Научная статья на тему 'Личностные детерминанты инновационной деятельности педагогов и обучающихся'

Личностные детерминанты инновационной деятельности педагогов и обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
431
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PERSONALITY / SOLID-SOLID PHASE EQUILIBRIUM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Е.А.

В статье анализируется современное состояние проблемы инноваций в образовании, рассматриваются личностные качества, обеспечивающие эффективность в инновационной деятельности. Представлены результаты исследования особенностей личности обучающихся и педагогов, принимающих активное участие в инновационной деятельности в образовательном учреждении, а также лиц, не проявляющих инновационной активности и интереса к инновационной деятельности. Рассматриваются следующие ключевые качества личности, обеспечивающие успех в инновационной деятельности: высокий уровень мотивации достижения, саморегуляция, мобильность, низкий уровень ригидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF TEACHERS AND STUDENTS ENGAGED IN INNOVATION ACTIVITIES

The article analyzes the current state of the problem of innovation in education, considers the personal qualities that ensure efficiency in innovation. The article presents the results of the study of the personality characteristics of students and teachers who take an active part in the innovation activities of educational institutions, as well as persons who do not show innovation activity and interest in innovation. High level of motivation of achievement, self-regulation, mobility and low level of rigidity are believed to be the key qualities of a person ensuring success in the innovative activity.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты инновационной деятельности педагогов и обучающихся»

ресованными и активными». Учителя ждут «уважения к себе» - и дети ждут «уважения к себе». Даже в отношении дисциплины на уроке ожидания учителей и учащихся совпадают: обе стороны недовольны плохой дисциплиной. В конфликтологии подобная ситуация может быть определена как «сопряжённые тенденции оппонентов при блокировке инициации их удовлетворения». Подобные ситуации разрешаются через переход одного из оппонентов к активным действиям, вероятнее всего это должен быть педагог.

Проведённый анализ педагогического взаимодействия с позиций конфликтологии позволяет сделать следующие выводы.

Ожидания от процесса взаимодействия определяют активность субъектов. При этом нереализация «обязательных» элементов взаимодействия в ожиданиях провоцируют активно-агрессивное взаимодействие. Для учителей такими параметрами являются дисциплина на уроке и заинтересованность, учебная активность учащихся. Для старшеклассников факторами, провоцирующими агрессивное сопротивление, выступают мораль-

Библиографический список

но-этические характеристики взаимодействия, а также интерес и субъективная полезность изучаемого материала.

Доминирующей стратегией реализации ожиданий у преподавателей является «борьба», т. е. принуждение учащихся действовать в соответствии с ожиданиями учителя. Школьники в ситуации конфликта ожиданий преимущественно используют «уход» (игнорирование собственных ожиданий или подчинение педагогу). Эти данные говорят о сохранении в системе взаимодействия ситуации «доминирование - подчинение». Стратегия «диалог» у учителей и школьников выражена примерно одинаково. Данная стратегия и взрослыми, и детьми чаще применяется в отношении факторов «удовлетворения».

Выявленная ситуация показывает, что процесс педагогического взаимодействия пока сложно назвать конструктивным. Эта проблема актуализирует задачу обучения в первую очередь педагогов, а также и учащихся технологиям эффективной коммуникации и конструктивного поведения в конфликтном взаимодействии. При работе со школьниками эту задачу вполне могут решать школьные службы медиации.

1. Федотова Е.Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса. Гуманитарный вектор. 2015; № 1 (41): 35 - 41.

2. Бринько И.И. Сравнительный анализ ожиданий участников образовательного процесса. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 238 - 42.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Москва: ЮНИТИ, 1999.

4. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

6. Thomas K.W., Kilmann R.H. Thomas-Kilmann conflict mode instrument. XICOM, INC., 1990.

References

1. Fedotova E.L. Produktivnoe vzaimodejstvie kak osnova sovremennogo obrazovatel'nogo processa. Gumanitarnyj vektor. 2015; № 1 (41): 35 - 41.

2. Brin'ko I.I. Sravnitel'nyj analiz ozhidanij uchastnikov obrazovatel'nogo processa. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 238 - 42.

3. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya. Moskva: YuNITI, 1999.

4. Hasan B.I. Konstruktivnaya psihologiya konflikta. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

5. Grishina N.V. Psihologiya konflikta. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

6. Thomas K.W., Kilmann R.H. Thomas-Kilmann conflict mode instrument. XICOM, INC., 1990.

Статья поступила в редакцию 08.02.18

УДК 37.015.31

Bykova Е.А., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: elbykova80@mail.ru

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF TEACHERS AND STUDENTS ENGAGED IN INNOVATION ACTIVITIES. The article analyzes the current state of the problem of innovation in education, considers the personal qualities that ensure efficiency in innovation. The article presents the results of the study of the personality characteristics of students and teachers who take an active part in the innovation activities of educational institutions, as well as persons who do not show innovation activity and interest in innovation. High level of motivation of achievement, self-regulation, mobility and low level of rigidity are believed to be the key qualities of a person ensuring success in the innovative activity.

Key words: innovation, innovative activity, innovative personality.

Е.А. Быкова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,

г. Шадринск, Е-mail: elbykova80@mail.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье анализируется современное состояние проблемы инноваций в образовании, рассматриваются личностные качества, обеспечивающие эффективность в инновационной деятельности. Представлены результаты исследования особенностей личности обучающихся и педагогов, принимающих активное участие в инновационной деятельности в образовательном учреждении, а также лиц, не проявляющих инновационной активности и интереса к инновационной деятельности. Рассматриваются следующие ключевые качества личности, обеспечивающие успех в инновационной деятельности: высокий уровень мотивации достижения, саморегуляция, мобильность, низкий уровень ригидности.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационная личность.

Развитие современного общества невозможно без инноваций. Инновационная деятельность в настоящее время занимает одно из ключевых мест в функционировании любой организации и предприятия. В эпоху постоянных изменений успешной становится та организация, которая идёт в ногу со временем, открыта к различным нововведениям. Образовательная организация не является исключением.

Развивающаяся экономика ставит перед современным образованием задачи воспитания человека, готового к восприятию и внедрению инноваций. Современный выпускник школы и ВУЗа должен быть готов к существованию в постоянно меняющемся мире, где возникает необходимость решения разного рода проблемных ситуаций, реализации инновационных проектов, участия в инновационной деятельности. Это в свою очередь требует раз-

вития особого рода мышления, личностных качеств, готовности позитивно воспринимать новые ситуации, брать на себя ответственность за свои действия.

Согласно имеющимся данным, наши соотечественники уступают представителям стран с высокой инновационной активностью по таким качествам личности, как мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству, риску [1, с. 117].

Обществу нужны люди творческие, самостоятельные, гибко мыслящие, относящиеся к своему развитию как к ценности, умеющие и желающие постоянно учиться новому. Все эти качества необходимо формировать ещё в школе. Однако, как показывает ряд современных исследований (Т.Н. Pазуваева, Н.А. Баулина, Е.А. Шмелёва и др.) современная школа часто оказывается ориентирована больше на предметную подготовку, на показатели результатов ЕГЭ, вооружение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Следовательно, от системы образования требуется существенная перестройка и подчинение логике инновационного развития.

Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления [2, с. 3].

Проблематика нововведений в области образования представлена в работах K. Ангеловски, Н.В. Горбуновой, М.В. Ларина, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, О.Г. Хомерики, KP. Юсуфбековой, Ferrari A., Cachia R., Punie Y., и др.

Общие и специфические особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности исследовались в 6080-х гг. в трудах Ф.Н. Гоноболина, С.М. Годника, В.И. Загвязин-ского, В.А. Kан-Kалика, А.Е. ^ндратенкова, Н.В. ^зьминой, Ю.Н.. ^люткина, АХ Марковой, Н.Д. Никандрова, Я.А. Пономарева, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобской, Л.М. Фридмана, А.И. Щербакова и др.

Исследования проблемы инновационной деятельности в образовании, проведённые за последние 30 лет в Pоссии и за рубежом, показали, что в сфере изучения находится в основном инновационная деятельность педагогов, педагогического коллектива, либо образовательного учреждения в целом (А.И. Приго-жин, A.A. Деркач, С.И. Десненко, О.В. Михайлов, Л.С. Подымова, Е.В. Селезнева, П.В. Середенко, В.А. Сластенин, Т.Н. Pазуваева, TP. ^сяпкулова, В. Слободчиков, В.И. Долгова, Л.Т. Чернова, О.П. Соснюк, О.Л. Маркова, И.Б. Авакян, Н.И. Pаитина, И.В. Pако-ва и др.). Pяд работ посвящён также формированию готовности к инновационной деятельности студентов (Е.М. Шпагина, Е.А. Андреева, М.Е. Чаяускас, И.Е. Пискарева, ОР. Бадагуева, Bren-nan J., Broek S., Durazzi N., Kamphuis Bregtje, Ranga M., Ryan S.).

В современном образовании не существует определённой и общепринятой концепции инновационной деятельности. ^оме того, педагогические инновации рассматриваются чаще с прикладной точки зрения, как результат образовательной практики. В образовании инновационные изменения сегодня идут по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; создание условий для развития и самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, развитие творческих инновационных коллективов и отдельных личностей [3].

^оме того, анализ показывает, что отсутствуют исследования, посвящённые проблеме инновационной деятельности обучающихся школ. Проблема личностного профиля обучающихся школ, занимающихся инновационной деятельностью, изучена недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых бы описывались те личностные характеристики, которые помогают обучающимся быть успешным при реализации инновационной деятельности.

В качестве важного теоретико-методологического вопроса при изучении инновационной деятельности выступает вопрос о её субъекте. Обучающийся, как субъект инновационной деятельности (с точки зрения современных ФГОС) должен быть готов к тому, чтобы активно участвовать в инновационной деятельности, позитивно воспринимать нововведения, самому уметь их создавать и внедрять [4].

Следовательно, актуальным направлением исследования инновационных процессов является изучение личностных детерминант, обеспечивающих успешность в инновационной деятель-

ности. В связи с этим, ряд современных исследований посвящён разработке категории «инновационная личность» (Э. Хаген, В.Н. Шевченко, Е.И. Федак, С.В. Ценцеря, Р Fmdlkoglu , D. ИЬшп).

Э. Хаген ввёл понятие инновационной личности как предпосылки усиления экономического роста, распространения предпринимательства и накопления капитала [5, с. 207 - 208]. С точки зрения автора инновационная личность - тип личности, прямо противоположный авторитарной. В теоретической модели инновационной личности выделяется пять основных групп инновационных качеств (в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу), включающих внутри каждой группы ещё по две-три подгруппы качеств [5]. Характеристики инновационной личности, данные Э. Хагеном, включают в себя любознательное отношение к миру и стремление управлять им, принятие на себя ответственности за плохие стороны жизни и попытки внести в неё изменения, творчество, стимулирующее стремление к новизне.

Учитывая интегральное понимание личности в психологии как «социальной характеристики человека», инновационная личность трактуется как «совокупность определённых качеств человека, определяющих его как субъекта социального взаимодействия с инновационным потенциалом проявления в общественной практике» [5, с. 151].

Как указывает Н.И. Лапин, инновационная личность - это особый тип творческой личности, она противопоставляется личности традиционной и обладает определёнными качествами [6]. Подчёркивается важность формирования инновационных личностей среди подрастающего поколения. Необходимо с ранних лет прививать ребёнку уверенность в себе, настойчивость в достижении цели, уважение к напряжённому труду.

На наш взгляд особая роль в структуре инновационной личности придаётся мотивации достижения, поскольку первоосновой осознанного поведения человека является мотивационный потенциал. При этом мотивация, понимаемая как деятельность по реализации потребностей, является необходимой составляющей той группы качеств личности, которую принято называть инновационной.

Личность, способная к инновационной деятельности отличается психологическими особенностями и руководствующейся волей к самоутверждению посредством активной преобразовательской деятельности, что формирует особый тип поведения -инновационный (М.М. Поташник, П.Ф. Друкер, РЭ. Джонстон, Д. Дессен, Д.А. Алле). В связи с этим целесообразным представляется рассмотрение особенностей инновационного поведения как особого типа поведения личности.

В.А. Сластёнин и Л.С. Подымова определяют инновационное поведение как «действие, где проявляются личностные отношения субъекта к происходящим переменам» [7, с. 23]. Инновационное поведение рассматривается ими «не как приспособление, а как максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализация» [7, с. 131]. Авторы вводят такое понятие как «Инновативность», определяя её как черту личности, характеризующуюся «высоким чувством нового, эмоционально-оценочным отношением к нововведениям [7, с. 2]. Уровень инновативности определяет инновационное поведение.

Э.В. Галажинский и В.Е. Клочко указывают, что инновационное поведение осуществляется путём выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов, возникает инициативно. Авторы выделяют также 3 фактора инновационного поведения: возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным потенциалом; среда, отвечающая этим возможностям; готовность человека реализовать свои возможности «здесь и теперь» [8]. Все три фактора представляются зависимыми от личностного потенциала субъекта инновационного процесса, даже фактор «среда» обусловлен другими двумя - личность может сама создать эту среду (субъективные факторы).

Таким образом, обобщая данные исследований, посвящён-ных проблеме инновационной личности, можно заключить, что на успешность инновационной деятельности могут оказывать влияние ряд индивидуальных особенностей, таких как мотивация достижения, потребность в успехе, творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуяции, самооценка, степень открытости новому, развитая рефлексия, эмпатия и т. д.

Для эффективного осуществления инновационной деятельности требуется высокий уровень личностного саморазвития учащегося. Поскольку исследования, посвящённые изучению особенностей личности обучающихся, занимающихся инновационной деятельностью, отсутствуют, мы определили цель нашего

Таблица 1

Результаты изучения потребности в достижении (опросник Ю.М. Орлова), %

Уровни Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

ИД ОИД ИД ОИД ИД ОИД ИД ОИД ИД ОИД

Преподаватели 9 7 9 15 45 50 - 13 37 15

Студенты и магистранты 8 6 8 21 31 41 31 21 22 11

Школьники 13 6 20 24 47 54 20 7 - 9

ИД - инновационная деятельность

ОИД - отсутствие инновационной деятельности

исследования - изучить особенности личности лиц, принимающих активное участие в инновационной деятельности образовательной организации. В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что лица, отличающиеся инновационной активностью, имеют более высокий уровень развития определённых личностных характеристик: высокую саморегуляцию, отличаются мобильностью и более мотивированы на успех и на достижение целей.

В исследовании принимало участие 150 человек: 50 педагогов, 50 обучающихся старших классов и 50 студентов и магистрантов педагогического университета. В первую группу вошли лица, принимающие активное участие в инновационной деятельности образовательного учреждения. Во вторую группу включались те педагоги и обучающиеся, кто не проявляет инновационной активности и интереса к инновациям. Для педагогов в качестве инновационной деятельности рассматривалось участие в инновационных образовательных проектах школы, города, области, а также научно-исследовательские разработки и использование инновационных методик в работе. Инновационная деятельность обучающихся подразумевала участие в школьных и студенческих конкурсах проектов и научно-исследовательских работ.

В качестве диагностического инструментария использовались методики: «Мотивация к успеху» (Т. Элерса) [9, с. 626], Методика исследования ригидности (Айзенк) [9, с. 145], Опросник потребности в достижении (Ю.М. Орлова) [10, с. 85], опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросановой) [11].

Результаты исследования особенностей личности лиц, занимающихся инновационной деятельностью в образовании, показали специфику черт личности, обеспечивающих успех в инновационной деятельности у всех участников образовательного процесса.

Данные, полученные в ходе исследования потребности в достижении у лиц, принимающих и не принимающих участие в инновационной деятельности, представлены в таблице 1.

Данные свидетельствую о том, что среди лиц, занимающихся инновационной деятельностью, редко встречается высокий уровень потребности в достижении, при этом стремление достичь желаемых результатов в большей степени свойственен школьникам (13%), чем студентам (8%) и преподавателям (9%). Для обеих выборок наиболее характерен средний уровень притязаний. Отмечен также факт, что достаточно большой процент преподавателей (37%) и студентов (22%), занимающихся инновационной деятельностью, имеют низкий уровень потребности в достижении, что может послужить серьёзным препятствием для эффективного выполнения инновационной деятельности. Среди школьников, занимающихся инновационной деятельностью, низкие показатели отсутствуют.

Поскольку одним из ключевых условий эффективности деятельности является мотивация, следующим этапом исследования было изучение и сравнение мотивации к успеху у обеих выборок. Результаты представлены в таблице 2.

Данные показывают, что в большей степени мотивированными на успех оказываются студенты: 39% имеют слишком высокий уровень мотивации. Для большинства преподавателей в обеих выборках характерна умеренно высокая мотивация к успеху, а школьники демонстрируют преимущественно средний уровень. При этом среди лиц, занимающихся инновационной деятельностью, практически не обнаружен низкий уровень мотивации к успеху (8% у студентов, 0% у преподавателей и школьников).

Результаты изучения особенностей стиля саморегуляции поведения показали наличие различий между двумя исследуемыми выборками. Данные представлены в таблице 3.

Результаты, полученные с помощью опросника стиля саморегуляции поведения, показывают, что в целом у всех опрошенных, занимающихся инновационной деятельностью, по всем шкалам уровень развития исследуемых качеств выше. Самый высокий уровень планирования, моделирования и общий уровень саморегуляции выявлен у преподавателей (64%, 55% и 64% соответственно), в то время как программирование, оценивание и гибкость выше у школьников, занимающихся инновационной деятельностью.

Планирование позволяет при постановке и удержании цели быть более успешным в инновационной деятельности, поскольку она требует умения самостоятельно, детально, реалистично ставить цель и двигаться к её выполнению, преодолевая массу препятствий.

Более высокими у лиц, занимающихся инновационной деятельностью, оказались и показатели по шкале моделирования. Это может быть связано с тем, что данное качество позволяет ориентироваться в системе значимых условий деятельности, менять программу действий в связи с изменением ситуации, что достаточно часто происходит в условиях инновационной деятельности.

Отмечен также высокий уровень программирования у лиц, занимающихся инновационной деятельностью, что может быть обусловлено необходимостью продумывать свои действия для достижения поставленных целей, при необходимости производить их коррекцию.

Интересно отметить, что по шкале гибкости более высокие результаты показали школьники (47%). Это качество позволяет легко перестраивать планы и программы исполнительских действий и поведения при изменяющихся условиях, что достаточно часто может происходить при выполнении инновационной деятельности.

Таблица 2

Слишком высокий Умеренно высокий Средний Низкий

ИД ОИД ИД ОИД ИД ОИД ИД ОИД

Преподаватели 27 15 46 65 27 11 - 9

Студенты и магистранты 39 17 27 57 39 26 8 12

Школьники 7 5 40 40 53 40 - 15

ИД - инновационная деятельность

ОИД - отсутствие инновационной деятельности

Результаты изучения мотивации к успеху (Т. Элерс), %

Таблица 3

Результаты изучения стиля саморегуляции поведения (В.И. Моросановой), %

Преподаватели Студенты и магистранты Школьники

Планирование ИД ОИД ИД ОИД ИД ОИД

Высокий 64 30 62 26 46 25

Средний 27 42 30 60 27 34

низкий 9 8 8 14 27 41

Моделирование Высокий 55 32 30 17 46 30

Средний 36 45 43 68 27 51

низкий 9 23 27 15 27 19

Программирование Высокий 37 20 30 - 40 22

Средний 55 23 43 87 53 48

низкий 8 57 27 13 7 30

Оценивание Высокий 45 32 54 34 60 42

Средний 45 34 46 64 40 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низкий 10 34 - 2 - 8

Гибкость Высокий 37 25 30 25 47 34

Средний 55 46 62 64 40 20

низкий 8 29 8 11 13 46

ОУС Высокий 64 29 25 25 33 12

Средний 36 54 67 64 53 66

низкий - 17 8 11 14 23

Таким образом, более развитая саморегуляция произвольной активности позволяет обучающимся и преподавателям самостоятельно, гибко и адекватно реагировать на изменение условий инновационной деятельности. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции поведения, который позволит компенсировать влияние личностных и характерологических особенностей, препятствующих достижению поставленной цели.

Следующим этапом нашего исследования было изучение ригидности испытуемых, поскольку для участия в инновационной деятельности требуется особая доля пластичности и мобильности, в то время как ригидность может стать препятствием для достижения поставленных целей. Результаты представлены в таблице 4.

Данные показывают, что наибольшие черты ригидности проявляют преподаватели, не занимающиеся инновационной деятельностью (56%). При этом среди лиц, участвующих в инновационной деятельности, ригидность как качество отсутствует, что вероятно и является одним из факторов, делающих инновационную деятельность привлекательной для них. Наибольшую мобильность демонстрируют студенты, занимающиеся инновационной деятельностью (69%). Среди студентов, не участвующих в инновационной деятельности, мобильность не выявлена вообще.

По результатам исследования мы можем говорить о том, что у лиц, занимающихся инновационной деятельностью, существуют типологические личностные особенности, обусловленные теми условиями и требованиями к личности и поведению человека, которые выдвигает деятельность, называемая инновационной. В целом к таким особенностям можно отнести высокий уровень саморегуляции, мобильность, потребность в достижении успеха и достаточный уровень мотивации к достижению цели.

Мотивация к достижению цели выступает как источник инновационного поведения, стимулируя обучающихся и преподавателей к активному участию в инновационных проектах и программах школы, заставляя добиваться успеха в деятельности, несмотря на препятствия и сложности. Что касается саморегуляции, то она, на наш взгляд, выступает как психический механизм реализации инновационной деятельности. Саморегуляция рассматривается как внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами произвольных действий, направляемых целями. Саморегуляция деятельности тесно связана с личностной саморегуляцией, предполагающей высокий уровень самосознания, рефлексивность мышления, организованность, целенаправленность, сфор-мированность волевых качеств.

Согласно ряду исследований, деятельность по самому своему существу саморегулятивна. Это значит, что методологический подход к моделированию и оптимизации деятельности в психологии принципиально исходит из принципа индивидуальной регуляции (саморегуляции) деятельности субъектом (О.А. Коноп-кин, Н.Ф. Круглова, Д.О. Оганесян и др).

Деятельность, построенная по принципу саморегуляции и самоорганизации, значительно отличается по индивидуальным стилям. Причём именно отработка их в направлении большей индивидуализации ведёт к оптимизации деятельности. Ликвидация возможностей индивидуальной регуляции деятельности, саморегуляции, снятие содержательных моментов регуляции приводят к утомлению (В.А. Соболев, Л.П. Степанов).

Мобильность как качество личности при реализации инновационной деятельности является необходимым условием успеха, поскольку в ходе её выполнения возникают непредвиденные, незнакомые ситуации, к которым требуется быстрое приспосо-

Таблица 4

Результаты исследования ригидности, %

Мобильность Черты ригидности Ригидность

ИД ОИД ИД ОИД ИД ОИД

Преподаватели 63 10 37 34 - 56

Студенты и магистранты 69 - 31 55 - 45

Школьники 47 16 53 56 - 28

бление, выработка новых стратегий, отстранения от закреплённых ранее образцов поведения.

Таким образом, в структуру инновационной личности нами включаются такие компоненты, как мотивация достижения; способность к саморегуляции; низкий уровень ригидности как качества, препятствующего восприятию инноваций и готовности к их внедрению.

На наш взгляд, инновационная деятельность в образовании должна быть построена таким образом, чтобы создавать поле для развития инновационного потенциала всех участников образовательного процесса, поскольку именно личностные харак-

Библиографический список

теристики создают богатый потенциал для достижения успеха и результативности. Именно гибкая, инициативная, творческая личность, готовая к инновационной деятельности, задаёт перспективы развития производства, управления, науки, основных звеньев современного общества.

Основы формирования такой личности закладываются именно на ступени общего образования, поэтому условия, в которых эта личность будет существовать, сложно переоценить. В учебном процессе необходимо создавать специальные условия для формирования вышеперечисленных качеств личности, для развития гибкости мышления, творческого начала.

1. Баулина Н.А. Формирование инновационного мышления школьников - задача современной школы. Педагогика. 2011; 9: 116 - 121.

2. ^арин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Pига: НПЦ «Эксперимент», 1995: 176.

3. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. Москва, 1992.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10 - 11 кл.). Available at: http:// минобрнауки.рф/documents/2365

5. Федак Е.И., Ценцеря С.В. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование. Мир образования - образование в мире. 2011; 1: 155.

6. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учебное пособие для вузов. 2-е издание. Москва: Логос, 2010.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва, 1997.

8. Галажинский Э.В., 1<лочко В.Е. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.

9. Pайгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАXPАX-M», 2001.

10. Боллигер Л.В., Варыханова K.ß., Марчукова С.Ф. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012.

11. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека: монография. Pос. акад. образования. Психол. ин-т. Москва: Наука, 1998.

References

1. Baulina N.A. Formirovanie innovacionnogo myshleniya shkol'nikov - zadacha sovremennoj shkoly. Pedagogika. 2011; 9: 116 - 121.

2. Klarin M.V. Innovacii v mirovoj pedagogike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry i diskussii. (Analiz zarubezhnogo opyta). Riga: NPC «'Eksperiment», 1995: 176.

3. Lyaudis V.Ya. Innovacionnoe obuchenie i nauka. Moskva, 1992.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya (10 - 11 kl.). Available at: http://minobrnauki.rf/ documents/2365

5. Fedak E.I., Cencerya S.V. Innovacionnaya lichnost'. Psihologo-pedagogicheskoe obosnovanie. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2011; 1: 155.

6. Lapin N.I. Teoriya ipraktika innovatiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izdanie. Moskva: Logos, 2010.

7. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva, 1997.

8. Galazhinskij 'E.V., Klochko V.E. Psihologiya innovacionnogo povedeniya. Tomsk, 2009.

9. Rajgorodskij D.Ya. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodikii testy: uchebnoe posobie. Samara: Izdatel'skij Dom «BAHRAH-M», 2001.

10. Bolliger L.V., Varyhanova K.V., Marchukova S.F. Psihologiya professional'noj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Irkutsk: Izd-vo IrGTU, 2012.

11. Morosanova V.I. Individual'nyj stil' samoregulyacii: fenomen, struktura i funkcii v proizvol'noj aktivnosti cheloveka: monografiya. Ros. akad. obrazovaniya. Psihol. in-t. Moskva: Nauka, 1998.

Статья поступила в редакцию 14.03.18

УДК.159.99

Volobueva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical

Institute (Stavropol, Russia), E-mail: elekuznetsova@yandex.ru

Hilko O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: olia.hilcko@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MANIPULATIVE COMMUNICATION AND ITS REASONS. The article is dedicated to the description of reasons for the spread in the modern society of a manipulative style of communication and the disclosure of psychological features of this style of communication. Manipulative communicative style is typical for people of self-absorbed age psychological maturity, part of which is taking responsibility for their actions, their lives and their accomplishments or defeats. The concepts of infantilism and egocentrism are considered as the main characterological features of the personality, without which the manipulative style of communication, as a predominant style of interaction with people, is impossible. The article reveals the stages of interaction of the manipulator with the donor.

Key words: psychological manipulation, infantilism, manipulative style of communication, reflection, ideological crisis, agape.

Е.В. Волобуева, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Ставрополь. E-mail: volobueva_79@mail.ru

О.В. Хилько, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический

институт», г. Ставрополь, E-mail: olia.hilcko@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Статья посвящена описанию причин распространения в современном обществе манипулятивного стиля общения и раскрытию психологических особенностей данного стиля общения. Манипулятивный стиль общения характерен для людей эгоцентричных, не достигших психологической зрелости, составным компонентом которой является принятие на себя от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.