Научная статья на тему 'Тьюторство в условиях модернизации дополнительного профессионального педагогического образования'

Тьюторство в условиях модернизации дополнительного профессионального педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЬЮТОРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ" / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файн Татьяна Анатольевна

Определена роль образования в обеспечении инновационного развития общества; приведены аргументы значимости дополнительного профессионального педагогического образования в современном образовательном пространстве Российской Федерации; представлены особенности дополнительного профессионального образования; актуализирована специфика модернизации дополнительного профессионального педагогического образования. Раскрывается сущность и особенности тьюторства в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Обосновывается роль и значение тьюторства как технологии эффективного сопровождения педагогических и управленческих работников в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»; аргументируется влияние социально-педагогического проектирования и способностной педагогики посредством тьюторства на результаты в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Указана специфика, особенности и возможности тьюторства в развитии профессионально-педагогических компетентностей работников образования. Определено и описано взаимовлияние инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности работников образования; раскрыты принципы практической реализации компетентностной парадигмы по формированию профессионально-педагогической компетентности работников образования в дополнительном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutoring in the context of modernization of additional professional pedagogical education

The role of education in the innovative development of society is determined ; the arguments of the importance of additional professional pedagogical education in modern educational sphere of the Russian Federation are offered; the features additional professional education are shown; specifics of modernization of additional professional pedagogical education are actualized. The article reveals the essence and peculiarities of tutoring in additional professional pedagogical education. The role and importance of tutoring as an effective technology support pedagogical and managerial personnel are explained in accordance with the professional standard “Teacher”; the influence of socio-pedagogical design through tutoring results in additional professional pedagogical education is argued. The specifics, features and capabilities of tutoring in the development of professional and pedagogical competences of educators are indicated. The interaction of innovation and professionally-pedagogical competence of educators is defined and described; the principles of practical implementation of competence-based paradigm for the formation of professional pedagogical competence of education personnel in additional professional education are disclosed.

Текст научной работы на тему «Тьюторство в условиях модернизации дополнительного профессионального педагогического образования»

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Тьюторство в условиях модернизации дополнительного профессионального педагогического образования

Т. А. Файн

Tutoring in the context of modernization of additional professional pedagogical education

T. A. Fain

Аннотация. Определена роль образования в обеспечении инновационного развития общества; приведены аргументы значимости дополнительного профессионального педагогического образования в современном образовательном пространстве Российской Федерации; представлены особенности дополнительного профессионального образования; актуализирована специфика модернизации дополнительного профессионального педагогического образования. Раскрывается сущность и особенности тьюторства в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Обосновывается роль и значение тьюторства как технологии эффективного сопровождения педагогических и управленческих работников в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»; аргументируется влияние социально-педагогического проектирования и способностной педагогики посредством тью-торства на результаты в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Указана специфика, особенности и возможности тьюторства в развитии профессионально-педагогических компетентностей работников образования. Определено и описано взаимовлияние инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности работников образования; раскрыты принципы практической реализации компе-тентностной парадигмы по формированию профессионально-педагогической компетентности работников образования в дополнительном профессиональном образовании.

Abstract. The role of education in the innovative development of society is determined; the arguments of the importance of additional profes-

sional pedagogical education in modern educational sphere of the Russian Federation are offered; the features additional professional education are shown; specifics of modernization of additional professional pedagogical education are actualized.

The article reveals the essence and peculiarities of tutoring in additional professional pedagogical education. The role and importance of tutoring as an effective technology support pedagogical and managerial personnel are explained in accordance with the professional standard "Teacher"; the influence of socio-pedagogical design through tutoring results in additional professional pedagogical education is argued. The specifics, features and capabilities of tutoring in the development of professional and pedagogical competences of educators are indicated. The interaction of innovation and professionally-pedagogical competence of educators is defined and described; the principles of practical implementation of competence-based paradigm for the formation of professional pedagogical competence of education personnel in additional professional education are disclosed.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное педагогическое образование, модернизация дополнительного профессионального педагогического образования, тьюторство, профессиональный стандарт «Педагог», социально-педагогическое проектирование, инновационный потенциал, профессионально-педагогическая компетентность работников образования.

Keywords: additional professional pedagogical education, modernization of additional professional pedagogical education , tutoring, professional

toBttcra

# Ъ

M. \

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

standard "Teacher", socio-pedagogical design, innovative capacity, professional-pedagogical competence of educators.

Решающая роль в инновационном развитии общества принадлежит образованию, результаты которого являются стратегическим ресурсом для совершенствования качества жизни граждан России [1].

Сегодняшняя ситуация в современном российском образовании обусловлена в целом процессами модернизации, когда на всех уровнях предпринимается попытка достижения реальной гармонизации педагогической практики с обновляемыми социально-экономическими реалиями.

Модернизация как объективная потребность единого современного российского образовательного пространства выступает мощным и необходимым механизмом по достижению результатов и качества образования в соответствии с запросами личности, общества государства [2].

Образовательное пространство рассматривается в Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 3, п. 4), который гарантирует реализацию государственной политики и правового регулирования в сфере образования на принципах, обеспечивающих в том числе «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации...».

Несмотря на существующий «научно-методический разнобой», большинство исследователей правомерно обращают внимание на следующие обязательные характеристики образовательного пространства: организованность, структурированность и содержательность, которые выступают реальными важнейшими факторами влияния на эффективность и качество педагогического процесса. Справедливо утверждение об универсальности названных характеристик, присущих образовательному пространству как на локальном, так и на глобальном уровне. Обязательной характеристикой (условием) образовательного пространства выступает педагогическое взаимодействие, которое и определяет специфику социальных отношений в том или ином образовательном пространстве. Следует учитывать, что взаимодействие в образовательном пространстве имеет временно-пространственное измерение в соот-

ветствии со справедливым утверждением Э. Гидденса о том, что «...все взаимодействия расположены - происходят в определенном месте и в течение определенного промежутка времени» [3].

Общепризнано, что главная функция образовательного пространства - создание условий и расширение возможностей творческой личности для стимулирования личностной ответственности за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, за эффективное и целесообразное социальное, профессиональное, жизненное самопределение. Педагогической наукой и практикой главным средством считается активность субъекта деятельности, способного к принятию ответственных решений в ситуации выбора, действующего в соответствии с выработанными целями и ценностными ориентирами. Очевидно, что самый необходимый и важный результат эффективного образовательного пространства - это качественная позитивная социализация обучающихся, в том числе слушателей образовательной организации дополнительного профессионального образования [1].

Система повышения квалификации, являясь частью системы непрерывного образования педагогов, может и должна обеспечивать всю научную, методическую, психологическую поддержку педагогов.

Важный показатель результативности повышения квалификации - темпы профессионального развития педагогов. Чем быстрее учитель становится высокопрофессиональным специалистом, мастером своего дела, тем выше качество результатов повышения квалификации.

Среди особенностей ДПО необходимо отметить такие, как:

- высокая мобильность и возможная краткосрочность учебного процесса, позволяющие быстро реагировать на колебания конъюнктуры рынка труда;

- возможность более гибкого удовлетворения потребностей в специалистах по количеству, профилю и уровню их подготовки, включая широкий диапазон варьирования численности учебных групп вплоть до индивидуального обучения; более широкий спектр образовательных и сопутствующих им услуг;

- обучение редким профессиям;

- быстрое формирование и обучение команд специалистов под конкретный заказ;

- оперативное реагирование на заявки предприятий и «доформирование» компетенций специалистов (повышение квалификации) под конкретные рабочие места.

Сложившаяся ситуация и новые социально-педагогические условия предполагают изменения как в профессиональном мышлении, так и в деятельности педагога, следовательно, требуется изменение концепции, идеологии, содержания и технологий в подготовке, переподготовке и в повышении квалификации педагогических кадров. Обновлению содержания повышения квалификации педагогов способствуют такие факторы, как реализация компетентностной парадигмы, исследовательского подхода и тью-торства в дополнительном профессиональном педагогическом образовании, обеспечивающих соответствие содержания образовательных услуг запросам педагогов, формирование заинтересованности и личной ответственности в повышении своей квалификации [1; 2].

Тьютор - (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. В России должность тьютора регулируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования"» от 02.08.10 № 761н [2].

Основной вклад в теоретическую разработку проблемы тьюторства в образования вносит доктор педагогических наук Т. М. Ковалёва [4], но не умаляя значения научного и практического вклада российской школы тьюторства [4], приходится, к сожалению, констатировать, что большинство наработок направлены на общее и инклюзивное образование детей [5].

В открытом доступе пока мало работ, в которых бы рассматривались какие-либо вопросы тьюторства в дополнительном профессиональном образовании. Позитивное исключение представляют работы С. В. Загребельной [6], Е. Б. Колосовой [7].

Объективные изменения в системе образования (создание образовательных кластеров, интеграция образовательных учреждений, внедрение ФГОС ОО, информатизация образо-

ЧИППКРО

вания, инновационное проектирование, государственно-общественный характер управления школой, регулирование деятельности на основе Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации», введение профессионального стандарта педагога и модельного кодекса профессионально-педагогической этики) невозможны без обновлений в педагогической деятельности, обеспечивающих перевод педагогического работника:

- от когнитивного аспекта деятельности -к исследовательскому;

- от использования рекомендованных сверху новшеств - к инициативному выбору;

- от выполнения инструментальной роли учителя - к инновационной деятельности;

- от воспроизведения традиционных форм и методов образовательного процесса к разработке, освоению и внедрению инновационных и научно-педагогических проектов;

- от позиции педагога-предметника, исполнителя программ обучения, воспитания и социализации учащихся - к позиции педагога-разработчика, педагога-экспериментатора, педагога-исследователя.

Позиция всегда является результатом самоопределения, которое, в свою очередь, невозможно без наличия позиции. Инновационная позиция - отношение субъекта к различным нововведениям во всех сферах человеческой жизни, особая точка зрения, способность рационально определить положительные и отрицательные стороны любого новшества, ощущать себя активным субъектом инновационных процессов. Инновационную позицию можно представить как систему установок личности, отношений, взглядов, представлений, ценностей, возникающих в процессе инновационной деятельности. Инновационная позиция педагога в процессе социализации обучающихся - это продукт инновационного мышления и инновационного поведения педагога, следствие осознания воспитания как управляемого процесса социализации и показатель уровня профессиональной работы как педагога-воспитателя, педагога-исследователя, педагога-новатора, педагога-эксперта.

Исследователи проблем педагогической ин-новатики правомерно утверждают, что потенциал для инновационного общества, а значит, и для сферы образования, необходимо выращи-

м. \

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

вать сознательно. Инновационный потенциал педагога, его инновационная позиция как совокупность социокультурных возможностей и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов, невозможны вне инновационного пространства. Известно, к сожалению, что инновационный потенциал как совокупность возможностей не превращается механически в инновационные ресурсы педагога. Ресурс, в отличие от потенциала, - это всегда реальный актив на пути к успешному достижению цели, которым можно пользоваться, расходовать его, накапливать, объединять, разделять, воспроизводить, управлять им и так далее.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы актуализирует задачу, которая обеспечивает, в том числе: ... внедрение и распространение новых моделей образовательных организаций, технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней, обновление моделей и механизмов управления образованием.

Реализация компетентностной парадигмы в дополнительном профессиональном образовании обеспечивает: обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения; улучшение взаимодействия всех участников данного процесса. Дополнительное профессиональное образование - одно из перспективных направлений образовательной деятельности; важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, при этом важно учитывать, что «когнитивной основой всех компетенций являются научные знания» [1]. При этом правомерным является положение о том, что компетентностная парадигма - это частичная, но, добавлю, - «важнейшая, альтернатива знаниевой педагогике» [1].

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, выступает в условиях непрерывного образования мерилом (маркером) современных требований к педагогу, свое-

го рода эталоном его профессионально-педагогической компетентности.

Программы профессиональной переподготовки, дающие дополнительную квалификацию по психолого-педагогическому профилю, выступают важнейшим механизмом практической реализации компетентностной парадигмы в дополнительном профессиональном образовании. Важно учитывать, что при проектировании собственной деятельности по реализации индивидуальных образовательных программ педагогам необходимо обсуждать, какие дела предстоят каждому в ближайший период, какими качествами должен обладать каждый, чтобы успешно справиться с предстоящими делами, и каким в связи с этим должно быть его образование.

Подготовка педагога к предстоящей деятельности должна происходить на основе выделения и понимания тех компонентов, которые характеризуют будущее (ситуаций, трудностей, целей, задач и т. д.).

Так реализуется принцип непрерывной работы с будущим в настоящем, происходит целенаправленная подготовка педагога к предстоящей деятельности. Для реализации индивидуальных образовательных программ необходима образовательная среда, состоящая из образовательных процессов, структур, в которых есть возможность созданную индивидуальную образовательную программу реализовать.

Важное значение приобретают программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработка которых должна осуществляться с учетом тенденций развития педагогической науки и системы образования, запросов педагогического сообщества.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС высшего

профессионального образования к результатам освоения ДПП ПП (ч. 10 ст. 76).

В дополнительном профессиональном образовании компетентность необходимо трактовать в качестве одной из значимых характеристик соответствия человека занимаемой должности. Наличие компетентности является необходимым условием успешного выполнения профессиональной деятельности.

Компетентностная парадигма в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров [1] непосредственно отражается в содержании и организации процесса формирования профессионально-педагогической компетентности через включение педагога в систему продуктивной педагогической деятельности, моделирование которой требует учета ряда принципов, в том числе:

- самоопределение участников совместной деятельности на преобразовательные действия, направленные как на систему педагогической деятельности, так и на самого себя;

- технологичность, предусматривающая согласование абстрактных норм (подходов, принципов, целей) с конкретными нормами деятельности (планами, методиками, методами и приемами);

- рефлексивность, предполагающая рефлек-сивно-деятельностную организацию процесса управления преобразованиями;

- опора на субъектный опыт, обеспечивающий управление развитием индивидуальной и коллективной деятельности на основе реконструкции и синтеза субъективного опыта, учета зон актуального и ближайшего развития;

- коммуникативность и диалогичность как обязательное условие фиксации развития деятельности на основе рефлексии и согласования индивидуальных и социальных целей;

- управляемое развитие (принцип «выращивания»), предполагающий такое управление педагогической деятельностью, которое строится на схемах ситуационного, рефлексивного управления как самой деятельностью, так и процессом ее преобразования.

Современные требования к степени (уровню) профессионально-педагогической компетентности работников образования проявляются как объективная закономерность переустройства образовательного пространства повышения квалификации как на содержатель-

ЧИППКРО

ном, так и на организационно-технологическом уровне. Организационно-технологическое сопровождение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров требует привлечения современных образовательных технологий, реализуемых в парадигме способностной педагогики на основе гуманистическо-инновационного управления базовым педагогически процессом.

Способностная педагогика как смыслообра-зующая модель организации педагогического процесса существенно изменяет функции учителя, который с позиции носителя информации, хранителя норм и традиций, пропагандиста предметно-дисциплинарных знаний в традиционной (репродуктивной, знаниевой) педагогике переходит на позицию организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся, тьютора и фасилитатора.

Важнейшим инструментом практической реализации способностной педагогики в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров является социально-педагогическое проектирование, которое выступает одновременно и как способ, и как результат творческой педагогической деятельности. Как способ, социально-педагогическое проектирование позволяет учителю организовать свою деятельность в соответствии с идеологией исследовательского подхода в обучении (творческий учитель, осуществляя исследовательский подход, корректирует при этом все компоненты учебного процесса и своей деятельности), что закономерно оказывает позитивное влияние на многие результаты целостного педагогического процесса.

Как результат, социально-педагогическое проектирование выступает важнейшим содержательно-технологическим залогом, необходимым и достаточным для запуска внутренних механизмов профессионального саморазвития педагога.

Социально-педагогическое проектирование конкретного учителя - характеристика его методического почерка и уровень его профессионально-педагогического мастерства.

Социально-педагогическое проектирование - показатель учителя-исследователя, индикатор его деятельности, основанной на поисково-исследовательском конструировании и рефлексии.

м. \

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

Социально-педагогическое проектирование по содержанию, мотивации, организации, технологиям выше обычного планирования. Структурные компоненты профессиональной компетентности педагога несут в себе элементы творчества. Обшеприняты основные признаки творчества:

- владение приемами научного анализа, синтеза, прогнозирования;

- предвосхищение (антиципация) оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок» в неоткрытое перспективное);

- умение воплощать (внедрять) науку в практическую деятельность;

- видение основополагающих идей как основы (инструментария) внедрения;

- способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;

- способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;

- умение использовать опыт других учителей применительно к условиям собственной деятельности;

- способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации;

- умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях: проявлять гибкость в педагогическом труде;

- способность выходить за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явлений с новых сторон, умение восстанавливать связи между явлениями, видеть общие признаки между отдельными фактами и т. п.);

- умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать вредные стереотипы в педагогическом труде и в образовании;

- умение переносить знания в различные педагогические условия.

В структуре творческого процесса исследователями выделяются дополнительные умения педагога:

- постановка вопроса, требующего творческого ответа (нацеливание педагога на видение проблем);

- систематизация необходимых знаний (собственного или известного опыта) для обоснования гипотезы;

- видение стратегии продуктивной педагогической деятельности (в системе априори-апостериори: осознание исходных показателей, предвосхищение, экстраполяция, прогнозирование сверхзадач);

- обобщение знания в виде выводов и гипотез (в условиях наблюдения и эксперимента), оформление возникших идей в виде логических и графических структур;

- проверка степени ценности полученных результатов в различных педагогических ситуациях (условиях) и в различных педагогических системах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тьюторы [5] - это педагогические работники с новыми компетенциями, владеющие технологиями дистанционного сопровождения, способные через адресную поддержку индивидуальных запросов и потребностей педагогических и управленческих работников к активизации регионального сетевого методического взаимодействия.

Тьютор, выступая ретранслятором государственной образовательной политики на уровне муниципалитета и образовательного учреждения, обеспечивает индивидуализацию профессионального саморазвития педагога, продвижение обучающегося по индивидуальной образовательной траектории, по индивидуальному образовательному маршруту, который проектируется с учетом интересов, потребностей, проблем и профессиональных затруднений каждого педагогического работника, способствуя развитию творческого потенциала управленческих и педагогических кадров.

Тьютор всегда профессионал и авторитетный лидер. В школе и другой образовательной организации тьютор - инициатор преобразований и нововведений, ядро рабочей или творческой группы, ретранслятор образовательный инноваций.

Технология тьюторского сопровождения через исследовательский подход в профессиональной переподготовке и повышении квалификации обеспечивает высокую степень индивидуализации через работу с потребностями, запросами и мотивами слушателей.

Через анализ педагогических реалий необходимо выводить каждого конкретного работника образования на выявление причинно-следственных связей и психолого-педагогических закономерностей, через понимание и

осознание которых у педагога формируется готовность к педагогическому предвидению и социально-педагогическому прогнозированию, что выступает важнейшей предпосылкой для выстраивания ученического и педагогического индивидуального образовательного маршрута, а также основанием для создания всевозможных программ: от курсов по выбору до программ развития образовательного учреждения. Отмечая роль инновационного ресурса педагогов как важнейшего механизма эффективного сопровождения одарённости и поддержки талантливых детей, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях требуется реальная переориентация педагогического и дополнительного профессионального педагогического образования на достижение цели по тьютор-скому психолого-педагогическому сопровождению педагогических работников.

Требуется в современных условиях модернизации образования обеспечить действенность личностного инновационного ресурса каждого педагогического работника, а для этого осуществить формирование у педагогических работников основных компетентностных результатов, к которым исследователями отнесены следующие их виды.

- Профессионально-личностные (репродуктивные): научно-методические знания; психолого-педагогическая грамотность; коммуникативная культура (дополню - и тьюторство); методологическая культура (новое мышление, профессиональное сознание); рефлексивная культура; способность к интеграции с историческим, педагогическим и социальным опытом; общая гуманитарная культура; знания о регионализации образования.

- Профессионально-деятельностные (продуктивные): научно-методический уровень образования; гуманистическая направленность обучения; уровень педагогических технологий; целеполагание и мотивация учебной деятельности на уроке; уровень личностно ориентированного взаимодействия; исследовательский подход в обучении; системно-деятельностный подход к обучению.

- Профессионально-творческие (исследовательские): творческое использование имеющихся педагогических инноваций; участие в педагогическом эксперименте; создание авторских разработок, программ; владение методи-

ЧИППКРО

кой экспериментальной работы, наличие публикаций по результатам эксперимента; руководство работой методических конференций.

Очевидно, что инновационный ресурс педагогического работника сегодня - это его готовность к позитивно-критическому восприятию новой информации; к приращению общих и профессиональных знаний; к выдвижению новых конкурентоспособных идей; к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач; к использованию знаний для практической реализации новшеств. Именно на формирование такой готовности у педагогических кадров и должно быть направлено тьюторство в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Инновационный потенциал каждого педагогического работника и педагогического коллектива в целом раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Основным средством развития инновационного потенциала педагогических кадров школы выступает инновационная деятельность педагогов. Основные этапы внедрения инноваций в работу педагогов: изучение потенциала педагогов; мотивирование педагогов на труд и творчество; непосредственное внедрение инноваций; контроль за результатом.

Основным средством реализации инновационного потенциала педагога исследователи считают его способности к практическому использованию современных образовательных технологий, саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов. То есть реализация возникшей инновационной идеи проходит с помощью применения инновационных технологий, которые, в свою очередь, являются положительным результатом разработанных инновационных проектов. Для образовательных организаций ДПО основным направлением деятельности считается реализация оптимальных способов ознакомления современного педагога с инновационными технологиями. Среди потенциальных препятствий на пути развития педагогического инновационного потенциала необходимо учитывать следующие факторы: страхи от встречи с нововведением, недостаток педагогического опыта, проблема самостоятельности и творчества, слабое мотивирование на профессиональный рост и недостаток технических средств.

м. \

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

Необходимо учитывать, что сущность процесса развития инновационного потенциала и ресурса педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ, что невозможно без самоопределения педагогических работников, осознания необходимости саморазвития и самосовершенствования с целью овладения новыми профессионально-педагогическими компетентностями, которые в настоящее время достаточно полно отражает профессиональный стандарт педагога.

Необходимость включения тьюторов и консультантов в сферу образования обусловлена широким спектром нововведний и инноваций, которые требуют их сопровождения как на стадии осмысления и разработки, так и на этапе практической апробации и реализации. Наиболее значимыми инновациями сегодня выступают введение ФГОС ОО, разработка и реализация программ развития школ, активизация общественно-государственных механизмов управления образованием, корректировка финансово-экономических инструментов управления, развитие учительского потенциала, поддержка одарённых и талантливых детей, про-филизация старшей школы, совершенствование качества образования и многое другое.

Тьюторское сопровождение в повышении квалификации направлено на формирование ключевых компетентностей управленческих и педагогических работников по обозначенным и другим актуальным вопросам. Тьюторы - это педагогические работники с новыми компетенциями, владеющие технологиями дистанционного сопровождения, способные через адресную поддержку индивидуальных запросов и потребностей педагогических и управленческих работников к активизации регионального сетевого методического взаимодействия.

Считаем, что практическая реализация тью-торства педагогическими работниками возможна через освоение содержания дополнительной профессиональной программы «Тех-

нологии тьюторского сопровождения одарённых и талантливых детей» [8]. При изучении данной программы педагогическим работникам представляется возможность изучить психолого-педагогический феномен детской одарённости; обеспечивается обоснование талантливости детей как психолого-педагогической категории; осуществляется ознакомление слушателей с современными диагностическими средствами выявления, развития и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности; тьюторство рассматривается как инструмент педагогики достоинства, сотрудничества, сотворчества [9] .

Совершенствование профессионально-

педагогической компетентности педагогов требует новых знаний об особенностях деятельности тьютора как представителя новой категории педагогических работников; навыков профессионально-педагогической деятельности по тью-торскому сопровождению одарённых детей. Обязательно осуществляется анализ отечественных и зарубежных концепций детской одарённости, раскрывается история изучения феномена одарённости, в том числе и зарубежные модели развития одарённых школьников. Особое место в структуре профессионально-педагогической компетентности занимает практическая готовность педагогических работников к осуществлению тьюторского сопровождения одарённых и талантливых детей, что требует изучения и освоения содержательных модулей о современных педагогических технологиях в дошкольном образовании; о тьюторском сопровождении одарённых детей; о современных образовательных и педагогических технологиях эффективного тьюторского сопровождения детей. Для этого в дополнительной профессиональной программе предусматривается интерактивная составляющая, которая включает практикумы и социально-педагогическое проектирование в рамках работы слушателей в малых группах, презентацию и обсуждение разработанных проектных предложений.

Руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций необходимо осознавать технологическую составляющую тьюторского сопровождения одарённых детей [1; 2; 8], поэтому важными, необходимыми и ожидаемыми результатами освоения программы выступают: осознание и принятие кон-

цепции по развитию одарённых и талантливых детей в контексте государственной образовательной политики РФ; рефлексивное присвоение содержания тьюторского сопровождения одарённых детей; аналитическое осмысление технологий тьюторского сопровождения одарённых детей; проектирование процессов индивидуального и группового тьюторского сопровождения одарённых детей; разработка индивидуальных программ по тьюторскому сопровождению одарённых детей.

Теоретическая готовность педагогического работника к реализации тьюторских функций по сопровождению детей невозможна без осмысления и осознания психолого-педагогических знаний о социально-педагогических проблемах особенных детей в контексте государственной образовательной политики РФ; о психолого-педагогическом феномене детской одарённости; о талантливости детей как психолого-педагогической категории; о тьюторстве как категории образования и инструменте конструктивного педагогического взаимодействия. Эти знания выступают важнейшим компонентом профессионально-педагогической компетентности каждого работника системы образования.

Именно поэтому базовая часть данной программы представляет содержательные линии, раскрывающие эти и некоторые другие аспекты психолого-педагогического обеспечения эффективного тьюторского сопровождения в деятельности педагогов.

Особое место в структуре профессионально-педагогической компетентности занимает практическая готовность педагогических работников к осуществлению тьюторского сопровождения одарённых и талантливых детей, что требует изучения и освоения содержательных модулей о современных педагогических технологиях; о тьюторском сопровождении одарённых и талантливых детей и молодежи; о современных образовательных и педагогических технологиях эффективного тьюторского сопровождения детей и молодежи.

Для этого профильная часть данной программы предусматривает интерактивную составляющую, которая включает практикумы и социально-педагогическое проектирование в рамках работы слушателей в малых группах, презентацию и обсуждение разработанных про-

ЧИППКРО

ектных предложений. Это позволяет не только актуализировать современную психолого-педагогическую информацию, связанную с обновлением содержательной и процессуальной сторон педагогической деятельности педагогов, но и создает условия для первичного практического применения педагогами новых подходов к организации и реализации тьюторского сопровождения одарённых и талантливых детей.

Содержание программы реализуется через базовую и профильную части. Базовая часть включает следующие модули: социально-педагогические проблемы одарённости и талантливости детей в контексте государственной образовательной политики РФ; психолого-педагогический феномен детской одарённости; талантливость детей как психолого-педагогическая категория; тьюторство как категория образования и инструмент конструктивного педагогического взаимодействия.

Профильная часть реализуется через следующие модули: современные педагогические технологии; тьюторское сопровождение одарённых и талантливых детей и молодежи; современные образовательные и педагогические технологии эффективного тьюторского сопровождения детей и молодежи; деятельность тьютора по сопровождению государственной образовательной политики по выявлению и развитию детской одарённости на муниципальном и школьном уровнях.

Важными, необходимыми и ожидаемыми результатами освоения программы выступают:

- осознание и принятие концепции по развитию одарённых и талантливых детей в контексте государственной образовательной политики РФ;

- рефлексивное присвоение содержания тьюторского сопровождения одарённых и талантливых детей;

- аналитическое осмысление технологий тьюторского сопровождения одарённых и талантливых детей;

- проектирование процессов индивидуального и группового тьюторского сопровождения одарённых и талантливых детей;

- разработка индивидуальных программ (маршрутов) по тьюторскому сопровождению одарённых и талантливых детей.

По завершении освоения программы у слушателей должны быть сформированы конкретные научно-методические представления и по-

м. \

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

нятия о социально-педагогических проблемах одарённости и талантливости детей в контексте государственной образовательной политики РФ; о психолого-педагогическом феномене детской одарённости; о талантливости детей как психолого-педагогической категории; о тьюторстве как категории образования и инструменте конструктивного педагогического взаимодействия.

По завершении освоения программы слушатели должны знать современные диагностические средства выявления, развития и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности; особенности различных видов педагогического взаимодействия с одарёнными и талантливыми детьми; особенности деятельности тьютора как представителя новой категории педагогических работников; современные педагогические технологии и основные (эффективные) технологии тьюторского сопровождения; задачи и функции тьютора в образовательном процессе; основные формы организации образовательной деятельности учащихся и тьютора в учебном процессе при работе с талантливыми и одарёнными детьми.

По завершении освоения программы слушатели должны уметь проектировать процессы индивидуального и группового тьюторского сопровождения одарённых и талантливых детей; разрабатывать индивидуальные программы (маршруты) по тьюторскому сопровождению одарённых и талантливых детей; моделировать и конструировать собственную педагогическую деятельности по тьюторскому сопровождению одарённых и талантливых детей.

Педагогические работники всех уровней общего образования рассматривают тьютор-ство как категорию образования и инструмент конструктивного педагогического взаимодействия. В ходе реализации программы изучаются стандарты деятельности тьютора: теория и практика.

Тьюторское сопровождение комплексной модернизации образования. Организация тью-торской деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Обязательным компонентом в содержании повышения квалификации выступают индивидуальные образовательные программы и возможные модели их сопровождения; интересы

ребенка и индивидуальная образовательная траектория; методика индивидуальной работы с ребенком [8].

Слушатели данной программы повышения квалификации знакомятся с тьюторским сопровождением совершенствования педагогического корпуса по выявлению и развитию особенных детей. Тьюторство при этом обосновывается как инструмент педагогики достоинства, сотрудничества, сотворчества.

Библиографический список:

1. Файн Т. А. Компетентностная парадигма в повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров : авторская монография / Т. А. Файн. - Ульяновск : Зебра, 2016. - 97 с.

2. Файн Т. А. Технологии сопровождения одарённых и талантливых детей : авторская монография / Т. А. Файн. - Германия : LAMBERT, Saabrucken, 2015. - 86 с.

3. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М. : Эдиториал УРСС, 1999.

4. Ковалёва Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалёва, Е. И. Кобыща и др. - М. ;Тверь : «СФК-офис». - 246 с.

5. Особая педагогическая должность [Электронный ресурс] : статья для тьютора. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-dlya-tyutora-osobaya-pedagogicheskaya-dolzhnost-697098.html (дата обращения: 08.05.2017).

6. Загребельная С. В. Моделирование технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей (на примере учителей начальных классов) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С. В. Загребельная. - Тамбов, 2007. - 223 с.

7. Колосова Е. Б. Тьюторское сопровождение в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров как средство профессионального самоопределения слушателей [Электронный ресурс] / Е. Б. Колосова. -Режим доступа: http://www.thetutor.ru/biblioteka/ biblioteka/tyutorstvo-v-dopolnitelnom-professional nom-obrazovanii/15 7-tyutorskoe-soprovozhdenie -v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-i-perepodgotovki-pedagogicheskikh-kadrov-kak-sredstvo-professio nalnogo-samoopredeleniya-slushatelej .html (дата обращения: 08.05.2017).

8. Гузева Н. Ю., Файн Т. А. Технологии тью-торского сопровождения одарённых и талантли-

вых детей и молодежи : дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников / Н. Ю. Гузе-ва, Т. А. Файн и др. - Биробиджан : ОблИПКПР, 2015. - 30 с.

References:

1. Fain T. A. Competency-based paradigm for advanced training and professional retraining of pedagogical staff: author's monograph [Kompe-tentnostnaja paradigma v povyshenii kvalifikacii i professional'noj perepodgotovke pedagogicheskih kadrov: avtorskaja monografija], Ulyanovsk: Zebra, 2016. 97 p.

2. Fain T. A. Technology support for gifted and talented children: Author's monograph [Tehnologii soprovozhdenija odaijonnyh i talantlivyh detej: avtorskaja monografija], Germany, LAMBERT, Saabrucken, 2015. 86 p.

3. Giddens A. Sociology [Sociologija], Moscow: URSS, 1999.

4. Kovaleva T. M., Kobysha E. I Profession "tutor" [Professija "t'jutor"»], Tver, 246 p.

5. Special pedagogical position, Article for the tutor [Osobaja pedagogicheskaja dolzhnost': ctat'ja dlja t'jutora] [Web resource]. Access mode: https://infourok.ru/statya-dlya-tyutora-osobaya-pedagogicheskaya-dolzhnost-697098.html (accessed date: 08/08/2017).

6. Zagrebalny S. V. Modeling of the technology of tutorship of the process of professional development of teachers: Dissertation of the Candidate

of Pedagogical Sciences [Modelirovanie tehnologii t'jutorskogo soprovozhdenija processa povyshenija kvalifikacii uchitelej (na primere uchitelej na-chal'nyh klassov): dis. ... kand. ped.nauk], Tambov, 2007 [Web resource]. Access mode: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-modelirovanie-tehnologiityutorsk ogo-soprovozhdeniya-protsessa-povysheniya-kval ifikatsii-uchiteley (accessed date: 08/08/2017).

7. Kolosova E. B. Tutor support in the system of training and retraining of teachers as means of professional self-determination of students [T'ju-torskoe soprovozhdenie v sisteme povyshenija kvalifikacii i perepodgotovki pedagogicheskih kadrov kak sredstvo professional'nogo samoopre-delenija slushatelejh] [Web resource]. Access mode: http: //www .thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/t yutorstvo-v-dopolnitelnom-professionalnom-obra-zovanii/157-tyutorskoe-soprovozhdenie-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-i-perepodgotovki-pedago gicheskikh-kadrov-kak-sredstvo-professionalnogo-samoopredeleniya-slushatelej.html (accessed date: 08/08/2017).

8. Guzeva N. Yu., Fain T. A. Technology of tutor support for gifted and talented children and youth: additional professional program of professional development of pedagogical workers [Tehnologii t'jutorskogo soprovozhdenija odaren-nyh i talantlivyh detej i molodezhi: dopolnitel'naja professional'naja programma povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov], Birobidzhan, 2015.30 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.