Научная статья на тему 'Технология развития субъектности учителя'

Технология развития субъектности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТДИПЛОМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ / POSTGRADUATE PEDAGOGICAL TRAINING / TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT SUBJECTIVITY OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюгина С. А.

Постдипломное педагогическое образование − часть системы непрерывного образования. Реализация постдипломного педагогического образования учителей возможна на основе андрагогического обеспечения. Технология развития субъектности учителя − одно из средств андрагогического обеспечения постдипломного педагогического образования. Применение этой технологии повышает эффективность постдипломного обучения учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postgraduate pedagogical training is a part of the system of the uninterrupted training. Realization of postgraduate pedagogical training of teachers is possible on the basis of the andragogical support. Technology of development subjectivity of a teacher is one of the means of andragogical support of postgraduate pedagogical training. The use of methods improves the effectiveness of a teacher's postgraduate training.

Текст научной работы на тему «Технология развития субъектности учителя»

гогическому циклу, анализ критических замечаний администрации школ, самих учителей, родителей о профессиональной подготовке педагогов, а также участие автора в качестве члена аттестационной комиссии школ и учителей физики юга Кузбасса позволили сделать вывод: изменение учебного содержания, программ и учебников не влекло за собой изменения внутренней сущности профессиональной компетентности выпускников педвуза.

Литература:

1. Кремянский, В.И. Структурные уровни живой материи / В. И. Кремянский. М.: Наука, 1969. 295 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

3. Кумбс Ф.Е. Кризис образования. -М.: Прогресс, 1997. - С.18.

4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова ЮФ. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 11 Спб: Питер Пресс, 2006.

5. Бороненко Т.А. Методика обучения информатике. Теоретические основы: Учеб. пособие для студ. педвузов. Спб.: Изд-во Рос. гос. пед.ун-та им. А.И.Герцена, 1997. 99 с.

6. Белоусов Е. Ф., Самойлова Т. С. Опыт использованию математической компьютерной системы МаШса(5 // ИТО. -2003. - 4.

7. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.

8. Заир-Бек Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования. -Спб.: Специальная литература, 1994. - 267 с.

9. Учитель глазами учащихся // Педагогика. - 1997. - №5. - С63.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

С. А. Пилюгина

Постдипломное педагогическое образование - часть системы непрерывного образования. Реализация постдипломного педагогического образования учителей возможна на основе андрагогического обеспечения. Технология развития субъек-тности учителя - одно из средств андрагогического обеспечения постдипломного педагогического образования. Применение этой технологии повышает эффективность постдипломного обучения учителя.

Ключевые слова: постдипломное педагогическое образование, технология развития субъектности учителя.

Technology of development subjectivity of a teacher. Postgraduate pedagogical training is a part ofthe system of the uninterrupted training. Realization ofpostgraduate pedagogical training of teachers is possible on the basis of the andragogical support. Technology of development subjectivity of a teacher is one ofthe means of andragogical support of postgraduate pedagogical training. The use of methods improves the effectiveness of a teacher’s postgraduate training.

Key words: postgraduate pedagogical training, technology of development subjectivity of a teacher.

Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией постдипломного педагогического образования как части системы непрерывного образования [1, с. 44]. Говоря о технологии развития субъектности учителя, стоит отметить, что ее построение предполагает опору на следующие принципы: 1) принцип целостности технологии развития субъектности учителя, представляющей развивающую систему; 2) принцип воспроизводимости технологии в конкретной андрагогической среде для достижения поставленных целей; 3)

принцип нелинейности андрагогичес-ких структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы развития субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования; 4) принцип адаптации технологии развития субъектности (в системе постдипломного педагогического образования) к личности обучающегося учителя, его профессиональным потребностям, профессиональным затруднениям, познавательным способностям, уровню наличной субъектности; 5) принцип достаточности вводимых условий в системе постдипломного педагогического образования, необходимых для оптимального формирования и развития субъектности учителя [2, с. 146].

В технологии развития субъект-ности учителя как компоненте андраго-гического обеспечения постдипломного педагогического образования организуется дальнейшее развитие учителя как субъекта самоуправления собственной учебной деятельностью, а также развитие учителя как субъекта анализа и преобразования своего профессионализма

58

в системе постдипломного педагогического образования. Технология развития субъектности учителя направлена на достижение такой целостности в развитии субъектности путем организации учебной деятельности учителя в андрагогическом процессе и путем организации процесса андрагогического сопровождения учебной деятельности учителя. Спроектированная нами технология развития субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования включает в себя следующие этапы: 1.Создание ан-драгогических условий, необходимых для развития субъектности учителя; 2. Диагностика уровня субъектности учителя (на основе опросника, определяющего уровень субъектности учителя в андрагогическом процессе); 3.Вы-

деление страт учителей по уровням субъектности (на основе диагностики уровня субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования; 4.Организация обучения на основе использования системы методов; 5.Организация ндрагогического сопровождения учебной деятельности учителя, пронизывающего его обучение; 6.Выявление динамики субъект-ности учителя (повторная диагностика субъектности).

Первым этапом технологии развития субъектности учителя становится создание андрагогических условий. Создание андрагогических условий в системе постдипломного педагогического образования является необходимым процессом, формирующим реальные основы для организации всей технологии развития субъектности учителя в целом. Андрагогическими условиями развития субъектности учителя в сис-

теме постдипломного педагогического образования становятся следующие: 1. Организация андрагогического процесса и системы субъект-субъектных отношений между участниками ан-драгогического процесса; 2. Организация гибкой деятельности андрагога при обучении учителей в системе постдипломного педагогического образования и повышение его андрагогичес-кой компетентности; 3.Использование системы структурированных задач разных уровней сложности; 4. Учет детерминирования развития субъектнос-ти учителя в системе постдипломного педагогического образования, с одной стороны, внешними факторами - ан-драгогической компетентностью педагога системы постдипломного педагогического образования, организацией андрагогического процесса, андрагоги-ческим сопровождением образовательной деятельности учителя; с другой стороны, внутренними факторами -способностью саморазвиваться, состояниями интенциональности и рефлексии. Организация андрагогического

процесса строится, в первую очередь, на построении субъект-субъектных отношений андрагога и учителя, где каждый мыслится как взрослый, активный участник процесса взаимообу-чения, как партнер, способный гибко менять роли в процессе обучения: от роли обучающего к роли обучающегося. В ситуации субъект-субъектного взаимодействия взрослых андрагог является не ведущим, а сопровождающим образовательную деятельность учителя, создающим условия для развития субъектности учителя. Важным становится учет потребности учителя быть самоуправляемым субъектом об-

разовательной деятельности в системе постдипломного педагогического образования. Самоуправление предполагает целеполагание, прогнозирование, планирование, реализацию, самоконтроль, самооценку собственной образовательной деятельности (при необходимой поддержке андрагога). Причем андрагогу необходимо постепенно делегировать всю полноту этих функций учителю в системе постдипломного педагогического образования, поддерживать стремление к самостоятельности у учителя, оказывать ему помощь в определении необходимых параметров обучения.

Вторым этапом развития субъек-тности учителя является диагностика уровня субъектности учителя на основе опросника. Разработанный нами опросник представляет собой скрининговый инструмент для измерения уровня субъектности учителя, обучающегося в андрагогическом процессе. Определение уровня субъектности учителя строится на понимании субъект-ности учителя как системы отношений, состоящей из следующих компонентов: отношение учителя к объективной анд-рагогической действительности, отношение учителя к профессиональному саморазвитию, отношение учителя к себе как к деятелю в системе постдипломного педагогического образования. Каждый из компонентов субъектнос-ти учителя определяется следующими показателями: мотивационно-операциональными, коммуникативными,

деятельностными, управляющими,

рефлексивными. Уровень субъектнос-ти учителя определяется по данным показателям, выделенным как шкалы. Опросник, выявляющий уровень раз-

59

вития субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования, позволяет определить динамику развития субъектности.

Третьим этапом развития субъ-ектности учителя является выделение страт учителей в группе обучающихся слушателей. Такое выделение позволяет андрагогу организовать не только индивидуальную, но и групповую деятельность с каждой стратой учителей. В зависимости от уровня выявленной субъектности выделяются следующие страты: первая страта

- учителя с очень низким уровнем субъектности, вторая страта - учителя с низким уровнем субъектности, третья страта - учителя со средним уровнем субъектности, четвертая страта - учителя с высоким уровнем субъектнос-ти. Характеристиками каждой страты учителей являются дескриптивные представления каждого уровня субъ-ектности учителя. Первый (очень

низкий) уровень развития субъектнос-ти учителя в системе постдипломного педагогического образования характеризуется низким уровнем включенности учителя в андрагогический процесс системы постдипломного педагогического образования; индифферентным отношением учителя к постдипломному педагогическому образованию; индифферентной эмоциональной наполненностью ведущего мотива обучения учителя; демонстрацией ситуативного интереса учителя к содержанию постдипломного педагогического образования; неустойчивым стремлением учителя решать нейтральные педагогические задачи, ориентирующие учителя на воспроизведение имеющейся у него информации, на ответы, не тре-

60

бующие специального рассуждения; использованием репродуктивного способа подготовки и принятия решения; наличием у учителя четырех и более типов профессиональных затруднений; отсутствием «видения» учителем своих профессиональных затруднений, отсутствием потребности разрешать их. Второй (низкий уровень) развития субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования характеризуется слабым уровнем включенности учителя в андрагоги-ческий процесс системы постдипломного педагогического образования; недоверием учителя к постдипломному педагогическому образованию, к ан-драгогам; негативной эмоциональной наполненностью основного учебного мотива; демонстрацией ситуативного интереса учителя к содержанию постдипломного педагогического образования; неустойчивой готовностью учителя разрешать профессиональные затруднения, неустойчивой готовностью решать педагогические задачи первого уровня проблемности, при котором андрагог ставит проблему (задачу) и показывает ее решение, учитель только наблюдает этот процесс, приобретает опыт решения, репродуктивно используя его в профессиональной практике, используя при решении задач репродуктивный и вероятностный способы подготовки и принятия решения; наличием четырех типов профессиональных затруднений, наличием низкого уровня готовности разрешать их. Третий (средний уровень) субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования характеризуется средним уровнем включенности учителя в андрагогический процесс; со-

знательным позитивным отношением к постдипломному педагогическому образованию; позитивной эмоциональной наполненностью основного учебного мотива; заинтересованностью содержанием постдипломного педагогического образования; готовностью учителя разрешать профессиональные затруднения при помощи постдипломного педагогического образования. Характеризуется ориентацией учителя на разрешение профессиональных затруднений, на решение педагогических задач второго уровня проблемности, при котором учитель при помощи андрагога формулирует задачу, ищет решения задачи, самостоятельно решает и контролирует правильность решения; использует перебор репродуктивного, вероятностного, детерминированного способов подготовки и принятия решения. Характеризуется наличием у учителя 2-3 типов профессиональных затруднений и готовности их разрешать. Четвертый (высокий уровень) субъектнос-ти учителя характеризуется высоким уровнем включенности учителя в ан-драгогический процесс; сознательным, устойчивым, позитивным отношением к постдипломному педагогическому образованию; позитивной эмоциональной наполненностью ведущего учебного мотива; демонстрацией учителем устойчивого интереса к содержанию постдипломного педагогического образования; готовностью учителя разрешать профессиональные затруднения при помощи постдипломного педагогического образования; ориентацией учителя на решение профессиональных затруднений, педагогических задач третьего уровня проблемности, при котором учитель самостоятельно форму-

лирует задачу, ищет способы решения, решает и контролирует правильность решения и использует перебор репродуктивного, вероятностного, детерминированного способов подготовки и принятия решения. В процессе обучения подобная стратификация позволяет андрагогу определить направление своей деятельности, выбирать формы обучения, варьировать методику анд-рагогического сопровождения образовательной деятельности учителя.

Четвертым этапом технологии развития субъектности учителя становится организация обучения, направленного на развитие субъектности учителя. Организация обучения основана на поэтапном переходе учителя от одной стадии становления субъектности к последующей стадии. Нами выделены несколько стадий, на каждой из которых учитель представляется субъектом учебной деятельности, основных ее этапов: субъектом постановки учебных целей, субъектом реализации учебных целей, субъектом получения результатов реализации учебных целей, субъектом самоуправления собственной учебной деятельностью. Важно отметить, что при развитии субъектности конкретный учитель не обязательно проходит все стадии становления субъ-ектности. Укажем стадии становления субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования. Первая стадия - учитель является субъектом постановки учебных целей, адаптирующимся к требованиям анд-рагогического процесса: осмысливает способы решения поставленных заданий, задач; строит идеальную модель решения задачи; выявляет личностную значимость для себя содержания

61

постдипломного педагогического образования; включен только в монологическое общение с андрагогом в анд-рагогическом процессе; опирается чаще на внешнюю учебную мотивацию, организуемую андрагогом. Более активно формируется мотивационно-операциональный показатель субъектности учителя (наряду с другими показателями). Вторая стадия - учитель является субъектом реализации учебных целей: учитель принимает решения о способах достижения целей; выбирает стратегии достижения целей; оценивает свой потенциал; программирует, планирует и реализует свои действия по решению поставленной задачи; осуществляет действия самоконтроля, действия самооценки; учитель включен в различные типы общения в андрагогическом процессе: монологическое, диалогическое; использует различные типы обращения в андрагогическом процессе; учитель ориентирован более на внешнюю, менее на внутреннюю учебную мотивацию. Более активно формируется коммуникативный, деятельностный показатели субъектности учителя (наряду с другими показателями). Третья стадия - учитель является субъектом получения результатов реализации учебных целей: демонстрирует учебную активность; оценивает качества результатов, ошибок, выбранных стратегий, приведших к положительным результатам; анализирует причинно-следственные связи между событиями своей образовательной и профессиональной деятельности. Использует умения репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, действия самоконтроля, действия самооценки. Применяет умение организовать самомотивацию,

62

умение организовать саморазвитие. Учитель включен в процесс рефлексивно-диалогического взаимодействия с участниками андрагогического процесса, в межсубъектную творческую деятельность. Чаще ориентирован на внутреннюю положительную учебную мотивацию. Более активно развиваются коммуникативный, деятельностный, управляющий, мотивационно-операциональный показатели (наряду с другими показателями). Четвертая стадия

- учитель является субъектом самоуправления учебной, образовательной деятельностью, которая развивает субъектность; является субъектом развития своей субъектности; субъектом собственной концепции субъектности. Учитель осознанно включен в образовательную (самообразовательную) деятельность в андрагогическом процессе. Использует умения целеполагания, программирования, планирования; использует исполнительные умения: вербальные, материальные, практические, мыслительно-логические, перцептивные, мнемические, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, действия самоконтроля, действия самооценки. Учитель устраняет сложности в возникающих ситуациях постдипломного педагогического образования, стремится к целостному видению собственной образовательной деятельности в системе постдипломного педагогического образования. Более активно развиваются коммуникативный, деятельностный, управляющий, мотивационно-операциональный, рефлексивный показатели.

Таким образом, организация обучения строится на использовании системы методов: метод организации

ситуации самостоятельного выбора учителем учебных заданий и задач, метод дальнейшего развития у обучающегося учителя умения принимать различные решения, метод работы в микрогруппах, метод создания мотивации достижения. Указанные методы обучения в технологии развития субъек-тности определяют ее специфику. Важно отметить, что технология развития субъектности предполагает работу -фронтальную, групповую, индивидуальную. Если групповая работа строится на учете особенностей выделенных страт учителей как своеобразной внешней дифференциации, то андра-гогическое сопровождение основано на учете индивидуальных особенностей учителя как субъекта андрагогическо-го процесса.

Пятым этапом технологии развития субъектности учителя становится организация сопровождения образовательной деятельности учителя на основе использования методики андрагогичес-кого сопровождения[3, с. 25]. Андраго-гическое сопровождение образовательной деятельности учителя направлено на дальнейшее развитие субъектности учителя через анализ учителем (при помощи андрагога) особенностей своего профессионализма и преодоление им профессиональных затруднений. Деятельность андрагога (в зависимости от выявленного уровня субъектнос-ти учителя в системе постдипломного педагогического образования) носит вариативный характер. Уровень субъ-ектности учителя определяет деятельность андрагога, которая варьируется на основе гибкого изменения методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя.

Первая страта - выявлен очень низкий уровень субъектности. При выявленном очень низком уровне субъектности учителя деятельность андрагога в анд-рагогическом сопровождении предполагает мотивирующую деятельность андрагога, направленную на создание ситуации успеха в процессе преодоления профессиональных затруднений; на формирование у учителя умений рефлексии, умения «видеть» профессиональные затруднения и понимать значимость их преодоления; формирование включенности учителя в ан-драгогический процесс посредством диалога и полилога, проблематизации, посредством учета профессиональных и образовательных потребностей учителя; формирование устойчивого стремления учителя решать не только нейтральные, но и проблемные задачи по преодолению профессиональных затруднений. Таким образом, деятельность андрагога (в методике андрагоги-ческого сопровождения) направлена на формирование включенности учителя в андрагогический процесс, в процесс познания особенностей своего профессионализма, на формирование у учителя следующего уровня субъектности. Вторая страта - выявлен низкий уровень субъектности. При низком уровне субъектности учителя варьирование технологии андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя предполагает на первом этапе мотивирующую деятельность андрагога, направленную на создание ситуации успеха у учителя, на формирование более высокого уровня включенности учителя в андрагогический процесс (на преодоление показателей-характеристик слабого уровня вклю-

63

ченности учителя в андрагогический процесс). Таким образом, направлением деятельности андрагога в методике ан-драгогического сопровождения образовательной деятельности учителя становится формирование у учителя умений: включенности в андрагогический процесс, познания особенностей своего профессионализма, ответственности за достигнутый результат, мотивированности на преодоление профессиональных затруднений. Третья страта - выявлен средний уровень субъектности). При среднем уровне субъектности учителя деятельность андрагога предполагает создание условий для удовлетворения потребности учителя разрешать профессиональные затруднения при помощи средств постдипломного педагогического образования, при помощи андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя. Таким образом, направлением деятельности андрагога в методике андрагоги-ческого сопровождения образовательной деятельности учителя становится дальнейшее формирование компетентности учителя как субъекта постдипломного педагогического образования, формирования умений: включенности в андрагогический процесс, познания особенностей своего профессионализма, ответственности за достигнутый результат, мотивированности на преодоление профессиональных затруднений при помощи постдипломного педагогического образования, инициативности, самостоятельности учителя. Четвертая страта - выявлен высокий уровень субъектности. При высоком уровне субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования деятельность андрагога предполагает организацию условий

64

для самостоятельной деятельности учителя. Стоит отметить, что в техно -логии развития субъектности учителя решается важная задача: с одной стороны, в процессе обучения учитель развивается как субъект самоуправления собственной учебной деятельностью, с другой стороны, в андрагогическом сопровождении учитель развивается как субъект управления преобразованием собственного профессионализма. Результатом становится целостное развитие субъектности учителя как деятеля по отношению к учебной и профессиональной деятельности. Важным

является соотнесение деятельностей андрагога, обучающего в андрагогичес-ком процессе и андрагога, организующего андрагогическое сопровождение обучающегося учителя. Деятельность андрагога в организации андрагогичес-кого процесса направлена на развитие учителя как субъекта самоуправления учебной деятельностью. Деятельность андрагога, организующего андраго-гическое сопровождение учебной деятельности учителя, направлена на формирование умений учителя управлять преобразованием своего профессионализма.

Заключительным (пятым) этапом технологии является выявление динамики развития субъектности учителя. Данный этап предполагает повторную диагностику субъектности учителя на основе опросника, определяющего уровень субъектности учителя в андрагогическом процессе [4, с. 187].

Таким образом, представленная технология развития субъектности учителя в системе постдипломного педагогического образования описывает последовательность этапов, логически следующих друг за другом.

Литература:

1. Калиновский ЮИ. Введение в анд-рагогику. - М.: Сфера, 2000. - 478 с.

2. Кан-Калик В.А., Никандров П.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 246 с.

3. Климов Е.А. Психолого-педагоги-ческие проблемы профессиональной консультации. - М., 1983. - № 2.- С.23-27.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Прогресс, 2006. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.