Научная статья на тему 'Сопровождение одарённых детей-дошкольников'

Сопровождение одарённых детей-дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
70
Поделиться
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЬЮТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файн Татьяна Анатольевна

Актуализируется роль дошкольного образования в сопровождении одарённых детейдошкольников, приведены результаты мониторинга по выявлению и анализу сложившейся в дошкольных образовательных организациях области системы сопровождения одарённых детей, раскрыты технологии и механизмы сопровождения одарённых детей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файн Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сопровождение одарённых детей-дошкольников»

Сопровождение одарённых детей-дошкольников

Файн Татьяна Анатольевна

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических работников", г. Биробиджан

Ключевые слова:

одарённые дети, педагогические технологии, профессионально-педагогическая компетентность, тьютор

Аннотация: актуализируется роль дошкольного образования в сопровождении одарённых детей-дошкольников, приведены результаты мониторинга по выявлению и анализу сложившейся в дошкольных образовательных организациях области системы сопровождения одарённых детей, раскрыты технологии и механизмы сопровождения одарённых детей.

ФГОС ДО актуализируют роль содержания, образовательных технологий и методик для формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе по сопровождению одарённых детей на дошкольном этапе развития. На необходимость готовности воспитателей дошкольного образования для реализации функций поддержки, сопровождения и развития детской одарённости обращает внимание и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (2).

Мониторинг, проводимый ОГАОУ ДПО «ИПКПР» в январе — феврале 2015 года среди слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по дошкольному образованию, был направлен на выявление и анализ сложившейся в дошкольных образовательных организациях области системы сопровождения одарённых детей, а также готовности ДОО и педагогических работников из учреждений дошкольного образования к организации и реализации тьюторского сопровождения дошкольников и учебно-исследовательской деятельности.

Всего участвовало в анкетировании 121 респондент:

Учебное мероприятие Категория участников Количество респондентов Сроки анкетирования

1 1 сессия программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология» (ДОО) Педагогические работники ДОО, не имеющие педагогического образования 59 22.01.2015

2 Областные курсы Воспитатели ДОО 34 03.02.2015

3 Областные курсы Руководители ДОО 28 24.01.2015

ИТОГО 121 педагогических работников из ДОО

В анкете представлен перечень из 24 современных образовательных технологий дошкольного образования, которые в психолого-педагогической литературе и исследованиях определены как обязательные и необходимые для эффективного сопровождения одарённых детей.

Исследователи и педагоги-практики правомерно утверждают, что именно эти современные образовательные технологии обеспечивают формирование устойчивой положительной мотивации обучающихся, в том числе детей-дошкольников.

В перечне были представлены технологии исследовательского характера, но не знают и не используют в настоящее время в дошкольном образовании проектирование и проектную деятельность - 55%; учебно-исследовательскую деятельность -59%; моделирование -65%. Приходится, к сожалению, констатировать, что для большей части наших респондентов исследовательские технологии остаются практически недоступными. Чуть более выгодны данные по исследовательскому подходу в образовании, который не входит в педагогическую практику 43% респондентов.

Индивидуальный подход не является достоянием педагогической практики у 30% респондентов, которые не смогут в условиях ФГОС ДО осуществлять сопровождение детей по индивидуальным образовательным маршрутам и траекториям. Ещё большее количество респондентов (92%) не готовы к разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для эффективного развития детской одарённости.

К сожалению, 43% респондентов не используют в практике элементов дифференциации; 59% избегают активные формы взаимодействия; 49% обходятся без дополнительных занятий с одарёнными детьми; 48% не мотивируют детей на участие в различных конкурсах. Среди наших респондентов 58% обходятся без создания детских портфолио.

Не используют активные массовые формы работы, которые развивают поисково-мыслительную активность детей, в том числе - поисково-краеведческие акции — 79%.

Особо необходимо отмечать тьюторское сопровождение одарённых и талантливых детей, когда именно тьютор сопровождает детей в дальнейшем саморазвитии и самосовершенствовании. Наши респонденты не знают и не используют тьюторское сопровождение групповое - 72%; не применяют тьюторское сопровождение индивидуальное - 53%; не знают и не включают в личную педагогическую практику активные (групповые) формы — 52%; дискуссионные формы— 56%; игровые формы -37%; смешанные формы— 44%; комплексные формы -54%; интеллектуальная разминка- 46%.

Обратим внимание на психолого-педагогическую культуру дошкольных педагогических работников, которая выступает основой их профессионализма и мастерства, но невозможна без психолого-педагогических знаний. Наши респонденты оценивают свои знания как полные, действенные, достаточные лишь 19%! При этом они же отмечают свои психолого-педагогические знания как поверхностные, разрозненные, недостаточные - более 80%. Такие данные объяснимы так как в числе респондентов 59 человек, не имеющие педагогического образования - участники программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология».

Актуальными механизмами эффективного сопровождения одарённых детей-дошкольников в современных условиях по мнению респондентов выступают: учебно-исследовательская деятельность -62%; личность воспитателя — 40%; кружки — 39%; НОД — 39 %; режимные моменты — 33%.

Респонденты показали значимость системы эффективного сопровождения одарённых, высокомотивированных детей и молодёжи, обязательными компонентами которой в современных условиях выступают: учебно-исследовательская деятельность, проектирование, исследовательский подход в образовании, активные формы образовательной деятельности — 68%; психологическое и тьюторское сопровождение- 37%; индивидуальный подход -20%; секции, студии, кружки- 26%; интернет-технологии — 21%; конкурсы- 16%.

В анкетировании уточнялись предпочтения респондентов на повышение квалификации по технологиям тьюторского сопровождения одарённых в условиях введения и реализации ФГОС ДО. В этой части выводы могут быть достаточно оптимистичными, так как 89% респондентов подтвердили необходимость такой программы, лишь 11% не нуждаются в этой программе.

Очевидно, что эти желания дошкольных педагогических работников обязательно должны быть реализованы через разработку нового поколения программ повышения квалификации, которые необходимы также и по дистанционному модулю «Содержание и технологии учебно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО», который как обязательный выбирают 89% респондентов.

Педагогическим работникам дошкольного образования при освоении содержания дополнительной профессиональной программы «Технологии тьюторского сопровождения одарённых детей-дошкольников» представляется возможность изучить психолого-педагогический феномен детской одарённости; обеспечивается обоснование талантливости детей как психолого-педагогической категории; осуществляется ознакомление слушателей с современными диагностическими средствами выявления, развития и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности; тьюторство рассматривается как инструмент педагогики достоинства, сотрудничества, сотворчества (1).

Совершенствование профессионально-педагогической компетентности педагогов требует новых знаний об особенностях деятельности тьютора как представителя новой категории педагогических работников; навыков профессионально-педагогической деятельности по тьюторскому сопровождению одарённых детей. Обязательно осуществляется анализ отечественных и зарубежных концепций детской одарённости, раскрывается история изучения феномена одаренности, в том числе и зарубежные модели развития одаренных школьников. Особое место в структуре профессионально-педагогической компетентности занимает практическая готовность педагогических работников к осуществлению тьюторского сопровождения одарённых и талантливых детей, что требует изучения и освоения содержательных модулей о современных педагогических технологиях в дошкольном образовании; о тьюторском сопровождении одаренных детей; о современных образовательных и педагогических технологиях эффективного тьюторского сопровождения детей. Для этого в дополнительной профессиональной программе предусматривается интерактивная составляющая, которая включает практикумы и социально-педагогическое проектирование в рамках работы слушателей в малых группах, презентацию и обсуждение разработанных проектных предложений.

Руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций необходимо осознавать технологическую составляющую тьюторского сопровождения одарённых детей, поэтому важными, необходимыми и ожидаемыми результатами освоения программы выступают: осознание и принятие концепции по развитию одарённых и талантливых детей в контексте государственной образовательной политики РФ; рефлексивное присвоение содержания тьюторского сопровождения одарённых детей; аналитическое осмысление технологий тьюторского сопровождения одарённых детей; проектирование процессов индивидуального и группового тьюторского сопровождения одарённых детей; разработка индивидуальных программ по тьюторскому сопровождению одарённых детей.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. 2012. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. - http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.