сОДЕЙОъ.
А
ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Повышение квалификации участников президентского гранта в условиях дополнительного профессионального образования
Т. А. Файн
Advanced training of participants of presidential grant in the conditions of additional professional education
Т. А. Fain
Аннотация. Дополнительное профессиональное образование раскрывается как важнейший социальный институт конструктивного взаимодействия с гражданским обществом. Представлен положительный пример профессионально-педагогического сотрудничества ОО «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области и ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» при реализации президентских грантов. Выделена и охарактеризована значимость компетентностной парадигмы и ее ретрансляция в содержании программ повышения квалификации.
Представлены и проанализированы такие программы, как: «Управленческие ресурсы по организации проектной работы и ведения бизнеса у обучающихся и студентов»; «Психолого-педагогическое обеспечение проектной работы и бизнеса обучающихся и студентов», «Основы проектной работы и организации бизнеса» для управленческих и педагогических работников. Предложено актуальное содержание дополнительных образовательных программ повышения квалификации управленческих и педагогических работников - участников президентского гранта «Региональная академия проектной работы и бизнеса», который реализуется на территории Еврейской автономной области. Приведены данные мониторинга, обоснованы промежуточные результаты повышения квалификации участников президентского гранта в условиях дополнительного профессионального образования.
Abstract. Additional professional education is identified as the most important social institution
of constructive interaction with civil society. The example of professional and pedagogical cooperation of "Pedagogical Association of the Jewish Autonomous Region" and "Institute for Advanced Training of Educators" in the implementation of presidential grants is presented. The meaning of the competence paradigm and its retransmission in the content of the advanced training programs are singled out and characterized. The following programs developed and implemented in the course of the project are presented: "Management resources for the organization of project work and business management for students"; "Psychological and pedagogical support of project work and business of students", "Fundamentals of project work and business organization for management and educators". The actual content of additional educational programs for advanced training of administrative and pedagogical workers - participants of the presidential grant "Regional Academy of Project Work and Business", which is being implemented in the territory of the Jewish Autonomous Region, is suggested. Data of monitoring are given; intermediate results of advanced training of participants of the presidential grant in the conditions of additional professional education are justified.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональный стандарт педагогической деятельности, ком-петентностная парадигма, повышение квалификации, президентский грант, дополнительные образовательные программы повышения квалификации.
Keywords: additional professional education, professional standard of pedagogical activity, competence paradigm, advanced training, presi-
м. \
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
dential grant, additional educational programs of professional development.
В настоящее время российское общество предъявляет серьезные и обоснованные требования к образованию и его результатам [1]. Дополнительное профессиональное образование является одним из перспективных направлений в сфере образования, это важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории всех субъектов современного непрерывного образования. Актуализация содержания программ управленческих и педагогических работников способствует практической ретрансляции компетентностной парадигмы, обеспечивающей соответствие содержания образовательных услуг потребностям специалистов, формированию заинтересованности и личной ответственности в повышении их квалификации. Важно учитывать, что «когнитивной основой всех компетенций являются научные знания» [2]. Таким образом, обосновывается позиция о том, что компетентностная парадигма является частичной, но дополняющей, критической, альтернативой знаниевой педагогики [3].
Проблема компетенции и компетентности рассматривается во многих работах, авторы которых выделяют этапы становления данной парадигмы в образовании. Особый интерес в рамках рассматриваемой проблемы представляет статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования», в которой И. А. Зимняя рассматривает данный вопрос с учетом многообразия научных позиций и точек зрения [3]. Именно профессор И. А. Зимняя обосновывает понятие парадигмы в связи с изменениями в сфере образования.
Важно, что И. А. Зимняя раскрывает основные этапы становления новой парадигмы. Первый этап (1960-1970) характеризуется введением категории «компетенции» в научный аппарат, созданием предпосылок для дифференциации понятий компетенции/омпетентности. С тех пор понятие «коммуникативная компетентность» используется в теории и практике изучения языка. Второй этап (1970-1990 годы) характеризуется использованием категории компетенции/компетентности в теории и практике преподавания языка (особенно неродной),
а также профессионализма в области управления, руководства, менеджмента, обучения коммуникации; разрабатывается содержание понятия «социальная компетентность/компетенция». Третий этап формирования компетентности как категории науки и образования, который был начат в 90-х годах прошлого века, характеризуется появлением работ А. К. Марковой (1993, 1996), где в общем контексте психология профессиональной компетентности труда становится предметом особого всестороннего рассмотрения [4; 5].
Компетентностная парадигма вырастает из прагматической, когнитивно-информационной парадигмы образования, обеспечивающей применение на практике практической ориентации и инструментальной практики общего среднего образования, так же технологии их получения [6].
В России в 2001 г. в документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность [7]. Было подчеркнуто, что это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания-умения-навыки - это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие „компетентность" включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую»[7].
Возможно обозначить этот этап как четвертый этап формирования и развития парадигмы компетенции, когда разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» предложили разграничение компетенций в сферах и определили, что должна быть представлена структура ключевых компетенций [7]: компетенция в области независимой познавательной деятельности; компетенция в сфере гражданской и общественной деятельности; компетенция в области социальной и трудовой деятельности; компетенция в сфере труда, -компетенция в области культурной и досуговой деятельности.
Парадигма компетенции в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогического персонала непо-
средственно отражается на содержании и организации процесса формирования профессиональной и педагогической компетентности посредством включения учителя [8], руководителя в систему продуктивной педагогической деятельности, моделирования, которое требует рассмотрение и учета ряда принципов, в том числе: самоопределение участников совместной деятельности по трансформационным действиям, направленным как на систему педагогической деятельности, так и на самого себя; технологичность, которая предусматривает координацию абстрактных норм (подходов, принципов, целей) с конкретными нормами деятельности (планы, методы, методы и методы); рефлексивность, которая предполагает рефлексивно активную организацию процесса управления преобразованиями; опираться на предметный опыт, обеспечивать управление развитием индивидуальной и коллективной деятельности на основе реконструкции и обобщения субъективного опыта с учетом зон реального и непосредственного развития; коммуникация и диалог как обязательные условия для фиксации развития деятельности на основе отражения и гармонизации индивидуальных и социальных целей; принцип «культивирования», который предполагает такое управление педагогической деятельностью, которое основано на схемах ситуационного, рефлексивного управления как самой деятельностью, так и процессом ее трансформации.
Компетентная парадигма [3, с. 7] фокусируется на формировании способностей применять знания для решения различных проблем. Внедрение парадигмы компетенции в систему дополнительного профессионального образования направлено на обновление содержания, методологии и образовательной среды; улучшение взаимодействия всех участников учебного процесса, когда «когнитивная основа всех компетенций является научным знанием» [2].
Парадигма компетенции - это инструмент для модернизации системы дополнительного профессионального образования, которая обеспечивает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерное моделирование, бизнес-тренинги и ролевые игры, тематические исследования, семинары, психологические тренинги) в сочетании с внеурочной неза-
ЧИППКРО
висимой работой по формированию и развитием профессиональной компетентности среди слушателей.
Внедрение парадигмы компетенции в содержание программ дополнительного профессионального образования позволяет обеспечить развитие способности слушателей самостоятельно решать проблемы в различных сферах и вариантах деятельности на основе социального и личного опыта; подбор содержания образовательных программ на основе дидактически адаптированного опыта решения профессиональных, когнитивных, идеологических, моральных и других проблем; оценка результатов обучения на основе уровня достижения целей обучения [8].
Важное значение приобретают программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработка которых осуществляется с учетом тенденций развития педагогической науки и системы образования, запросов педагогического сообщества.
Обязательным при разработке и определения содержания дополнительных образовательных программ повышения и квалификации педагогических и управленческих работников сферы образования является учет положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который является важнейшим документом регламентирующим деятельность в сфере дополнительного профессионального образования.
Модернизация в дополнительном профессиональном образовании вносит изменения в сами процедуры и порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, которые зафиксированы в отдельном приказе Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499.
Конечно, необходим учет положений профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и «Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)», что позволяет определить и формулировать пе-
м. \
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
речень компетентностей как необходимых и ожидаемых результатов освоения конкретной программы повышения квалификации.
В соответствии с современными требованиями к образованию и системе профессионального развития в содержании программ повышения квалификации управленческих и педагогических работников обязательны: раскрытие ведущих направлений в развитии современного образования, основные концепции образовательной деятельности (гуманизация, демократизация, основы обучения в области развития и т. д.), результаты научных исследований в области гуманитарных и естественно-научных знаний, современных, гуманитарных, педагогических технологий, форм и методов использования информационных технологий в образовании; открытый контент содержания, возможность его корректировки на основе результатов диагностики и самооценки уровня профессиональных потребностей учителей, руководителей образовательных организаций; ориентация содержания программы на выявление проблем для последующего самообразования; модульное построение учебных и учебно-тематических планов, дополнительных образовательных программ, наличие инварианта (независимо от ориентации на разные квалификационные категории) и вариационных модулей; необходимость учета уровня требований к конкретной квалификационной категории при разработке содержания вариационных модулей, особенностей образовательных потребностей педагогических работников, специфики образовательных программ, реализуемых через различные виды профессионального развития; важность соблюдения дифференцированного подхода к набору учебных групп учителей, руководителей образовательных организаций, готовых претендовать на ту или иную квалификационную категорию.
В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона № 273-Ф3 программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Парадигма компетенции предъявляет свои требования не только к формулированию образо-
вательных целей, содержанию учебного процесса, но и к другим компонентам образовательных технологий обучения, включая средства мониторинга и оценки. Главное здесь -разработка и внедрение таких технологий, которые создавали бы ситуации с участием слушателей дополнительного профессионального образования в различных видах деятельности.
В этом контексте модуль представляет собой организационную и методологическую междисциплинарную структуру образовательных материалов в виде единого тематического блока образовательной информации, в том числе целенаправленной программы действий и методических указаний, обеспечивающих достижение дидактических целей обучения. Модуль формируется на основе двух или более разделов образовательных дисциплин, разделенных на обеспечение и предоставление. Целью модуля является обеспечение организационного и значимого единства междисциплинарной образовательной и профессиональной подготовки слушателей на разных этапах.
Цель обучения по модульному принципу в дополнительном профессиональном образовании состоит в том, чтобы сформировать у слушателей определенный уровень интеллектуализации официальной (педагогической) деятельности и соответствующий уровень профессиональной компетентности. Программа формирования профессиональных навыков (компетенций), разработанная на основе модели деятельности специалиста, должна содержать перечень компетенций и необходимых умений, выявленных в процессе анализа реальной профессиональной деятельности и определяемых федеральным государственным образовательным стандартом.
Переход к парадигме компетенции в сфере дополнительного профессионального образования предполагает длительный процесс исследований, понимания, принятия и развития административно взвешенных и научно обоснованных решений.
В настоящее время на территории Еврейской автономной области с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов реализуется социально-педагогический проект «Региональная академия проектной работы и биз-
неса», подготовленный по грантовому направлению - поддержка проектов в области науки, образования, просвещения.
Проект направлен на создание в Еврейской автономной области (ЕАО) условий по развитию эффективных способов повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций по вопросам формирования у школьников и студентов навыков ведения бизнеса и проектной работы; на обоснование приоритетности сферы образования в подготовке обучающихся и студентов к проектной работе и ведению бизнеса в современных экономических условиях.
Экономико-педагогическая интеграция является основой в проекте «Региональная академия проектной работы и бизнеса», который стал победителем в первом конкурсе Президентских грантов 2017 года, реализуется на территории Еврейской автономной области с 01.09.2017 по 30.11.2018. Получателем Президентского гранта на реализацию данного проекта является общественная организация «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области». Для общественной организации «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области» партнерами проекта выступают: Комитет образования Еврейской автономной области; Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников»; Управление по внутренней политике правительства Еврейской автономной области; Управление экономики Правительства Еврейской автономной области; Региональное агентство по привлечению инвестиций Еврейской автономной области.
Экономико-педагогическая интеграция проектной работы в сфере образования предусматривает создание и практическую реализацию таких проектов, которые бы влияли на формирование у обучающихся предпринимательских качеств и качеств бизнес-лидерства.
Современная школа в едином образовательном пространстве Российской Федерации реализует важнейшие функции по формированию граждан страны. В настоящее время эта функция школы приобретает чрезвычайную актуальность из-за постоянных социально-экономических изменений, которые происходят
не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, населенных пунктов, отдельных учреждений и организаций различных форм собственности. Очевидна необходимость в обучении студентов и учеников, выпускников современной школы социальному, профессиональному, жизненному самоопределению в современных экономических реалиях, в условиях управления проектами. Таким образом, основным ресурсом для эффективной социализации студентов, учеников в образовательных организациях и современных школах является готовность к образовательной, исследовательской и проектной деятельности, основным результатом которой является культура исследований и проектные компетентности [1, с. 8].
Необходимость формирования исследовательской культуры у школьников обозначена и В. В. Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию за 2016 год, и является одним из обязательных результатов ФГОС ОО (Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования) [1, с. 8]. Доказано, что в содержании и структуре основной образовательной программы образовательной организации (ООП ОО) учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся направлена на формирование деятельностных (метапредметных) качеств учащихся, в том числе: способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, про-гностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуализация проектного управления в сфере образования юридически подтверждена Постановлением Правительства России о переводе государственной программы «Развитие образования» на проектное управление [9].
Проектная работа, проектирование для сферы образования выступают, в соответствии с идеологией и требованиями федеральных госу-
м. \
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
дарственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), обязательными содержательными компонентами основной образовательной программы образовательной организации (ООП ОО), когда учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является и целью, и результатом работы каждой образовательной организации.
Понятно, что учебно-исследовательская и проектная деятельность направлена на формирование исследовательской культуры и проектной компетентности у обучающихся, которая выступает предпосылкой для будущего активного участия в проектном управлении.
Еврейская автономная область (ЕАО), как одна из территорий опережающего развития Дальнего Востока Российской Федерации, нуждается в настоящее время в развитии инвестиционной привлекательности и в практической реализации идеологии проектного управления, что пока не может быть в достаточной мере эффективным из-за кадровых дефицитов в сфере проектной работы и ведения бизнеса [10].
Необходимым условием для дальнейшего успешного социально-экономического развития ЕАО является разрешение (снижение) кадровых дефицитов через реализацию дополнительных образовательных программ в сфере проектной работы и ведения бизнеса для обучающихся, студентов, педагогических и управленческих работников образовательных организаций и среднего профессионального образования.
В ходе проекта обеспечена разработка и реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации для педагогических работников и руководителей образовательных организаций общего и среднего профессионального образования; дополнительной общеобразовательной программы для обучающихся образовательных организаций общего образования и студентов образовательных организаций среднего профессионального образования [10].
Проект направлен на формирование позитивного имиджа к проектной работе и ведению бизнеса у педагогических работников и руководителей, у обучающихся, студентов образовательных организаций общего, среднего профессионального образования на территории ЕАО; благодаря реализации дополнительных
образовательных программ у участников проекта формируются компетентности необходимые и достаточные для ведения основ бизнеса и практической реализации проектной работы, что позволяет активизировать на территории автономии разработку и реализацию разнообразных проектов, обеспечивающих развитие различных форм бизнеса, способствуя повышению качества жизни не только участников проекта, но и всех жителей ЕАО.
В настоящее время уже разработаны и апробированы дополнительные образовательные программы повышения квалификации, в том числе:
1. «Управленческие ресурсы по организации проектной работы и ведения бизнеса у обучающихся и студентов» - 72 часа - для руководителей образовательных организаций общего и среднего профессионального образования. Предназначена для очно-заочного повышения квалификации директоров и их заместителей образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, участников проекта «Региональная академия проектной работы и бизнеса». Данная программа может быть полезна руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам для самостоятельной работы при повышении квалификации по модульно-накопительному принципу на основе дистанционных технологий, заочного обучения или экстерната.
Содержание программы реализуется через базовую и профильную части. Базовая часть включает следующие модули: «Управление проектной работой в образовательной организации», «Нормативно-правовые документы и локальные акты по организации проектной работы в условиях образовательной организации». Профильная часть реализуется через следующие модули: «Требования к организации и реализации проектной работы как основы бизнеса в содержании воспитательно-образовательного пространства образовательной организации», «Методики проектной работы как основы ведения бизнеса в образовательных организациях».
2. «Психолого-педагогическое обеспечение проектной работы и бизнеса обучающихся и студентов» - 72 часа - для педагогических работников образовательных организаций общего и среднего профессионального образования.
Предназначена для повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, участников проекта «Региональная академия проектной работы и бизнеса».
Данная программа может быть полезна руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам для самостоятельной работы при повышении квалификации по модульно-накопительному принципу на основе дистанционных технологий, заочного обучения или экстерната.
Содержание программы реализуется через базовую и профильную часть. Базовая часть включает следующие модули: «Проектная работа в образовательной организации», «Основы компетентностей будущего организатора бизнеса». Профильная часть реализуется через следующие модули: «Бизнес как ценность образования», «Формирование у обучающихся и студентов компетентностей проектной работы и бизнеса».
3.«Основы проектной работы и организации бизнеса» - 72 часа - для обучающихся и студентов образовательных организаций общего и среднего профессионального образования. Данная программа может быть полезна руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам для обеспечения психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения обучающихся и студентов из образовательных организаций общего и среднего профессионального образования при организации проектной работы и основ бизнеса в образовательных организациях.
Содержание программы реализуется через базовую и профильную часть. Базовая часть включает следующие модули: «Проектная работа и бизнес как ценность современного общества», «Проектная работа как основа бизнеса».
Профильная часть реализуется через следующие модули: «Основы проектной работы», «Структура проектной работы и требования к ней».
Анализ данных мониторинга и самооценки по целевой группе «Руководители (заместители) образовательных организаций общего образования» на второй сессии по итогам всей программы показывает достаточное возрастание
(10% и более) по многим позициям. При этом продвижение наблюдается у руководителей по всем уровням, что и является причиной их относительного выравнивания, уход от низкого уровня (четвертая группа) полностью.
Анализ данных мониторинга и самооценки степени сформированности компетентности руководителей (заместителей) образовательных организаций общего образования по управлению проектной работой, ведению бизнеса и предпринимательства в образовательной организации показывает, что качества руководителя проявляются «почти всегда» у 52,3%. Владеют и проявляют управленческо-проектные компетентности «почти всегда» - 56,2% участников данной целевой группы. Личные качества руководителя как предпринимателя проявляют «почти всегда» - 67,9% участников этой целевой группы.
Очень высокий уровень руководителей (заместителей) включает проявление качеств по многим позициям «почти всегда». Необходимо отмечать, что именно эти руководители (заместители) в количестве 59,0% - проявляют очень высокий уровень сформированности компетентности руководителей (заместителей) образовательных организаций общего образования по управлению проектной работой, ведению бизнеса и предпринимательства в образовательной организации.
Дальнейший анализ данных мониторинга и самооценки в данной целевой группе показывает, что качества руководителя проявляются «скорее часто, чем редко» у 46,7%. Владеют и проявляют управленческо-проектные компетентности «скорее часто, чем редко» - 43,0% участников данной целевой группы. Личные качества руководителя как предпринимателя проявляют «скорее часто, чем редко» - 30,1% участников этой целевой группы.
Высокий уровень руководителей (заместителей) включает проявление качеств по многим позициям «скорее часто, чем редко».
Необходимо отмечать, что именно эти руководители (заместители) - в количестве 40,1% -проявляют высокий уровень сформированности компетентности руководителей (заместителей) образовательных организаций общего образования по управлению проектной работой, ведению бизнеса и предпринимательства в образовательной организации.
м. \
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
Третья группа - средний уровень - это руководители (заместители), у которых качества руководителя проявляются «скорее реже, чем чаще» - это 1,0%. Владеют и проявляют управ-ленческо-проектные компетентности «скорее реже, чем чаще» - 1,0% участников данной целевой группы. Личные качества руководителя как предпринимателя проявляют «скорее реже, чем чаще» - 2,0% участников этой целевой группы. Средний уровень руководителей (заместителей) включает проявление качеств по многим позициям «скорее реже, чем чаще». Необходимо отмечать, что именно эти руководители (заместители) в количестве 0,9% - проявляют средний уровень сформированности компетентности руководителей (заместителей) образовательных организаций общего образования по управлению проектной работой, ведению бизнеса и предпринимательства в образовательной организации.
Четвертая группа - низкий уровень - это руководители (заместители), у которых качества руководителя проявляются «редко». Низкий уровень руководителей (заместителей) включает проявление качеств по многим позициям «редко». По данным мониторинга и самооценки таких в целевой группе проекта руководителей (заместителей) образовательных организаций общего образования не выявлено.
Очень низкий уровень руководителей (заместителей) включает проявление качеств по всем позициям «никогда».
По данным мониторинга и самооценки таких в целевой группе проекта руководителей (заместителей) образовательных организаций общего образования не выявлено.
Результаты по применению проектной технологии в педагогической деятельности соотносятся с результатами самооценки и мониторинга, когда не применяют данную технологию - 0%; применяют редко - 11,4%; применяют - 88,6%. Активное применение проектных технологий - является для участников проекта предпосылкой очень высокого и высокого уровней сформированности компетентности руководителей (заместителей) образовательных организаций общего образования по управлению проектной работой, ведению бизнеса и предпринимательства в образовательной организации, которых в данной целевой группе -88,6%.
Оценка второй сессии данной программы соотносится с результатами мониторинга и самооценки - «отлично» - 82% участников; «хорошо» - 17,0% участников; «удовлетворительно» - 1,0% участников.
Анализ данных мониторинга и самооценки по целевой группе «Педагогические работники образовательных организаций общего и среднего профессионального образования» на второй сессии и по итогам всей программы показывает достаточное возрастание (10% и более) по многим позициям. При этом продвижение наблюдается у педагогических работников по всем уровням, что и является причиной их относительного выравнивания, уход от низкого уровня (четвертая группа) полностью.
По данным мониторинга и самооценки степени сформированности компетентности педагогических работников из образовательных организаций общего и среднего профессионального образования по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся и студентов в проектной работе, бизнесе, предпринимательстве качества педагогического работника проявляются «почти всегда» у 57,5%. Владеют и проявляют проектно-педагогические компетентности «почти всегда» - 56,8% участников данной целевой группы. Личные качества педагогического работника как предпринимателя проявляют «почти всегда» - 62,7% участников этой целевой группы. Очень высокий уровень педагогических работников включает проявление качеств по многим позициям «почти всегда». Необходимо отмечать, что именно эти педагогические работники - в количестве 59,0% - проявляют очень высокий уровень сформированности компетентности педагогических работников образовательных организаций общего образования по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся и студентов в проектной работе, бизнесе, предпринимательстве в образовательной организации.
Дальнейший анализ данных мониторинга и самооценки в данной целевой группе показывает, что качества педагогического работника проявляются «скорее часто, чем редко» у 42,0%. Владеют и проявляют проектно-педаго-гические компетентности «скорее часто, чем редко» - 42,2% участников данной целевой группы. Личные качества педагогического ра-
ботника как предпринимателя проявляют «скорее часто, чем редко» - 32,3% участников этой целевой группы. Высокий уровень педагогических работников включает проявление качеств по многим позициям «скорее часто, чем редко». Необходимо отмечать, что именно эти педагогические работники - в количестве 39,0% -проявляют высокий уровень сформированности компетентности педагогических работников образовательных организаций общего образования по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся и студентов в проектной работе, бизнесе, предпринимательстве в образовательной организации.
Третья группа - средний уровень - это педагогические работники, у которых качества педагогического работника проявляются «скорее реже, чем чаще» - это 0,5%. Владеют и проявляют проектно-педагогические компетентности «скорее реже, чем чаще» - 1,0% участников данной целевой группы. Личные качества педагогического работника как предпринимателя проявляют «скорее реже, чем чаще» - 5,0% участников этой целевой группы. Средний уровень педагогических работников включает проявление качеств по многим позициям «скорее реже, чем чаще». Необходимо отмечать, что именно эти педагогические работники - в количестве 2,0% - проявляют средний уровень сформированности компетентности педагогических работников образовательных организаций общего образования по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся и студентов в проектной работе, бизнесе, предпринимательстве в образовательной организации.
Четвертая группа - низкий уровень - это педагогические работники, у которых качества педагогического работника проявляются «редко». Низкий уровень педагогических работников включает проявление качеств по многим позициям «редко».
По данным мониторинга и самооценки таких в целевой группе проекта педагогические работники образовательных организаций общего и среднего профессионального образования не выявлено.
Очень низкий уровень педагогических работников включает проявление качеств по всем позициям «никогда». По данным мониторинга и самооценки таких в целевой группе проекта
педагогические работники образовательных организаций общего и среднего профессионального образования не выявлено.
Результаты по применению проектной технологии в педагогической деятельности соотносятся с результатами самооценки и мониторинга, когда не применяют данную технологию - 0%; применяют редко - 4,8%; применяют 95,2%. Активное применение проектных технологий - является для участников проекта предпосылкой очень высокого и высокого уровней сформированности компетентности педагогических работников образовательных организаций общего и среднего профессионального образования по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся и студентов в проектной работе, бизнесе, предпринимательстве в образовательной организации - 81,9%.
Оценка второй сессии данной программы соотносится с результатами мониторинга и самооценки - «отлично» - 84% участников; «хорошо» - 16% участников; «удовлетворительно» - 0% участников.
Деятельность ОО «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области» и ОГАОУ ДПО «ИПКПР» в ходе реализации проекта «Региональная академия проектной работы и бизнеса» была направлена, в том числе, на создание регионального портфеля (банка) учебных проектных предложений по организации молодежью проектной работы, бизнеса и предпринимательства на территории Еврейской автономной области.
Региональный портфель (банк) учебных проектных предложений слушателей всех целевых групп (руководители образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, педагогические работники образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, обучающиеся образовательных организаций общего образования и студенты образовательных организаций среднего профессионального образования) является важнейшим качественным результатом проекта «Региональная академия проектной работы и бизнеса».
Региональный портфель (банк) включает 61 учебное проектное предложение, представленное образовательными организациями, участвующими в проекте «Региональная акаде-
м. \
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
мия проектной работы и бизнеса». Каждому проектному предложению соответствует паспорт, прилагаемый в открытом интернет-доступе на веб-странице общественной организации «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области».
Главным достижением в учебных проектных предложениях от слушателей всех целевых групп проекта (руководители образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, педагогические работники образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, обучающиеся образовательных организаций общего образования и студенты образовательных организаций среднего профессионального образования) является осознанность в привлечении инвестиций для реализации каждого учебного проекта. Потребность в инвестициях для реализации разработанных учебных проектных предложений от руководителей составляет 22 071 104 руб.; педагогические работники просят от инвесторов 9 145 104 руб.; обучающиеся и студенты приглашают инвесторов потратить на их проекты 21 632 104 руб. Всего участники всех целевых групп проекта «Региональная академия проектной работы и бизнеса» просят от инвесторов 52 848 312 рублей.
Реализация проекта «Региональная академия проектной работы и бизнеса» уже способствует формированию позитивного имиджа к проектной работе и ведению бизнеса у педагогических работников и руководителей, у обучающихся и студентов образовательных организаций общего образования и среднего профессионального образования на территории Еврейской автономной области [10].
Выводы по статье. Анализ требований общества, обозначенных во введении, актуализирует проблему компетентностной парадигмы, которая раскрывает смыслы модернизации дополнительного профессионального образования. Изучение источников позволяет утверждать, что переход к парадигме компетенции в сфере дополнительного профессионального образования - это длительный процесс. Необходимы исследования, понимание проблем и смыслов, адекватное принятие и развитие административно взвешенных и научно обоснованных решений. Авторский вклад в рассмотрение проблемы заключается в выделении до-
полнительного, четвертого этапа в развитии теории и методологии компетентностного подхода. Наша позиция подтверждает необходимость нового поколения программ повышения квалификации. Важно, чтобы их разработка осуществлялась на основе интеграции научного знания. Обязательным при этом является учет тенденций развития педагогической науки и системы образования, запросов педагогического сообщества. Экономико-педагогическая интеграция стала основой по разработке и реализации дополнительных образовательных программ повышения квалификации в рамках президентского гранта.
Президентские гранты, как показывает наша деятельность, выступают важнейшим средством конструктивного взаимодействия общественных организаций, гражданского общества в целом и системы дополнительного профессионального образования. Такое сотрудничество направлено на большую открытость в организации процесса повышения квалификации и системы дополнительного профессионального образования в целом.
Результатом сотрудничества и взаимодействия выступает создание и реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации, обеспечивающих формирование профессиональных педагогических компетентностей управленческих и педагогических работников.
Ретрансляция и диссеминация результатов повышения квалификации, полученных при реализации Президентского гранта, требует дальнейшего научного анализа и методического сопровождения, содержание которого может быть представлено в иных научных публикациях.
Библиографический список:
1. Файн Т. А. Технологии сопровождения одарённых и талантливых детей : монография / Т. А. Файн. - 8ааЬгискеп, Германия, 2015. -86 с.
2. Зимняя И. А. Отражение содержания ключевых социальных компетентностей в текстах действующих ГОС ВПО (теоретико-эмпирический анализ) / И. А. Зимняя, О. Ф. Алексеева, А. М. Князев и др. // Проблемы качества образования: Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента. - М., Уфа, 2004. - С. 4.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М., 2004. - С. 30.
4. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М., 1993. - 192 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996. - 312 с.
6. Ямбург Е. А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования [Электронный ресурс] / Е. А. Ямбург. - Режим доступа: http://www.mgppu.ru/ru/practice/conf/doc. php?d=159 (дата обращения: 06.08.2018).
7. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001. - 102 с.
8. Файн Т. А. Компетентностная парадигма в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров : монография / Т. А. Файн. - Ульяновск : Зебра, 2016. - 97 с.
9. Постановление Правительства России от 26 декабря 2017 года № 1642 «О переводе государственной программы „Развитие образования" на проектное управление» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://governnent.ru/ docs/30832/ (дата обращения: 21.08.2018).
10.Файн Т. А. Экономико-педагогическая интеграция проектной работы в сфере образования / Т. А. Файн // Развитие социального и научно-технического потенциала общества : сборник статей Международной научно-практической конференции 15 января 2018 г., г. Москва. - М. : Импульс, 2018. - С. 667-678.
References:
1. Fain T. A. Technologies of support of gifted and talented children- monograph [Tekhnologii soprovozhdeniya odaryonnyh i talantlivyh detej. Monografiya], Saabrucken, Germany, 2015. 86 p.
2. Zimnyaya I. A., Alekseeva O. F., Knya-zev M. A., Krivchenko T. A., Lapteva M. D., Mo-rozova N. A. Reflection of content of key social competencies in the existing texts of STATE VPO (theoretical-empirical analysis) [Otrazhenie soderzhaniya klyuchevyh social'nyh kompetent-nostej v tekstah dejstvuyushchih GOS VPO (te-
oretiko-ehmpiricheskij analiz)], Problems of education quality, Vol. 2, Ufa, 2004, P. 4.
3. Zimnyaya I. A. Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education [Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'ta-tivno-celevaya osnova kompetentnostnogo pod-hoda v obrazovanii], 2004, P. 30.
4. Markova A. K. Psychology of teacher's labor [Psihologiya truda uchitelya], 1993. 192 p.
5. Markova A. K. Psychology of professionalism [Psihologiya professionalizma], 1996. 312 p.
6. Yamburg E. A. Harmonization of pedagogical paradigms-strategy of education development [Garmonizaciya pedagogicheskih paradigm -strategiya razvitiya obrazovaniya] [Web resource], access mode: http://www.mgppu.ru/ru/practice/ conf/doc.php?d=159 (accessed date: 08/06/2018).
7. Strategy of modernization of the content of General education. Materials for the development of documents on updating general education [Strategiya modernizacii soderzhaniya obshchego obrazovaniya. Materialy dlya razrabotki doku-mentov po obnovleniyu obshchego obrazovaniya], 2001.
8. Fain T. A. Competence paradigm in professional retraining and advanced training of teachers: monograph [Kompetentnostnaya paradigma v professional'noj perepodgotovke i povyshenii kvalifikacii pedagogicheskih kadrov: monografi-ya], Ulyanovsk, 2016. 97 p.
9. Decree of the Government of Russia dated 12/26/2017 No. 1642 "On the transfer of the state program "development of education" to the project management" [Postanovlenie Pravitel'stva Rossii ot 26 dekabrya 2017 No. 1642 "O perevode gosudarstvennoj programmy "Razvitie obrazovaniya" na proektnoe upravlenie"] [Web resource], access mode: http://governnent.ru/docs/ 30832/ (accessed date: 08/21/2018).
10. Fain T. A. Economic and pedagogical integration of project work in the field of education [Ehkonomiko-pedagogicheskaya integraciya proektnoj raboty v sfere obrazovaniya], Development of the social, scientific and technical potential of society: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference 12/15/ 2018, pp. 667-678.