате охватывает социальную и профессиональную сферы жизнедеятельности взрослого человека; андрагоги-ка акцентирует внимание на специфичности целей, методов и способов обучения в разные возрастные периоды жизни человека, выделяет факторы развития и саморазвития на основе идей гуманизации образования и учета всех достижений наук о человеке; при этом андраго-гический подход выполняет гуманистическую функцию;
- методологический подход - он выводит на основные современные позиции синергетику, которая сочетает системный анализ с синерге-тическим синтезом и раскрывает многомерность и многоуровневость использования научной методологической базы для описания различных аспектов жизнедеятельности взрослых людей; методологический подход является «держателем» методологической функции;
- технологический подход - он обеспечивает практику созданием андрагогических моделей обучения и условий для реализации потребностей определенных групп специалистов, предлагая существующие и разрабатывая новые технологии обучения взрослых; данный подход реализует тактическую функцию.
Обозначенные функции выделенных подходов ориентирует педагога-андрагога на реализацию в своей практической деятельности определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов педагогической деятельности, соответствующих требованиям гуманистической образовательной парадигмы. Все вышеназванные подходы, обеспечивая целостность рассмотрения проблемы непрерывного образования взрослых, на лидирующие позиции все-таки выводят андра-гогический подход в силу его специфичности, конкретности и темпоральной однозначности.
О. Я. Суйкдва
Яндрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых,
Таким образом, можно сказать, что в непрерывном профессиональном образовании реализуется подготовка взрослых, опирающаяся на андрагогические принципы, андрагогические технологии, андрагогические модели с соблюдением специфических условий. Исходя из этого, системный, целенаправленный, моделируемый процесс обучения, можно назвать андраго-гической подготовкой, который строится на принципах андрагогики:
1. Принцип признания ведущей роли обучающегося.
2. Принцип экзистенциальной обусловленности выбора способа и организации процесса обучения взрослых.
3. Принцип автодидактики в осуществлении непрерывного образования.
4. Принцип интеллектуальной энергонасыщенности среды образования.
5. Принцип учета физических, психологических, возрастных и гендерных особенностей обучающихся.
6. Принцип рефлексивно-ценностного отношения к профессиональному опыту обучающегося взрослого человека.
7. Принцип системности в обучении.
8. Принцип приоритетности саморазвития в самореализации.
9. Принцип осознанного моделирования своего процесса обучения.
10. Принцип выработки новых смыслов образования.
11. Принцип формирования новых образовательных потребностей и построение новых образовательных маршрутов.
12. Принцип социально-психолого-педагогического резонанса взаимостимулирующих процессов учения и обучения в системе субъект-субъектных отношений.
13. Принцип диверсификации целей, содержания и методов обучения взрослых.
14. Принцип ценностно-смысловой обусловленности образовательного процесса.
15. Принцип безотлагательной актуализации результатов обучения.
16. Принцип обеспечения востребованности результатов обучения производством.
17. Принцип общей прикладной направленности образовательного процесса, вооружающей обучающихся компетенцией решения практических задач.
18. Принцип учета интересов, способностей и возможностей обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия; проведение занятий на уровне доступной трудности.
19. Принцип оптимальности дидактических средств обучения.
20. Принцип прочности овладения профессиональной компетентностью.
21. Принцип эффективности образовательного процесса.
22. Принцип выявления профессиональных приоритетов.
23. Принцип диагностичности соответствия профессиональных предпочтений и способностей обучающихся взрослых.
24. Принцип поддержки мотивации учения и интереса к специальным предметам и профессиональному обучению.
25. Принцип модульной организации содержания дисциплин профессионального обучения: выявление и расположение в определенной последовательности элементов профессионального обучения, составление блочно-модульных учебных программ, изучение учебного материала по блокам-модулям.
26. Принцип научно-профессионально-политехнической направленности обучения взрослых: овладение системой знаний о научных основах, отраслях современного производства и конкретной группы профессий.
27. Принцип единства целей теоретического и практического обучения.
28. Принцип доминанты производственного обучения.
29. Принцип дуальности обучения: сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях образовательного учреждения и в условиях производства.
30. Принцип соответствия производственного обучения требованиям современного производства: обучение на современном оборудовании, овладение современными технологиями, методами и способами профессиональной деятельности.
31. Принцип профессиональной мобильности: формирование ключевых компетенций (социальной, информационной, коммуникативной, когнитивной), постоянное обновление содержания профессионального обучения.
32. Принцип регулирования темпоральной составляющей образовательного процесса взрослых.
33. Принцип оптимистичности обучения взрослых, активизации их внутренних личностных ресурсов.
34. Принцип поддержки лиц с ОВЗ в обучении.
35. Принцип помощи в трудоустройстве в проблемных ситуациях.
36. Принцип одобрения достигнутых целей обучения.
Таким образом, андрагогическая подготовка взрослых, опирающаяся на андрагогические принципы непрерывного профессионального образования, является оптимальным многокомпонентным конструктом, позволяющим вариативно подходить к решению вопросов подготовки и переподготовки взрослых людей в отношении профессионального саморазвития. Обозначенные принципы реализации обучения взрослых людей дополняют и развивают дидактические принципы педагогики и делают андрагогическую модель обучения наиболее оптимальной и применимой для разных образовательных ситуаций. По мере взросления человека андрагогическая модель будет все более адекватна его образовательным потребностям и сформировавшимся способностям, стремлениям к самореализации в разных сферах деятельности.
Библиографический список:
1. Кошарная Г. Б. Особенности обучения пожилых людей / Г. Б. Кошарная, Е. В. Щани-на // Интеграция образования. - № 4. - 2013. -С.57-61.
2. Knowles M. S., Holton E. F., Swanson R. A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6 th. edition / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swan-son. London, New York, etk.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. 378 p.
3. Brookfield S. Developing critical thinkers / S. Brookfield. Milton Keynes: Open University Press, 1987.
4. Ноулз М. Ш. От педагогики к андрагоги-ке / М. Ш. Ноулз. - М., 1980. - 248 с.
5. Федосеева З. А. Траектории развития квалификации педагогических работников среднего профессионального образования / З. А. Фе-
досеева, И. Р. Сташкевич // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. -Т. 10. - № 4. - С. 61-69.
6. Adult Education and Lifelong Learning / Theory and Practice. 3 rd. edition - London and New York: Routledge Faimer, Tailor and Francis Group, 2004. 382 p.
7. Кукуев А. И. Андрагогический подход в образовании взрослых / А. И. Кукуев. - Ростов н/Д. : Булат, 2008. - 176 с.
8. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых : учебное пособие / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.
9. Суйкова О. А. Синергетический подход к управлению системой саморазвития спортсменов школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения / О. А. Суйкова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. -№ 5 (17). - С. 281-284.
References:
1. Kosharnaya G. B., Shchanina E. V. Features of training for older people [Osobennosti obucheniya pozhilyh lyudej], Penza State University, Integration of education, No. 4. 2013, pp. 57-61.
2. Knowles M. S., Holton E. E., Swanson R. A.
The adult learner: the definitive classic in adult education and human resource development, 6th edition, London, New York: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. 378 p.
3. Brookfield S. Developing critical thinkers, Milton Keynes: Open University Press, 1987.
4. Knowles M. S. From pedagogy to andragogy [Ot pedagogiki k andragogike], 1980. 248 p.
5. Fedoseeva Z. A., Stashkevich I. R. The trajectories of the development of qualification of teachers of secondary vocational education [Traektorii razvitiya kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov srednego professional'nogo obra-zovaniya], Modern Higher School: an innovative aspect, 2018, Vol. 10, No. 4, pp. 61-69.
6. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning, Theory and Practice, 3rd edition, London and New York: Routledge Faimer, Tailor and Francis Group, 2004. 382 p.
7. Kukuev A.I. Andragogical approach to adult education [Andragogicheskij podhod v obrazovanii vzroslyh], Rostov-on-Don, 2008. 176 p.
О. Я. Суйкрва
Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых.
8. Gromkova M. T. Andragogy: theory and practice of adult education: training manual [An-dragogika: teoriya i praktika obrazovaniya vzroslyh: uchebnoe posobie], 2012. 495 p.
9. Suykova O. A. Synergetic approach to the management of the system of self-development of
athletes of school age in a general educational institution [Sinergeticheskij podhod k upravleniyu sistemoj samorazvitiya sportsmenov shkol'nogo vozrasta v usloviyah obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya], World of Science, Culture, Education, 2009, No. 5 (17), p. 281-284.