Научная статья на тему 'Реализация андрагогического подхода в системе повышения квалификации педагогов'

Реализация андрагогического подхода в системе повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3750
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИКА / АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕ НИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ADULT EDUCATION / ANDRAGOGICS / ANDRAGOGICAL APPROACH / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Александра Владимировна

В статье рассматривается один из совре менных подходов в образовании к повышению квалификации педагогов — андрагогический. В его основе лежат особенности взрослых обу чающихся. Реализация андрагогического под хода в системе повышения квалификации пе дагогов предполагает разработку и внедрение андрагогической модели, использование со временных технологий обучения, специальную предварительную подготовку преподавателей андрагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF ANDRAGOGICAL APPROACH IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

The article describes one of the modern approaches to education — andragogical ap proach — with reference to professional develop ment of teachers. It is based on characteristics of adult learners. Implementation of andragogical approach in the training of teachers involves the development and implementation of andragogical model, the use of modern educational technologies, special pre-training of teachersandragogists.

Текст научной работы на тему «Реализация андрагогического подхода в системе повышения квалификации педагогов»

2. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике: попытка осмысления [Электронный ресурс]. — Ш1_: http://do.nspu. ru/mod/resource/view.php?id=883/.

3. Касаткина Н. Э. Педагогические основы устойчивого выбора старшеклассниками профессий химического производства: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1971. — 184 с.

4. Руднева Е. Л. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования. — Кемерово: ООО «Компания ЮНИТИ», 2000. — 165 с.

УДК / UDC 371.14 : 37.013.83 А. В. Копылова

A. Kopylova

реализация андрагогического подхода В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАцИИ ПЕДАГОГОВ REALIZATION OF ANDRAGOGICAL APPROACH in the professional development of teachers

В статье рассматривается один из современных подходов в образовании к повышению квалификации педагогов — андрагогический. В его основе лежат особенности взрослых обучающихся. Реализация андрагогического подхода в системе повышения квалификации педагогов предполагает разработку и внедрение андрагогической модели, использование современных технологий обучения, специальную предварительную подготовку преподавателей-андрагогов.

The article describes one of the modern approaches to education — andragogical approach — with reference to professional development of teachers. It is based on characteristics of adult learners. Implementation of andragogical approach in the training of teachers involves the development and implementation of andragogical model, the use of modern educational technologies, special pre-training of teachers- andragogists.

Ключевые слова: образование взрослых, андрагогика, андрагогический подход, повышение квалификации педагогов.

Keywords: adult education, andragogics, andragogical approach, professional development of teachers.

Образование взрослых призвано удовлетворять запросы рынка труда, главными требованиями которого становятся компетентность и профессионализм специалистов. Оно охватывает все виды образовательной деятельности, в которые включается взрослый. Этот процесс организован в сфере образования (дополнительные курсы, кружки, курсы повышения квалификации и др.), сфере культуры

(деятельность клубов, кружков, библиотек и др.), службе занятости (организация переобучения, переквалификация специалистов и др.), неправительственных организациях (вовлечение в различные проекты, осуществление гражданского воспитания, работа с женщинами, молодежью, инвалидами и др.), любой организации (например, проведение администрацией семинаров, планерок, рабочих собраний и др.) [1; 3].

Система повышения квалификации (СПК) — часть системы образования, призванная оказать содействие развитию человека в период его самостоятельной жизни после получения профессиональной подготовки. Так, педагоги, в силу специфики профессиональной деятельности, получая дополнительное профессиональное образование в системе повышения квалификации, вовлекаются в непрерывный процесс обучения в течение всей самостоятельной жизни и приобретают новые знания и компетенции. Результатом повышения квалификации является готовность педагогов к качественному выполнению работы в соответствии с современными требованиями, возможность применения полученных знаний и умений в профессиональной деятельности, сформированность новых компетенций, необходимых для реализации новейших стандартов образования, осуществление непрерывного образования [1; 2].

Однако, как отмечают исследователи проблем образования взрослых, взрослый человек сохраняет свои ценности и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них (Т. Г Бра-

же, С. Г Вершловский, М. Т. Громкова, В. И. По-добед и др.). Все это актуализирует проблему поиска новых методологических оснований совершенствования системы повышения квалификации, достижения новых результатов. Мы считаем, что решить поставленную задачу позволит андрагогический подход к повышению квалификации педагогов.

Понятие «андрагогический подход» образовано от понятия «андрагогика» и заимствовано в русский язык из зарубежных, прежде всего, англоязычных, источников. Андрагогика составляет теоретическую основу обучения взрослых. Педагогический энциклопедический словарь дает толкование термина «андрагогика» от греческих слов аndгos — взрослый человек и адоде — руководство, воспитание. Впервые понятие «андрагогика» применил в 1833 году немецкий историк просвещения А. Капп для обозначения науки, занимающейся проблемами образования взрослых. В XIX веке термин не стали использовать, так как образование взрослых и, соответственно, наука, его обосновывающая, еще не были развиты. Наряду с термином «андрагогика» в педагогической литературе используются: «педагогика взрослых», «педагогика дополнительного образования взрослых», «теория образования взрослых», «теория обучения взрослых». Интерес к андрагогике активизировался в связи с решением Организации Объединенных Наций (ООН) о провозглашении 1999 года Международным годом пожилых людей.

Андрагогика рассматривает такие категории, как: «человек» (в его целостности на этапе жизнедеятельности, характеризуемом как взрослость); «взрослость» (качество, задающее возрастной и социальный диапазон специфики взрослого человека как субъекта обучения); «образование» (социокультурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества (образа) на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношениях обучения и воспитания); «образование взрослых» (находящийся в контексте непрерывного образования процесс профессионально-личностного становления человека, осуществляющийся в вариативных формах); «непрерывное образование» (образование, рассматриваемое в соотнесении с целостным пространством жизнедеятельности человека); «андрагог» (общее название для специалистов, содержание работ которых связано со сферой обучения взрослых) [3].

Андрагогика как наука концентрирует внимание на тех особенностях в организации и реализации учебного процесса, которые присущи взрослым обучающимся. Взрослый обучающийся как субъект образования характеризуется рядом особенностей, отличающих его от школьников и студентов. Они обусловлены уже имеющимся образованием участников, опытом профессиональной деятельности, жизненным опытом, характерными возрастными изменениями и др. (И. А. Колесникова, А. П. Ситник).

При определении путей совершенствования повышения квалификации следует учитывать специфику педагогической системы образования взрослых, а именно: субъекта образования — педагога как взрослого; подходов, принципов, целей, задач и содержания образования взрослых; форм, методов, технологий образования взрослых; обучающего в сфере образования взрослых — преподавателей-андрагогов. Кроме того, в повышении квалификации педагогов: обучающийся взрослый и педагог взрослый. Это предопределяет требования к андрагогу-препо-давателю. Он специалист в области андрагоги-ки, эксперт в области технологий образования взрослых, модератор, соавтор проекта учебной деятельности, тьютор, организатор совместной деятельности, рефлексии учебного процесса и участия каждого в нем; консультант, фасилита-тор, обеспечивающий психологическое, методическое, педагогическое сопровождение учебной деятельности взрослых.

Проектирование учебного процесса образования взрослых (повышения квалификации педагогов) и конструирование его технологий и содержания базируются на идеях деятельностной парадигмы, реализуемой в рамках модели повышения квалификации педагогов на основе андрагогического подхода и принципов образования взрослых [1; 2; 4].

Андрагогический подход в повышении квалификации педагогов основывается на отличительных признаках взрослых обучающихся. Взрослый в процессе обучения занимает активную позицию (мотивирован, имеет представление о том, что хочет узнать); обладает установкой на самореализацию, самоуправление, саморазвитие; имеет социальный, культурный опыт, что может быть как источником, так и препятствием его развития; испытывает потребность в приобретении знаний, компетенций, направленных на реализацию его задач и разрешение проблем; ориентирован на получение актуального знания; заинтересован в получении образования с минимальными ресурсными затратами (времени, сил,

денежных средств и т. д.); взрослый — равноправный субъект управления учебным процессом, включая все этапы прохождения повышения квалификации (целеполагание, планирование, организация, реализация, контроль и коррекция результатов повышения квалификации педагогов). Учебный процесс образования взрослых строится на основе технологий, обусловленных принципами личностно ориентированной образовательной парадигмы, учитывающими закономерности природного развития взрослого обучающегося, развивающими культуру целостной жизнедеятельности личности, реализующими потребности в самоидентификации, создающими условия для обретения смысла образования и самообразования [3; 4; 5].

Повышение квалификации педагогов в контексте андрагогического подхода опирается на следующие принципы обучения взрослых: принцип самоопределения, самостоятельности; принцип совместной деятельности; принцип опоры на опыт обучающихся (педагогов); принцип индивидуализации обучения; принцип системности обучения; принцип кон-текстности обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей педагогов; принцип осознанности обучения; принцип рефлексии.

Изучению андрагогического подхода посвящены исследования следующих авторов: Л. В. Ли-невич (2002), С. А. Филина (2005), А. В. Глазыри-ной (2006), А. И. Кукуева (2010) и др.

У Л. В. Линевич в диссертационном исследовании, посвященном андрагогическому подходу к обучению студентов в вузе, определяются и научно обосновываются андрагогические условия в техническом высшем учебном заведении. Сущность андрагогического подхода представлена автором через конкретизацию целей обучения, выделение принципов обучения, разработку критериев и принципов конструирования содержания образования, в выборе методов и форм организации учебной деятельности. По мнению Л. В. Линевич, андра-гогический подход можно рассматривать как применение некоторых положений, которые основываются на существующих принципиальных различиях между взрослыми и невзрослыми вообще и в процессе обучения в частности; выделяется специфичность деятельности обучающегося (взрослого) и обучающего (преподавателя); процесс обучения в вузе регулируется андрагогическими принципами, которые составляют основу теории обучения взрослых.

В исследовании С. А. Филина рассматривается андрагогический подход к построению системы профессионального обучения персонала предприятия. Он выделяет организационно-педагогические основания развития внутрифирменного обучения персонала предприятия как одной из форм дополнительного профессионального образования кадров. Автор считает, что реализация андрагогического подхода к обучению персонала предприятия рассматривается как целостная интерпретация положений теории образования взрослых. Для этого необходимы следующие организационно-педагогические условия: реализация в образовательном процессе эффектов андрагогического взаимодействия; проектирование целостной системы андрагогического взаимодействия в учебной деятельности персонала предприятий; разработка андрагогических технологий обучения персонала предприятий; изменение роли преподавателя в сфере обучения персонала. Организованная система профессионального обучения персонала предприятия на основе ан-драгогического подхода приводит к развитию компетентности работников и позволяет повысить эффективность труда.

А. В. Глазырина исследует андрагогиче-ский подход в плоскости развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации. Это обусловлено переходом от традиционной к личностно ориентированной модели обучения в системе повышения квалификации. Поэтому организация процесса повышения квалификации на основе реализации андрагогического подхода приводит к созданию условий для максимального проявления и развития активности педагога. В этом случае реализация андрагогического подхода требует соответствующего отбора форм, методов, средств и способов организации учебного процесса. Эффективность развития образовательной активности педагога обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: выбор индивидуального образовательного маршрута курсовой подготовки; освоение технологии проектной деятельности в процессе повышения квалификации; реализация диалогического взаимодействия преподавателя и педагога в процессе обучения и в межкурсовой период (осуществление педагогического консультирования).

Таким образом, в вышеперечисленных работах андрагогический подход подразумевает создание оптимальных педагогических условий для реализации образовательного

процесса применительно к взрослым обучающимся с учетом их особенностей (А. В. Глазы-рина, Л. В. Линевич, С. А. Филин). Однако авторы не рассматривают данный подход с точки зрения методологии.

Обоснованию андрагогического подхода посвящено иссследование А. И. Кукуева, в котором он рассматривает андрагогический подход в педагогике как науки в целом. Его исследование раскрывает сущность андрагогического подхода в совокупности ценностей, целей, понятий, принципов, методов в контексте гуманистической парадигмы образования взрослых. Андрагогический подход, по мнению автора, предполагает в соответствии с требованиями принятой образовательной парадигмы осознанную ориентацию педагога-исследователя или педагога-практика на реализацию в своей деятельности определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, понятий, принципов, методов педагогической деятельности. Автор выделяет в числе основных понятий:

— андрагог как субъект преподавания;

— взрослый обучающийся как субъект учения; взрослость как своеобразие субъекта учения;

— образование взрослых как практика образовательной деятельности;

— самореализация, самоактуализация как ожидаемые результаты.

В числе производных понятий обозначены в исследовании: андрагогическая модель обучения, андрагогическая подготовка участника.

А.И. Кукуев выделил основной и специфический методы андрагогического подхода. В качестве основного метода андрагогического подхода признан метод анализа опыта, а специфическими методами обучения считаются: организационно-деятельностные методы, ориентированные на решение проблем (моделирование, рефлексию, проектирование); интерактивные и диалоговые методы. Выбор методов и технологий осуществляется на основе принципов андрагогического подхода. Предпочтительной технологией андрагогического подхода является интерактивное обучение; а наиболее распространенной формой обучения — групповая работа. Типичными характеристиками методов обучения личностно ориентированной образовательной парадигмы образования взрослых являются коммуникация как понимание другого, рефлексия как осознание себя, мышление как производство собственных мыслей. Ученый подчеркивает, что при реализации андрагогического подхода необходимо уделить серьезное внимание предварительной подготовке пре-

подавателя высшего учебного заведения, без которой реализация андрагогического подхода будет нерезультативной. В дополнение автор подчеркивает значение андрагогической подготовки для всех участников учебного процесса, так как любому взрослому человеку необходима помощь, сопровождение в его продвижении в образовательном пространстве.

Из вышеизложенного следует, что андра-гогический подход предполагает некоторую совокупность таких компонентов, как цель, принципы, методы, приемы и средства обучения.

В нашем исследовании, посвященном повышению квалификации педагогов, мы провели историко-педагогический анализ становления и развития андрагогического подхода, рассмотрели теорию и практику его реализации, выделили особенности андрагогической модели. Под андрагогическим подходом в повышении квалификации педагогов мы понимаем совокупность таких компонентов, как цель, принципы образования взрослых, методы, приемы, средства повышения квалификации, основанных на отличительных особенностях взрослых обучающихся. Андрагогический подход в повышении квалификации позволяет выделить специфичность деятельности обучающего (преподавателя) и обучающегося (педагогов) и регулировать процесс обучения в виде андрагогической модели повышения квалификации педагогов.

На основе полученных данных реализовали следующие организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогов в контексте андрагогического подхода: разработали и внедрили андрагогическую модель повышения квалификации педагогов (цель, принципы образования взрослых, содержание, организационные формы, методы, приемы, средства обучения, программно-методические средства, критерии эффективности), использовали андрагогические технологии в повышении квалификации педагогов (технологии модульного обучения, модерации, активного обучения и др.); организовали специальную подготовку обучающего (преподава-теля-андрагога) к осуществлению повышения квалификации в контексте андрагогического подхода (семинары «Андрагогические основы обучения взрослых», «Активные методы обучения» «Интерактивное обучение взрослых», «Проекты в образовании взрослых», курсы повышения квалификации для преподавателей, методистов «Интерактивные формы и методы обучения» и др., провели оценивание результативности повышения квалификации педа-

гогов в контексте андрагогического подхода (определили значения показателей мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочно-рефлексивного критериев). Экспериментальной базой являются: ГОУ ДПО (СПК] «Кузбасский региональный институт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования», ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж».

Андрагогическая модель повышения квалификации педагогов позволила нам наилучшим образом учесть возрастные, психологические, социальные особенности участников и стала основой для построения учебного процесса. В андрагогической модели повышения квалификации педагогов у педагогических работников повысилась ответственность за процесс обучения, они чаще обращались к своему опыту, сохраняли высокую мотивацию к обучению, вносили определенные коррективы в процесс повышения квалификации. Обеспечивалось реальное взаимодействие обучающего и обучающегося, начиная с планирования процесса обучения до его рефлексии, предусматривалась обратная связь и необходимая корректировка учебного процесса.

Андрагогическая модель повышения квалификации педагогов дает возможность построить процесс повышения квалификации, который

удовлетворяет потребности взрослых обучающихся, раскрывает их возможности наилучшим образом, гарантируя продвижение педагогов по индивидуальным траекториям. Андрагоги-ческая подготовка преподавателей, педагогов (взрослых) ориентирует на образование в течение жизни, так как предполагает постоянное использование различных видов самоанализа: самотестирования, рефлексии, самооценки, са-мопроектирования, самокоррекции и т. д.

Андрагогический подход в системе повышения квалификации педагогов позволяет участникам повышать свою профессиональную компетентность в соответствии с требованиями времени, обеспечивает их готовность к непрерывному образованию.

1. Вершловский С. Г. Вызовы научно-технической революции и образование//Новые знания. — 2008. — № 4. — С. 23—28.

2. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 495 с.

3. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. — М.: РегБе, 2009. — 438 с.

4. Кузнецова И. Ю. Андрагогические условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения кваалификации: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Кемерово, 2011. — 24 с.

5. Кукуев А. И. Андрагогический подход в образовании взрослых. — Ростов н/Д.: Булат, 2008. — 176 с.

УДК / UDC 378.12 Н. А. Мелешкова, Г. А. Унжаков,

Н. А. Букреева

N. Meleshkova, G. Unzhakov, N. Bukreeva

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

TEACHING CONDITIONS OF FORMING

a healthy lifestyle of university students

Статья посвящена проблемам сохранения и укрепления здоровья студентов и формированию у них здорового образа жизни в процессе физического воспитания. В статье представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической модели и созданию педагогических условий формирования здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания.

The article is devoted to preserving and promoting the health of students and fostering their

healthy lifestyle in the system of physical education. The article presents the results of research to develop pedagogical models and the creation of pedagogical conditions of a healthy lifestyle of high school students in the physical education.

Ключевые слова: здоровьесбережение, культура здоровья, педагогическая модель, педагогические технологии, педагогические условия, уровень здоровья, физическое воспитание, формирование здорового образа жизни.

Keywords: health preservation, health cul-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.