ния мальчиков и девочек; гендерная социализация воспитанников; направления работы с детьми разного пола и гендера; методы, формы и приемы формирования гендерной толерантности школьников.
Таким образом, повышение квалификации преподавателей вузов, педагогов и школьных психологов, а также студентов педагогических вузов в вопросах гендерной
проблематики, их систематическая информационная поддержка, оснащение учебными пособиями, а также активность самих преподавателей в продвижении теоретико-методологических основ гендерного знания будут способствовать реализации гендерной стратегии Российской Федерации, продвижению идей гендерного равноправия в обществе.
Примечания
1 Гендерная стратегия РФ. М., 2004. С. 24.
2 Сабиров Р.Н. Наука - «бесполой» школе // Народное образование. 2002. № 2. С. 80.
3 Костикова И.П., Митрофанова А.В., Пулина Н.И. и др. Н. Перспективы гендерного образования в России // Высшее образование в России. 2001. № 2. С. 68.
4 См.: Рыков С.П. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17-22.
5 См.: НадолинскаяЛ.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. 2004. № 5. С. 30-35.
6 См.: Костикова И.П., Митрофанова А.В., Пулина Н.И. и др. Указ. соч.
7 См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм? // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 102-109.
8 См.: Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.
9 См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Указ. соч. 10Там же.
11 См.: Решетников П.Е. Гендерные школы // Народное образование. 2007. № 1. С. 217-220.
УДК373
С.А. ПИЛЮГИНА
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: SvPilugina@rambler.ru
Методика андрагогического сопровождения
Постдипломное педагогическое образование - часть системы непрерывного образования. Реализация постдипломного педагогического образования учителей возможна на основе андрагогического обеспечения. Методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя - одно из средств андрагогического обеспечения постдипломного педагогического образования.
Ключевые слова: постдипломное педагогическое образование, методика андрагогического сопровождения образования, дифференциация образования.
S.A. PILYUGINA Methods of Andragogical Support
Postgraduate pedagogical training is a part of the system of the uninterrupted training. Realization of postgraduate pedagogical training of teachers is possible on the basis of the andragogical support. Methods of andragogical support of an educational activity of a teacher is one of the means of andragogical support of postgraduate pedagogical training.
Key words: postgraduate pedagogical training, methods of andragogical support content of education, differentiation of education.
Современная андрагогика ищет ответ на вопрос: как должны быть организованы образовательные процессы, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности? Она помогает понять, что нужно и можно сделать
институтам образования взрослых, чтобы удовлетворить их потребности. Кроме того, андрогогика описывает факторы, связанные с образованием взрослых и объясняет их1. Иное понимание организации постдиплом-
© С.А. Пилюгина, 2010
ного образования учителя, реализации деятельности андрагога выдвигает требование разработки методик и технологий образования и обучения учителя в системе повышения квалификации2. Одна из таких методик - методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя.
Обращение к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой позволяет уточнить, что понятие «сопровождение» трактуется как: 1) следование вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-либо; 2) сопутствие чему-нибудь; 3) сопровождение, поддержание какого-либо явления, действия. В нашем случае методика андрагогического сопровождения поддерживает процесс профессионального развития учителя. Таким образом, целью нашего исследования является построение методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя, внедрение ее в деятельность Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКРО), а также выявление эффективности работы данной методики. Гипотетически такая методика положительно влияет на организацию и проведение обучения в ИПКРО.
В процессе исследования был организован мониторинг, который проводили сотрудники кафедры педагогики института. Учитывая, что существует несколько видов мониторинга в зависимости от его целей, мы определили характер проведенных исследований как локальный, длительный мониторинг Он фиксирует динамику изменений результативности обучения в СарИПКРО, основанного на методике андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя, по следующим показателям:
- умение преодолевать профессиональные затруднения;
- «видение» перспектив своего профессионального роста;
- оценка обучения в СарИПКРО;
- обнаружение причинно-следственных связей между важными событиями своей профессиональной деятельности.
Мониторинг проводился систематически на протяжении ряда лет (2004-2008 гг.). Приращение значений показателей результатов обучения в СарИПКРО на основе методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя мы рассматривали как показатель его эффективности.
Нами использовался традиционный «дизайн»: сопоставление результатов контрольных и экспериментальных групп. Причем, в силу специфики обучения (в частности, кратковременность постоянного состава обучающихся групп учителей), мы условно считали контрольными группы учителей, традиционно обучающихся на курсах повышения квалификации, а экспериментальными - группы учителей, обучающихся на курсах (или по индивидуальной образовательной программе) на основе методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя. Поскольку исследование проводилось сотрудниками кафедры педагогики нашего института, категории слушателей и контрольных, и экспериментальных групп связаны со следующими специализациями: социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, классные воспитатели.
Сопоставляя показатели контрольных и экспериментальных групп, мы констатировали сдвиг как показатель изменения результативности обучения в СарИПКРО. Методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя состоит из нескольких этапов:
1) выявление (в совместной деятельности андрагога и учителя) профессиональных затруднений учителя;
2) совместный поиск решения выявленных профессиональных затруднений;
3) диагностика преодоления учителем профессионального затруднения;
4) построение им (совместно с андраго-гом) профессиональной «Я-концепции»;
5) оценка эффективности андрагогичес-кого сопровождения.
На первом этапе андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя андрагог предлагает ему оценить уровень собственных профессиональных знаний, умений, построив профессиональный «рельеф», позволяющий выявить профессиональные затруднения и преимущества. Такое построение начинается с заполнения «Листа самооценки» своей профессиональной деятельности, в котором раскрыты основные качества и умения учителя, оцениваемые им по 5-балльной шкале.
Затем, используя матрицу профессионального «рельефа», андрагог отмечает точками значения оценки каждого умения и
качества (опираясь на указанные учителем баллы в «Листе самооценки»). Соединяя точки-максимумы, андрагог выстраивает рисунок профессионального «рельефа» учителя, который наглядно показывает выраженность того или иного профессионального качества или умения, способствует диагностике профессиональных затруднений и образовательных потребностей. Таким образом, завершением первого этапа андрагогического сопровождения становится целостное представление о профессиональной ситуации, складывающееся у самого учителя и у анд-рагога. Это представление, возникающее на основе анализа, содержит в себе обобщенные результаты, полученные при применении вышеуказанного метода.
На втором этапе андрагогического сопровождения перед учителем и андрагогом встает задача поиска способов преодоления выявленных профессиональных затруднений. Она решается при помощи индивидуальной образовательной программы обучения, реализуемой как обучение по дополнительно разработанным или по индивидуально разрабатываемой (андрагогом и учителем) программам самообучения.
Обучение по дополнительно разработанным образовательным программам организуется на основе формирования групп учителей (из 10-15-ти человек) по направлениям выявленных профессиональных затруднений и носит практико-ориентированный характер (например, педагогическое общение, педагогическая квалиметрия, теория и практика конструирования педагогических тестов, технологии обучения и воспитания, актерское мастерство учителя, игра в педагогическом процессе, педагогическая драматургия урока, саморазвитие личности учителя и т.д.). Важной составляющей обучения становится подготовка и защита учителем индивидуального проекта, непосредственно отражающего преодоление им профессионального затруднения.
Обучение по индивидуально разрабатываемой программе осуществляется в несколько этапов. Определяется тема, уточняются цель, задачи самообучения и исходный уровень знаний (выявленный по методике построения профессионального «рельефа»), формулируется результат, заключающийся в подготовке профессионально значимого проекта, способствующего преодолению профессионального затруднения и удовлет-
ворению (на данный момент) образовательных потребностей. Затем продумывается последовательность разделов и тем, позволяющих раскрыть общее направление программы.
Позднее отыскиваются источники информации, способствующие решению задач самообучения, а затем реализуется программа (в рамках временного отрезка, определенного учителем самостоятельно) и подготавливается индивидуальный проект. Таким образом, осуществляется «движение» учителя по индивидуальной образовательной траектории.
Третьим этапом андрагогического сопровождения становится диагностика преодоления учителем выявленного профессионального затруднения. После защиты проекта ему вторично предлагается самостоятельно оценить свои профессиональные знания и умения, опираясь на приобретенные при обучении, и вновь построить свой профессиональный «рельеф». Повышение учителем оценки качества своих профессиональных умений, прежде оцененных ниже, является положительным результатом. Если оценка не изменилась, ему рекомендуется внедрить проект в собственную педагогическую практику и вновь выстроить профессиональный «рельеф».
На четвертом этапе учителю предлагается продумать пути своего дальнейшего профессионального развития, построив профессиональную «Я-концепцию». Она возникает у учителя в процессе социального взаимодействия в профессиональной деятельности как уникальный результат. Ее функционально-ролевые аспекты: средство обеспечения внутренней согласованности; интерпретация профессионального опыта; совокупность ожиданий от собственной профессиональной деятельности.
В рамках метода построения профессиональной «Я-концепции» учителю предлагается серия вопросов, ответы на которые он формулирует в свободной форме, конструируя ее на основе самоустановок и раскрывая позиции Я-реального, Я-идеального, Я-зер-кального.
Таким образом, этот метод способствует дальнейшему формированию у педагога умения планировать свое профессиональное развитие.
На пятом этапе мы используем квали-метрические подходы к оцениванию эффек-
тивности методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя. Для математико-статистической обработки полученных данных использовалась методика «Оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака», предлагаемая Е.В. Сидоренко2. Данная методика позволяет исследовать условия андрагогического сопровождения как экспериментальные, то есть гипотетически положительно влияющие на вышеуказанные показатели; с ее помощью можно сопоставить замеры, произведенные «до» и «после» обучения в СарИПКРО (как в контрольных, так и в экспериментальных группах). Если сдвиги статистически достоверны, можно утверждать, что воздействия андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя на организацию и проведение эффективны, сдвиги произошли под влиянием экспериментальных (контролируемых) воздействий.
Анализ результатов показывает, что методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя меняет результаты обучения в СарИПКРО. Так, процентное соотношение положительных сдвигов, отмечаемых учителями в анкетах, возрастает. Качественные их изменения носят не случайный, а типичный характер, т.е. зависимы от организованного обучения. Уменьшается и количество нулевых сдвигов, что свидетельствует о снижении количества учителей, формально относящихся к обучению в СарИПКРО. Матема-тико-статистическая обработка эмпирических данных показывает, что сдвиги статистически достоверны. Образовательная деятельность СарИПКРО отвечает запросам современной эпохи и общества: учитель находит возможность удовлетворения своих профессиональных потребностей в процессе обучения. Таким образом, данная методика может быть использована в любом ИПКРО, а также в системе постдипломного образования в целом.
Примечания
1 См.: Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Отв. ред. А.Б. Алексеев. СПб., 2004. С. 94.
2 См.: Сидоренко Е.В. Указ. соч.
УДК 159.942
Т. В. ХУТОРЯНСКАЯ
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: dialogus1@yandex.ru
К вопросу о повышении профессиональной компетентности будущих учителей в сфере семейно-педагогического сотрудничества
В статье представлено описание спецкурса «Технология организации и осуществления сотрудничества с семьей младшего школьника», апробированного в педвузе в целях повышения профессиональной компетентности будущих учителей в сфере семейно-педагогического сотрудничества. Раскрываются цели, задачи, содержание, структура и требования к уровню освоения материала спецкурса. Отмечается, что профессиональная подготовка будущих учителей к семейно-педагогическому сотрудничеству обеспечивает, в конечном счете, выработку умений осуществлять сотрудничество с семьей в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, семейно-педагогическое сотрудничество.
T.V. HUTORYANSKAYA To a Question on Increase of Professional Competence of the Future Teachers in Sphere of Family-pedagogical Cooperation
In article the description special course «Technology of the organisation and realisation of cooperation with a family of the younger schoolboy», approved in teacher training University with a view of increase of professional competence of the future
© Т.В. Хуторянская, 2010