АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.015.31
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. А. Быкова
Быкова Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития и педагогической психологии, Шадринский государственный педагогический университет, Курганская область, Россия E-mail: [email protected]
Изложены результаты теоретико-методологического анализа проблемы психологических механизмов формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности. Инновационная деятельность является неотъемлемой частью любой организации и предприятия и обеспечивает конкурентоспособность и выживание человека в современном изменчивом мире. Показано, что готовность к инновационной деятельности выступает важным условием её эффективного выполнения, применения имеющихся знаний, реализации личных качеств, сохранения самоконтроля и способности своевременно реагировать на требования ситуации. Установлено, что проблема инновационной деятельности в образовании на сегодняшний день остаётся одной из самых актуальных, однако формирование готовности к инновационной деятельности обучающихся недостаточно изучено. Целью представленного в статье исследования является определение психологических механизмов - саморегуляции, рефлексии, идентификации как ключевых при формировании готовности обучающихся к инновационной деятельности. Саморегуляция позволяет осуществлять контроль и осознание выполняемой деятельности, рефлексия является необходимым условием её планомерного анализа и корректировки действий. Идентификация обеспечивает отождествление себя с наставником, педагогом, имеющим опыт инновационной деятельности и владеющего необходимыми навыками. Предполагается, что прикладной аспект проблемы может быть использован при организации условий системы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности, саморегуляция, идентификация, рефлексия.
DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-294-299 Введение
В настоящее время проблема инноваций в образовании приобретает всё большую актуальность. В постоянно меняющемся обществе человек должен быть готов к эффективной деятельности и поведению, способствующему выживанию, конкурентоспособности на рынке труда. Это может быть обеспечено готовностью к новым формам деятельности, открытостью к изменениям, гибкостью и лабильностью мышления, а также особым типом личности с потребностью в новых достижениях, уверенностью в себе и целеустремлённостью [1].
От системы образования требуются существенная перестройка процесса обучения и подчинение логике инновационного развития, поэтому современная наука стоит перед вопросом выявления механизмов формирования у выпускника школы инновационных способов мышления и действия, психологической и функциональной готовности к инновационной деятельности [2].
Целью исследования является теоретико-методологический анализ проблемы и выделение ключевых механизмов, обеспечивающих формирование готовности к инновационной деятельности. Предполагается, что выделенные механизмы могут служить одним из условий эффективного психолого-педагогического сопровождения формирования инновационной деятельности обучающихся.
Теоретический анализ проблемы инновационной деятельности в образовании
Анализ понятия «инновационная деятельность» позволяет трактовать её как деятельность, направленную на освоение, создание нового. Осуществление инновационной деятельности становится возможным благодаря интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческому процессу, открытиям, изобретениям и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов [3].
По мнению М. В. Кларина, инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны [4].
Анализ исследований, посвящённых проблеме инноваций в образовании, показывает, что наиболее разработанными являются вопросы внедрения инноваций в образовательный процесс (М. В. Кларин, В. Я. Ляудис, М. М. Поташник, С. Д. Поляков, Е. Г. Белякова и С. Н. Дегтярёв и др.), вопросы инновационной педагогической деятельности (В. И. Загвязинский, В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков и др.), проблема «инновационной» личности (Э. Хаген, В. Н. Шевченко, Е. И. Федак, С. В. Ценцеря, М. М. Поташник, П. Ф. Друкер, Р. Э. Джонстон, Д. Дессен, Д. А. Алле).
В то же время анализ научной и практической сторон образования свидетельствует, что инновационная деятельность обучающихся до настоящего времени не получила научного осмысления. Системные исследования, касающиеся механизмов формирования готовности к инновационной деятельности обучающихся, отсутствуют. Психологические механизмы являются системообразующим началом и лежат в основе формирования готовности к инновационной деятельности, поскольку позволяют сделать этот процесс более управляемым и осознанным как для самого обучающегося - субъекта деятельности, так и для лиц, выступающих в качестве наставников, обладающих инновационным поведением.
Психолого-педагогический подход к изучению инновационной деятельности позволил установить присутствие определенных закономерностей овладения ею в связи с соблюдением общепринятых канонов её осуществления. Таким образом, возникает возможность концептуального
построения психологии инновационной деятельности обучающихся, определения закономерностей их конкретных действий в системно-де-ятельностной парадигме, условий и механизмов инновационной деятельности, представляющих собой её психологические основания [5].
Инновационная деятельность обучающихся рассматривается нами как самостоятельная продуктивная, творческая, целенаправленная, в которой обучающийся, используя новые средства достижения цели деятельности, развивается как субъект инноваций, как инновационная личность. Результатом инновационной деятельности является создание нового образовательного продукта, нового знания о предмете. Исходя из вышесказанного, применительно к деятельности обучающихся, инновационная деятельность всегда сопровождается наличием определённой цели, которая осознаётся учащимся, и действий, направленных на её достижение, при этом такая деятельность может носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
Психологические механизмы формирования готовности к инновационной деятельности
Целенаправленное формирование готовности обучающихся к инновационной деятельности может осуществляться на основе таких психологических механизмов, как саморегуляция, рефлексия, идентификация. Саморегуляция рассматривается нами как механизм реализации инновационной деятельности, под ней понимается внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами произвольных действий, определяемых целями [6].
Согласно ряду исследований, деятельность по своему существу саморегулятивна. Деятельность, построенная по принципу саморегуляции, имеет больше индивидуальных характеристик, более оптимальна и вызывает меньше утомления (О. А. Конопкин, Н. Ф. Круглова, Д. О. Оганесян, В. А. Соболев, Л. П. Степанов и др.). Произвольная саморегуляция включает в себя постановку и принятие цели, выделение условий деятельности, определение программы действий, критериев её успешности, а также оценку результатов и коррекцию деятельности [7].
Таким образом, при осуществлении инновационной деятельности происходит первоначально принятие решения о том, как действовать. При этом готовых программ действия такой вид деятельности, как правило, не имеет. Субъекту приходится самому выстраивать свою программу, выбирать способы действий, не имея готового решения, что является отличительной особенностью деятельности, которую можно назвать инновационной.
В концепции регуляции деятельности К. А. Абульхановой-Славской имеется в виду
регуляторная функция психики (или личности) по отношению к деятельности. Саморегуляция рассматривается как принцип связи различных функций психического, который изучается в следующих аспектах: 1) с учетом природных особенностей человека, их изменчивости, устойчивости, динамичности; 2) регуляция субъектом деятельности происходит с учетом его состояний (включая психофизиологические, психические и личностные), а также общей его позиции на каждом этапе деятельности; 3) регуляция осуществляется в зависимости от отношения субъекта к поставленным задачам, событиям, деятельности и т. д. Под отношением в данном случае имеется в виду весь спектр мотивации, установок, готовности, настроенности на разных уровнях; 4) регуляция происходит в зависимости от возможностей субъекта, под которыми в данном случае подразумеваются его способности, навыки, особенности реакции на неожиданность и т. д.; 5) регуляция означает создание специфических режимов деятельности в зависимости от стратегии и тактики ее осуществления субъектом; 6) принцип принятия решения означает личностно и психологически узловые, поворотные моменты в осуществлении деятельности - это и нахождение принципа действия, и своевременность мобилизации максимума активности, и нахождение выхода из трудностей, и преодоление психологического барьера [8, с. 270].
Таким образом, принцип саморегуляции воплощает системный подход к способу связи субъекта деятельности и ее условий и раскрывает личностные способы организации управления психикой соотносительно с объективными и субъективными условиями деятельности. Механизм принятия решений является механизмом управления, активации, кульминационным, мобилизационным механизмом, выбором главного направления активности.
Этот принцип лежит и в основе гипотезы О. А. Конопкина о системе саморегуляции сен-сомоторной деятельности, в основе позиции М. И. Боришевского, выделяющего личностную способность к волевой саморегуляции, которая превращает личность в субъекта собственной деятельности. Принцип саморегуляции совпадает с формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: специфическое преобразование совершается в соответствии с внешними требованиями, задачами и т. д. Принцип саморегуляции выступает как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества условий, возможностей и требований [7].
Индивидуальные особенности саморегуляции влияют на эффективность выполнения инновационной деятельности и на активность её выполнения. Если деятельность является личностно значимой, то регуляция текущих состояний (утомления и т. д.) практически снимается сама собой; если в данный момент деятельность
личностно незначима, приходится волевыми усилиями преодолевать трудности, состояния утомления и т. д.; вопрос состоит в том, как сделать инновационную деятельность для обучающего личностно значимой.
Личностная регуляция деятельности раскрывается в способе преодоления препятствий, в умении не щадить сил, в умении распределять их на всем протяжении деятельности. Здесь сказывается и различие характеров: один человек готов на все, лишь бы добиться результата немедленно, решить задачу во что бы то ни стало сейчас, другой способен на длительную выдержку, обладает стойкостью к неудачам, постоянно добивается желаемого, учась на ошибках.
Саморегуляция включает и самосознание, в частности, как его сторону - самоотношение, которым опосредствуется взаимодействие личности с самой собой и раскрывается ее тождество в процессе изменения ею действительности, т. е. формируется ее определенность, устойчивость и на ее основе - растущая активность [7].
С точки зрения Э. Ф. Зеера, саморегуляция деятельности тесно связана с личностной саморегуляцией, предполагающей высокий уровень самосознания, рефлексивность мышления, организованность, целенаправленность, сформирован-ность волевых качеств. Саморегулируемое учение инициирует развитие у обучаемых способностей к самостоятельному приобретению компетенций по самоуправлению, самоорганизации, самодетерминации и самоконтролю [6].
В качестве способа формирования саморегуляции у учащихся Э. Ф. Зеер выделяет саморегулируемое учение. Сущность этого вида учебной деятельности заключается в освоении учащимися новых знаний о свойствах предметов и явлений действительности и их применении в практической деятельности, приобретении новых учебно-профессиональных действий (компетенций). Таким образом, ведущей идеей такого обучения является установка на самообразование, самовоспитание, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию [6].
В теории деятельности Абульхановой-Слав-ской именно совместная деятельность индивидов способствует развитию самоорганизации: «Это, с одной стороны, коммуникативные способности, с другой - способности воздействовать на самого себя, актуализировать свои природные качества и индивидуальные возможности, индивидуальным образом воспроизводить опыт других, наилучшим образом включаться в коллективную деятельность» [8, с. 75]. Таким образом, происходит развитие ряда способностей, в том числе способности к самоорганизации, саморегуляции.
Развиваясь как субъект инновационной деятельности, личность проявляет соответствующую активность, обнаруживает личностную способность организации деятельности и саморегуляции. В оптимальном случае она оказывается субъектом,
обладающим неисчерпаемым творческим потенциалом, регулирующим, совершенствующим качество деятельности и развивающимся в ней [8, с. 183].
Оценочная и ценностная функция сознания непосредственно связана с регуляцией деятельности; функции контроля и оценки, построения стратегии и тактики деятельности сознание осуществляет посредством выделения принципа действия все более высокого уровня [8].
Одним из механизмов, обеспечивающих эффективность инновационной деятельности, выступает рефлексия. Процесс принятия решения, оценки и коррекции действий невозможен без рефлексивного анализа.
Проблема рефлексии является актуальной и изученной в психологии. Роль рефлексивного механизма изучалась в процессе мышления (Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, И. С. Ладенко, Э. Г. Юдин); личностной сфере (А. Г. Асмолов, Ю. М. Орлов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, В. В. Столин); социально-психологической сфере (Г. М. Андреева, Н. И. Гуткина, Л. А. Петровская), в сфере профессиональной деятельности (О. Ф. Хараман).
Способность к педагогической рефлексии как умению видеть, понимать, оценивать свои воспитательные действия через действия вступающих с ними в контакт воспитателей и воспитанников рассматривалась в качестве одного из компонентов готовности будущих воспитателей к инновационной деятельности [9].
Рефлексия как познание и анализ учителем своих профессиональных действий включается в структуру инновационной деятельности [10, с. 84]. Таким образом, содержание рефлексии определяет уровень инновационной деятельности, так как рефлексия влияет на мотивационно-по-требностную сферу, приводит к целеполаганию, целереализации инновационной деятельности, построению её плана. При этом в качестве ключевых видов рефлексии в инновационной деятельности выделяются научная, методологическая и рефлексия целеполагания. Научная позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования, методологическая связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, её объекту и результату [10].
Развитие рефлексивной оценки собственного состояния и деятельности через вербализацию внутренних мыслительных конструктов при решении трудностей и проблем в учебной ситуации определяется в качестве необходимого этапа формирования готовности к инновационной деятельности [11].
Необходимым механизмом усвоения инновационного поведения является идентификация как отождествление себя с эталоном, образцом.
Идентификация в инновационной деятельности — механизм, состоящий в уподоблении себя
значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним. В основе - формирование определённого ролевого стереотипа как образца, которому следует обучающийся, осуществляя собственную инновационную деятельность. С нашей точки зрения, у обучающихся определённое представление об инновационной деятельности приобретается на основе идентификации с преподавателем, наставником как носителем опыта, навыка инновационной деятельности. При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение «образца» служит стимулом для выбора поведенческой реакции обучающимся: он копирует внешние формы поведения «образца», осваивает нормы деятельности, ключевые действия. Идентификация имеет место и среди педагогов при выборе того или иного новаторского опыта педагогического движения («занковцы», «шаталовцы» и др.) [10].
Рассматривая идентификацию как механизм развития творчества учителя, В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова выделяют этапы её осуществления: на первом педагог знакомится с готовыми способами осуществления инновационной деятельности, соотносит их с собственными мотивами, предпочтениями, умениями; на втором прорабатывает инновации, привнося в них элементы собственной оригинальности и новизны [10].
Заключение
Таким образом, в ходе теоретико-методологического анализа проблемы инноваций в образовании установлено, что для формирования и поддержания инновационной деятельности обучающихся необходимо организовывать систему психолого-педагогического сопровождения, включающую на ряд ключевых направлений: 1) поддержание интеллектуального потенциала, развитие системного мышления; 2) создание психолого-педагогических условий формирования осознанного отношения к продуктам собственной интеллектуальной деятельности, инновационных продуктов; 3) реализация программ по саморазвитию личностного потенциала учащихся, способствующего инновационной деятельности и включающего такие качества, как саморегуляция, целеустремлённость, рефлексия и др.; 4) активизация творческих способностей, познавательной активности и мотивации достижения результатов в инновационной деятельности [12].
Учёт перечисленных механизмов в рамках данной системы сопровождения обеспечит, на наш взгляд, больший успех при подготовке обучающихся к инновационной деятельности. Это создаст поле для развития инновационного потенциала всех участников образовательного процесса, являющегося основным реализатором модернизации образования, его развивающего влияния на преобразование российского общества.
Библиографический список
1. Барболин М. П. Методологическая концепция инновационного развития образовательных систем // Философия образования. 2011. № 1 (34). С. 85-94.
2. Баулина Н. А. Формирование инновационного мышления школьников - задача современной школы // Педагогика. 2011. № 9. С. 116-121.
3. РепинаЕ. Я., ГаффороваЕ. Б. К вопросу об определении понятия «инновация» // Инновации в образовании. 2014. № 2. С. 25-33.
4. Кларин М. В. Инновации в обучении : метафоры и модели : анализ зарубежного опыта. Рига, 1995. 176 с.
5. Зеер Э. Ф. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 17-24.
6. Зеер Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5-11.
7. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
8. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 480 с.
9. Хараман О. Ф. Формирование в педагогическом колледже готовности к инновационной деятельности будущих воспитателей дошкольных учреждений : дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 206 с.
10. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.
11. Чернова Л. Т. Формирование профессионально-личностной готовности учителя к инновационной деятельности в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1997. 159 с.
12. Попова И. Эффективное управление инновационными процессами // Воспитательная работа в школе. 2014. № 5. С. 69-77.
Образец для цитирования:
Быкова Е. А. Психологические механизмы формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4 (24). С. 294-299. БО!: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-294-299.
Psychological Formation Mechanisms of Students' Readiness to Innovation Activity
Elena A. Bykovа
Shadrinsk State Pedagogical University 3, K. Libknekhta Str., Shadrinsk, 641870, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with the results of theoretical and methodological analysis of the problem of psychological formation mechanisms of students' readiness to innovation activity. Innovation activity is an integral part of any organization or enterprise and it supports the competitiveness and survival of a person in modern changing world. It is demonstrated that readiness for innovation activity is an important condition for its effective implementation, use of existing knowledge, realization of personal skills, preservation of self-control and capability to react swiftly to the situation. We established that the problem of innovation activity in education continues to be relevant; however the formation of students' readiness is still understudied. The aim of the research is to define psychological mechanisms: self-control, introspection, identification as key mechanisms forming the students' readiness to innovation activity. Self-control helps to monitor and to be aware of an activity. Introspection is a requirement of its systematic analysis and correction of actions. Identification provides introjection with a mentor, a teacher who has an experience in innovation activity and who posesses essential skills. The applied aspect of the problem can be used in organization of conditions of the system of psychological and pedagogical support of the process of formation the students' readiness to innovation activity.
Key words: innovation activity, readiness to innovation activity, self-control, identification, introspection.
References
1. Barbolin M. P. Metodologicheskaya kontseptsiya innovatsi-onnogo razvitiya obrazovatel'nykh sistem [Methodological conception of innovational development of educational systems]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education], 2011, no. 1 (34). pp. 85-94 (in Russian).
2. Baulina N. A. Formirovanie innovatsionnogo myshleniya shkol'nikov - zadacha sovremennoy shkoly [Formation of pupils' innovational thinking is duty of modern school]. Pedagogika [Pedagogy], 2011, no. 9, pp. 116-121 (in Russian).
3. Repina E. Ya., Gafforova E. B. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «innovatsiya» [To question about definition of concept "innovation"]. Innovatsii v obrazovanii [Innovation in education], 2014, no. 2, pp. 25-33 (in Russian).
4. Klarin M. V. Innovatsii v obuchenii: metafory i modeli: Analizzarubezhnogo opyta [Innovation in teaching: metaphors and models. Analysis of foreign experience]. Riga, 1995. 176 p. (in Russian).
5. Zeer E. F. Institutsional'noe obespechenie obrazovatel'nykh innovatsiy [Institutional supporting of educational innovations]. Innovatsionnye proekty iprogrammy v obrazovanii: zhurnal dlya pedagogov i rukovoditeley innovatsionnykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Innovational projects and programs in education], 2012, no. 3, pp. 17-24 (in Russian).
6. Zeer E. F. Samoreguliruemoe uchenie kak psikhologo-didakticheskaya tekhnologiya formirovaniya kompetentsii u obuchaemykh [Self-regulated learning as psychological and didactical technology of formation of students' competence]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2004, no. 3, pp. 5-11 (in Russian).
7. Konopkin O. A. Psikhicheskaya samoregulyatsiya proizvol'noy aktivnosti cheloveka (strukturno funktsional'nyy aspekt) [Psychic self-regulation of human voluntary activity (structural-functional aspect)]. Voprosypsikhologii [Voprosy Psychologii], 1995, no. 1, pp. 5-12 (in Russian).
8. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Deyatel'nost 'i psikhologiya lichnosti [Activity and personal psychology]. Moscow, 1980. 480 p. (in Russian).
9. Kharaman O. F. Formirovanie vpedagogicheskom kolledz-he gotovnosti k innovatsionnoy deyatel'nosti budushchikh vospitateley doshkol'nykh uchrezhdeniy: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of future nursery teachers' readiness to innovational activity in pedagogical college: diss. ... cand. of pedagogy]. Krasnodar, 2001. 206 p. (in Russian).
10.Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: innovat-sionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: innovational activity]. Moscow, 1997. 224 p. (in Russian).
11.Chernova L. T. Formirovanie professional'no-lichnost-noy gotovnosti uchitelya k innovatsionnoy deyatel'nosti v sistemepovysheniya kvalifikatsii: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of teacher's professional-personal readiness to innovational activity in system of further training: diss. ... cand. of pedagogy]. Kazan, 1997. 159 p. (in Russian)
12.Popova I. Effektivnoe upravlenie innovatsionnymi protses-sami [Effective management of innovational processes]. Vospitatel'naya rabota v shkole [Upbringing work at school], 2014, no. 5, pp. 69-77 (in Russian).
Cite this article as:
Bykovа E. A. Psychological Formation Mechanisms of Students' Readiness to Innovation Activity. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eolo^. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 4 (24), рр. 294-299 (in Russian). DOI: 10.18500/23049790-2017-6-4-294-299.